для чего урок литературы

Сочинение на тему “Необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу современным школьникам?)”

Литература является одним из важнейших школьных предметов. Чтение художественной литературы вообще очень полезно как для детей, так и для взрослых. При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы. Ученики узнают разнообразие литературных форм и стилей, научатся оценивать поступки литературных героев. На нашем обучающем портале вы можете посмотреть уроки по литературе, выполнить задания к урокам или учителю. Даже если ваш ребёнок обучается дома, он сможет поучиться у лучших учителей.

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.

Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить. Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления. Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь. Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»

Посмотрите эти сочинения

Где найти уроки по литературе?

Чтобы изучать литературу, нужно, в первую очередь, много читать. Но вам не обойтись и без учителя, который обратит внимание на важные моменты, пояснит то, что непонятно или заставляет сомневаться. И для этого совсем не обязательно искать репетитора. Если ваш ребёнок учится дома, вы всегда можете обратиться к обучающему порталу InternetUrok.ru, где школьные учителя в видеоуроках доступно изложили весь материал, а если что-то останется непонятным, вы всегда можете задать вопрос прямо на сайте. Если вы сами являетесь учителем, вы также можете обратиться к видеоурокам, чтобы сравнить вашу подачу информации ученикам с приёмами других учителей.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер

Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]

Источник

Зачем школьникам родная литература и родной русский язык

для чего урок литературы. Смотреть фото для чего урок литературы. Смотреть картинку для чего урок литературы. Картинка про для чего урок литературы. Фото для чего урок литературы

Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?

Не так страшен чёрт

для чего урок литературы. Смотреть фото для чего урок литературы. Смотреть картинку для чего урок литературы. Картинка про для чего урок литературы. Фото для чего урок литературы— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

для чего урок литературы. Смотреть фото для чего урок литературы. Смотреть картинку для чего урок литературы. Картинка про для чего урок литературы. Фото для чего урок литературы— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Пушкин нам родной или не очень?

Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.

— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.

Хотели, как лучше

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.

— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.

В поисках компромисса

Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.

— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изу­чать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.

В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуа­ции мы не бросим.

И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.

Источник

Что и как воспитывает литература в школе?

для чего урок литературы. Смотреть фото для чего урок литературы. Смотреть картинку для чего урок литературы. Картинка про для чего урок литературы. Фото для чего урок литературы

«А вот если совсем честно — литература ж воспитывает. И урок литературы. Даже если мы говорим «нет, да что вы» (современный тренд такой), где-то в глубине души считаем иначе. Так или нет?»,

— спросил Сергей Владимирович Волков в группе «Методическая копилка словесников» на фейсбуке.

Чтобы узнать мнение коллег, он предложил высказаться в комментариях по следующим вопросам:

Мы решили вернуться к этому давнему разговору – он кажется актуальным всегда.

Большая часть участников опроса считает, что и литература, и уроки литературы воспитывают в человеке разные качества:

Воспитывает открытость к диалогу, критическое мышление, готовность размышлять о важных вопросах, сопереживать, умение видеть подтексты и скрытые смыслы сообщения. С уроком — всё то же. То есть это воспитание интеллектуальной и эмоциональной тонкости, причем результат будет большей частью отложенный. Во многих других смыслах «всякое искусство совершенно бесполезно. В. С.

Воспитывать — «заботиться о потребностях, научать, обучать всему, что для жизни нужно» (Даль). А что для жизни нужно? Уметь думать и помнить. Уметь понимать и принимать себя — разным! — и с верой и надеждой идти вперёд. Понимать и принимать другого — разного! — и дружить-любить-сострадать-мечтать. Понимать и принимать Жизнь — разную! — и радоваться и любить. И двигать ее вперёд. А урок — 45 минут акцента на себя-другого в Жизни (потому на уроке оооочень нужна современная литература). Что касается третьего вопроса — я начинаю тихо злиться. От ограниченности вопрошающего и бессилия перед самоуверенной глупостью. И беру Пушкина — чтоб вернуться к «понимать-принимать другого» Н. Ж.

Читала в классе отрывок из «Отцов и детей», когда Базаров внезапно решил уехать из родительского дома, а родители долго еще сидели на скамеечке, когда и смотреть уже было некуда. О какими были дети! Каждый, уверена, своих родителей вспомнил. Так что слово великую силу имеет. Об этом еще римские риторы сказали. Только книга не каждому открывается. Только тому, кто научен читать, а не только буквы складывать. И вот здесь сила учительского слова, то есть урока. Т. А.

В ответе на первый и второй вопросы я бы отметила умение размышлять о поступках, причинах и, что особенно важно, последствиях принятых решений, о свойствах и разности характеров людей. Думаю, литература хорошо показывает, что все мы разные, чужая душа потёмки и для достижения счастья каждому нужно что-то своё. Но, думаю, воспитанием это назвать сложно. А воспитание на уроке зависит от построения самого урока. Если это диалог с разными мнениями, где отличная от общепринятой точка зрения не лишается права на существование, но при этом, например, прослеживаются и просчитываются последствия (на примере литературных персонажей), то воспитание уважения — да. А если это навязывание догм (вот так хорошо, а так плохо), то это, конечно, воспитание, но в условиях современной школы, скорее, воспитание отвращения к предмету и чтению в целом. Впрочем, это сугубо моя точка зрения, не претендующая на исключительную истинность. Я. Ш.

Книги учат задумываться о себе самом. Урок литературы, по классической формулировке, открывает глаза и дает крылья. О. Г.

Жить надо честно. С ошибками, промахами, взлетами и падениями, но — не врать себе, не стараться на чужом горбу в рай, все проживать и за все платить. Сопереживать и стараться понять что-то важное про человека. Т. М.

Не только как учитель литературы, но и как режиссёр школьного театра отвечу. Общаться друг с другом, с учителем, с писателем. С текстом и с помощью текста. Пытаться понять другого, познакомиться с ним через сцепление слов. А что сейчас может быть важнее? Т. О.

Не мы открываем книги — а книги открывают нас. Слышать истину, любить могут только люди с распахнутым сердцем. Литература как раз сердце и открывает. Уроки литературы учат воспринимать жизнь как тайну. 3 вопрос: «Ну-ну, — думаю, — поживём — увидим». С. У.

1. Я думаю, что воспитывают очень многое. Показывает многообразие жизни, сложность человека. Отучает от примитива. Мне довелось полгода читать стихи Пушкина с двумя женщинами, никак не связанными с литературой, на каждой из которых — дом, большая семья. Но почему-то они полгода каждую неделю их оставляли, чтобы почитать стихи и разбираться в них. На вопрос: зачем — одна ответила: «Когда я читаю, внутри рождается большое чувство, и оно делает меня лучше. Я ощущаю внутри что-то торжественное и важное, что-то большое внутри себя. И после этого я становлюсь менее злой, я выхожу в мир обновлённой». Мне это очень близко.
2. Наверное, в первую очередь, то, про что Гаспаров в «Филология как нравственность», умение преодолеть духовный эгоцентризм, не привыкать к нему как к норме, понимать Пушкина и читать его как можно бережнее, внимательнее, слышать не себя по поводу его стихов, а его — так же, как слушать в жизни человека. Ещё, наверное, умение и привычку честно работать, чувство собственного достоинства, умение (?) дорожить смыслом и не позволять себе формальности, бессмысленности. Меня-ученицу когда-то учила смелости говорить (говоря про героев, сюжеты, идеи) про то лично важное, что я узнаю в книжке, про что без книжки мне было страшно говорить во времена моей юности. И в детях теперь я вижу то же. Кажется, это что-то вроде терапевтического эффекта. С. Д.

Сопереживание, знакомство с собой и другим; 3 вопрос: чувствую одиночество Е. И.

А ещё литература учит по-новому смотреть на привычные вещи. Даже если это просто мороженое (см. одноименное стихотворение Мандельштама) или роза Иерихона (Бунин). Умение видеть в мире прекрасное воспитывает лучше любого морализаторства. А. М.

Иногда говорить о себе, находить нужные слова Т. Н.

Мне кажется, что единственное, что делает литература с человеком на самом деле, это учит его сложности — сложности восприятия, неоднозначности (и множественности) трактовок, самостоятельности в оценках (потому что единой верной-то и нет чаще всего). И эта сложность становится тем питательным субстратом, из которого впоследствии растут эмпатия, сострадание и многие другие хорошие вещи. И многие другие — не очень хорошие — тоже растут. То есть я бы сказала так: литература — не воспитатель и не учитель, учит и воспитывает общество, обстоятельства, другие люди и прочие внешние вещи. А литература формирует для всего этого среду и создает условия. Г. Ю.

«Русская классическая литература (и, конечно, не только русская) дает людям ключ к сложнейшим жизненным ситуациям. Защищает от демагогических и примитивных оценок человеческих поступков. Помогает вглядываться в тонкости, в детали, не ограничиваться поверхностными эмоциональными оценками — даже когда реакции большинства толкают вас именно к этому» (М. Чудакова). Я бы еще отдельно сказала, что литература здесь — один из возможных инструментов, возможно — один из самых удачных. П. П.

Мне кажется, что литература учит сложности, неоднозначности мира и человека; тому, что жизнь сложнее наших представлений о ней. А. С.

Мне думается, литература формирует отношение к себе, миру. Формирует не плоское, однобокое, а полное отношение. Уроки литературы учат читать и не ставить точку в своём восприятии литературы, мира, людей, в самой жизни. М. Г.

Мне кажется, что литература не учит, а формирует. Понятия о добре и зле, хорошем и плохом, верхе и низе. Она демонстрирует сложность мироустройства и гениальную его простоту. Высокопарно получилось, но я так думаю действительно. Ю. П.

В отдельную группу выделяются комментарии, суть которых в том, что литература работает как симулятор жизни: предлагает ситуации, которые можно пережить, не сталкиваясь с ними в реальности:

Литература учит и воспитывает в том же смысле, в котором нас учит и воспитывает жизнь. Просто некоторые ситуации лучше пережить (без кавычек) с героями книг. А. М.

Учит все. Жизнь учит. Тех, конечно, кто хочет учиться. А литература — особая жизнь. Опыт сопереживания — разве не учеба? А слово, новое, точное — разве не учеба? Не Просветительская или советская поучительность, но — «Я последний ученик в мастерской твоей холодной. », «Учись у них, у дуба, у берёзы. », «Наука страсти нежной. », все — наука. М. А.

Иногда книга воспитывает: дает понять, показывает своему читателю, что значит быть счастливым). Но иногда для этого сначала надо научиться читать. Вот чему можно научиться на уроках. А будет учитель помогать этому или нет. Т. Е.

Я вот стал бегать по утрам подростком, зимой, сжав зубы, после «Как закалялась сталь». Смешно, наверно, но это так. Это прямое применение книги, рахметовское, так сказать. А сколько раз еще было по касательной. Помню один идейный публичный спор, где я удерживал себя от восклицаний, потому что помнил, как смешон был с такими же восклицаниями Павел Петрович Кирсанов. С. В.

Другое популярное среди комментаторов мнение: воспитывает не книга, а жизнь. Учитель может научить чему-то на своём примере, урок как событие может дать полезный опыт. Художественная литература, в свою очередь, предлагает примеры, с помощью которых читатель может яснее понять собственный опыт.

Литература учит, но не в формате «должна». Она показывает ситуации. Поступки. Психологические слепки характеров. И это все, определенно, отражает автора и влияет на читателя, но не прямолинейно «воспитывая», а косвенно, простором для роста личности, скажем так. В. А.

Я бы сказал, что воспитание литературой работает, но немного в другую сторону — в книге часто артикулируется то, что подросток сам чувствует, но не может ясно выразить. А как прямая дидактика сверху вниз — по-моему, нет. Есть ещё интересный кейс повсеместного «Васюткиного озера», где рассказ учит плохому — как никогда не надо себя вести, заблудившись в лесу. А. Х.

Вот только сегодня об этом говорили с 9-м, читая Пушкина — «Поэт и толпа», «Из Пиндемонти» и проч. Мне близко сравнение с наукой. В моей юности в Н-ском Академгородке висел лозунг «Цель науки — служение народу». Но цель науки — познание. А служит народу она косвенно, тем, что узнала. Так и литература — как только писатель говорит себе: «А напишу-ка я воспитательное произведение», как получается дидактическая гадость. Литератор отражает мир, преломляя его в своем сознании, делится осмыслением своего и чужого опыта, делится чувствами. А мы учим детей понимать эти чувства, осмыслять этот чужой опыт — и отбирать из него то, что им созвучно. Но тут возникает важный вопрос — то, что созвучно им — или то, что востребовано социумом / навязано социумом / нормативно для социума. А тут уже — умение говорить о созвучном / востребованном / нормативном / навязанном. Если десятиклассник, читая Достоевского, заразится теорией Раскольникова, потому что она ему созвучна, и пропустит мимо ушей и мозга все остальное — вряд ли это моя цель при обучении литературы. Но можно ли тут сказать «ты ошибаешься, ты неправ, правильно вот так» — или «это плохо, хорошо вот так»? И. Л.

Воспитывает поступок, действие, книга может повлиять на что-то, но воспитание словом — это как?! Е. Р.

Важная деталь в сообщении — «урок» литературы. Урок, уроки как события — воспитывают. А предмет — даже литература — вряд ли. А. К.

Мне кажется, воспитывают личности, не назидательно, а «своим примером». Тогда и литература воспитывает, не в лоб: писатель, герои, эмоции, которые текст вызывает. Мы ведь надеемся, что текст отзовется в душе ребенка. Это, наверное, и есть воспитание. А вопросы Чему учит эта книга не люблю. Она, может, и учит, но как осознать это, да и измерить нельзя. А. П.

Внимательно прочитала все размышления. Грустно! То есть получается, что в класс мы входим с удовольствием и о высоком с детьми говорим тоже с удовольствием! Стараемся «прожечь их глаголом», достучаться любыми средствами, пусть и манипулируя! Но «педагогика», «воспитание» — чур меня! Я не для этого иду о Чацком поговорить!? Это ли не лукавство? Друзья, то, как мы вошли в класс и то, как ответили на их приветствие — уже есть воспитание. Хотим мы того или нет! Думаю, С.В. неслучайно задается этими вопросами. А книги. Один из важных факторов воспитания — среда. Смею думать, что все мы создаём среду, в которой у ребёнка есть хорошие книги. Вот и ответ. Г. Д.

Уроки литературы могут научить жизни и воспитать в юных литературный вкус только в том случае, если этот самый вкус будет у преподавателя литературы. Все дальнейшее отношение к жизни и деятельности в этом мире зависит от тех людей, которые встретились у нас на пути. Я это утверждаю, руководствуясь прежде всего собственным опытом. Р. К.

Было и противоположное мнение: литература учит, но для этого не нужен учитель, а нужен скорее собеседник, с которым можно обсудить книгу:

Многое и многие читают вне уроков литературы. И не увидим, как и что выбирает себе ребёнок для воспитания. Да, для воспитания. Не сразу, может быть, потом. В. З.

В некоторых комментариях на первый план выходила эстетическая функция художественного текста, в этом случае указывалось на способность литературы вызывать катарсис и развивать чувство прекрасного:

Меня самого она иногда учит, в смысле катарсическое переживание художественного произведения иногда заменяет рациональное доказательство какой-нибудь этической позиции. Из очевидных примеров — житие прп. Марии. Из неочевидных, но очень смешных —«Орестея» Эсхила навсегда отняла у меня мысль о том, что всё будет и должно быть хорошо. А. К.

Мне кажется, что литература будоражит. Но вот чтоб прямо воспитывать — не уверена П. К.

Я бы сказала, что книга может воспитывать. А вот воспитывает ли, большой вопрос. Кого как. И смотря какая книга. А потенциал воспитательный заложен в любом искусстве. Опыт переживаний, да. А дальше. Т. Р.

Не воспитывает. Если бы воспитывала, то учителя вообще и учителя литературы особенно были бы святыми. Но это же не так. Разговор о воспитании книгой и собой — это потешить свое самолюбие. Тексту не вменяется априори обязанность кого-то воспитывать и делать чище и добрее. Мне думается, что единственное, что делает ХОРОШАЯ литература, — воспитывает и развивает вкус. Во всех смыслах. А плохая создает набор клише, штампов, установок. Вот что воспитывает Марсель Пруст? Кафка? Джойс? Тут выше многие написали, что можешь научиться видеть объем, сложность. Мира и человека. Вот с этим согласен. А чтоб прямо «воспитывать». Не. И слава богу. Чему воспитывает музыка? Живопись? Архитектура? Это из той же области вопрос. Красоту видеть и отличать настоящее от поддельного. А дальше уж каждый сам в меру своих сил, окружения, семьи и т. д. воспитывается М. Б.

Высказывались суждения о том, что литература не воспитывает:

Люди читать нормально не умеют — какое уж тут полноценное воспитание. А вот вменением смыслов и оценок литература занимается. Прежде всего классика — на поверхностном уровне, конечно. Но вглубь мало кто заплывает. Она создает нормативный фон. Как-то так. Что делать с текстами, такой фон не создающими, обычно непонятно. Тут все выгребают по-своему 🙂 Т. В.

Может, на себя прикинуть. Что тебя сделало чуть смелее, внимательнее к окружающим, вежливее и т. д.? Книга или жизнь? Я вот не скажу, что есть книги, которые реально изменили моё поведение, меня самого. А вот то, что я слушал в конце 80-х, кажется, сильно влияло. А. К.

Я резко против. Ну если бы она, художественная литература, учила кого-то чему-то, то, наверное, уже научила бы. И, наверное, насилия бы не было, злоупотреблений на местах, глупых ссор на всю жизнь, да много чего бы не было. Все же у нас более-менее одно и то же в школе читали-разбирали. Ну да, у меня, как у автора, есть иногда желание сделать героев немного более совершенными, чем реальные люди, или разрешить конфликт не так, как это было бы в жизни, но не для того, чтобы потом кто-то выделил это красным маркером и написал: «вот она нас чему тут учит!». Эмпатию литература может развивать, знания новые об отношениях между людьми может давать, дать чувство сопричастности может, дать толчок к развитию интереса может. Но не учить. Нет хуже вопроса для писателя: «Чему учат ваши книги?». А. Р.

Или опасения насчёт того, что если за текстом признать дидактическую функцию, она может стать главной и обязательной в педагогической практике:

Боюсь-боюсь, когда педагогику впендюривают в текст. Потому что очень быстро происходит подмена — от тезиса «текст может выполнять и воспитательные задачи» до тезиса «текст обязан выполнять эти задачи и они главные» А. О.

Некоторые комментаторы по разным причинам усомнились в целесообразности постановки вопроса о воспитательной функции чтения:

Кто давно работает, помнит, наверное, тему выпускного сочинения «Роман «Как закалялась сталь» — учебник жизни нашей молодежи». Отсюда и отторжение от дидактизма литературы и вообще всего «дидактичного» образования. У меня, по крайней мере. И как трудно искоренить у учителей (не только начальных классов, хотя там таких очень много) вопросы «Чему учит. Как нельзя поступать. » и суждения типа «Вот видите, к чему приводит такое поведение / подобный поступок». И. З.

Ну, как человек, которому небезосновательно приписывают громкое отстаивание позиции 3, не могу не заметить, что литература все же учит (не поучает, что важно) и учит в той же степени, в какой учит человека жизнь Но за вопрос «Чему учит эта книга?» и за дрессировку детей таким образом, чтоб они даже без вопроса искали в литературе поучительный момент, предлагаю всех виновных прилюдно расстреливать на Лобном месте из деревянного пистолета канцелярскими резинками. В особо запущенных случаях — из специальной полированной рогатки критика Порядиной К. М.

Почитала обсуждение. Ушла думать, почему мне так не нравится слово «воспитывать» (безотносительно вопроса воспитывает ли литература, вообще не нравится). А. Ш.

Век настал отрицающий. В очередной раз переворачивающий с ног на голову истины, проверенные временем. Нигилистом быть модно и современно, и к чертям все ценности, накопленные поколениями. И книга не воспитывает, и зачем мне чужие мысли понимать, разбирайся там в заморочках автора. Ну а если вспомнить, что Есенин и выпить не дурак, а Цветаева так еще та штучка, так о какой силе книги вообще речь! Т. А.

Были подробные комментарии, авторы которых постарались представить разные ситуации, в которых возможны разные ответы на поставленный вопрос:

Попробую по пунктам. 1. Нет универсального ответа. Книги могут вообще не оказывать на читателя воспитательного воздействия. Просто интересно читать. Или наоборот – задавать модель поведения. Сказать однозначно, что возьмет ученик из книги для себя – невозможно. Один запомнит, как Обломов проспал всю жизнь, а другой – захочет такой же халат, диван и Обломовку. Я не ставлю целью изменить ученика книгой. Соотносить свою жизнь с книгой опасно. В том числе чревато неприятными открытыми в самом себе. Я не испытываю радости, если ученик начинает поверять свою жизнь литературой. Лучше пусть он скажет, что хочет быть таким, как его отец. 2. Урок именно литературы может (не должен) способствовать пониманию себя и другого. Цель – создать ситуацию понимания – ставлю. Вряд ли это воспитание, так как нельзя проверить, как это действует в реальной жизни. Ну, ещё урок литературы может воспитать интерес к чтению, но это тоже не для всех. Гораздо сильнее книги воздействует ситуация на уроке (общение, спор, радость, общее дело, открытие и т.д.). Ситуацию создавать интересно. 3. Спокойно. Лучше с такой позицией сосуществовать, чем с фрустрацией, полученной от несоответствия книги и жизни, себя и литературы. А. К.

Очень сложный вопрос. Тут три субъекта получается: книга, урок учителя и учитель как человек. И два понятия воспитывает: дает конкретный вариант морали и показывает сложность мира, учит его неоднозначности, рефлексии. Книга может и то, и другое делать, если она пришлась человеку ко времени. И не всегда это хорошо, потом некоторые сценарии долго вытаскивать приходится. Урок может пытаться делать и то, и другое, (получится или нет — другой вопрос) и тут выбор учителя. Лично мой — навязывание своих (авторских, «общечеловеческих») ценностей — нет, обучение пониманию сказанного, умению увидеть логику в позиции, с которой ты не согласен, обретение слов для размышления о себе — да. Учитель как человек, если он авторитет, по-любому свои ценности транслирует, хотя и, на мой взгляд, стоит стараться делать это поменьше, но не делать практически нереально. А на уроке все это еще и переплетается. И понимать то, что это переплетается, учителю, на мой взгляд, важно. Ю. С.

Мой очень взрослый, шестидесятилетний, ученик (из самого первого класса) в этот День учителя сказал, что итогом наших уроков у него осталась мысль о том, что самое главное — это свобода, и эта свобода внутри человека. Может, это и есть воспитание литературой? М. С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *