договор шипман что это

Соглашение о судовом менеджменте

В организации судоходства принимают участие множество сторон с особенным правовым статусом. Несомненно, центральной фигурой в мореплавании является судовладелец, независимо от того, является он собственником морского судна или нет.

Появление оперирующих компаний стало очередным этапом в развитии форм организации и управления судоходным бизнесом. В современной мировой практике функционирует множество компаний, которые отделены от собственности на суда и специализируются на управлении работой судов (судовом ме­неджменте) или на организации перевозок

Собственниками судов могут являться банки, промышленные и торговые компании, а также инвесторы, располагающие свободным капиталом. Собственники, как и судовладельцы, могут сами эксплуатировать суда, а могут передавать их в судовой менеджмент специализированным транспортным агентским фирмам.

В настоящее время на морском транспорте отделение фун­кции собственности на суда от функции профессионального управления ими затронуло уже более 25 % общей численности мирового торгового флота, а главное, получило свое правовое оформление в разработанном BIMCO в 1998 г. стандартном соглашении о судовом менеджменте под кодовым названием «Shipman-98» (Standart Ship Management Agreement Code Name «Shipman-98») (приложение 8), на основании которого определяются взаимоотношения судовладельца и агента-менеджера.

По соглашению о судовом менеджменте (об эксплуатационном управлении судном) агент-менеджер (владелец-распорядитель (Managing Owner) или оператор) от имени судовладельца-принципала и за его счет обязуется:

— обеспечить разумную практику управления эксплуатацией судна;

— расширять интересы судовладельца во всех аспектах перевозок.

В объем услуг, предоставляемых по договору судового менеджмента оператору судна, включаются, как правило, следующие функции:

ü укомплектование судна экипажем;

ü техническое обслуживание судна;

ü коммерческая эксплуатация судна;

ü бункеровка и другие виды снабжения судна;

ü ведение бухгалтерского учета;

ü организация страхования судна;

ü иные услуги, например, ведение претензионной и исковой работы.

Все доходы от оперирования судном поступают на счет судовладельца, а агенту-менеджеру компенсируются все расходы, связанные с оперированием судна, и выплачивается установленное соглашением вознаграждение.

Менеджеру может быть поручено заниматься снабжением судна провизией и топливом, но выбор качества, должно быть предписано судовладельцем в зависи­мости от условий работы судна.

Очень важным является условие, по которому судовладелец должен выплачивать менеджеру вознаграждение в течение трех месяцев после расторжения соглашения по причинам, не связанным с неисполнением менеджером своих обязанностей или по причине гибели или продажи судна. Это условие распространяется и на денежное довольствие экипажа судна, нанятого менеджером.

Что касается финансового планирования, то в первом году соглашения действует согласованная смета. Новую, последующую смету, менеджер обязан представить судовладельцу за три месяца до окончания действующей сметы. Судовладелец в течение одного месяца со дня представ­ления проекта сметы обязан известить менеджера о принятии и утверждении новой годовой сметы. Если такого извещения не поступит, менеджер вправе считать смету принятой.

Менеджер также готовит и представляет судовладельцу смету оборотных средств, необходимых для эксплуатации судна. Смета ежемесячно уточняется, и менеджер на ее основании в письменной форме запрашивает судовладельца о выделении требующихся средств на следующий месяц. Средства должны поступить в распоряжение менеджера в пределах 10 дней после получения судовладельцем соответствующего запроса.

Менеджер готовит и направляет судовладельцу расчет потребности судна в оборотном капитале с правом ежемесячного уточнения. Руко­водствуясь годовой сметой и расчетом оборотного капитала, ме­неджер ежемесячно запрашивает судовладельца о переводе ему средств, необходимых для эксплуатации судна, включая покры­тие внеплановых расходов: на аварийный ремонт, дополнитель­ные страховые премии, топливо и продовольствие.

договор шипман что это. Смотреть фото договор шипман что это. Смотреть картинку договор шипман что это. Картинка про договор шипман что это. Фото договор шипман что это

Вопросы общего руководства регулируются следующим образом:

ü менеджер обязуется улаживать любую претензию, связанную со своей деятельностью, а также информировать су­довладельца о любом известном ему происшествии, способном вызвать претензии и споры, затрагивающие третьи лица;

ü судовладелец вправе давать указания менеджеру возбуж­дать или оспаривать дела в суде, предъявлять иски или производить иные процессуальные действия в связи с делами, возложенными на менеджера по данному соглашению;

ü менеджеру выдаются полномочия привлекать юридичес­ких, технических или иных экспертов;

ü судовладелец обеспечивает выдачу менеджеру любого необходимого гарантийного письма, подписки или другого правового обеспечения;

ü судовладелец обязуется возмещать менеджеру любые понесенные им расходы при исполнении своих обязательств, при этом имеет право на осуществление ревизии деятельности менеджера, но только во взаимосогласованные сроки.

Менеджер не эксплуатирует судно от своего имени, чем радикально отличается от судовладельца. Судовладелец заключает с менеджером договор, в соответствии с которым менеджер может практически замещать судовладельца во всех отношениях эксплуатации (использования) морского судна. Перечень функций менеджера четко специфицируется в договоре судового менеджмента как набор услуг, оказываемых судовладельцу, которые могут определять обязанности менеджера также в отношении третьих лиц.

Оператор может быть уполномочен на продажу и на покупку судна.

Договор судового менеджмента близок по своей правовой природе к агентскому договору. Морской агент также может действовать от имени принципала, по его поручению и за его счет. Действия менеджера порождают, изменяют или прекращают права и обязанности судовладельца, таким образом, все риски остаются на стороне судовладельца.

Если менеджер действует от своего имени, то в отношениях с третьими лицами образуются два вида отношений:

внешние отношения, которые образуются между агентом и третьим лицом, а также между принципалом и третьим лицом в тех правовых системах, которыми это допускается.

Передача прав и обязанностей в этом случае от менеджера судовладельцу должна производиться с учетом правил, которыми регулируется уступка требования (цессия) и перевод долга. Конечно, такой случай нехарактерен для отношений, которые складываются при эксплуатационном оперировании судном.

В упомянутом пункте 3 части ІІ проформы «ШИПМЕН 98» говорится, что менеджер является агентом от имени и по поручению судовладельца. Менеджер имеет полномочия на совершение таких действий, которые он может время от времени по своему усмотрению посчитать необходимыми для исполнения соглашения в соответствии с хорошей практикой судового менеджмента. Это положение сближает статус менеджера со статусом универсального агента, полномочия которого, по сути, не ограничены рамками объекта договора.

Договор судового менеджмента имеет возмездный характер. Главной обязанностью судовладельца является выплата годового вознаграждения за менеджмент авансовыми ежемесячными платежами, то есть в форме предоплаты, начиная с первого платежа, который обычно производится немедленно по заключении договора. Вознаграждение за менеджмент подлежит ежегодному пересмотру. Оно может быть пересмотрено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Если судно выводится из эксплуатации на срок более трех месяцев, судовладелец вправе поставить вопрос о соответствующем снижении вознаграждения за менеджмент за период, превышающий этот срок, но этот период прекращается не позднее, чем за месяц до возвращения судна в эксплуатацию. Этот вопрос решается по соглашению сторон, разумеется, если договор судового менеджмента сохраняет свое действие на момент принятия решения о выводе судна из эксплуатации. В случае недостижения соглашения вопрос может быть передан на рассмотрение суда или арбитража.

В случае гибели судна, его продажи или ликвидации по иной причине, а также аннулирования договора судового менеджмента любой из его сторон по любому основанию, за исключением неисполнения менеджером своих обязанностей, судовладелец должен продолжать выплату вознаграждения за менеджмент в течение трех месяцев со дня прекращения договора. Именно со дня фактического прекращения договора, но не с даты подачи уведомления об этом.

Кроме того, судовладелец должен возместить по требованию менеджера все расходы, разумно понесенные им по условиям договора судового менеджмента, за исключением расходов по содержанию конторы. В частности, подлежат возмещению почтовые расходы и иные расходы связи, а также командировочные расходы.

Ответственность менеджера ограничена суммой, равной десяти годовым размерам вознаграждения за менеджмент, выплачиваемого по договору судового менеджмента. Ответственность наступает за вину по общему правилу. Однако во многих юрисдикциях возможна и ответственность судового менеджера независимо от вины, например, в английском праве. В России также закреплен принцип ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от вины, а деятельность менеджера явно носит предпринимательский характер. Одним из видов ответственности является аннулирование договора. Однако аннулирование может и не быть формой ответственности.

Договор судового менеджмента действует до его аннулирования одной из сторон. Договор вступает в силу в день, указанный в боксе 4 части І проформы. По истечении срока, указанного в боксе 17, каждая из сторон получает право отказаться от договора, предупредив другую сторону об этом за два месяца.

Конечно, проформа «ШИПМЕН 98» не лишена отдельных недостатков, но она с успехом используется для организации коммерческой эксплуатации судна сторонним оператором, а также и для организации внутреннего управления судном.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Договор доверительного управления судном

Согласно ст. 14 КТМ собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника. Доверительное управление имуществом регламентируется главой 53 ГК.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве управляющего (ст. 1012 ГК).

КТМ четко отграничил договор доверительного управления судна от договора морского агентирования и договора морского посредничества. В первом случае морской агент, хотя и может совершать юридические и иные действия как от своего имени, так и от имени судовладельца, однако они ограничены определенным портом или определенной территорией (не говоря уже о том, что под судовладельцем понимается не только собственник, но и любое лицо, использующее судно на ином законном основании). При морском посредничестве морской брокер действует только от имени доверителя и только при заключении ограниченного вида договоров. По нашему мнению, применение на морском транспорте договора доверительного управления будет расширяться, поскольку за последние годы появилось значительное число мелких судовладельцев, в собственности которых находится ограниченное число судов и которым сложно, а зачастую и невыгодно содержать соответствующие службы, обеспечивающие надлежащую эксплуатацию судов.

Договор доверительного управления судном должен быть заключен в письменной форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Согласно ст. 550 ГК это должна быть простая письменная форма путем составления одного документа, подписанного сторонами. Как уже отмечалось, передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Несоблюдение формы договора доверительного управления или требования о регистрации передачи судна в доверительное управление влечет недействительность договора (п. 3 ст. 1017 ГК).

Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом или договором, все полномочия собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении судна, переданного в доверительное управление. Обычно права и обязанности доверительного управляющего подробно определяются в самом договоре. Так, в договорах доверительного управления судном устанавливается, что, передавая судно в доверительное управление, учредитель управления не вправе давать какие-либо указания доверительному управляющему по вопросам, связанным с управлением судна. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление лично, однако может поручить другому лицу от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления судном, включая заключение сделок. Обычно доверительный управляющий принимает на себя выполнение многих функций, обеспечивающих эксплуатацию судна, в частности укомплектование экипажем, техническое руководство, фрахтование, снабжение продовольствием, водой, бункером, поддержание судна в исправном техническом состоянии, продажу судна (после получения согласия учредителя управления), ведение бухгалтерского учета (судно отражается на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет; для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет). Разумеется, доверительный управляющий осуществляет коммерческую эксплуатацию судна.

Расходы, произведенные доверительным управляющим при выполнении своих обязанностей по договору, возмещаются за счет доходов от использования судна. В частности, возмещаются расходы по найму экипажа, исключая взносы в пенсионный фонд, оплате обязательного медицинского страхования и иные подобные расходы. Доверительный управляющий не обязан предоставлять собственные средства для покрытия расходов в связи с эксплуатацией судна.

Размер вознаграждения доверительного управляющего судном устанавливается договором. Обычно он определяется в процентах от доходов по доверительному управлению судном за истекший финансовый год.

Соглашение предусматривает возможность осуществления как полного менеджмента, включающего обеспечение судна экипажем, техническое обслуживание судна, коммерческую эксплуатацию, организацию получения страхования, бухгалтерское обслуживание, покупку или продажу судна, снабжение судна продовольствием, бункеровку, так и частичного менеджмента.

Согласно п. 3 соглашения менеджер оказывает услуги в отношении судна в качестве агента от имени и по поручению судовладельца. Менеджер имеет право самостоятельно определять, какие действия необходимо предпринимать для выполнения соглашения в соответствии с хорошей практикой по управлению судами. Если стороны согласились на управление экипажем, то менеджер обеспечивает судно квалифицированным экипажем в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ-78/95, включая оплату, страхование, медицинское освидетельствование, укомплектование в соответствии с законодательством государства флага, знание английского языка в объеме, необходимом для выполнения обязанностей на судне, обучение, репатриацию, переговоры с профсоюзами и т.д. При техническом обслуживании обеспечивается надзор за всеми механизмами компетентным персоналом, организация ремонта, постановка в сухой док и т.д.

Соглашение содержит подробные положения, касающиеся прав и обязанностей сторон, вознаграждения, ответственности, срока действия соглашения и условий его расторжения и т.д.

Источник

Об исполнении договора менеджмента суда по проформе SHIPMAN 2009

Стандартная проформа договора на менеджмент морских судов SHIPMAN 2009 является самой популярной для оформления правоотношений между судовладельцем и менеджером, обеспечивающих техническое и / или коммерческое управление судами. За годы использования проформы в качестве базы для договоров судового менеджмента сложилась определенная практика, выявившая частые спорные вопросы, которые возникают у сторон в процессе ее исполнения.

Наиболее часто споры касаются стандартов оказания услуг судовым менеджером, а также его ответственности, в том числе по требованиям третьих лиц. Исходя из изложенного, споры из договора могут возникать как по внутренним вопросам владельца и менеджера, так и по внешним требованиям от кредиторов судна.

По природе договора SHIPMAN, судовой менеджер, действуя как агент, в рамках своих полномочий осуществляет управление вверенным ему судном. Полномочия менеджера могут распространяться на техническое управление, на вопросы экипажа, а также на коммерческую эксплуатацию судов.

Критерии качества услуг судового менеджера

Спор с судовладельцем может возникнуть в связи с убытками, которые возникли в период менеджмента судна. Это касается как физических убытков от утраты или аварии с судном, так и имущественных, выраженных в ненадлежащем уровне коммерческого менеджмента судна.

Как в указанных случаях определить являлся ли менеджмент судна качественным, или нет? Наилучший способ – это установить критерии качества услуг и навыков менеджера в договоре. Допускается определить случаи, когда исполнение менеджера будет считаться ненадлежащим.

В иных случаях менеджер обязан при осуществлении управления действовать разумно и проявлять надлежащую заботливость (ст. 8 проформы), руководствуясь добросовестной отраслевой практикой, всегда в интересах судовладельца. При разрешении споров и оценке качества управления в арбитраже или в суде может использоваться довольно высокий отраслевой стандарт, в том числе, если менеджер является опытным управленцем, ведущим предпринимательскую деятельность.

Объем полномочий судового менеджера

В отсутствие соглашения об ином, менеджер имеет по проформе SHIPMAN наиболее широкие полномочия в качестве агента судовладельца, действующего от своего имени или от имени собственника судна. Для эффективного управления менеджер имеет право предпринимать действия по своему собственному усмотрению, в интересах судовладельца. По факту это означает, что менеджер должен ставить интересы владельца выше своих собственных.

Дополнительные ограничения, либо специальные разрешения о полномочиях менеджера могут быть прописаны в договоре в качестве прямого письменного условия. Наличие запрета на совершение каких-либо действий, либо, наоборот, санкции на их проведение, послужат в пользу отсутствия споров и простоты буквального толкования / применения норм договора.

Ограничение ответственности судового менеджера

Если иное не предусмотрено в договоре, менеджер несет ответственность перед судовладельцем за ущерб, причиненный исключительно по грубой неосторожности, простой неосторожности или в связи с преднамеренными действиями менеджера, направленными на причинение вреда (ст. 17 проформы).

Дополнительно, если иное не установлено сторонами, менеджер имеет право ограничить свою ответственность размером не более, чем 10 сумм своего ежегодного вознаграждения. Другие цифры могут быть согласованы с судовладельцем в письменной форме. Менеджер теряет право на ограничение ответственности, если ущерб вызван его преднамеренными действиями или бездействиями, а также его неосторожностью.

Ответственность менеджера за действия экипажа

Ответственность менеджера за действия экипажа и ущерб, причиненный ими, специально исключена ст. 17 проформы SHIPMAN. Между тем необходимо отметить, что если ущерб вызван некомпетентностью членов экипажа в отсутствие квалификации, то это будет считаться нарушением менеджером обязательства по подбору надлежащих моряков, в результате чего ответственность будет нести именно менеджер.

Исходя из изложенного, если менеджер несет по договору обязанность по подбору экипажа определенной квалификации, и данная обязанность не соблюдена, что привело, в итоге, к ущербу, ограничение ответственности менеджера по ст. 17 проформы не действует.

Ответственность перед третьими лицами

Во избежание претензий со стороны поставщиков, либо иных третьих лиц, менеджеру рекомендуется четко анонсировать и подтвердить свой статус, как агента судовладельца. В договоре допускается дополнительно указать кто принимает ответственность по следкам, заключенным менеджером судна, а также в каких случаях. Такое уточнение послужит основанием для возражения на любые претензии третьих лиц.

Дополнительно допускается выставление всеми лицами счетов в адрес судовладельца, а также указание в заключаемых договорах на то, что менеджер действует в качестве агента определенного лица (собственника).

В спорах с участием менеджера ему рекомендуется не занимать позицию, противоречащую позиции судовладельца, так как для него по SHIPMAN все еще действует принцип приоритетности интересов владельца над своими. Представление несогласованных сведений и документов, выступление на стороне кредитора судовладельца могут в определенных случаях быть квалицированы, как нарушение договора менеджмента судна и, как результат, давать базу для взыскания владельцем убытков.

Ответственность за финансовые операции с судном

Для судового менеджмента всегда требуются средства, и ст. 13 проформы предусматривает базовое регулирование денежных вопросов и финансирования работы судна. Далеко не всегда, даже если стороны согласовали годовой бюджет на эксплуатацию единицы флота, менеджеру удается в него вписаться.

Сторонам рекомендуется не только здраво оценивать реальные расходы, связанные с эксплуатацией судна, но и, во избежание споров, предусматривать зазор по суммам, которые могут быть использованы сверх бюджета, но только в строго определенных в договорах случаях. Любые расходы должны производиться менеджером разумно, по доступным и не завышенным ценам, а дополнительные траты могут производиться с санкции владельца.

Одновременно с этим, у менеджера также могут быть сомнения по поводу платежеспособности владельца и его возможности покрыть расходы, понесенные в связи с управлением судном в течение года. Для уменьшения рисков менеджера, стороны могут договориться об открытии специального счета с суммой минимального остатка на нем, доступ к которому менеджер получит для оплаты расходов судна. Договором может быть предусмотрено, что отсутствие на счете минимального остатка является нарушением со стороны владельца, которое дает менеджеру право расторгнуть договор в одностороннем порядке, возвратить судно и взыскать убытки в виде неоплаченного вознаграждения.

Любой договор, включая SHIPMAN, может быть расторгнут по основаниям и правилам, предусмотренным применимым правом, а также по взаимному соглашению сторон. Последний вид расторжения – наиболее рекомендуемый во всех случаях, так как нивелируется риск признания расторжения незаконным и, как результат, требование компенсации в связи с таким нарушением.

Проформа в боксе 18 предусматривает минимальный период действия договора, до истечения которого он не может быть расторгнут, а также право в одностороннем порядке прекратить договор без нарушения любой стороны, путем выдачи уведомления о расторжении за 2 месяца до прекращения.

Статья 22 проформы предусматривает право одностороннего расторжения в связи с нарушением стороной обязательств, однако такое расторжение должно быть совершено строго в порядке и в сроки, и с уведомлением, установленным договором. В ином случае расторгающая сторона сама будет считаться нарушителем соглашения.

Применимое право и юрисдикция

Существенное значение при работе по SHIPMAN имеет то право, по которому будут разрешаться споры, и тот суд, в котором эти споры могут быть рассмотрены при необходимости.

По умолчанию проформа предлагает использовать английское право и арбитраж, однако необходимо напомнить, что такой правопорядок и юрисдикция являются чрезвычайно затратными во всех отношениях, сроки производства (а с ними и расходы) нередко нельзя предсказать и контролировать, а исполнить английское решение в России, часто, невозможно.

Основываясь на вышеизложенном, сторонам рекомендуется реалистично оценить потенциальные суммы требований по спорам, а также принять во внимание свои собственные юрисдикции регистрации. Применение российского права, в том числе с обращением в третейский суд, например, в Морскую Арбитражную Комиссию, может быть выгодным вариантом для эффективной работы по договору.

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020

Источник

Общие вопросы организации судового менеджмента

Технические науки

Похожие материалы

В организации судоходства принимают участие множество сторон с особенным правовым статусом. Несомненно, центральной фигурой в мореплавании является судовладелец, независимо от того, является он собственником морского судна или нет.

Появление оперирующих компаний стало очередным этапом в развитии форм организации и управления судоходным бизнесом. В современной мировой практике функционирует множество компаний, которые отделены от собственности на суда и специализируются на управлении работой судов (судовом менеджменте) или на организации перевозок [1].

Собственниками судов могут являться банки, промышленные и торговые компании, а также инвесторы, располагающие свободным капиталом. Собственники, как и судовладельцы, могут сами эксплуатировать суда, а могут передавать их в судовой менеджмент специализированным транспортным агентским фирмам.

В настоящее время на морском транспорте отделение функции собственности на суда от функции профессионального управления ими затронуло уже более 25 % общей численности мирового торгового флота, а главное, получило свое правовое оформление в разработанном BIMCO в 1998 г. стандартном соглашении о судовом менеджменте под кодовым названием «Shipman-98» (Standart Ship Management Agreement Code Name «Shipman-98»), на основании которого определяются взаимоотношения судовладельца и агента-менеджера [5].

По соглашению о судовом менеджменте (об эксплуатационном управлении судном) агент-менеджер (владелец-распорядитель (Managing Owner) или оператор) от имени судовладельца-принципала и за его счет обязуется:

В объем услуг, предоставляемых по договору судового менеджмента оператору судна, включаются, как правило, следующие функции:

Все доходы от оперирования судном поступают на счет судовладельца, а агенту-менеджеру компенсируются все расходы, связанные с оперированием судна, и выплачивается установленное соглашением вознаграждение.

Менеджеру может быть поручено заниматься снабжением судна провизией и топливом, но выбор качества, должно быть предписано судовладельцем в зависимости от условий работы судна.

Очень важным является условие, по которому судовладелец должен выплачивать менеджеру вознаграждение в течение трех месяцев после расторжения соглашения по причинам, не связанным с неисполнением менеджером своих обязанностей или по причине гибели или продажи судна. Это условие распространяется и на денежное довольствие экипажа судна, нанятого менеджером.

Что касается финансового планирования, то в первом году соглашения действует согласованная смета. Новую, последующую смету, менеджер обязан представить судовладельцу за три месяца до окончания действующей сметы. Судовладелец в течение одного месяца со дня представления проекта сметы обязан известить менеджера о принятии и утверждении новой годовой сметы. Если такого извещения не поступит, менеджер вправе считать смету принятой.

Менеджер также готовит и представляет судовладельцу смету оборотных средств, необходимых для эксплуатации судна. Смета ежемесячно уточняется, и менеджер на ее основании в письменной форме запрашивает судовладельца о выделении требующихся средств на следующий месяц. Средства должны поступить в распоряжение менеджера в пределах 10 дней после получения судовладельцем соответствующего запроса.

Менеджер готовит и направляет судовладельцу расчет потребности судна в оборотном капитале с правом ежемесячного уточнения. Руководствуясь годовой сметой и расчетом оборотного капитала, менеджер ежемесячно запрашивает судовладельца о переводе ему средств, необходимых для эксплуатации судна, включая покрытие внеплановых расходов: на аварийный ремонт, дополнительные страховые премии, топливо и продовольствие.

Вопросы общего руководства регулируются следующим образом:

Менеджер не эксплуатирует судно от своего имени, чем радикально отличается от судовладельца. Судовладелец заключает с менеджером договор, в соответствии с которым менеджер может практически замещать судовладельца во всех отношениях эксплуатации (использования) морского судна. Перечень функций менеджера четко специфицируется в договоре судового менеджмента как набор услуг, оказываемых судовладельцу, которые могут определять обязанности менеджера также в отношении третьих лиц.

Оператор может быть уполномочен на продажу и на покупку судна.

Договор судового менеджмента близок по своей правовой природе к агентскому договору. Морской агент также может действовать от имени принципала, по его поручению и за его счет. Действия менеджера порождают, изменяют или прекращают права и обязанности судовладельца, таким образом, все риски остаются на стороне судовладельца.

Если менеджер действует от своего имени, то в отношениях с третьими лицами образуются два вида отношений:

Передача прав и обязанностей в этом случае от менеджера судовладельцу должна производиться с учетом правил, которыми регулируется уступка требования (цессия) и перевод долга. Конечно, такой случай нехарактерен для отношений, которые складываются при эксплуатационном оперировании судном.

В упомянутом пункте 3 части ІІ проформы «ШИПМЕН 98» говорится, что менеджер является агентом от имени и по поручению судовладельца. Менеджер имеет полномочия на совершение таких действий, которые он может время от времени по своему усмотрению посчитать необходимыми для исполнения соглашения в соответствии с хорошей практикой судового менеджмента. Это положение сближает статус менеджера со статусом универсального агента, полномочия которого, по сути, не ограничены рамками объекта договора.

Договор судового менеджмента имеет возмездный характер. Главной обязанностью судовладельца является выплата годового вознаграждения за менеджмент авансовыми ежемесячными платежами, то есть в форме предоплаты, начиная с первого платежа, который обычно производится немедленно по заключении договора. Вознаграждение за менеджмент подлежит ежегодному пересмотру. Оно может быть пересмотрено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Если судно выводится из эксплуатации на срок более трех месяцев, судовладелец вправе поставить вопрос о соответствующем снижении вознаграждения за менеджмент за период, превышающий этот срок, но этот период прекращается не позднее, чем за месяц до возвращения судна в эксплуатацию. Этот вопрос решается по соглашению сторон, разумеется, если договор судового менеджмента сохраняет свое действие на момент принятия решения о выводе судна из эксплуатации. В случае недостижения соглашения вопрос может быть передан на рассмотрение суда или арбитража.

В случае гибели судна, его продажи или ликвидации по иной причине, а также аннулирования договора судового менеджмента любой из его сторон по любому основанию, за исключением неисполнения менеджером своих обязанностей, судовладелец должен продолжать выплату вознаграждения за менеджмент в течение трех месяцев со дня прекращения договора. Именно со дня фактического прекращения договора, но не с даты подачи уведомления об этом.

Кроме того, судовладелец должен возместить по требованию менеджера все расходы, разумно понесенные им по условиям договора судового менеджмента, за исключением расходов по содержанию конторы. В частности, подлежат возмещению почтовые расходы и иные расходы связи, а также командировочные расходы.

Ответственность менеджера ограничена суммой, равной десяти годовым размерам вознаграждения за менеджмент, выплачиваемого по договору судового менеджмента. Ответственность наступает за вину по общему правилу. Однако во многих юрисдикциях возможна и ответственность судового менеджера независимо от вины, например, в английском праве. В России также закреплен принцип ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от вины, а деятельность менеджера явно носит предпринимательский характер. Одним из видов ответственности является аннулирование договора. Однако аннулирование может и не быть формой ответственности.

Договор судового менеджмента действует до его аннулирования одной из сторон. Договор вступает в силу в день, указанный в боксе 4 части І проформы. По истечении срока, указанного в боксе 17, каждая из сторон получает право отказаться от договора, предупредив другую сторону об этом за два месяца.

Конечно, проформа «ШИПМЕН 98» не лишена отдельных недостатков, но ее с успехом можно использовать для организации коммерческой эксплуатации судна сторонним оператором, а также и для организации внутреннего управления судном. Это особенно актуально при организации круизного судоходства на Черном море между портами РФ и Абхазии, не попадая под действие международных санкций, организованных рядом западных стран.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *