для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Правила вежливости. Окружающий мир. Плешаков. 2 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.
Правила вежливости. Окружающий мир. Плешаков. 2 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.
1. Подумай и запиши, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости.
Они мне будут помогать общаться с другими людьми, делать окружающих приветливее и добрее, так как культура поведения украшает человека.
2. Муравей Вопросик просит тебя научить его правилам вежливости. Напиши, какие вежливые слова подходят для этих случаев:
а) приветствие — здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер
б) просьба — пожалуйста, будьте добры.
в) благодарность — спасибо, благодарю.
г) извинение — простите пожалуйста, извините пожалуйста, мне очень жаль
д) прощание — до свидания, до встречи, спокойной ночи.
3. Проанализируй ситуации из жизни Серёжи и Нади. Выполни задания.
2) Наде нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить её к телефону? Отметь галочкой.
Позовите Машу.
Здравствуйте, позовите Машу.
V Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
4. Здесь запиши правила, которые ты сформулируешь для себя по рассказу Серёжи и Нади.
Мои волшебные поступки
5. Дома повтори правила вежливости, изученные на уроках. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе запишите ещё 2—3 правила, о которых не говорилось на уроке.
Варианты правил на выбор
Правила вежливости
Всего получено оценок: 348.
Всего получено оценок: 348.
Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.
Для чего нужна вежливость
Вежливость – это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.
На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.
Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.
С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным – «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.
В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».
Вежливое поведение
Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:
Каких правил вежливости нужно придерживаться в общении?
Каждый желает, чтобы окружающие относились к нему хорошо. Но для этого следует вести себя по отношению к ним так же. Правила вежливости придуманы не напрасно.
Почему важно быть вежливым?
Благожелательное поведение – единственный способ исполнить то, что задумал, не ущемляя свободу, достоинство и интересы людей, с которыми во взаимодействии. Такой метод контакта с близкими, друзьями, одноклассниками и коллегами является залогом дружественного отношения – отсутствия ссор. Когда-то возникла даже профессия дипломата.
ВАЖНО: Дипломаты – люди, которые следят за тем, чтобы их государства избежали конфликта. Разногласия на уровне стран – это возможная война. Начинается она с конфликта простых людей.
Еще 2 применения вежливости. Во-первых, она позволяет удерживать союз (семейный, научный, политический и так далее). Во-вторых, в экстремальные часы сохраняет нам человеческий облик. Смягчает врожденное действие инстинкта самосохранения в пользу уважения, любви и дружбы.
Правила вежливости, которые должен соблюдать и знать каждый
Каковы главные правила вежливого поведения? С детства человек должен знать что:
следует искренне интересоваться делами тех, с кем постоянно общаешься;
надо уметь слушать (не перебивать, относиться серьезно к тому, что сказано);
не стоит расхваливать себя (а доказывать знания и умения поступками);
нужно обходиться в общении без критики (иначе начнут придираться в ответ);
не стоит повышать во время разговора голос – это признак неуважения и вражды;
после совершения неблаговидного поступка нельзя оправдываться (ложь усугубляет вину) – лучше извиниться;
в непринужденной беседе желательно больше говорить о достоинствах собеседника, а не наоборот (данное обстоятельство будет стимулировать продолжение контакта);
если при взаимодействии выяснилось враждебное отношение кого-то из знакомых, необходимо представить его страдающим от усталости, каких-то болезней или от боли (это поможет утихомирить ярость внутри);
требуется дарить окружающим улыбку (радостная мимика автоматически снимает напряжение, гасит чувство обиды);
необходимо помогать более слабым (женщинам, пожилым, инвалидам) – хотя бы место уступать.
Остается добавить: история доказала: именно дипломатичные личности добивались больше.
Воспитываем вежливость: кое-что про волшебные слова
Имея навыки вежливого общения, легко решить спорный вопрос, найти компромисс, наладить хорошие отношения с другими людьми. Чем раньше начать воспитание вежливости у ребенка, тем лучше.
Но одни дети легко усваивают эти нормы, а другим это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком, поможет разобраться детский психолог Екатерина Георгиевна Федюкина.
Что такое вежливость и почему она так важна? Просто ли это правила, соблюдения которых постоянно требуют от детей взрослые?
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех культурах.
Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то так, чтобы человеку нетрудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы быть воспитанными.
Вежливость – это не только употребление слов «извините», «пожалуйста», «спасибо». Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека.
Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Вежливость показывает наше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они нам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым демонстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается!
Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Как же научить ребенка вежливости?
Для этого необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.
Например, ребенок должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору, а не бегать, не кричать и не ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.
Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым, – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.
Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка.
Следите за своим поведением. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги, – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок наблюдает ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально.
Можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.
Не стоит приберегать хорошие манеры на момент встречи гостей или на особые случаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть всегда вежливым, даже если он наедине с мамой.
Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.
Вот некоторые напоминания для родителей,
которые помогут научить ребенка вежливости:
Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек иногда бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой.
Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем не обязательно, что человек, перед которым ваш ребенок извиняется, потом будет относиться к нему хуже.
Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости.
Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить!
Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать многое. Например, что он не умеет слушать или проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, а может быть, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, или наоборот, недополучает родительского внимания.
Проявление крайней степени нетерпеливости характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, – это может быть одним из симптомов гиперактивности.
Частенько дети требуют от родителей немедленного внимания. В таком случае нужно учить их терпению и вырабатывать умение ждать.
Можно посоветовать следующие правила,
чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:
Что следует учесть, объясняя
маленькому ребенку правила вежливости?
Во-первых, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод.
Во-вторых, говорите на языке, понятном малышу, не забывайте аргументировать. Ребенок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.
В‑третьих, каждый запрет сопровождайте разрешением.
Преподнести ребенку правила поведения в обществе проще всего в доступной и интересной для него форме – игровой манере. Стихи и рассказы о вежливости для детей станут незаменимым подспорьем в воспитании хороших привычек.
Книги о вежливости для детей должны быть красочными, яркими, запоминающимися и связанными с конкретными образами.
Отличный пример тому – стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются основные правила поведения. Ребенок не мыслит абстрактно, поэтому, чтобы донести до него информацию, нужно конкретизировать ситуацию.
Слушая текст, он должен «нарисовать» все в нем происходящее в своей голове.
Необходимо не только совместное чтение стихов, заучивание их наизусть, но и беседы. Даже с самым маленьким ребенком нужно обсуждать прочитанное. Только так родители смогут понять, что малыш уловил смысл правильно.
В конце беседы у ребенка должна выстроиться и полная картина происходящего, и собственное мнение о ситуации. Отличным выбором станут стихи о вежливости для детей С. Маршака, А. Барто и А. Кондратьева.
Игра для ребенка – один из эффективных способов показать ему хорошие стороны общения и разрешения маленьких, детских, но уже не совсем простых проблем.
Чтобы поиграть с ребенком в вежливость, понадобятся различные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюжетов для игры может быть множество, ведь нужно быть по-разному вежливым в различных ситуациях.
Научить своих детей быть вежливыми – задача родителей. И начинать этот процесс надо как можно раньше. Причем очень важно не просто учить ребенка говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и по сути быть вежливым.
Е. Г.Федюкина
Журнал для родителей «Виноград», №5 (61), 2014 г.
Зачем нам этикет и как произвести хорошее впечатление на всех?
Нам всем хотелось бы производить хорошее впечатление на окружающих, чтобы это выглядело легко и естественно. Но как этого добиться? Что делать, если наши знания этикета и хорошие манеры оставляют желать лучшего? Записаться на экспресс-курс по этикету? Заучивать нужные правила перед каждым мероприятием? Избегать официальных встреч?
Что такое этикет и как его понимать современному человеку?
Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.
Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.
Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.
Что важно знать про этикет:
Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.
Популярное и общеупотребительное постепенно становится нормой, а затем правилом — вот основной принцип развития этикета.
Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.
Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной. Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?
Зачем в обществе существуют правила этикета
А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.
Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.
Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.
Проблемы в изучении этикета
Основная сложность в нашем старании следовать правилам этикета и его изучении — огромный разрыв в понятии общепринятых норм и правил в современном мире.
То, что вчера казалось естественными и понятными ценностями, сегодня во многих странах отвергается как устаревшие пережитки прошлого, а то, что еще вчера считалось неприемлемым, агрессивно навязывается как норма поведения. Особенно явно это прослеживается в западных странах.
Например, в традиционном обществе, по правилам этикета, женщину представляют мужчине первой, младшие по возрасту представляются старшим, женщина может не вставать при знакомстве с мужчиной, а мужчина встать обязан. То есть по этикету важно учитывать как возраст, так и пол людей в компании.
С одной стороны, это правильно и вполне естественно в нашем понимании. С другой стороны, приехав, например, в Европу или Америку, такими правилами хорошего тона можно нажить себе проблем. Там акцент на гендерной принадлежности человека может оказаться оскорбительным для некоторых приверженцев новых ценностей.
Зачем нужно подчеркивать, тот факт, что одна женщина старше другой, и можно ли при нынешнем искусстве макияжа и пластических операций доподлинно узнать возраст? Любой человек скажет, что это неэтично, перевернув тем самым шаткое понятие этикета.
В некоторых сообществах упоминание половой принадлежности человека может быть воспринято, как навязывание ярлыков, оскорбление. Может быть, у таких людей есть свой этикет?
Это, конечно, крайности, намеренное утрирование ситуации и доведение до абсурда, но все же этикет уже не выглядит таким незыблемым сводом правил!
Вот еще несколько неоднозначных ситуаций. К примеру, вас всё детство бабушка воспитывала: «Пей чай и ешь бесшумно, не всысывай в себя суп с ложки с громким свистом — это неприлично». Вы поехали в Китай, попали на ужин в китайскую семью и с удивлением услышали, что там такой свист стоит, что бабушка упала бы обморок. Гости хотели оскорбить хозяйку? Ничуть! Именно так, шумным прихлебыванием они выражали свой восторг: «Всё вкусно, спасибо! Видите, как мы аппетитно едим?»
Или мама отчитывает сына и говорит: «Смотри мне в глаза! Я разговариваю с тобой, а ты шаришь глазами по потолку — это неуважение!» Человек учится при разговоре смотреть собеседнику прямо в глаза. Но, оказавшись в некоторых восточных странах узнает, что, оказывается, пристально смотреть в глаза собеседнику — это вызов, подчеркнутое пренебрежение, вражда.
Будем честны, многие правила этикета сложно представить в современной жизни! Вчера считалось правильным одно поведение, сегодня другое. Очень сложно сегодня однозначно описать «правильный» этикет. Однако, списывать его со счетов еще рано, и знать его каждому человеку, который считает себя культурным и образованным, обязательно нужно! Просто стоит более внимательно относиться к культурным особенностям разных групп людей.
Знание и следование этикету позволит вам произвести хорошее впечатление на окружающих и оставить о себе только приятные воспоминания!
Основные правила этикета
Как же быть, если нормы и правила поведения в разных странах или даже в разных социальных группах внутри одной страны могут быть совершенно разными? Есть несколько простых советов, которые помогут избежать неловких ситуаций и продемонстрировать хорошие манеры.
Во-первых, как бы банально это не звучало, но каждый раз, готовясь к новой встрече, следует вспомнить правила поведения в соответствующих местах.
Пригласили в ресторан, театр или на встречу с незнакомыми людьми — освежи в памяти, как вести себя в такой ситуации.
Во-вторых, базироваться на «трех китах» этикета — вежливости, аккуратности и чувстве такта. В любом случае следить за своим поведением.
В-третьих, знать основные правила этикета. Их не так много, поэтому любой человек сможет их освоить и запомнить.
В ресторане за столом
Несколько важных правил поведения за столом:
Кто должен здороваться первым
Это маркер, который наряду с поведением за столом, ясно даёт понять окружающим, знаком человек с этикетом или нет. Итак, кто должен первым здороваться в различных ситуациях:
Кстати, именно вежливость в общественных местах вызывает больше всего затруднений. Если в лифте еще более или менее понятно, все присутствующие заметят входящего, то как быть в автобусе, самолете, при входе в зал ресторана, класс?
Специалисты по этикету рекомендует в любом случае проявлять учтивость и вежливость. Входящий всегда должен нейтрально поздороваться, если с кем-то встретился глазами, обратил на себя внимание или у дверей есть встречающий: стюардесса, учитель, метрдотель. В остальных случаях, когда ваш вход остался незамеченным, правильно будет не здороваться.
Правила этикета в школе
Правила этикета в школе практически ничем не отличаются от обычного повседневного этикета. Немного больший акцент в школе делается на пару моментов:
Некоторые дополнительные правила могут быть прописаны в уставе школы. Кроме этого, ребенок всегда должен быть вежливым как по отношению к учителям, так и по отношению к другим учащимся.
В школе и детском саду не зря уделяют большое внимание этикету, постоянно поправляют детей, воспитывают. Этим педагоги закладывают общую культуру поведения человека. Хорошие манеры для детей плавно переходят во взрослую жизнь.
Правила сетевого этикета
Многие задаются вопросом, действуют ли правила этикета в интернете? Ведь на форумах, в чатах и группах предпочитают неформальное общение.
Тут стоит понимать, что неформальное свободное общение — это тоже общение в рамках этикета. Уже сформирован особый сетевой этикет, за соблюдением которого пристально следят и сами участники, и модераторы, и администраторы ресурсов. Следует помнить, что неформальное общение не предполагает неграмотную речь. Уточнить как пишутся слова можно на специальных ресурсах в интернете: https://pravopisanie.com/slova/kak-pishetsya/
Кстати, сетевой этикет — один из самых строгих! Если, предположим, человек некрасиво ведет себя за столом, его соседи просто подумают о нём: «Невежа, не воспитанный и некультурный человек», но никому не придет в голову выгнать его из-за стола или уйти самим. В сети даже за незначительное нарушение тебе могут сделать замечание, исключить из группы или заблокировать. Поэтому многие пользователи четко следуют сетевому этикету, чтобы не лишиться друзей и общения.
Правила речевого этикета
Правила речевого этикета нам знакомы еще с детского сада, тем не менее, некоторые люди их игнорируют. Чтобы с вами любили общаться и считали воспитанным человеком, придерживайтесь простых правил:
Идеально, если речь четкая, разборчивая, без слов-паразитов и повторов. Этот навык можно потренировать — запишите свою речь на диктофон и послушайте, все ли хорошо? Теперь исправьте ошибки, и повторите запись.
Правила телефонного этикета
Таких правил немного, поэтому запомнить их довольно легко:
Правила телефонного этикета тоже изменились за последние годы. Сейчас не приняты долгие вступления и прощания, витиеватые фразы в деловом разговоре, длительные паузы.
Если раньше в приоритете был телефонный разговор, то теперь собеседник может сказать: «Извините, я вам перезвоню через пару минут», чтобы отвлечься на разговор с кем-то более важным.
Этикет переписки
Если вы пишете деловое письмо (электронное или бумажное), обязательно укажите, кто вы и укажите ваши контактные данные.
При переписке в мессенджерах с близкими знакомыми и друзьями здороваться и прощаться можно стикерами, отвечать коротко – ок, хорошо, сделаю.
В этикете важно различать разные его виды и уметь применять нужный. Согласитесь, чопорность и нарочито подчеркнутое владение столовыми приборами неуместно за дружеским столом, а хлопанье по плечу и посадку вразвалочку не поймут на торжественном мероприятии.
Не знаете, как вести себя в той или иной ситуации, но хотите оставить хорошее впечатление о себе? Ведите себя культурно, этого вполне достаточно!