для чего трубы на крыше пожарной машины

Оборудование пожарного автомобиля

Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

ПА автомобили общего назначения оснащены:

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размерыВид огнетушащего вещества
РучныеВодяные
ЛафетныеПенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

РС-70Оборудование пожарных машин, мотопомп. Состоит из корпуса, насадки, муфтовой соединительной напорной головки и переносного ремня.РСП-50

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

Источник

Работа с огоньком: как устроена пожарная машина

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» ПСА-П 3,5-40/100-4/400 (6339) модель 49ВР (сокращенно ПСА-П).

Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» (сокращенно ПСА-П) был разработан и изготовлен на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования на шасси IVECO-AMT Trakker 6339. Сказать по справедливости, от IVECO ему досталось всего ничего: кабина водителя да 380-сильный мотор. Задний мост специально разработанного шасси был сделан управляемым. При лавировании на скоростях до 40 км/ч задние колеса поворачиваются в противоположную сторону от передних с помощью гидравлических механизмов, придавая большой машине почти легковую маневренность. На более высокой скорости поворотный механизм блокируется, чтобы управляемость автомобиля оставалась предсказуемой.

«Полноуправляемое шасси и большой клиренс — отличительные черты ПСА-П и важное подспорье в движении по узким, заставленным машинами городским дворам, — поясняет Геннадий Мякишев. — Высокая посадка дает хорошую обзорность и возможность штурмовать высокие бордюры, подбираясь максимально близко к очагу возгорания».

Источник

Не большая экскурсия по пожарному автомобилю

Доброе время суток, моим подписчикам и всем остальным не менее уважаемым людям. Давненько не брал я в руки шашек писал ничего о своей любимой профессии. Сегодня решил восполнить данный пробел.

И речь пойдет о втором по распространенности на территории России и стран бывшего СССР пожарном автомобиле АЦ-40 (131) 137А. Если вы видите на улице пожарную машину то в 3-х случаях из 10 это будет именно она. В 4-х из 10 такая же цистерна но на базе ЗИЛ-130 и в остальных случаях прочие пожарные автомобили. (За исключением пожалуй только Москвы и СПБ).

Автоцистерна пожарная на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Серийный выпуск начался в 1970 году и продолжалось до начала нового тысячелетия. Как донор использовались так же списанные с военных складов автомобили. Как и большинство, спроектированное советскими инженерами данный автомобиль получился очень удачным: полноприводное шасси вкупе с надежным и неприхотливым двигателем, плюс проверенный насос сделали из этого автомобиля долгожителя, который выходив по два эксплуатационных срока героическими усилиями водительского состава еще долго будет защищать нас от огня.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Кабина водителя и старшего автомобиля (начальника караула или командира отделения) Ничего необычного. Видны стационарная и носимые радиостанции.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Кабина боевого расчета. Здесь выезжает личный состав отделения до 4-х (в очень хорошем случае) человек. Стоить отметить, что в процессе эксплуатации автомобили подвергаются доработке уже в частях. Так на этой машине дыхательные аппараты расположены в кабине, а не в отсеке, как задумано. Это позволяет надевать их еще в пути следования к месту вызова, что сокращает время подготовки звена газодымозащитной службы (ГДЗС) к работе. В крыше видно люк, для управления лафетным стволом, расположенным на крыше. Под сиденьем в ящике так же вывозится различное оборудование (рукавные зажимы, спасательные веревки, стволы РСК-50 с расходом 3,7 литра в секунду)

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Задний правый отсек. Справа один рукав с предыдущей фотографии, небольшой пеногенератор, так называемая «бензоболгарка», бензопила, станина для крепления переносного лафетного ствола (о нем позже) и еще два резервных баллона.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Насосный отсек. Старый, но не бесполезный@ ПН-40У. Пожарный насос производительностью 40 литров в секунду с напором 100 метров водяного столба. Справа от него водосборник для заправки АЦ от пожарного гидранта(об этом тоже позже). Над насосом Бак для пенообразователя, емкостью 150 литров.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Палуба сзади. Пеналы для всасывающих (125 мм) и напорно-всасывающих (75 мм) рукавов. С помощью первых АЦ заправляется из открытых водоисточников, вторые для заправки от пожарного гидранта. Между ними трехколенная лестница. До третьего этажа или крыши двухэтажного дома. Если надо, то можно выдвинуть до 4-го этажа, но в нарушении правил охраны труда. Справа та же штурмовая лестница, на которой виден крюк, которым она цепляется за подоконники и перила балконов.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Задний левый отсек.Справа вверху всасывающая сетка для всасывающих же рукавов 125 мм. Рядом сетка для 75 мм рукавов. Под ней Крюк для открывания крышек колодцев. Под ним пожарная колонка для забора воды из гидранта. Под ней ломы трех видов: универсальный, тяжелый и шаровый. Рядом четырехметровый заправочный рукав, за ним трехходовое разветвление для раздачи воды из магистральной линии в рабочие. Магистральная линия идет от насоса и состоит из рукавов Д77 мм с проходимостью до 21 л\с. Рабочая линия из рукавов Д55 мм идет от разветвления до стволов.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Передний левый отсек.Еще одно разветвление и заправочный рукав. На стенке отсека закреплены рукавные зажимы для оперативного устранения не больших повреждения рукавных линий. И укладка из 8 рукавов Д77 мм той самой магистральной линии.

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Емкость цистерны для воды у данного автомобиля вмещает в себя 2400 литров. Что не много, но при должном рвении и выучки личного состава, достаточно для тушения, на пример квартиры. При более крупных пожарах автомобиль устанавливается на открытый водоисточник, пожарный водоем или гидрант. Выглядет это так (фото не мое, украл отсюда http://wiki-fire.org/АЦ_40_131_137А.ashx )

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

На этом все. Со временем расскажу о других автомобилях, оборудовании и тактике тушения пожаров. Задавайте вопросы, на все отвечу с удовольствием.

Источник

Подготовка к перегону

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть фото для чего трубы на крыше пожарной машины. Смотреть картинку для чего трубы на крыше пожарной машины. Картинка про для чего трубы на крыше пожарной машины. Фото для чего трубы на крыше пожарной машины

Не буду рассказывать о процессе покупки — он просто более более долгим и изощренным, чем при покупке обычного авто, особых сложностей не возникало. Все дело заняло почти месяц, в основном, для оформления необходимых бумаг и снятия с учета.
Во время этого несколько раз ездил в часть МЧС, где стоит машина — осматривал, готовил списки запчастей и инструментов, которые необходимо взять с собой чтобы поставить на ход для перегона.
Так сошлись звезды, что когда я забирал из МРЭО новое ВУ с открытыми категориями Д и С — спустя полчаса телефонный звонок «мы сняли с учета, приезжайте забирайте вашу машину». Вот как бывает!

Настал «тот самый день» — у всех получалось, и погода сухая — собрались с товарищами и поехали.
Приехав, как маленькие дети, лазили-ползали-трогали-крутили-смотрели… Никак не верилось что сейчас вот будет ковыряться в ТАКОЙ машине. А потом, в теории, поедем на ней домой! Более того — сначала было ощущение что вот-вот из ворот пожарной части выйдет толстый усатый и злой пожарный и закричит «мальчишки, а ну вон отсюда, тут вам не игровая площадка!».
Кстати, о бойцах пожарной части: Парни сначала не совсем понимали, здоровы ли мы, покупая такую машину. Первоначально смотрели и разговаривали слегка подозрительно. Позже, пообщавшись, они убедились что мы все-таки не вполне здоровы, с этим ничего не поделать, и находимся мы на своей волне, как бы ледок в отношениях растаял, нас угощали кофе, печеньем, дали возможность помыть руки, набрать воды, посещать туалет. Спасибо им! А также еще огромное им спасибо, что не укатали за время службы такой замечательный автомобиль. По машине видно, что здоровье ее стало ухудшаться только после того как ее сняли с боевого дежурства, а пока она работала следили и обслуживали ее отлично. Ну, насколько это возможно с такими автомобилями.

Разложились, переоделись, начали ковырять — БАЦ! Самый главный чемоданчик, в котором отвертки-плоскогубцы и много-много другое — остался в Минске. А у нас есть набор головок с трещотками, в нем различные биты и торксы, насадки отверточные — и все…
В общем, подготовка была на высоте!

Машина стояла без движения около года под навесом.
Поменяли верхний патрубок радиатора, бензошланги, плюсовой провод от АКБ к стартеру.
Из электрики работали только фары и стопы. Сначала хотели рвануть так как есть, времени засветло вроде хватало чтоб доехать, но потом все-таки решили поковырять электрику. Поставили недостающие лампочки, позачищали контакты в фонарях и поворотниках, ну и пофиксили кучу всяких мелочей типа краники слива воды из блока, сопли по проводке и пр. Указатели поворотов работали зеркально — при включении правого пыталась моргать левая сторона и наоборот. Привели в порядок электрику и привязали вязальной проволокой пеналы на крыше надстройки.
С пеналами отдельная песня — они не от этой машины, а от АЦ-ешки на базе УРАЛа. Не знаю с какой целью, но их поменяли местами. Ураловские больше по диаметру, и до конца не ложились в кронштейны. Хотелось бы найти родные, но думаю это будет непростая задача…

Ну все! Все готово, можно ехать, сфотографировались на панять — а ГАЗон отказался заводится, отсох стартер. Реле щелкает, втягивающее не шевелится.
Стал прямо напротив ворот станции, где жил долгие годы. «не хочу уезжать отсюда!»
Покурили, ничего не делая — стартер заработал и мы поехали домой.

Источник

Устройство пожарной машины

Пожарные автомобили используются для доставки личного состава и средств тушения огня. На вооружении МЧС стоит несколько типов машин, но в городе чаще всего встречается техника, входящая в класс основных ПА. Независимо от типа, все пожарные машины имеют шасси, которое чаще всегда остается базовым от обычного автомобиля, и надстройку, включающую в себя кабину для боевого расчета, агрегаты для тушения пожара, емкости для ОТВ и отсеки для хранения инвентаря.

Комплектация

Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.

Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.

В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.

Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.

Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:

Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.

Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:

С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.

Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.

По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.

Проблесковые маячки и фары

Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.

Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.

На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.

Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *