1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука как вид __________(А) включает в себя особую __________(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится __________(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно __________(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно__________(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин «наука» употребляется также для обозначения совокупности __________(Е), изучающих различные объекты действительности».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) стратификация 4) эволюционная модель 7) уровень научного знания
2) мобильность 5) духовное производство 8) революционная модель
3) отрасль 6) система 9) деятельность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).
2. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
3. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.
3) Доля тех, кто считает, что престиж науки не меняется, в стране Y больше, чем в стране Z.
4) Доля тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается, в стране Y меньше, чем в стране Z.
5) Равные доли опрошенных затруднились с ответом.
4. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
А) доступность образовательной среды 1) информатизация
Б) повышение роли общественных дисциплин 2) гуманизация
в образовательном процессе 3) гуманитаризация
В) применение здоровьесберегающих
технологий в обучении
Г) учёт индивидуальных особенностей и
Д) широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет
5. В ходе социологического опроса в стране Z, посвящённого вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Может ли качественное образование быть бесплатным?» Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина опрошенных мужчин признают, что хорошее образование может быть бесплатным.
2) Среди тех, кто считает, что плата не гарантирует качества образования, доля мужчин меньше, чем доля женщин.
3) Среди женщин доля тех, кто считает, что хорошее образование может быть только платным, меньше доли тех, кто не считает плату гарантией качества образования.
4) Среди тех, кто считает, что хорошее образование может быть только платным, женщин меньше, чем мужчин.
5) Большинство опрошенных женщин считают, что хорошее образование может быть бесплатным.
6. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан стран Z и Y им был задан вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных в обеих странах считают, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
2) Доля тех, кто считает, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но не в полной мере, в стране Y меньше доли тех, кто считает, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
3) Доля тех, кто считает, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, в стране Y меньше, чем в стране Z.
4) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность и что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.
5) Наибольшая доля опрошенных в стране Z считает, что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность.
7. Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ
А) образность 1) наука
Б) логическая доказательность 2) искусство
В) эстетическое освоение мира
Г) воздействие на эмоции человека
Д) комплексное описание объекта
8. Запишите слово, пропущенное в таблице. Формы освоения мира.
Форма
Характеристика
…
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Искусство
Образное осмысление действительности.
9. «Наука – специфическая сфера __________ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию __________ (Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как __________ (В), который выполняет общественно значимые функции. __________ (Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс __________ (Д). __________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».
1) социальный институт 4) духовная деятельность 7) объективные знания
2) информационный 5) материальное производство 8) социальная
3) общество 6) культурно-мировоззренческая 9) компьютер
10. Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.
На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)
Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика.
1. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?
2. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.
3. Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.
Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии
… общество
Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы
581. В процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Это придаёт деятельности характер
1)
инстинктивный
2)
сознательный
3)
целенаправленный
4)
общественный
582. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?
1)
наличие органов чувств
2)
свобода выбора целей
3)
мировоззренческая картина
4)
преобразовательная деятельность
583. Что из перечисленного характеризует общество как систему?
1)
сохранение связи с природой
2)
окружающий мир
3)
научно-технический прогресс
4)
совокупность взаимосвязанных институтов
584. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) потребность в признании со стороны других людей;2) стремление достичь высокого социального статуса;3) социальная потребность;4) потребность в общении;5) потребность в уважении со стороны своих коллег.
585. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А)
отдых и сон
Б)
общение
В)
принадлежность к определённой группе
Г)
познание мира
Д)
осознание смысла своего существования
1)
социальные
2)
духовные
3)
биологические
586. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) познание;2) научный эксперимент;3) народная мудрость;4) здравый смысл; 5) художественный образ.
587. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство отражает мир в художественных образах. Б. Искусство ориентирует людей в системе эстетических ценностей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
588. Верны ли следующие суждения об уровнях научного познания?
А.
На теоретическом уровне научного познания выявляются и формулируются общие признаки, тенденции, закономерности, законы.
Б.
На эмпирическом уровне научного познания используются методы наблюдения и экспериментальной проверки данных.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
589. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?
А.
Формами чувственного познания являются ощущения, восприятие и суждения.
Б.
Чувственное познание фиксирует преимущественно внешнюю сторону объектов и явлений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
590. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
591. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает __________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты __________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».
1)
мышление
2)
истина
3)
практическое
4)
гуманитарное
5)
научное знание
6)
познание
7)
информация
8)
обыденное (житейское) знание
9)
потребности
592. Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
1)
выдвижение гипотезы
2)
построение теории
3)
аргументация тезиса
4)
осуществление эксперимента
593. Елена поставила своей целью посетить Португалию, пообщаться с местными жителями. Она изучает португальский язык, читает книги об истории и культуре Португалии, на интернет-форумах общается со знатоками португальского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку.Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Еленой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
изучение португальского языка
2)
покупка туристической путёвки
3)
желание общаться в Интернете
4)
чтение книг об истории и о культуре Португалии
5)
знатоки португальского искусства
6)
путешествие по Португалии
594. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Умозаключение–– форма мышления, которая характеризуется тем, что из одного или нескольких оснований (посылок) выводится новое заключение или следствие, вывод. (Б) Проблемам развития логики, изучающей, в частности, и способы построения умозаключений, должно уделяться больше внимания. (В) Эти выводы ещё раз прозвучали с трибуны последнего философского конгресса. (Г) В его работе приняли участие философы из многих стран мира. (Д) Организаторы конгресса постарались на славу, создав благоприятные условия для работы. Определите, какие положения текста имеют
1)
фактический характер
2)
характер оценочных суждений
3)
характер теоретических утверждений
595. Верны ли следующие суждения об индивидуальности? А. Дети от рождения обладают индивидуальными особенностями. Б. На развитие индивидуальности ребёнка влияет его взаимодействие с социальным окружением.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
596. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Преобладает натуральный обмен.
2)
Социальная мобильность затруднена.
3)
Значительную роль в жизни общества играет духовенство.
4)
Производство приобретает массовый характер.
5)
Главным фактором производства становится капитал.
6)
Широко используется машинная техника.
597. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Вопросы познания истины самые сложные в обществоведческом курсе. (Б) Истина–– это соответствие знания предмету познания. (В) Свойство истины–– объективность, т.е. соответствие реальному объекту независимо от воли и желания познающего субъекта. (Г) В учебниках и учебных пособиях, посвящённых вопросам познания, отмечается, что истина всегда объективна. (Д) Учащиеся провели эксперимент по доказательству этого положения. Определите, какие положения текста имеют
1)
фактический характер
2)
характер оценочных суждений
3)
характер теоретических утверждений
598. В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2)
Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3)
Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
4)
Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.
5)
В структуре экономики преобладает сфера услуг.
6)
Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
599. Верны ли следующие суждения о культуре?
А.
Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
Б.
Культура–– это совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе преобразования природы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
600. Мария поставила своей целью посетить Англию, пообщаться с англичанами. Она изучает английский язык, читает книги об истории и культуре Англии, на интернет-форумах общается со знатоками английского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Марией для достижения указанной цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
изучение английского языка
2)
покупка туристической путёвки
3)
желание общаться в Интернете
4)
чтение книг об истории и культуре Англии
5)
знатоки английского искусства
6)
путешествие по Англии
601. Какое из перечисленных знаний было получено преимущественно эмпирическим путём?
1)
теория происхождения космических «чёрных дыр»
2)
исследование степени загрязнённости вод Байкала
3)
прогноз развития мировой экономики
4)
теория информационного общества
602. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, в стране Z больше, чем в стране Y.
2)
Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.
3)
Доля тех, кто считает, что престиж науки не меняется, в стране Y больше, чем в стране Z.
4)
Доля тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается, в стране Y меньше, чем в стране Z.
5)
Равные доли опрошенных затруднились с ответом.
603. Какой из перечисленных признаков отличает религию от иных форм культуры?
1)
предъявление требований к поведению человека
2)
объяснение социальных явлений
3)
отражение мира в художественных образах
4)
утверждение теоцентрической картины мироздания
604. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь, взаимодействие и изменения, учёные характеризуют общество как
1)
духовный мир в целом
2)
материальный мир в целом
3)
динамичную систему
4)
независимую от природы часть материального мира
605. В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Главным фактором производства становятся знания и информация.
2)
Ведущее положение в обществе занимает наука.
3)
Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
4)
Снижается уровень социальной мобильности.
5)
В структуре экономики увеличивается доля сферы услуг.
6)
Преобладают семьи патриархального типа.
606. В стране Z активно развиваются средства коммуникации, происходит индивидуализация массового серийного производства. Какие иные признаки из перечисленных ниже свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
В экономике высок и активно растёт удельный вес сферы услуг.
2)
Преобладают экстенсивные технологии.
3)
Работает много частных предприятий.
4)
Господствует коллективная форма собственности.
5)
Развиваются наукоёмкие производства.
6)
Созданы необходимые условия для непрерывного образования.
607. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. К социальной составляющей относится способность
1)
выражать эмоции
2)
отражать мир с помощью органов чувств
3)
реагировать на воздействия среды
4)
осуществлять нравственный выбор
608. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.
2)
Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что престиж науки стремительно растёт.
3)
Среди тех, кто считает, что престиж науки не меняется, респондентов с высшим образованием больше, чем со средним образованием.
4)
Среди опрошенных со средним образованием тех, кто считает, что престиж науки постепенно снижается, больше, чем тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается.
5)
Среди опрошенных с высшим образованием тех, кто считает, что престиж науки не меняется, больше, чем тех, кто придерживается мнения, что престиж науки стремительно растёт.
609. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «В процессе __________(А) человек получает информацию об окружающем мире и о себе. Результаты изучения окружающего мира, полученные в ходе отражения, идеального воспроизведения __________(Б) реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями специалистов-учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».
1)
обыденное (житейское) знание
2)
потребности
3)
мышление
4)
истина
5)
прикладное
6)
гуманитарное
7)
научное знание
8)
объективные факты
9)
познавательная деятельность
610. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А)
доступность образовательной среды
Б)
повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе
В)
применение здоровьесберегающих технологий в обучении
Г)
учёт индивидуальных особенностей и запросов школьников
Д)
широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет
1)
информатизация
2)
гуманизация
3)
гуманитаризация
611. В стране Z научные достижения широко внедряются в массовое производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что Z развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
информатизация общества
2)
сохранение природных богатств
3)
рост урбанизации
4)
появление массовой культуры
5)
существование моральных норм, регулирующих жизнь общества
6)
стандартизация производственных процессов
612. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В деятельности формируется __________(А), и это составляет сущность процесса __________(Б) индивида. Данный процесс требует от индивида постоянной __________(В) своих действий. Это, в свою очередь, вызывает необходимость __________(Г) самооценки. В этом процессе отрабатывается механизм рефлексии, под которым понимают обращение внимания субъекта на самого себя, на своё сознание, на переосмысление своих __________(Д). В совокупности они образуют тот основной стержень, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей специфика. Личность есть совокупность трёх её основных составляющих: биогенетических __________(Е), воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и её психосоциального ядра–– Я».
Список терминов:
1)
действия
2)
коррекция
3)
индивид
4)
методы
5)
социализация
6)
задатки
7)
самосохранение
8)
формирование
9)
личность
613. Ниже приведён перечень действий. Все они, за исключением двух, относятся к эмпирическому уровню научного познания.
1) построение системы аргументов;2) наблюдение;3) экспериментальная проверка данных;4) запись показаний приборов;5) обоснование выводов;6) проведение опытов.
614. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А)
серийное производство товаров массового потребления
Б)
выдвижение на первый план сферы услуг
В)
преобладание натурального хозяйства
Г)
ведущая роль информации в жизни общества
Д)
появление массовой культуры
1)
традиционное (аграрное) общество
2)
индустриальное общество
3)
постиндустриальное общество
615. Примерами народной культуры принято считать пословицы и поговорки, сказки и легенды. Какие признаки позволяют отнести их к данному типу (виду, форме) культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
учёт запросов самых широких слоёв современного общества
3)
анонимность создателей
4)
установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5)
коммерческий характер произведений
6)
необходимость специальной подготовки для восприятия произведений
616. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) характеризует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса–– такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под __________(Б) существование социального мира. Сложная совокупность социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех __________(Г). Основными типами социальных связей выступают __________(Д) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и отдельными __________(Е) (семья и брак, производство, религия и др.). Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».