для чего воланд проводит сеанс черной магии и ее разоблачения
Сцена Сеанс черной магии в идейно-художественной структуре романа Булгакова Мастер и Маргарита
Одна из главных тем романа – тема добра и зла – звучит в каждой строчке произведения, как в ершалаимских, так и в московских главах. И как ни странно, наказание во имя торжества добра творят силы зла (не случаен эпиграф произведения: Я – часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо»).
Воланд обличает худшую сторону человеческой натуры, разоблачает людские пороки и наказывает человека за его проступки. Наиболее яркой сценой «добрых» деяний злой силы является глава «Черная магия и ее разоблачение». В этой главе сила разоблачения достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым раскрывая самые глубокие пороки современных людей, и немедля показывают наиболее порочных. Воланд приказывает оторвать голову надоевшему ему Бенгальскому, который слишком много врал («суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!»). Тут же читатель замечает жестокость зрителей по отношению к провинившемуся конферансье, затем их слабонервность и жалость к несчастному с оторванной головой. Силы зла разоблачают такие пороки, как недоверие ко всему и подозрительность, воспитанные издержками системы, жадность, надменность, корысть и хамство. Воланд наказывает виновных, направляя их тем самым на праведный путь. Конечно же разоблачение пороков общества происходит на протяжении всего романа, но более ярко выражено и подчеркнуто оно именно в рассматриваемой главе.
В этой же главе задается один из наиболее важных философских вопросов всего романа: «изменились ли эти горожане внутренне?» И, немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной магии, Воланд заключает: «В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» То есть, сравнивая людей, живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а «милосердие иногда стучится в их сердца».
Возможности зла ограниченны. Воланд обретает полноту власти только там, где последовательно истребляются честь, вера, подлинная культура. Люди сами открывают ему умы и души. И как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в театр варьете. Хотя на афишах было написано: «Сеансы черной магии с полным ее разоблачением», все равно зрители поверили в существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было их разочарование, что после представления все подаренные профессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бумажки.
В художественной структуре рассматриваемая сцена занимает особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. То есть темные силы показывают все свое могущество посредством порочности московских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона московской жизни.
В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии очень важна в идейно-художественной структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в ней тесно переплетаются между собой главнейшие художественные линии романа.
Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая структура позволяет наилучшим образом показать изменения, происшедшие за два тысячелетия в душах людей, и в конечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добре и зле, творчестве и смысле жизни.
Если рассмотреть композицию «московских» глав романа (т. е. его «реальную» часть), то становится очевидным, что сцена сеанса черной магии является кульминационной. Понятны также и причины появления этого эпизода – провести своеобразное испытание людей, проследить эволюцию их душ.
Посетители варьете встречаются с потусторонней силой, но так и не осознают этого. С одной стороны, здесь появляется мотив узнавания. У Булгакова только «любимые» герои, герои с душой способны понять, что перед ними – Сатана. Публика варьете, напротив, бездушна, мертва, и только изредка «милосердие… стучится в их сердца». С другой стороны, автором используется прием обытовления фантастического, то есть персонажи, прибывшие из мира вечности, в реальности приобретают конкретные земные черты. Наиболее характерная деталь – полинялое кресло мага.
Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители, представляла собой «денежный дождь» – испытание деньгами, закончившееся отрыванием головы конферансье. Важно, что предложение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к «денежным бумажкам» у горожан заложена на уровне инстинкта. Когда олицетворяющий разум Бенгальский становится преградой на пути к богатству, его стремятся убрать. Но по сути своей конферансье такой же стяжатель, что подтверждается репликой: «Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!» Думается, что «квартирный вопрос» (по мнению мага, главная причина испорченности москвичей) является мотивом сцены. Основной же ее смысл заключается в доказательстве того, что люди так и не утратили алчность.
Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появление преображенной женщины – зависть, то самое «чувство дрянной категории», которое вместе с жаждой наживы, карьеризмом может толкнуть человека на все. Это иллюстрирует «разоблачение» Аркадия Аполлоновича, еще одного «рупора разума». Семплеярова уличают в «оказании протекции» молодым актрисам. В жертву карьере приносится честь, а высокое положение дает право бесчестить других.
Если говорить о художественном своеобразии эпизода, то необходимо отметить черты карнавальной сцены в сеансе. Классическим примером может служить сцена сумасшествия Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании». С булгаковским этот эпизод роднят даже шумы: хохот и звон тарелок в «Мастере и Маргарите» и смех, гром таза и пение у Достоевского.
Что происходит в 12 главе Мастер и Маргарита
Выявление чисто женских пороков мы видим во второй части представления, во время открытия модного женского магазина. Понимание того, что можно обменять свою старую одежду на модную французскую, чудесным образом преобразует «прекрасный пол» в животное стадо: «Опоздавшие женщины рвались на сцену… Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось…». Страшна их страсть украсить себя внешне при полной внутренней пустоте.
Смешно наблюдать за разоблачением Аркадия Аполлоновича Семплиярова. Хозяин жизни, почетный гость вечера, он восседает в ложе с двумя дамами: женой и дальней родственницей. Чувствуя себя большой и именитой персоной, Аркадий Аполлонович требует разоблачения фокусов. В ответ на это пожелание Коровьев разоблачает его. И тут важность и напыщенность слетает со всех троих и начинается невероятно комичный момент драки зонтиками: «… раздался сухой треск зонтика, отскочившего от головы Аркадия Аполлоновича».
Да, люди полны всевозможных пороков, но и «… милосердие иногда стучится в их сердца…». Зрители жалеют бестолкового и откровенно глупого конферансье, когда тому Бегемот отрывает голову. Переживание за Бенгальского объединяют москвичей, и они хором просят простить его.
Хочется сказать, что название этой главы очень символично. В ней говорится именно о разоблачении. Это разоблачение людей и их пороков, не меняющихся со временем. Публика в Варьете – это собирательный образ современных автору москвичей. Они, как и много веков назад, любят деньги, украшают свою внешнюю оболочку, не обращая внимания на внутреннюю: «Квартирный вопрос только испортил их…».
Мне кажется, что содержание этой главы одинаково смешно и горько. В этом и проявилось огромное мастерство Булгакова-сатирика. Автор сумел увидеть главные человеческие пороки и талантливо их высмеять.
С какой целью Воланд проводит сеанс черной магии?
Воланд проверил людей. И они проверку не прошли. Едва одна из дам получила даром вещи, как остальные ринулись набирать себе все, что видели, даже мужчины под предлогом, что это возьмут жене, хватали дамские штучки. Набирали без учета размера, аромата, фасона, просто потому, что — даром. Мог бы Воланд оставить людям свои подарки, если бы после первой счастливицы люди спросили у «мага» — а можно, мы в очередь выстроимся и тоже что-то возьмем себе? Как знать, может быть. При этом, чинно выбирая себе одежду, которая подходит, и с целью носить, понимая, что если ты — рабочий, то тебе и не нужен бархатный костюм и перья, а вот добротное пальто в самый раз.
А деньги, что сыпались с потолка? Никто не вскрикнул, что — послушайте, чтоб мы не дрались друг с другом, давайте попросим уважаемого маэстро просто каждому из нас равное количество купюр, и все. Я понимаю, как трудно отказаться от даровых денег, но хотя бы оставаться человеком в подобные моменты можно? Либо хватать те деньги, что падают на тебя и возле тебя. Иначе в борьбе за деньги могут отдавить руки и ноги, выбить зубы, и ты их потратишь на лечение.
Но Воланд увидел, что деньги и жажда наживы никуда не делись, что даже богатые будут рвать всех за копейку. Но его, если можно так сказать, порадовало, что оторванная голова конферансье не была принята с восторгом, как например, могла быть принята на арене в Колизее Древнего Рима.
Люди не совсем прошли проверку. Воланд мог это засчитать себе в плюс, а вот Богу — в минус.
Воланд начинает выступление в Варьете весьма странно. Он вместо представления усаживается в кресло и принимается обсуждать Москву и ее жителей с «клетчатым» Фаготом. Воланд пытается выяснить, как изменились москвичи внутренне. Для этого он проводит в зале «тесты» — Фагот производит денежный дождь, а зрители бросаются ловить деньги. Кот Бегемот отрывается голову Бенгальскому (конферансье) по просьбе зрителей.
В итоге, дьявол делает свой вывод: москвичи легкомысленные, обожают деньги, иногда милосердны, но квартирный вопрос их попортил. В общем, люди не меняются. Сеанс черной магии Воланда заканчивается, и он удаляется.
После долгого отсутствия Воланд посещает Москву.У него немало задач, которые он должен выполнить.Во первых ему нужно узнать, насколько изменились москвичи со времени его последнего визита, во-вторых, ему необходимо заявить о себе, о том, что он прибыл и спокойная жизнь горожан закончилась.
Сатане необходимо было собрать как можно больше людей в одном месте, поэтому и случилось представление.
Кроме того, концерт нес в себе воспитательный момент, жадины и лгуны были наказаны и здесь.
Сеанс черной магии — это своеобразная проверка людей на пороки.
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Осиненко В. А.: Тайны романа «Мастер и Маргарита»
Глава 12. Черная магия и ее разоблачение
ГЛАВА 12
ЧЕРНАЯ МАГИЯ И ЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ
На сцене Варьете после выступления велосипедной семьи Джулли выступает Воланд. Он явился в длинном фраке и черной полумаске в сопровождении бывшего регента и черного кота.
Конферансье Жорж Бенгальский объявил о выступлении артиста Воланда «с сеансом черной магии» и ее разоблачением.
Сев в кресло, Воланд расспрашивает регента Фагота об изменениях в московской публике. Внешне они изменились значительно.
Бенгальский разъясняет публике о восхищении Воландом происшедшими изменениями. Фагот называет его «гражданин, соврамши!» Воланда интересуют внутренние изменения в москвичах, просит Фагота показать фокусы.
Фагот достает карты и лентой пускает их коту, тот карты возвращает. Фагот их глотает и объявляет, что колода у Пар- чевского. Сомневающийся гражданин находит у себя в кармане червонцы.
Фагот по своей команде «три» стреляет из пистолета, сверху начинают падать деньги, как дождь. Зрители ловят бумажки, начинаются и драки. Фагот прекращает фокус.
Бенгальский объясняет фокус гипнозом и просит разоблачения фокуса. Фагот недоволен Бенгальским. Просит у публики совета.
Закрывая магазин, Фагот слышит просьбу от председателя Акустической комиссии московских театров Аркадия Аполлоновича Семплеярова о разоблачении проведенных фокусов.
— Зрительная масса требует объяснения.
Фагот разъясняет, что вчера заседаний не было, а Семпле- яров был четыре часа у артистки районного театра Милице Андреевне Покобатько. Семплеяров получает удары зонтом от своей родственницы, ей стало ясно, почему она не получила роль.
В 1937 г. М. А. Булгаков изменил свое мнение о И. Сталине окончательно в худшую сторону.
«помощника мага» подтверждается словами Коровьева: «Эйн, цвей, дрей!» при знакомстве с Римским.
В черновой тетради 1 за (1928-1929) упоминание об отрыве головы у пожарника имеется и это означает, что автор имеет в виду военный коммунизм (отрыв головы) и НЭП (вернули голову) в стране. Отрыв головы Бенгальского имеет то же значение, но произведен во времена уничтожения НЭПа.
На сцене театра Воланд называет Коровьева Фаготом. Похоже автор подсказывает читателю, что Коровьев был фашист, оба слова имеют одинаковые начала «Фа. ». Первое появление имени Фагот имеется в черновой тетради 3 за 1929-1931 гг. в главе «Полет Воланда», здесь он называет себя «старым регентом». В 1931 г. под руководством Гитлера его партия на выборах заняла второе место и подтверждается запись М. А. Булгакова в дневник от 26 октября 1923 года: «Мои предчувствия относительно людей никогда меня не обманывают. Никогда».
В черновой тетради 1 (1928-1929) отмечено появление в Москве фальшивых червонцев «после дебюта м-е Воланда» и их способность превращаться в этикетки для вина, карамели, листки календаря, лозунги, страницы книг и даже прокламации Троцкого. Это неудивительно, так как фальшивые деньги появились вместе с изобретением денег и в зависимости от обстановки в стране они приобретали разные значения.
В СССР выполнение Первого пятилетнего плана развития народного хозяйства началось в октябре 1928 г. Для индустриализации страны, на приобретение оборудования нужны валюта, золото, драгоценности. Добывает их ОГПУ от населения с помощью обмана и террора, с куполов церквей снимается золото. В глубокой тайне было организовано даже производство фальшивых долларов. Первое сообщение о появлении фальшивых долларов публикуют немецкие газеты в январе 1930 г., а в феврале 1933 г. американские газеты сообщают о причастности России к их производству.
«Бегемот. Эйн, цвей, дрей. » Шерсть на черном коте встала дыбом, он раздирающе мяукнул. Затем прыгнул. » В последней редакции Бегемот по команде Фагота подает кресло брюнетке, пришедшей в магазин.
Основное свое мнение о внутреннем изменении населения Москвы Воланд высказал словами: «напоминают прежних».
В августе 1933 г. 120 советских писателей (без М. А. Булгакова) на пароходе плывут по Беломорско-Балтийскому каналу имени Сталина. После поездки, посетив М. Горького, писатели решают создать книгу о строительстве канала и перевоспитании (перековке) заключенных к январю 1934 года (к XVII съезду партии). Книга вышла с предисловием М. Горького «Правда социализма», где он отметил процесс «массового превращения бывших врагов. в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже энтузиастов государственно необходимого труда». Мнение Воланда (очевидно и автора) противоположно мнению М. Горького.
гг. он секретарь Президиума ЦИК и председатель Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. Снят с должности «за политическое и бытовое разложение», в декабре 1937 г. обвинен в измене родине.
Глава 12. Черная магия и ее разоблачение
Внимательное чтение 12 главы романа «Черная магия и ее разоблачение» прозрачно намекает читателю на истинную цель посещения Воландом Москвы 1930-х гг. Появившись на сцене театра Варьете в образе «знаменитого иностранного артиста», «мага и чародея», «мосье» Воланд отнюдь не собирается развлекать публику. Напротив, он пристально вглядывается в нее. («Я открою вам тайну. я вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. я же лишь сидел и смотрел на москвичей».) Прежде всего, Воланда волнует вопрос, изменилось ли «московское народонаселение»? С одной стороны, да: «. Горожане сильно изменились. внешне. как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?»
Сталкивая зрителей театра Варьете (где собралось пол-Москвы, по выражению конферансье Жоржа Бенгальского) с нечистой силой, Булгаков проводит глубокое психологическое исследование. Ему важно знать, осталась ли еще в москвичах нравственная опора, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, могут ли они подняться над серой повседневностью, отвлечься от сплетен, квартирных дрязг, интриг, корысти.
И вот под взрывы хохота, улюлюканье и аплодисменты радостно возбужденных зрителей происходят ужасающие вещи, совершается ряд чудовищных экспериментов, испытаний на человечность и бессердечие, жадность, честность, порядочность, подлость, лживость, милосердие.
Эпизод в театре Варьете имеет и другой «. очень актуальный и тоже философский смысл»: «теоретики социализма полагали, что установление социалистических отношений приведет к коренным переменам в нравственной, а также умственной природе человека. Эксперимент не удался. » (Г. Лесскис).
При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.