дочь баталова больна чем
Мария Баталова
Биография
Мария Баталова — сценарист и писательница, дочь Алексея Баталова и Гитаны Леонтенко. Появившись на свет с тяжелым диагнозом ДЦП, Мария сумела реализоваться в творчестве при поддержке семьи. Она стала талантливым литератором и музыкальным критиком, известным в профессиональном сообществе. Автор выпускает книги под псевдонимом Гитана-Мария Баталова.
Детство и юность
На момент знакомства с Гитаной Леонтенко Алексей Баталов был женат. Актер и цирковая наездница встретились в 1953 году, а спустя 10 лет сыграли свадьбу. Став замужней женщиной, бывшая артистка отклоняла предложения о съемках в кино и посвятила себя семье.
Мария Баталова родилась 27 января 1968 года в Москве, в кремлевской больнице. Роды оказались непростыми, но врачи уверяли будущую мать, что она справится и дополнительная поддержка со стороны медиков не нужна. Это стало ошибкой, стоившей маленькой Маше здоровья. У девочки диагностировали родовую травму, синдром ДЦП.
Родители старались сделать все возможное, чтобы Мария стала полноценным членом общества. В детстве она регулярно посещала врачей и делала специальные упражнения. Правда, эффект от них был невелик. Стараниями отца и матери девочку приняли в общеобразовательную школу. Баталову удалось убедить специальную комиссию, собранную для рассмотрения просьбы о приеме, в дееспособности дочери.
Алексей Баталов усердно зарабатывал деньги для обеспечения семьи. Вместе с дочерью и женой они посещали пансионаты и здравницы, ездили за границу, чтобы Маша увидела мир. Несмотря на то, что лечение не помогало Марии, актер старался облегчить ее жизнь посредством технологий.
Девушка питала интерес к литературе, поэтому в доме появился компьютер. Баталова начала самостоятельно писать тексты. Печатать было сложно, ведь болезнь оказалась серьезным препятствием даже для самых простых действий. Отец разыскал для дочери специальную клавиатуру, на которой можно было работать одним пальцем.
Когда по окончании школы встал вопрос о получении высшего образования, Алексей Баталов уговорил педагогов ВГИКа рассмотреть дочь в качестве абитуриентки. Вступительные экзамены показали, что она обладает очевидным талантом. Так Мария Баталова стала студенткой московского вуза. Маша не могла посещать занятия, поэтому педагоги приезжали на дом.
Творчество
Будучи дочерью наездницы, Мария слышала много рассказов о жизни на арене и за ее пределами. Дипломной работой студентки стал сценарий, сюжет которого повествовал о жизни цирковых артистов. Он послужил литературной основой для фильма Михаила Богина «Дом на Английской набережной». Благодаря ему в 2008 году Баталова стала победителем фестиваля «Московская кинопремьера» как лучший сценарист и получила награду из рук режиссера Эльдара Рязанова.
Авторству Марии Баталовой также принадлежат рассказы, очерки, детские сказки. Из-под ее пера вышли сборники «И быль, и не быль», «Поющая палочка», «Затерянные сказки». Отличительной чертой произведений писательницы стало описание моральных и духовных ценностей, доброты, любви и нежности. Музыкальные рецензии, создаваемые Марией Алексеевной Баталовой, печатают в газетах. Гонорары, полученные за работу, она перечисляет Дому ветеранов кино.
Личная жизнь
Мария Алексеевна Баталова ограничена в возможностях передвижения и не может самостоятельно себя обслуживать, поэтому всю жизнь она живет под одной крышей с родственниками. При жизни отец уделял ей все свободное время, а после кончины артиста Мария осталась с матерью.
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ. Алексей родился в 1928 году в старинном городе Владимире. Его родители Нина и.
Сейчас личная жизнь автора связана с творчеством. Писательница питает интерес к классической музыке и балету. Из-за необходимости в инвалидной коляске она не располагает возможностью часто посещать интересные мероприятия, так как в России не предусмотрены необходимые ресурсы для инвалидов-колясочников. Любое перемещение дается с трудом и вызывает массу сложностей.
Мария Алексеевна любит качественное кино, но предпочитает смотреть его на DVD или в интернете. Телевидение отпугивает ее большим количеством рекламы. Единственным информативным каналом литератор считает «Культуру».
Скандал из-за наследства
В 2020 году дочь Алексея Баталова оказалась в эпицентре скандала, связанного с наследством отца. После кончины артиста в дом семьи стали вхожи Михаил Цивин и Наталья Дрожжина, юрист и актриса, успевшие сблизиться с Баталовым в последние годы его жизни. Воспользовавшись драматичностью ситуации, пара предложила наследницам артиста помощь взамен на оформление пожизненной ренты.
В силу возраста Гитана Леонтенко не до конца понимала намерения новых знакомых и согласилась на поддержку. Мария же осознавала, какие цели преследуют Цивин и Дрожжина, и не доверяла им. Вдова Баталова заподозрила неладное, когда семейный архив перекочевал к посторонним людям, а в разговоре речь зашла об опекунстве над Марией.
Семья подала прошение о возбуждении уголовного дела в отношении Михаила Цивина и Натальи Дрожжиной, во владении которых оказалось все имущество Баталовых. Пара распоряжалась 4-комнатной квартирой актера, 2 квартирами в Москве, студией и банковскими счетами. Оставшись без средств к существованию, Мария и Гитана решили бороться за то, что принадлежит им по праву, с помощью правоохранительных органов.
Конфликт семьи Баталова с рентодателями освещали СМИ, публикуя интервью и фото. Участники и свидетели скандала появлялись в передачах «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Звезды сошлись».
Мария Баталова сейчас
В августе 2021 года ситуация с наследством Баталова, наконец, разрешилась. Суд еще весной признал сделку ренты недействительной, а теперь отклонил поданные апелляционные заявления супругов, вернув в собственность Марии те объекты недвижимости, которые ранее перешли во владение Цивиной. Благодаря экспертизе удалось установить: договор был подписан либо под давлением, либо под действием каких-либо других сбивающих факторов.
Подробности судебного процесса были освещены в эфире шоу «Пусть говорят». Вдова актера и Мария не смогли присутствовать в студии, однако оставались на связи с ведущим посредством скайпа.
Подтверждает жестами: дочь Алексея Баталова с ДЦП согласна с первым интервью матери
Вдова Алексея Баталова публично обвинила артистку Наталью Дрожжину и ее супруга, юриста Михаила Цивина в том, что они обманным путем завладели ее квартирой, доставшейся от покойного супруга. По этому поводу впервые «высказалась» и ее дочь Гитана-Мария, с рождения страдающая ДЦП.
На Дрожжину и Цивина уже заведено уголовное дело по факту о мошенничестве, но супруги продолжают отрицать вину, подчеркивая, что в свое время очень помогли вдове Алексея Баталова, в том числе и финансово. Сама Гитана Леонтенко уверена: пара делает все, чтобы оставить ее с больной дочерью без крыши над головой.
«Дрожжина и Цивин поменяли мне телефоны, говорили, мол, не так они работают. А потом мы выяснили, что нас прослушивают! — заявила вдова Баталова на передаче «Андрей Малахов. Прямой эфир» канала «Россия 1», — даже Машин телефон прослушивался! Вот это ужасно! А Цивин получал все письма Маши с электронной почты. Какое имел право? А сейчас он угрожает нам, что опубликует переписку Маши! Слушайте, это вообще шантаж!»
52-летняя Гитана-Мария, которой в силу врожденного заболевания трудно говорить, написала на планшете и отметила жестами, что согласна со словами матери. «У меня есть и мать, и сестра. Мама все понимает. Во всем прекрасно разбирается, во всем. Нам не нужна никакая опека, просто нам заморочили голову. Тогда у мамы не было очков. Она не читала эту треклятую бумагу. Мне не дали спокойно даже посмотреть ее. Православные, пожалуйста, помогите нам вернуть то, что заработали бабушка и папочка. Предоставьте мои показания», — было сказано в сообщении.
Против Натальи Дрожжиной и Михаила Цивина довольно резко высказался их давний друг Шота Чиковани. По его словам, супружеская чета жила на широкую ногу во Франции, только вот где брали на это деньги — большой вопрос.
«Миша — весельчак, душа компании, все время говорил за столом красивые тосты, но не хватает ему шарма, есть в нем что-то отталкивающее. Иосиф Кобзон бы сейчас первым дал Мише по башке за Баталова! Но не будем строго судить Наташу. Если Миша скажет ей прыгнуть с Эйфелевой башни, Наташа сделает это не задумываясь», — поделился мнением Чиковани.
Алексей Баталов назвал виновного в страшной болезни дочери
Но в беседе с репортером актер был на редкость открытым. Он опроверг слухи и домыслы, витающие вокруг его имени, рассказал ранее неизвестные детали многих событий.
– Алексей Владимирович, через год вы с супругой отметите золотую свадьбу! Как вы с ней познакомились?
– В 1953 году я находился в Ленинграде на съемках фильма «Дело Румянцева». Однажды вечером актер Сергей Лукьянов говорит мне: «Слушай, а пойдем в цирк, цыгане приехали!» Там-то я и увидел впервые свою будущую жену. Она выполняла сложный номер, танцевала на бегущей лошади. Гитана работала на арене цирка с четырех лет и выполняла трюки, которые до сих пор не может повторить никто в мире! Вечером мы пошли ужинать в ресторан, где я снова увидел Гитану за соседним столиком. Мы с другом осмелились и выразили свое восхищение: «Молодцы, мы вас видели!» Так мы и познакомились. И тут же расстались, потому что цирк поехал с гастролями дальше, а я продолжал сниматься в Ленинграде. Наше следующее свидание состоялось только через полгода. Так совпало, что мы проводили съемки в Риге и цирк как раз туда приехал. Узнав об этом, я помчался к Гитане в гостиницу на том самом грязном грузовике, в котором снимался! Но и после второго свидания мы опять разъехались по разным городам.
– И неудивительно, вы ведь были женаты, а через два года у вас родилась дочь.
– Да, с дочерью художника Константина Ротова Ирой мы поженились очень рано, нам было по 16 лет. А все потому, что я такой странный человек, стеснительный, всю жизнь боялся женщин! Никогда не бегал по свиданиям, не ухаживал за девочками. Никакого опыта у меня не было.
– Но не потому ли вы расписались с Ирой, что уже имели близкие отношения?
– Ну… Хм… Это все уже было неважно, потому что я решил жениться, и всё. Рассуждал так: «Все равно когда-то надо», а Ира была самой близкой. Мы ведь с ней знакомы с детского сада, наши родители много лет дружили. Я привел ее в родительский дом, где у меня была шестиметровая комната.
– А когда у вас родилась дочь Надя, вы как-то участвовали в ее воспитании?
– Да вообще никак не участвовал, я просто физически не присутствовал в семье. Я тогда уже начал сниматься в кино и по полгода жил то в Ленинграде, то в Киеве. В общем, я был воскресным папой. Да, я помню это ощущение, когда взял ребенка на руки, это было интересно. Но все эти пеленки-распашонки я не видел. А когда Наде исполнилось три года, мы с Ирой развелись.
– Почему это произошло?
– А меня оговорили! Когда я снимался в Киеве в картине «Мать», кто-то рассказал жене, будто я там закрутил роман. А этого просто никак не могло быть, потому что я жил в кабинете у режиссера и день и ночь репетировал. У меня даже гостиничного номера не было. Тем не менее мама Иры, которой я не нравился, внушила ей, что у актеров всегда бывают романы на стороне. С этим убеждением она и ушла от меня.
– После развода жена позволяла вам видеться с дочерью?
– Конечно, тем более что моя мама очень любила Иру и та часто приходила к ней с ребенком. Для Нади я так навсегда и остался приходящим отцом. Сейчас она уже взрослая и сама имеет детей. Но видимся мы крайне редко.
– Итак, вы оказались свободным мужчиной… И сразу же женились на Гитане?
– Нет, нет… Много лет мы встречались с Гитаной эпизодически и расставались надолго – без взаимных обязательств. Я, например, до сих пор не знаю, был ли у нее кто-то на тот момент… Конечно, у нее было море поклонников! Иногда приходил за кулисы какой-нибудь богач «поразвлечься с цыганками». Но к счастью, рядом с Гитаной всегда находилась мама, которая помогала ей выполнять номера, и в руках у нее был хлыст, который она могла пустить в дело!
– Кстати, до сих пор в книгах про Никулина пишут, что у него с циркачкой Гитаной Леонтенко был роман.
– Никулин ее обожал! Но вряд ли у них был роман, иначе бы мы не дружили с Никулиными семьями. И вообще, хотя Юрий Владимирович действительно был неравнодушен к женщинам, за этим всегда строго следила его супруга Татьяна. А с Гитаной они были подруги.
– Еще слух: будто цыганская родня Гитаны вас не любила и прокляла ваш брак. Из-за этого родился ребенок-инвалид.
– Нет, этого не могло быть, ведь у меня с самого начала установились прекрасные отношения с тещей, она много лет потом жила с нами.
– Вы ревновали Гитану к поклонникам?
– Я никогда не претендовал на то, чтобы Гитана хранила мне верность и ни с кем не общалась. И никогда не конкурировал с ее поклонниками. Со мной такого не было. Я совершенно убежден, что, если женщину нужно держать и охранять, значит, эта женщина не нужна.
Короче говоря, между нашим знакомством и свадьбой прошло ровно десять лет! Я сделал ей предложение в 1963 году, когда мы оба были в Баку – она с гастролями, я на съемках. Расписались уже в Москве. Не было ни выходного костюма, ни платья, ни колец, так же, как и когда я женился в первый раз. Правда, свадьба у нас была. Мы пригласили друзей из театра «Современник» в комнатку, которую сняли на улице Горького.
– Вы конечно же так же, как и Гоша из «Москва слезам не верит», не позволяли жене зарабатывать больше?
– Что вы, за комнату нам бы платить было нечем, если б Гитана не давала по два, а то и по три представления в день и не получала хорошую ставку. У меня в то время денег было мало. Наша совместная жизнь первые пять лет была, что называется, «на чемоданах». Гитана много гастролировала, я снимался. Наш быт стал понемногу налаживаться, только когда я получил свою первую квартиру в Ленинграде.
– Известно, что цыганки очень ревнивы, а актеры, как известно, любят «повертеть хвостом»… Она ревновала вас?
– Во-первых, я при ней и не вертел хвостом! (Смеется.) А во-вторых, находясь на съемках, я всегда жил у кого-нибудь в семье, например на даче у режиссера Иосифа Хейфица, и был на виду.
– Правда ли, будто был случай, когда вы поцеловали в кадре актрису, и жена, увидев это, упала в обморок?
– Да, могло быть, она могла обидеться. Конечно, она ревновала. Но я сам не ревнивый человек, поэтому такого не понимаю.
– Если сравнить фотографии вашей первой супруги Ирины, Гитаны и балерины Ольги Заботкиной, с которой у вас был роман, то видишь: все эти женщины очень похожи внешне…
– Да, действительно. Возможно, все дело в том, что такой же – черноволосой, со жгучими глазами – была моя любимая учительница, которую я встретил в школе рабочей молодежи. Я ведь недотянул восьмилетку, потому что за время войны растерял все знания. Учился омерзительно! И в итоге попал в школу рабочей молодежи. Там-то эта учительница с внешностью кинозвезды, а по национальности она армянка, и вытянула меня. Мы, ученики, обожали ее! А я был в нее даже влюблен.
– В 1968 году у вас с Гитаной родилась дочь Маша. Почему так случилось, что она стала инвалидом?
– Не могу в подробностях рассказать, как жена ждала ребенка и как протекали роды. Всего этого боюсь и не могу даже слушать! Я впечатлительный человек. Тогда еще не вошло в моду присутствовать мужьям при родах, но я бы все равно не согласился, упал бы в обморок. Помню только то, что Гитана поехала рожать в Москву, в одно из лучших учреждений, потому что предполагалось, что роды будут тяжелыми. У нее ведь мускулы – сталь, натренированные годами. Теперь ей бы сразу сделали кесарево сечение, и все бы было хорошо.
– Почему же врачи этого не сделали?
– Потому что врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно. Если бы я нашел эту дрянь, я бы сейчас ее по башке ударил стулом! Абсолютно здоровую девочку тянули щипцами, пережали ей все, что можно. Она ведь была здорова – ножки, ручки, голова, все работало нормально. А они ее покалечили.
– О том, что ребенок больной, вы узнали сразу?
– Нет! Только спустя несколько месяцев… Вся подлость в том, что у новорожденного это не так видно. И врачи ничего нам не сказали, а просто выписали Гитану. Я вообще был не в курсе, что произошло, потому что тогда снимался в Ленинграде, а семья жила в Москве.
– И как же вы поняли, что дочь страдает детским церебральным параличом?
– Болезнь проступала подло – постепенно. Через несколько месяцев мы заметили, что Маша плохо двигается, и обратились к врачам. Конечно, невозможно передать, какое это горе было в семье. Жена и теща день и ночь плакали. Было желание идти и крушить всё на своем пути, найти того врача… Если бы я сразу же после рождения ребенка понял, что произошло, наверное, так бы и было. Но я жил в другом городе и слишком поздно обо всем узнал. Подать в суд? И что это изменит? Такими раздумьями я остановил себя. Я понял, что никому от этого лучше не будет.
– Вам предлагали сдать дочку в интернат?
– Наверное, жене говорили об этом. Но они с тещей стали во сто крат больше любить девочку и внимательней к ней относиться. Всю свою жизнь они сосредоточили на ней. Я тоже почувствовал с ней контакт, и, с одной стороны, это была радость, а с другой – мысль о том, что ее жизнь испорчена, отравляла все. Гитана и ее мама, как птицы, кружили над ребенком, а она была неподвижна, и на это было страшно смотреть…
– Вы надеялись вылечить ребенка?
– Конечно, мы стали бороться! Машку возили в специальный санаторий в Крым, потом куда-то еще. Гитана навсегда бросила цирк, который являлся делом всей ее жизни. Но цирковые товарищи еще долго не забывали наш дом, я помню, как развлекать Машку приходили лилипутики.
Годы шли, и по мере взросления степень поражения органов возрастала, Маша совершенно не двигалась. При этом мозг ее работал нормально, и мы всячески способствовали ее развитию. Я не знаю, когда и как она поняла, что не такая, как все. Вероятно, это произошло еще в дошкольном возрасте, когда мы стали приглашать в дом ее сверстников, а может, где-то в санатории, где она увидела здоровых детей. Наверное, ей хотелось спросить у нас: «А почему они бегают, а я не могу? Что со мной происходит?» Но она не могла говорить, не могла шевелиться, не могла есть и пить без специальной поилки.
– Но теперь Маша хоть и с затруднениями, но все же говорит, умеет печатать, много читает. Кто ее всему этому научил?
– Это бабушка начала разучивать с ней слова, тренироваться. Только благодаря маме и бабушке она смогла получить среднее образование в обычной школе. По болезни она ведь должна была обучаться в специальной, где программа очень скудная. Нам пришлось доказывать, что у дочери нормальное умственное развитие. К Маше домой приходили учителя, и она научилась читать, писать, освоила науки. Для здорового школьника это легко, а ей приходилось каждый день превозмогать себя, переступать через боль.
– У Маши никогда не было моментов отчаяния, когда бы она сказала: «Всё, надоело! Не могу больше…»?
– В том-то и дело, что такие моменты были у нас, а у нее – никогда. С ее стороны были титанические усилия. В течение многих лет она выполняла специальные упражнения, стараясь двигаться. Благодаря этим упражнениям у нее теперь двигается один палец, а это дает огромные преимущества! На специальной клавиатуре она печатает этим пальцем, медленно, по одной букве.
Так Маша написала целую книгу сказок, которая называется «И быль, и небыль». Рисунки к этой книге сделал я. Свою болезнь Маша принимает с большим смирением, чем мы. Гитана до сих пор не в состоянии говорить о рождении дочери, о том, как все случилось, – она сразу начинает плакать. У нее поэтому такие нервы – многое пришлось пережить… Меня же не покидает огромное чувство жалости, когда я вижу дочь. А сама Маша никогда нас не расстраивает, ни при каких обстоятельствах не жалуется. Она – человек из стали! Единственное, чего не переносит дочь – это наших с женой ссор, которые, как и в каждой семье, случаются.
– А кто будет заботиться о дочке, когда вас не станет? Вам ведь все-таки уже почти 85…
– Это-то меня и беспокоит. Но я надеюсь, Гитанка еще поживет и позаботится о ней. К тому же я поддержал Машу материально. Все, что у меня есть, я давно завещал ей.
Всплыла шокирующая правда о вдове и дочери Баталова
— Вообще давно уже замечено, что у нас на святой Руси не умеют в меру ни похвалить, ни похулить: если превозносить начнут, то уже выше леса стоячего, а если бранить, так уж прямо втопчут в грязь, — эти слова Гоголя так и вспоминаются в последнее время, особенно в отношении граждан Цивина и Дрожжиной.
Тех самых «дяди Миши и тети Наташи», которые с подачи ток-шоу стали главными злодеями 2020 года, потому что обидели несчастную вдову Алексея Баталова и ее дочь Машу.
«Бог ему судья»
Однако чудесную картину портит то, что еще до истории с «обиженной Машкой» были неприятные звоночки, свидетельствующие, что не все спокойно в Баталовском королевстве. Неприятно поразили в свое время мемуары Киры Прошутинской в «Караване историй». Она вспоминала свою сестру и некоего Маэстро, который сестру матросил, а когда она, еще будучи очень молодой, умерла, то не пришел даже на похороны. В образе Маэстро легко узнавался Баталов. Когда журналисты спросили его об этой истории, он ответил в духе «ничего не было, не было ничего», на что Прошутинская резюмировала: «Бог ему судья».
Потом были воспоминания Стаса Садальского о знаменитом перстне Станиславского, который достался Алеше Баталову от тети. А потом Алеша забыл тех, кто ему этот перстень подарил. Да так забыл, что, умирая, двоюродная сестра Баталова настоятельно просила, чтобы Алеша даже не приближался к ее гробу.
Далее следовали отвратительные денежно-дачно-банные истории под девизом «Машку обижают» с участием жены Баталова. Всем миром спасали Гогу от отвратительного соседа, «незаконно завладевшего двумя сотками» огорода артиста и построившего на них баню. В итоге сосед умер от инфаркта, но об этом ни в какой передаче не рассказали.
Раньше Цивин и Дрожжина были желанными гостями на любом артистическом вечере. На фото супруги с Ириной Салтыковой и Татьяной Михалковой. Фото Анатолия Ломохова
Последнюю волю нарушили
Когда телезрителям надоело слушать про «Машку», пошел второй акт Марлезонского балета. Выяснилось, что злодеи «дядя Миша и тетя Наташа» украли и продали архивы Ахматовой. И мало того что архивы, так еще и бесценные рисунки и «холсты» Модильяни, которые валялись у Баталовых на чердаке.
В этом месте я нажала на паузу и спросила: «А что вообще делали у вдовы Баталова ахматовские архивы и почему я должна сочувствовать по поводу утраченной ей многомиллионной выгоды?» Как известно, Анна Андреевна договаривалась с сыном, что ее архивы после смерти перейдут в Пушкинский дом. Или, может быть, вдова Баталова считает себя Пушкинским домом? Ну тогда остается посочувствовать ей еще больше.
После смерти поэтессы питерские интриганы чуть ли не сразу продали часть бумаг. И сколько ни бился Лев Гумилев, пытаясь выполнить материнскую волю, ему ничего не отдали. Справедливости ради стоит сказать, что особенно интриговали питерцы. Ирина Пунина, дочка бывшего ахматовского мужа, не разрешила Льву даже проститься с умирающей матерью и, собственно, больше других нажилась на продаже имущества поэтессы. Однако не стоит недооценивать и семью Ардовых, которую нынче в СМИ принято представлять чуть ли не святой.
Единственный сын Ахматовой очень обижался на то, что Ардовы не поддержали его на суде, не отдали архивы и вообще ничего в память о матери. Еще при жизни Анны Андреевны Лев недоумевал, почему та больше старается для чужих людей. Когда Лев сидел в тюрьме, то просил Ахматову прислать ему кое-какой еды и теплые вещи. А она, ничего не прислав, вместо этого купила машину Алеше Баталову. В общем, дело ясное, что дело темное.
Семейные ценности
Архивы Ахматовой из коллекции Баталова появляются на аукционах постоянно. Причем задолго до возникновения в жизни семьи Цивина и Дрожжиной, на которых сейчас стараются спихнуть нехорошее дело. Достаточно посмотреть каталог аукционного дома «Литфонд», находящийся в открытом доступе, чтобы убедиться в этом.
Например, друг семьи Баталовых Владимир Иванов заявил, что он своими глазами видел среди архивов Алексея Владимировича последнюю книгу «Бег времени», подписанную Ахматовой. Якобы он отдал ее Маше Баталовой, но книга таинственно исчезла. (Видимо, по умолчанию подразумевалось, что Цивин с Дрожжиной простерли руки.)
Я не Шерлок Холмс, но мне понадобилось два клика мышкой, чтобы найти пропажу. «Бег времени» был продан на аукционе «Литфонда» за 150 тыс. руб. в 2016 году, при жизни Баталова.
Примерно с этого времени начали распродаваться и другие вещи из коллекции мамы актера, очень дружившей с Ахматовой. Причем владельцы аукционных домов, которым я позвонила, сказали, что никогда не сотрудничали ни с Цивиным, ни с Дрожжиной. А один собеседник на условиях анонимности поведал, что вдова Баталова сама пристраивала архивы на продажу.
Дополнительное изумление вызывает и то, что вдова Баталова не стесняется выставлять напоказ вещи, принадлежавшие Ахматовой. Так, в одной из передач на Первом канале новый юрист вдовы с гордостью сказала, что Гитана Аркадьевна носит знаменитое кольцо Анны Андреевны: перстень с черным камнем, привезенный Гумилевым из путешествия в Африку. С этим кольцом поэтесса не расставалась всю жизнь и воспела во множестве стихов.
Может, я чего не понимаю, но почему ценнейшая мемория досталась не сыну Гумилева, а вдове Баталова? Может быть, ему место не на пальце вдовы артиста, а все-таки в музее Анны Андреевны? И если на то пошло, может быть, бумагам Анны Андреевны место не у дочери Баталова Маши, а все-таки в Пушкинском доме, как того хотела поэтесса?
Откуда Модильяни?
Следующий навет на «тетю Наташу и дядю Мишу» состоял в том, что якобы они сперли из дома Баталовых картины (причем «холсты») Модильяни и через сына Цивина, живущего в Израиле, продали эти сокровища какому-то еврейскому богатею.
Это смешно даже комментировать, поскольку известно, что никаких «холстов» Модильяни Ахматова не привозила.
Единственный рисунок, который удалось сберечь, Анна Андреевна хранила в доме Ардовых и в конце жизни опубликовала его в книге «Бег времени». Этот знаменитый рисунок сейчас находится на музейном хранении, и никаких других работ Модильяни, а тем более «портретов» не было и нет. Попытку же свалить на Дрожжину с Цивиным похищение картин Модильяни искусствоведы называют дешевой попыткой попиариться.
Санитары леса
Чем дольше я слушала про «махинации» Цивина и Дрожжиной, чем больше «жертв» показывали с телеэкранов, тем больше недоумения вызывало то, что «жертвы» никаких симпатий не вызывают.
Когда с экрана телевизора начинают орать про то, что у пары множество квартир и зачем они им нужны в преклонном возрасте, мне очень хочется переадресовать этот вопрос семье Баталовых. Зачем было жаловаться на отсутствие денег, а потом неожиданно заявлять: нет, вы неправильно нас поняли, мы ни в чем не нуждаемся, мы состоятельные люди с миллионом долларов на счету…
Дочь советской актрисы Светланы Харитоновой (слева) до знакомства с Цивиным и Дрожжиной просила милостыню у метро «Фрунзенская». Фото Руслана Вороного и из личного архива
Честные мошенники
О том, что бизнес Дрожжиной и Цивина хотя и с душком, но честный, время от времени говорили многие. За помощью к паре артисты обращались на протяжении десятков лет. Кому-то «дядя Миша и тетя Наташа» помогли приобрести квартиру. Кому-то помогали с договорами ренты, да и просто по-человечески. Они действительно опекали стариков, давали деньги на операции, спасли обожженные ноги солдату Сереже Комару. В хорошие времена в любви к семейству признавался Гоша Куценко. А Марат Башаров рассказывал, что «тетя Наташа и дядя Миша» помогли ему в трудную минуту, когда он остался сиротой.
В пользу Дрожжиной и Цивина высказалась и вдова Владимира Этуша Елена:
— Это был их бизнес. Совершенно законный и, повторюсь, очень нелегкий, если человек выполняет свои обязанности по договору честно. А они выполняли честно, судя по тому, что до истории с Баталовыми никаких претензий к ним не было. И странно беспрерывно камлать: «Спасите Машу!» От кого спасать-то? Имущество по договорам ренты на бумаге перешло Дрожжиной. Но до смерти Маши с этим имуществом сделать ничего нельзя. На него наложено обременение. То есть Маша жила бы и жила, как и раньше, в своих квадратных метрах. Продолжала бы получать ренту. И никто бы ее пальцем не тронул.
То, что произошло и почему профессионалы своего дела Цивин и Дрожжина так попали на Баталове, обсуждали много. И не в одной передаче хоть мельком, да звучала мысль, что причина в том, что вдова Баталова хотела «перехитрить» завещание мужа.
Под «Надькой» следовало понимать Надежду Баталову, старшую дочь народного артиста, которой не досталось ничего, но по завещанию она должна была стать опекуном сестры Маши в случае смерти ее матери.
Приятная и очень похожая на отца Надежда сразу завоевала расположение зрителей, когда однажды появилась на телеэкране. Она не кричала, что ее обделили наследством. Тепло отзывалась о мачехе Гитане и сестре Маше и ни намеком не выдала обиду на отца и сложные отношения в семье.
И получается, снова не соврал Михаил Цивин, когда в интервью «Комсомольской правде» озвучил истинную причину происходящего:
— Все дело в том, что вдова не хочет, чтобы Надежда Баталова, дочь актера от первого брака, имела хоть какие-то возможности опекать Машу или быть причастной к собственности Баталовых после смерти Гитаны. Она полгода нас прессовала. Говорила: «Сделайте так, чтобы Надька здесь не командовала». Поэтому она буквально заставила Дрожжину подписать эти договоры о том, чтобы собственниками квартир стал человек, которому она доверяет.