для возникновения социального института что не требуется
Что такое социальный институт: примеры, виды, функции
Приветствую Вас, друзья!
Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Примеры социальных институтов
Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:
Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).
Структура социального института
Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:
Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:
Функции социальных институтов
С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:
Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.
Классификация социальных институтов
Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:
Классификация по масштабности:
Классификация по сложности:
Классификация по сфере деятельности:
Классификация по наличию нормативной базы:
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.
Для возникновения социального института что не требуется
Институциональный уровень изучения общества.
Социальные институты: значение, понятие, возникновение,
Значение социальных институтов
в воспроизводстве рода « институт брака и семьи
в безопасности и социальном порядке « институт политики и государства
в добывании средств существования « институт экономики
в передаче знаний, подготовке специалистов « институт образования
в решении духовных вопросов, солидарности « институт религии, культуры
Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют разрешению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом.
Общество не есть что-то от века данное и неизменное. Напротив, только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его элементов. Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствует история, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.
Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему их случайное и самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех его членов. Одновременно разрабатывается и узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.
Понятие социального института
Особенность социальных институтов состоит в том, что будучи сформированными на основе социальных связей, отношений, взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят надиндивидуальный, надгрупповой характер.
Итак, социальные институты представляют собой определенные общественные установления, т.е. совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые воспроизводятся как устойчивые системы социальных отношений и регулируют целые сферы общественной жизни: экономическую, государственную, религиозную, научную, образовательную, семейную и др.
Один из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог Торстейн Веблен . Он описал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. по своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.
Возникновение социальных институтов
Процесс институализации предполагает несколько последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий,
2) формирование общих идей,
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок,
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами,
5) широкая практика применение установленных норм и процедур,
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность в их применении в отдельных случаях,
7) материальное и символическое оформление возникшего института.
Виды социальных институтов
Методические рекомендации к семинару «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА»
Вопросы:
1. Формирование социальных институтов и их институционализация.
2. Типология социальных институтов.
3. Институт как нормативная система и социальная организация.
4. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1.Явные и латентные функции социальных институтов.
2.Особенности процесса институционализации в кризисном обществе.
3.Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.
4.Студенческая семья как объект социологических исследований.
5.Средства массовой информации как социальный институт.
6.Социологический портрет бюрократа.
Литература:
1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.
2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.
3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.
6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.
7. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.
8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Методические рекомендации:
Первый вопроссвязан с рассмотрением процессов формирования социальных институтов и их институционализацией. Социальный институт выступает как ведущий компонент социальной структуры общества, вбирающий в себя и координирующий деятельность людей, упорядочивающий социальные отношения во всех сферах общественной жизни.
В наиболее общем виде социальный институт представляет собой: ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организации; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; определенный комплекс социальных действий. Социальные институты формируются многие тысячелетия в процессе культурной эволюции человечества. Они помогают личности и обществу приспосабливаться к окружающей реальности. К основным видам социальных институтов относятся: семья и брак, образование, религия, право, средства массовой информации, государство.
Важную роль в генезисе социальных институтов играет институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему для удовлетворения общественных потребностей.
Следует обратить внимание на рассмотрение признаков и внешних свойств социальных институтов. В данном контексте основными признаками социальных институтов являются: установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, субординация в государстве); символические культурные признаки (флаг, обручальное кольцо, крест, икона); утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественное здание для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и аудитории для Вуза, храмы для религии); устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); идеология (демократия, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или ислам в религии). Данные признаки добавляются еще и внешними свойствами. К ним можно отнести объективность, принудительность, моральный авторитет и легитимность.
Целесообразно остановиться на рассмотрении этапов процесса институционализации: возникновении потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; разработке и принятии социальных норм, правил и процедур; материальном и символическом оформлении возникшей институциональной структуры.
Во втором вопросеисследуется типология социальных институтов.Главными, фундаментальными институтами выступают потребности: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); в добывании средств существования (экономические институты, производство); в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры); в решении духовных проблем, смысла жизни (институт идеологии, религии).
Особого внимания заслуживает анализ функций социальных институтов. Сюда относятся универсальные функции,охватывающие все стороны жизни общества по удовлетворению важнейших жизненных потребностей общества в обеспечении безопасности, уровня и качества жизни, духовных запросов (социализация людей; регулятивная; интегративная; коммуникативная функции и др.).
Важную роль играют также и специфические функции,охватывающие деятельность лишь определенных институтов: воспроизводство населения (институт семьи); добывание средств существования (институт производства); наведение порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); отправление духовных ритуалов (культура и религия). Функции институтов постоянно изменяются в истории развития мировых цивилизаций. Они могут изменяться в объеме, трансформироваться, переходить друг к другу.
Целесообразно остановиться и на анализе дисфункций,их содержании, качественных характеристиках и реализации в различных общественно-политических системах, взаимодействии и развитии социальных институтов, тенденции их сегментации, определении тотальных институтов.
Третий вопроссвязан с рассмотрением института как нормативной системы и социальной организации. В нормативной системе все элементы должны быть согласованы и взаимоувязаны. Социальный институт как нормативная система представляет собой сложную конфигурацию обычаев, нравов, условностей, этикета, традиций, предписанных норм. Следует подробно остановиться на каждом из данных компонентов и показать динамику их развития в условиях трансформационных изменений современного российского общества.
Социальные институты следует рассматривать не только как нормативную систему, но и социальную организацию. Любая социальная организация имеет иерархию, т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которых нижние контролируются и подчиняются верхним. Любая социальная организация в миниатюре напоминает общество со своими ролями, типами и формами распределения власти, лидерства, престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся традиций и обычаев.
В четвертом вопросенеобходимо проанализировать динамику социальных институтов и их жизненный цикл, включающий три фазы: зарождение, фазу эффективности и фазу дезорганизации. Особое внимание нужно уделить проблемам эволюции социальных институтов и их функционированию. Данную динамику и жизненный цикл институтов можно проследить на примере производства, семьи, религии, политики, образования.
Тесты для закрепления материала:
1. Чего не требуется для возникновения социального института:
а) всенародного голосования;
б) культурной среды;
2. Какие функции социальных институтов Р. Мертон назвал латентными:
Основная. 1. Сущность социальных институтов, их типы, характеристики
Тест
Контрольная работа
1. Сущность социальных институтов, их типы, характеристики.
2. Функции социальных институтов.
1. Основные этапы и базы институционализации общества.
2. Типы социальных институтов по функциональным качествам.
1. Основные признаки главных институтов.
2. Социальные организации, их черты, разновидности.
1. Выделите более объективное объяснение социальных институтов:
— это организованные объединения людей с функциями, целями, нормами;
— это система связей, процедур, норм;
— это форма организации совместной деятельности людей.
2. Что является основой создания социальных институтов?
— возникающие потребности к совместным действиям;
— возникновение общих целей;
— появление норм, правил для совместного действия;
— появление необходимых правил, процедур;
— оформление системы ролей, статусов, охватывающих всех членов организации.
3. Расшифруйте признаки главных институтов общества:
— установки и образцы поведения – ____________________________
— символические культурные признаки – __________________________
— утилитарные культурные признаки____________________________
— кодекс устный и письменный – _________________________________
4. Объясните содержание основных функций социальных институтов:
— Функция закрепления и воспроизводства отношений – _____________
— Регулятивная функция – ____________________________________
— Интегративная функция – ___________________________________
— Транслирующая функция – __________________________________
— Коммуникативная функция ___________________________________
— Латентная функция – ________________________________________
5. Продолжите перечисление основных черт социальных организаций:
— они обладают целевой природой;
— члены распределяются по ролям, статусам;
6. Чего не требуется для возникновения социального института:
а) всенародного голосования;
б) культурной среды;
7. Какие функции социальных институтов называются латентными:
8. Что не является социальным институтом:
9. Какие отношения в рамках семьи называют «браком»:
б) связывающие родителей и детей;
в) связывающие супругов правами и обязанностями;
г) объединяющие всех членов семьи?
10. Какие функции не должна выполнять семья как социальный институт:
Литература
1. Кондрауров В.И. Социология: курс лекций / В.И. Кондрауров, А.С. Страданчеков. – М. ИНФРА-М, 2001.
2. Основы социологии: учеб. пособие / Под общ. ред. М.В. Прокопова. – М., 2001.
3. Кончанин Т.Л. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н /Д.: Феникс, 2001.
4. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н /Д.: Феникс, 2002.
5. Кравченко С.А. Социология: учеб. пособие для вузов / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2003.
6. Рысь Ю.И. Социология: учеб. пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Дашков и К°, 2003.
7. Маршак А.Л. Общая социология / А.Л. Маршак. – Ростов н /Д.: Феникс, 2004.
8. Волков Ю. Социология/ Ю. Волков; под общ. ред. докт. филос. наук проф. В.И. Добренькова. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Социальные институты — теория для ЕГЭ
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы: