для чего в шахматах часы
Шахматные часы. Как использовать шахматные часы
Если вы собираетесь принимать участие в шахматных соревнованиях, вам наверняка придется использовать шахматные часы. Механические шахматные часы используются в шахматных соревнованиях с международного чемпионата в Лондоне в апреле 1883 года. Шахматные часы состоят из двух часов, соединенных вместе, так, что когда одни часы останавливаются, другие начинают идти. Часы, используемые сегодня, могут быть аналоговыми или цифровыми. Часы помещаются в стороне от шахматной доски. Черные решают, справа или слева.
Когда игрок завершает свой ход, он останавливает свои часы, и запускает часы своего оппонента. Благодаря часам игрок знает, сколько времени у него осталось, чтобы сделать все свои ходы. В начале игры часы игрока, играющего за белых, запускаются. Когда минутная стрелка указывает на 12, падает маленький флажок. На изображении аналоговых часов сверху, у левых часов стрелка достигла 12, и флажок упал. У часов справа минутная стрелка только начинает подталкивать флажок. Если игрок не завершил определенное количество ходов, когда упал флажок, он проигрывает из-за времени, если только у оппонента не осталось достаточно фигур для осуществления мата. Тогда объявляется ничья.
Существуют разные темпы игры в шахматах:
Блиц. Ограничение по времени составляет 5 минут для каждого игрока на все ходы.
Рапид (быстрые шахматы). Среднее ограничение по времени составляет 30 минут для каждого игрока на всю партию.
Местная лига. Ограничение по времени обычно составляет 75 минут на 35 ходов, и, возможно, еще 15 или 20 минут для завершения игры.
Международные игры (чемпионаты, турниры). Стандартно дается 40 ходов, которые нужно успеть совершить за 2 часа, после чего дается еще час, и еще 20 ходов (общее количество ходов составит 60). Если после этого игра все еще не закончена, партию решает финиш с молниеносным темпом игры.
При использовании цифровых шахматных часов обычно дается увеличение вида 2-12, то есть каждому игроку дается 2 минуты для совершения хода, и на каждом ходу добавляется 12 секунд к времени, оставшемуся на часах. Увеличения также могут использоваться для более долгих игр.
Советы для игры при использовании шахматных часов
Нужно помнить некоторые вещи, когда вы используете в игре шахматные часы:
1. Не забывайте нажать часы, когда завершили свой ход.
2. Не забудьте проверить, не проиграл ли ваш оппонент из-за времени. Указать на то, что оппонент проиграл из-за времени, является ответственностью игрока.
3. Нажимайте часы той же рукой, какой вы передвигали фигуру. Держать палец на часах заранее против правил.
4. Нельзя поднимать часы или нажимать их с силой. Это может привести к вашему поражению.
5. Внимательно ведите счет, так, чтобы знать, когда вы достигнете предела ходов.
6. Узнайте точное ограничение по времени до начала игры.
Как работают шахматные часы? Полное руководство
Дата публикации: 2021-09-01
В шахматных играх, где игроки используют контроль времени, могут использоваться расположенные рядом игровые часы (состоящие из двух кнопок). Одна кнопка останавливает часы, а другая запускает. Эти кнопки предотвращают одновременный ход часов. Часы могут быть цифровыми или аналоговыми. Перед началом игры арбитр должен решить, какой вид игры следует использовать.
Как работают шахматные часы?
Как работают шахматные часы? Шахматные часы на самом деле состоят из двух отдельных часов, объединённых в одни, таким образом, что они не могут работать одновременно. Одни часы запускаются, когда наступает очередь белых, а другие, когда наступает очередь чёрных.
Каждый шахматист должен сделать определённое количество ходов за отведённое время.
На крупных турнирах ФИДЕ каждому игроку даётся 90 минут на то, чтобы сделать в общей сложности 40 ходов, после чего каждому игроку даётся 30 минут на завершение игры. В начале каждой шахматной партии чёрные запускают часы, после чего белый игрок может сделать свой ход. После каждого хода игроки нажимают кнопку, которая останавливает их собственные часы и запускает часы соперника.
Если время у одного из игроков истекает, то говорят, что у него упал «флаг». Когда падает флаг, то партия считается проигранной, потому что игрок не успел сделать необходимое количество ходов.
Типы шахматных часов
1. Песочные часы
Исторически первые часы, которые использовались для записи игрового времени на шахматных турнирах, появились ещё в начале 19 века. В ту эпоху песочные часы с песком были обычными часами, отслеживая время, потраченное на завершение партии.
У каждого игрока были отдельные песочные часы для отслеживания времени. В итоге их заменили соединением двух аналоговых часов. Время на часах одного игрока начинает отсчитываться, как только другой делает ход и нажимает кнопку на своих часах.
2. Аналоговые часы
В аналоговых часах флаг размещён между 11:00 и 12:00 на обоих часах. Когда минутная стрелка приближается к 12:00, наконечник касается флажка. Далее часы продолжают идти вперёд и это флаг из вертикального положения в горизонтальное. Когда стрелка снова достигает 12:00, флаг опускается. Если игрок не успел сделать ход до того, как упадёт флаг, ему засчитывается поражение по времени.
3. Цифровые часы
В наши дни популярны цифровые часы, которые позволяют игрокам более эффективно контролировать время. В аналоговых часах приходилось бить по кнопке, чтобы их переключить. Однако в цифровых достаточно легко нажать кнопку, и они переключатся. Это существенно экономит время.
Особенности шахматных часов
Ещё одно качество, которое следует отметить, — это громкость. Часы должны быть слышны, но не отвлекать.
Основные требования к шахматным часам
В турнирах все часы должны работать в соответствии с Правилами ФИДЕ:
Шахматная сумка
Для удобства вы можете также приобрести специальную дорожную сумку для шахмат, которая значительно облегчит переноску вашей доски, шахматных часов, фигур и другого оборудования.
История шахматных часов
Известно, что война является двигателем технического прогресса. В шахматах, однако, таким «двигателем» оказался… сон.
Это случилось во время первого международного турнира 1851 года (что само по себе было прогрессом), который прошёл в Лондоне, в партии Вильямс — Маклоу. Она вошла в историю записью судьи: «Партия осталась неоконченной, поскольку оба противника заснули…»
В этом турнире, как, впрочем, и ранее, соперники не имели ограничений по времени, и поэтому партии могли длиться сутками. Это было в пользу более слабых игроков, которые таким образом склоняли сильных соперников к ничьей, а то и сдаче партии.
Так, в 1843 году наблюдатели описывали матч между Говардом Стаунтоном и Пьером Сент-Аманом скорее как испытание на выносливость, чем шахматные партии. Сообщалось, что их 21-ая партия составила 66 ходов и длилась 14,5 часов. Подобное бессмысленное затягивание и умышленные попытки утомить и истощить соперника были очень распространены в то время, и в среднем партия длилась 9 часов.
В 1852 году неизвестный любитель предложил использовать песочные часы, которые могли бы ограничивать игроков в раздумьях над ходами партии. «Давайте дадим каждому игроку трёхчасовые песочные часы и помощника, который будет их поворачивать. Когда игрок думает, то песок его часов должен сыпаться; когда же думает соперник, то его часы кладутся на стол горизонтально, тем самым останавливая время» – описал он свою задумку. Идею поддержал Говард Стаунтон и другие известные игроки того времени. Впервые это было опробовано в 1853 году в матче Гарвиц – Левенталь: соперников ограничивали десятью минутами на ход, и за превышение лимита налагали штраф. А в матче Андресен – фон Колиш, который прошёл в Лондоне в 1861 году, песочные часы отмеряли два часа на 24 хода.
Другая идея была в использовании двух часов и записи потраченного времени после каждого хода. Таким образом проводились турниры с 1866 по 1873 годы. В 1867 году в парижском турнире организаторы ввели штраф в 5 франков за превышение контроля времени на 15 минут, при том, что игрокам давался на размышления час на каждые десять ходов. В 1870 году в турнире в Баден-Бадене были использованы первые таймеры, контроль составлял уже 20 ходов на час. При этом участники имели возможность выбора между таймером и песочными часами.
И, наконец, в 1883 году на турнире в Лондоне были применены первые шахматные часы с двойным циферблатом. Правда, на них не было привычных кнопок, они были маятникового типа: сделал ход – «перекатил» часы на свою половину. Автором изобретения стал шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон, воспользовавшись советом одного из сильнейших шахматистов мира того времени и своего земляка Джозефа Блэкберна. Часы производились на фабрике «Фатторини и сыновья» в Брэдфорде. В лондонском турнире у игроков был контроль 15 ходов на час, при этом впервые игроку, который превысил лимит времени, засчитывалось поражение.
Первый матч на первенство мира Стейниц – Цукреторт. Газетный рисунок 1886 года. На заднем плане видны первые шахматные часы.
На следующий год патент на промышленное производство шахматных часов получил Амандус Ширвотер, который в 1886 году усовершенствовал их: часы показывали номер хода, а приближение контроля сообщалось звоном колокольчика.
Матч Ласкер – Стейниц, Нью-Йорк, 1894 год.
«Флаг» – ставший потом почти на сто лет важным элементом шахматных часов – появился в 1899 году благодаря Х.Д.Б. Мейеру, секретарю Голландской шахматной федерации. Удобство флага состояло в том, что он начинал «расти» за три минуты до своего «падения». Понадобилось почти 20 лет, пока использование флага стало общепринятым. В начале использования часов превышение лимита не приравнивалось к поражению, а объявление победителя в таком случае считалось неспортивным. Часы с привычными современному игроку кнопками были усовершенствованы Веенхофом в Гронингеме в 1900 году и стали использоваться повсеместно.
Немецкие часы начала ХХ-го века.
А уже в 1920 году были представлены первые электрические шахматные часы, до первых электронных было ещё не менее полувека…
Олег Баранцев
Шахматный инвентарь | Часы
В начале XIX века участие в шахматных турнирах занимало много времени, ведь партии продолжались по 8-10 часов. Некоторые игроки умышленно затягивали партии, чтобы измотать противника. Рассказывают, что одна печально известная партия между Говардом Стаунтоном и Пьером Сен-Аманом, сыгранная в 1843 году, затянулась на 14 часов!
В 1850-х годах организаторы турниров задумались, как сократить время на партию для удобства самих шахматистов и поклонников их творчества. Вначале использовались песочные часы, и по истечении времени шахматисты не проигрывали, а должны были платить денежный штраф!
В 1880-х годах начали появляться механические часы, предшественники стандартных часов с двумя циферблатами, так распространенных в 20-м веке.
На шахматных часах в начале партии устанавливается время на обдумывание, которое после их запуска начинает идти и уменьшаться. Когда часы запущены, время идет только на одном из двух циферблатов. Шахматисты останавливают свои часы и запускают часы противника, нажимая на кнопку после своего хода. Во многих моделях часов ХХ века на циферблате находился маленький флажок, падавший, показывая, что время на обдумывание истекло. С этих пор окончание времени было равносильно поражению в партии!
Изобретение часов помогло классическим шахматам, покончив с 10-часовыми партиями. С тех пор шахматные часы претерпели мало изменений до 1970-х годов, когда первые электронные часы были придуманы в Корнеллском университете. Это изобретение вновь изменило шахматы.
Электронные шахматные часы оказали еще одно важное воздействие на игру: теперь стало возможным играть в шахматы с намного меньшим контролем времени на партию, чем раньше. Песочные часы XIX века сократили время на партию до нескольких часов, а электронные часы позволили шахматистам играть партию всего за пару минут, что привело к росту популярности «скоростных шахмат»: блица и пули, доминирующих в наши дни на соревнованиях.
Узнаем лучше, как контроль времени действует в целом и на Chess.com.
Что значит «контроль времени»?
Контроль времени определяет, сколько времени отводится шахматисту на партию. Некоторые контроли времени довольно сложны, и часто партия делится на несколько частей. Например, шахматисты могут получить по два часа на первые 40 ходов и еще час до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход. (Да, с современными электронными часами это легко!)
Фотография: Digital Game Technology
К счастью, в партиях любителей и по сети контроли намного проще. Они состоят из базового времени на всю партию и добавления на каждый ход. Это обычно записывается как [базовое время] | [добавление]. Например, пятиминутная блиц-партия без добавления записывается как 5|0, а трехминутная с добавлением двух секунд как 3|2.
Заметьте, что время на партию отводится каждому из противников. В партии 5|0 по пять минут получают и черные, и белые, а это значит, что вся партия занимает до 10 минут.
От контроля времени зависит вид партии: пуля, блиц или быстрые шахматы.
Пуля
Блиц
В блиц каждому из игроков дается от трех до 10 минут на партию из 40 ходов.
Быстрые шахматы
К быстрым шахматам относятся все партии, где шахматистам дается более 10 минут на партию из 40 ходов.
Заочные шахматы
Шахматы по сети
С появлением шахмат по сети любители смогли играть в пулю на расстоянии тысяч километров, что потребовало внесения новых усовершенствований в учет времени. Как и появление электронных часов, шахматы по сети вновь уменьшили время на партию. Двигать мышь можно намного быстрее, чем фигуры на обычной доске.
Некоторые шахматисты совершают предварительные ходы, не дожидаясь, когда противник сделает ответный! Им больше не нужно и нажимать на часы: после хода автоматически включается время противника. Часы теперь работают сами по себе—они могут даже предупреждать звуком, когда остается слишком мало времени.
Шахматы по сети намного увеличили количество партий и соревнований.
Вместе со всеми преимуществами у шахмат по сети есть и недостаток: во время партии вы можете потерять связь с сервером, и тогда часы начнут вести себя странно. Это объясняется тем, что в каждой партии по сети время учитывается не одними часами, а сразу тремя:
1. Вашими часами,которые вы видите (в своем браузере или мобильном приложении)
2. Часами, которые видит ваш противник в его браузере
3. Настоящими часами на игровом сервере.
В идеальных условиях все трое часов работают с идеальной синхронизацией на протяжении всей партии, но это происходит далеко не всегда, учитывая, что ходы передаются на многие тысячи километров прежде, чем попасть на сервер.
Проблемы с часами
Сетевой лаг
Что происходит: Сервер может определить, что один из противников или оба испытывают сетевой лаг, что определяется как задержка между получением или выполнением хода игроком и получением или выполнением хода сервером. В таких случаях сервер не учитывает до одной секунды на ход, чтобы компенсировать игроку эту задержку.
Как это выглядит: Часы вашего противника замирают на одну-две секунды прежде, чем возобновляется отсчет.
Разрыв связи
Что происходит: например, игрок белыми делает ход в блиц-партии и у него происходит разрыв связи. Игрок черными делает ответный ход через одну секунду после того, как у белых произошел разрыв связи. Через 10 секунд связь у белых восстанавливается, и часы вновь синхронизируются с сервером.
Как это выглядит: Белые делают ход, часы черных запускаются и идут 10-11 секунд. Когда белые получают ответный ход, у черных на часах добавляется 8-9 секунд, а у белых отнимается то же количество времени! Если на восстановление связи тратится больше времени, белые проигрывают разъединением, и им присуждается поражение, хотя им кажется, что ходить должны черные.
∙ Используйте надежное подключение к сети. Потеря связи даже на короткие мгновения, проходящая незаметно для других приложений, может оказать существенное влияние на партию в пулю. Если вы знаете, что ваше соединение не вполне стабильно, попробуйте более удобный контроль времени. Регулярно проверяйте wi-fi и роутер, чтобы убедиться, что установлено последнее обновление и связь работает как нужно!
Время в игре по сети
На Chess.com применяются дополнения к обычным правилам шахмат, призванные избавить наших пользователей от напрасного ожидания в игре по сети.
По этой причине продолжительность партии с контролем 5|5 оценивается как.
300 секунд + (5 секунд x 40 ходов) = 500 секунд (по оценке)
Вот и все! Шахматные часы неоднократно меняли нашу игру за последние пару веков, оказав огромное влияние на шахматы! Надеемся, что вам понравился наш краткий экскурс в историю, и вы узнали что-то полезное о том, как устроен сайт Chess.com.
Если вам нужны бесплатные шахматные часы со всеми возможностями для игры в шахматы за доской, вам пригодятся наши приложения для iOS и для Android.
Спасибо за внимание!
Пожалуйста, установите наши приложения (для Android & iOS).
Шахматные часы
Содержание
Определения [ ]
Согласно одним правилам
«Шашечными часами» называют часы с двумя устройствами индикации времени, соединенными друг с другом таким образом, что только одно из них может работать в одно и то же время. «Часы» в Правилах игры в шашки означает одно из двух устройств индикации времени. [1]
Контрольные часы могут быть электронные или механические и должны удовлетворять следующим требованиям: — оба часовых механизма должны быть точными; — оба часовых механизма не должны ходить одновременно; — часовые механизмы должны работать поочередно, остановка одного тотчас приводит к работе другого; — чётко показывать количество оставшегося времени; — в механических часах проход большой (минутной) стрелки через 12 должен отмечаться флажком; — флажок должен начинать подниматься не позже, чем на 58 минуте и падать точно на 60 минуте. [2]
История [ ]
Первые попытки наладить контроль времени были осуществлены в шахматноподобной игре шатрандж в древнем арабском Востоке.
В Европе шахматные партии игрались без контроля времени. Случалось, что игрок, имеющий заведомо проигрышную позицию, брал соперника «на измор». Иногда это удавалось. Партии тянулись много часов подряд, сутками. «Каплей», переполнившей чашу терпения, стал первый международный турнир 1851 года, когда помощник судьи, фиксировавший ходы в партии Вильямс — Маклоу, сделал историческую запись: «Партия осталась неоконченной, поскольку оба противника заснули…»
Через два года в матче Гарвиц — Левенталь впервые соперников ограничили лимитом времени по 10 минут на обдумывание хода. Часы использовались песочные, у каждого свои, а за превышение времени взыскивался денежный штраф. В 1866 году в матче Андерсен — Стейниц песочные часы заменили механическими, правда, они были не шахматные, с двумя кнопками, а обычные.
В СССР/России шахматные часы производились и производятся только на одном предприятии (завод «Янтарь» в городе Орёл ). В настоящее время (2008) технологии и права на производство шахматных часов проданы в Азербайджан, где налажено производство аналогичных по внешнему виду часов, механизмы которых сделаны из пластмассы (а не из металла, как у Янтаря).
Выполняемые функции [ ]
Шахматные часы используются для того, чтобы фиксировать время, затрачиваемое игроками на обдумывание ходов, и сигнализировать, когда у кого-то из игроков истечёт лимит времени, предоставленный ему по турнирным правилам.
Любые шахматные часы имеют два часовых механизма (возможно, с общими элементами), которые включаются попеременно: когда один работает, другой простаивает. На каждом из механизмов устанавливается лимит времени, отведённый игроку. Когда этот лимит подходит к концу, часы визуально сигнализируют, что лимит истёк. Исторически роль сигнализатора выполняла закреплённая на оси маленькая красная стрелка-флажок, которая при приближении минутной стрелки к отметке «12» сначала поднималась, а затем резко падала, показывая, что время истекло.
Также имеется, как минимум, две кнопки управления (по одной на игрока). Часы устанавливаются рядом с игровым полем, настраиваются и запускаются в начале игры. Первоначально включается механизм со стороны того игрока, который должен ходить первым. Сделав ход, игрок нажимает кнопку на своей стороне часов, после чего его часовой механизм останавливается, а механизм противника — включается. Соперник, сделав свой ход, в свою очередь, снова переключает часы. Таким образом, каждый из часовых механизмов работает только тогда, когда соответствующий игрок обдумывает свой ход.
Виды шахматных часов [ ]
Механические [ ]
Классические шахматные часы представляют собой два обычных механических или электромеханических часовых механизма, каждый с собственным циферблатом, смонтированные в одном корпусе и снабжённые механической системой переключения, состоящей из двух кнопок и нескольких рычагов. Флажок — это обычная небольшая стрелка, закреплённая на оси на циферблате каждого из часовых механизмов, в обычном положении висящая на оси под собственным весом вертикально вниз. При приближении времени игрока к «нулевой отметке» (в качестве которой на таких часах выступает положение «12:00») минутная стрелка приподнимает флажок. После прохождения стрелкой крайнего верхнего положения она выходит из-под флажка, и флажок «падает» (возвращается в вертикальное положение). Существует конструкция, в которой стрелки идут в обратную сторону («против часовой стрелки»), чтобы положение стрелок на циферблате в любой момент правильно показывало оставшееся у игрока время, но обычно механизм часов вполне традиционен.
Такой вид шахматные часы приняли в 1900 году. В течение века в них менялись только материалы и внешнее оформление, принцип работы оставался неизменным. Используют эти часы по сей день, хотя в серьёзных соревнованиях всё чаще начинают применяться электронные часы, обеспечивающие автоматизацию более сложных систем контроля времени.
Электронные шахматные часы [ ]
Однако использование новых технологий позволило не только изменить вид и принцип действия шахматных часов, но и придать им новые функции. Современные электронные часы, в отличие от своих механических предков, могут: