для чего жить пожилому человеку
Зачем человеку старость
Но вот другое определение: старость — это особо важный, ответственный период роста и развития личности; это, по сути, ее экзамен перед Творцом. Старость — время осмысления прожитой жизни, время главных выводов, огромных потерь и одновременно — счастливых обретений.
Ничего не происходит с человеком просто так, во всем присутствует Божий Промысл. Если этот нелегкий период жизни — старость — человеку дан, значит, не просто так, а зачем-то. А чтобы понять, зачем, нужно это данное — старость — принять, не отворачиваясь, не делая вид, что ее нет, не пытаясь играть с нею в прятки или догонялки.
Мы попытаемся понять, сформулировать для себя смысл старости; а еще — мы поговорим о тех проблемах, которые встают перед человеком на этом этапе его жизни, о том, насколько эти трудности преодолимы, и должен ли, может ли человек к ним подготовиться.
Подвиг, покой и радость
На наши вопросы о старости отвечает архимандрит Иов (Гумеров), г.р. 1942, автор замечательной книги «Тихие воды последней пристани». В этой книге есть такие слова: «В старости приходит то спокойствие, какое известно человеку, совершившему нелегкий труд. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать поменять старость на молодость — значит, уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти уже поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался: надо спуститься вниз и начинать все заново».
— Должен ли человек готовиться к старости, и если должен, то как?
— К старости человек должен готовиться и идти всю свою сознательную жизнь, исполняя все Божественные заповеди и совершенствуясь в добродетелях. Для христианина преклонные годы — пора созревания духовных плодов. «Это — время, когда внутренняя борьба утихает и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ» (святитель Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения»).
— Если в старости возможны радость, мир, покой, доброе расположение духа, то на чем это держится? При каких условиях осень жизни может быть тихой, теплой и золотой?
— Когда жизнь человека строится на истинных духовно-нравственных ценностях, то в старости приходит тот покой и радость, какие известны человеку, которому предстояло совершить нелегкий труд, и он видит, что работа подошла к концу. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог.
Жизнь можно сравнить с нелегким путешествием. Венец славы — седина, которая находится на пути правды (Прит. 16, 31). Святитель Иоанн Златоуст изъясняет этот стих: «Справедливо, потому что это не дело природы, а хорошо проведенной жизни» («Толкования на Притчи Соломона»).
Марк Туллий Цицерон, написавший в 62 году диалог «О старости», замечает устами Катона Цензора: «Тем людям, у которых у самих нет ничего, что позволяло бы им жить хорошо и счастливо, тяжек любой возраст; но тем, кто ищет благ в самом себе, не может показаться злом нечто основанное на неизбежном законе природы, а в этом отношении на первом месте стоит старость» («О старости», «О дружбе», «Об обязанностях»).
В старости приходит та радость, которая известна мореплавателю после долгого и опасного плавания, когда его корабль вошел в спокойные прибрежные воды последней пристани.
— В чем главная уязвимость пожилого человека, где его «слабое звено», какие проблемы для него самые трудные, каким рискам он подвергается?
— Состояние людей пожилого возраста зависит от меры их духовности. Люди, живущие по плоти, земными интересами, не знают смысла жизни. Ощущение бесцельности существования — главная уязвимость пожилых людей. По мере того как у человека убывают жизненные силы — умственные, душевные и телесные, чувство это усиливается.
У верующих людей есть смысл жизни — спасение. А главная проблема для них заключается в том, что в старости ослаблена способность изменяться. Поэтому человек уже в молодости и зрелости должен беречь драгоценное время, которое дано ему для спасения.
Однако Господь никого не оставляет в безнадежном положении. До последних минут жизни имеется возможность уверовать и обратиться к Богу. Святитель Феофан Затворник пишет: «Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже ни к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там» («Мысли на каждый день года. Неделя восьмая по Пятидесятнице. Среда»).
— Что бы Вы сказали человеку, который привык много работать, много значить, быть нужным — и вот в связи со старческой немощью оказывается невостребованным, «никому не нужным», и страдает от этого?
— Надо благодарить Бога за то, что Он дал возможность остаток жизни посвятить не временным земным попечениям, а приготовлению к вечному блаженству в Царстве Небесном. Это великая милость Божия. Поэтому и приходят к человеку в старости немощи, болезни, которые научают важнейшей добродетели — смирению. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Как же смиряется человек в старости! Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола. Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчёски» («Слова». Том IV. Глава вторая).
Человек, привыкший к внешней активности, должен внутренне измениться и жить в согласии с законами последнего периода жизни, когда с каждым годом убывают силы. Это человеку во благо: в старости постепенно отмирает интерес ко многому тому, на что в молодости напрасно растрачивались силы.
— Как принять неизбежные в старости болезни, снижение не только физических, но зачастую и интеллектуальных возможностей?
— К старческим болезням и немощам у человека должно быть не бытовое, а духовное отношение. Согласно домостроительству нашего спасения жизнь настоящего христианина — подвиг. Он начинается с переходом ребенка из детства в отрочество и должен продолжаться до конца жизни. Старость — последнее испытание, последний подвиг. Можно сказать, что болезненная старость в определенном смысле епитимия за все, что человек не сделал в предшествующие периоды, когда были силы. Как золото при сильном огне в тигле очищается от примесей, так и в огне болезней очищается душа.
— Пожилые люди зачастую не могут принять окружающую их жизнь, чувствуют себя в ней чужими, даже инопланетянами: современность совсем непохожа на эпоху их молодости. «Этот мир уже не наш, — говорят пожилые люди, — он нам враждебен, он выталкивает нас куда-то на обочину». А правильно ли это? Как преодолеть чувство отчуждения?
Не только дети, внуки и другие родственники должны были с особым уважением относиться к пожилым. Это была нравственная норма для всех: Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего (Лев. 19, 32).
Пока сохранялись традиции, старшие члены семьи были не просто почитаемыми людьми: они были нужны молодым. Прожившие долгую жизнь, они хранили и передавали накопленные ими знания. В старости человек имеет полноту жизненного опыта. Никакой разум, даже самый глубокий и сильный, не может восполнить его отсутствие. Священный писатель говорит: В старцах — мудрость, и в долголетних — разум (Иов 12, 12). Однако жизненный опыт лишь тогда является богатством, когда жизнь человека строилась на истинной вере.
В последующие века Божественные заповеди стали частью традиции. И хотя в прошлом веке произошло сильное обмирщение общественной жизни, семейно-родственные отношения сохраняли традиционные черты. Однако современная цивилизация, создавшая гигантскую индустрию потребления и развлечений, все традиции и обычаи превратила в труху. Об этом с болью писал преподобный Паисий Святогорец: «До чего докатился мир! И в Фарасах и в Эпире ухаживали даже за старыми животными… К примеру, старых быков, на которых раньше пахали, хозяева чтили. Они ухаживали, заботились о них в старости, говоря: “Ведь это наши кормильцы”. То есть рабочие животные, которые трудились в поле, имели добрую старость. И ведь тогда у людей не было технических средств, которые есть сегодня. Надо было в ручной мельнице смолоть кормовую чечевицу, мелко ее подробить, чтобы бедный старый бык мог ее прожевать. А люди нынешние о подобных вещах забыли: они не заботятся даже о старых людях, что уж там говорить о старых животных!» («Слова». Том IV. Глава вторая).
Одиночество мучает не только тех пожилых членов семьи, которых постигли серьезные болезни. Даже те старые люди, которые сохранили телесные силы, в наше время чувствуют себя отчужденными. Их дети и внуки не хотят с ними общаться, они предпочитают частые и продолжительные разговоры по телефону, общение в социальных сетях, компьютерные игры.
Не думаю, что в будущем что-то изменится к лучшему. Трудно во всей полноте представить, сколь разрушительным для физического, духовного и социального здоровья людей окажется этот «прогресс».
Что делать старым людям? Жить истинно христианской жизнью. Человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в человеке и совесть, как небесный голос в душе, дают каждому человеку достаточно моральной свободы, чтобы в любую эпоху жить по Божественным заповедям, иметь жизненную радость, спасаться и спастись.
— К сожалению, у нас нет культуры обращения к человеку вообще и к немолодому человеку в частности. Обращения «бабушка», «бабуля», «дед» нередко травмируют, обижают пожилых людей, хотя обратившиеся, может быть, не хотели вовсе их оскорбить. Стоит ли обижаться, болезненно реагировать на такие обращения? Может быть, их надо принять со смирением, как и саму старость?
— Язык — выразитель духовно-нравственного состояния народа. Происшедшие в двадцатом столетии в нашей стране социальные потрясения разрушили традиции взаимоотношений между людьми. Опытно убедился, что, не придумывая никаких обращений, можно начать с приветствия: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Главное, чтобы в тоне были доброжелательность, теплота и любовь. Люди это хорошо чувствуют.
«Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая» (преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»).
Продолжение счастливой жизни
Федор Викторович Кондратьев, 1933 года рождения, отвечает на наши вопросы о старости, опираясь на житейский опыт, на опыт врача и на духовный опыт верующего православного человека. Федор Викторович — психиатр, доктор медицинских наук, судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, член Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, попечитель благотворительного фонда медико-социальной и духовной помощи гражданам старшего поколения России «Геронтологическая защита».
— Должен ли, с Вашей нынешней точки зрения, человек готовиться к старости? Если должен, то как? Можете ли Вы утверждать, что предыдущая жизнь подготовила Вас к старости и инвалидности? Если да, то каким образом?
— Да, конечно, предыдущая жизнь научила меня всему необходимому для того, чтобы достойно встретить старость и инвалидность; чтобы благодарить Бога за прожитые годы и просить не оставить меня и впредь милостью Своей, а также просить, как сказано в просительной ектении, «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове…»
А каким образом конкретно я подготавливался к старости? Читал Евангелие. Там очень ясно говорится обо всем, что для этого необходимо: о любви к ближнему, о сотворении добрых и предупреждении греховных дел. Я всегда искал свой способ общения с Господом — общения через молитву, не только через молитвослов или Псалтирь, но и через непосредственное свое обращение к Нему (при этом не всегда через слова, а иногда только через чувствование). С годами ко мне пришло убеждение, что Православие есть Красота Мудрости и Мудрость Красоты, что в нем есть все, что необходимо для каждого нашего шага по жизненному пути. После этого я всегда и всюду имел чувство постоянного со-бытия с Господом и поэтому никогда не переживал какого-либо одиночества и никчемности. И от этого я счастлив. Счастливая старость — это всегда продолжение счастливой жизни.
— Вы считаете, что «последний день» земной жизни человека должен быть ясным и солнечным. На чем основывается Ваше убеждение, что это — реально, если сама мысль о старости человека подавляет?
— О том, что наша жизнь конечна, знает и ребенок, и старик — это не мешает первому резвиться, а второму радоваться, если он живет в со-бытии с Господом; если же нет такого со-бытия, то и радости нет. Вы утверждаете: «сама мысль о неизбежной старости человека подавляет». Наверное, кого-то подавляет, но надо, чтобы это было не давление, а напоминание и нам, и детям: «Торопись делать добрые дела сегодня; завтра такой возможности у тебя может и не быть». Я, благодаря профессии своей, достаточно много встречал людей, которые не со страхом, а с радостью ожидали ухода из этого мира и повторяли только что приведенное здесь прошение из ектении. Искренне православного человека переход из падшего и суетного мира в непосредственное и вечное блаженство со-бытия с Господом может только радовать. А поэтому и подход к последнему рубежу должен быть светлым, с радостным ожиданием: из света земного к свету небесному.
— Чувство ненужности, особенно остро проявляющееся у людей, которые привыкли много работать, много значить и быть востребованными — есть ли противоядие против него?
— Конечно, есть. Нужно помнить, что христианин живет не для того, чтобы брать себе, а для того, чтобы дать ближнему, и надо искать любую возможность такого делания добрых дел, хотя бы для своих сверстников. К числу таких добрых дел может быть отнесено даже мужественное, без нытья и демонстрации своего страдания, терпение реальных телесных немощей — оно послужит достойным примером, поддержит других страдальцев и уже поэтому будет добрым деланием.
— Человек старшего поколения зачастую чувствует себя крайне неуютно в современной, чуждой, непонятной ему обстановке, среди людей с иными понятиями, среди тех реалий, которых не было в его молодости. Оказаться на другой планете без надежды вернуться на свою — это колоссальный стресс. Чувствуете ли это Вы, считаете ли, что у Вас есть такая проблема?
— Мне чужды такие проблемы: я всю жизнь свою живу на одной и той же планете, созданной Господом, на той же земле, благоустроенной поколениями моих предков, которые делали все, чтобы украшать ее и улучшать на ней жизнь, хотя и не всегда это, конечно, у них получалось. Поэтому я все время считал и считаю своей заботой участие в этом общем делании — созидании добра для моего Отечества.
Вообще, Ваш вопрос о «принадлежности к другому миру» очень важен и требует специального и глубокого разъяснения; но сначала напомню, что проблема «отцов и детей» была всегда, что ее отражение можно найти даже в античной литературе. Это естественно, это показатель движения жизни: проблему отцов и детей надо понять и принять. И, если мы не можем принять что-то новое, вторгшееся вдруг в нашу жизнь, мы должны оставить себе хотя бы чувство любопытства: откуда же такое? Чувства отторжения, ксенофобии возникать не должно никогда, поскольку это новое — не чужое, а трансформация своего же. Господь создал человека по Образу и Подобию Своему, в том числе как создателя и творца. Без созидательной деятельности человека не было бы жизни; а признаком жизни как раз и являются привносимые человеком изменения. Понятно, что эти изменения должны создаваться на непоколебимом духовном фундаменте, быть свободными от сатанинских соблазнов. Если же в структуре нового выявляются сатанинские признаки противоборства с Господом, то с этим должна быть беспощадная война.
Духовным фундаментом российской жизни на протяжении тысячи лет было Православие. Именно оно формировало внутренний облик русского человека. Православная духовность была той психологической экологией, в которой формировались личности наших предшественников — вне зависимости от степени их воцерковленности и национальной принадлежности. Я убежден, что от Православия идут основные черты русской личности: созидание и справедливость, стремление больше дать, чем взять, правдолюбие, защита слабых. И пока я наблюдаю эти черты у моих сограждан, пока в России действуют православные храмы и в них совершается Божественная литургия, у меня не может возникнуть чувство, что я живу в каком-то «инопланетном мире».
— Старость верующего человека и старость неверующего — в чем разница? Чувствуете ли Вы эту разницу на собственном примере?
— Да, конечно, чувствую. Кто-то может просто сказать: «Я верующий», я же так сказать уже не могу: я чувствующий Бога, Его со-бытие со мной, а потому я не верующий, а знающий, а это совсем другое. Но я не люблю говорить об этом, не мне судить, каков я перед Богом, я узнаю это на Суде Божием после своей смерти.
— Стоят ли перед пожилым, старым человеком какие-то особые задачи? Может быть, это задачи осознания, осмысления пройденного пути?
— Если человек не видит таких задач, он должен задуматься, найти их и поставить их перед собою, чтобы, решив их, более достойно предстать перед Господом. Для меня первая задача — просить прощения «за вольные и невольные» прегрешения в жизни своей, вторая задача — благодарение Господу за все, что Он мне дал, что у меня было и есть, помня, что главное наше богатство — вера в Господа нашего, чувство со-бытия с Ним. Надо искренне благодарить Бога за то, что у вас есть, и знать, что Он даст вам то, чего вам не хватает, в том числе и счастливую старость.
Журнал «Православие и современность» № 45 (61)
Чтоб старость – в радость: секреты счастливой старости
Ученые пришли к выводу, что у пожилых людей больше поводов быть счастливыми.
_Услышать хорошее о старости — почти что нонсенс. Все вокруг ее боятся, стараются о ней не думать, чтоб не впасть в депрессию. Но правильно ли это? Старение — естественный и неотвратимый процесс, почему же мы не готовы принять течение жизни таким, какое оно есть? Народная мудрость утверждает, что в старости нет места радости. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Об этом «Читаем вслух» побеседовал с психологом Светланой Бояринцевой._
Любить себя, шикарного и помудревшего
Медики свидетельствуют, что физиологическое старение организма начинается после 35 лет, при этом многое зависит от образа жизни человека. А непосредственно старость, говорит психолог, начинается исключительно тогда, когда человек начинает ощущать себя старым. «Старость может наступить и в 30 лет, а может и в 70 не прийти. Все зависит от того, насколько человек состарился в душе», — отмечает Светлана Евгеньевна. Ощущение внутреннего возраста напрямую зависит от характера: оптимисты дольше остаются молодыми душой. Самый сложный момент — суметь полюбить себя таким, какой ты есть, на любом отрезке жизни. «Если человек занимается самоедством и самоотрицанием, его душа быстро стареет», — уверена психолог. По словам нашего эксперта, если человек будет относиться к себе с уважением, внутренне ощущать свою «шикарность», то и все вокруг будут это видеть. «Когда мне было 20 лет, я была молодая и глупая, а сейчас я не состарившаяся, а помудревшая и от этого еще более привлекательная» — таков примерный позитивный образ мыслей о грядущем возрасте.
Страх состариться — производная от страха одиночества, смерти и болезней. Берется он из наглядных примеров одинокой старости, которые, к сожалению, нередки, и мы просто примеряем их на себя. Поэтому даже 30-летние уверены, что старость — ужасна. Однако психолог спешит обратить внимание на то, что мы не с тех берем пример! Примеры несчастной старости не должны стать единственным вариантом развития событий. «Совершенно не обязательно, что в старости вы будете одиноки и больны. Посмотрите внимательно вокруг себя и увидите массу энергичных старушек, которые воспитывают внуков, ходят в бассейн, живут полноценной жизнью и даже заводят романы. Уверяю вас, они счастливы не меньше молодых», — говорит Светлана Бояринцева. Ну или попытайтесь вспомнить свое детство. Наверняка в семь лет вам казалось, что тридцать — уже глубокая старость. Но когда вы все-таки дожили до столь «преклонных» лет, выяснилось, что вам еще вовсе не пора на кладбище.
Исходя из физиологии, естественный процесс старения сопровождается изменениями в мозге: люди становятся ранимыми и обидчивыми, появляются элементы депрессии. Причиной этому — замедление метаболических процессов и меньшая выработка гормонов, отвечающих за настроение. Люди начинают меньше двигаться, не интересоваться обновками, новыми фильмами, общением с друзьями. А если посмотреть с другой стороны?
Объективно у стариков все меньше поводов быть несчастными. С выходом на пенсию снижается критичность со стороны окружающих, старикам необязательно замечать все свои недостатки, подстраиваться под окружающих. У пенсионеров больше времени на созерцание — то, на что так не хватает времени у вечно бегущих куда-то работающих людей. Спросите себя, когда вы в последний раз рассматривали листья на деревьях, ощущали, как ступают ноги по земле, вдыхали запах свежих яблок?
Научиться себя развлекать
В России почему-то принято исключать стариков из жизни общества, они и сами порой предпочитают замыкаться в своем небольшом мирке. В любых других странах подобной изоляции не происходит: пожилые люди вполне реализованы, у них есть дела, развлечения. Именно пенсионеры катаются по всему миру и первыми посещают премьеры и рестораны. Где вы видели российских стариков, сидящих в кофейне с чашечкой кофе? Не надо говорить о дороговизне — у нас это просто не принято. «Когда я предложила своим родителям отметить их золотую свадьбу в кафе, они на меня странно посмотрели и наотрез отказались — что подумают люди? Им это кажется неправильным», — рассказывает психолог. По ее мнению, наш менталитет надо менять, потому что с подобными предрассудками радости в жизни становится все меньше.
Нужно ли в юном возрасте размышлять о старости, ведь она случится еще нескоро? Стоит ли портить себе настроение? Так к этому вопросу подходить ни в коем случае нельзя. Психолог считает, что сейчас нам дано время подготовить себя к этому периоду, создать позитивный образ старости. Переход к пенсии должен быть примерно таким: «Так хорошо, что у меня теперь много времени на занятие любимым делом!» А любимых дел может быть очень много. «Моя знакомая в 75 лет занимается распространением косметики, она знает все о косметике, постоянно общается с людьми и имеет неплохой доход. Она настолько увлечена посещением тренингов и общением с клиентами! Разве она могла б посвятить время этому, если бы работала?» — рассказывает психолог.
Приближение к пожилому возрасту означает также ограничение круга общения, выход на пенсию связан с отстранением от дел, от повзрослевших детей, которые приходят в гости нечасто. В жизни неминуемо образуются некоторые пустоты, которые нужно эффективно заполнять. И подумать над тем, как это сделать, нужно как можно раньше.
Например, женщины, по мнению Светланы Бояринцевой, в любом возрасте могут ходить на танцы, йогу, лечебную гимнастику, петь. Мужчины могут эффективно заниматься спортом, вынашивать замыслы написания книг, пропадать на рыбалке и охоте с разделяющими их увлечения. Каждое занятие — выход в свет, общение с коллективом, новые знакомые и расширение круга. «Человек не должен замыкаться, на пенсии он должен вести более активный образ жизни, ведь у него так много времени, которое он может потратить на себя!» — уверена Светлана Евгеньевна.
Большой ошибкой может стать надежда на то, что пресловутые пустоты заполнят подросшие дети и внуки. «У нас странным образом принято считать, что мы воспитываем детей для того, чтобы в старости они нам служили, „подносили стакан воды“. Люди реально рожают детей, „чтобы не быть одному в старости“, абсолютно забывая о том, что у отдельного человека — своя собственная жизнь», — напоминает психолог Бояринцева. По ее мнению, человек должен готовить себя к старости так, чтобы ему было нескучно и одному. «Когда дети приводят внуков — спасибо, а если нет — так извините, не заслужили. И ориентироваться надо на себя, а не жить жизнью своих детей. Они повзрослеют и вылетят из гнезда — и появится пустота», — считает психолог. Чтобы таких кризисов не случалось, надо сразу ставить правильные цели в жизни. И научиться самому себя развлекать!
Достойно переживать кризисы
Порой пожилые люди, не кривя душой, признаются: им достаточно общения с ограниченным кругом, хватает внимания семьи, соседей, довольно садоводческих бесед между прополкой грядок. Но многие лишены и этого. Особенно плачевное зрелище представляют собой одинокие пожилые мужчины: они зачастую совершенно не устроены в быту, да и интерес к жизни потерян. По словам психолога, в одиночестве мужчин во многих случаях «виноват» пресловутый кризис среднего возраста, настигающий представителей сильной половины человечества после 40 лет. «Кризис среднего возраста — первый звоночек страха перед старостью, защитная реакция на осознание, что молодость позади, а добиться удалось не всего», — говорит Светлана Бояринцева. 40-летние мужчины пытаются самоутвердиться, побыть «молодцом» именно в глазах более юных женщин. Но жизнь с молодой женой длится недолго, пыл уходит, мужчина уже не чувствует сил и задора веселиться наравне с новой супругой. Ему вновь хочется спокойной жизни, но каковы шансы, что прежняя жена примет его обратно?
По словам психолога, кризис среднего возраста присущ и женщинам, но дамы переживают его несколько проще, адаптируясь к происходящему. Женщины боятся старости, но они не так явно это показывают. В 50 лет даме очень хочется хорошо выглядеть и привлекать внимание. Но что сделаешь, если по утрам в зеркале на вас глядит дама средних лет, а в душе ей 20? «Любить свой возраст — талант. Важно не отказываться от себя, ведь увядание — не постыдный поступок, это опыт и мудрость!» — отмечает Бояринцева. На возраст надо учиться смотреть не как на дефект, а как на достижение. Вы этого достигли, а значит — стали мудрее. Что касается внимания противоположного пола, то для всех возрастов существует одно правило: как вы относитесь к себе, так к вам будут относиться другие.
Строим долгосрочные планы и в 80!
Почитав литературу о возрастных различиях, можно заметить, что выделяют три возрастных показателя: биологический, психологический и социальный. Если социальный полностью определяется законодательством страны, а биологический — паспортом, но психологический зависит от нас самих. Так насколько нормально ощущать себя старше или младше реального возраста? По мнению Светланы Бояринцевой, очень плохо, когда человек старится душой, он как будто ощущает себя под тяжестью ужасного груза. Порой такой груз «висит» даже на маленьких детях, которые рассуждают и ведут себя как старички: ворчат, разводят демагогию. Что же в этом хорошего? Специализированное мнение: психологический возраст должен быть меньше, чем биологический. Ведь это означает нестарение души, что, в сущности, самое главное.
Перед беседой с психологом я прошла с десяток тестов на определение психологического возраста, все они показали разные результаты, от 20 до 37. В чем же причина? По словам психолога, чувство внутреннего возраста может меняться каждый день, оно зависит порой даже от погоды! Но есть некий набор черт, которые служат определяющими. Для молодых душой свойственны оптимизм, общительность, они любят путешествовать, ходить в театры, бывать с друзьями, ищут что-то приятное для души и строят долгосрочные планы. Это помогает им двигаться вперед и видеть свою жизнь в более радужном цвете.
Те же, кто не строит планов, шагают намного тяжелее, их психологический возраст больше биологического. И они чаще одиноки. Старики зачем-то ставят на себе крест, стараются не смотреть в будущее, считая, что все лучшее уже позади. Разве это жизнь — с такими мыслями? И в 60, и в 80 лет стоит ставить перед собой цели и достигать их. Тогда будет к чему стремиться, и заполнится та самая пресловутая пустота.
Учим организм отдыхать и бодрствовать
Немаловажно подготовить организм к старости чисто физически. Ни для кого не секрет, что для этого нужно немного: вести правильный образ жизни, соблюдать режим, в частности вовремя ложиться спать и вставать. Это поможет сохранить заряд бодрости, память и мышление. Тогда не возникнет тех самых проблем с бессонницей, на которую часто сетуют старшие. «Как вы приучите свое тело, так оно и будет работать. Научите его вырабатывать гормоны сна, сохраните эту привычку», — призывает психолог.
Здоровый старый человек должен развиваться и быть активным. Старость не должна стать пассивной вегетацией, а одним из этапов реализации стремлений человека. Для этого мы должны следить за здоровьем смолоду. Между тем у нас не принято ходить к докторам, уделять должное внимание профилактике. «Нужно любить себя, своих детей и в старости не быть им в нагрузку. Как только возникает какая-то проблема со здоровьем — нельзя затягивать с ее решением», — напоминает Светлана Бояринцева.
Чтобы в старости было побольше радости, а не болячек — все надо делать вовремя. Физическая сохранность поможет сберечь и когнитивные функции человека, а значит — и интерес к жизни.
Паспорт врет: каков ваш внутренний возраст?
Психологический возраст — это состояние вашей души. Кем вы себя внутренне ощущаете: легкомысленным юнцом или умудренным старцем? Этот тест поможет разобраться, соответствует ли самоощущение количеству прожитых лет. Просто ответьте на вопросы и суммируйте баллы.
1. Для вас жизнь, наполненная событиями и активными действиями:
А) уже закончилась и на смену ей пришла более спокойная и размеренная — 3
Б) как раз такой жизнью вы живете в настоящее время — 2
В) вы чувствуете, что настоящая активная жизнь еще впереди — 1
2. Укладываясь спать, вы:
А) анализируете день сегодняшний и планируете завтрашний — 2
Б) мгновенно и беспробудно засыпаете — 1
В) с трудом унимаете шум в ушах и гул в ногах — 3
3. Издалека увидев автобус, на который вам необходимо успеть, вы:
А) совершаете «спринтерский» рывок — 1
Б) увеличиваете темп ходьбы, ни на что, впрочем, не надеясь — 3
В) умоляете Всевышнего и пассажиров, чтобы они задержали автобус — 2
4. Для вас забота о себе заключается:
А) в регулярном ежегодном обследовании у врачей различного профиля — 3
Б) в соблюдении правил питания и режима дня — 2
В) в умывании перед сном — 1
5. По вашему мнению, теща или свекровь — это:
А) пожилая женщина с большим жизненным опытом — 3
Б) источник всех недоразумений в семейной жизни своей дочери (сына) — 2
В) не можете точно сформулировать, так очень редко с ней общаетесь — 1
6. Для вас расстояние, равное одному километру, — это:
А) 20 минут пешего хода — 2
Б) 10 минут бега — 1
В) одна остановка на таксомоторе — 3
7. Вы носите одежду, которая:
А) хорошо сидит и очень популярна в этом сезоне — 2
Б) хорошо сидит, практичная, сшитая из натуральных тканей и обязательно теплая — 3
В) хорошо сидит и отличается эксклюзивностью — 1
8. Если вы употребляете алкогольные напитки, то это:
А) хорошо знакомый, не раз опробованный алкоголь — 3
Б) нечто экзотическое — 2
В) пиво с друзьями или подругами в непринужденной обстановке — 1
9. Думая о своем возрасте, вы испытываете:
А) тревогу — 3
Б) удовольствие — 1
В) безразличие — 2
10. С родственниками, которые старше, вы:
А) постоянно поддерживаете отношения и находите общие темы при общении — 3
Б) встречаетесь по возможности редко, так как между вами нет взаимопонимания — 1
В) встречаетесь редко, но общаетесь с удовольствием, так как вы уважаете их жизненный опыт — 3
11. Ваше отношение к современной популярной музыке:
А) супер! — 1
Б) ужас! — 3
В) что-то нравится, а что-то нет — 2
12. Слова, которые вы любите употреблять, — это:
А) спокойствие и гармония — 3
Б) доверие, кредит, темп — 2
В) респект, коммент, прога, уважуха — 1
13. Любите, когда к вам обращаются:
А) по имени в уменьшительной форме или необидному прозвищу — 1
Б) близкие друзья и коллеги по работе — по имени, остальные — по имени и отчеству — 2
В) исключительно по имени-отчеству — 3
14. Если бы вам предоставили возможность, то вы:
А) исправили бы паспортные данные и «помолодели» на несколько лет — 3
Б) ничего не стали исправлять, так как вас вполне устраивает фактический возраст — 2
В) прибавили бы пару-тройку лет — 1
А) скорее реалист — предпочитаете видеть все так, как оно есть — 2
Б) скорее оптимист — верите, что «счастье есть» — 1
В) скорее пессимист — от вас очень трудно добиться восторга или приятного удивления — 3
Итак, вы честно прошли тест на психологический возраст и подсчитали сумму баллов.
• Если сумма набранных баллов меньше 24, то внутренне вы ощущаете себя значительно моложе, чем это указано в паспорте. При принятии решений вы склонны проявлять несвойственную возрасту легкомысленность, и некоторые знакомые и коллеги могут не воспринимать вас всерьез. Но свойственные молодости оптимизм и непосредственность в общении, в сочетании с ответственностью и пунктуальностью с лихвой перекрывают этот недостаток.
• Если, пройдя тест на психологический возраст, вы набрали сумму баллов от 24 до 36, то ваше внутреннее мироощущение вполне гармонирует с вашим фактическим возрастом. Вы предпочитаете избегать как юношеской необдуманности действий, так и старческого менторского занудства. Такое состояние психологического возраста является эталонным, поэтому постарайтесь соответствовать ему как можно дольше. Отдыхайте, когда почувствуете, что внутренне «стареете», и подвергайте свои действия двойному контролю, если вдруг начнете проявлять склонность к авантюрам.
• Если вы прошли тест на психологический возраст и набрали больше 36 баллов, то внутренне вы ощущаете себя значительно старше своих лет. Вы реально оцениваете окружающих вас людей и происходящие вокруг события. Бережливое отношение к своему времени и продуманность решений — это два плюса такого «состояния души». Есть и минус — вы психологически чрезвычайно «тяжелы на подъем», а это в наше мобильное время не способствует достижению жизненного успеха.