для чего в россию привлекались иностранные колонисты

Иностранные колонисты (поселенцы), 1766–1877 г.г.

Обширные размеры колонизация иностранцев получила на основании манифестов Екатерины II 1762, 1763 и 1764 гг. Переселенцам гарантированы были отправление обрядов по их вере, свобода от платежа податей на определённое число лет, отвод земель в достаточном количестве, свобода от военной службы, невмешательство чиновников во внутреннюю их юрисдикцию (узаконения о колонистах, вошедшие в XII том Свода законов).

Большинство колонистов пользовались льготами как монаршей милостью, так же, как дворянство, купцы, духовенство.

Пункт 2 статьи 13 Рекрутского устава гласил: «Не подлежат ни натуральной, ни денежной рекрутской повинности разного рода колонисты». Эта льгота основывалась на манифесте Екатерины II от 28 июля 1763 года (здесь и далее даты приведены по старому стилю) и правилах от 20 февраля 1804 года о колониях. Освобождение от рекрутской повинности включало и освобождение от других служб, связанных с армией, например от постоя войск.

Из 29 млн душ мужского пола (сведения 10-й ревизии) от службы в армии были освобождены 4,8 млн человек, в том числе и 180 тыс. немцев-колонистов и до 50 тыс. болгар, а также все население Бессарабской области и некоторых других окраин империи.

1797 год

1819 год

Проект отдельного указа по отсрочкам сохранял таковые пожизненно для сельскохозяйственных работников, принявших русское подданство по положению 1861 года, и иностранцев, поселившихся в Царстве Польском с принятием русского подданства до 1 января 1872 года, а на 20 лет – менонитам, «поселившимся после 19 ноября 1851 года новыми колониями» или на владельческих землях (по положению 1861 г.).

Решающим фактором стал принцип равенства подданных, провозглашенный Александром II:
«Отказывая в привилегии дворянству, государство не могло ставить в исключительные условия еще какое-либо сословие. Для дворян обязательная военная служба была восстановлена в ноябре 1870 года. Колонисты же как «граждане Российского государства. должны быть в такой же степени заинтересованы в обеспечении его от опасности, как и прочие подданные. Рассматривать же колонистов, как особое государство в государстве, очевидно, невозможно»

Привлечение колонистов к воинской повинности завершало процесс их вхождения в российское общество.

Сословная обособленность колоний была преодолена.

Из 310 тыс. колонистов льготы сохранили только около 40 тыс. человек, при этом они должны были перейти в российское подданство.

1 января 1874 года закон вступил в силу.

1871-1873 гг. многочисленные делегации менонитов посещали Петербург с ходатайствами о пересмотре закона в части, их касающейся, но эти просьбы не были удовлетворены, и тогда началась массовая эмиграция менонитов в Америку (ведь в свое время менониты из Пруссии и переселились в Россию, чтобы избежать прусской рекрутчины). К 1880 году Россию покинули 15 тыс. менонитов, или три четверти представителей этой конфессии.

Часть колонистов других конфессий, воспользовавшись положением 1861 года и правилами о колониях 1868 года, начала переселяться в другие регионы России, основывая новые колонии и получая либо пожизненное освобождение от воинской повинности, либо 10-20-летнюю отсрочку. Так возникли колонии в Кубанской области, в Ставропольской губернии, в округах Войска Донского, в Восточной Сибири.

Они были охвачены воинской повинностью только к началу XX века. Окончательное распространение воинской повинности на всех колонистов произошло после истечения льготных сроков, т.е. к началу XX века. Цель уравнения всех подданных перед лицом закона была достигнута, источники пополнения армии были серьезно увеличены.

События русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.) войн показали, что служившие в русской армии потомки колонистов – немцев, болгар, греков, чехов и других – демонстрировали не только лояльность, но и мужество, самоотверженность при защите своего нового Отечества. Создание альтернативной службы для менонитов также оправдалось: в период войн большинство из них служили в санитарах и проявили себя с наилучшей стороны. В целом привлечение к службе в армии иностранных колонистов сыграло важную роль в действительном переходе к всесословной воинской повинности.

За все время с 1764 по 1866 г. было основано иностранными поселенцами в России 549 колоний:

САРАТОВСКАЯ КОНТОРА ИНОСТРАННЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ. 1766–1877
Ф. 180, 1 оп., 1 174 ед. хр., 1764, 1766, 1774–1781, 1797–1877

Саратовская контора опекунства иностранных была создана в 1766 г. для управления иностранными колонистами, преимущественно немецкого происхождения, появившимися в 1764 г. в Поволжье после ряда манифестов Екатерины II:

20.04.1782 опекунские учреждения были ликвидированы.

В 1797 г. Контора была восстановлена с подчинением созданной при Правительствующем сенате Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства.

В 1802 г. Экспедиция перешла в ведомство Министерства внутренних дел.

В 1811 г. была переименована в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

С 1833 г. Саратовская контора опекунства иностранных стала называться Саратовской конторой иностранных поселенцев. Непосредственно в колониях управление осуществляли окружные и сельские приказы. Над ними стояли смотрители колоний.

С февраля 1838 г. Контора была передана в ведение Министерства государственных имуществ.

В 1871 г. колонисты были уравнены в правах с бывшими государственными крестьянами, получив статус поселян-собственников, и перешли в ведение общегубернских учреждений.

01.05.1877 Контора была упразднена.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

История колонизационных мероприятий в России

для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Смотреть фото для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Смотреть картинку для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Картинка про для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Фото для чего в россию привлекались иностранные колонисты

Колонизационные мероприятия европейских держав не остались незамеченными в России, имевшей гораздо более пустующих земель, часть которых к тому же подвергалась набегам кочевников. Крепостное право не давало возможности свободной миграции внутри страны, естественный прирост населения также был недостаточным. Первый колонизационный проект возник в 1752 г. в царстование императрицы Елизаветы Петровны, инициатором его был француз де Лафон, бригадир русской службы, протестант по вероисповеданию. Де Лафон предложил склонить к переселению в Россию своих соплеменников и единоверцев, подвергающимся во Франции гонениям за веру, обещая им наряду с полной религиозной свободой различные пособия, льготы и преференции. Проект де Лафона был благожелательно встречен канцлером Бестужевым-Рюминым и доложен им императрице, которая поручила детальную проработку вопроса комиссии во главе с канцлером. Окончательно «кондиции» вызова колонистов были согласованы в Коллегии иностранных дел и включали полную свободу вероисповедания как для протестантов, так и для католиков, освобождение от пошлин и податей на 20 лет, право свободного выезда из России в любое время, ссуды в денежной и натуральной формах, деньги на проезд в Россию, особые льготы для фабрикантов, кормовые деньги для ремесленников и т.д. Планировалось назначать сборными пунктами приморские города, откуда колонисты доставлялись бы в Петербург на специально нанятых судах, были предусмотрены организационные меры по вербовке колонистов. Проект был передан канцлеру в январе 1753 г., однако лишь в апреле 1754 г. императрица поручила передать его на рассмотрение в Сенат, где дело и застряло навсегда. Начавшаяся вскоре Семилетняя война отвлекла внимание правительства от колонизации, хотя в ближайшие годы возникали и другие проекты. Все же можно заключить, что вопрос о вызове иностранных колонистов в Россию рассматривался и прорабатывался весьма серьезно еще при Елизавете Петровне.

Императрица Екатерина II, просвещенная монархиня, придавала особое значение уже упомянутым популяционистским теориям. Будучи еще великой княгиней, она писала: «Мы нуждаемся в населении. Заставьте, если возможно, кишмя кишеть народ в наших пространных пустырях. Я не думаю, чтобы для достижения этого было бы полезно принуждать наших инородцев нехристиан принимать нашу веру – многоженство еще более полезно для умножения населения» (цит. по [1, с.45]). По экономическим воззрениям императрица была близка к учению физиократов, признавая земледелие основным производительным трудом, источником богатства нации. Итак, считая колонизацию, причем в первую очередь в целях улучшения земледелия, делом безотлагательным, императрица 14 октября 1762 г., через несколько месяцев после коронации, дает Сенату собственноручно писанный указ, повелевающий “раз навсегда”, “без дальняго доклада” принимать всех желающих поселиться в России иностранцем за исключением евреев. 4 декабря Екатерина издает манифест, приглашающей всех иностранцев (опять-таки за исключением евреев) на поселение в Россию и обещающий монаршии милости и покровительство. Переведенный на несколько языков манифест был отпечатан в сотнях экземпляров и разослан российским дипломатическим агентам с наказом опубликовать его в газетах. Однако этот первый манифест не отличался конкретностью – было непонятно, какие именно блага он сулил, как поступать и к кому обращаться будущим переселенцам, оказана ли им будет денежная помощь для переезда в Россию и т.д. 22 июля 1763 г. был издан второй манифест, ставший краеугольным камнем колонизации. В тот же день был учрежден специальный административный орган для ее осуществления: Канцелярия опекунства иностранных. По своим правам она приравнивалась к коллегиям, то есть имела характер особого министерства, подотчетного непосредственно императрице. Президентом Канцелярии императрица назначила ближайшего к ней человека – графа Григория Орлова. Сенатская волокита более не угрожала делу колонизации. Манифестом 22 июля будущим переселенцам обещались многие блага, перечислим основные:

1. Все иностранцы получают разрешение селиться в России в любых русских губерниях. Не имеющие средств для переселения могут обращаться к русским дипломатическим агентам при иностранных дворах, которые обеспечат их переезд за казенный счет.

2. По прибытии в Россию иностранцы обязаны объявить, желают ли они записаться в купечество или в цехи, либо поселиться колониями на удобных для хлебопашества землях, а также принести присягу на подданство.

3. Иностранцам предоставляются следующие права и привилегии:

а) свободное отправление веры по своим обрядам;

б) свобода от податей, налогов, служб и повинностей – на 30 лет для колонистов, на 5 лет для поселившихся в Петербурге или Москве, равно и в прибалтийских, ингерманландских, карельских и финляндских городах, и на 10 лет для поселившихся в прочих городах; освобождение от военной и гражданской службы – навсегда;

в) достаточное количество земли для хлебопашества или заведения фабрик и заводов;

г) фабрикантам и заводчикам разрешается покупать крепостных людей и крестьян;

д) беспроцентная денежная ссуда на постройку домов, приобретение земледельческих орудий и инструментов, припасов и материалов; возвращение ссуды предусматривалось в течение трех лет по истечении десятилетнего льготного периода;

е) право беспошлинного ввоза всего имения, в чем бы оно ни состояло, а также товаров на продажу на сумму до 300 рублей на семью; право свободно выехать обратно за границу в любое время;

ж) поселившимся в колониях – собственная внутренняя юрисдикция без вмешательства русских властей, но с необходимостью подчиняться русскому гражданскому праву;

з) право заводить торги и ярмарки беспошлинно;

и) со дня прибытия на русскую границу и во время следования до места назначения даются кормовые деньги и безденежно – подводы.

К манифесту прилагался перечень свободных земель, предназначенных для поселения – в Сибири, а также в тогдашних астраханской, оренбургской и воронежской губерниях, причем не воспрещалось селиться и на других свободных землях.

Вначале предполагалось, что вся работа по организации набора и переселения колонистов будет выполняться русскими дипломатическими агентами (министрами и резидентами), которым через коллегию иностранных дел были направлены соответствующие циркулярные рескрипты. Русский резидент в Данциге Иван Ребиндер первым приступил к набору колонистов, за ним последовали князь Долгоруков (Берлин), граф Воронцов (Лондон), Мусин-Пушкин (Гамбург), Симолин (Регенсбург) и другие. Не обошлось без накладок: среди чаемых колонистов нашлись обманщики, скрывавшиеся по получении подъемных; иногда переселенцы удирали уже по пути в Россию; наконец, далеко не все пути в Россию гарантировали благополучный исход предприятия. Симолин предложил учредить в портовом городе Любеке должность специального комиссара, к которому наши дипломатические агенты направляли бы группы колонистов, а он, в свою очередь, организовывал бы их отправку морским путем в Россию. Это предложение было утверждено императрицей, и по представлению Мусина-Пушкина (февраль 1764 г.) комиссаром был назначен любекский купец Гейнрих Кристофор Шмидт. С этого момента перемещение колонистов с территории германских государств было упорядочено оптимальным образом. Одновременно русские дипломаты предпринимали энергичные усилия для распространения манифеста. Необходимо отметить, что русский проект был враждебно встречен теми государствами, которые вели собственную колонизационную политику, в первую очередь, Австрией и Пруссией, запретившими эмиграцию под страхом тюремного заключения. Испания и Франция запретили эмиграцию еще в XVII веке; в Англии и в Голландии, обладавших своими колониями, трудно было найти желающих переселиться в Россию. Таким образом, поле деятельности для русских дипломатов значительно сузилось. Для активизации усилий по набору колонистов решено было воспользоваться накопленным в европейских государствах опытом привлечения специальных агентов-вербовщиков, как это уже практиковалось в колониальных проектах Дании, Пруссии, Англии, тем более, что в подобных людях недостатка не было. Не только профессиональные вербовщики, не только бывшие арендаторы и писари разоренных войной деревень, отставные обер- и унтер-офицеры, но и родовитые дворяне и лица духовного сословия предлагали русскому правительству свои услуги. Дело представлялось прибыльным: труд вербовщиков хорошо оплачивался соразмерно числу завербованных колонистов. Наряду с вербовщиками, работавшими под контролем дипломатических агентов, в том же 1764 г. на сцене появляется новая категория участников колонизационного проекта – вызыватели. К таковым относились некоторые внушающие доверие иностранцы, с ними Канцелярия заключала особые контракты, согласно которым те обязывались не только поставить значительное число колонистов (не менее нескольких сотен семей) и организовать их прибытие в пункт отправки в Россию (в основном – Любек), но и обеспечить их поселение и обустройство в России в отдельных колониях. Соответственно и права вызывателей, подтвержденные договорами, не сводились к получению комисионных за вербовку колонистов. Они могли рассчитывать на значительные ссуды (под надежное поручительство) для оплаты расходов по вызову колонистов, им обещались земельные участки в заселенных ими будущих колониях, давалось право заключать с завербованными ими колонистами частные договоры, устанавливающие особые зависимые отношения между колонистами и вызывателями. В результате наряду с казенными или коронными колонистами появились вызывательские колонисты и колонии. Деятельность вызывателей по сути была частнопредпринимательской, с очевидными плюсами и минусами такого подхода к делу. С одной стороны, вызыватели могли действовать более свободно, чем дипломатические агенты, распространяя свою деятельность даже в те земли и государства, где эмиграция запрещалась. Непосредственная заинтересованность в количественном результате, а также возможность манипулирования крупными суммами сильнейшим образом стимулировали вызывателей к активной деятельности. Они нанимали собственных вербовщиков и эмиссаров, рассылая их всюду, усиливая агитацию среди всех слоев населения, организуя сборные пункты для колонистов и т.д. Все это привело к резкому росту числа будущих колонистов, что создало серьезные проблемы в 1766 г. С другой стороны, сами вызыватели и их эмиссары, будучи людьми как минимум авантюрного склада характера и небезупречного прошлого, не брезговали почти никакими средствами ради наживы. Вопреки желанию Канцелярии вербовать в первую очередь хлебопашцев, вызыватели собирали всех, кого только можно было уговорить отправиться в Россию попытать счастья – безработных поденщиков и ремесленников, разорившихся мелких торговцев, отставных солдат, а то и просто полубродяг. В конкурентной борьбе вызыватели сманивали друг у друга колонистов, что приводило к скандалам и дракам. При этом они не стеснялись обманывать русское правительство, присваивая себе немалую часть ссуженных средств, предоставляя липовую отчетность и т.п. Самыми заметными по размаху деятельности среди вызывателей были:

товарищество Де Бофа, Прекура и д’Отерива (1764 г.);

товарищество Ле Руа и Питета (1765);

барон де Кано де Борегард (1765).

Их усилиями в 1766 г. было поставлено около половины всех колонистов. Отношения Канцелярии с вызывателями складывались по-разному. Оба вызывательских товарищества довольно быстро навлекли на себя подозрения в злоупотреблениях и корыстных поступках, вследствие чего Канцелярия расторгла контракты с ними и даже добилась от гамбургского магистрата ареста и выдачи Ле Руа и Прекура, которые в августе 1766 г. были доставлены в Петербург в целях следствия. Барон де Борегард, будучи фигурой более импозантной, долгое время находился вне подозрений, хотя в конце концов обнаружилось, что и он сумел обмануть правительство, причем на крупную сумму. Но до этого он в 1767 г. покинул Россию, как утверждал, с целью привести в порядок дела и вернуться уже вместе со своим семейством для поселения на Волге. Разумеется, более его в России не видели. К чести этого вызывателя надо сказать, что к составлению и выполнению своего контракта с Канцелярией он отнесся много серьезнее, чем другие. Контракт, отредактированный и утвержденный Канцелярией, предусматривал право сотрудникам Борегарда, имевшим офицерские чины, заслуженные в иных державах, сохранять чины эти и в России, но без права ношения русской униформы и с оговоркой в паспорте: капитан (поручик и т.д.) при такой-то колонии. Оговаривалась поставка в течение трех лет 3000 семей, для которых на луговой стороне Волги будут учреждены компактно расположенные колонии. В дальнейшем Борегард присвоил будущему поселению название Катариненлен (владения Екатерины) с очевидным реверансом в сторону императрицы; главная колония Катариненлена получила имя Катариненштадт, в честь наследника была названа колония Паульская, в честь президента Канцелярии – Орловская. Нетрудно догадаться, в честь кого были названы колонии Кано и Борегард. Контроль и учет также были поставлены лучше, нежели у других вызывателей. Мы видим, что колонисты Борегарда за небольшими исключениями отправлялись из Любека на отдельных судах, не смешиваясь с колонистами коронными или других вызывателей. По прибытии в Ораниенбаум они распределялись на поселение в Стрелину мызу, где находились под надзором и опекой борегардовских же «офицеров». По пути в Саратов его колонисты следовали компактными отрядами, причем наряду с русскими офицерами, командовавшими транспортом, борегардовские «поручики» и «капитаны» также играли командные роли, что приводило иногда к конфликтам.

Как бы ни оценивать роль вызывателей, приходится констатировать, что их и коронных эмиссаров усилиями в 1766 г. в Любеке оказалось гораздо больше колонистов, чем предполагалось. Трудности, связанные с таким наплывом людей, нелегким бременем легли на всю организационную схему, включая квартирный вопрос в Любеке, проблемы фрахта судов, приема и размещения переселенцев в Ораниенбауме, транспортировку их в Саратов и расселение по колониям, где просто не успели построить нужное количество домов. В ноябре 1766 г. вызов колонистов был прекращен.

В целом можно заключить, что русский колонизационный проект 1763-1766 гг. был достаточно успешным в плане организационных усилий и результатов. Трудности, стоявшие перед российским правительством, были несоизмеримы с теми, которые приходилось преодолевать прусской, австрийской или датской коронам. Нашим колонистам предстояло преодолеть огромное по европейским меркам расстояние. Путешествие занимало около года и проходило в непривычно суровых климатических условиях. Язык, религия, культура и традиции коренного населения были абсолютно незнакомы переселенцам. Наконец, сам контингент колонистов значительно отличался от иммигрантов той же Пруссии, прибывавших на новую родину в течение десятилетий – в значительном большинстве это были люди, доведенные войной до крайней нужды, изнуренные болезнями. Несмотря на огромные потери в пути и в первые годы жизни на Волге, неурожаи, набеги киргиз-кайсаков, пугачевщину, колонисты 1760-х годов заложили основу для развития того неповторимого в истории России феномена, который называют Немецким Поволжьем.

Источник

Иностранные колонисты

для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Смотреть фото для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Смотреть картинку для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Картинка про для чего в россию привлекались иностранные колонисты. Фото для чего в россию привлекались иностранные колонисты

Поселения иностранцев на территории России появляются уже с древнейших времён. До XV в. условия для переселенцев были весьма выгодны: иноземцы могли селиться в России, находя обеспечение свободы религии и получая одинаковые права с русскими. В Западной Руси правительство с XIV века принимает особые меры для привлечения немецких поселенцев, которым предоставлялись разные преимущества, например, Магдебургское право. В Московском периоде условия для переселения иностранцев делаются неблагоприятными.

Петр I начинает привлекать в Россию иностранцев и отводить им места для поселения. При Елизавете усиливается стремление правительства заселять южные пустынные окраины иностранными колонистами.

Обширные размеры колонизация иностранцев получила на основании манифестов Екатерины II 1762, 1763 и 1764 гг. Переселенцам гарантированы были отправление обрядов по их вере, свобода от платежа податей на определённое число лет, отвод земель в достаточном количестве, свобода от военной службы, невмешательство чиновников во внутреннюю их юрисдикцию.

Для иностранцев была назначена местность между Доном и Волгой (от села Чердынского до Царицына и далее до безымянной реки, впадающей в Дон, затем вверх Доном до Саратовского уезда и далее до острова Чердынского).

В 1770 г. вызов и приём переселенцев из-за границы был временно приостановлен, а по возобновлении, в 1782 г., направлен в Новороссийский край. В 1782 г. князь Потемкин водворил в Херсонской губернии партию шведов с острова Даго. С 1787 г. началось переселение в Новороссию меннонитов из окрестностей Данцига и других немецких колонистов.

Системы управления поселениями иммигрантов

В 1819 г. учреждён в Екатеринославе попечительный комитет об иностранных поселенцах южного края России. С 1820 по 1833 г. комитет находился в Кишиневе, затем переведен в Одессу; в том же 1833 г. конторы иностранных поселенцев были упразднены. Отдельные колонии в губ. Черниговской, Полтавской, Воронежской и др. состояли в непосредственном ведении местных губернаторов.

Переселения в Россию выходцев из Турции, главным образом болгар, начавшись в конце XVIII века, особенно усилились в первую четверть XIX века, по присоединении к России Бессарабии, благодаря энергии главного попечителя колоний, генерала Инзова; при нем были образованы 73 колонии, с населением в 24 тыс. душ. Когда, по Парижскому трактату 1856 г., отошли к Молдавии 40 болгарских колоний с населением в 47 тыс. душ, молдавское правительство отнеслось к ним крайне недружелюбно и начало их сильно притеснять. Поэтому в 1860 г. разрешено было принимать в Россию славян разных наименований и поселять их в Таврической и Херсонской губерниях, причём переселяющимся выдавались пособия; но уже в 1863 г. последовало прекращение переселения славян в Россию массами.

По окончании крымской войны значительная часть служивших в наших войсках волонтёров из греков, сербов, болгар, черногорцев и др. изъявили желание водвориться в России; таким волонтёрам в 1856 и 1864 гг. было разрешено причисляться к колониям их соплеменников в Новороссийском крае.

Реформы 1860-х гг. Предоставленные колонистам в конце прошлого и начале нынешнего вв. права и преимущества способствовали сначала быстрому развитию и процветанию колоний; но уже к середине XIX столетия, когда жизнь колоний стала много сложнее, узаконения о колонистах, вошедшие в XII т. Св. Зак., перестали соответствовать требованиям времени, так как они изолировали колонистов и мешали им слиться с общим населением империи. В 1860 г. из ведения колонистских управлений изъяты все судебно-следственные дела. Введение в действие положения о земских учреждениях изъяло из ведения колонистских управлений все дела, которые подлежат ведению земства. В 1866 г. колонии, состоявшие в ведении палат государственных имуществ в губерниях Воронежской, Новгородской, Самарской, Санкт-Петербургской и Черниговской, переданы в ведение общих губернских уездных и местных по крестьянским делам учреждений. Наконец, в 1871 г. изданы правила об устройстве колонистов (получивших название поселян-собственников), водворённых на казённых землях в губерниях Санкт-Петербургской, Новгородской, Самарской, Саратовской, Черниговской, Воронежской, Полтавской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической и в Бессарабской области. Эти правила заключают в себе применение общих начал положения о крестьянах 1861 г., с сохранением многих льгот; они вошли в особое приложение к IX т. Св. Зак. Колония Сарепта передана в ведение общих учреждений лишь в 1877 г.

(Иллюстрация: Паули Г.Т. Этнографическое описание народов России. Немецкие колонисты. 1862)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *