для чего создаются запасы имущества го организациями
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379
«О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
С изменениями и дополнениями от:
1 февраля 2005 г., 15 июня 2009 г., 23 декабря 2011 г., 7 февраля 2017 г., 30 сентября 2019 г.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Информация об изменениях:
2. Установить, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 473 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379)
С изменениями и дополнениями от:
1 февраля 2005 г., 15 июня 2009 г., 23 декабря 2011 г., 7 февраля 2017 г., 30 сентября 2019 г.
ГАРАНТ:
См. также Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Информация об изменениях:
4. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ГАРАНТ:
О номенклатуре и объемах запасов материально-технических, медицинских и иных средств гражданской обороны и их хранении в Министерстве транспорта РФ см. приказ Минтранса РФ от 12 августа 2011 г. N 218
Об определении номенклатуры и объемов (запасов) имущества гражданской обороны, создаваемых в таможенных органах и организациях, находящихся в ведении ФТС России, см. приказ Федеральной таможенной службы от 23 мая 2006 г. N 461
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Информация об изменениях:
Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143 пункт 6 настоящего Положения изложен в новой редакции
6. Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143 настоящее Положение дополнено пунктом 6.1
6.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
7. Информация о накопленных запасах представляется:
8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1113 в подпункт «б» пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
б) создает запасы для оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
9. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запасы предназначаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В утвержденном Положении перечисляется, что входит в каждый вид указанных запасов. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
В Положении устанавливаются обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в данной области; регламентируется порядок представления информации о накопленных запасах.
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 мая 2000 г., N 18, ст. 1991
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1278
Изменения вступают в силу с 16 октября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2017 г. N 143
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1113
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 473
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49
Для чего создаются запасы имущества го организациями
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. Министерством экономического развития РФ и МЧС РФ 27 апреля, 23 марта 2012 г. № 43-2047-14)
I. Общие положения
2. Запасы создаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиоактивных, химических и биологически опасных веществ, обеспечения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, освежения, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и издаваемые в соответствии с ними нормативные документы МЧС России.
7. Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее:
на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне;
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
8. Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
федеральные органы исполнительной власти для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органы местного самоуправления для работников этих органов и созданных ими муниципальных организаций (предприятий и учреждений);
организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
10. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением, освежением, восполнением и использованием запасов, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
11. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2009 года № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Приказов Минфина России от 31.03.2010 № 28н, от 24.06.2010 № 61н) с 1 января 2010 года установлены «Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов». В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» подраздел 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и определена целевая статья 219 0000 «Мероприятия по гражданской обороне», в которой отражаются расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне и статья 219 01 00 «Подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время», в которых отражаются расходы на закупку и содержание средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют и направляют предложения в свои финансовые органы.
В целях решения вопросов освежения и создания запасов имущества гражданской обороны осуществляется разработка и реализация внутриведомственных, региональных (областных) и муниципальных целевых программ по гражданской обороне и по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
II. Порядок определения номенклатуры и объемов создаваемых запасов
1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, экономических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
2. Запасы создаются для обеспечения:
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, исходя из табелей (норм) их оснащенности;
3. Номенклатура запасов должна включать:
Во всех районах создаются запасы продуктов питания (Приложение № 4).
4. Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать оборудование для защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий (комплектующее оборудование, коллективные аптечки, запасы медикаментов, воды, продуктов питания и т.д.).
5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные:
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиационных, химических и биологически опасных веществ.
6. Номенклатура медицинских средств индивидуальной защиты должна включать только зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
7. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом количество противогазов увеличивается на 5% от общей потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
8. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
10. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и продовольствия для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, а так же с учетом особенностей их использования для разных категорий населения и медицинских противопоказаний (заболеваний органов кровообращения челюстно-лицевого аппарата, хронических заболеваний верхних дыхательных путей, деформации грудной клетки и т.д.).
При этом средства индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надёжности и т.д.). Так же средства индивидуальной защиты при пожарах должны гарантированно защищать население от продуктов горения, в том числе и от монооксида углерода. Медицинские средства индивидуальной защиты выбираются с учетом показаний к применению лекарственных препаратов, медицинских изделий, комплектов и (или) их оптимальных сочетаний.
11. Выбор конкретной марки (модели), приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны обеспечивать (в зависимости от выполняемых задач) определение: границ зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.
12. Ежегодно информацию о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля в запасах (резервах) по состоянию на 1 декабря текущего года федеральные органы исполнительной власти направляют в МЧС России, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в территориальные органы МЧС России.
III. Проверка качественного состояния запасов
1. Проверка качественного состояния запасов при приемке продукции, закладке в запасы и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.
Выборочный и сплошной контроль качественного состояния запасов осуществляется двумя методами:
осмотра тары (упаковки) и маркировки находящихся в ней запасов с определением их технического состояния (средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля и т.д.) или пригодности к использованию (продукты питания, медикаменты и т.д.) по внешнему виду;
проведения периодических испытаний (проверки) запасов, в том числе поверка приборов и дозиметров, лабораторные испытания средств индивидуальной защиты.
2. Проведение периодических испытаний (проверки) запасов контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными (поверочными) лабораториями и другими уполномоченными организациями.
Испытательные (поверочные) лаборатории и другие уполномоченные организации должны иметь соответствующие лицензии и аккредитацию для подтверждения соответствия запасов требованиям нормативной и технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.).
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, на балансе которых находятся запасы, организуют проведение своевременного отбора образцов со складов и доставку их для проведения периодических испытаний (поверок).
4. Периодические испытания (поверка) приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля, находящихся на хранении осуществляется один раз в пять лет.
Приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, не прошедшие периодические испытания (поверку), подлежат списанию и утилизации.
5. Источники ионизирующего излучения, содержащиеся в списанных приборах радиационной, химической и биологической разведки и контроля, передаются на захоронение отдельно или в составе прибора в организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право обращения с радиоактивными отходами.
Если при периодических (лабораторных) испытаниях отобранных образцов, после истечения гарантийного срока хранения, хотя бы по одному показателю будет получен отрицательный результат, необходимо провести повторные испытания по удвоенному количеству образцов.
Если при этом будет получен положительный результат, то партию следует считать соответствующей техническим условиям, а замене подлежат только образцы, отобранные на испытания.
Если при повторных периодических (лабораторных) испытаниях по удвоенному количеству образцов будет получен отрицательный результат, то вся заводская партия средств индивидуальной защиты подлежит списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств на основании акта лабораторных испытаний.
7. Если по результатам периодических (лабораторных) испытаний запасы признаны непригодными для эксплуатации и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты периодических (лабораторных) испытаний (поверок) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.
По результатам периодических (лабораторных) испытаний допускается списывать фильтрующе-поглощающую коробку противогаза или лицевую часть отдельно друг от друга.
Списанные средства индивидуальной защиты подлежат утилизации, при этом отдельные медицинские средства индивидуальной защиты, списанные по истечению срока годности, подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Основанием для продления срока хранения запасов или их списания является акт периодических (лабораторных) испытаний (поверки). В акте периодических (лабораторных) испытаний (поверки) запасов должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение испытательного (поверочного) органа.
Продление срока хранения и хранение медицинских средств индивидуальной защиты по истечению их срока годности не допускается.
9. Списание и утилизация запасов, утративших защитные и эксплуатационные свойства, производится по решению руководителей органов, организаций, создающих запасы на основании актов периодических (лабораторных) испытаний (поверки). При этом должно производиться своевременное освежение и замена запасов взамен списанных. Средства индивидуальной защиты допускается списывать по истечении рекомендуемых, назначенных сроков хранения как морально устаревшие.
IV. Порядок контроля организации хранения запасов
1. Организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
2. Предметом контроля является состояние работы по вопросам накопления, хранения, освежения, восполнения, проверок качественного состояния, технического обслуживания и планирования использования по предназначению запасов.
3. Основными вопросами контроля являются:
выполнение требований по разработке организационных и планирующих документов по созданию, хранению и содержанию запасов и их обоснованность;
выполнение требований по оборудованию складских помещений и размещению в них запасов;
содержание и техническое обслуживание запасов;
состояние учета и отчетности по запасам;
готовность к выдаче запасов.
4. Должностные лица, назначенные для проверки, обязаны изучить требования нормативных и руководящих документов в области хранения и содержания запасов, а также проверить и произвести анализ отчетных документов в проверяемом органе, организации:
сведения о накопленных запасах;
сведения о складской площади для хранения запасов;
планы выдачи запасов;
акты периодических (лабораторных) испытаний (поверок);
акты на закладку и списания запасов за отчетный период и текущий год;
акты инвентаризации запасов за текущий и предыдущие годы и другие руководящие (директивные) документы по вопросам хранения и содержания запасов.
5. По результатам проверки комиссией проверяемого органа в установленном порядке составляется и утверждается акт.
На основании утвержденного акта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и доводятся выписки из указанного плана до соответствующих исполнителей.
V. Организация планирования выдачи запасов
1. Планирование выдачи запасов для использования по предназначению осуществляется в мирное время и при введении степеней готовности на пунктах выдачи (приложение № 5).
2. Выдача средств индивидуальной защиты органов дыхания из запасов осуществляется с учетом возрастных критериев применения средств индивидуальной защиты, состояния здоровья и оценки уровня опасности биологического, радиационного и химического заражения и уровня ожидаемых пожаров и осуществляется следующим порядком:
При этом должно быть предусмотрено увеличение на 5% количество запасов противогазов от потребности в целях обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Для обеспечения защиты указанных категорий населения также осуществляется выдача дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
4. Для разработки Плана используются следующие исходные данные:
статистические данные о численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе по возрастным категориям;
сведения о наличии имущества в запасах;
расчет потребности в средствах индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения населения, рабочих и служащих;
сведения о выделении сил и средств (погрузочно-разгрузочные команды и автотранспорт по количеству и маркам) для обеспечения погрузки и вывоза средств индивидуальной защиты со складов на пункты выдачи и медицинских средств индивидуальной защиты из медицинских организаций;
сведения о количестве и возможностях пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и местах их размещения в городах и районах;
расчеты времени: на погрузку имущества со складов на автотранспорте организаций, независимо от форм собственности, доставку имущества от складов на пункты выдачи и выдачу средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты населению с пунктов выдачи (время движения автотранспортных колонн, погрузки имущества на автотранспорт и разгрузки на пунктах выдачи, возможности погрузочно-разгрузочных команд, количество и грузоподъемность автотранспорта и временные показатели);
возможности складских помещений по отгрузке (выдаче) средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты получателю в установленные сроки (наличие погрузочных команд, средств механизации, эстакад, аварийного освещения, состояние подъездных путей и другие показатели).
5. План, разработанный в полном объеме, утверждается решением руководителя органа (организации), создающего запасы в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у исполнителя, а второй федеральные органы исполнительной власти направляют в МЧС России, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в территориальный орган МЧС России.
6. Распределение и выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты по номенклатуре и количеству получателям городов и районов производится пропорционально, исходя из наличия средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты на складах и потребностей населения.
7. В целях сокращения сроков обеспечения населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты места хранения запасов должны быть максимально приближены к местам развертывания пунктов их выдачи.
8. Для обеспечения эвакуируемого населения допускается создание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских средств индивидуальной защиты на сборных эвакуационных пунктах, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи размещения радиационно, химически и биологически опасных объектов.
9. Пункты выдачи средств индивидуальной защиты могут создаваться как иные объекты, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», с назначением необходимого количества личного состава из спасательных команд (групп), в соответствии с приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
VI. Порядок утилизации и списания запасов СИЗ
2. Списание запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической и биологической разведки и контроля производится при:
утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
технической негодности и утрате защитных и эксплуатационных свойств по достижении предельных сроков хранения и не подлежащих ремонту (по результатам периодических (лабораторных) испытаний (поверки));
утрате защитных и эксплуатационных свойств, моральном устаревании;
технической негодности до истечения установленных сроков годности (по результатам периодических (лабораторных) испытаний (поверки)) и не подлежащих ремонту.
Списание производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние до истечения гарантийного срока хранения, или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации допускается, применительно к настоящим методическим рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета, пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.
В других случаях, при наличии у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций излишних запасов или не соответствия данных запасов требуемой номенклатуре, исходя из изменений возрастных показателей населения (персонала) или иных требований к накапливаемым запасам руководителем соответствующего уровня, может быть принято решение о передаче в другие субъекты Российской Федерации (органы местного самоуправления, организации) по договорам (актам) передачи запасов с обязательным зачислением запасов в резерв материальных ресурсов.
Отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы должны подлежать утилизации в соответствии с требованиями стандартов на группы изделий, инструкций по эксплуатации. При невозможности утилизации отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы подлежат сбору в специально отведенные емкости и вывозу в места хранения и (или) захоронения промышленных отходов в соответствии с действующими правилами.
Кроме того, запасы, утратившие свои защитные и эксплуатационные свойства, могут направляться для использования в учебных целях.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации | О.Г. Савельев |
Главный военный эксперт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | П.В. Плат |
Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения в районах затопления
№ п/п | Наименование материальных средств | Единица измерения | Количество, (норматив) |
---|---|---|---|
1. | Лодки десантные | ||
2. | Надувные плоты десантные | ||
3. | Надувные лодки | ||
4. | Шлюпки спасательные | ||
5. | Понтоны | ||
6. | Моторы лодочные подвесные | ||
7. | Легкое водолазное снаряжение | ||
8. | Воздушные изолирующие дыхательные аппараты с запасными баллонами | ||
9. | Помпы (насосы) для откачки воды | ||
10. | Тепловые пушки | ||
11. | Пакеты перевязочные медицинские | ||
12. | Аптечки индивидуальные (по ГОСТУ) | ||
13. | Сумки санитарные | ||
14. | Носилки санитарные | ||
15. | Спасательные жилеты | ||
16. | Спасательные круги | ||
17. | Спасательные веревки | ||
18. | Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты | ||
19. | Укладки для оказания первой помощи со средствами перевязочными гемостатическими стерильными на основе цеолита, гидрогелевыми противоожоговыми стерильными на основе аллилоксиэтанола и др. | ||
20. | Запасы иных средств |
Рекомендуемая номенклатура
запасов средств защиты населения в районах биологического, радиационного и химического заражения
Рекомендуемая номенклатура средств защиты населения в районах ожидаемых пожаров
Примечание: конструкция средств индивидуальной защиты и спасения населения в районах ожидаемых пожаров должна быть надежна и проста в эксплуатации, позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки