договора с контрагентами что это
Контрагент — кто это?
Суть любого официального договора или контракта заключается в том, что для его сторон определяются права и обязанности по отношению друг к другу. Таким образом стороны договора находятся между собой в контрпозиции — одна сторона должна что-либо по отношению к другой, но не просто так, а в обмен на соответствующие обратные обязательства.
Сильно не вникая в этимологию можно заметить, что слово «контрагент» содержит в себе две основных составляющих «контр» — означающую противопоставление чему-либо и «агент» — слово происходящее от латинского «agens» (действие). То есть, можно сказать, что понятие конрагент обозначает некую противодействующую (или действующую в обратном направлении) сторону.
Контрагентом, в рамках гражданско-правовых отношений, именуют одну из договаривающихся (заключающих сделку) сторон по отношению ко второй стороне договора.
Таким образом, каждая из сторон заключаемого договора является контрагентом по отношению к противоположной его стороне.
Типы договоров заключаемых между контрагентами
Всё многообразие договоров заключаемых физическими и юридическими лицами, как друг с другом, так и между собой, можно подразделить на три основные категории:
Договоры о сделках с имуществом предполагают передачу одной из сторон (или обмен между сторонами) оговоренных объектов собственности (товаров, объектов недвижимости и т.п.) как в постоянное владение, так и во временное пользование (договора аренды).
Договоры подряда регламентируют отношения возникающие между заказчиком и исполнителем каких либо работ (ремонтно-строительных, авторемонтных и т.п.). Такие договора обычно сопровождаются актами сдачи-приёмки выполненных работ, подписание которых со стороны заказчика подтверждает факт их выполнения в соответствиями со всеми условиями изложенными в договоре.
Договоры об оказании услуг отличаются от договоров подряда тем, что в них речь идёт исключительно об услугах, а не о создании каких либо материальных благ или объектов. Например, договор о покраске автомобиля предполагает нанесение на её кузов определённого лакокрасочного покрытия (создание материального объекта) и относится к договорам подряда. А вот договор с автомобильной парковкой имеет ввиду исключительно предоставление услуг по хранению автомобиля и не предполагает создания никаких материальных благ, а потому он относится к договорам об оказании услуг.
Договоры могут заключаться как между двумя лицами, так и между группами лиц. В последнем случае контрагентами для одной из сторон договора будет не одно физическое или юридическое лицо, а целая их группа.
Каждую из трёх представленных выше групп договоров, в свою очередь, можно подразделить на следующие подгруппы:
Основные стадии заключения договора с контрагентом
Для заключения договора, как правило, одна из его сторон выступает в качестве инициатора сделки и выдвигает свои условия в письменном виде (оферту). При этом другая сторона предполагаемого соглашения изучает представленную оферту и при необходимости вносит свои дополнения и изменения. Ну а после этого происходит непосредственно подписание договора.
Итак, основные стадии заключения договора:
Какие бывают виды контрагентов
Ввиду многообразия договорных отношений в современном обществе, можно назвать огромное количество самых разных видов контрагентов. Ниже приведены основные из них:
На каких принципах строится сотрудничество между контрагентами
С точки зрения закона (для того, чтобы обеспечить гарантии достигнутых официальных договорённостей), существует три основополагающих принципа договорного сотрудничества (сотрудничества между контрагентами). Вот эти принципы:
** Следует заметить, что на практике данный пункт не всегда осуществим. В основном это касается договоров носящих публичный характер. Например, взаимоотношения продавца и покупателя в супермаркете или пассажира и перевозчика.
Порядок и методы расчётов между контрагентами
Расчёты между контрагентами могут осуществляться:
Расчёты в рублях и в условных единицах обычно производятся между контрагентами находящимися в пределах Российской Федерации. При этом расчёт в условных единицах означает лишь то, что взаимные обязательства сторон фиксируются в выбранной иностранной валюте (обычно евро или доллар США), но сам расчёт производится по соответствующему курсу в рублях.
Расчёты в иностранной валюте обычно производятся при взаимоотношениях контрагентов находящихся на территории разных стран. При этом в качестве расчётной валюты может быть как национальная валюта получателя платежа, так и любая другая (выбранная обеими сторонами и обозначенная в договоре).
Порядок расчётов обычно всегда оговаривается в заключённом договоре. Контрагенты могут рассчитываться между собой следующими основными способами:
Кроме этого, расчёты с контрагентами могут иметь разную форму детализации:
Также можно упомянуть и такие, менее популярные способы взаиморасчётов, как бартер или лизинг.
Порядок расторжения (или изменения) соглашения между контрагентами
В том случае, если на внесение изменений в существующий договор (или на его расторжение) согласны обе стороны, проблем, как правило, не возникает и данный вопрос решается максимально просто. Однако, в большинстве случаев, инициатором расторжения договора выступает лишь одна из его сторон. При этом необходимо придерживаться следующего порядка действий:
Форма ответа должна быть в одном из трёх вариантов:
В первом случае договор считается расторгнутым (или изменённым) начиная с момента получения извещения инициатором расторжения (или изменения).
Во втором случае инициатору ничего не остаётся как обратиться в суд и попытаться доказать там целесообразность и правомерность своей позиции. Если суд встанет на его сторону, то договор будет расторгнут (или изменён) в принудительном порядке.
В третьем случае у инициирующей стороны есть два варианта:
Наконец, в том случае, если инициатор предложения не получит на него ответ в установленный срок, то он опять же может обратиться в судебные инстанции.
** Этот срок может устанавливаться договором или законом (в соответствующих случаях). А при отсутствии конкретных указаний, его величина приравнивается к тридцати дням.
Кто такой контрагент простыми словами: зачем он нужен, как им стать, какие виды договор и методы взаиморасчета бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели. В процессе развития и продвижения бизнеса каждый предприниматель обязательно сталкивается с понятием «контрагент». Кроме этого, слово можно услышать в деловом разговоре или увидеть в научной литературе. Вот только, кто такой контрагент, что он делает и как им становятся? Давайте разбираться.
Кто такие контрагенты и зачем они нужны
Контрагент – это одна из сторон, участвующая в гражданско-правовых отношениях. При этом установленные договором обязательства равно распределены между обеими сторонами, то есть стороны являются контрагентами друг другу.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим термин на конкретном примере: гражданин Смирнов продал гражданину Сидорову легковой автомобиль. Они подтвердили заключение соглашения подписанным договором купли-продажи и, следовательно, стали контрагентами по отношению друг к другу.
Простыми словами, контрагенты — это продавец и покупатель, участвующие в сделке. В повседневной жизни понятие встречается крайне редко, но тот, кто занимается юриспруденцией или бухгалтерией сталкивается с ним постоянно.
В зависимости от ситуации договор между контрагентами заключается:
Но, следует учитывать, что в сделке могут участвовать не две стороны, а гораздо больше. В этом случае каждая из них будет контрагентом по отношению к другому.
Виды и типы контрагентов
В настоящее время нет определённой классификации контрагентов, поэтому всё разделение происходит лишь условно. Например, по учёту тех, кто участвует в сделке:
Если же в сделке участвует несколько сторон, то это договор между многосторонними контрагентами. Кроме этого, контрагентов можно разделить на следующие виды:
Продавец-покупатель | Первая сторона обязуется поставить товар, а вторая его оплатить. |
Арендодатель-арендатор | Одна сторона передаёт указанный предмет (недвижимость) во временное пользование, а другая оплачивает аренду указанным в договоре способом. |
Отправитель-перевозчик | Отправитель оплачивает услугу перевозки, перевозчик доставляет вещь в указанное место. |
И это лишь несколько часто встречающихся видов. В каждой сфере деятельности список будет свой.
Какие формы договоров бывают
Ситуации, когда между двумя сторонами требуется заключение соглашения, бывают совершенно разными. В связи с этим различают несколько форм договоров:
Несмотря на то, что договор может заключаться как между юридическими, так и физическими лицами, он всегда должен соответствовать правилам, предусмотренным законом РФ.
Как заключить договор
Перед подписаниями соглашения необходимо составить письменное или устное предложение. После того, как контрагент его примет можно переходить к обсуждению условий и подписанию бумаг.
Этапы заключения договора:
На этом этапе стороны или одна из сторон составляет письменный договор, в котором указывает права и обязанности, а также другие важные моменты.
На втором этапе контрагент знакомится с документами и оформляет своё согласие на предложенные условия. Если первая сторона получила акцепт от второй, договор считается заключенным.
Информация о новом контрагенте заносится в специальную базу (если в отношениях участвует юридическое лицо).
Расчёты с контрагентом
Чаще расчёт с контрагентами осуществляется методом перевода денег на лицевой банковский или расчётный счёт. Кроме этого, допустимы варианты взаиморасчёта, обмена или передачи средств наличными. В зависимости от ситуации стороны выбирают подходящий для себя способ.
Кроме того, в современной экономике часто применяется товарообменный вариант, который не предусматривает дополнительной оплаты. Таким образом каждый участник сделки одновременно выступает и покупателем, и продавцом. Момент перехода права собственности прописывается в соглашении.
Проверка контрагента
Не все физические или юридические лица могут стать контрагентом. Например, участвовать в сделке не может лицо, признанное недееспособным. Кроме этого, не стоит забывать о так называемых фирмах однодневках, заключение контракта с которыми может привести к потере денег.
Как вы уже могли догадаться, очень важно проверять контрагента перед подписанием договора. Кстати, сделать это можно дистанционно, на сайте налоговой службы.
После этого, на странице будет отображена хранящаяся на ресурсе информация, ознакомление с которой позволяет составить мнение о контрагенте.
Заключение
Таким образом, разобраться, кто такой контрагент не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Трудности могут возникнуть после заключения договора. Чтобы этого избежать следует внимательно подойти к вопросу, проверить контрагента заранее, проконсультироваться со специалистами, обратиться к юристам. Только ответственный подход поможет избежать проблем.
У меня на этом всё. Подписывайтесь и до встречи в следующих статьях. Удачи!
Договора с контрагентами что это
Чтобы застраховать бизнес от непредвиденных проблем, целесообразнее выражать договорные отношения с клиентом в бумажном (печатном) виде, то есть – в форме договора.
При этом, заключение договора не всегда обязательно, особенно, если сумма сделки минимальна или отношения с контрагентом являются краткосрочными. А вот счёт лучше выставить, указав в нём сумму, количество и цену товаров. Для единичной сделки этого будет достаточно.
Вне зависимости от того, заключался договор или нет, и был ли выставлен счёт на покупку – товарная накладная нужна всегда. Этот документ подтвердит факт приёма-передачи продукции и отсутствие у клиента претензий к товару. И наоборот, без входящей накладной невозможно будет поставить на учёт приобретённые предпринимателем товары, и, соответственно – отразить затраты на их покупку.
Оформление конкретных видов договоров между физлицами и предприятиями
Больше всего недоразумений у субъекта хозяйствования вызывает порядок оформления договорных отношений с физлицом. Именно поэтому мы предлагаем пройтись по основным видам договором, которые могут заключаться между физическим лицом и предприятием.
1) Гражданский договор
Под ним понимается соглашение между физлицом и юр. лицом, в результате которого у обеих сторон возникают определённые права и обязанности. В таком документе нужно указывать предмет договора, особые требования к качеству исполнения или самой продукции, а также её количество и общую стоимость. Купля-продажа – яркий представитель гражданско-правовых договоров.
2) Поставка
Поставка относится к хозяйственным договорам. По договору одна сторона (поставщик) обязана в установленные сроки поставить оговоренный товар покупателю, который, в свою очередь, должен осуществить оплату, чётко установленную договорными обязательствами. Чаще всего договора поставки заключаются между контрагентами – юридическими лицами, однако и с физлицами также есть практика таких договорных отношений.
3) Подряд
Подрядный договор предусматривает соглашение между подрядчиком и заказчиком, согласно которому первый обязан выполнить оговоренную работу (оказать услугу), а клиент должен принять результат работы и произвести своевременную оплату. Договор подряда предназначен для регулирования отношений между бизнес-субъектами и физлицами касательно выполнения конкретных работ или услуг.
4) Аренда
Арендный договор заключается между собственником имущества (арендодателем), и лицом, принимающим это имущество в аренду (арендатором). В договоре обязательно должно быть указание на состав и стоимость арендуемого имущества, ставку платы за аренду, а также на обязанности сторон по сохранению целостности объекта аренды и условия его дальнейшего выкупа арендатором.
Аренда – частый в бизнес-обиходе договор, особенно, в плане сдачи недвижимого имущества. Как правило, в арендных договорах в равных долях выступают арендодателем и сами предприниматели, и частные лица – собственники недвижимости.
5) Кредитный договор
Договор кредита предусматривает предоставление кредитором заёмщику денежных средств (кредитование) в сумме и на условиях, установленных договорными обязательствами. При этом, на заёмщика ложится обязанность до определённого срока вернуть полученный кредит в полном объёме, а также выплатить проценты за пользование кредитными деньгами.
Кредитный договор заключается между юридическим и физическим лицом, в случае если предприятие предоставляет физлицу деньги в пользование на конкретных оговоренных условиях.
Важное замечание: Вне зависимости от вида договора, если один из контрагентов не выполнил свои обязательства в полном объёме, нужно составит акт сверки. Такой документ формируется на основе соответствующего договора, а также бухгалтерских выписок по взаимным расчётам. Акт сверки составляется отдельно каждой стороной договора, которая обязана прописать в нём точные сведение по выполненным обязательствам.
Более подробную информацию по каждому виду договоров и их правильному составлению можно найти на сайте интернет-бухгалтерии «Энтерфин». Мы делаем всё возможное, чтобы клиенты имели в своём распоряжении не только теоретическую базу, но и отображение её на практике, а потому на страницах нашей бухгалтерии пользователи могут на конкретных примерах ознакомиться с основными принципами по оформлению договорных отношений.
Как выстроить бизнес‑процессы для безопасного заключения договоров с контрагентами
При подписании договоров важно максимально снизить налоговые риски и защитить экономические интересы компании. Сделать это можно, только если в компании правильно организованы бизнес-процессы, договоры согласуются и исполняются, а контрагенты проходят тщательную проверку.
Самое важное при договорной работе — постараться убедить контрагента подписать выгодную вам форму договора, регулярно корректировать ее с учетом судебной практики и законодательных изменений. Для контроля сроков и обязательств контрагентов лучше следовать чек-листу. Этот же документ помогает исполнителю отслеживать гарантийные обязательства и документы на подпись.
1. Выберите информационную систему для ведения договорной работы и научите сотрудников ею пользоваться.
Это позволит автоматизировать большинство процессов и сократит время работы.
2. Подготовьте локальные нормативные акты, регулирующие действия сотрудников, которые занимаются созданием и согласованием договоров.
Важно, чтобы локальный нормативный акт был понятным для исполнителей и объяснял то, что сотрудники делают ежедневно (то есть раскрывал бизнес-процесс).
К таким актам относятся Положение о договорной работе и Регламент согласования отдельных положений определенных типов договоров юридическим отделом. Последний определяет, как специалисты по договорному отделу будут проверять договоры. В регламент можно включить таблицу по договору поставки, если компания является поставщиком или покупателем, отметить условия, которые необходимо изменять, привести рекомендации по компромиссным решениям и тому, чего нужно избегать в договоре подряда или перевозки. Новым сотрудникам регламент позволит быстро определить основные риски компании и облегчит передачу дел при увольнении ведущего специалиста.
3. Согласуйте разработанные документы со всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс, и их руководителями.
Возможно, понадобится провести совещания, чтобы услышать мнение исполнителей.
4. Утвердите локальные акты и следите за их исполнением.
Руководить за исполнением — это значит задавать правила игры. И в данном случае успех во многом зависит от авторитета руководителя, который будет руководить процессом. Важно, чтобы сотрудники серьезно относились к документам и следовали написанному в документах.
5. Утвердите формы договора.
Чтобы избежать рисков, старайтесь утвердить свою форму договора с наиболее удобными условиями. Так, если работа с контрагентом предусматривает гарантийные обязательства (проводятся ремонтные работы либо осуществляется допоставка запчастей), нужно продумать условие, при котором срок гарантии пролонгируется на время задержки. Начало и конец работ или поставки должны быть указаны в акте.
Формы договоров нужно постоянно корректировать с учетом судебной практики и изменений законодательства, традиций делового оборота в конкретном сегменте бизнеса и ранее возникавших споров.
6. Контролируйте исполнение договорных обязательств.
Какие пункты договора нужно согласовать с контрагентом
При согласовании договора ключевыми являются несколько пунктов. Но на самом деле существуют сотни условий, которые должны оговариваться в зависимости от специфики, договорной схемы, международного элемента, сегмента бизнеса и т.д.
Несогласование предмета договора может привести к его незаключенности.
Например, выставление счета на оплату в течение пяти рабочих дней всегда несет риски. Порядок оплаты в принципе часто процесс неконтролируемый. Так, у строителей заказчики оплачивают работы в течение 10 рабочих дней после подписания ряда документов и получения денежных средств от заказчика. И в этом случае вы получите деньги только тогда, когда генеральный подрядчик получит деньги от своего подрядчика.
В Решении Арбитражного суда Рязанской области от 15.08.2019 по делу № А54-8453/2017 суд поддержал довод истца о «сдвиге» сроков выполнения работ на время задержки по их оплате вне зависимости от заключенных дополнительных соглашений. По договору в некоторых случаях при выполнении работ был предусмотрен только аванс.
Суд посчитал, что просрочка в оплате любой из работ согласно дополнительным соглашениям приводит к тому, что исполнитель вправе оттягивать работы по всему договору, пока их не оплатят, если другие договоры не оплачены до конца.
Важен для бухгалтерского документооборота и получения денежных средств, так как закрывающие документы являются отправной точкой для получения денежных средств.
Несогласование этого условия может привести к тому, что договор будет считаться незаключенным.
Для международных поставок важно определить, в какой момент поставщик не будет отвечать за риски при повреждении товара. Также нужно оговорить порядок приемки товара по количеству, качеству и ассортименту.
Инструкции Госарбитража П-6 и П-7 регламентируют этот порядок и их можно включить в текст договора. Инструкции применяются и в тех случаях, которые не урегулированы договором. Они выгоднее для покупателя, так как процесс налажен и проходит внутренний контроль качества и количества. Для поставщика детализированный порядок приемки чреват рисками — вызов поставщика, уведомление, потребность в совместной приемке.
Сертификация может быть важна для дальнейших работ или поставок. Если использовать при работе на объектах материалы без сертификатов качества, их придется удалять из сметы. Материалы останутся в работе, но оплачивать их не будут. Это дополнительные риски.
Иногда случается так, что договор заканчивается, а автоматическая пролонгация не предусмотрена при отсутствии возражений у сторон. Напоминание о пролонгации договора тоже можно заносить в чек-лист.
Например, договор подряда может предусматривать штрафные санкции. Если ваш подрядчик нарушает правила охраны труда или не выполняет контрольные функции, например, не сдает отчетность, условие о зачете требований можно предусмотреть так, чтобы сумму штрафа можно было вычитать из тех работ, которые вы должны оплатить. Это можно сделать в одностороннем порядке.
Способ обеспечения обязательств как инструмент нивелирования рисков — не единственный способ. Эффективным способом обеспечения обязательств может быть залог или ипотека и недвижимое имущество. Но имеет значение, в каком порядке вы будете обращать взыскание на это имущество — во внесудебном или в судебном порядке.
Можно заручиться поручительством генерального директора — он будет солидарно отвечать за обязательства своей компании. Например, при долге в 5 млн руб. и заключенном договоре поручительства он обязуется исполнить эти обязательства в определенный срок. Если ни организация, ни генеральный директор не исполняют обязательства, можно взыскать с них средства в любой пропорции: например, 90 % к 10 % или 50 % на 50 %.
Можно заключать договор поручительства вместе с основным договором. В случае ненадлежащего исполнения нужно установить срок два-три рабочих дня после просрочки, и у поручителя наступят солидарные обязательства.
Это условие важно при взыскании дебиторской задолженности. Согласно АПК, претензия может храниться 30 календарных дней, если иное не предусмотрено в договоре. Более короткие сроки в договоре (например, 15 дней) рискованны, потому что контрагент может не успеть получить претензию, отправленную на юридический адрес.
Интересный прецедент раскрывается в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу № А40-206693/2018. Суд отменил решение Арбитражного суда Москвы, потому что истец не смог доказать факт оказания услуг из-за отсутствия документов согласно Постановлению Правительства г. Москвы. Недоговорное условие повлияло на факт выполнения работ. Сумма иска составила 1 млн руб.
Суд посчитал, что универсальных передаточных документов и товарных накладных недостаточно для того, чтобы доказать факт оказания услуги по вывозу грунта и утилизации строительного мусора. Документы подтверждали только объем передачи материалов 5-го класса опасности с объектов заказчика, но не вывоз и утилизацию этих материалов. Вывоз материалов с объекта заказчика могли бы подтвердить путевые листы.
Неполный комплект документов не подтвердил вывоз и утилизацию строительных материалов. В договоре была определена одна цена за услуги по вывозу и утилизации без указания отдельной суммы на утилизацию и вывоз. Если бы цены были указаны отдельно, суд мог бы взыскать долг за перевозку.
Суд пришел к выводу, что истец в полном объеме не оказал услуги по договору и у исполнителя не возникло права на оплату по невыполненным в полном объеме услугам, определенным договором. Оснований для взыскания долга нет.
7 деталей, о которых нужно помнить при заключении договора с контрагентом
Для физлица это дата и место рождения, для юрлица — юридический адрес.
Это важно сделать перед заключением договора. Можно даже взять пример с некоторых банков и записать на видео, как лицо подписывает договор, чтобы позже подпись нельзя было оспорить.
При заключении договора с физическим лицом нужно указывать дату и место рождения — только паспортных данных недостаточно (эти данные невозможно поменять, в отличии от фамилии). Если дата и место рождения не будут указаны, суд может отказать в выдаче исполнительного листа и задолженность нельзя будет взыскать.
В реквизитах юридического лица важен правильный адрес, ИНН и ОГРН. Так как с этим контрагентом будет работать исполнитель, важно отправить корреспонденцию на правильный юридический адрес.
Можно заказать печать с наименованием организации и проставлять ее на каждой странице. Так страницы нельзя будет подменить и не нужно будет подписывать каждую страницу.
В бизнес-процессе должно быть прописано, что парафирование происходит тогда, когда все лица согласовали договор.
Руководитель при получении договора не будет проверять название каждой страницы и все ли лица согласовали договор, ему достаточно будет увидеть штамп.
Можно включить в договор условие об обмене документами по электронной почте, на суде это будет юридически значимым фактом.
Опись вложения поможет подтвердить, что в конверте были определенные документы, и контрагент не сможет доказать, что он не получил их или в конверте находились пустые бумаги.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.