для чего в деле о банкротстве участвует росреестр
Для чего в деле о банкротстве участвует росреестр
Росреестр осуществляет контроль за деятельностью арбитражных управляющих, а также им предоставлены полномочия по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Каким образом Росреестр выявляет нарушения в деятельности арбитражного управляющего?
— Как правило, о нарушениях сообщают участники дела о банкротстве: сам должник, кредиторы либо уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Данные лица могут подать жалобу на действия арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию, членом которой он является, обратиться с жалобой в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, а также направить заявление в Управление Росреестра. Если это заявление будет содержать достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. Кроме того, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра при проведении административного расследования или в ходе участия в собрании кредиторов.
Выявленное нарушение фиксируется в протоколе об административном правонарушении, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Затем арбитражный суд уже выносит решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
С какими нарушениями чаще всего сталкиваются физические лица? Какие претензии бывают к арбитражным управляющим?
— В процедурах банкротства граждан наиболее часто выявляются нарушения порядка раскрытия арбитражным управляющим информации о своей деятельности, такие как не представление отчета кредиторам, не проведение собраний кредиторов, а также нарушение правил публикации сведений о процедуре банкротства.
Необходимо отметить, что участие органа по контролю (надзору) в собраниях кредиторов дисциплинирует арбитражных управляющих и способствует профилактике совершения арбитражными управляющими административных правонарушений при организации и проведении собраний кредиторов.
Участие Росреестра в делах о банкротстве
Участие Росреестра в делах о банкротстве
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.
С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.
Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия в собрании кредиторов или при проведении административного расследования.
Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
Что касается состава допускаемых нарушений, то чаще всего в процедурах банкротства выявляются нарушения порядка раскрытия арбитражным управляющим информации о своей деятельности, такие как не представление отчета кредиторам, не проведение собраний кредиторов, а также нарушение правил публикации сведений о процедуре банкротства.
При этом административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей
Если говорить о конкретных цифрах, то за прошедший период 2018 года Управлением Росреестра по Волгоградской области были рассмотрены 131 жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего.
Управлением в целях реализации полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по состоянию на 15.06.2018 в отношении арбитражных управляющих вынесено: 39 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях; 57 определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях; 27 постановлений о прекращении дел об административных правонарушениях; составлено 49 протоколов об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, составлено 20 протоколов об административных правонарушениях по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 12 и 72 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ сотрудниками Управления принято участие в 86 собраниях кредиторов.
Необходимо отметить, что участие органа по контролю (надзору) в собраниях кредиторов способствует профилактике совершения арбитражными управляющими административных правонарушений при организации и проведении собраний кредиторов и можно сказать, что в определенной степени дисциплинирует их.
Какое отношение Росреестр имеет к процедуре банкротства: интервью со специалистом Управления Росреестра по Свердловской области
-Какое отношение Росреестр имеет к процедуре банкротства?
Росреестр исполняет функции органа по контролю (надзору). Это означает, что мы осуществляем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также нам предоставлены полномочия по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве.
Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять в протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.
– Каким образом Росреестр выявляет нарушения в деятельности арбитражного управляющего?
Как правило, о нарушениях сообщают участники дела о банкротстве: сам должник, кредиторы либо уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба.
Данные лица могут подать жалобу на действия арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию, членом которой он является, обратиться с жалобой в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, а также направить заявление в Управление Росреестра, и если это заявление будет содержать достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, нами будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Кроме того, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра при проведении административного расследования, или в ходе участия в собрании кредиторов.
Выявленное нарушение фиксируется в протоколе об административном правонарушении, после чего мы направляем в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, и арбитражный суд уже выносит решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
-С какими нарушениями чаще всего сталкиваются физические лица? Какие претензии к арбитражным управляющим?
В процедурах банкротства граждан наиболее часто выявляются нарушения порядка раскрытия арбитражным управляющим информации о своей деятельности, такие как не представление отчета кредиторам, не проведение собраний кредиторов, а также нарушение правил публикации сведений о процедуре банкротства.
-Какие наказания ждут арбитражных управляющих?
Административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
За данное правонарушение арбитражным судом может быть назначено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 25 000 до 50 000 рублей.
Ответственность за повторное совершение такого правонарушения установлена ч. 3.1. ст. 14.13 КоАП – это дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Росреестр против Конституции // Почему дело арбитражного управляющего Максименко А.А. так важно для всей банкротной практики?
В предыдущей заметке мы подробно разобрали контекст рассмотрения Верховным Судом РФ дела о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Максименко А.А.
По сути здесь заявлено, что значительный объём имущества автоматически означает наличие значительного объёма денежных средств.
Любой здравый экономист или просто знакомый с понятием «недостаток иквидности» скажет, что это не так.
Основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения – либо путем законного избавления от долгов, либо путем восстановления платежеспособности.
[здесь нами дана немного расширенная трактовка логики ВС]
В процедуре реструктуризации долгов гражданина арбитражным управляющим Максименко А.А. составлено заключение от 12.07.2017 о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства Палкина А.В.
2. «Арбитражный управляющий должен незамедлительно оспаривать сделки должника»
Применительно к вопросу о сделках должника из указанного определения ВС и сложившейся судебной практики в целом следует, что:
А) управляющий обязан проанализировать сделки должника;
Б) управляющий при подаче заявлений об оспаривании сделок должен соблюдать сроки исковой давности (иначе возникает риск возникновения убытков).
По настоящему делу установлено и не оспаривается сторонами, что анализ сделок должника арбитражным управляющим проведен был.
Пропуск срока на оспаривание сделок должника арбитражному управляющему не вменяется.
Таким образом деятельность арбитражного управляющего по данному вопросу не выходила за пределы установленных Законом и судебной практики ограничений.
При этом совершенно проигнорирован тот факт, что должник разрабатывал и исполнял утвержденный судом план реструктуризации, что сделки были совершены не для цели вывода активов, а связи с занятием должности депутата Госдумы.
Управление Росреестра по Архангельской области предпринимает попытку вторгнуться в исключительную компетенцию арбитражного управляющего Максименко А.А., навязывая ему (а опосредованно и любому арбитражному управляющему) модель поведения, представляющуюся ему исключительно разумной и добросовестной, что не может быть признано законным, поскольку приводит к тому, что Управление фактически принимает на себя функции федерального законодателя и расширяет положения Закона о банкротстве, самостоятельно определяя полномочия арбитражного управляющего.
В настоящее время любой арбитражный управляющий, проанализировавший сделки должника и подавший заявление об их оспаривании в пределах срока исковой давности, может быть уверен в правомерности своих действий.
Между тем, в случае пересмотра данного подхода любой арбитражный управляющий может быть произвольно обвинен в том, что подал заявление об оспаривании сделок не в ту дату, которую определил административный орган.
Ранее ВС призывал арбитражных управляющих анализировать каждую конкретную ситуацию.
Остаётся надеяться, что разум таки победит.
С нашим обращением в ВС по данному поводу можно ознакомиться здесь.
Для чего в деле о банкротстве участвует росреестр
«Банкротство физических лиц». Актуальность данной темы вызвана тем фактом, что для ситуаций, когда гражданин не имеет возможности погасить долг полностью, и не смог договориться о реструктуризации во внесудебном порядке, правовые альтернативы банкротству в настоящее время отсутствуют.
На что следует обратить внимание в случае, если гражданин решил инициировать процедуру банкротства.
— Какие категории граждан подпадают под действие Закона «О несостоятельности (банкротстве)»?
С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедуры несостоятельности (банкротства) применяются как в отношении граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, так и в отношении обычных граждан-должников.
— Кто вправе подать заявление о признании гражданина банкротом?
— При каком размере долга может быть подано заявление о банкротстве гражданина?
В соответствии со ст. 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Гражданин может выступить инициатором возбуждения дела о банкротстве, в случае если знает, что не сможет выполнить свои обязательства в срок независимо от их суммы (например, в случае, если потерял работу, тяжело заболел и т.п.), либо в случае если сумма обязательств перед всеми кредиторами превышает 500 тыс. рублей.
— В какие суды следует обращаться с заявлением о признании должника банкротом?
Заявление о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по его месту жительства. Для того, чтобы инициировать дело о банкротстве должник должен представить в суд заявление и документы, содержащие сведения об имуществе должника. В отсутствие указанных документов заявление будет признано судом необоснованным и оставлено без рассмотрения.
— Кто такой финансовый управляющий?
— Может ли кредитор (должник, уполномоченный орган) выбрать финансового управляющего?
Ни кредитор, ни должник, ни уполномоченный орган не могут выбирать финансового управляющего. Однако, в заявлении о признании гражданина банкротом они обязаны указать название и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.
— Всё ли имущество должника реализуется для погашения его долгов?
В соответствии с положениями действующего законодательства не может быть реализовано следующее имущество:
— единственное жилье гражданина и его семьи и земельные участки, на которых это жилье находится;
— продукты питания, предметы обихода, одежда, обувь (предметы роскоши, драгоценности подлежат реализации);
— имущество, необходимое для профессиональной деятельности должника;
— домашние животные и птица, содержащиеся без цели предпринимательств, помещения для их содержания, семена для посева;
— денежные средства в размере не менее величины прожиточного минимума на должника и лиц на его иждивении;
— денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо в связи со смертью кормильца;
— иное имущество, перечень которого установлен ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
— Кто несет расходы в деле о банкротстве гражданина?
В ходе дела о банкротстве, начиная с момента подачи дела в арбитражный суд и до окончания расчетов в кредиторами возникают различные расходы (судебные издержки, расходы на оплату публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальном издании, услуги финансового управляющего и привлекаемых им лиц, иные расходы), которые оплачиваются за счет должника.
— Какие последствия наступают для гражданина в случае признания его банкротом?
Последствиями признания гражданина банкротом являются:
— в течение пяти лет при обращении за кредитом (займом) гражданин обязан сообщать о факте банкротства и не может подавать новое заявление о признании себя банкротом.
— в течение трех лет гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Ирина Третьякова – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций и государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тамбовской области