догматика что это простыми словами

Значение слова «догматика»

догматика что это простыми словами. Смотреть фото догматика что это простыми словами. Смотреть картинку догматика что это простыми словами. Картинка про догматика что это простыми словами. Фото догматика что это простыми словами

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДОГМА’ТИКА, и, мн. нет, ж. (книжн.). Изложение догматов какой-н. религии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

догма́тика

1. религ. раздел богословия, в котором даётся систематическое изложение догматов какой-либо религии

Делаем Карту слов лучше вместе

догматика что это простыми словами. Смотреть фото догматика что это простыми словами. Смотреть картинку догматика что это простыми словами. Картинка про догматика что это простыми словами. Фото догматика что это простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: человековедение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «догматика&raquo

Предложения со словом «догматика&raquo

Цитаты из русской классики со словом «догматика»

Сочетаемость слова «догматика&raquo

Какой бывает «догматика»

Понятия со словом «догматика»

Афоризмы русских писателей со словом «догматика&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «догматика&raquo

Церковная догматика определяла социальную жизнь, деятельность и мораль людей.

Что же касается государственного права, то оно входит в сферу юридической догматики.

Догматика права ещё именуется энциклопедией права, которая формулирует исходные понятия, принципы, категории, общие правила, образующие основу правовой системы конкретного государства и других правовых систем.

Источник

Догматика

Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии. Часто догматика выражается кратко письменно в виде официального вероисповедного документа — исповедания веры или катехизиса.

Содержание

Православие

Римско-католическая церковь

догматика что это простыми словами. Смотреть фото догматика что это простыми словами. Смотреть картинку догматика что это простыми словами. Картинка про догматика что это простыми словами. Фото догматика что это простыми словами

догматика что это простыми словами. Смотреть фото догматика что это простыми словами. Смотреть картинку догматика что это простыми словами. Картинка про догматика что это простыми словами. Фото догматика что это простыми словами

Лютеранство

Реформатская церковь

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Догматика» в других словарях:

ДОГМАТИКА — (греч. dogmatike, от dogma догмат). Учение о догматах христианства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДОГМАТИКА греч. dogmatike, от dogma, догмат. Наука о догматах христианской веры. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ДОГМАТИКА — ДОГМАТИКА, догматики, мн. нет, жен. (книжн.). Изложение догматов какой нибудь религии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

догматика — сущ., кол во синонимов: 1 • пистеология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Догматика — наука о догматах (см.), главная из наук богословских. Догматическое богословие излагается или в виде системы догматов или в виде истории догматов; в том и другом случае материал свой Д. почерпает из Св. Писания и из св. предания, к которому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Догматика — ж. Раздел богословия, в котором дается систематическое изложение догматов какой либо религии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

догматика — догматика, догматики, догматики, догматик, догматике, догматикам, догматику, догматики, догматикой, догматикою, догматиками, догматике, догматиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

догматика — догм атика, и … Русский орфографический словарь

догматика — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

догматика — и, ж. Систематичний виклад догматів якої небудь релігії … Український тлумачний словник

догматика — (грч. dogma) 1. збир на догми во една вера 2. систем на верска наука за догмите … Macedonian dictionary

Источник

Догматизм: понятие, примеры, причины появления, минусы догматизма

догматика что это простыми словами. Смотреть фото догматика что это простыми словами. Смотреть картинку догматика что это простыми словами. Картинка про догматика что это простыми словами. Фото догматика что это простыми словами

Что такое догматизм?

Догматизм — это один из способов мышления, основой которого являются неизменные и не подвергаемые критике положения – догмы. Мышление этого типа отличается консерватизмом, опорой на авторитеты и беспрекословным подчинением предписываемым к исполнению правилам. Слово «догматизм» произошло от древнегреческого δόγμα (читается как «догма») — учение, мнение.

Появился описываемый термин еще в античности, его возникновение связано с учением древнегреческих скептиков (к примеру, Пиррона), отрицавших любую возможность получения истинных знаний и называвших «догматиками» каждого, кто выдвигал и защищал какие-либо утверждения о предметах как таковых. В эпоху Возрождения и в Новое время сторонники учения Пиррона подвергали активной критике последователей Аристотеля, используя в своей полемике с ними догмы. В современном мире термин «догматизм» широко используется в политической, философской и религиозной сферах.

Примеры догматизма

Немало примеров догматизма можно отыскать в области политики, к его наиболее ярким из них относят идеологию коммунистов. Данный тип идеологии базируется на четких правилах и постулатах, он имеет собственные границы и рамки. Коммунистическая идеология может предложить человеку лишь один, на ее взгляд единственно правильный, способ жизни, мышления и поведения, основанный на давно принятых коммунистами догматах, воспринимаемых ими как нечто неизменное и незыблемое. А непростые условия жизнедеятельности поневоле заставят человека поверить во что угодно, ведь он может опереться на эту веру, видя в ней цель своей жизни.

Поверив в догмы, человек может без труда пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для достижения хоть и призрачных, но желаемых им идеалов. Таким образом, внедрившись в человеческое сознание идеологические догмы порабощают внутренний мир индивида, подавляют его индивидуальность, но взамен они дают ему надежду на светлое будущее, которая используется им как психологическая опора в настоящем.

Еще один яркий пример догматизма можно отыскать в сфере семейных отношений. Немало людей разделяют постулат о том, что жена должна во всем подчиняться мужу, при этом само подчинение строится не на признании и уважении женой лидерских либо личностных качеств своего супруга, а на догме, чаще всего взятой из религиозного учения и принимаемой людьми как единственно правильная. На этом примере хорошо прослеживается принятое ранее, а потому закрепленное религиозно распределение ролей внутри семьи, продолжающее оставаться для многих примером и в наши дни.

Догматизм в философии

Изучением догматизма помимо упомянутого выше Пиррона занимались и другие философы в более позднее время. Так, Кант относил догматизм по большей части не к философии, а к разновидности познания, а Гегель называл догматизмом любое абстрактное мышление.

Корни философского догматизма следует искать в ограниченном восприятии и излишней доверчивости к авторитетам и их мнениям. Однако, в жизни подобный, построенный исключительно на вере подход чреват серьезными последствиями, в том числе – множеством ошибок, которые неизбежно совершает безмерно доверяющий чужим суждениям индивид. Результатом этих ошибок является закономерное разочарование, на основе которого возник и развился философский скептицизм, в принципе отрицающий возможность познания истины. Решить указанные задачи помогает подробное изучение возможностей людей в области познания.

Различные крупные философы предлагали собственные взгляды и суждения относительно догматизма. Так, Кант полагал, что со времен Аристотеля догматический тип мышления не помог обосновать ни одной логической идеи, при этом к догматизму он относил и воззрения ряда крупных ученых, включая Декарта и Вольфа. Догматизм Кант сравнивал со скептицизмом, относя и один, и второй тип мышления к однобоким и неверным, а потому не приносящим истинных знаний.

К тому же догмы не могут раскрыть перед человеком настоящие причины и суть возникающих перед ним проблем, так как догматизм не строится на изучении чего-либо с позиции прошлого и настоящего, он лишь прилагает уже существующие идеи, заключения, убеждения и постулаты к имеющимся фактам. В итоге вместо ясного ответа человек получает ложную проблему, возникающую на пустом месте и отдаляющую его от решения реальной проблемы. Отличия догматизма от скептицизма были детально описаны Гегелем, утверждавшим, что сторонники догматизма постоянно выводят из одних умозаключений другие, но игнорируют окружающую нас реальность, живя в отрыве от нее.

Причины зарождения догматизма

Психологическим фундаментом догматизма стала инертность человеческого сознания, которому всегда легче принимать истину, нежели пытаться объяснить ее. Именно эта особенность нашего мозга заставляет нас принимать суждения на веру, мыслить стереотипно и однобоко, опасаться неизвестного нам будущего и тяготеть к понятному и консервативному прошлому.

Социальной функцией догм является сохранение текущего положения дел, а потому догматики настороженно относятся к любым новшествам и переменам. К тому же догматический тип мышления противопоставляется мышлению, ставящему во главу угла конкретность истины, ее определенность и применимость на практике.

В сущности, описываемый тип мышления присущ закоренелым консерваторам, отстаивающим идеи абсолютизма и верящим в существование неизменных моральных принципов. Яркий пример такого мышления – религиозный догматизм, основанный исключительно на вере и твердо убежденный в правильности и универсальности религиозных принципов. Одновременно с этим сторонники религиозного догматизма игнорируют любые научные и логические доводы, ставящие под сомнение их мировоззренческую позицию, не допуская ни малейшей конструктивной критики в свой адрес.

Минусы догматизма

Немалое число наших современников относят догматизм к верному способу мышления, позволяющему им опираться на старые, проверенные временем традиции. Но при отсутствии связи между данными традициями и реальностью, следующий догмам человек рискует застрять в собственном личностном развитии, перестав расти и совершенствоваться.

Именно препятствие личностному росту относят к главным минусам догматизма, ведь он построен на авторитетности и консерватизме, следовательно, самостоятельное мышление в нем заменяется ссылками на авторитеты без стремления самостоятельно разбираться в сути происходящего, определяя свое отношение к явлениям и событиям. По той же причине догматики не усваивают новые знания, они просто принимают на веру старые правила, озвучиваемые им авторитетами. Часто эти правила и убеждения могут противоречить друг другу, но подверженный догматизму человек все равно не сможет отказаться о них, поскольку считает их истиной в последней инстанции.

Реальность видится догматику опасной и непредсказуемой, а потому он ищет простые и понятные для себя ответы на сложные вопросы в старых, и, как ему кажется, проверенных временем истинах и постулатах. Но следуя им, человек забывает о том, что мир вокруг постоянно меняется, и то, что считалось непреложной истиной несколько веков назад, сейчас является всего лишь предрассудком.

Заключение

Таким образом, догматизм представляет собой очень своеобразный мир, в который человек погружается, пытаясь спастись от реальности. Основой этого мировоззрения является крайний консерватизм, чаще всего возникающий на почве пережитых индивидом ранее психологических травм и неразрешенных им в прошлом проблем. Догматизм пустил прочные корни в обществе, поскольку в любом социуме всегда найдутся люди, согласные принимать на веру любые мнения и утверждения, не стремясь проверить их истинность, а просто следуя за авторитетом и подчиняясь его воле.

Источник

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина догматическое богословие возникло в XVII-XVIII веках на Западе в результате дифференциации богословия, происходившей в русле всеобщей специализации знания. Тогда же возник и сам термин «догматическое богословие». Поскольку в различных христианских конфессиях объем догматов, их содержание и истолкование не всегда совпадают, для указания на конфессиональные особенности догматики используются соответствующие эпитеты, напр.: православное догматическое богословие, католическое догматическое богословие, лютеранское догматическое богословие и т. д. В протестантизме догматическое богословие нередко именуется также систематическим богословием. Основными разделами догматического богословия являются триадология, антропология, амартология, христология, сотериология, пневматология, экклезиология, сакраментология и эсхатология.

История православного догматического богословия

Наряду с догматическими определениями стоит литургическое Предание Церкви. «Можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов» (Василий (Кривошеин). 2003. С. 84).

Авторитетным источником православного догматического богословия является и святоотеческое наследие в целом. Но, учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, церковное Предание никогда не пыталось кодифицировать какой-либо определенный корпус святоотеческих творений, который бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum. Тем не менее в Православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христианское вероучение во всей его целостности и полноте. «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия» (Василий (Кривошеин). С. 85).

Задачи, метод и структура православного догматического богословия

В православной традиции догматическое учение Церкви не рассматривается как отвлеченное, чисто теоретическое знание. Церковь не богословствует ради самого богословия, не создает вероучительных систем ради самих систем. По словам В. Лосского, «Христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом или обожение, о котором говорят восточные отцы» [2].

Вместе с тем православная вера предполагает двуединство догматического сознания человека и его духовной жизни. Истинная догматика всегда аскетична и рождается вслед. истинного духовного подвига, возводящего на вершины богопознания. В свою очередь аскетика догматична, т. е. строится в соответствии с богословским опытом Церкви, догматически выраженным святыми тайнозрителями. Малейшее повреждение одного из аспектов этого двуединства с неизбежностью отражается на другом. Ложная догматическая установка при неукоснительном следовании ей приводит к искажениям в области духовной жизни. Ложный, прелестный духовный опыт становится источником ложных богословских выводов.

Отношение догматического богословия к другим богословским наукам

Систематизация христианского вероучения в древней Церкви

В Западной Церкви первые опыты систематического изложения христианского вероучения были предприняты блж. Августином (IV-V вв.) в сочинениях «Enchiridion» (Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви), «De doctrina christiana» (О христианском учении), «De civitate Dei» (О Граде Божием). Систематический характер имеют также трактаты «De ecclesiasticis dogmatibus» (О церковных догматах) Геннадия Марсельского (V в.) и «De fide» (О вере, или О правиле веры) Фульгенция Руспийского (V-VI вв.).

В сер. VIII века появился объемный труд прп. Иоанна Дамаскина «Expositio fidei orthodoxa» (Точное изложение православной веры), представляющий собой синтез святоотеческого богословия по ключевым догматическим вопросам. Его отличают стройность и последовательность в изложении вероучительных истин, точность формулировок и предельная верность Свящ. Писанию и Свящ. Преданию. «Точное изложение» было в православной Церкви основным догматическим руководством (вплоть до Нового времени) и оказало на развитие православного богословия существенное влияние. Все позднейшие (XII-XV вв.) византийские систематические изложения церковного вероучения уступают по глубине труду прп. Иоанна Дамаскина и носят компилятивный характер. К ним относятся: «Panoplia Dogmatica» (Догматическое всеоружие православной веры) мон. Евфимия Зигабена, «Thesaurus Orthodoxae Fidei» (Сокровищница Православия) Никиты Хониата, «Dialogus adversus omnes haereses» (Диалоги церковных архиереев против безбожников, язычников, иудеев и всех ересей о единой вере Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) архиеп. Симеона Фессалоникийского.

История догматического богословия в Римско-католической церкви

В формировании католического догматического богословия первым важным итогом схоластического метода стало соч. «Quatuor libri sententiarum» (Четыре книги сентенций) Петра Ломбардского (XII в.), представляющее собой четко упорядоченное изложение основных тем христианской доктрины от учения о Боге до учения о конце мира. Первоначально целый ряд богословских заключений Петра Ломбардского подвергался острой критике, но на IV Латеранском Соборе (1215) они были полностью освобождены от подозрений в ереси, его «Сентенции» стали основным учебником по богословию в католических университетах вплоть до Реформации.

Позднее средневековье стало временем развития в Западной Церкви мистического течения (Майстер Экхарт, Г. Сузо, И. Таулер, Я. ван Рёйсбрук и др.), возникшего как реакция на крайний рационализм схоластики и давшего толчок богословскому движению, которое получило название «новое благочестие» (devotio moderna; Г. Грооте, Фома Кемпийский, Ж. Жерсон и др.).

Несмотря на критику с разных сторон, томистское богословие не потеряло полностью своих позиций ни в позднее средневековье, ни в эпоху Возрождения. Накануне Реформации оно было представлено целым рядом богословов (Антоний Флорентийский, Петр из Бергамо, Конрад Кёллин), самым авторитетным из которых был итал. доминиканец Фома де Вио, известный как кардинал Каэтан (XVI в.).

В XIX веке ряд католических богословов отказываются от использования аристотелевско-томистских категорий и предпринимают попытку раскрытия христианского вероучения на основе философских течений Нового времени (К. Ф. Циммер, Ф. К. Баадер, А. Гюнтер, Г. Гермес, Г. Клее, Ф. фон Бреннер, Ф. К. Дирингер, Ф. А. Штауденмайер и др.). Это направление, получившее наименование «либеральное богословие», оказалось в противоречии с официальной позицией Римского престола в лице пап Пия IX и Льва XIII, которые в своей консервативной вероучительной политике опирались на богословие ультрамонтанистов, придерживавшихся неосхоластического направления (Дж. Перроне, Ф. Я. Клеменс, Б. Юнгман и др.). В 1879 году папа Лев XIII энцикликой «Aeterni patris» провозгласил томизм официальной системой католического богословия и предписал строить образование на его основе.

В целом XX век ознаменован в католическом догматическом богословии поиском новых подходов в истолковании и раскрытии догматов (т. н. новая теология в трудах К. Адама, Э. Кребса, Э. Пшивары, М. Шмауса, А. де Любака, кард. Ива Конгара, М. Д. Шеню, Ж. Даниелу, К. Ранера, Х. У. фон Бальтазара и др.). Адам, опираясь на историко-богословские изыскания, пытался сблизить догматику с личностным опытом переживания Бога, интерпретируя ее в соответствии с совр. тенденциями в философии, психологии, феноменологии религии. Ранер строил свою богословскую концепцию на основании т. н. открытой, или теоцентрической, антропологии. Де Любак, кард. Ив Конгар, Даниелу, фон Бальтазар в своих разработках прибегали к творческому использованию восточно-патристических идей. Ряд положений, развиваемых представителями «новой теологии», легли в основу решений II Ватиканского Собора.

Протестантское догматическое богословие

Первоначально протестантизму, провозгласившему принцип sola Scriptura, было присуще резко критическое отношение к тотальной систематизации богословия, характерной для средневекового католицизма. Диалектической изощренности схоластики ранние протестанты противопоставляли нарочитую простоту и лаконичность в изложении собственного учения. Библейское Откровение, согласно их подходу, не подлежит рационализации, оно должно благоговейно переживаться сердечным чувством. Такой характер имеет первое протестант. обобщающее богословское сочинение «Loci communes theologici» (1521), написанное Ф. Меланхтоном. По его мнению, для восприятия истин Свящ. Писания следует руководствоваться одним только духовным переживанием (judicio spiritus) и избегать суждений разума (judicio rationes).

Эта тенденция проявилась во второй (1535) и особенно в третьей (1543) редакциях «Loci communes theologici» Меланхтона, в которых элемент рационализации и систематизации значительно усилился. Все крупнейшие лютеранские богословы второй половины XVI века (В. Штригель, Н. Зельнеккер, А. Хемниц) уже уверенно шли по намеченному Меланхтоном пути. В XVII веке процесс догматизации учения Реформации завершился в протестантской ортодоксии, представители которой на основе формулировок, взятых из символических книг и принимаемых в качестве вероучительных посылок, с помощью схоластической методологии строили развернутые догматические системы. Самыми значительными из них являются «Compendium locorum theologicorum» (1610) Л. Гуттера, 20-томное сочинение «Loci theologici» (Jena, 1610-1622) И. Герхарда, «Theologia didactico-polemica» (1685) И. А. Квенштедта, «Institutiones theologicae dogmaticae» (1723) И. Буддея.

В конце XVIII века господствующим направлением в протестантском богословии становится рационализм. В соответствии с духом эпохи богословы этого направления (В. А. Теллер, Э. Л. Т. Хенке, Я. К. Р. Эккерманн) рассматривали индивидуальный человеческий разум как высший критерий в оценке и раскрытии библейских истин. Христос воспринимался ими только как величайший из учителей человечества, христианство низводилось на уровень естественной религии. С критикой рационализма выступили представители т. н. супранатуралистического направления (С. Ф. Н. Морус, Г. К. Шторр), отстаивавшие сверхъестественное начало христианской веры и сверхрациональный характер христианского вероучения. Однако среди протестантских богословов первой половины XIX века были и сторонники компромисса между этими течениями, считавшие, что сверхъестественные истины веры не противоречат человеческому разуму и, более того, могут быть из него выведены (Ф. В. Ф. фон Аммон, К. Г. Бретшнайдер).

В середине XX века главенствующее положение в протестантском богословии заняла т. н. неоортодоксия, не представлявшая, однако, единого богословского течения, скорее это была тенденция, присущая ряду крупнейших богословов, принадлежавших к различным протестантским конфессиям. Всех их объединяло отвержение не только либеральной теологии с ее историко-критическим методом, но и схоластики. Своеобразным манифестом неоортодоксального протестантизма принято считать книгу швейцар. реформата К. Барта «Послание к Римлянам» (1919). Принципы неоортодоксии в той или иной степени разделяли Ф. Гогартен, Э. Турнейсен, Ч. Х. Додд, Э. К. Хоскинс, А. Т. С. Нюгрен, Г. Э. Бруннер, Р. Бультман и др. С этим направлением связана и традиция протестантского экзистенциализма (Бультман, П. Тиллих), основанного на идеях С. Киркегора, М. Хайдеггера и др.

Из протестант. догматических сочинений XX века наиболее известны 13-томная «Церковная догматика» Барта, «Систематическое богословие» Тиллиха, «Догматика» Бруннера, «Систематическое богословие» Л. Беркофа, а также работы В. Панненберга, Ю. Мольтмана, О. Вебера, Х. Тилике, Д. Блеша, А. Кейпера, Г. Бавинка, Г. К. Беркаувера, Ч. Ходжа и др.

Православное догматическое богословие Нового времени

Во второй половине XVIII века языком научного богословия впервые становится русский. Первым опытом было сочинение митр. Платона (Левшина) «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» (1765); написано на основе уроков, преподанных наследнику престола, буд. имп. Павлу I, отличается лаконичностью, ясным языком, отсутствием излишнего формализма. Сочинения архим. Макария (Петровича) «Церкви Восточныя православное учение» (1763) и иером. Ювеналия (Медведского) «Христианская богословия» (1806) имеют вводный, катехизический характер и не отвечают всем требованиям догматико-богословской систематизации.

В XIX веке направление развития догматического богословия в России было определено рядом официальных церковных документов (Конспект богословских наук (1812), Устав академий и семинарий (1814), Правила преподавания семинарских наук (1838)), принятых с целью реформирования системы духовного образования. Согласно содержащимся в них требованиям, преподавание догматического богословия должно было вестись на русском языке в соответствии с едиными планом, методом и направлением. В результате было разработано несколько учебных курсов (большинство из них осталось в рукописи), наиболее значительными из которых являются «Догматическое богословие» прот. Петра Тернавского (1838), «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук» архиеп. Антония (Амфитеатрова) (1848, имело 7 переизданий и в течение 20 лет являлось нормативным учебником по догматическому богословию для семинарий), «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия» митр. Макария (Булгакова) (1869).

Наряду с данными краткими догматическими пособиями в этот же период в России появляются и три объемные системы догматики: «Православно-догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова) (5 т., изд. в 1849-1853), «Православное догматическое богословие» архиеп. Филарета (Гумилевского) (2 т., изд. в 1864) и «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» еп. Сильвестра (Малеванского) (1878-1891).

«Православно-догматическое богословие» митр. Макария стало первой в русском богословии попыткой научной классификации и взаимного объединения накопившегося догматического материала [4]. Оно отличается четкой структурой, логической стройностью и ясностью изложения. Метод митр. Макария близок к ортодоксальному или церковно-апологетическому методу западных догматических систем XVII в. В качестве тезиса в «Православно-догматическом богословии» используется краткая формулировка догмата, в большинстве случаев взятая из «Исповедания православной веры» митр. Петра (Могилы) или «Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере». Затем тезис подтверждается библейскими и святоотеческими цитатами и обосновывается доводами от разума. Недостаток сочинения в том, что автор не смог освободиться от уз схоластики. Для него догмат – законченная теоретическая формула, которая должна быть логически обоснована и в принудительном порядке принята. Отсюда сухость и безжизненность сочинения, натянутость доказательств [5].

Еп. Сильвестр (Малеванский) в «Опыте православного догматического богословия с историческим изложением догматов» всецело руководствовался историко-догматическим методом, предпочтение которому было отдано в новом «Уставе духовных академий» (1869). Он прослеживал, как догматы, будучи по своему внутреннему содержанию неизменными богооткровенными истинами, с формальной стороны развиваются и уточняются в исторической перспективе. Достоинства «Опыта» далеко не безусловны, но в целом труд еп. Сильвестра научный и живой [9].

В начале XX века появляется 4-томное «Православное догматическое богословие» прот. Николая Малиновского (1910); сочинение не внесло ничего существенно нового в развитие русской догматической науки, т. к. было ориентировано на уже существующие в России догматические системы и носило компилятивный характер.

Отдельные догматические темы разрабатывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Сергий (Страгородский), архим. Иларион (Троицкий), проф. А. И. Введенский, прот. Павел Светлов, прот. Иоанн Орфанитский, П. П. Пономарёв, А. Д. Беляев, М. М. Тареев, А. И. Чекановский, Д. В. Знаменский, А. М. Туберовский, Н. В. Петров, В. И. Экземплярский, Б. М. Мелиоранский, В. И. Несмелов и др.

В XX веке в богословии рус. эмиграции в освещении догматических вопросов преобладал концептуальный подход. Прот. Сергий Булгаков рассматривал церковные догматы в связи с религиозно-философской идеей Софии. Прот. Николай Афанасьев в качестве отправной точки своих богословских разработок использовал принципы т. н. евхаристической экклезиологии. Прот. Георгий Флоровский, протопр. Иоанн Мейендорф, В. Н. Лосский призывали к творческому возрождению святоотеческого догматического сознания. В области догматики работали также П. Н. Евдокимов, прот. Борис Бобринский, С. С. Верховской и др.

В России начиная с 1950-60-х годов догматическое богословие стало возрождаться благодаря трудам прот. Ливерия Воронова, прот. Петра Гнедича, В. Д. Сарычева и др.

В Греции, Сербии, Румынии догматика как научно-богословская традиция стала складываться только на рубеже XIX и XX вв. Из греческих догматистов наиболее известны З. Росис, Х. Андруцос, К. Диовуниотис, И. Кармирис, П. Трембелас. В Сербской Церкви в начале XX в. имели распространение догматические руководства прот. Саввы Теодоровича, Л. Раича, прот. Милоша Анджелковича, прот. С. М. Веселиновича; в наст. время общее признание в православном мире получила трехтомная «Догматика Православной Церкви» архим. Иустина (Поповича). Крупнейшим румынским богословом XX века является прот. Думитру Стэнилоае, автор догматических сводов «Православное христианское учение» (1952) и «Учебник по догматическому и символическому богословию» (1958).

Литература

Использованные материалы

[1] Глубоковский Н. Н. Православие в своей сущности // Православие: Pro et contra. СПб., 2001. С. 182-198

[2] Лосский В. Мистическое богословие. С. 10

[3] см.: Мейендорф. 2005. С. 107-112

[4] Глубоковский. 2002. С. 7

[6] Малиновский Н., прот. 1910. С. 124

[7] Иустин (Попович). 2006. С. 57

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *