для чего в основном используются интеллектуальные тесты
Тесты интеллекта в психологии: назначение и особенности тестирования
В психологии существует много методик, которые позволяют определить индивидуальные особенности восприятия, памяти, внимания, воображения, эмоциональных состояний и т. д. Но самыми, пожалуй, известными являются тесты интеллекта. Они дают возможность оценить уровень умственных способностей личности. Несмотря на то, что универсальными эти тесты назвать нельзя, они пользуются популярностью.
Что такое тесты интеллекта
Интерес к возможности оценить свои умственные способности и сравнить их с дарованиями других людей существовал давно. Но всерьез изучением интеллекта занялись только в начале XX века в связи с развитием практической психологии. С другой стороны, потребность диагностировать способности к мыслительной деятельности связана с развитием общества, с усложнением производства и соответственно с необходимостью улучшить систему образования. Именно эта сфера долгое время стимулировала разработку тестов интеллекта. Методики, ориентированные на взрослых, появились только в 30-40 годах.
Самый первый тест интеллекта был составлен Альфредом Бине по заказу Министерства образования Франции для диагностики умственного развития детей. С тех пор тесты дополнялись, многократно перерабатывались, изменялись задания, появлялись новые версии, в том числе и для взрослых. Но форма их не изменилась.
Тест представляет собой несколько субтестов — блоков заданий. Количество их разное и зависит от возраста:
Субтесты составляются на основе серьезных исследований больших возрастных групп и включают в себя упражнения, которые смогли выполнить 80-90 % испытуемых. По содержанию задания в разных тестах различные, чтобы невозможно было к ним заранее подготовиться. Чем-то они напоминают школьные контрольные работы. И так же, как контрольные, содержат вопросы для проверки. Но тесты интеллекта проверяют комплекс качеств личности, связанных с эффективностью и уровнем мышления. Например, с помощью полного теста Векслера можно оценить следующие способности:
В настоящее время существует много разных подходов к диагностике уровня интеллекта, но чаще всего используются многократно переработанные и усовершенствованные тесты Бине, целью которых является выяснение коэффициента интеллекта IQ.
Как определяется коэффициент интеллекта IQ
Коэффициент интеллекта или IQ – это отношение «умственного возраста» к календарному, умноженное на 100 (*100). «Умственный возраст» определяется на основании выполнения заданий теста, которые рассчитаны на определенную возрастную группу. Если речь идет о взрослых, то тесты для них разработаны с учетом заданий разного уровня сложности. К тому же количество заданий в методиках для старшего возраста существенно превышают возможности людей среднего уровня интеллекта.
Таким образом, «умственный возраст»:
Большинство людей (68 % взрослых) имеют средний коэффициент интеллекта от 84 до 116 баллов; 16 % приходится на тех, у кого интеллект ниже среднего, вплоть до практически полного отсутствия. И 16 % составляют умственно одаренные интеллектуалы.
Интеллект пластичен, умственные способности можно развить, если, конечно, речь идет не о крайней степени умственной отсталости (тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии), когда IQ ниже 50 %. Особенно хорошо поддаются развитию способности в рамках средних показателей.
Что не так с тестом интеллекта?
Начиная с середины XX века, многие серьезные ученые-психологи выступали с критикой тестов интеллекта. Причиной этого была неадекватная оценка реальных способностей к мыслительной деятельности на основании критериев, предложенных разработчиками тестов.
Точнее, уровень развития умственных способностей можно было определить, но в жизни высокий уровень часто «не работал». По данным крупнейших американских фирм, в которых практиковали эти методики для оценки сотрудников, наиболее успешными, эффективными и творческими работниками оказывались люди со средним или чуть выше среднего IQ. А сотрудники с высокими показателями коэффициента интеллекта чаще всего были просто добросовестными исполнителями.
В 20-х годах прошлого века американский психолог Л. Термен начал интересное исследование, которое в общей сложности длилось 60 лет:
Как оказалось, практически все «интеллектуалы» сделали неплохую карьеру, добились успехов в своей сфере, имели материальное благосостояние выше среднего по стране. Но никаких значимых достижений никто из этих людей не продемонстрировал. Среди них не было ни выдающихся ученых, политиков, общественных деятелей, ни гениальных изобретателей, ни всемирно известных художников, музыкантов, писателей. Никто из них не сделал серьезных научных открытий и не получил престижных премий.
В 1989 году в книге рекордов Гиннеса появилась запись об американской 10-летней девочке Во Савон, получившей самый высокий результат по тесту интеллекта за все время исследований – 228 баллов. Но в настоящее время она просто журналистка, ничем особо не выдающаяся. А второе место среди показателей IQ вообще принадлежит бразильской домохозяйке.
Получается, что высокий коэффициент интеллекта если и помогает в жизни, то не гарантирует ни славы, ни выдающихся успехов. Значит, высокоразвитые умственные способности не главное? А что тогда главное?
Исследователи Л. Термен, Дж. Гилфорд, Э. Торренс и другие доказали, что важнее общего интеллекта наличие у человека творческого мышления. Причем связь между умственными способностями и креативностью есть, но она очень неоднозначная. Примерно до IQ 110-120 баллов эти два психических явления взаимосвязаны – чем ниже уровень интеллекта, тем меньше выражены творческие способности. Наиболее творческие личности имеют интеллект или по верхней границе нормы, или чуть выше ее. А вот после 120 баллов эта зависимость исчезает. Чаще всего повышение умственных способностей не сопровождается ростом креативности. Как считают психологи, чрезмерный рационализм и логика интеллектуалов мешает проявлению оригинального, нестандартного творческого мышления. Однако встречаются и исключения, например, А. Эйнштейн имел IQ 200 баллов и отличался ярким творческим мышлением.
Именно способность к творчеству, особый тип нестандартного мышления, а не высокий коэффициент интеллекта обеспечивает выдающиеся успехи в разных сферах деятельности. И гении – это не личности с супервысоким IQ, а те, кто обладает значительным творческим потенциалом. Поэтому для оценки этого потенциала были разработаны специальные тесты и, наряду с коэффициентом интеллекта, был введен коэффициент креативности – Cr.
Виды и особенности тестов на определение интеллекта
Интеллект – это совокупность когнитивных способностей к обучению, запоминанию, применению полученных знаний на практике. В контексте отбора кадров, от уровня интеллекта зависят показатели кандидата на рабочем месте. Поэтому тест интеллекта всегда считался излюбленным средством HR при отборе персонала.
Зачем измеряют уровень интеллекта
Тесты IQ – оценивают уровень развития умственных способностей у кандидата и его эрудированность. Они включают задания на логику, арифметику, память, обобщение.
Результат выражается в виде коэффициента, который используется для дальнейшего сравнения с другими соискателями на эту должность. Тестирование уровня интеллекта используется на собеседованиях в школы, лицеи, ВУЗы, при приеме на работу.
Какие качества предсказывает тестирование IQ
Тест на эрудицию и интеллект определяет уровень умственного развития человека, его склонность к творческой и научной работе.
«В тестирование на определение коэффициента интеллекта входят задачи на логику, пространственное мышление, скорость реакции. Также оцениваются навыки работы с текстовой и числовой информацией, умение делать ассоциации, обобщать факты»
При помощи тестирования IQ определяют:
Средними считаются показатели 90-110 баллов. Люди с такими показателями не испытывают проблем с обучением, обладают потенциалом, продвигаются по карьерной лестнице.
Считается, что чем выше балл, тем больше вероятность достичь успехов в жизни и в работе, но на деле это не так. Коэффициент позволяет сравнить двух людей в конкретный момент времени, причем к валидности результатов у ученых с каждым годом возникает все больше претензий.
Разберем и приведем примеры, наиболее популярных тестов на интеллект:
Тест механической понятливости
Тест на механическую понятливость (Беннета) выявляет склонности кандидатов к техническим наукам. Он исследует скорость мышления, логику, понимание принципов функционирования мира и взаимодействия механических объектов.
Он используется при трудоустройстве на должности, где требуется технический склад ума. Его проходят инженеры, логисты, архитекторы, менеджеры на производствах. Отдельные вопросы встречаются на ассессменте, при проверке общего уровня развития.
ТМП Беннета состоит из 70 вопросов с тремя вариантами ответа в каждом. Условие представлено в виде картинки. На выполнение дается 25 минут.
Темы вопросов ТМП Беннета: направление движения, плотность веществ, вращение шестеренок, сравнение веса, свойства объектов. Для решения нужны базовые знания школьной программы физики и логическое мышление.
Логические тесты
Логические задачи при приеме на работу состоят из популярных задач на определение уровня интеллекта – выявления логической последовательности фигур. Еще их называют задачами на невербальный интеллект.
«Логические тесты способностей определяют склонности соискателя к абстрактному мышлению, анализу информации, принятию решений»
Они также позволяют определить следующие параметры интеллекта:
Задания представляет собой последовательность геометрических фигур, которую требуется продолжить, или наоборот, найти лишнюю фигуру. В заданиях некоторых разработчиков вместо фигур встречаются цифры, картинки, матрицы и т.д. Сложность задач адаптирована под конкретную вакансию.
Время на ответ здесь ограничено: не более 50 секунд на вопрос. Так проверяются не только способности к абстрактному мышлению, но и скорость решения, переключаемость, концентрация.
Результат с интерпретацией можно скачать сразу после прохождения испытания, в личном кабинете, на портале работодателя.
Кроме логических, используются также вербальные и числовые задачи.
Вербальные тесты
Определяют способности к анализу вербальной информации, владение языком, скорость чтения. С их помощью оценивается умение понимать прочитанное, анализировать текст, делать выводы.
С вербальными задачами сталкиваются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, операторы колл-центров, управляющие филиалов банков, магазинов.
Числовые тесты
С их помощью определяют способности к анализу числовой информации. Их цель определить то, насколько свободно кандидат чувствует себя с цифрами и графиками, как быстро умеет находить решения обозначенных проблем.
Логические, числовые и вербальные тесты используются для оценки потенциала соискателей, а также в качестве первичного отбора людей на вакансию. Кроме того, они позволяют предсказать исход очного собеседования, экономя время соискателям и рекрутерам.
Тест КОТ
Краткий отборочный тест, построен по тому же принципу, что и тестирование на IQ. Состоит из вербальных, числовых и логических задач способностей. Прогнозирует потенциал человека, поэтому используется при отборе кандидатов на некоторые должности, в том числе при отборе соискателей в структуры МВД.
С помощью КОТ оценивают:
Испытание состоит из 50 вопросов, на которые дается 15 минут.
CFIT тест
Главная цель авторов CFIT (культурно свободный тест интеллекта) состояла в том, чтобы придумать тестирование, свободное от личных особенностей человека: уровня образования, культурных ценностей, пола, социального статуса. Он состоит из двух частей, по 4 субтеста в каждой части.
CFIT похож на логическое тестирование и оценивает навыки анализа информации, умение быстро принимать решения, работать в состоянии стресса.
Часть | Субтест | Формат вопросов |
---|---|---|
1 | 1 | Продолжить ряд фигур |
2 | Вычеркнуть лишнюю фигуру | |
3 | Ассоциации между двумя последовательностями | |
4 | Определить положение точки | |
2 | 1-4 | Те же задачи что и в первой части, но с увеличенной сложностью |
Другие виды тестов на эрудицию и интеллект
При приеме на работу чаще всего используются тесты:
Хотя в них входят некоторые элементы тестирования IQ, они гораздо точнее оценивают уровень знаний кандидата и предсказывают его поведение на должности.
Преимущества комплексного тестирования
Время, когда при приеме на работу использовались классические интеллектуальные тесты постепенно проходит. Его замещает комплексная оценка кандидатов, включающая оценку всех аспектов интеллекта, когнитивных способностей и психологических наклонностей. Такие испытания должны не просто быть адаптивными, они должны быть интересными для соискателей, а их результаты должны однозначно интерпретироваться.
Помимо валидности, такой подход позволяет сравнивать кандидатов между собой, выбирая наиболее перспективных и способных людей. А поскольку результаты интерпретируются онлайн, без участия человека, это сохраняет бюджет работодателей и повышает надежность испытаний.
Комплексная оценка начинается еще до собеседования, поэтому от результатов зависит, проходит кандидат на следующий этап, или нет. Для соискателей это значит, что придется готовиться к каждому этапу: искать информацию и тренироваться.
Натренировать способности за короткий промежуток времени практически невозможно, но научиться решать подобные задачи под силу каждому. Для этого придется узнать у HR, задания какого разработчика используются на собеседовании и готовиться по соответствующим тренировочным тестам.
Недостатки тестов интеллекта IQ при приеме на работу
Хотя определение уровня интеллекта – излюбленное средство оценки персонала, на самом деле они оценивают абстрактную величину в конкретный момент времени. Они не предсказывают поведение сотрудника на рабочем месте, не оценивают лидерские качества, мотивацию, усидчивость.
Большинство HR предпочитают отказываться от такой оценки по двум причинам:
Для оценки соискателей рекрутеры используют многоэтапную оценку, начинания с тестов способностей и заканчивая асессментом с практическими упражнениями по анализу кейсов.
Заключение
Несколько лет назад тестирование интеллекта IQ использовалось эйчарами в качестве вспомогательной оценки кандидатов, от результатов этой оценки мало что зависело. Сегодня же тесты способностей используются для отсева недостаточно квалифицированных соискателей. Да и психологические предрасположенности нередко становятся причиной отказа на собеседовании. Поэтому чем больше времени человек посвящает подготовке к тестированию, общению с работающими сотрудниками, HR, тренировкам, тем выше становятся его шансы получить должность.
Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные)
Тесты интеллекта (лат. intellects — понимание, познание) — тесты общих способностей.
Представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Т. и. являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.
Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.
Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.
Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).
Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.
Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.
Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним — многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная Бине — Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 г.
Мощным стимулом развития Т. и. явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).
Родившийся в этих исследованиях факторный анализспособствовал появлению комплексных тестовых батарей, широко используемых в современной психодиагностике (ВЕКСЛЕРА ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКАЛЫ).
Полученные с помощью Т. и. результаты выражаются количественно в виде интеллекта коэффициента (IQ), на психологической интерпретации которого следует остановиться подробнее. Это необходимо потому, что за интерпретацией количественного показателя интеллекта стоят различные подходы к пониманию природы измеряемого явления.
1. Шкала умственного развития Бине-Симона.
И.К. = умственный возраст/хронологический возраст.
2. Шкала измерения интеллекта Векслера.
Адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Для обследования лиц старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).
на общую осведомленность,
воспроизведение числовых рядов,
нахождение недостающих деталей в картине,
2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена)
Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году.
Методика исходит из теории Спирмена и его понимания значения фактора «g» интеллекта, который проявляется в способности понимать отношения между абстрактными фигурами.
Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.
В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.
Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6—8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин.
Трудность заданий возрастает от начала к концу серии, а также от первой серии (А) к пятой (Д).
Методика выполняется следующим образом: перед началом обследования каждому обследуемому раздается стимульный материал и регистрационный бланк.
3. Гудинаф тест «Нарисуй человека».
Исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину. Время исследования не ограничивается.
Целесообразно наблюдать за поведением испытуемого во время рисования и особенностями самого процесса рисования.
Оценка уровня интеллектуального развития проводится по разработанной Ф.Гудинаф шкале, содержащей критерии выполнения 51 элемента рисунка.
Имеются возрастные нормы, сопоставленные с умственным возрастом. Надежность методики высокая, но чем старше ребенок, тем менее надежным указателем его умственного развития является рисунок.
4. Школьный тест умственного развития (ШТУР).
Авторы – К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, В.Г.Зархин.
Школьный тест умственного развития (ШТУР)* предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.
Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):
1. «осведомленность» (2 субтеста),
Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.
Апробация теста проводилась на выборке учащихся 6-8 классов московских школ (411 человек).
Эквивалентность форм А и Б по отдельным субтестам и общему баллу оценивалась по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они были в пределах от 0,64 до 0,74, для общего балла г = 0,83.
Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,60 до 0,88. Для общего балла Г = 0,93 и Г= 0,90.
Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были: RА = 0,57, Rв= 0,54.
Все полученные данные позволяют считать, что разработанный Школьный Тест Умственного Развития имеет хорошие показатели надежности и валидности.
5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).
IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).
I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.
II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время их выполнения — 6 мин.
IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.
VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.
VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на ч Количество заданий — 20. Время bi нения — 7 мин.
Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки школьные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.
IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 — четыре формы.
IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.
При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.
Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97.
Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп.
6. Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка (Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.М.: «АЙ КЬЮ». 1993.)
Содержит 8 самостоятельных тестов различных сторон интеллекта.
Комплексная батарея Тестов различных способностей DAT издана в 1947 г. для нужд средней школы, нашла применение в выявлении профессиональной ориентации учащихся. Включает измерение качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе.
Эта батарея хорошо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера.
Обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы.
Батарея тестов общих способностей измеряет 9 способностей: