до встречи в иерусалиме что это значит
До встречи в иерусалиме что это значит
Уважаемый Рав Эссас!
В Вашей статье о празднике Песах говорится о том, что в конце Пасхальной Агады произносится фраза Лешана абаа бирушалаим!. Однако мне говорил один знакомый еврей, проживающий в Израиле, что это говорят в праздник Рош а-Шана (т.е. в Новый год).
Не могли бы Вы поподробнее разъяснить, какую фразу, в какой из этих праздников
произносят и почему.
Всевышний сотворил мир так, что существовала необходимость, чтобы в Иерусалиме было место, символизирующее Его присутствие в нашем мире и позволяющее нам совершать действия, закрепляющие близость с Ним. Это место — Иерусалимский Храм.
Более того, Храм имел способность порождать, скажем так, реальное ощущение такой близости, олицетворяя высшую ступень (ступень на иврите — маала ) результата нашей духовной работы. Работы, которая началась с Исхода из рабства.
Поэтому мы и завершаем Пасхальную Агаду этими словами.
Очевидно также, что достичь этой ступени нельзя без тешувы (реализации в жизни заповедей Торы, в которых, и только в них, выражена Воля Творца).
Тешува возможна в любой день, в любой час. Однако в духовных мирах существует так называемый, благоприятный для тешувы период, когда ряд законов и обычаев помогают нам. Период этот ежегодно начинается в первый день месяца Элул и продолжается 40 дней, завершаясь великим днем Йом Кипур. Поэтому и сложился обычай в самом конце последней, заключительной молитвы Йом Кипура — молитвы Неила — желать друг другу « Лешана абаа бирушалаим ».
Этими словами выражается надежда, что все 40 дней, особенно — день Йом Кипура, были прожиты с пользой, и что теперь уже нет препятствий для прохождения всех ступеней, всех маалаот (множественное число от слова маала ) приближения к Творцу, и что у нас снова будет Храм, и ощущение Всевышнего опять станет совершенно реальным.
Видимо, Ваш знакомый просто перепутал Рош а-Шана и Йом Кипур — хронологически эти дни очень близки.
Иерусалим для всех или зачем нужно ехать в святые места
Иерусалим — это историческое сердце христианства, мусульманства и многих других религий, но город будет интересен для посещения не только паломникам, но и обычным туристам. Там есть, что посмотреть, что попробовать и, конечно, что привезти родным в подарок.
Иерусалим и его история, древняя как сама Библия
Святыни Иерусалима: куда стремятся все паломники, но будет интересно и туристу-атеисту
Собственно, столицей Израиля Иерусалим стал совсем недавно (в 1949 году), хотя история этого древнего города насчитывает тысячелетия.
Известно, что Иерусалим захватывали, разрушали и отстраивали заново множество раз. Например, в 70-х годах н.э. при подавлении великого иудейского восстания против римлян Иерусалим был полностью превращен в руины. В 132-135 годах н.э. и само место было переименовано. И только в 325 году римский император Константин I вернул городу название Иерусалим и распорядился о строительстве в городе христианских святых мест, в том числе и Храм Гроба Господня (в 335 году).
Предлагаем и вам совершить небольшую видеопрогулку по центру Иерусалима.
Старый город и Крестный путь
Исторически с начала XIX века старый город делят на четыре квартала: Христианский, Мусульманский, Еврейский и Армянский.
На Виа Долороса принято делать девять из четырнадцати остановок плюс еще пять – на территории Храма Гроба Господня:
Четвертая остановка Христа: встреча с Матерью
Площадь перед Храмом Гроба Господня
Храм Гроба Господня
Храм построен в 335 году, расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Это центр христианского паломничества. Здесь также находятся такие святыни, как Камень Помазания, Гроб Господень и Голгофа.
Внутри Храма, напротив входа, лежит Камень помазания (также известен как Камень миропомазания, Камень умащения) — одна из главных христианских святынь, является 13-й остановкой Крестного пути.
Предметы, прикоснувшиеся к нему, считаются освященными.
Храм Гроба Господня. На первой фотографии Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, находится слева от Камня помазания. В Великую Субботу в ней зажигается Благодатный огонь.
Стена плача
Также внимание туристов и паломников неизменно привлекают руины города времен Ирода, находящиеся здесь же.
Дорога к Стене Плача
Храм погребенья Девы Марии
Храм Девы Марии находится под землей. Вход в него с юга, от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. С потолка свисают сотни лампад тонкой ручной работы.
Современный Иерусалим
Паломники и туристы едут в Иерусалим со всего мира: наибольшее количество туристов в Израиль прибывает из США, второе место по турпотоку занимает Россия. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города. В Новом городе множество отелей на любой вкус, крупных торговых центров и аутентичных ресторанов.
Ресторан Eucalyptus (рядом со старым городом, 14 Khativat Yerushalayim), где готовит харизматичный шеф-повар Moshe Basson. Он даже обычную подачу блюд превращает в увлекательное шоу! Кухня в основном традиционная израильская, есть специализированное меню для веганов и кошерные блюда. Шеф-повар с удовольствием общается с посетителями, ходит от стола к столу, рассказывает об особенностях израильской кухни.
Что привезти из Иерусалима
Паломникам и верующим:
Иерусалимская свеча
Красная нить
Оберег, ставший популярным достаточно недавно, однако, уже приобретший множество поклонников. Не стоит покупать их у уличных торговцев, огромное количество которых вы встретите по пути к Стене Плача. Берут их на месте и только в обмен на пожертвования.
Туристам:
Тахини, тхина или кунжутная паста
Кунжутная паста или тхина (тахина) считается незаменимым компонентом блюд восточной кухни. Купить можно по всему городу в обычных магазинах. Но поверьте, вы не пожалеете о потраченном времени, если найдете старую фабрику тахини на улице рядом с Виа Долороса, в Старом городе.
В тхинный соус можно макать кусочки мяса, свежие овощи или хлеб. Без тахини не получится полноценного хумуса.
Тхинная фабрика Ицкаха
Классическую белую тхину делают из очищенного кунжута.
Красная тхина продается редко и купить ее довольно сложно. Семечки кунжута при ее изготволении держат в печке не менее 10 часов.
Черная тхина готовится не из кунжута, а из растения «каца» (на арабском «семечки благословения»). Ее едят мусульмане по ложечке в день, исключительно в религиозных целях.
Еще на фабрике можно приобрести кунжутную халву и виноградный мед (сок, который в течение 10 часов уваривают до консистенции, похожей на мёд).
Кунжутные козинаки
Лакомство, которое придется по вкусу и детям, и взрослым. Кроме того, именно кунжутные козинаки считаются одними из самых полезных, благодаря богатому составу минеральных и биологически полезных веществ.
Рынок в Старом Городе в Иерусалиме
Кунжутное масло
Кунжутное масло хорошо подходит для жарки, его можно нагревать до 400 градусов и хранить до 5 лет.
Халва
Израильская халва нежнее на вкус, чем российская. Готовят ее на оливковом масле. Выбор огромный: халва без сахара, с орехами, ванилью, какао и т.д.
Специи
В Израиле, как и по всему Средиземноморью, специи используют очень активно. Чаще всего вы услышите про добавление в блюдо иссопа. Не удивляйтесь, это не наш традиционный иссоп лекарственный, который растет у многих на дачах. Это душица сирийская (Origanum siriacum, Origanum Maru ), иногда (ошибочно) ее продолжают называть Сирийским майораном (Majorana syriaca), используют и название заатар (Za’atar).
Магазинчик специй в старом Иерусалиме
Рынок в старом Иерусалиме
Старый Город в Иерусалиме
Благодарим Министерство Туризма Израиля (Israel Ministry of Tourism) за организацию поездки и гиду Севе Браилову.
Новое в блогах
«В будущем году в Иерусалиме». Пасхальное сказание.
Пасхальное сказание (каббалистический комментарий)
Агада – это Пасхальное сказание, которое читают, сидя за праздничным столом. Однако лишь немногие знают, что в действительности означает порядок пасхальной трапезы и почему он так строго соблюдается.
Песах – это особый праздник. Он олицетворяет выход человека из ощущения только нашего мира в ощущение мира духовного. Поэтому каббалисты придают ему огромное значение.
Ведь главное, что должен совершить человек в своей жизни, это выйти из Египта – нашего сегодняшнего состояния, состояния изгнания из Высшего мира, из ощущения вечности и совершенства. И пока этого не произошло, человек несвободен.
Находясь под властью своих природных свойств, он является просто покорным исполнителем заложенной внутри него природной программы, а сам, как личность, не существует.
ПОЧЕМУ МЛАДШИЙ СЫН ПОЕТ ПЕСНЮ «МА НИШТАНА» («ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ»)?
«Младший сын» – это наше слабое желание высвободиться из-под власти эгоизма. Сын еще маленький, он очень хочет измениться, но пока не знает, как это сделать. Он хочет, чтобы в нем выросло полноценное желание достичь духовного. Поэтому он спрашивает: «Чем отличается эта ночь, ночь выхода из Египта, от всех других?» Сын хочет понять, какие ступени проходит человек, освобождаясь от эгоизма.
Не зря в самом начале Агады сказано: «Вначале праотцы наши занимались идолопоклонством». Это и есть наше состояние до выхода из Египта – поклонение своим природным желаниям, которые в совокупности называются «фараон». А заканчивается она словами «в следующем году в Иерусалиме», означающими, что мы уже вышли из рамок нашего мира и поднимаемся к высшей духовной ступени – Иерусалиму.
В Агаде каббалисты описали все условия и предпосылки, которые человек должен раскрыть в себе и пройти в определенном порядке, для того чтобы выйти из изгнания. Этот порядок называется «седер Песах» – пасхальная трапеза.
В ЧЕМ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ «РУКОЙ КРЕПКОЙ И МЫШЦЕЙ ПРОСТЕРТОЙ»?
Эти слова учат нас, что только сила Творца способна помочь человеку выйти из-под власти его эгоистической природы.
Агада описывает все ступени и изменения, которые мы должны раскрыть в себе и пройти в определенной последовательности. Вот почему Агада не потеряла своей актуальности и сегодня. На примере случившегося когда-то исхода из Египта мы можем научиться тому, как произойдет освобождение в наши дни из нашего сегодняшнего, последнего изгнания.
Давайте остановимся на некоторых понятиях, встречающихся в Агаде, и попробуем объяснить, в чем заключается их внутренний смысл.
Маца считается «хлебом бедняка» и символизирует пустоту, которая ощущается нами сегодня. Согласно каббале, бедняком является тот, кто начинает чувствовать, что имеет все, и все-таки чего-то не хватает. С этого момента и до выхода из Египта путь очень короткий. Мы едим мацу в знак того, что готовы бежать от своего эгоизма.
Важная деталь: в процессе изготовления мацы тесто постоянно перемешивают, чтобы оно не заквасилось. Ведь в каббале квасное означает наше природное эгоистическое желание, которое запирает нас в узком мире любви к самим себе.
Пока человек не использует желание для собственного наполнения, оно не «заквашивается». Для этого желание нужно все время взвешивать и изучать, куда оно толкает нас: к эгоистическому наполнению самих себя или хоть какому-то проявлению внимания к ближнему.
Разумеется, мы не способны победить эгоизм собственными силами, ведь он – наше природное свойство. Однако стремление к его преодолению рождает в нас потребность в помощи Творца, и как только это происходит, наступает долгожданное изменение нашей эгоистической природы.
ЕГИПЕТСКАЯ ТЬМА
Решив отказаться от эгоизма, человек начинает ощущать тьму, ведь в своем эгоистическом желании он не получает никакого наполнения. Однако он понимает, что эго – Египет – это зло. Человек больше не хочет работать ради своего желания насладиться, своего эгоизма, который убивает его, и хочет убежать от него. Такое состояние и называется «египетская тьма».
Десять казней соответствуют десяти сфирот – десяти свойствам Творца. Творение не может самостоятельно уподобиться свойствам Творца, поэтому производится десять исправлений, помогающих выделить и отсечь от эгоистического намерения те желания, которые способны обрести свойства Творца.
СФИРА Слово «сфира» происходит от слова «сапир» (сияющий). Душа состоит из десяти сфирот: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод и Малхут. Эти сфирот являются свойствами души, и в них мы ощущаем Высший свет.
Удары – это раскрытие зла, достаточное для того, чтобы отделить то желание насладиться, которое способно присоединиться к одной из десяти сфирот. Тогда это желание может получить наполнение светом Творца. А то желание, которое это сделать неспособно, остается в Египте.
Каждая казнь – это своего рода «удар» Высшим светом, который раскалывает огромное желание, находящееся в Египте, на две части. Одна из них остается в Египте до окончательного исправления всего творения, а вторая уподобляется одной из десяти сфирот – свойств Творца. Совершить эти десять казней помогает человеку осознание зла собственного эгоизма.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ИЗЛЕЙ ГНЕВ СВОЙ НА НАРОДЫ»?
«Народы» символизируют эгоистические желания человека. Выражение «излей гнев Свой на народы» указывает на то, что для разрыва с эгоизмом человек должен обрушить на него весь свой гнев. Только полное неприятие своих прежних желаний позволит человеку отделиться от них.
КЕАРА – ПАСХАЛЬНЫЙ ПОДНОС
На праздничный стол ставят особый пасхальный поднос (кеара) с шестью видами кушаний, символизирующих шесть видов наслаждения, которыми Творец наполняет творение. Это шесть сфирот – шесть из десяти свойств Творца, которые обретает человек, поднявшись над своим эгоизмом, отказавшись от его использования. На языке каббалы эти свойства Творца называются: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод. А кеара символизирует Малхут – исправленное желание творения, способное ощутить наслаждения, которыми задумал насладить его Творец.
В БУДУЩЕМ ГОДУ В ВОССТАНОВЛЕННОМ ИЕРУСАЛИМЕ
«В будущем году» – значит, в следующее мгновение. Только что человек находился в состоянии выхода из Египта, а в следующее мгновение готов оказаться в восстановленном Иерусалиме.
«Восстановленный Иерусалим» означает, что Бина (свойство Творца) и Малхут (свойство творения) соединяются вместе. Малхут перенимает все свойства Бины и будет заново отстроена как центральная точка мира Бесконечности, в которую включатся все намерения ради отдачи, полученные Малхут от Бины в течение процесса исправления.
Восхваление – это благодарность Высшей силе, которая в итоге выводит нас из Египта. Выйти из Египта самостоятельно невозможно. Поэтому все, что нам сегодня необходимо, – это определить, что же мы должны делать. И когда мы выполним возложенное на нас, тогда и получим помощь от Творца.
Для того чтобы соединиться с Творцом, человек должен сначала подготовить свое желание, свою просьбу. То есть он должен достичь такого состояния, такого желания, такой потребности, когда Творец почувствует, что человек действительно хочет исправления. Тогда Он откликается и раскрывается человеку.
КАКОВ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПАСХАЛЬНОЙ УБОРКИ ДОМА?
В науке каббала «дом» означает сердце человека, то есть все его желания. Уборка дома напоминает нам, что мы должны очистить сердце от эгоизма и сделать его пригодным для любви к ближнему.
ЧАША ПРОРОКА ЭЛИЯУ
Пророк Элияу – это сила, которая приходит перед полным освобождением и подъемом на высшую ступень.
В этом будущем состоянии мир наших земных желаний присоединится к духовному миру на всех своих уровнях: неживом, растительном, животном и человеческом. Точно так же, как когда-то происходило развитие Творения в направлении сверху вниз, так все миры свернутся обратно, словно ковер, и поднимутся до уровня Бесконечности.
Все миры, все ступени и все сфирот соединятся вместе в Малхут мира Бесконечности, и этим творение достигнет своей цели.
Весь этот процесс предстает перед нами как звенья одной цепи: нужно раскрыть, кто такие египтяне, кто сыны Израиля, фараон, Моше; нужно бежать из Египта, перейти море, дойти до горы Синай и получить Тору.
ЧТО ЗНАЧИТ «СЖИГАНИЕ КВАСНОГО»?
Найденное после уборки квасное принято сжигать. «Сжигание квасного» символизирует решение человека полностью избавиться от своего эгоизма и постичь Высший мир. Человек «сжигает» свои эгоистические желания, обращая их в прах, чтобы они не пробудились в нем снова.
В следующем году в Иерусалиме?
от Источник