до чего может снизойти человек нарушено коммуникативное качество речи как
Орфоэпические нормы регулируют
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
отреагировать на просьбу
(облечь в нужную форму)
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове.
Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед е произносится мягко в слове
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в слове.
В выделенном фрагменте из тексте н.гоголя используется такое выражительное средство как Эй борода! А как проехать отсюда к Плюшкину
В предложении «До чего может снизойти человек!» нарушено такое коммуникативное качество речи, как.
образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др)
передачи звукового языка на письме
постановка знаков препинания
построения словосочетаний и предложений
Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции.
памятник известного скульптора
сочувствие чужой беде
Слова расходник («расходный ордер) безнал (безналичный расчёт),нал («наличные деньги) часто используемые в устной деловой речи, относятся к
Литературной книжной лексике
Литературной разговорной лексике
Согласно нормам, современного русского литер. языка, сочетание звуков [шн] произносится в слове
Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом.
Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет Вас беспокоить
Записываясь на приём в городскую администрацию, граждане получают пропуска
Вглядываясь в далекие звёзды, суета будней начинала понемногу отпускать меня
Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти
В деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию.
единым росчерком пера
Синтаксическая норма нарушена в предложении
Как складывалась Ваша жизнь в первый год по приезду
По достижении совершеннолетия подросток становится полноправным гражданином
Познакомившись с трудами известного биолога, я по-настоящему увлёкся биологией
Заведующий кафедрой консультирует студентов и аспирантов по понедельникам с 12 до 15 часов
Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове.
Функциональная разновидность русского литературного языка, которая обслуживает неформальное общение носителей литературного языка в условиях межличностной коммуникации называется
Существительным мужского рода является слово.
раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
раздел языкознания, занимающийся проблемами нормализации речи, разрабатывающий рекомендации по умелому пользованию языком
имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте
Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится твёрдо в слове.
Функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая сферу науки и образования, называется.
Согласный звук [н] произносится в слове.
В выделенном фрагменте из стихотворения М.Светлова используется такое выразительное средство, как. Траурный Шопен громыхал у заказа
Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «. »
На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Рекламации могут быть заявлены не позднее 120 дней после прибытия товаров на место назначения.
Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.
Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы.
Орфоэпические нормы регулируют
произношение гласных и согласных звуков
образование форм слов
правила построения словосочетаний и предложений
До чего может снизойти человек нарушено коммуникативное качество речи как
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Культура речи и деловое общение (онлайн-тест)
1. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове…
со-бра-ла
пре-ми-ро-вать
(ты) вклю-чишь
о-бле-гчить
2. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед е произносится мягко в слове «…»
фонетика
реквием
дефис
декольте
3. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в слове…
на-верх
до-чи-ста
до-тем-на
жа-лю-зи
4. В выделенном фрагменте из тексте н.гоголя используется такое выражительное средство как Эй борода! А как проехать отсюда к Плюшкину
метонимия
5. В предложении «До чего может снизойти человек!» нарушено такое коммуникативное качество речи, как…
точность
уместность
выразительность
чистота
6. Синтаксические нормы – это правила…
образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа и др)
передачи звукового языка на письме
постановка знаков препинания
построения словосочетаний и предложений
7. Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции…
памятник Пушкина
памятник известного скульптора
хранитель музея
сочувствие чужой беде
8. Слова расходник («расходный ордер) безнал (безналичный расчёт),нал («наличные деньги) часто используемые в устной деловой речи, относятся к
Литературной книжной лексике
Профессионализмам
Литературной разговорной лексике
Диалектизмам
9. Форма родительского падежа множественного числа существительного … является нормативной
татаров
калмыков
башкиров
лезгинов
11. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание звуков [шн] произносится в слове «…»
рюмочная
закусочная
очечник
сливочный
12. Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом…
Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет Вас беспокоить
Записываясь на приём в городскую администрацию, граждане получают пропуска
Вглядываясь в далекие звёзды, суета будней начинала понемногу отпускать меня
Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти
13. В отрывке из стихотворения В.Брюсова используется такая фигура речи, как …Так много думано, исполнено так мало.
14. В деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию…
безналичный расчет
живые деньги
единым росчерком пера
власти предержащие
15. Синтаксическая норма нарушена в предложении
Как складывалась Ваша жизнь в первый год по приезду
По достижении совершеннолетия подросток становится полноправным гражданином
Познакомившись с трудами известного биолога, я по-настоящему увлёкся биологией
Заведующий кафедрой консультирует студентов и аспирантов по понедельникам с 12 до 15 часов
16. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове…
за-гну-тый
пра-вы
шар-фы
влю-че-ный
17. Функциональная разновидность русского литературного языка, которая обслуживает неформальное общение носителей литературного языка в условиях межличностной коммуникации называется
Разговорной речью
Научным стилем
Публицистическим стилем
18. Существительным мужского рода является слово…
мозоль
гастроль
лебедь
бандероль
19. К литературной разговорной лексике относится словосочетание…
Отреагировать на просьбу
Подытожить сказанное
Дать о себе знать
Облечь в нужную форму
20. Форма именительного падежа множественного числа существительного … является нормативной
корректоры
профессоры
слесаря
инженера
21. В приведённом ниже предложении из текста делового письма нарушены … нормы Требование по сокращению штата чиновников должно быть выполнено не позднее 20 декабря 2011 года
акцентологические
лексические
морфологические
синтаксические
22. В выделенной части отрывка из стихотворения М.Цветаевой используется такая фигура речи, как … Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют, Буду ждать тебя
23. Культура речи – это…
раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
раздел языкознания, занимающийся проблемами нормализации речи, разрабатывающий рекомендации по умелому пользованию языком
имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте
24. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится твёрдо в слове…
федеральный
шинель
стресс
музей
25. Функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая сферу науки и образования, называется…
научным стилем
разговорной речью
официально-деловым стилем
публицистическим стилем
26. Согласный звук [н] произносится в слове…
Дерма[н]тин
Прете[н]дент
Инци[н]дент
преце[н]дент
27. В выделенном фрагменте из стихотворения М.Светлова используется такое выразительное средство, как … Траурный Шопен громыхал у заказа
28. Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции «…»
военный атташе
талантливая маэстро
забавное шимпанзе
финское салями
29. Лексические нормы русского литературного языка нарушены в предложении …
На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Рекламации могут быть заявлены не позднее 120 дней после прибытия товаров на место назначения.
Мы готовы предоставить Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.
Покупатель имеет право заявить претензию на основании акта экспертизы.
30. Подлежащее и сказуемое правильно согласованы в предложении…
Большинство были настроены решительно
Пролетели несколько месяцев
Небольшая часть учеников справилась с заданием
Студентов выступили пятеро
32. Функциональный стиль русского литературного языка, реализуемый в документах(административных актах, инструкциях, распоряжениях, договорах, уставах, гражданских актах, кодексах, меморандумах и пр.), называется…
33. вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический в словосочетании реальное направление в живописи
добиться реальных успехов
решать реальные задачи
реальная действительность
34. Орфоэпические нормы регулируют
образование форм слов
правила построений словосочетаний и предложений
произношение гласных и согласных звуков
35. Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части городского населения
социальный диалект
территориальный диалект
просторечие
литературный язык
36. коммуникативное качество, заключающееся в разнообразии используемых в речи слов словосочетаний предложений
Богатство
Правильность
Выразительность
45. Деловой телефонный разговор должен начинаться фразой «. »
Говорите!
Слушаю Вас!
Компания NN, добрый день!
Кто это говорит?
46. Если телефонный разговор прервался
48. Тактический прием, применяемый, когда необходимо отложить рассмотрение проблемы, перенести его на другое время или вообще игнорировать проблему называется
52. Барьер установки в деловом общении возникает, когда одни из
53. Постоянные элементы содержания документа называются
54. После обращения возможна постановка одного из двух следующих знаков препинания:
55. При направлении делового письма должностному лицу реквизит «сведения об адресате» оформляется в следующей последовательности
И.А.Васильеву, Начальнику ИТО АГО
Начальнику ИТО АГО И.А.Васильеву
Васильеву И.А.начальнику ИТО АГО
Начальнику ИТО АГО Васильеву И.А.
56. Неверным является утверждение:
Речевое воздействие во время презентации должно усиливаться от начала к концу выступления
Чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется и тем больше на человека, который всё это презентует
Деловую презентацию рекомендуется проводить после 18 часов
Важной задачей презентации является необходимость так подать информацию, чтобы вызвать к ней интерес и привлечь внимание к предмету
презентации
57. Умение передавать чужую речь своими словами с целью пояснения и уточнения информации это
резюмирование
тезирование
конспектирование
перефразирование
58. Деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих правил, служащая доказательством чего-либо, официально информирующая о чем-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу
59. Неверным является утверждение…
60. Ортологический аспект культуры делового общения – это
использование этикетных языковых средств
соблюдение норм русского литературного языка
учет обстановки общения (неофициальной/официальной)
умение убеждать в своей правоте, используя богатый арсенал языковых средств
61. Коммуникативное качество, учитывающее использование в речи изобразительно-выразительных средств языка, употребление пословиц, поговорок, фразеологизмов, – это …
выразительность
уместность
логичность
богатство
62. Деловые переговоры – это
встреча государственных, общественных, научных деятелей с представителями средств массовой информации для информирования по актуальным вопросам
публичное представление заинтересованной аудитории чего-либо нового
процесс взаимодействия сторон предполагающий совместный анализ проблем и достижение согласованного решения
форма организации делового общения коллектива с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива проблемам
63. Фонетический барьер в деловом общении возникает когда
64. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
Молчать
Одеваться
Говорить
Критиковать
65. Деловая беседа, вызванная необходимостью решения различных конфликтных ситуаций, возникающих в организации, называется
66. Внутренним документом является…
67. Если собеседники используют разную лексику, не понимая друг друга, возникает…
Барьер отрицательных эмоций
Мотивационный барьер
Семантический барьер
Барьер установки
68. Камерной (по Л.Аррендондо) называется презентация, предназначенная для…
1-2человек
15-50 слушателей
Аудитории от 50 человек до 200 и более
Небольшого количества слушателей (до 15человек)
72. Ошибка в образовании формы числительного допущена е конструкции «. »
с пятидесятью рублями
более полутораста человек
с трёхстах метрах
две тысячи восьмого года
92. Умение сделать краткий вывод, подвести заключительный итог речи, доклада и т.п. – это …
резюмирование
перефразирование
тезирование
конспектирование
93. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
рефлексивным
нерефлексивным
эмпатическим
направленным,критическим
94. Совещанием называется …
публичное представление заинтересованной аудитории чего-либо нового (идеи, продукта, услуги) межличностное речевое общение двух (и более) собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений
встреча государственных, общественных, научных деятелей с представителями средств массовой информации для информирования по актуальным вопросам
форма организации делового общения коллектива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива (группы) проблемам
95. Когда взаимодействию с партнёром мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей, возникает … барьер
семантический
эстетический
мотивационный
этический
97. Правила постановки знаков препинания устанавливают … нормы
морфологические
лексические
пунктуационные
синтаксические
98. Согласно нормам русского литературного языка, под ударением произносится [о] в слове «…»
афера
опека
недоуменный
никчемный
99. Согласно нормам русского литературного языка, согласный звук перед «е» произносится мягко в слове «…»
детектив
нонсенс
реквием
компетенция
100. Коммуникативный признак, предполагающий употребление слов в строгом соответствии с обозначаемыми предметами, явлениями действительности, – это …
логичность
выразительность
точность
уместность
Нарушение речи у взрослых
Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.
Выделяют такие виды нарушений речи:
Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.
Афазия
Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.
Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.
Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.
Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.
Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.
Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.
PsyAndNeuro.ru
Внутренняя речь: размытая грань между патологией и нормой
В 1913 году Карл Ясперс напишет в «Общей психопатологии»: «…психопатологи занимаются обширным материалом, для которого психологией пока не описано «нормальных» соответствий». Немногое можно добавить к этой фразе сегодня: иногда психиатрия и психология будто не замечают друг друга, сталкиваясь на одной территории. Один из сложных вопросов, который интересует и психиатров, и психологов – внутренняя речь (ВР), практически ежеминутное явление нашей жизни, над которым мы не привыкли задумываться. Но при попытке его описать оно начинает выглядеть странным и чуждым: как назвать то, что происходит в нашей голове? Внутренний голос? Я им говорю – сам с собой? Или я его слышу? А если я представляю беседу с кем-то, значит, у меня в голове – чужой голос? На ум неизбежно приходят обороты, в которых описывают искаженное, расстроенное мышление психиатрических пациентов; но если они уместны для всех, в чем тогда «расстройство»? Попробуем разобраться, что психологам удалось выяснить о норме и как она превращается в патологию.
Как зарегистрировать внутреннюю речь
Такую очевидную для всех вещь, как внутренняя речь, нужно еще постараться увидеть. По справедливости она считается трудным для исследования предметом из-за крайней вариабельности и субъективности, внешнему наблюдателю внутренняя речь практически недоступна. За одним исключением: так называемая private speech, то, что Жан Пиаже называл «эгоцентрической речью» у детей. Многие люди говорят, находясь в одиночестве, и это часто настораживает окружающих, но для специалистов никогда не считалось патологическим признаком само по себе [1]. На самом деле «мысли вслух» выполняют регуляторную функцию: помогают справиться с эмоциями [2] и выполнять сложные задания [3]. Причем, чем задание труднее, тем больше человек склонен проговаривать свои действия вслух: в этот момент внутренняя речь как бы становится внешней, поэтому считается, что private speech имеет непосредственное отношение к ВР и называется иногда одной из ее форм.
Интуитивное решение проблемы — самоотчеты, в которых люди описывали бы свою внутреннюю речь. Разные исследования пытались использовать дневники и структурированные интервью, но один из наиболее разработанных на сегодня инструментов — VISQ (Varieties of Inner Speech Questionnaire), которым уже многие годы занимается команда психологов под руководством Alderson-Day [4]. Последняя версия состоит из 35 вопросов, которые выявляют следующие, вполне узнаваемые по личному опыту характеристики ВР:
– диалоговый или монологовый характер, «участие» других людей во внутреннем диалоге
– связь с мотивацией, оценочной деятельностью и самооценкой
– конденсация ВР — тенденция в процессе сокращать предложения, опускать окончания, приближаясь к максимально быстрой передаче смысла
– буквальное и метафорическое использование языка
– особенности восприятия собственных мыслей, тенденция обращаться к себе, «говорить о себе» (в 1, 2 или 3 лице)
Кроме ретроспективных самоотчетов, в которых испытуемого просят охарактеризовать свою ВР в целом, есть методы, которые предполагают отчет о сиюминутном опыте. Участнику эксперимента предлагают в лабораторных или в естественных условиях носить устройство, которое издает сигналы (например, звуковые), и описывать свои ощущения в момент сигнала [5].
И у ретроспективного, и у «сиюминутного» описания множество методологических ограничений; основной их смысл в том, что большинство людей непривычны к саморефлексии, далеки от терминологической точности (например, называют одним словом совершенно разные переживания), сталкиваются с непреодолимыми трудностями, пытаясь определить, в какой момент и в какой последовательности появились те или иные мысли, и в целом серьезно предубеждены относительно собственного мыслительного процесса [6]. Точно так же, как и ученые относительно собственных теорий: сопровождая эксперименты многочисленными инструкциями и консультациями, да и просто формулируя вопросы, они неизбежно вкладывают в них свое понимание проблемы. Оставляет желать лучшего и качество исследований; вот цитата одного из признанных феноменологов по проблеме ВР:
…our studies have never been designed to study subjects who were a representative sample of some larger population (мы никогда и не пытались подобрать репрезентативную по отношению к более крупной популяции выборку).
Немного более объективным исследование ВР помогают сделать эксперименты, где ученые пытаются «нарушить» ход ВР и посмотреть, как это скажется на выполнении разных задач. Типичный пример такого эксперимента — двойное задание. Испытуемому предлагают задачу, которую нужно решить «про себя», возможно, с использованием внутренней речи, но в то же время просят, например, произносить определенный звук. Такая постановка эксперимента учитывает уже известный нам факт, что задания выполняются легче, когда мы их проговариваем, потому что внутренняя речь содержит «зачатки» внешней, и легко в нее превращается благодаря связи с артикуляторной системой. Таким образом, если выполнение задания ухудшается при подавлении артикуляции, мы можем считать, что «поймали» внутреннюю речь [7]. Можно обойтись и без второго задания, если есть возможность провести электромиографию: когда человек «готов» заговорить, у него напрягаются мышцы, вовлеченные в артикуляцию, даже если в итоге он этого не сделает [8].
Кроме того, задания с вовлечением ВР можно сопроводить разными видами нейровизуализации и энцефалографии [9], но они сталкиваются с теми же проблемами, что и самоотчеты. Трудно понять, к каким процессам относится зафиксированная деятельность мозга: чтению задания, выполнению его или реакции на звуковой сигнал.
Какой бывает внутренняя речь
Не существует единого определения внутренней речи, которое позволяло бы охватить все ее проявления. Разговор с другом, в котором нужно было ответить по-другому, чтение книги про себя и процесс выбора между мороженым и пирожным отличает заведомо большее количество характеристик, чем на данный момент введено в научный обиход. Пытаясь классифицировать ВР, ученые скорее выделяют признаки, которые проще описать и привязать к результатам исследований в смежных областях (в психиатрии и в нейропсихологии). Тем не менее, о том, какой бывает ВР у разных людей и даже у одного человека, удалось выяснить следующее:
1) Развернутая и сокращенная ВР [10]
Развернутая внутренняя речь больше похожа на внешнюю, носит больше характеристик «настоящего» текста, и мы легче представляем, как она звучит: например, «видим» рифму, читая стихотворение. Ее касается та же закономерность, что и эгоцентрической речи: в состоянии психоэмоционального напряжения и при решении сложной задачи человек склонен переходить от конденсированной ВР к развернутой [11].
Сокращенную или «конденсированную» ВР Выготский в своих классических трудах назвал «мышлением в чистых значениях» [12]: она лишена большинства характеристик устной речи, за счет чего становится менее «четкой», но более «быстрой». Здесь возникают сомнения, нужна ли вообще для мышления речь. В философии этот вопрос всегда проблематизировался, в то время как естественная наука безоговорочно принимала, что речь, язык и основанное на них мышление — ключевое отличие человека от животных. Эту уверенность иллюстрирует известный фрагмент из Энгельса, где он высмеивает «идеализм» Дюринга:
Процитируем лишь следующее: «Кто способен мыслить только при посредстве речи, тот ещё не испытал, что значит отвлечённое и подлинное мышление». Если так,то животные оказываются самыми отвлечёнными и подлинными мыслителями, так как их мышление никогда не затемняется назойливым вмешательством речи [13].
Сейчас мы гораздо больше знаем о поведении животных и уже не можем безапелляционно заявить, что они неспособны к формированию понятий, планированию деятельности и усвоению символов [14].
Некоторые феноменологи настаивают на признании феномена «несимволизированного мышления», когда некая идея реализуется непосредственно, без участия слов: например, человек замечает на улице знакомого и думает, подойдет ли он поздороваться [15]. Для этого «вопроса» или «ожидания» внутренние рассуждения не нужны, легко себе представить, что это делают животные.
Скорее было бы правильно представить формы ВР от развернутой до «чистого мышления» как континуум, спектр: описаны, например, ВР с частичным пропуском слов, с бессмысленными словами, или вообще без слов, но с сохранением ощущения ВР, в виде, например, внутреннего ритма речи [16]. Поэтому разногласия Энгельса и Дьюринга могут быть не так уж принципиальны, возможно, у них всего лишь отличается субъективный опыт внутренней речи.
2) Активная и пассивная ВР, вербальное воображение [16]
На таком же континууме, по всей видимости, располагаются разные виды ВР в зависимости от того, насколько пассивно они переживаются. Точно так же, как пользователей соцсетей время от времени завораживают вопросом: «Голос, которым вы думаете — мужской или женский?», не каждый может сходу ответить, слышит он свой внутренний голос или говорит им.
Наиболее распространено среди респондентов ощущение, что ВР — активный феномен, то есть они полностью сами ее контролируют. Но нередко встречается и разновидность опыта, при которой ВР как будто случается сама по себе, «приходит в голову», хотя человек и признает себя единственным возможным ее источником. Еще один вариант — inner hearing, когда человек «слышит» внутреннюю речь, воспринимает ее пассивно, как будто в голове прокручивается собственный или чужой голос. При этом ощущение звучания этого голоса может отсутствовать или быть так же выражено, как для активной ВР. Точно так же респондент называет себя самого, свое собственное мышление единственным возможным источником такого опыта, то есть при всех настораживающих оборотах в описании inner hearing не является отчетливым феноменом воздействия или пассивности при шизофрении. Тем не менее, в исследованиях его оценили как достаточно редкий [15] и настораживающий [7] феномен. Делаются предположения, что склонность к опыту по типу inner hearing может предрасполагать к вербальному галлюцинозу [7]. Но и здесь мы еще не переходим в область психиатрии: небольшой процент населения имеет субклинический вербальный галлюциноз стационарного течения и при этом не нуждается в помощи [16]. То есть следует признать существование ситуации, когда особенности нервной организации и/или субъективного восприятия ВР подходят под определение галлюциноза, но не критерии психического расстройства.
В качестве примера inner hearing Hurlburt [17] приводит знакомую многим ситуацию, когда в голове «заедает» знакомая песня: ее звуковые характеристики отчетливо вспоминаются, но при этом не ощущаются, как звук; нельзя сказать, что тот, у кого в голове «заела» песня, сам ее поет — поет ее исполнитель. Это описание вызывает уже другие ассоциации: часто такую форму принимает то, что психиатр мог бы назвать обсессивным, а психотерапевт — интрузивным, но редкие работы комментируют это феноменологическое сходство.
Еще одна форма, которой может объясняться появление фрагментов ВР, содержание которых менее контролируемо, чем обычно — так называемое вербальное воспоминание и вербальное воображение. Многие свойства, выявленные в психологические экспериментах, роднят вербальное воображение с понятием ВР: оно также поддается интерференции в опытах с двойным заданием и задействует те же нейроанатомические области [18]. В связи с этим выдвигается гипотеза, что по своему происхождению и сути ВР и есть вербальное воображение [19], но и против нее есть много аргументов: например, содержание и функции ВР.
3) О ком, для чего и сколько
Общепринято мнение, что ВР занимает нас практически постоянно, но при попытках измерить ее частоту вышеописанным методом с отчетами «по сигналу» выяснилось, что есть люди, которые ни разу за весь день не зарегистрировали у себя ВР при подаче сигнала, и частоту их ВР оценили в 0%; были и те, у кого частота ВР составила 100% [17]. Медианная ВР составила всего лишь около 20% [20].
Что касается содержания внутренней речи, в исследовании на выборке студентов получили вполне предсказуемые результаты. В основном респонденты думали о самих себе – близкие люди, друзья и коллеги занимали в их сознании существенно меньшее место. Среди тем доминировали собственное эмоциональное состояние и текущая ситуация, а среди функций ВР на первый план вышли планирование, запоминание информации, самомотивация и принятие решений [21].
Развитие ВР
Две принципиальных точки зрения на происхождение ВР были сформулированы еще в середине прошлого века, и все нынешние теоретические построения базируются на них. Основатель бихевиоризма Д.Б. Уотсон полагал, что наша деятельность немногим отличается от деятельности животных, построенной на условных рефлексах. Двигательным актом является не только речь, но и пресловутое мышление — именно он впервые предположил, что во время ВР отмечается напряжение гортанных мышц. Обнаружил он и много других свидетельств тому, что ВР сопровождается двигательной активностью, близкой к артикуляции: шепотом, мычанием, шевелением губами. На этом основании он сделал вывод, что наша «внутренняя» активность — всего лишь редуцированная внешняя, ее отличие состоит только в уменьшении выраженности собственно двигательного ответа [7,12].
Более популярной стала теория советского психолога Л.С. Выготского, которую продолжают разрабатывать и в наше время [7,12]. Он предположил, что при формировании у ребенка ВР происходит интернализация его опыта коммуникации со взрослыми. Частично он поддержал мнение Уотсона, но считал, что при интернализации речь подвергается значительным изменениям:
Интересно отметить, что появление этих признаков во внешней речи (гибридные слова — неологизмы, ориентация на непонятные собеседнику смыслы слова, имеющие личное значение) в классической патопсихологии указывает на расстройства мышления по шизофреническому типу [23].
Говоря о становлении ВР у ребенка, стоит также упомянуть концепцию Theory of Mind (ToM), или «модели чужого сознания» – способность приписывать другим, как и себе, широкий спектр состояний сознания (относящихся к познанию и мотивации), а также способность на основе этого представления о состоянии других понимать смысл их действий и пробовать их прогнозировать [24]. Предполагают, что ToM в том виде, в котором она существует у взрослых, является результатом взаимодействия двух функциональных систем: ранних форм распознавания намерений другого и постепенно формирующейся речи [25]. Функциональная организация, свойственная для ТоМ и для речи у детей, с возрастом претерпевает значительные изменения: общих структур становится гораздо больше [26]. То есть речь идет о взаимном влиянии, и становление ВР находится под воздействием функции ТоМ, ТоМ как бы оказывается включена во внутреннюю речь, переплетена с ней [7].
Как работает внутренняя речь
С точки зрения нейропсихологии, ВР базируется на ряде процессов [7]
По отдельности все эти процессы достаточно активно изучаются методами нейровизуализации, но исследований, которые подходили бы к вопросу, используя именно оптику ВР, пока недостаточно.
Самый известный нейровизуализационный феномен, который, по всей видимости, имеет отношение к ВР — default mode network, сеть пассивного режима работы мозга, то есть система нейронов, активных в состоянии пассивного бодрствования. Феноменологически этому состоянию соответствует так называемое mind wandering: состояние рассеянности внимания, «сны наяву». Исследования по-разному оценивают вербальную составляющую mind wandering, по всей видимости, большую часть времени занимает при этом зрительное воображение, а на ВР приходится всего лишь около 30% [29]. Разные исследователи обнаруживают в сети пассивного режима работы области, активность которых связана с ТоМ и такими компонентами речи, как, например, семантическая память.
Что касается работ, посвященных непосредственно нейровизуализации ВР, их основная идея — крайняя схожесть нервной организации ВР с таковой для обычной, «внешней» речи [9], однако есть и различия, представляющие интерес. Задействованными в ВР оказываются области, необходимые для продукции и восприятия речи, такие как нижняя лобная извилина, дополнительная моторная область, верхняя и средняя височная извилины. Для внутренней речи, как и для внешней, характерна преимущественная левосторонняя латерализация, но отдельные функции были специфически локализованы в правом полушарии, как, например, способность вообразить чужой голос [30]. Интересной, но предсказуемой находкой стала вовлеченность в процессы ВР, особенно диалогового характера, областей, которые традиционно ассоциируются с ТоМ, таких как медиальная префронтальная кора, задние отделы клина и предклинья и теменно-височная область, включающая задние отделы верхней височной извилины, угловой извилины и нижней височной дольки.
Знание об этих процессах и их нейронных механизмах может лечь в основу представления об организации ВР, и, что еще интереснее, служить основой для исследования физиологических причин патологии ВР при различных психических расстройствах. Многие клинические описания неизбежно включают самоотчет пациента об особенностях ВР, но путь от такого клинического описания до удовлетворительного понимания болезни неблизкий. Прежде всего, нужно понимать, что среди адаптированных индицидов, не удовлетворяющих критериям психического расстройства, ВР крайне вариабельна, и многие ее особенности, которые считаются патологическими в традиционной психопатологии, на самом деле регулярно обнаруживаются у «нормы». Далее, внутренняя речь, как и просто речь, как и все высшие нервные функции — это просто термин, под которым нам удобно объединить разрозненные явления; иллюзия, что в хаотично расположенных элементах нам видится изображение. На самом деле, и с точки зрения функциональной организации в головном мозге, и с точки зрения нейропсихологии, ВР — результат взаимодействия компонентов крайне сложной сети. Все домены мозга, которые имеют отношение к ВР, известны нам по исследованию других функций, и все нейропсихологические процессы, которые необходимы для осуществления ВР, участвуют и в осуществлении других видов нервной деятельности. Составив полное представление о том, как функционируют эти системы вне патологии, мы извлекли бы больше информации из сравнения с патологически функционирующими системами. И, коль скоро «патология» так же вариабельна, как и «норма», более перспективными для ВР могут быть исследования по типу «глубокого фенотипирования», когда один объект исследуется всесторонне, а не объединяется с другими в группы, которые при смене парадигмы окажутся случайными.