до мажор и ля минор чем отличаются
Музыкальные лады: мажор и минор
Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.
Основы
Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.
Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.
Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.
Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.
Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.
Ступень I самая главная, её называют тоникой.
Виды лада
Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.
Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».
Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»
Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.
Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.
Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.
Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.
Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.
Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).
Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.
Тональность и гамма
Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.
У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.
Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.
Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?
Бемоль понижает звук на полутон.
Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.
Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.
Как используются знаки рассмотрим на примерах.
Мажор
Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)
Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.
До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.
Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.
Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.
Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.
Это правило действует от любой ноты.
Минор
Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.
Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.
Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.
Разница между мажором и минором
Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.
Определение
Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.
Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.
Сравнение
Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).
Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.
В чем отличия между минором и мажором
Слова «мажор» и «минор» латинского происхождения. Первое в переводе обозначает «большой» или «веселый», второе – «малый» и «грустный». Соответственно, различить виды тональностей можно по звучанию. Произведение, написанное в мажоре, звучит бодро и жизнеутверждающе. Пьеса в миноре – печально. Имейте в виду, что к темпу это не имеет отношения: вещи, написанные в минорных тональностях, могут быть быстрыми, а мажорные – медленными.
Легче всего представить строение мажорной или минорной гамм, если перед глазами есть фортепианная клавиатура. Найдите звук «до». Гамма до-мажор играется только на белых клавишах, а если ее записать, никаких знаков при ключе не будет. Клавиша «до» находится левее группы из двух черных клавиш. Учтите, что на фортепиано расстояние между соседними клавишами, будь они белые или черные, составляет половину тона. Соответственно, между до и ре – тон, между ре и ми – тоже тон, между ми и фа – половина тона. То есть первая часть мажорной гаммы может быть представлена как 2Т-1/2Т.
Точно так же посчитайте вторую часть. От фа до соль – тон, от соль до ля – тон, от ля до си – тон, от си до верхнего до – полтона. Вторая часть в формуле будет выглядеть как 3Т-1/2Т. Соответственно, вся структура мажорной гаммы выглядит как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т. Таким же образом строится и любая другая мажорная гамма. Если между соседними белыми клавишами не то расстояние, которое требуется по структуре – берется черная, вот и все. Есть еще гармонический мажор с повышенной четвертой ступенью, по звучанию он напоминает минор.
Таким же образом можно определите строение минора. Минорная гамма, которая играется на одних белых клавишах, строится от звука ля. Соответствующая клавиша находится в группе, где три черных, между средней черной и правой. От ля до си – тон, между си и до – полтона, между до и ре – тон, ре и ми – тон, ми-фа – полтона, фа-соль – тон, соль-ля – тон. Формула натурального минора выглядит как Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. В сборниках гамм вы можете встретить еще гармонический и мелодический миноры. У первого – повышена седьмая ступень, у второго – шестая и седьмая при движении вверх. При движении вниз мелодический минор звучит как натуральный.
Существенные различия имеют мажорные и минорные аккорды. Оба тонических трезвучия состоят из большой и малой терций. Но у мажорного трезвучия большая терция находится внизу, а у малого – наоборот. Например, до-мажорное трезвучие состоит из звуков до, ми и соль. Между до и ми – два тона, между ми и соль – полтора. Если рассмотреть параллельный минор, то тоническое трезвучие выглядит как ля-до-ми, то есть между ля и до – полтора тона, между до и ми – два.
Тональность в музыкальной теории
В этой статье разберём понятие «тональность». Оно тесно связано с понятием музыкального лада, о котором речь шла в предыдущей статье. С этой статьёй Вы можете ознакомиться по ссылке «Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов». Там тональность упоминалась в контексте построения лада от какой либо ноты. И это, действительно, так и есть.
Что такое тональность
Для того, чтобы понять что такое тональность, необходимо от определённой ноты (тоники) построить нужный лад (например: мажор или минор).
Если за тонику взять ноту Ля и построить от неё мажорный лад, то получится тональность Ля-мажор.
Название тональности состоит из названия тоники (опоры) и названия лада.
Например: Ля-мажор, до-минор и т.д.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что:
Тональность – это высотное положение лада в рамках одной октавы.
Если перенести лад на октаву выше или ниже, то название тональности не поменяется.
Обычно, обозначение тоники мажорного лада пишут с заглавной буквы, а минора – с прописной.
В любой тональности всегда сохраняются все закономерности и взаимосвязи лада:
Мажор: Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Минор: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
В зависимости от положения тоники, изменяется тональность и, следовательно, требуется определённое количество изменённых ступеней (диезов или бемолей). В таком случае знаки альтерации выносятся к ключу. Эти знаки называются ключевыми.
Любая тональность с изменёнными ступенями может быть либо диезной либо бемольной, в зависимости от того подымаются её ступени на полтона, либо опускаются. При этом знаки альтерации пишутся строго в определённом порядке.
Учитывая тот факт, что основными ладами европейской музыки являются мажор и минор, будем рассматривать тональности построенные на этих ладах.
Мажорные и минорные тональности
Как мажорные, так и минорные тональности могут быть диезными и бемольными.
Две тональности До-мажор и ля-минор не имеют знаков альтерации и используют только основные ступени звукоряда.
До-мажор:
ля-минор:
Диезные тональности
Если в качестве тоники взять доминанту До-мажора (тональности без знаков альтерации), то есть ноту Соль, то полученная тональность будет иметь один знак диеза (нота фа#).
Если в качестве тоники взять доминанту Соль-мажора, то есть ноту Ре, то полученная тональность будет иметь два знака диеза (ноты фа# и до#).
Если в качестве тоники взять доминанту Ре-мажора, то есть ноту Ля, то полученная тональность будет иметь три знака диеза (ноты фа#, до# и соль#).
Если повторять такую процедуру ещё 4 раза, то получим 7 диезных тональностей. Каждая тональность отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один диез больше предыдущей. Диезы при ключе пишутся в такой же последовательности как и добавляются.
Последняя тональность До-диез-мажор будет иметь семь диезов.
Аналогичным образом строятся диезные тональности для минорного лада.
Минор имеет также 7 диезных тональностей, которые параллельны мажорным (о параллельности читайте ниже).
Последняя минорная тональность ля-диез-минор имеет семь диезов.
Бемольные тональности
Бемольные тональности строятся противоположным образом. В качестве тоники берётся субдоминанта предыдущей тональности.
Возьмём субдоминанту До-мажора и построим на ней мажорный лад. В этом случае получим Фа-мажор, который будет иметь один бемоль (нота сиb).
Продолжая в том же духе получим 7 бемольных тональностей, которые расположены по чистым квинтам вниз. В таком же порядке добавляются знаки при ключе.
В минорных тональностях всё аналогично.
Последняя минорная тональность ля-бемоль-минор имеет 7 знаков при ключе.
Родство тональностей
Рассматривая различные тональности можно обратить внимание, что некоторые из них имеют определённую связь. Например, если сравнить До-мажорную и ля-минорную тональность, то они имеют один и тот же набор звуков:
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
ля-минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Эти две тональности отличаться только своим опорным звуком – тоникой. В До-мажоре – это До, а в ля-миноре – Ля.
До-мажор и ля-минор являются параллельными тональностями.
Параллельные тональности – это тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются своими опорными звуками (тониками).
Каждая мажорная тональность имеет свою параллельную минорную тональность.
Минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от параллельной мажорной.
Параллельные тональности имеют общую большую терцию в тоническом трезвучии, что усиливает их родство.
Одноимённые тональности – это тональности, построенные от одной тоники, но имеющие различное ладовое наклонение.
Например, До-мажор и до-минор.
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
до-минор: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb
Родство одноимённых тональностей проявляется в наличии I, II, IV и V ступеней.
Различие таких тональностей проявляется в их тонической терции и соответственно, в типе тонического трезвучия (минорное или мажорное).
На окраску лада также влияют VI и VII ступени.
Однотерцовые тональности – это тональности, которые имеют общий терцовый тон в своих тонических трезвучиях.
Например, До-мажор и до-диез-минор
До-мажор: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
до-диез-минор: До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль#-Ля-Си
Тональности считаются родственными данной если их тонические трезвучия входят в эту тональность. Другие тональности считаются отдалёнными.
Таблица тональностей
Диезные тональности
Тональность | Параллельная тональность | Ключевые знаки | Ноты входящие в тональность |
До-мажор | ля-минор | До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си | |
Соль-мажор | ми-минор | До, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си | |
Ре-мажор | си-минор | До#, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си | |
Ля-мажор | фа#-минор | До#, Ре, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си | |
Ми-мажор | до#-минор | До#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля, Си | |
Cи-мажор | соль#-минор | До#, Ре#, Ми, Фа#, Соль#, Ля#, Си | |
Фа#-мажор | ре#-минор | До#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си | |
До#-мажор | ля#-минор | До#, Ре#, Ми#, Фа#, Соль#, Ля#, Си# |
Бемольные тональности
Тональность | Параллельная тональность | Ключевые знаки | Ноты входящие в тональность |
До-мажор | ля-минор | До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си | |
Фа-мажор | ре-минор | До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Сиb | |
Сиb-мажор | соль-минор | До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ля, Сиb | |
Миb-мажор | до-минор | До, Ре, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb | |
Ляb-мажор | фа-минор | До, Реb, Миb, Фа, Соль, Ляb, Сиb | |
Реb-мажор | сиb-минор | До, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb | |
Сольb-мажор | миb-минор | Доb, Реb, Миb, Фа, Сольb, Ляb, Сиb | |
Доb-мажор | ляb-минор | Доb, Реb, Миb, Фаb, Сольb, Ляb, Сиb |
Как определить тональность
Для лучшего понимания строения музыкальных произведений очень важно уметь правильно определять их тональность. Прежде всего стоит полагаться на слух, так как он часто правильно может определить основной лад произведения.
Для определения тональности необходимо определить две его составляющие: лад и тонику.
Предлагаю несколько рекомендаций для правильного определения тональности композиции.
Как определить тональность по нотам и аккордам
Как определить тональность аудиодорожки
Если Вы не обладаете достаточным опытом, то вряд ли сможете определить тональность аудиодорожки на слух. Для того чтобы это сделать я рекомендую использовать онлайн сервисы или программы для определения тональности.
Я нашёл два сервиса, которые способны определять тональность произведения по аудиоматериалу.
Tunebat / Song Key & BPM Finder
Этот онлайн сервис может в считаные секунды определить тональность и скорость аудиодорожки.
Audiokeychain
Этот онлайн сервис также способен определить тональность и скорость вашей композиции, но он имеет ограничение на загрузку файлов до 15 Мб.
Кроме перечисленных мной сервисов, существует программа KeyFinder, которая может определять тональность аудиодорожек. Ранее данный продукт можна было использовать как на Mac OS, так и на Windows, но сейчас KeyFinder имеет поддержку только версии для Mac OS.
Если Вы пользуетесь программным обеспечением Microsoft Windows, то можете воспользоваться старой версией программы v1.25.
В следующей статье я расскажу о том, что такое квинтовый круг и как он связан с определением тональности.