договор энергосервиса что это
Энергосервисный договор
Что такое энергосервисный договор
Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Заключение договора
Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.
Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.
Особенности договора
Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов
Автор: Лобанова О. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Рассмотрим вопросы, связанные с порядком и правилами заключения так называемых энергосервисных контрактов с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Как правило, в регионах и муниципальных образованиях определена своя программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. Соответственно мероприятия, заложенные в таких программах, преимущественно реализуются через систему регламентированных закупок.
К сведению: для бюджетных учреждения обязательно энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов.
Среди основных нормативных актов, которые предопределяют государственную политику в сфере энергетической эффективности, можно выделить следующие:
Закон об энергосбережении (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ);
Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
Закон о контрактной системе;
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636.
При наличии действующих нормативных актов всегда возникает вопрос об обязанности заказчиков совершать те или иные действия. С одной стороны, Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право заключать энергосервисные контракты (ч. 1 ст. 108). С другой – для отдельной категории заказчиков специальными нормами предусмотрена обязанность проведения энергосберегающих мероприятий. В частности, в соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:
1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ;
2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Таким образом, бюджетные, казенные и автономные учреждения обязаны внедрять комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Что такое энергосервисный контракт?
Предметом энергосервисного контракта (договора) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (ст. 19 Закона об энергосбережении). Как правило, в случае заключения подобного контракта энергосервисная компания обязуется предоставить определенные в контракте параметры коммунального комфорта для заказчика. А тот, в свою очередь, обязуется их оплатить. Обычно энергосервисный контракт заключается на сумму несколько меньшую, чем прежние платежи за коммунальные услуги и расходы на содержание инженерного оборудования и зданий.
Энергосервисный контракт заключается в целях обеспечения энергоэффективности при закупке:
товаров, работ, услуг, относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче тепловой энергии; и т. п.);
услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);
услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
поставок электроэнергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.
Обратите внимание: по общему правилу энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на закупку самих ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе). Например, заказчик заключает договор водоснабжения и водоотведения на сам факт доставки утилизации такого ресурса и отдельно заключает контракт на установку различного оборудования и устройств, которые позволят снизить расходы заказчиков на данный вид коммунальных услуг. В отношении энергоресурсов действует специальная норма, допускающая включение условий энергосервисного контракта непосредственно в договоры купли-продажи, поставки и передачи таких ресурсов (ст. 20 Закона об энергосбережении). Но сам заказчик, в одностороннем порядке, принять такое решение не может, так как норма предполагает и согласие контрагента. Как правило, в рамках госзаказа энергосервисные контракты заключаются отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов, поэтому в рамках настоящей статьи рассмотрим именно такой порядок реализации энергоэффективных мероприятий.
Исходные данные для закупки
Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.
В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:
Мероприятие
Этапы мероприятия
Дата начала этапа
Дата окончания этапа
Проведение натурного обследования объектов учреждений
Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.
Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами
Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:
Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика
Сроки выполнения работ
Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук
В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта
(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)
Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук
Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук
В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.
Если у заказчика нет энергетического паспорта, то перечень мероприятий формируется на основе актуальных (на дату его формирования) сведений об объекте. При этом может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления ресурса за предыдущие периоды. И при отсутствии энергетического паспорта данная информация должна быть включена заказчиком в закупочную документацию. Кроме этого, при подготовке заявки участники процедуры закупки имеют право самостоятельно собирать информацию об объекте закупки, в том числе путем его посещения. Подчеркнем: заказчик обязан обеспечить потенциальным участникам свободный доступ к объекту(ам), в отношении которого(ых) предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Все затраты, связанные с подготовкой заявки на участие в закупке, – это хозяйственные риски потенциальных участников, потому заказчики не обязаны компенсировать участникам закупок затраты, понесенные ими при проведении подготовительных работ для подготовки заявки на участие в закупочной процедуре. Данное условие целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы у потенциальных участников не возникало желания после проигрыша обращаться в суд с иском о компенсации подобного рода затрат.
Если у заказчика нет возможности изначально в закупочной документации установить перечень энергосервисных мероприятий, такой перечень составляет победитель. А именно, в составе заявки потенциальные участники предлагают свое решение – что именно необходимо сделать, то есть свой перечень энергосервисных мероприятий. При заключении контракта перечень мероприятий из заявки победителя включается в контракт, например в виде одного из приложений.
Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ
Энергосервисные контракты по 44 ФЗ — это соглашения, по которым заказчики поручают исполнителям разработать и внедрить в жизнь план мероприятий по совершенствованию системы энергопотребления. Цель — оптимизировать системы водоснабжения, теплоснабжения или газоснабжения так, чтобы снизить расход ресурсов и траты на их закупку.
Как составить энергосервисный контракт
В п. 8 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 дано определение, что такое энергосервисный контракт по 44 ФЗ, простыми словами — это документ, по которому исполнитель обязуется улучшить энергетические системы заказчика так, чтобы у того расходовалось меньше ресурсов и тратилось меньше денег на их закупку.
Вопросы заключения энергосервисного договора урегулированы двумя федеральными законами:
Эти законы регулируют и то, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта: заказчиком. Он составляет проект договора, проводит закупку, определяет потенциального исполнителя.
Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения
В текст проекта договора, в соответствии со ст. 19 261-ФЗ, необходимо включить:
Помимо обязательных условий, желательно предусмотреть:
Дополнительно, когда готовите проект энергосервисного контракта, укажите такие сведения:
Особенности заключения по 44-ФЗ
Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44 ФЗ сопровождается рядом особенностей.
Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Прежде чем приступать к подготовке соглашения и проведению закупки, госзаказчик вправе провести энергообследование в порядке, установленном ст. 15 261-ФЗ. Результат энергообследования поможет понять реальную потребность заказчика и обосновать начальную цену тендера.
Закупка должна планироваться по положениям о планировании 44-ФЗ.
После проведения подготовительных мероприятий госзаказчик переходит непосредственно к организации тендера, пошаговая инструкция по энергосервисному контракту по 44 ФЗ:
Шаг 1. Выбор вида тендера.
Для закупки подойдет любая конкурентная процедура. Важно помнить, что с 01.01.2019 все тендеры проводятся в электронной форме.
Электронный аукцион проводится, если определенный код ОКПД2 входит в федеральный и региональный аукционные перечни. Победителем по результатам аукциона станет участник, который предложит наименьшую цену исполнения.
Электронный конкурс необходим, если код ОКПД2 не вошел в аукционные перечни. Кроме цены, в рамках конкурса заказчик оценивает качественные и квалификационные критерии. Победит тот, кто станет лучшим по сумме оцениваемых факторов.
Запрос котировок проводится при начальной цене тендера до 500 000 рублей.
Шаг 2. Расчет начальной цены и выбор способа оплаты услуг.
НМЦК тендера на заключение энергосервисного соглашения рассчитывается из фактического потребления ресурсов в предыдущем периоде, его стоимости и ожидаемой продолжительности действия контракта по формуле:
НМЦК = V × С × СК, где:
Если для расчета стоимости ресурса использовались несколько тарифов, в формуле берется среднее значение между ними. Прошлый год учитывается как полный, даже если ресурс использовался не на всем его протяжении.
Помимо НМЦК, заказчику необходимо определиться с системой оплаты услуг исполнителя энергосервисного контракта, варианты следующие:
1. Четкий размер экономии, которая требуется заказчику, и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.
2. Минимальная требуемая экономия для заказчика и процент от нее, который выплачивается исполнителю.
3. Минимальная требуемая экономия для заказчика и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.
Шаг 3. Составление документации и извещения.
Требования к извещению о проведении процедуры бывают общими — едиными для всех видов процедур (они установлены ст. 42 44-ФЗ), специальными — для отдельных способов закупок и специфическими, которые установлены для энергосервисных контрактов.
В числе специфических условий извещений следующие:
Если тендер проводится в форме конкурса или котировок, в документацию включаются условия оценки заявок участников, которые устанавливаются в зависимости от выбранной системы оплаты услуг исполнителя. Наиболее выгодной считается та заявка, в которой предложили наилучшее для заказчика соотношение размера итоговой экономии и процента от нее, выплачиваемого исполнителю.
Если проводится аукцион, в документации о нем необходимо установить, что проводится снижение одного из следующих показателей:
Шаг 4. Проведение процедуры и заключение энергосервисного соглашения, итоговые условия соглашения.
Процедура проводится по общим правилам 44-ФЗ, предусмотренным для выбранного способа определения исполнителя, после чего в проект контракта включается информация о победителе и документ подписывается сторонами. В контракте указывается получившаяся в итоге цена соглашения, которая рассчитывается в соответствии с предусмотренными условиями расчетов сторон.
В текст энергосервисного контракта дополнительно вписывается желаемая экономия, пересчитанная в единицы измерения конкретного ресурса. Для получения этого параметра необходимо денежную сумму, которую госзаказчик планирует сберечь в результате мер, предпринятых исполнителем, разделить на стоимость одной единицы ресурса.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Энергосервисный контракт. Что это такое?
Оглавление
Изначально энергосервисный контракт (англ. Energy Performance Contracting) представляет собой особую форму договора, реализуемого по результатам энергетического аудита, и направленного на получение экономии энергетических и эксплуатационных затрат. Данный эффект достигается за счет реализации технических мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
При этом формат энергосервисного контракта предполагает, что исполнитель (энергосервисная компания или ЭСКО) исполняет данный договор своими силами и за счет собственных средств (или с привлечением подрядчиков и инвесторов). Возврат инвестиций осуществляется за счет экономии, полученной потребителем после реализации технических мероприятий по отношению к исходной величине энергозатрат.
Законодательная основа
На территории Российской Федерации отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также порядок заключения и энергосервисных контрактов регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заключение энергосервисных договоров в бюджетной сфере регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ.
Форма реализации энергосервисного контракта
Так, энергосервисный контракт по 44-ФЗ государственный или муниципальный заказчик может заключить по результатам электронных торгов (аукционов, тендеров). Как заключается энергосервисный контракт?
Требования к содержанию энергосервисного контракта, в частности, для бюджетных потребителей, регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правительственными и ведомственными постановлениями.
В частности, Федеральным законом № 261-ФЗ регламентируются минимальные разделы, которые должны содержаться в энергосервисном договоре:
На тематических ресурсах, а также на сайтах энергосервисных компаний, работающих по таким принципам, можно найти различные варианты ориентировочных документов и информации, такие как примеры энергосервисных контрактов, предварительные расчеты стоимости, типовые программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, образцы энергосервисных контрактов по 44-ФЗ и др. Данные материалы являются только ориентировочными и примерными. Уточненные варианты зависят от конкретного объекта, особенностей региона, отрасли и других условий.
Энергосервисный контракт и иные контракты в энергетике
Какие контракты относятся к энергосервисным? В общем понимании законодательства, упомянутого выше, это, прежде всего, инвестиционные договора, направленные на получение экономии в натуральном выражении конечным потребителем энергетических ресурсов. Основные функции энергосервисного контракта указанного формата заключаются в реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для огромного сектора бюджетных и внебюджетных потребителей с минимальными рисками, повышая тем самым энергоэффективность экономики РФ. Более того, энергосервисные договора способствуют вливанию инвестиций, в том числе иностранных, в энергетические системы российских потребителей.
В общем контексте энергосервисный контракт и перфоманс контракт разницы, как таковой, не имеют. Перфоманс контракты получили свое название от английского аналога Energy Performance Contracting. Данная форма сотрудничества появилась еще в конце прошлого столетия в США. Сейчас такие энергосервисные договора очень популярны в большинстве западных стран.
Энергосервисный контракт принципиально отличается от контрактов на поставку электроэнергии, тепла, газа и других ресурсов. Предметом энергосервисного договора не является передача потребителю ресурса. В то время как по договору поставки энергии и (или) договору энергоснабжения поставщики обязаны доставить до заказчика ресурс определенного качества и характеристик и оказать услуги, непосредственно связанные с поставкой ресурса.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ определенные условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры поставки энергетических ресурсов и (или) договоры энергоснабжения. Но эти контракты не взаимозаменяемы и имеют совершенно разные цели и принципы.
Следует также понимать разницу между энергосервисным контрактом и концессией. Концессионное соглашение – это, как правило, форма государственно-частного партнерства, при котором частый инвестор вовлекается в создание, реконструкцию или эффективное управление государственной собственностью или оказывает услуги, которые обычно оказывает государство или компании с государственным участием. В результате реализации концессии частный инвестор получает право эксплуатировать или пользоваться объектом (инфраструктурой, зданием и т.д.) на возмездной основе и получать доход в свою пользу. Концессионные соглашение, как правило, заключаются на продолжительный срок (20 лет и более).
Энергосервисные контракты в МРГ
В отрасли малой распределенной генерации (МРГ) в последнее время большой популярностью пользуется частная форма энергосервисного контракта – реализация энергоснабжающих объектов (мини-ТЭС, мини-котельные и др.) за счет средств ЭСКО с дальнейшим получением гарантированной прибыли Инвестором и гарантированного экономического эффекта Потребителем.
Как правило, такие энергосервисные контракты в отрасли малой распределенной генерации реализуются между представителями бизнес-сектора, а не с бюджетными организациями. Инвестор заинтересован в оперативной реализации проекта и скорейшем получении прибыли. Для этой цели при формировании и согласовании договоров не должно быть законодательных и бюрократических барьеров и запретов. Более того, наибольший экономический эффект как для инвестора, так и для потребителя отмечается в случаях наиболее высокой исходной цены на энергоресурсы, что наблюдается в секторе частных потребителей, для которых цены на электроэнергию являются нерегулируемыми, рыночными. В то время как бюджетные потребители, население и приравненные к ним категории потребителей получают электроэнергию по льготным регулируемым тарифам.
Виды энергосервисных контрактов в МРГ
Суть реализации энергосервисного контракта в отрасли МРГ всегда одна – Инвестор (ЭСКО) реализует собственными и привлеченными силами энергоснабжающий объект (мини-ТЭС) «под ключ» для потребителя за счет собственных или привлеченных средств. Более того, на протяжении срока исполнения энергосервисного контракта ЭСКО несет все операционные расходы на эксплуатацию данного объекта.
Обычно потребителям предлагается две формы энергосервисного контракта:
Формат сотрудничества
Группа компаний «МКС» имеет возможность как самостоятельно реализовывать энергосервисные контракты в качестве энергосервисной компании, так и привлекать инвесторов, выступая, при этом, как агрегатор и оператор реализации контракта. В связи с этим выработан простой и интуитивно понятный формат сотрудничества при работе и с инвестором, и с потребителем.
Энергосервисные контракты при строительстве объектов собственной генерации вызывают высокий интерес как у потенциальных инвесторов как высокорентабельный вид бизнеса, так и у потребителей как реальная возможность получения экономии и модернизации систем энергоснабжения.
Главный посыл реализации энергосервисного контракта – взаимовыгодная форма сотрудничества между инвестором (ЭСКО) и потребителем:
Наиболее полный порядок сотрудничества оператора энергосервисного контракта с потенциальным инвестором приведен ниже.
Условия реализации
Энергосервисный контракт является универсальным и современным инструментом реализации энергоснабжающих объектов «под ключ» и не требует множества условий для успешного достижения поставленных целей. Основные условия реализации проектов мини-ТЭС по энергосервисным контрактам:
Общие принципы, пул объектов, примеры расчетов, взаимные преимущества от реализации энергосервисных контрактов с Группой компаний «МКС» ® и другая полезная информация доступна в нашей презентации энергосервисного контракта, выложенной по ссылке.
Где это выгодно?
В Российской Федерации сейчас отмечается достаточно высокий уровень развития рынка проектов малой распределенной генерации посредством реализации энергосервисных контрактов. Но популярность данный механизм сотрудничества также набирает в различных странах и регионах мира, где есть потребность в электроэнергии, особенно в странах с развитым рынком местного газообразного топлива:
Почему это выгодно?
Реализация энергосервисных контрактов по строительству генерирующих объектов отрасли МРГ несет в себе целый ряд преимуществ как для инвесторов, так и для потребителей. Вот основные из них.
Основные преимущества для инвестора:
Основные преимущества для потребителя:
Экономика энергосервисного контракта
Основное преимущество энергосервисного контракта заключается во взаимовыгодном сотрудничестве с получением экономического эффекта каждой из сторон контракта – инвестор получает прибыль и окупает свои инвестиции, потребитель снижает затраты на энергоснабжение и получает экономический эффект.
При реализации энергосервисного контракта с помощью предоставления скидки потребителю инвестором при поставке выработанных на мини-ТЭС энергоресурсов суть получения экономического эффекта каждой из сторон наиболее прозрачна. Инвестор зарабатывает на разнице между ценой поставки ресурса и себестоимостью его выработки. Потребитель получает электрическую и тепловую энергию по энергосервисному контракту дешевле, чем у гарантирующего поставщика и энергоснабжающих компаний, снижает свои расходы, и соответственно себестоимость производства своей продукции.
Ниже приведен пример экономики энергосервисного контракта соответственной для инвестора и потребителя.
Финансирование энергосервисного контракта
В целях реализации энергосервисного договора Инвестор может использовать различные схемы финансирования (собственные средства, кредит, лизинг и т.д.). Каждый тип финансирования выгоден при реализации проекта, как отмечалось. Но в каждом конкретном случае Инвестор исходит из реальной ситуации и условий и принимает наиболее взвешенное решение, т.к. каждый тип финансирования имеет свои особенности. Группа компаний «МКС» обладает компетенциями для консультации потенциальных инвесторов при реализации энергосервисных контрактов.
Одной из наиболее удобных форм финансирования при реализации энергочервисного договора является лизинговая схема. Укрупненная схема сотрудничества сторон при реализации энергосервисного контракта по лизинговой схеме приведена ниже.
В данном случае Инвестор имеет максимально «сглаженный» вход в проект и вкладывает минимальные инвестиции (аванс по договору лизинга). При этом, после запуска объекта в эксплуатацию, все эксплуатационные затраты, а также лизинговые платежи полностью перекрываются выручкой по договору аренды – Инвестор получает прибыль и окупает вложенные инвестиции.
Краткая схема процесса и результатов реализации энергосервисного контракта на протяжении одного цикла работы для двух наиболее популярных моделей генерирующего оборудования, как пример, указаны ниже.
Проект мини-ТЭС 2 МВт:
Проект мини-ТЭС 4,3 МВт:
Обе схемы реализации проекта указывают на высокую доходность данного вида бизнеса. После окончания договора лизинга, как правило, через 5 лет, Инвестор получает объект в собственность. Валовая доходность проекта по такой схеме может составлять до 100% годовых за весь цикл наработки оборудования до капитального ремонта (срок действия договора аренды оборудования).
Передача объекта по энергосервисному контракту
В последнее время Группа компаний «МКС» разработала и активно предлагает на рынке новую экономическую модель энергосервисного контракта. Помимо классического варианта реализации энергосервисного договора, когда изначальные затраты несет Инвестор, а Группа компаний «МКС» выступает лишь в качестве комплексного исполнителя и агрегатора проекта, Группа компаний «МКС» может предложить новую схему сотрудничества.
При таком варианте, Группа компаний «МКС» имеет возможность вложить собственные средства в реализацию проекта, выступив как Инвестор, исполнитель и агрегатор в одном лице, а затем после запуска объекта в эксплуатацию продать его внешнему Инвестору. Покупатель, при этом, приобретает массу преимуществ, т.к. он приобретает полностью готовый и уже работающий объект – и начинает получать прибыль сразу же, после оформления сделки. Более того, при такой схеме покупатель энергосервисного контракта сокращает для себя срок лизинга, что увеличивает доходность проекта.
Механизм реализации сделки по продаже энергосервисного контракта по уже рабочему объекту довольно прост:
Доходность проекта, реализованного по такой схеме энергосервисного контракта может быть даже выше, чем при классическом варианте.
Группа компаний «МКС» активно реализует энергосервисные контракты по строительству энергоснабжающих объектов как самостоятельно, так и в качестве оператора при взаимодействии с крупными инвесторами. Группа компаний «МКС» сотрудничает с ведущими лизинговыми и инвестиционными компаниями, а также продвигает данный продукт на зарубежный рынок. Основные преимущества Группы компаний при реализации энергосервисных контрактов заключаются в большом опыте строительства мини-ТЭС «под ключ», а также в максимально комплексном и удобном подходе как к инвестору, так и к потребителю.
Группа компаний «МКС»: