для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода

Урок биологии в 8 классе » Пищеварение в ротовой полости. Л.Р. №10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Урок №39 биология 8 класс. Пищеварение в ротовой полости. Л.Р. №10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель урока: раскрыть механизм пищеварения в ротовой полости, изучить детали строения зубов, сформулировать правила ухода за зубами и ротовой полостью.
Оборудование: таблица «Строение пищеварительной системы», «Строение зубов», фрагмент видеофильма.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
1. Работа в парах, взаимоконтроль учащихся по вопросам тестовых заданий на стр. 150.
2. Индивидуальная работа по карточкам, составленным по вопросам учебника.

Вариант 1
1. Что такое питательные вещества?
2. Что происходит с пищей в результате ее механической обработки?

Вариант 2
1. Какова роль пищи для организма человека?
2. Что такое ферменты?

Вариант 3
1. Почему органические вещества пищи не могут непосредственно усваиваться организмом?
2. Какой процесс называется пищеварением?

Вариант 4
1. Какова роль химической обработки пищи?
2. В каком виде питательные вещества, поступающие с пищей, всасываются в кровь?

Правила ухода за зубами и полостью рта.
1. Чистить зубы два раза в день.
2. Полоскать рот после еды.
3. Тщательно, но осторожно чистить зубы в направлении от десны к коронке.
4. Использовать зубную щетку средней жесткости, менять ее каждые три месяца.
5. В течение дня использовать зубные пасты, содержащие кальций и фтор.
6. Нельзя грызть зубами твердые предметы, скорлупу орехов.
7. Жевание твердых сырых овощей положительно сказывается на укреплении десен.
8. В рационе следует избегать переизбытка сладкого и мучного.
9. При нарушении минерализации эмали использовать препараты, содержащие кальций.
10. Дважды в год посещать стоматолога для профилактики, а при первых признаках зубной боли срочно обращаться к врачу.
4. Закрепление материала. Беседа по вопросам:

– Из каких частей состоит пищеварительная система человека?

(Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки и пищеварительных желез.)

– Какие органы образуют пищеварительную трубку?

(Пищеварительная трубка = ротовая полость + пищевод + желудок + тонкая кишка + толстая кишка + прямая кишка + анальное отверстие.)

– Назовите пищеварительные железы.

(Печень; поджелудочная железа; три пары крупных слюнных желез: околоушные, подъязычные, подчелюстные; множество мелких желез в различных отделах пищеварительной системы.)

– Какие процессы происходят в ротовой полости?

(С помощью зубов пища откусывается и измельчается. Слюна, выделяемая слюнными железами, смачивает пищу. Под действием ферментов, содержащихся в слюне, частично расщепляются углеводы (крахмал расщепляется до глюкозы); уничтожаются бактерии. С помощью рецепторов ротовой полости пища опробовается. С помощью языка перемешивается и передвигается в глотку для глотания.)

– Расскажите о строении зубов.

(Зубы бывают двух типов: молочные (их 20) и постоянные (их 32).

Зубы постоянные подразделяются: на каждой челюсти по 4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных зуба и по 6 больших коренных зубов.

Зуб = коронка + шейка + корень.

Зуб построен из плотного вещества, похожего на кость, – дентина, в области корня покрыт цементом, а в области коронки – очень плотной эмалью.)

– Каков механизм передвижения пищевого комка по пищеводу?

(По пищеводу пища проталкивается благодаря перистальтике – волнообразным сокращениям стенок пищевода. При этом мышцы, расположенные в стенке пищевода, сжимаются, проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6–8 с.)

Выполнение Л.Р. №10 «Действие ферментов слюны на крахмал» ( приложение 1)

5. Домашнее задание.
Изучить материал п. 36 на стр.191-195, выполнить задания рубрик.

Выполнение Л.Р. №10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель: изучить действие ферментов слюны на крахмал.

Оборудование: ткань (бинт, марля, вода, крахмал, ватная палочка, раствор йода, блюдце, утюг.

Методика приготовления крахмальной салфетки

1. Приготовьте клейстер: размешайте сухой крахмал в холодной воде, влейте полученное в горячую (кипящую) воду, хорошо перемешайте до получения однородной жидкости (консистенция сливок).

2. Кусочек ткани (марли или бинта с частым переплетением) опустите в клейстер, отожмите, прогладьте горячим утюгом.

Рекомендации к проведению опыта

1. Нанося слюну на ткань при помощи ватной палочки, выбирайте простую фигуру с четкими линиями без пересечений: буква, квадрат, круг, ромб, треугольник, вертикальная черта.

2. При нанесении слюны следите за тем, чтобы она хорошо пропитала ткань.

3. Для приготовления раствора йода налейте воды в блюдце, добавьте несколько капель йода. Хорошо перемешайте, раствор должен быть светло-желтого цвета.

Наблюдения, рисунки, выводы

На крахмальной ткани при помощи ватной палочки слюной нарисуйте простую фигуру. Подержите ткань с рисунком между ладонями в течение 3-5 минут. Нарисуйте кусочек ткани с изображением фигуры, сделанной слюной.

Опустите ткань на 1 минуту в раствор йода.

Аккуратно слейте раствор йода, расправьте ткань на блюдце, дайте ей немного подсохнуть. Высушите ткань утюгом. Опишите результаты опыта.

Источник

Лабораторная работа “Действие слюны на крахмал”

для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть картинку для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Картинка про для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода

Лабораторная работа
“Действие слюны на крахмал”

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал.

Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием

Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10 см.

Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.)

Намотать на спичку вату, смочить ее слюной написать букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся ( 1-2 минуты)

Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Проделав данный опыт я увидел, что при действии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет, что мы и наблюдаем на крахмале, за исключением места, где была нанесена слюна.

На крахмале, обработанной слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны — амилаза и мальтаза — в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы.

для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть картинку для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Картинка про для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода

Слюна — прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из воды, солей различных кислот, муцина, который формирует и склеивает пищевой комок, лизоцима, который обеззараживает пищу, и ферментов амилазы и мальтазы. Как отмечалось выше, амилаза и мальтаза расщепляют сложные углеводы до простых.

для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть картинку для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Картинка про для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода

для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Смотреть картинку для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Картинка про для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода. Фото для чего ткань в опыте опускали именно в раствор йода

Вывод: Я убедился, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. А ещё я узнал, что ферменты – это вещества белковой природы, выполняющие роль биокатализаторов. Они вырабатываются в пищеварительных железах, входят в состав пищеварительных соков, расщепляют питательные вещества до более простых веществ

Ответы на вопросы: Субстрат-крахмал, а фермент-амилаза в составе слюны. Буква не получится. Если слюну прокипятить, то ферменты входящие в её состав разрушатся (т. к. ферменты-белки), поэтому на крахмал прокипячёная слюна не воздействует.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИлья Елисеев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1.» — Транскрипт:

1 Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1

3 Что делаем? 1.Возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. 3

4 2. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой. 4

5 Что наблюдаем? Вода в сосуде стала мутной. В марле остался небольшой клейкий комочек. 5

7 4. Что делаем? Капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в которой промывали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой вывод можно сделать? 7

9 На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса – клейковина, или растительный белок. 9

10 Определение растительных жиров в семенах растений 10

11 5. Что делаем? Положите семя подсолнечника между двумя листочками белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя. Что наблюдаем? На бумаге появилось жирное пятно (рис.3). 11

12 Какой вывод можно сделать? В состав семян подсолнечника входит жир – растительное масло. 12

13 Общий вывод: В состав семян входят органические вещества- белки, жиры, углеводы. 13

14 Что брали?Что делали?Что наблюдали?Вывод. 1. Воду и муку. 2. Сосуд с водой и тесто в марле. 3. Чистую воду и раствор йода. 4. Воду в которой промывали тесто и раствор йода. 5. Семечки подсолнечника и бумагу. Результаты работы оформите в таблице 14

Источник

Тема урока: «Химический состав растений»

Разделы: Биология

Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.

Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.

Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений

Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.

Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.

№п/пЧто бралиЧто делалиЧто получили
1Пшеница в пробиркеНагревали на огнеНа стенках пробирки появилась вода.
2.Тесто в марлеПромывали в стакане с водой.Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.
3.Стакан с мутной водойКапнули йодВода посинела
4.Семянка подсолнечникаРаздавили на белом листе бумагиЖирное пятно

Демонстрация 1 опыта:

Вы, конечно знаете, что у меня за семена.

Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?

Семена кладут на дно пробирки и нагревают.

Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)

Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)

Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.

Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах

Демонстрация 2 опыта:

Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.

Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.

После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.

Демонстрация 3 опыта:

Вопрос: Что это? (мука)

Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)

Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.

Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.

Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.

Вопрос: Что осталось в тряпочке?

Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.

Вывод: В состав растений входит белок.

Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.

В состав растений входит еще вещества.

Демонстрация 4 опыта:

Раздавить семена подсолнечника.

Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.

Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)

Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.

Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?

Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).

Работа с учебником.

Записать в тетрадь.

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.

Источник

Лабораторная работа по теме «Плазмолиз и деплазмолиз»

Лабораторная работа № 1 (вариант 1)

«Наблюдение за плазмолизм и деплазмолизом в клетках кожицы лука»

Цель: познакомиться с основным свойством мембраны – её полупроницаемостью.

Оборудование : микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, скальпель, пипетка, лабораторная посуда, раствор йода, раствор поваренной соли, вода,

1. Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1) Протереть предметное стекло.

2) Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3) Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

4) Расправить кожицу препаровальной иглой.

5) Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

6) Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.

7) Установить приготовленный препарат на предметный столик микроскопа.

8) Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1) Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2) С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее.

Через некоторое время начнется плазмолиз.

3) Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

4) Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку.

3. Сделать вывод : о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной соли, затем снова в воду?

Лабораторная работа №1(вариант 2)

«Наблюдение за плазмолизм и деплазмолизом в клетках кожицы лука»

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Сделайте вывод по работе.

Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества.

В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *