добролюбов что такое обломовщина тезисы
Обломов НУжны тезисы из статьи Добролюбова ‘ Что такое Обломовщина? ’ Срочно, пожалуйста
Первая часть романа посвящена одному обычному дню
героя, который проводит его не вставая с дивана.
Неторопливое авторское повествование детально и
подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит
печать заброшенности и запустения.
Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи,
ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство.
Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен
своим настоящим положением.
Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой
жизни, свое духовное падение.
Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится
своего барства, сравнивая свою душу с кладом,
заваленным всяким сором.
Крепостнический уклад России не только обрекает
на нищенское и бесправное положение русский народ,
но и калечит душу подрастающего дворянина,
убивая в нем прекрасные задатки характера.
В Обломове часто видят только губительное влияние
крепостного рабства и барства.
Штольц как «противоядие»Обломову
Но главным героем-антиподом Обломова является в
романе его друг Андрей Штольц.
Это натура, полностью противоположная лентяю и
бездельнику Илье. Но в разговоре с другом Илья Ильич
дает удивительно точную и меткую оценку миру
промышленников, куда его настойчиво пытается ввести
Штольц.
Он называет коммерсантов мертвецами, спящими
людьми, которые только имитируют активность,
интерес, бурную деятельность, сквозь которую
проглядывает безысходная скука.
Обломовщина
В романе сказалось новое слово нашего общественного
развития. Слово это = обломовщина; оно служит ключом к
разгадке многих явлений русской жизни.
В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим…
знамение времени.
Лень и апатия Обломова есть создание воспитания и
окружающих обстоятельств.
Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
В него входит весь патриархальный уклад русской жизни
с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой,
любовью, поэтичностью.
Не случайно через весь роман Гончарова проходят неразлучной
парой два героя: Обломов и Захар.
Эти образы связаны своегo рода принципом дополнительности.
Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживают
чужие руки. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь
не принадлежали себе, не совершали самостоятельных
поступков, двигаясь только чужой волей.
За Илью Ильича боролись две силы: деятельное
интеллектуальное, эмоциональное начало,
которое воплощают в романе Штольц, университет,
Ольга, и Обломовка с ее «обломовщиной».
Причем первая сила представляла, скорее, возможность,
вторая была реальностью.
Победа осталась за старой Обломовкой.
Художественная манера И. А. Гончарова
В этом уменье охватить полный образ предмета,
отчеканить, изваять его-заключается сильнейшая
сторона таланта Гончарова.
Гончаров является перед нами прежде всего художником,
умеющим выразить полноту явлений жизни.
Тезисы из статьи Добролюбова Что такое обломовщина
Гончаров в своем романе не дает никаких выводов, оставляет это право читателю. Сильнейшая сторона таланта Гончарова- умение отчеканить,изваять образ предмета. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Но в ней отразилась русская жизнь. Перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный строго и беспощадно. Обломовщина – ключ к разгадке многих явлений русской жизни. Причина обломовской апатии кроется в его внешнем положении и в умственном и нравственном развитии.
Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их перед миром он никогда не мог. Обломовка – наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: он не усиливался надувать других, а являлся в натуре – лежебоком. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь. Кто не согласится, что его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче? Отдавая дань своему времени, Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но таких людей с цельным и деятельным характером еще нет в жизни нашего общества. Ольга – высший идеал, какой только может вызвать теперь русский художник.
Долго и упорно трудится она над тем, чтобы вызвать деятельность в Обломове, возбудить в нем жизнь. Ольга не хочет склонить голову и смиренно переживать трудные минуты жизни. Она бросила Обломова, когда перестала ему верить. Теперь обломовщина ей хорошо знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над ней суд беспощадный.
Критика Добролюбова по “Обломову”
Роман И. А. Гончарова «Обломов» после публикации вызвал различные споры. На это произведение направлена и критика Добролюбова: «Обломов», по его мнению, отражает жизнь русского народа.
Общие сведения
Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» опубликована в 1859 году. Именно в этом году автор романа «Обломов» И. А. Гончаров завершил работу над своим произведением.
Несмотря на то что слово «обломовщина» было употреблено самим автором романа «Обломов», это понятие, обобщающее ленивых и апатичных людей, закрепилось благодаря Н. А. Добролюбову.
Обломовщина
Добролюбов о романе «Обломов» отзывается положительно, он признает величайший талант И. А. Гончарова, который смог в одном произведении отобразить «полноту явлений жизни». Критик благодарен И. А. Гончарову за то, что он смог с точностью передать современное ему явление «обломовщины». Это понятие является центральным во всей критической статье Н. А. Добролюбова. Именно «обломовщина», а не Обломов является, по мнению критика, главным во всем романе И. А. Гончарова. Н. А. Добролюбов не соглашается с читателями «Обломова», которые считали роман растянутым и скучным, он говорит о том, что все действия произведения располагаются вокруг лени и апатии Обломова.
«Обломовщину» Н. А. Добролюбов рассматривает как общественное явление, которое ознаменовало те времена.
Н. А. Добролюбов подчеркивает, что «печать обломовщины» лежит на многих представителях русского народа. Они много рассуждают и разглагольствуют, но не могут предложить пути развития России. Смириться и отдаться судьбе – вот что могут сделать люди, в глубине которых есть «обломовщина».
Критик не соглашается с И. А. Гончаровым, который устами Штольца прощается с Обломовкой и «обломовщиной». Н. А. Добролюбов указывает на то, что «обломовщина» существует и расцветает в современном обществе.
Характеры персонажей
Обломова Н. А. Добролюбов называл современным типом русского человека, подчеркивая, что людей, подобных главному герою романа, много. Черты характера таких типов людей, по мнению критика, уже отображались в русской литературе («Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена и др.). Н. А. Добролюбов тем самым указывал на типичность образа Обломова. По мнению критика, в каждом русском человеке есть черты Обломова. История «добряка-ленивца» отобразила, по мнению Н. А. Добролюбова, всю русскую жизнь.
Н. А. Добролюбов подтверждает негативные стороны Обломова, но он видит истинные причины такого характера: воспитание. Главный герой романа привык получать все, что ему захочется, с самого детства, отсюда и возникла лень, скука и апатия ко всему.
Неоднозначен в оценке Н. А. Добролюбова образ Штольца. Критик видит его достоинства, но считает, что это не тот человек, который может крикнуть всему русскому народу важное для него слово «Вперед!». Штольц – человек будущего, а не настоящего.
Положительно Н. А. Добролюбов оценивал Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине такого человека, который сможет повести за собой всю Россию, освободив ее от безволия и апатичности Обломовых.
Конспект статьи Добролюбова «Что такое обломовщина» кратко
«Обломов» И. А. Гончарова – это история о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью.
Слово, обозначающее это явление – обломовщина. Оно является разгадкой многих явлений русской жизни.
Причиной обломовской апатии является отчасти внешнее положение, отчасти образ его умственного и нравственного развития.
Обломов не существо, лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия созданы воспитанием и окружающими обстоятельствами. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он не мог.
В общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. …то, что превращение это уже начинается, доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым. Ранее образованных и хорошо рассуждающих лежебок принимали за настоящих общественных деятелей. Теперь эта точка зрения изменилась.
В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: то, что он не старался надувать других, а так и был по-настоящему – лежебокой.
Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время…
Гончаров создал противоядие Обломову – Штольца, но таких, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль сразу переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества.
Может быть, Ольга Ильинская, ближе всего стоит к нашей современности, нежели Штольц. Она долго и упорно, с любовью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
Она бросила Обломова, когда перестала в него верить, как может оставить и она оставить и Штольца, ежели перестанет верить в него. Ей хорошо знакома Обломовщина, и она сможет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…
Цитаты Добролюбова об обломовщине
«Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени.»
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины.»
“Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного рабства”
«В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.»
«Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже в самом отвлеченном рассуждении, в самой утопической теории имел способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого status quo, несмотря ни на какие убеждения.»
«Его желания являются только в форме: «а хорошо бы, если бы вот это сделалось»; но как это может сделаться – он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…»
«С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует.»
«В силу обломовщины, обломовский чиновник не станет ходить в должность, если ему и без того сохранят его жалованье и будут производить в чины…. Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что все это — слова и слова.»
«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий.»
«Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.»
«У Обломова темперамент слишком вялый; и потому естественно, что он для осуществления своих замыслов и для отпора враждебных обстоятельств употребляет еще несколько менее попыток, нежели сангвинический Онегин или желчный Печорин.»
«Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями…»
«Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего? Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие» и т. д. А в сущности, это — больше ничего, как обломовщина.»
«Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дани общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину и сказать ей похвальное надгробное слово.»
«Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают. Они довольны своим самоунижением.»
«Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым.»
«Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.»
«Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время…»
«Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников.»
«Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней, религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять его у них значило бы лишить их жизни. Все у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре.»