доброта обломова в чем
Характер Ильи Обломова в романе «Обломов» Гончарова: положительные и отрицательные черты, стороны, особенности и качества
Ленивый барин Илья Ильич Обломов является главным героем романа И. А. Гончарова «Обломов».
В этой статье представлен анализ характера Ильи Обломова в романе «Обломов» Гончарова: положительные и отрицательные черты героя (стороны, особенности, качества).
Характер Ильи Обломова в романе «Обломов» Гончаров
Отрицательные черты характера Обломова
Главными отрицательными чертами Обломова являются: лень, безволие, беспечность, несамостоятельность.
«. не вынести бы его робкой и ленивой душе ни тревог счастья, ни ударов жизни. «
«. в его ленивой душе любовь совершит переворот. «
«. долго я, по лености, по беспечности, слушал тебя: я думал, что у тебя есть хоть капля совести, а ее нет. «
«. чувствовал покой в душе только в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни. «
«. И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя. «
«. добиваться, менять в ней что нибудь или каяться – нечего. » (о жизни)
«. абонировался* в оперу и до половины абонемента не дослушал. » (*купил абонемент в оперу, но перестал ходить)
«. Ах, Андрея нет здесь: он бы все уладил! – с огорчением прибавил он. «
«. правда, я проходил и высшую алгебру, и политическую экономию, и права, а все к делу не приспособился. «
«. Вот я и не приспособился к делу, а сделался просто барином. «
«. может ничего не делать и не делает, ему делают все другие: у него есть Захар и еще триста Захаров. «
«. голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. «
«. я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. «
«. все бесполезно – ты умер! Ты согласен со мной, Илья. «
«. чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы. «
«. я толку не добьюсь; мужики меня обманут; староста скажет, что хочет, – я должен верить всему; денег даст, сколько вздумает. «
«. Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота..»
«. Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь! – настаивал Штольц. «
«. Вот какая философия выработалась у обломовского Платона и убаюкивала его среди вопросов и строгих требований долга и назначения. «
«. Ничего не вижу, вижу только, что ты трус. «
«. То поди, то постой! – ворчал Захар, придерживаясь рукой за дверь. «
«. благодаря его привычке не знать, сколько у него в кармане денег. «
«. не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или буду нищий – я ничего не знаю. «
«. как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки – как бархат, а тронет, бывало, рукой муж, как ударит. » (Пшеницына об Обломове)
«. когда он медленно взглянул на Штольца, во взгляде его уж было умиление и слезы. «
«. просыпается, вскакивает с постели, иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда угаснувшем идеале жизни. «
«. в нем есть и ума не меньше других, только зарыт, задавлен он всякою дрянью и заснул в праздности. «
«. то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. «
«. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно…»
«. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. «
«. Андрей! Разве ты знал меня безнравственным человеком. «
«. получу из деревни деньги, я ему две пары сошью, – вмешался Обломов, – синюю курточку, а на будущий год мундир. » (Обломов щедр к детям Пшеницыной)
«. Ты ограблен кругом! – сказал он. – С трехсот душ полторы тысячи рублей. » (поверенный Обломова обманывает его)
«. А контракт то, контракт то каков заключили? [. ] Не читал, так и подмахнул! А там и огороды, и конюшни, и амбары. «
«. да он, кажется, такой положительный, деловой человек, и притом я живу у него в доме: посовестится обмануть. » (Мухояров обманывает Обломова)
«. все я чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете. «
«. Полно дразнить Андрюшу; он сейчас заплачет! – журил он Ванечку, когда тот дразнил ребенка. «
«. Машенька, смотри, Андрюша ушибется об стул! – заботливо предостерегал он, когда ребенок залезал под стулья. «
Это было описание характера Ильи Обломова из романа «Обломов» Гончарова: положительные и отрицательные черты, стороны, особенности и качества Обломова.
Добро и зло в романе «Обломов» (Гончаров И. А.)
Когда мы говорим о людях, мы не можем точно сказать злой человек или добрый, ведь в мире нет чисто зла или добра. Во всем плохом должно быть что-то хорошее и наоборот во всем хорошем бывает плохое. Так устроена гармония во вселенной. Вспоминая героев романа «Обломов», мы видим доказательство приведенных выше доводов.
Начнём, пожалуй, с главного героя этого романа, именем которого он был назван, Ильи Ильича Обломова.
Его характер многогранен и неоднозначен, в нем есть, как и положительные качества, так и отрицательные; как добро, так и зло. И что в нём победит, будет зависеть только от него.
Из второстепенных героев — положительным является Андрей Штольц, друг детства Обломова. Я не говорю о том, что это идеальный человек, нет, в нём есть и свои недостатки, но положительных поступков и действий, по отношению к Илье Обломову, он совершал достаточно много, и без какой-либо корысти и злого умысла.
Ольга Ильинская также является положительным героем и олицетворяет добро, представленное в этом романе. Несмотря на то, что по итогу она не будет с Обломовым, но это лишь его вина. Автор подчёркивает быстрое духовное развитие своей героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам», в отличие от Ильи Ильича, который не горел желанием развивать свой духовный мир. Хотя Ольга и пыталась его изменить в лучшую сторону, но у неё ничего не получилось, и они расстались с Обломовым.
А вот зло в этом романе ярко демонстрируют знакомые Обломова, заходившие к нему в гости. Их было достаточно много и все они были разными, но объединяло их то, что они приходили к Илье Ильичу со своими корыстными целями. Например, Волков приходил чтобы самоутвердится за счёт Обломова, ведь они чем-то были схожи, вот только один ленился заниматься делами службы, а другому было лень делать всё.
Алексеев и Тарантьев приходили для того чтобы отдохнуть от суеты, расслабится и поесть за счет хозяина. Однако Алексеев просто приходил и сосуществовал с Обломовым, в отличие от Тарантьева, который обирал Илью Ильича, так как он был доверчив и наивен, и после того как тот узнал о настоящих мотивах Тарантьева Обломов его выгнал.
Подводя итог, мы понимаем: чему нас учит это произведение, и какой урок нам надо извлечь. Ведь Обломов был неплохим человеком, и доброго в нем было гораздо больше, но его лень не позволяла ему проявлять в себе эти качества, несмотря на то, что ему вряд ли бы кто-то помешал, ему бы даже помогли, так как хотели сделать его счастливым. Но ему не хотелось всего этого.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чём проявляется истинная доброта? Аргумент И. А. Гончаров «Обломов» (Итоговое сочинение (декабрьское))
В чём проявляется истинная доброта? Я думаю, что чуткость по отношению к людям, мы можем увидеть в умении любить, страдать, сочувствовать и сопереживать. Добрый человек всегда поможет безвозмездно, протянет руку помощи и никогда не бросит в трудную минуту. При общении с внимательным и искреннем человеком чувствуем его душевную теплоту, отзывчивость и заботу. Я считаю, что доброта должна являться главной и неотъемлемой чертой характера человека.
Этой теме посвящены многие произведения, но я обращусь к роману известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Я думаю, что Илья Ильич является настоящим примером доброго человека.
Эти черты привлекают к нему всех, кто с ним общался. У Ильи есть желание добра, и создание сделать что-либо для общей пользы. Таким примером является стремление улучшить жизнь всех крепостных крестьян, но лень Обломова не позволяет этого…
Также ещё одним примером добра в романе служит отношение Андрея Штольца к его близкому другу — Илье Обломову. Андрей делает все бескорыстно ради старой дружбы, он пытается вытащить Илью в свет, знакомит с Ольгой. Когда у Обломова были проблемы с имением, время от времени он приводил дела в Обломовке в порядок. Таким образом, Штольц спасает Обломовку от разорения.
Отсюда следует, что доброта является главной чертой характера людей. Окажись все люди бездушными, злыми, жестокими, жизнь на нашей планете будет невыносимой: преступления, ложь, обман, жестокость будут преследовать нас на каждом шагу, поэтому, миру нужны такие люди как: Обломов, Штольц и Агафья Пшеницына…
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Детский час
для детей и родителей
Характеристика Обломова (с планом). По роману И.А.Гончарова «Обломов»
Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.
Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.
Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.
С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.
Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.
Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.
При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.
Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.
Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.
И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.
Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?
Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».
Далее разберемся в вопросе о том, какое место занимает Обломов в ряду других литературно-общественных типов.
Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.
Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.
Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».
Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.
Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.
План характеристики Обломова
Вступление.
Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум
а) Отношение к знакомым
б) Оценка близких людей
в) Отсутствие образования
г) Незнание практической жизни
д) Отсутствие перспективы
2) Сердце
а) Доброта
б) Гуманность
в) Душевная чистота
г) Искренность
д) «Честное, верное сердце»
3) Воля
а) Апатия
б) Безволие
Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.
Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века
— Черты сходства.
— Черты различия.
б) Обломов, как представитель дореформенного барства.
в) Обломов, как общенациональный тип.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Доброта по Обломову (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что такое доброта? Наверное, каждый хоть раз задумывался над тем, кто такой добрый человек. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение слову доброта. Я считаю, что это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление безвозмездно делать добро другим. Из этого следует, что добрый человек – это тот, кто обладает гуманностью, милосердием, отзывчивостью и бескорыстием.
Правильность своей точки зрения я могу доказать, обратившись к художественной литературе, к роману известного русского писателя и критика Ивана Андреевича Гончарова «Обломов». Я считаю, что Илья Ильич – пример доброго человека. Автор показывает его гуманность во время визита молодого литератора Пенкина. Гончаров изображает Обломова, выступающего против глумления писателей над падшими людьми: вором и женщиной лёгкого поведения. Автор устами Обломова высказывает мысль, что литературе необходима человечность, и что нужно горько плакать над оступившемся или же протянуть ему руку, ведь хотя он и испорченный человек, но всё человек же, то есть ты сам, но ни в коем случае не глумиться.
Также автор показывает бескорыстную заботу Обломова о других людях: он усыновил Ваню и удочерил Машу – детей простолюдинки, невзирая на осуждение общества. Таким образом, Гончаров показывает нам, что Обломов – очень добрый и гуманный человек.
Также в романе Ивана Андреевича примером доброго человека служит любящая Агафья Матвеевна Пшеницына. Автор рассказывает нам о том, как развивались отношения хозяйственной простолюдинки и барина, как Агафья Матвеевна незаметно для самой себя влюбляется в Обломова, просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку. Для доказательства её всепоглощающей любви автор показывает, что во время болезни Обломова Пшеницына просиживала у его постели, не спуская с него глаз, до ранней обедни, а потом, накинув салоп и написав крупными буквами на бумажке: «Илья», бежала в церковь. Также Гончаров рассказывает читателю о том, как Агафья Матвеевна заложила фамильный жемчуг, единственную свою драгоценность, чтобы накормить Обломова хорошим обедом. При этом у неё было двое детей. Таким образом, Пшеницына неосознанно пожертвовала для Обломова, для его спокойствия, будущим своих детей! Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что Агафья Матвеевна искренне любит Обломова, и в её любви отображаются доброта и лучшие человеческие качества Пшеницыной.
Таким образом, мы приходим к выводу, что добрым может быть только гуманный, милосердный, отзывчивый и бескорыстный человек. К сожалению, в нашем мире искренне добрые люди – это редкость, они словно оазисы в безжалостной пустыне нашей суровой жизни. Поэтому мы всегда инстинктивно тянемся к ним и дорожим ими.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.