для государственного органа не является характерным то что он
Помогите выбрать правильный ответ
Помогите правильно выбрать варианты ответов
Система права – это …
а) способ выражения правовых норм
б) упорядоченное единство необходимых элементов,
обеспечивающих ее функциональную самостоятельность
в) способ классификации нормативно-правовых актов
г) внутренняя форма права, определяющая его составные части
и их соотношение между собой
Для государственного
органа не является характерным то, что он:
а) образован в
установленном государством порядке;
б) обладает строго
определенной компетенцией;
в) имеет казенное
имущество и источник бюджетного финансирования;
г) прекращает свои
функции только по указу Президента РФ.
а) союз людей, объединенных началами общей пользы и
справедливости;
б) особая политическая организация, придающая своим велениям
обязательную силу
для населения всей страны и обладающая суверенитетом
в)
средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан;
г)
воплощение нравственного духа
Государственно-принудительное воздействие свойственно … нормам.
Для государственного
органа не является характерным то, что он:
а) образован в установленном государством порядке;
б) обладает строго определенной компетенцией;
в) имеет казенное имущество и источник бюджетного
финансирования;
г) прекращает свои функции только по указу Президента РФ.
Сложное государство, состоящее из нескольких субъектов утративших
государственный суверенитет именуется:
Какая теория
происхождения государства опирается на тезис: «Вся власть от Бога» :
Обязательным признаком государства не является:
а) монопольное право государства на сбор налогов
б) государственный суверенитет.
в) единая
экономическая система.
г) наличие национальной системы права.
Взаимодействие Президента РФ и исполнительной власти
проявляется в:
а) назначении Председателя Правительства и его заместителей;
б) назначении дипломатических представителей;
в) решении вопросов помилования;
г) назначении референдума.
г)
внутренняя форма права, определяющая его составные части
и их соотношение между собой
в)
имеет казенное имущество и источник бюджетного финансирования;
а)
союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости;
в)
имеет казенное имущество и источник бюджетного финансирования;
г)
наличие национальной системы права.
По форме выражения предписаний выделяют _ нормы права
а) элемент юридической нормы, определяющий меру взыскания, применяемую к правонарушителю
б) правило поведения, закрепленное в законе
в) часть нормы права, указывающая на условия при которых правовая норма реализуется
г) правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений
25. К видам юридической ответственности не относится:
а) административная ответственность;
б) гражданско-правовая ответственность;
в) моральная ответственность;
г) материальная ответственность.
26. Не относится к источникам права:
а) моральная норма поведения;
б) нормативно-правовой акт;
в) нормативно-правовой договор;
г) правовой прецедент.
27. К внешним функциям государства не относится:
а) сотрудничество с другими государствами;
б) охрана собственности;
в) охрана прав и свобод граждан;
г) социальная защита населения.
28. Республика – это такая форма правления, при которой:
а) высшая власть в государстве принадлежит выборным органам;
б) законодательная власть принадлежит политическим партиям;
в) главой государства является президент;
г) провозглашаются права и свободы человека и гражданина.
29. Для государственного органа не является характерным то, что он:
а) образован в установленном государством порядке;
б) обладает строго определенной компетенцией;
в) имеет казенное имущество и источник бюджетного финансирования;
г) прекращает свои функции только по указу Президента РФ.
а) союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости;
б) особая политическая организация, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом;
в) средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан;
г) воплощение нравственного духа
31. Как определяется понятие государства в современной юридической литературе
а) союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости;
б) особая политическая организация, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом;
в) средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан;
г) воплощение нравственного духа
32. Функции государства – это:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) формы осуществления государственной власти.
33. В механизм (аппарат) государства входят:
б) законодательные органы власти;
в) политические партии;
г) общественные объединения.
34. Государственно-принудительное воздействие свойственно … нормам.
35. Элемент юридической нормы, определяющий меру взыскания, применяемую к правонарушителю – это:
36.К видам юридической ответственности не относится:
а) административная ответственность;
б) гражданско-правовая ответственность;
в) моральная ответственность;
г) материальная ответственность.
37. Не относится к источникам права:
а) моральная норма поведения;
б) нормативно-правовой акт;
в) нормативно-правовой договор;
38. Президент Российской Федерации является:
а) главой исполнительной власти;
б) главой государства;
в) государственным служащим;
г) главой государства и главой Правительства одновременно.
39. Органом, осуществляющим от имени государства надзор за соблюдением законов является:
а) Конституционный суд РФ;
в) органы государственной безопасности;
г) органы местного самоуправления.
40. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой, является:
а) федеральный закон;
б) приказ федерального министра;
г) указ Президента РФ.
41. Для государственного органа не является характерным то, что он:
а) образован в установленном государством порядке;
б) обладает строго определенной компетенцией;
в) имеет казенное имущество и источник бюджетного финансирования;
г) прекращает свои функции только по указу Президента РФ.
а) форма национально-государственного устройства;
в) форма административно-территориального устройства;
г) политический режим.
43. Юридическое ограничение власти монарха в законодательной и исполнительной деятельности свойственно для:
а) конституционной (парламентской) монархии;
б) сословно-представительной монархии;
в) неограниченной монархии;
г) теократической монархии.
а) форма государственного устройства;
в) государственный (политический) режим;
г) форма межгосударственного устройство.
45. Сложное государство, состоящее из нескольких субъектов утративших государственный суверенитет именуется:
46. Поддержанию приемлемых отношений со всеми странами способствует … функциягосударства:
47. Монархия для которой характерно полное бесправие народа сосредоточение всей власти в руках монарха, является:
48.Председатель Правительства РФ:
а) выбирается народом;
б) назначается Президентом РФ с согласия парламента;
в) назначается парламентом с согласия Президента РФ;
г) выбирается министрами.
49. Какая теория происхождения государства опирается на тезис: «Вся власть от Бога»:
А) патриархальная
Б) органическая
В) ирригационная
Г) договорная
б) государственный (политический) режим;
в) форма государственного устройства;
г) форма осуществления функций государства.
б) административный прецедент;
в) нормативно-правовой акт;
г) обычай делового оборота.
52. Верховенство права является важным признаком … государства:
53. Обязательным признаком государства не является:
а) монопольное право государства на сбор налогов
б) государственный суверенитет.
в) единая экономическая система.
г) наличие национальной системы права.
54. Возможность участия граждан в управлении государством и обществом определяют … права:
55. Взаимодействие Президента РФ и исполнительной власти проявляется в:
а) назначении Председателя Правительства и его заместителей;
б) назначении дипломатических представителей;
Правовые основы статуса органов государственной власти
Понятие и признаки государственного органа Российской Федерации
Термин «государство», как и само явление, является чрезвычайно многогранным. В специальной государствоведческой литературе под государством понимается прежде всего особая, универсальная для данного общества политическая организация, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом.
Одной из основополагающих категорий науки «Конституционное право», ее раздела, исследующего соответствующие нормы и общественные отношения в сфере организации государственной власти, является понятие государственного органа.
Для органов государства характерны следующие основные черты:
1. Государственный орган уполномочен государством осуществлять его задачи и функции. При этом он может выполнять ряд функций. Так, арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления; милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и т.д.
Властные полномочия выражаются в том, что государственные органы могут решать в пределах предоставленных им прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение изданных ими актов. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые поэтому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Властные полномочия государственных органов воплощаются в их компетенции. Под компетенцией органов понимается совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Для государственных органов характерно, что они функционируют (действуют) в установленном законом порядке. Их деятельность осуществляется в надлежащих организационно-правовых формах, с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными законом для того или иного государственного органа. Например, согласно Конституции РФ (ст. ст. 99, 100) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно; в предусмотренных
законом случаях палаты могут собираться совместно, заседания являются открытыми в случаях, предусмотренных регламентом палаты; палата вправе проводить закрытые заседания; каждая из палат организует свою работу в соответствии с регламентом, принятым ею.
Механизм государства, основу которого составляет государственный аппарат, является составной частью демократии (народовластия) в Российской Федерации. Указанный государственный аппарат активно взаимодействует с институтами прямой демократии, местного самоуправления, общественно-представительных структур.
Орган государства имеет определенное внутреннее организационное строение. С этой точки зрения его можно охарактеризовать как первичную систему в государственном аппарате. И как любая система, орган имеет определенную структуру, т.е. комплекс взаимообусловленных внутренних связей. Статус государственного органа (а значит, и его структура) регламентируется правовыми нормами.
Совокупность норм, «регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статус государственных служащих, гарантии и процедура его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизм прохождения государственной службы» образуют институт государственной службы. Это комплексный правовой институт, включающий нормы административного (по преимуществу), трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которые регулируют государственно-служебные отношения.
К элементам правового статуса часто относят также право издания актов определенного наименования и соответствующей статусу органа юридической силы, возможность иметь право юридического лица, право пользования различными государственными символами, право на финансирование из определенного источника.
Таким образом, для выявления правового статуса государственного органа необходимо ответить на вопросы:
Указанные положения определяют возможность вступления государственного органа в правоотношения, формы и пределы реализации этих правоотношений, которые опосредуют собственно саму организацию и деятельность органа государства.
Необходимым элементом правового статуса любого государственного органа является его компетенция. Компетенция государственных органов по отношению к компетенции государства носит производный характер. Обладая изначальной компетенцией, государство распределяет ее между своими органами таким образом, чтобы они работали слаженно и представляли собой единый механизм, осуществляющий функции государства. Закрепление за органом государства компетенции есть один из способов государственно-правового регулирования поведения субъектов права, организации и упорядочения общественных отношений. В компетенции находит внешнее проявление разделение труда по управлению делами государства, в котором отражаются социальная сущность государства и объективные закономерности развития самого общества. Проявляясь первоначально в сравнительно простых формах, такое разделение труда все более усложняется по мере развития общественных отношений, расширения, дробления и специализации государственных функций. В конечном счете необходимость установления более или менее стабильного разделения труда между государственными органами приобретает столь важное значение, что осознается в качестве основополагающего конституционного принципа всякого государства.
Анализ компетенции государственных органов позволяет определить их функции и назначение. Кроме того, анализ компетенции дает возможность выработать обоснованные рекомендации и предложения по усовершенствованию правового положения органа, изменению и дополнению действующего законодательства.
Нельзя установить компетенцию органа, не очертив сферу или область приложения данных ему властных полномочий, характер вопросов, которыми надлежит заниматься. Поэтому логически компетенция всякого государственного органа начинается с установления определенной области (сферы) общественных отношений, в рамках которой действует орган государства, т.е. круга его деятельности или тех областей или сфер общественной жизни, на которые направлена деятельность соответствующего органа государства. Этот круг деятельности в его юридически значимом отражении в законодательстве называется предметами ведения органа государства. Причем под предметами ведения понимаются не отдельные вопросы и не совокупность каких-то вопросов, а конкретные области государственной деятельности.
Говоря о компетенции органов государства, необходимо сказать о территориальном (пространственном) факторе, учитываемом при разделении труда между государственными органами.
Пространственные пределы деятельности государственных органов, как правило, устанавливаются на базе федеративного устройства России и административно-территориального устройства субъектов Федерации.
Функции органов государства проявляются через совокупность всех элементов компетенции.
Система органов государственной власти в Российской Федерации
Государственный аппарат России как система характеризуется целостностью, упорядоченностью и сложностью. Эти качества придают государственному аппарату принципы, лежащие в основе его организации и деятельности. Именно они обеспечивают необходимую стройность и единство построения органов государства, ту организованность и упорядоченность, которые свойственны всякой рационально построенной системе.
Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:
1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).
Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:
2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.
Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 января 1996 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края», разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Принятие и промульгация законов одним и тем же органом нарушили бы баланс властей в сфере законотворчества.
3. Не может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей представление (органом исполнительной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер (Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края»). Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ) отражает особенности государственного устройства России, децентрализацию государственной власти, отход от административно-командных методов управления, в целом процесс демократизации общества.
Из Конституции РФ следует, что субъекты Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ч. 1 ст. 77), другим положениям Конституции РФ и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1), единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10).
Компетенция органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч. 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.
При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что система органов государственной власти республики как субъекта Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством (субъекта Федерации).
4. Законность в организации и деятельности органов государства.
Этот принцип предполагает соблюдение Конституции РФ, законов и иных актов Российского государства всеми государственными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Законность в организации и деятельности системы государственных органов России включает следующие требования:
а) формирование государственных органов в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами государства;
б) обеспечение функционирования государственных органов в рамках их компетенции;
в) осуществление деятельности в надлежащих организационно-правовых формах с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными для того или иного государственного органа.
Закрепление в конституционном порядке принципов организации и деятельности государственных органов сопровождается установлением четкой классификации органов государства. Признаки классификации могут быть различными. Многообразие оснований классификации способствует углубленному изучению проблем организации и деятельности государства (государственного аппарата).
По субъектам формирования государственных органов выделяются:
По территориальным пределам (масштабам) деятельности государственные органы можно разделить на центральные (федеральные) и государственные органы субъектов Федерации (республиканские, краевые, областные, г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов).
По порядку осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные органы государства. В коллегиальных органах обсуждение вопросов их компетенции и принятие соответствующих актов осуществляются коллегиально, т.е. лицами, в совокупности составляющими данный орган. Для этого, как правило, устанавливается особый процессуальный порядок деятельности (требование определенного кворума членов коллегиального органа, необходимость большинства голосов для принятия решения и т.д.). К этой группе относятся, например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.
В системе единоначальных государственных органов решения принимаются лично руководителем государственного органа. Это обычно отраслевые и функциональные органы исполнительной власти. В составе единоначальных органов нередко создаются коллегии. Они обсуждают важнейшие, принципиальные вопросы развития подведомственной отрасли, выполняемых функций. Однако рекомендации коллегии проводятся в жизнь решениями руководителей таких органов.
По занимаемому месту и положению в системе государственных органов одного и того же вида государственные органы делятся на:
по способу образования:
по правовому акту, в соответствии с которым они возникают:
по условиям возникновения:
Наиболее подробно и конкретно в Конституции РФ фиксируется организация и деятельность федеральных органов, их связи и взаимодействие.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит напрямую ни в одну из ее ветвей (законодательную, исполнительную, судебную).
Вместе с тем особое место Президента РФ в системе органов государственной власти не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую «над» другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и Президента. В Конституции РФ заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент реализует в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством РФ.
Конституционный статус Федерального Собрания закреплен в гл. 5 Конституции РФ. В ней определяются основные начала и принципы формирования Федерального Собрания, его структура, полномочия палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), принципиальные положения, определяющие взаимоотношения парламента с Президентом РФ и Правительством России. В этой же главе закрепляются основы правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также процессуальные нормы, являющиеся ключевыми в регулировании законотворческого процесса.
Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, порядок деятельности Федерального Собрания, статус органов Федерального Собрания, законодательный процесс, способы осуществления полномочий регламентируются федеральным законодательством.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет, согласно Конституции РФ (ст. 110), Правительство РФ.
Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушений.
Конституция РФ (гл. 6 «Правительство Российской Федерации») содержит нормы, которые:
Правовой статус Правительства РФ, помимо Конституции РФ, регламентируется федеральным законодательством.
Судебная власть в Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 118), осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Глава 7 Конституции РФ («Судебная власть и прокуратура») закрепляет основы правового статуса Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия, и принципы правосудия.
Вопросы организации судебной власти и осуществления правосудия, а также организации органов прокуратуры и осуществления прокурорского надзора регулируются федеральными законами, базирующимися на конституционных положениях.
Последняя статья гл. 7 Конституции РФ определяет основы организации и деятельности прокуратуры РФ.
Таким образом, конституционное регулирование положения федеральных государственных органов является в одних случаях достаточно широким и конкретным (Президент РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации и Государственная Дума, в меньшей степени Правительство РФ), поскольку в Конституции РФ непосредственно регламентируются все наиболее существенные вопросы их организации и деятельности. Что касается судебных органов и прокуратуры РФ, то конституционное регулирование их функционирования происходит в меньшем объеме. Соответствующие конституционные нормы регламентируют только наиболее важные и принципиальные положения, устанавливающие компетенцию (для Верховного Суда РФ Конституция РФ устанавливает только основные направления деятельности), порядок формирования и принципы деятельности.
Конституционное регулирование организации и деятельности органов нашего государства неизбежно должно учитывать и учитывает специфику государственно-территориального устройства России, федеративную природу российской государственности.