для чего в опере нужны балетные номера сцены

Балетный акт в опере

Балетный фрагмент в опере — это балетный акт или балетная картина в операх.

Знаменитые постановки в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», в опере М. Мусоргского «Хованщина» и в опере Шарля Гуно «Фауст» стали неотъемлемой частью драматургии общего действа.

Содержание

Половецкие пляски

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

«Половецкие пляски» — балетный акт 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина, премьера которой состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.

В своё время, на удивительные по красоте и мелодичности арии «Улетай на крыльях ветра» хореографическое действие поставили:

Сюжет

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски» с танца девушки — пленницы и хора («Улетай на крыльях ветра»). Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Вальпургиева ночь

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

«Вальпургиева ночь» — 4-е действие, вторая картина из оперы «Фауст» Шарля Гуно, премьера которой состоялась в «Театре лирик» (Théatre-Lyrique) 19 марта 1859 года;

По германскому народному поверью в ночь с 30 апреля на 1 мая происходит «шабаш» ведьм, которые собираются в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где и справляют свой ежегодный праздник.

Балет «Вальпургиева ночь» — Шарля Гуно в опере «Фауст» создал необыкновенно яркую по музыкальному языку, колоритную хореографическую картину «Вальпургиева ночь», которая на многих балетных сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет.

Исполнители

Постановки

«Танец персидок»

«Танец персидок» — 4-е действие, первая картина оперы «Хованщина» М. Мусоргского, завершённой Н. А. Римским-Корсаковым

Первая картина четвёртого акта

Литература

Использование музыки

Из истории

При этом балет не утратил и своей вспомогательной функции в оперных постановках, даже наоборот: развил её, превратив танец в оперном спектакле в канву общего сюжета. И во многих современных оперных спектаклях часто используются вводные балетные сцены.

Источник

Балетный фрагмент в опере

Балетный фрагмент в опере

Балетный фрагмент в опере — это балетный акт или балетная картина в операх.

В академических театрах существуют такие виды искусства как Балет, Опера и Симфонические произведения для оркестра, которые дополняют друг друга и придают общей картине действия красоту и насыщенность.

Содержание

«Половецкие пляски»

«Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина, премьера которой состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

В своё время, на удивительные по красоте и мелодичности арии «Улетай на крыльях ветра» хореографическое действие поставили:

Сюжет

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Начинается сцена «Половецкие пляски» с танца девушки — пленницы и хора («Улетай на крыльях ветра»). Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

«Вальпургиева ночь»

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

«Вальпургиева ночь» — 4-е действие, вторая картина из оперы «Фауст» Шарля Гуно, премьера которой состоялась в «Театре лирик» (Théatre-Lyrique) 19 марта 1859 года;

По германскому народному поверью в ночь с 30 апреля на 1 мая происходит «шабаш» ведьм, которые собираются в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где и справляют свой ежегодный праздник.

Балет «Вальпургиева ночь» — Шарля Гуно в опере «Фауст» создал необыкновенно яркую по музыкальному языку, колоритную хореографическую картину «Вальпургиева ночь», которая на многих балетных сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет.

Исполнители

Постановки

«Танец персидок»

«Танец персидок» — 4-е действие, первая картина оперы «Хованщина» М. Мусоргского, завершённой Н. А. Римским-Корсаковым

Первая картина четвёртого акта

Литература

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Балетный фрагмент в опере» в других словарях:

Балетный акт в опере — Балетный фрагмент в опере это балетный акт или балетная картина в операх. Традиционная постановка балетного действия в академических театрах, где оперное и балетное искусства придают целостному действию красоту и насыщенность, приобрела… … Википедия

Половецкие пляски (балет) — «Половецкие пляски» Композитор А. П. Бородин Источник сюжета «Слово о полку Игореве» Хореограф Лев Иванов Последующие редакции … Википедия

Ковтун, Георгий Анатольевич — Георгий Ковтун Имя при рождении: Георгий Анатольевич Ковтун Дата рождения: 19 февраля 1950(1950 02 19) (62 года) Место рождения: Одесса … Википедия

Бекефи, Альфред Фёдорович — Альфред Бекефи Имя при рождении: Аладар Бекефи Дата рождения: 11 января 1844(1844 01 11) Место рождения: Венгрия … Википедия

Радина — Радина, Любовь Петровна Любовь Радина Имя при рождении: Любовь Петровна Радина Дата рождения: 14 февраля 1838(1838 02 14) Место рождения: Санкт Петербург, Российская имп … Википедия

Ченчикова — Ченчикова, Ольга Ивановна Ольга Ченчикова Дата рождения: 17 мая 1956 Место рождения: Москва Профессия: Прима Балерина, Балетмейстер, педагог … Википедия

Половецкие пляски — Половецкий лагерь. Эскиз декорации И.Билибина Композитор … Википедия

Альбер (танцовщик) — Альбер Albert … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Источник

Балет в опере

Балет и опера у нас обычно живут под одной крышей. Так и привыкли их считать братом и сестрой. А между тем у балета и у оперы только и есть общего, что оркестровая музыка, организованная в интересах драматургии. Главные же показатели — средства выражения — у оперы и балета диаметрально противоположны. Человеческий голос, «увеличенный» до размера пения, пения не вообще, а слов, конкретных, действенных в опере, — главное выразительное средство: в балете, напротив, актер нем. Балетная пластика имеет свои законы, свой язык, так сказать шифр чувств и поведения, в опере же предпочтительнее пластика естественная, не иллюстрирующая музыку. Словом, это разные искусства.

Однако в операх (особенно старого типа) довольно часто встречаются балетные эпизоды. Это или народные танцы (в операх «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Галька» С. Монюшко), или танцы гостей на балу (в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Войне и мире»), фантастические видения (в «Руслане и Людмиле») или вставные номера для развлечения действующих лиц (в «Фаусте», в «Хованщине», в «Князе Игоре», в «Снегурочке», в «Чародейке») и т. д. и т. п.

Бывает, что и в балеты (особенно нового типа) вставляются или оперные номера (в балете Р. Щедрина «Анна Каренина»), или просто пение песен («Пламя Парижа» Б. Асафьева), или вокально-звуковой колорит («Щелкунчик» П. Чайковского), или эмоциональный всплеск («Икар» С. Слонимского).

Все это бывает хорошо, если оправдано драматургией, все это бывает крайне неудачно, когда балет в оперу или, наоборот, оперу в балет вставляют для внешнего успеха. Так, в свое время при постановке «Отелло» во Франции Джузеппе Верди пришлось ввести в сцену приема послов балет. Французам казалось это необходимо, чтобы «выручить» оперу, спасти ее от провала.

В наше время балет пользуется большим успехом у зрителя, и этот успех справедлив. Балетное искусство обладает прекрасными качествами, достойными восхищении. Но это еще не значит, что нужно вставлять в оперный спектакль балет, где он совершенно не соответствует «правилам игры». Идет опера, весь организм зрителя настроен на ее восприятие. И вдруг все, что зритель принял, к чему привык и на что настроился, разлетается в пух и прах, и вместо ожидаемой вокальной интонации он видит энергично движущегося, немого актера. Любая смена средств выразительности грозит отключением внимания зрителя.

Вот почему в произведения современных композиторов, когда требовательность к чистоте вида искусства (опера!) стала необходимой, когда эстетическое удовлетворение связано с познанием идеи и духа произведения, а не просто с бездумным увеселением, включение балетных номеров стало минимальным.

С. Прокофьев на мои просьбы написать «первый бал Наташи» для оперы «Война и мир» долго отвечал отказом. «Писать для оперы вальсики, полонезики и мазурочки!» В этом он чувствовал опасность переключения оперы на дивертисментный [1] балет, на бездумное любование зрителей «красивой жизнью». Ему удалось избежать опасности потому, что бал необходим для развития образа Наташи.

Если подытожить все сказанное о моем отношении к балету в оперном спектакле, то могу сказать: хороша опера, хорош и балет, а «смешивать два эти ремесла есть тьма охотников, я не из их числа».

1.^ Дивертисментный; дивертисмент (франц.) — музыкальное или драматическое представление, состоящее из ряда отдельных номеров; давался в дополнение, к спектаклю или концерту.

Источник

Изящное искусство: чем балет притягивает зрителей? (2 фото)

Многие люди любят посещать балетные спектакли при том, что не особенно разбираются в искусстве в целом, не говоря уже об этом узком специфическом его направлении. Чем же магия классического танца притягивает людей?

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Балет представляет собой один из наиболее загадочных и таинственных видов искусства. С помощью возможностей тела, не произнося ни одного слова, танцоры ухитряются демонстрировать весь спектр человеческих эмоций. Маленький шаг, широкий взмах рукой, изгиб тела завораживают миллионы зрителей по всему миру. Наблюдая за артистами, задействованными в балетной постановке, люди полностью абстрагируются от окружающей действительности и отдаются созерцанию этого удивительного и ни чем не сравнимого дуэта – единения человеческого тела и музыки.

Собственно танец существует столько же, сколько и человечество. А балет – изобретение относительно недавнее. Он зародился в XVIII веке и изначально представлял собой отдельные эпизоды, задействуемые во французской опере. Достаточно долго он оставался лишь второстепенным элементом оперы. В самостоятельное направление искусства выделился лишь в середине XIX века. Именно тогда начали писать специальные произведения для этого вида с учетом его уникальных особенностей. Прошлый век существенно расширил и сделал балетный репертуар богаче и разнообразнее, добавив ему выразительности и яркости.

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Чем же балет так привлекает зрителей? Дело в том, что он объединил в себе все достижения человечества в сфере грациозного движения. Большая часть людей в обычной жизни двигается достаточно неуклюже, грубо, некрасиво. В балете же любое, даже самое незначительное движение, преисполнено элегантности, грации и изящества. Естественно, балет это не только повороты, шаги, изгиб тела. Это направление искусства представляет собой бесконечную вселенную движений, органично объединенных с музыкальной темой.

Они формируют чарующее чувство полета, грации, красоты, преисполненной изящества. Но это, что называется, общая концепция. Постановщики балета пытаются с помощью движений воплотить на сцене не только отдельные образы, но и целые произведения. Таким образом, с помощью движения и танца, персонажи повествуют истории своих жизней. Главная задача балета заключается в передаче зрителю эмоций посредством движения тела.

А за что вы любите балет?

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Есть в балете прикольные моменты.

Источник

Инструкция РИА «Воронеж». Как смотреть балет

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Инструкция РИА «Воронеж». Как смотреть балет

В честь открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах рубрики – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.

В составлении третьей инструкции о том, как смотреть балет, корреспонденту РИА «Воронеж» помог ведущий солист балета Воронежского государственного театра оперы и балета Максим Данилов.

Как подготовиться к походу на балет?

Главное, что необходимо сделать перед походом на балетный спектакль, – прочесть либретто. В балете, в отличие от оперы, нет текста, поэтому понять, что именно происходит на сцене, неподготовленному зрителю будет сложно.

Кроме того, стоит заранее узнать, сколько действий в балете. Многие знаменитые балетные спектакли – трех- и четырехактные, нужно быть готовым высидеть в зале такое количество времени.

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Структура большинства балетов шаблонна. Сюжет развивается линейно, главная сюжетная линия, как правило, одна. Но действие может прерываться отдельными вставками. Например, в балете «Жизель» есть номер, в котором около 10-15 минут танцуют не исполнители главных ролей, а второстепенные персонажи – крестьяне. Максим Данилов раскрыл закулисный секрет: такие «вставные конструкции» служат для того, чтобы дать передохнуть исполнителям центральных партий и не дать заскучать публике.

Отдельное место среди таких вставок занимают так называемые «харáктерные танцы». Их исполняют совершенно не связанные с основной канвой спектакля персонажи. Примером характерных танцев можно считать испанский танец из балета «Лебединое озеро» или танцы народов мира на балу из балета «Щелкунчик».

Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик»

На что обращать внимание в балетном спектакле?

Так как в балете нет текста, историю рассказывает все: и декорации, и костюмы, и движения танцовщиков в балетных постановках намеренно «говорящие». Именно поэтому у артистов балетной труппы всегда очень яркий грим – чтобы даже с последних рядов были видны их лица и эмоции. Придя в театр, стоит внимательно рассмотреть все мельчайшие детали сценографии – в балетных спектаклях они продуманы.

Но главное в балете, безусловно, хореография. Внимательный зритель заметит, как тонко все движения танцовщиков связаны с музыкой, исполняемой оркестром. Иногда мелодия буквально заменяет речь героев, их смех или плач, фонетически подражая человеческим звукам.

Максим Данилов отмечает, что традиция аплодировать после каждого удачно исполненного номера важна. Это не сбивает артистов, а наоборот, подбадривает их.

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Как правильно называть артистов балета?

Всех танцовщиц, участвующих в балетной постановке, можно называть балеринами. Мужского варианта этого слова не существует, подчеркивает Максим Данилов. Мужчины, танцующие в балете, называются танцовщиками, артистами или солистами балета.

Максим Данилов отмечает, что, вопреки стереотипам, канонической фигуры для балерин и солистов балета не существует. Есть ограничения по весу, но без конкретных цифр – танцовщик или танцовщица просто должны быть «в форме». Балерина может быть как высокой, так и миниатюрной. Чаще всего в каждом театре балетмейстер подбирает из балерин и танцовщиков пары по параметрам, чтобы на сцене они выглядели гармонично. Как правило, в этих парах танцовщики работают помногу лет.

С чего начать?

для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть фото для чего в опере нужны балетные номера сцены. Смотреть картинку для чего в опере нужны балетные номера сцены. Картинка про для чего в опере нужны балетные номера сцены. Фото для чего в опере нужны балетные номера сцены

Знакомство с балетным репертуаром Воронежского театра оперы и балета Максим Данилов рекомендует с постановок модерн-балета: «Ангелы смерти», «Юнона и Авось», «7 историй из жизни, 7 смертных грехов». В этих спектаклях звучит современная музыка, они небольшие по длительности, а хореография представляет собой смесь классического балета и современных танцев. По мнению солиста, так зрителю будет проще адаптироваться к самому формату балетных спектаклей.

После этого можно перейти к классическому репертуару – небольшим «Кармен-сюите» и «Привалу кавалерии», а затем к более длинным и сложносочиненным «Щелкунчику», «Тысяча и одной ночи», «Жизели», «Лебединому озеру», «Ромео и Джульетте» и «Дон Кихоту».

Смотреть балетные спектакли на большом экране Максим Данилов не рекомендует. По словам танцовщика, так теряется больше половины ощущений, по сравнению с походом на балет в театр.

10 знаменитых балетных номеров

Вместе с Максимом Даниловым корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали 10 наиболее известных балетных номеров, после просмотра которых наверняка захочется сходить в театр и увидеть вживую спектакль.

«Вариации с кубками» из балета «Дон Кихот», танцует Михаил Барышников

«Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро», танцует Майя Плисецкая

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», танцует Нина Капцова

Па-де-де из балета «Спящая красавица», танцуют Диана Вишнева и Роберто Болле

Сцена смерти Жизель из балета «Жизель», танцует Галина Уланова

Сцена бала из балета «Золушка», танцуют Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг

Вариации из балета «Сильфида», танцует Орели Дюпон

«Хабанера» из балета «Кармен-сюита», танцует Диана Вишнева

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева

Картина «В мире теней» из балета «Баядерка»

Контекст

Воронежский театр оперы и балета открыл 56-й сезон премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан». В ближайших планах балетной труппы театра – постановка балетной транскрипции оперы Глинки «Руслан и Людмила», репетиции которой уже идут в Оперном. Кроме того, в 2016 году будет продолжен проект «Воронежские звезды мирового балета», в рамках которого на воронежской сцене в качестве приглашенных солистов будут выступать танцовщики мирового уровня родом из Воронежа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *