для чего выдаются технические условия на подключение

Получение технических условий (ТУ) на строительство

Строительство объектов в Москве и других крупных городах России осложнено высокой плотностью застройки, наличием большого количества подземных коммуникаций и прочими факторами. В связи с этим городские и муниципальные власти постоянно совершенствуют регламент на проведение изыскательских и строительных работ.

Для застройщиков и правообладателей земельных участков это отражается в необходимости получения разрешительной документации – градостроительных планов земельного участка, специальных разрешений (на строительство и прочих) и технических условий. Последнее в большинстве случаев относится к сетям инженерно-технического обеспечения – это специальные разрешительные документы, которые определяют наличие технической возможности и параметры технологического присоединения к существующим инженерным сетям и коммуникациям.

для чего выдаются технические условия на подключение. Смотреть фото для чего выдаются технические условия на подключение. Смотреть картинку для чего выдаются технические условия на подключение. Картинка про для чего выдаются технические условия на подключение. Фото для чего выдаются технические условия на подключение

Но сегодня многие застройщики и землепользователи сталкиваются с необходимостью получения технических условий на строительство. Такие ситуации можно условно разделить на 2 категории – получение предварительных технических условий для организации механизации строительной площадки и специальные технические условия (СТУ), которые необходимо получать только при строительстве определенных искусственных сооружений (как правило высокой категории ответственности при наличии опасных факторов).

Технические условия на механизацию строительства

Это определение является устаревшим, сегодня данный документ имеет название «Предварительные технические условия на подключение к сетям инженерно-технического снабжения». Они необходимы только в том случае, когда для обеспечения строительства площадку необходимо временно подключить к существующим сетям и коммуникациям. Чаще всего такая необходимость возникает при возведении многоэтажных жилых домов, промышленных предприятий и прочих объектов.

В частном домостроении предварительные ТУ получают достаточно редко, поскольку участок сразу подключают к сетям инженерно-технического обеспечения и заключают договор со снабжающей организацией. В этом случае после завершения строительства сети прокладываются и подключаются непосредственно к объекту, после чего он вводится в эксплуатацию. Приборы учета потребляемых коммунальных услуг и ресурсов устанавливаются сразу при подключении площадки к сетям инженерно-технического снабжения, а параметры потребления рассчитываются исходя из особенностей объекта, количества проживающих и прочих характеристик.

для чего выдаются технические условия на подключение. Смотреть фото для чего выдаются технические условия на подключение. Смотреть картинку для чего выдаются технические условия на подключение. Картинка про для чего выдаются технические условия на подключение. Фото для чего выдаются технические условия на подключение

Если во время строительства используются электрические генераторы и строительная техника, то предварительные технические условия обычно не получают, так как отсутствует необходимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Предварительные ТУ получают как правило на электроснабжение и канализацию, реже – на водоснабжение.

Предварительные технические условия получают тем же образом, что и при подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В Москве предварительные технические условия для обеспечения механизации строительства можно получить следующим образом:

При заказе градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – это особый документ, который представляет собой выписку из правил землепользования. В нем указываются параметры разрешенного строительства, ограничения градостроительного регламента на данном земельном участке и прочие сведения. Если при подаче заявления указать необходимость получения технических условий, то они будут предоставлены заявителю вместе с ГПЗУ.

Подача единой заявки (или отдельных для каждой сети) на получение технических условий.

При этом следует помнить о нескольких важных моментах – некоторые технические условия, например, на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение можно получить только в электронном виде на Портале государственных услуг города Москвы. Для получения предварительных ТУ на отведение поверхностных вод (технологическое присоединение к дождевой канализации) необходимо обращаться в ГУП «Мосводосток».

Специальные технические условия

Специальные технические условия – это особый документ, который призван обеспечить безопасность при строительстве объектов высокой категории ответственности. Разработка СТУ производится на основании требований приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 248/ПР.

Этот документ предъявляет особые требования к безопасности проведения всех этапов работ (от проектирования до ввода в эксплуатацию или сноса искусственного сооружения) при возведении объектов капитального строительства. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько технических регламентов (Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и прочие). Застройщики, проектировщики и владельцы земельных участков обязаны соблюдать эти регламенты только в определенных случаях. Но заказчик строительства может потребовать от застройщика соблюдать требования этих технических регламентов и в других случаях. Например, если планируется строить производственное предприятие, использующее в работе иностранное оборудование, и при этом действующие нормативно-технические документы Российской Федерации не смогут обеспечить безопасные условия функционирования такого производства.

Всего существует 4 вида специальных технических условий:

Технические условия, требующие соблюдения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

Технические условия, которые обязывают соблюдать требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (для любых видов объектов и условий строительства).

ТУ по обеспечению промышленной безопасности для предприятий с опасными производственными факторами.

Технические условия по обеспечению безопасности искусственных сооружений, находящихся на территориях с сейсмической активностью более 9 баллов.

Источник

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 602 «Об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также определения платы за подключение (технологическое присоединение) указанных устройств и объектов на территории инновационного центра «Сколково» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 602
«Об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также определения платы за подключение (технологическое присоединение) указанных устройств и объектов на территории инновационного центра «Сколково»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 19 статьи 15 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 в пункт 1 внесены изменения

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории инновационного центра «Сколково», а также об особенностях определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 в пункт 2 внесены изменения

плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории инновационного центра «Сколково» не взимается;

особенности предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории инновационного центра «Сколково», установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением, распространяются на технические условия подключения (технологического присоединения) указанных устройств и объектов на территории инновационного центра «Сколково», предоставленные до вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 июня 2014 г. N 602

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 в наименование внесены изменения

Положение
об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории инновационного центра «Сколково», а также об особенностях определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 602)

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 в пункт 1 внесены изменения

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

3. В градостроительном плане земельного участка, утверждаемом управляющей компанией, информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта (группы объектов) к сетям инженерно-технического обеспечения в связи с их одновременным проектированием должна содержать указание на предварительные технические условия.

4. Заказчик или застройщик объекта (группы объектов) в случае, если предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта (группы объектов) к сетям инженерно-технического обеспечения в порядке, установленном статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с их одновременным проектированием невозможно, предоставляет лицу, осуществляющему архитектурно-строительное проектирование объекта (группы объектов), предварительные технические условия.

5. Предварительные технические условия предоставляются в течение 14 рабочих дней со дня получения от лица, осуществляющего архитектурно-строительное проектирование объекта (группы объектов), заявки на получение технических условий, в которой содержатся следующие сведения:

а) наименование и местонахождение лица, подавшего заявку;

б) наименование, функциональное предназначение и планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта (группы объектов);

в) наименование энергетического ресурса и предварительная величина максимальной нагрузки (мощности), необходимой для обеспечения функционирования объекта (группы объектов);

г) планируемые сроки подключения (технологического присоединения) объекта (группы объектов) к объектам по производству ресурсов.

6. Предварительные технические условия, предоставляемые заказчиком или застройщиком объекта по производству ресурса либо управляющей компанией, содержат следующие сведения:

а) наименование подключаемого (технологически присоединяемого) ресурса и предварительная величина максимальной нагрузки (мощности) соответствующего ресурса;

б) местонахождение точки подключения (технологического присоединения) объекта (группы объектов) к объектам по производству ресурсов и требования к условиям и способу такого подключения (технологического присоединения) (в случае если сети инженерно-технического обеспечения, используемые для подключения объекта (группы объектов), входят в состав объекта (группы объектов);

в) требования к средствам учета и организации учета потребляемых ресурсов (присоединяемой мощности);

г) планируемые сроки подключения (технологического присоединения) объекта (группы объектов) к объектам по производству ресурсов.

7. Предварительные технические условия, предоставляемые заказчиком или застройщиком сети инженерно-технического обеспечения либо управляющей компанией, содержат следующие сведения:

а) наименование объекта (группы объектов), который может быть подключен (технологически присоединен) к проектируемой сети инженерно-технического обеспечения соответствующим ресурсом;

б) предварительная максимальная величина нагрузки (мощности), которая может быть обеспечена по сети инженерно-технического обеспечения соответствующим ресурсом;

в) сведения о точке подключения (технологического присоединения) объекта (группы объектов) к сети инженерно-технического обеспечения, а также требования к условиям и способу такого подключения;

г) требования к применяемым материалам и оборудованию, используемым для подключения (технологического присоединения) и подачи на объект (группу объектов) ресурсов, в том числе в части обеспечения надежности работы таких средств и оборудования, а также условий их эксплуатации;

д) требования к средствам учета и организации учета потребляемых ресурсов (присоединяемой мощности);

е) планируемые сроки подключения объекта (группы объектов) к объектам по производству ресурсов.

8. В случае если управляющая компания одновременно является заказчиком или застройщиком объекта по производству ресурса и (или) заказчиком или застройщиком сети инженерно-технического обеспечения, предварительные технические условия выдаются ею самостоятельно.

9. В случае если в процессе подготовки проектной документации в отношении объекта по производству ресурса и (или) в отношении сети инженерно-технического обеспечения произошли отклонения от параметров, указанных в предварительных технических условиях, заказчик или застройщик объекта по производству ресурса и (или) заказчик или застройщик сети инженерно-технического обеспечения в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующей проектной документации письменно уведомляют управляющую компанию, заказчика или застройщика объекта (группы объектов) о произошедших отклонениях с указанием уточненных параметров предварительных технических условий для предъявления лицу, осуществляющему архитектурно-строительное проектирование объекта (группы объектов).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 10

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 11

11. Сетевые организации при разработке технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям учитывают технические решения, принятые в предварительных технических условиях, выданных заявителю управляющей компанией.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 12

12. Для определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства на территории инновационного центра используются ставки за 1 кВт максимальной мощности, утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для применения на территории инновационного центра в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, без дифференциации по уровню напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств и величины максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 13

13. По требованию заявителя в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере до 95 процентов платы за технологическое присоединение на период до 3 лет с даты подписания сторонами указанного договора с условием ежеквартального внесения платы равными долями.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 14

14. Не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям расходов, направленных на выполнение мероприятий, указанных в технических условиях, разработанных сетевой организацией, в случае если указанные мероприятия реализуются в соответствии с ранее заключенными договорами об осуществлении технологического присоединения и полученными техническими условиями иных сетевых организаций, осуществляющих деятельность по технологическому присоединению на территории инновационного центра.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34 Положение дополнено пунктом 15

15. Территориальные сетевые организации, владеющие на праве собственности центрами питания (подстанциями), расположенными на территории инновационного центра, вправе осуществлять технологическое присоединение к таким центрам питания (подстанциям) энергопринимающих устройств, расположенных вне территории инновационного центра, в объеме, не превышающем в сумме 10 процентов мощности этого центра питания (подстанции), в соответствии с проектной документацией на указанный центр питания (подстанцию).

Утверждено Положение об особенностях предоставления техусловий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капстроительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в Сколково.

Оно касается случаев, когда предоставление техусловий на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения невозможно в связи с их одновременным проектированием.

В градостроительном плане земельного участка, утверждаемом управляющей компанией, информация о техусловиях подключения (присоединения) объекта (группы объектов) к сетям в связи с их одновременным проектированием должна содержать указание на предварительные техусловия.

Плата за подключение (присоединение) не взимается.

Особенности, установленные положением, распространяются на техусловия, предоставленные до вступления постановления в силу.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 602 «Об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также определения платы за подключение (технологическое присоединение) указанных устройств и объектов на территории инновационного центра «Сколково»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 27 ст. 3783

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 34

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Источник

Как подключиться к электрическим сетям

1. Каков порядок действий при подключении?

Шаг 1. Выясните, к какой сетевой организации относится объект, который нужно подключить к электросетям.

Шаг 2. Подайте заявку на заключение договора технологического присоединения к электрическим сетям и договора энергоснабжения.

Шаг 3. Заключите договор о присоединении и договор энергоснабжения, проведите работы, предписанные техническими условиями и получите акт об осуществлении технологического присоединения.

2. К какой сетевой организации нужно подключаться?

Найти ближайшую к вам электросетевую компанию можно с помощью справочного ресурса Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Если найти информацию самостоятельно не удается, вы можете направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены интересующие объекты электросетевого хозяйства. В запросе укажите расположение объектов, принадлежность которых нужно определить. Орган местного самоуправления обязан предоставить информацию в течение 15 дней.

3. Какие документы нужны для заключения договора на технологическое присоединение?

Для заключения договора на технологическое присоединение нужно подготовить пакет документов, включающий в себя:

Разработанная заявителем схема должна быть согласована с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования таких схем и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными Министерством энергетики РФ в том случае,если происходиn технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт.

Источник

Технологическое присоединение. Часть 1. Скучная

Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.

Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!

Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.

Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:

— отсутствие кодифицированных унифицированных правил регулирования вопросов технологического присоединения (в зависимости от регулируемого правоотношения по присоединению в зависимости от подключаемой сети для потребления того или иного ресурса (вода, тепло и т.д) в РФ действуют различные Правила, содержание которой и правовое регулирование различны;

— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;

— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;

— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;

— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;

— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;

— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.

Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».

Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.

Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ»[i].

Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.

Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.

В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети[ii]. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии)[iii].

Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.

Какие-то Правила отождествляют данные понятия[iv], а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия[v].

При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).

Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.

Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.

Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.

Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.

Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:

1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.

2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.

3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.

4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов

5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).

6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.

7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности[vi]

Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.

Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.

Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.

В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации[vii].

Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.

Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.

На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:

Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.

Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.

Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.

Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.

Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда[viii].

В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.

Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.

Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.

Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.

В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.

Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.

Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что “обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.[x]

С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.

Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.

[i] А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/»Энергетика и право», 2013, N 2/

[ii] Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.

[iii] См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11

[iv] См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

[v] См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83»

[vi] Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах

[vii] Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24

[viii] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.

[ix] «Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (Матиящук С.В.)(«Юстицинформ», 2012)

[x] Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 479 с..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *