договор оферты и пользовательское соглашение в чем разница
Как предупредить покупателей, что цена может измениться?
У меня интернет-магазин. Я веду его сам, без помощников. Работы много, не всегда успеваю обновлять сайт.
Правильно ли я понимаю, что нужно предупреждать покупателя, что карточка товара не является офертой? Как это сделать, чтобы все было по закону и суд в случае чего встал на сторону бизнесмена?
Вы правильно понимаете, что если в интернет-магазине указан товар и цена на него, то это публичная оферта. В этом случае вы должны предоставить покупателю именно такой товар и по той цене, которую указали на сайте. Чтобы снять с себя обязанность, вам надо оговорить это в пользовательском соглашении.
Пользовательское соглашение — документ, где прописаны права и обязанности владельца сайта и пользователей, их ответственность друг перед другом и третьими лицами. Это не оферта, но в него можно вписать ее условия. Расскажу подробнее
Что такое публичная оферта
Оферта — это предложение заключить договор на определенных условиях, которое адресовано одному или нескольким конкретным лицам.
Публичная оферта — предложение заключить договор на определенных условиях с любым, кто отзовется. То есть продавец адресует публичную оферту неопределенному кругу лиц и должен заключить договор с каждым, кто согласится на его условия.
Можно, конечно, не указывать в интернет-магазине цены. Тогда у продавца не будет обязанности продавать опубликованные товары. Но это не лучший вариант: если покупателю нужно прилагать усилия, чтобы узнать цену, скорее всего, он просто отправится к конкурентам.
Чаще всего интернет-магазины составляют пользовательское соглашение, в которое добавляют условия оферты. То есть прямо в соглашении прописывают условия купли-продажи товара, в том числе предупреждают, что цена может измениться.
Курс о больших делах
Как предупредить, что цена на сайте не окончательная
В законе нет определения пользовательского соглашения, но по своей сути оно похоже на договор присоединения. Условия такого договора определяет одна из сторон. Вторая может только принять эти условия, присоединившись к договору без оговорок и изменений, или же отказаться.
В пользовательском соглашении прописывают:
Там же можно указать элементы оферты:
Именно в пользовательском соглашении вам нужно однозначно сформулировать, что информация, указанная на сайте, может меняться. И что вы вправе отказаться продавать товар, если ситуация станет иной. Тогда получится, что опубликованные товары с ценами — это не публичная оферта, то есть вы не обязаны заключать договор купли-продажи с любым, кто обратится с заказом.
Приведу примеры таких формулировок.
Можно предусмотреть и другие условия, при которых вы не будете нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказа, например если на сайте случится программный сбой.
После изменения пользовательского соглашения советую настроить работу сайта так, чтобы покупатель мог отправить оплату только после того, как вы подтвердите заказ. Это поможет избежать массовых возвратов.
Что будет, если отменить заказ на устаревших условиях
Если вы предупредите, что цена и ассортимент могут измениться, то, получив предложение оформить заказ по новой цене, покупатель не сможет требовать продажи по старой. То же самое касается ситуации, когда покупатель заказал товар, которого уже нет на складе. В суде вы сможете сослаться на предупреждение, которое сделали в пользовательском соглашении.
Суды в таких вопросах нередко становятся на сторону магазинов.
Например, в Хабаровске суд отказал в иске мужчине, который хотел получить с интернет-магазина взыскание убытков, неустойки 1% за каждый день просрочки из основной суммы убытков, компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Мужчина заказал на сайте несколько товаров со скидкой 50%, но магазин отказался выполнить заказ — сообщил, что в день оформления заказа произошел технический сбой, на устранение которого потребовалось время. В результате на сайте были видны некорректные, значительно уменьшенные цены, и сотрудники магазина вынуждены были отменить заказы, в которых присутствовали товары с ошибочной ценой.
Но суд сказал, что поскольку стороны не достигли соглашения о цене товара, то договор не был заключен. И нет доказательств, что истец понес какие-либо расходы, ведь заказанный товар он не оплатил. А значит, нет оснований взыскивать с магазина какие-либо деньги.
И даже когда технического сбоя не было, а продавец изменил стоимость товара, суды могут встать на сторону продавцов. При условии, что покупателя заранее предупредили о такой возможности.
Покупатель в Пермском крае не смог получить душевую кабину. После оформления заказа ему позвонил сотрудник интернет-магазина и сказал, что такая модель душевой кабины в Пермь не доставляется. Кроме того, изменилась цена кабины. Сотрудник предложил купить кабину дороже, но покупатель отказался и сказал, что ожидает ранее оплаченного товара. Поскольку заказ интернет-магазин так и не исполнил, покупатель пошел в суд и потребовал продать кабину, выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда.
Суд первой инстанции встал на сторону продавца. Он отметил: если магазин указал на сайте, что стоимость товара и его описание — это ознакомительная информация, а не публичная оферта, то покупатель не может требовать продажи товара на старых условиях. Суд второй инстанции оставил вынесенное решение в силе.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Да постоянно на маркетплейсах (в частности когда один большой маркетплейс торгует сам) приходит такого рода односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи по цене на сайте после оплаты (при этом ровно у этого же продавца может быть ровно этот же товар в наличии но дороже).
Правильно ли я понял из статьи, что одна строчка в оферте позволяет безболезненно собирать авансы, а потом мягко динамить покупателей в «срок возврата до 30 дней в зависимости от вашего банка», тем самым привлекая беcплатное финансирование?
Есть ли предусмотренная ЗоЗПП возможность мне как покупателю заставить магазин вернуться к исполнению договора вместо одностороннего возврата (если товар полностью оплачен)?
Alexander, вот да. Продавец покупателю ничего не должен, а деньгами его пользуется. При этом для оффлайн магазинов правила жёсткие, хотя там тоже часто просто не успевают перевесить ценники. Какая-то вопиющая несправедливость и недоработка в законе
Alexander, есть. Смотри решения по моему суду
Alexander, добавлю «обесценивающиеся на глазах авансы».
Alexander, не совсем. Обычно деньги списывают (именно трансакция, а не авторизация происходит) после того, как заказ был исполнен. Но есть исключения.
Максим,
тут я скорее несогласен и вот по какой причине:
Раз контрагент выдаёт чек на приход/аванс, то значит считает, что деньги взял.
+ от замены банковской карты на электронные платёжные системы ничего принципиально не меняется.
Да и не замечал что кто-то заморачивается именно полной двухстадийной схемой, если долгая доставка то обычно холд превращается в списание до фактической доставки.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Взыскать с ООО «ХХХХ» в пользу ХХХХХХХХХ неустойку за период с ХХ.02.2021 по ХХ.03.2021 в размере ХХХХХХХХХ рублей, компенсацию морального вреда 1 000 рублей, штраф ХХХХХХХХХ рублей.
Признать недействительными пункты 2.16, 2.16.1, 3.6 публичной оферты продажи товара физическим лицам через интернет магазин «ХХХХХХХХХ», являющиеся условиями договора купли-продажи от 27.02.2021, заключенному между ХХХХХХХХХ и ООО «ХХХ».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «ХХХ» в доход местного бюджета госпошлину за рассмотрение дела судом в размере 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Так что Анастасия Корнилова учите матчать )))))
Анастасия Корнилова Вы точно юрист?
Суды так то если они вменяемы встают на сторону покупателя если товар был оплачен в полном обьеме
Ибо у это ОБЯЗАНОСТЬ продавца следить чтобы не было технических сбоев и интерент магазин не продавал того что нет на складских остатках. Это как раз и входит в понятие риска предпренимательской деятельности
Мало того покупатель никак не может понять технический сбой это или промоакция
Таким образом у продаца есть обяазаность следить за корректность цен и остатков в своем интеренте магазине, а у покупателя нет обязоности узнавать промоакция это или нет
Кроме того согласно Гражданского кодекса продавец НЕ ИМЕЕТ ПРАВА РАСТОРГНУТЬ договор купли продажи
А данный договор в любом случае заключается НЕ позднее момента оплаты товара
Мало того я успешно выиграл суд и ПРИЗНАЛ ПУНКТЫ ОФЕРТЫ одной крупной сети ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ в части где эта сеть писала что МОЖЕТ ОТМЕНИТЬ ЗАКАЗ ЕСЛИ НА СКЛАДЕ НЕТ ТОВАРА
Решение устояло в Областном суде и ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Так что Анастасия Корнилова вы точно юрист? )))))))
Мало того не хочу оскорблять Пермский суд но там явно сидят плохие судьи
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
«Осуществляя заказ через сайт продавца, истец, как покупатель, не была лишена возможности уточнить все необходимые сведения о приобретаемом товаре.
Таким образом, то обстоятельство, что истец, сформировав заказ, выразила намерение приобрести товар, само по себе не свидетельствует о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях.»
Я не знаю что курили судьи Пьянкова Д.А. и её коллеги НО как оплата товара в ПОЛЬНОМ обьеме НЕ может свидетельствовать о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях?
Ибо в новых правилах четко указано
Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи
товара по договору розничной купли-продажи
13. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.
ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ СЧИТАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМ С МОМЕНТА ВЫДАЧИ ПРОДАВЦОМ ПОТРЕБИТЕЛЮ КАССОВОГО ИЛИ ТОВАРНОГО ЧЕКА ЛИБО ИНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОПЛАТУ ТОВАРА, ИЛИ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОМ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ О НАМЕРЕНИИ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ.
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Оферта или пользовательское соглашение?
С вопросом, вынесенным в заголовок, сталкивается каждый владелец сайта. Если поискать в сети различные предложения по подготовке пользовательских соглашений и оферт, или посмотреть примеры документов, размещенных на различных сайтах их администрациями, то можно увидеть, что большая часть владельцев сайтов старается отдельно разместить на сайте пользовательское соглашение (их еще называют также: условия использования, правила использования и т.п.), а также оферту, к примеру, на оказание услуг.
А как правильнее — оферта? Или пользовательское соглашение?
Каким документом на самом деле будет лучше урегулировать отношения администрации сайта и его пользователей зависит от того, какие услуги планируется оказывать с помощью сайта либо какие товары планируется реализовывать через сайт.
Гражданское законодательство не запрещает заключать не предусмотренные законом договоры и не запрещает заключать договоры, содержащие в себе элементы различных видов договоров.
Иными словами разделение документов на пользовательские соглашения и оферты весьма условное. Поскольку отсутствует всякий запрет, то допускается включать в текст пользовательского соглашения все условия оферты на оказание услуг или продажу товаров.
Какая основная цель у пользовательского соглашения?
Его основная цель — урегулировать взаимодействие администрации сайта и пользователя в процессе использования сайта. Пользовательское соглашение чаще всего представляет собой комбинацию лицензионного соглашения, договора об оказании информационных услуг и согласия на обработку персональных данных.
Также в пользовательское соглашение могут быть включены некоторые другие положения, например, соглашение об электронном документообороте, если на сайте происходит обмен электронными сообщениями, который нужно признать юридическим значимым.
А какую задачу решает оферта?
У оферты же целью является урегулирование именно процесса оказания услуг или продажи товаров, которые происходят при непосредственном использовании сайта, но при этом сайт в таком процессе является лишь инструментом. Оферта в данном случае при ее акцепте (т.е. при регистрации, при оплате услуги или товара и т.п.) представляет собой заключенный между пользователем сайта и его администрацией (индивидуальным предпринимателем или организацией) договор на оказание услуг или договор купли-продажи товара.
Мы при разработке пользовательских соглашений и оферт стараемся использовать подходы, соответствующие конкретным задачам бизнеса клиента. Иногда есть смысл создать единый и комплексный документ, содержащий в себе как само пользовательское соглашение в чистом виде, так и оферту на оказание услуг или продажу товаров со всеми ее особенностями и спецификой.
А иногда могут возникать и возникают ситуации, когда по техническим или организационным причинам целесообразнее разделить эти документы (например, для удобства пользователей сделать отдельную оферту с основными условиями оказания услуг). Но надо помнить, что жесткость законодательного регулирования гармонично сочетается с многообразием форм его выражения и применения. В гражданском праве разрешено все, что не запрещено.
Пользовательское соглашение: лицензионный договор vs договор оказания услуг
Последнее время интернет переполнен различными платформами и сервисами, которые предлагают определенные возможности как юридическим, так и физическим лицам.
Это может быть сервис по созданию сайта, по обработке данных, графический редактор, и много других вариантов.
Напомню, что с юридической точки зрения название документа не играет ключевой роли: “договор”, “соглашение”, “контракт” (для двусторонних документов) или “оферта”, “соглашение”, “договор” (для односторонних) и иное. Такие документы с одинаковым содержанием, но разным названием не будут отличаться по юридической силе.
Что такое “Пользовательское соглашение”?
А вот оферта на заключение какого договора больше подходи сервису мы рассмотрим далее.
Иногда на сайте Пользовательское соглашение и Оферта представлены как разные документы. В таком случае, как правило, Пользовательское соглашение представляет собой представляет собой общие правила использования сайта, сервиса (добросовестно использовать сервис, не нарушать права третьих лиц и иное), может включать включать в себя условия обработки персональных данных.
Это не является неверным или некорректным, т.к. напомню, наименование документа не имеет в данном случае значения. В том числе, такая ситуация может быть абсолютно оправданной, когда сервис предоставляется разным лицам на разных условиях, тогда для каждого лица должна быть своя Оферта, а Пользовательское соглашение является общим документом. Например, это может быть сервис для поиска работы и сотрудников: оферта для соискателей содержит в себе одни условия, оферта для работодателей другие; платформа для занятий иностранным языком: оферта для преподавателей одна, для учеников другая.
Пользовательское соглашение (оферта) как Лицензионный договор.
Для начала вспомним, что такое онлайн-сервис с точки зрения закона. Не вдаваясь в подробности и особенности различных сервисов, все они так или иначе, в разной совокупности представляют собой взаимодействие следующих объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются авторским или патентным правом:
программа для ЭВМ (код программы);
алгоритм (патентное право);
интерфейс (патентное право);
программно-аппаратный комплекс (патентное право);
а также можно добавить сюда контент сайта/сервиса: это различные видео, изображения, тексты и иное.
Правами на все вышеуказанное распоряжается правообладатель. И, если рассматривать сервис как результат интеллектуальной деятельности (РИД), которым правообладатель без каких-либо дополнительных услуг дает попользоваться другим лицам, то, в таком случае, оферта заключается на условиях предоставления правообладателем пользователю неисключительной лицензии (ст. 1235 ГК РФ).
Законодательством (п. 5.1. ст. 1235 ГК РФ) строго предусмотрены условия, при которых не допускается безвозмездный характер предоставления лицензии коммерческим организациям.
Подобная оферта подходит в случае, когда использование сервиса полностью автоматизировано, когда лицо с момента входа на сайт и оплаты сервиса самостоятельно использует сервис. В данном случае правообладатель не оказывает техническую поддержку, не настраивает интеграцию систем, не помогает в регистрации личного кабинета и не выполняет иных действий, которые можно назвать услугами.
Использование Пользовательского соглашения, которое содержит в себе условия лицензионного договора выгодно в том числе плательщикам НДС, ведь согласно п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.
Пользовательское соглашение (оферта) как Договор оказания услуг.
Такая оферта регулируется как обычный договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Это может быть услуга по предоставлению доступа к сервису; услуга по подключению и обеспечению доступа к сервису; услуга по предоставлению права доступа к сервису и его использование в объеме, предусмотренном функциональными возможностями сервиса; услуга по предоставлению во временное пользование, на условиях виртуального доступа, онлайн сервис; услуги, связанные с использованием принадлежащей Исполнителю компьютерной программы. Возможны и иные совершенно разнообразные формулировки, ведь свободу договора (ст. 421 ГК РФ) никто не отменял.
В данном случае РИД используются как средство оказания услуг, при этом доступ к самим РИД не является предметом договора.
Но, даже в такой оферте необходимо указывать на запрет нарушения прав правообладателя сервиса путем использования РИД, из которых состоит сервис и которые размещены на сайте.
Также, необходимо подписывать двухсторонний, или, если это предусмотрено договором, составлять односторонний Акт оказанных услуг. Подобный Акт не является обязательным для лицензионных правоотношений.
От уплаты НДС собственник сервиса в данном случае не освобождается.
Пользовательское соглашение (оферта) как смешанный Договор. Saas-платформа.
Для того, чтобы определить, какой вид договора наиболее подходящий, нужно подробно изучить функционал сервиса.
При рассмотрении споров с пользователями, в которых не оспаривается предмет договора, суды рассматривают споры по заключенным договорам и не квалифицируют верно ли выбран предмет договора или нет.
Большие риски в неправильном определении предмета договора несут плательщики НДС, чтобы не получить штраф за уменьшение налоговой базы и доначисления налога компания должна быть готова аргументировать использование лицензионного договора.
Можно заключать договор смешанного типа, который будет в себе содержать и условия предоставления лицензии и условия оказания услуг. Такой подход иногда применяется для Saas-платформ, при этом до сих пор нет единого мнения касательно Saas-платформ, а судебная практика к тому же показывает, что в зависимости от функционала можно заключать и лицензионный договор, и договор оказания услуг.
Пользовательское соглашение и офёрта для сайта
Добрый день! Объясните пожалуйста чем отличаются следующие документы друг от друга и для чего они нужны:
1. Пользовательское соглашение;
2. Политика конфиденциальности;
4. Публичная офёрта;
Какому отдать предпочтение при размещении на сайтах для услуг или товаров?
1. Пользовательское соглашение — соглашение администрации сайта с пользователем, в котором прописаны условия использования сайта пользователем, и с которыми пользователь должен либо согласиться, либо отказаться, путём например проставления галочки.
2. Политика конфиденциальности — это не документ, а скорее набор инструментов для сохранения личных данных пользователя в тайне от посторонних лиц
3. Оферта — это предложение заключить сделку на уже заранее установленных в оферте условиях. Пользователь может к ним присоединиться полностью или полностью отказаться.
4. Публичная оферта — это предложение заключить сделку, рассчитанная на неопределённый круг лиц, то есть для каждого, кто обратиться.
5. Договор оферты — такого договора не существует. Есть сделка (или договор), который заключен путём акцепта оферты, то есть когда пользователь принял оферту полностью, т.е. акцептовал её.
Какому отдать предпочтение при размещении на сайтах для услуг или товаров?
Руслан
Если на сайте вы заключаете сделки для каждого, кто обратится, то надо выкладывать публичную оферту.
Это договор между правообладателем сайта и третьими лицами — пользователями. Такое соглашение может быть как в отношении использования всего сайта в целом, так и его сервисов (например, хостинг для фотографий).
Это что-то вроде документа об охране персональных данных пользователей. Его смысл в том, что правообладатель сайта гарантирует пользователю сохранность его данных и недоступность их для третьих лиц.
Оферта — это предложение заключить договор.
Это тип оферты. «Публичность» означает, что оферта направлена неограниченному кругу лиц.
Это дурацкий термин, т.к. оферта сама по себе — это предложение заключить договор. Просто в последнее время почему-то стало «модно» так писать. Хотя юридически это безграмотно.
Какому отдать предпочтение при размещении на сайтах для услуг или товаров?
Руслан
Размещение на сайтах чего? Кем Вы выступаете?
условия с которыми клиент либо соглашается, либо нет. Если не соглашается, то скорее всего доступа к сайту (к размещенной информации на нем) у клиента не будет
обязательства по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет при регистрации на сайте.
предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц.
предложение заключить сделку, адресованное неопределенному кругу субъектов.
Оферта- это само предложение, с которым клиент соглашается
Какому отдать предпочтение при размещении на сайтах для услуг или товаров?
Руслан
При размещении на сайте- публичную оферту, т.к. к Вам обращается неопределенное кол-во клиентов
Коллеги в целом уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнительно от себя еще раз обратить внимание на полный перечень требований законодательства по персональным данным.
Действующее законодательство, и в первую очередь 152-ФЗ устанавливает ряд требований, касающихся обработки персональных данных.
Основные требования:
1. На своем сайте Вы должны разместить Политику конфиденциальности. При этом нужно обратить внимание, что подойдет не каждая политика, то есть вариант «взять у конкурента» (который, как правило, сам откуда-то «взял») или просто «с интернета» не самый лучший, поскольку многие политики сделаны некачественно и основное — Вам нужна Политика, которая конкретно будет подходить под Вас.
К Политике есть ряд требований. Если говорить о самых общих моментах (перечень не исчерпывающий), то Политика должна содержать:
1.1. Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
1.2. Сведения о способах обработки персональных данных.
1.3. Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь тем самым Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
1.4. Цели использования персональных данных.
1.5. Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
1.6. Меры, применяемые для защиты персональных данных.
1.7. Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении сайтом, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике. Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
1.8. Также в политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке. Про это тоже часто забывают.
1.9. Еще нужен ряд положений, которые касаются того, что мол проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
1.10. Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают, хотя это тоже важный момент.
Это самый общий ряд требований, при этом стоит отметить, что каждый пункт должен быть сформулирован грамотно и должен учитывать конкретно Ваши нюансы.
2. На сайте должно быть Пользовательское соглашение (либо договор-оферта, либо лицензионное соглашение – в принципе это все одно и тоже).
Стоит отметить, что с одной стороны ничто не мешает «запихать» положения о персональных данных (политику конфиденциальности) в пользовательское соглашение. Однако лично я рекомендую эти документы разделять, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке сайта нескольких моих клиентов просто не разглядел положения про персональные данные в пользовательском соглашении и повесил штраф. И хотя все это дело мы успешно оспорили, но лишний раз «давать повод» я не рекомендую, лучше перестраховаться.
В ситуации же когда Политика сделана отдельно, то ее пропустить уже невозможно и соответственно риск того, что кто-то просто не разглядит эти пункты в пользовательском соглашении, отпадают. Плюс ко всему если делать нормальную качественную политику конфиденциальности, то она получается не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение вполне вероятно получится чрезмерно раздутым, что не очень удобно и при этом не стоит также забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до клиентов всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают написанное в документах мелким шрифтом, что мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов, здесь может быть применена та же логика).
Что касается требований к Пользовательскому соглашению (договору-оферте, лицензионному соглашению), то это предмет отдельного разговора, требований очень много и здесь они уже полностью зависят конкретно от Вашей ситуации и как следствие их нужно каждый раз обсуждать отдельно. Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг, описать предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов, порядок разрешения споров, ограничить Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении изначально уделяют очень мало внимания и возвращаются к ним только после того как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском, я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Также в Пользовательском соглашении можно прописать условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным, если хотите, чтобы в случае чего судебные споры были по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).
3. Помимо непосредственно наличия самих документов, есть требования к самому сайту, а именно:
3.1. На сайте на абсолютно всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением. Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае фактически у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности. Надо понимать, что цель политики конфиденциальности – в том числе получение от Пользователя согласия с обработкой его персональных данных, поэтому еще отдельно брать с него согласие на саму обработку уже не нужно, только согласие с политикой конфиденциальности.
3.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев даже если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
4. Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение касаются урегулирования вопросов обработки персональных данных Ваших клиентов/Пользователей сервиса. Однако если у Вас есть работники, то дополнительно также нужно, чтобы был комплект документов, регулирующих вопросы обработки персональных данных Ваших сотрудников. Основным документом, который выполняет эту задачу является положение об обработке персональных данных, либо часто его называют положением о коммерческой тайне (хотя коммерческая тайна это другое, многие называют его именно так, а в содержании все равно прописывают вопросы обработки персональных данных), название тут не принципиально, строгих требований к нему нет, главное содержание. Я как правило предпочитаю объединять эти документы в один общий и именовать его «Положение о коммерческой тайне и обработке персональных данных» и в нем сразу урегулировать как вопросы коммерческой тайны, так и вопросы обработки персональных данных. Что касается требований к содержанию положения, то оно должно включать в себя:
4.1. Информацию о том, какие данные сотрудников обрабатываются.
4.2. Цели обработки персональных данных.
4.3. Порядок ознакомления сотрудников компании с положением.
4.4. Порядок и сроки уведомления работниками работодателя об изменении своих персональных данных.
4.5. Меры по защите персональных данных.
4.6. Порядок доступа отдельных работников к персональных данным сотрудников компании.
4.7. Порядок хранения персональных данных.
4.8. Условия предоставления третьим лицам персональных данных сотрудников компании.
Стоит отметить, что данное положение представляет собой локальный нормативный акт работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и к нему применяются соответствующие требования, в частности: 1. Данное положение должно быть утверждено приказом единоличного исполнительного органа (директора) компании. 2. Работники должны быть ознакомлены под подпись с содержанием указанного положения (п.6 ч.1 ст. 18.1 152-ФЗ).
5. Помимо приказа об утверждении положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, также у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ). Чаще всего им выступает сам директор компании, но это не обязательно. Каких-либо специфичных требований к приказу здесь нет, требования к нему общие – такие, как и к любому другому внутреннему приказу.
6. Помимо указанных документов также, как правило, Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление направляется по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/и плюс должно быть продублировано в письменном виде по обычной почте.
Здесь частая ошибка – люди считают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор.
С точки зрения закона действительно далеко не все компании должны направлять уведомление в Роскомнадзор. Например, если Вы обрабатываете персональные данные только своих контрагентов по договорам, то у Вас нет обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор (это лишь один пример, исключений больше).
Однако на сегодняшний день позиция Роскомнадзора такова, что уведомление нужно направлять практически всегда, поскольку практически всегда компании помимо обработки данных, которые подпадают под исключение о необходимости направления уведомления, также осуществляют иные формы обработки персональных данных. Например, если Вы храните персональные данные потенциальных или бывших клиентов (в маркетинговых, рекламных или иных целях) – то это уже не подпадает под исключение, поскольку у Вас с ними нет действующего договора. Поскольку, как правило, все хранят данные о тех клиентах, которые обратились, но еще не заключили договор или с которыми у Вас уже закончились договорные отношения, то в любом случае с точки зрения закона Вы уже не подпадаете под исключение и как следствие должны направить уведомление в Роскомнадзор по указанной выше форме.
Многие к сожалению, ошибочно полагают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор, за что потом Роскомнадзор их привлекает к ответственности.
7. Необходимо отметить, что приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы обрабатываете данные граждан РФ в соответствии с 152-ФЗ. Однако не стоит забывать, что если Сервис ориентирован также на международный рынок, в частности на европейских клиентов или клиентов из США, то тут возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR), который вступил в силу с 25.05.2018 г. Описывать все его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в полном соответствии со всеми требованиями GDPR. В отношении других стран также следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, обязательно следует учесть требования Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA).
В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать уже индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.
8. Также еще частной ошибкой является хранение персональных данных граждан РФ на зарубежных сервисах, что запрещено законом (ст. 18 152-ФЗ). Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, про это ни в коем случае нельзя забывать.
Что касается ответственности, то за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (там большой перечень видов нарушений, всего 7 частей в данной статье). При этом каждое нарушение рассматривается отдельно и, соответственно наказание за каждое нарушение также назначается отдельно, максимальный размер штрафа на текущий момент – 75000 руб.
Также если речь идет о нарушении обязанностей по хранению и использованию персональных данных работников, то может грозить ответственность по ст. 5.27 КоАП, здесь помимо штрафа уже предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также непредставление в органы Роскомнадзора уведомления об обработке персональных данных влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Помимо прочего стоит отметить, что Роскомнадзор неоднократно обращал внимание, что существует и уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137 УК РФ.
Стоит отметить, что в целом это основной набор требований по 152-ФЗ, однако не стоит забывать, что в зависимости от ситуации набор требований может расширяться или наоборот сужаться. При этом стоит обратить внимание, что если, например, есть требование о наличии на сайте политики конфиденциальности, то это не значит, что к нему можно подходить формально и использовать любую политику, так как просто наличие формальной бумажки на сайте с названием «политика конфиденциальности» не имеет ничего общего с выполнением требований законодательства об обработке персональных данных.
(. ) Также обращаю ваше внимание, что, если что-то останется непонятным БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по ЛЮБЫМ вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям 152-ФЗ, GDPR, COPPA, Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
(. ) Также обратившись в чат ЛЮБОЙ может получить ПОМОЩЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, касающейся исполнения требований российского и/или иностранного законодательства в сфере обработки персональных данных, в том числе помощь в разработке Политики конфиденциальности, Пользовательского соглашения (договора-оферты, лицензионного соглашения), положения о коммерческой тайне и обработке персональных данных, заполнении уведомления в Роскомнадзор, проведении аудита сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных. Буду рад помочь.