для некоммерческого использования что это
Использование фотографий в коммерческих целях
Я являюсь свадебным фотографом, и с согласия своих клиентов я опубликовал на своем сайте и на своих страницах в социальных сетях примеры некоторых своих работ. Недавно я обнаружил, что свадебное агентство, расположенное в другом городе, без моего согласия разместило на своем сайте сделанные мной фотографии. На мою просьбу об их удалении мне отказали с мотивировкой, что, так как я сам разместил эти фотографии в Интернете, то использовать их может любой желающий. Что я могу сделать в этой ситуации?
Размещение фотографий свадебным агентством без согласия правообладателя и без указания имени автора по общему правилу является нарушением.
Нахождение фотографий в Интернете не означает возможность их использования без согласия правообладателя, что подтверждается судебной практикой (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-КГ19-228, 2-3052/2018).
При отказе от добровольного удаления фотографий автору необходимо обратиться в суд с требованиями о пресечении действий, нарушающих право авторства, взыскании компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении, а правообладателю (им может быть заказчик или исполнитель – необходимо смотреть условия договора) – с требованием о пресечении действий, нарушающих исключительное право.
Вместе с тем в случае правомерного цитирования согласие автора и правообладателя не требуется (ст. 1274 ГК РФ). Для правомерного цитирования необходимо одновременное соблюдение нескольких требований: должно быть указано имя автора и источник заимствования (например, ссылка на сайт автора); должны быть представлены доказательства того, что автор опубликовал такие работы на своем сайте; свадебное агентство разместило работы в информационных целях (например, в рамках обзоров свадебных платьев, оформления свадьбы); должен быть соблюден объем, оправданный целью цитирования (не должны использоваться все фотографии автора, а, например, только одна фотография).
Таким образом, отсутствие первого критерия влечет невозможность признания цитирования правомерным. Следовательно, такое использование нарушает исключительное право правообладателя и право авторства автора.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографии как произведения искусства являются объектом авторских прав. По смыслу ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат авторские права, в частности, исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя.
Создание свадебных фотографий осуществляется по договору авторского заказа (п. 1 ст. 1288 ГК РФ), если исполнителем выступает сам автор, или по договору на создание произведения (ст. 1296 ГК РФ), если исполнитель – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ за автором сохраняется исключительное право на произведение, если он не отчуждает его заказчику по договору авторского заказа. В соответствии с п. 1 ст. 1295 ГК РФ по договору на создание произведения по общему правилу исключительное право отчуждается заказчику. Лицо, обладающее исключительным правом, является правообладателем.
В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ исключительное право позволяет использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
По смыслу ст. 1229 ГК РФ использование фотографий, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность за исключением случаев, когда использование лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Кроме этого, правообладатель вправе предъявить требование о возмещении убытков или о выплате компенсации согласно пп. 3 п. 1 ст. 1252 и ст. 1301 ГК РФ.
Сам по себе факт того, что фотография размещена в Интернете, не свидетельствует о том, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, что подтверждается судебной практикой (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 № А47-15011/2017 и постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.10.2018 № С01-743/2018).
Таким образом, требование о пресечении действий, нарушающих исключительное право, может предъявить правообладатель.
В соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежит право авторства. Согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства – право признаваться автором произведения и право автора на имя, а именно: право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Отказ от этих прав ничтожен. Такие права являются личными неимущественными.
В соответствии с п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
Также имеет значение, в каких целях и в каком объеме свадебное агентство разместило фотографии на своем сайте. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Возможность правомерного цитирования фотографий подтверждается пп. «а» п. 98 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Для правомерного цитирования необходимо одновременное соблюдение нескольких требований:
Таким образом, отсутствие первого критерия влечет невозможность признания цитирования правомерным. Следовательно, такое использование нарушает исключительное право правообладателя и право авторства автора.
Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты
Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.
Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.
Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.
Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.
Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:
Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.
Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.
Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :
Остальные из числа претендентов не исключаются.
Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.
Как зарегистрировать НКО
В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.
Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.
Пошагово регистрация НКО выглядит так:
Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.
Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.
Отчетность НКО и особенности деятельности
Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.
Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).
Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).
Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.
Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).
Виды отчетов в Минюст:
Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).
Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО
В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!
Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами
Защита прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение
В настоящее время действующим законодательством предусмотрены следующие охраняемые средства индивидуализации: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки (знаки обслуживания), НМПТ.
Условно указанные средства индивидуализации можно разделить на две группы: обозначения, которые индивидуализируют участников гражданского оборота, и обозначения, которые используются участниками хозяйственной деятельности для индивидуализации товаров, работ или услуг. К первой группе обозначений относятся фирменные наименования и коммерческие обозначения.
По смыслу статьи 1474 ГК РФ, фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте. Основная функция фирменного наименования – индивидуализировать (выделять) из всех участников гражданского оборота конкретное юридическое лицо, и, как следствие, формировать у третьих лиц устойчивую ассоциацию с ним.
Согласно статье 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и действует до момента исключения данного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица или в связи с изменением наименования.
Содержание исключительного права на фирменное наименование сводится к возможности правообладателя (юридического лица) использовать свое наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (пункт 1 статьи 1474 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование носит абсолютный характер, что означает, что третьи лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения с ним обозначения. Однако только использование тождественного или сходного до степени смешения обозначения не является достаточным основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности.
В законе закреплен ряд условий, при одновременном соблюдении которых, действия юридического лица, могут быть признаны нарушением исключительного права на фирменное наименование.
Так, согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ, о нарушении исключительного права можно говорить, если одновременно имеют место следующие обстоятельства:
В случае если хотя бы одно из обстоятельств отсутствует, исключительное право на фирменное наименование нарушенным не считается: «…сам по себе факт совпадения фирменных наименований, при осуществлении истцами и ответчиком различных видов экономической деятельности, не может являться основанием для полного запрета использовать ответчиком в фирменном наименовании словосочетания» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.10.2014 по делу №А75-11531/2013).
В случае если все вышеперечисленные обстоятельства установлены, правообладатель вправе предъявить к лицу, допустившему нарушение, требование о запрете использования фирменного наименования в определенных видах деятельности и/или требование о возмещении убытков (а не взыскании компенсации!).
Заявляя требование о запрете использование фирменного наименования правообладателю достаточно доказать только факт нарушения (постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.10.2014 по делу №А40-146738/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 по делу № А40-187312/2015). Запрет использования фирменного наименования может быть реализован путем прекращения использования спорного обозначения в отношении конкретных видов деятельности или путем изменения наименования.
При этом правообладатель не вправе понудить другое юридическое лицо изменить фирменное наименование. Как следует из пункта 5 статьи 1473 ГК РФ, пункта 60 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», предъявить иск о понуждении к изменению фирменного наименования вправе только регистрирующий орган. Как следует из постановления Суда по интеллектуальным правам от 26.11.2014 по делу № А50-3269/2014, «…такой способ защиты исключительных прав на средства индивидуализации, как обязание внести изменения в учредительные документы, исключив из фирменного наименования спорное обозначение, с последующей государственной регистрацией изменений, законом не предусмотрен».
Заявляя материальные требование о взыскании убытков правообладателю следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства, в частности, статьей 15 ГК РФ.
Согласно статье 15 ГК РФ, под убытками понимается реальный ущерб, который компания-правообладатель понесла вследствие допущенного нарушения, и упущенная выгода, под которой понимаются неполученные доходы, которые в обычных условиях (в отсутствие нарушения) компания могла получить.
При доказывании размера убытков необходимо доказать факт возникновения убытков, причинно-следственную связь между допущенным нарушением и убытками, а также размер убытков. Лицо, взыскивающее упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, т.е. документально подтвердить, что оно совершило конкретные действия и сделало с этой целью приготовления, направленные на извлечение доходов, которые не были получены в связи с допущенным нарушением.
Анализ судебной практики по данной категории дел показывает, что правообладателям не всегда удается подтвердить наличие причинно-следственной связи и взыскать убытки (дело №А65-25309/2013).
В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации и представляет собой известное на определенной территории средство индивидуализации одного или нескольких предприятий. Зачастую многие отождествляют фирменные наименования и коммерческие обозначения, однако, это неверно, поскольку коммерческое обозначение имеет иную правовую природу и отличительные признаки.
Коммерческое обозначение характеризуется следующей совокупностью признаков:
Закон не определяет момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, при этом обозначение признается коммерческим и охраняется в случае, если оно обладает различительными признаками, является известным и используется правообладателем для индивидуализации предприятия в пределах определенной территории. Не определен в законе и момент прекращения действия исключительного права. Как следует из пункта 2 статьи 1540 ГК РФ, исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует данное обозначение непрерывно в течение года. Полагаем, что такой срок неиспользования может быть исчислен в любой период на протяжении действия исключительного права с момента обнаружения такого неиспользования.
По вопросу определения момента возникновения исключительного права на коммерческое обозначение судебная практика выработала подход, согласно которому исключительное право не может возникнуть ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (пункт 64 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При доказывании возникновения и принадлежности исключительного права момент начала использования обозначения является существенным.
При рассмотрении вопроса о нарушении исключительного права на коммерческое обозначение следует также руководствоваться принципом «старшинства права». Однако учитывая специфику возникновения и действия исключительного права на коммерческое обозначение, не каждое использование тождественного или сходного до степени смешения может быть признано нарушением. Нарушением может считаться использование обозначения для индивидуализации предприятия, осуществляющего аналогичную деятельность в пределах одной и той же территории.
Для того чтобы привлечь нарушителя к гражданско-правовой ответственности правообладателю необходимо доказать факт наличия исключительного права на коммерческое обозначение и факт неправомерного использования такого обозначения. Особое внимание следует обратить на то, что из представленных правообладателем документов должно явно следовать: какое обозначение используется; каким образом обозначение используется и в отношении какого предприятия.
Правообладатель вправе потребовать прекратить полностью или частично использование спорного обозначения. При этом под частичным запретом понимается либо запрет на использование обозначения на определенной территории, либо в отношении производства (оказания) определенных товаров (услуг).
Как следует из пункта 3 статьи 1539 ГК РФ, за нарушение исключительного права на коммерческое обозначение правообладатель также вправе потребовать от лица, допустившего нарушения, взыскания причиненных нарушением убытков. В этой связи, можно сделать вывод о том, что для защиты исключительного права на коммерческое обозначение при отсутствии его обязательной регистрации необходимо задействовать больше материальных доказательств, подтверждающих возникновение и действие исключительного права.
Как зарегистрировать некоммерческую организацию
1. Что такое некоммерческая организация?
Некоммерческая организация (НКО) — это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и которая не распределяет прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Некоторые виды деятельности НКО могут осуществлять только на основании лицензий.
Действующим законодательством закреплен следующий перечень организационно-правовых форм НКО, регистрацию которых осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) и его территориальные органы:
2. Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?
3. Как некоммерческая организация может зарабатывать и тратить деньги?
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и другую приносящую доход деятельность только для достижения целей, ради которых она создана. Эта деятельность должна соответствовать целям организации и должна быть указана в ее учредительных документах.
Такой деятельностью признаются :
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и другое имущество.
Источниками формирования имущества НКО могут быть:
Некоммерческие организации не могут распределять полученную прибыль между участниками. Целевые поступления они могут тратить на заявленные цели, а доходы организации — на развитие и поддержку текущей деятельности.
4. На какую поддержку могут рассчитывать некоммерческие организации?
Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать НКО экономическую поддержку, в том числе закупать у них товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также они могут предоставлять гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов.
В приоритетном порядке поддержку оказывают социально ориентированным некоммерческим организациям. Это может быть:
Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки.
Кроме субсидий, можно получать федеральные гранты. Гранты на конкурсной основе выделяют различные организации, например Фонд президентских грантов. Подробнее о грантах Президента Российской Федерации можно узнать на сайте Фонда президентских грантов.
Социально ориентированные НКО, зарегистрированные в Москве, могут получить гранты Мэра Москвы. Подробнее об этом можно узнать на сайте грантов Мэра Москвы.
5. Какую отчетность должны готовить некоммерческие организации?
Некоммерческие организации должны подавать отчетность в Федеральную налоговую службу, Министерство юстиции РФ, Федеральную службу государственной статистики, Пенсионный фонд РФ. Перечень отчетности зависит от организационно-правовой формы организации и системы налогообложения, которую она применяет. Подробнее об этом можно прочитать в инструкции.
Если НКО входят в Реестр негосударственных НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, и Реестр благотворительных организаций города Москвы, они также подают отчетность в Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы. Подробнее об этом можно узнать из инструкции.
6. Какие документы нужны для регистрации некоммерческой организации?
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании потребуются:
Список документов для регистрации отличается для следующих видов НКО:
Размер государственной пошлины за регистрацию составляет:
Иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства должна уведомить об этом Минюст России. Подать документы можно в центральный аппарат Минюста России:
Минюст России не позднее 30 дней со дня получения документов внесет сведения о филиале или представительстве в соответствующий реестр и выдаст руководителю филиала или представительства выписку из него. Не позднее семи дней со дня внесения в реестр сведений о филиале или представительстве его руководитель должен уведомить Минюст России об адресе и контактном телефоне филиала или представительства.
7. Как зарегистрировать некоммерческую организацию?
Для регистрации некоммерческой организации нужно собрать пакет документов и представить его в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании организации.
Подать документы в центральный аппарат Минюста России или в его территориальный орган можно:
Если оснований для отказа в регистрации НКО не найдут, Минюст России примет решение о регистрации и направит в Федеральную налоговую службу необходимые сведения и документы. Федеральная налоговая служба внесет в ЕГРЮЛ соответствующую запись, и Минюст России выдаст заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Срок регистрации обычно не превышает:
Если вам отказали в государственной регистрации некоммерческой организации, вы можете повторно подать документы после устранения причины отказа.
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:
Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.
Если вы хотите узнать больше о государственных мерах поддержки организаций, реализующих социальные проекты, вы можете позвонить по телефону горячей линии для некоммерческих организаций Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы: 8 (495) 212-19-57 (в будние дни с 10:00 до 19:00).