доходный дом перцовой что там
Тайны дома-сказки в центре Москвы: Почему архитектор утопил здесь свои картины, а Троцкий забрал квартиру хозяина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дом-сказка
Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.
Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.
Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.
Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.
Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.
Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.
В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.
Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…
Люди и судьбы
Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.
Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.
В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.
Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.
Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома чернокожего слугу, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.
Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.
К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.
Хранит свои старинные истории и память о великих людях и знаменитый московский Дом-комод.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дом Перцовой
Дом Перцовой (иногда встречается Перцевой) — архитектурное творение, заслуживающее внимания даже самых искушённых туристов. Охраняется государством и часто вводит в заблуждение своими названиями. Наряду с официальным, можно встретить вариант дом Перцова/Перцева. Москвичи нарекли здание Домом-сказкой и Сказочным теремом, отводя ему роль самого красивого и необычного исторического строения российской столицы.
Впрочем, так будущий объект культурного наследия прозвали ещё в начале прошлого века. А с подачи известного искусствоведа Сергея Глаголя достопримечательность уже тогда стала считаться самой оригинальной постройкой, возведённой за последние десятилетия, и была включена в путеводитель «По Москве» издательства братьев Сабашниковых.
История дома Перцова в Москве
Зинаида Перцова, официальная владелица архитектурного шедевра, была женой мецената и железнодорожного магната Петра Перцова. Предприниматель задумал построить доходный дом, одна часть которого предназначалась бы для талантливых художников и артистов, вторая — для собственного проживания.
Задуманное воплотилось благодаря коллекционеру Ивану Цветкову, который жил возле храма Христа Спасителя в особняке псевдорусского стиля. Ценитель живописи помог Петру Николаевичу подобрать подходящий участок поблизости, но с одним условием: строение должно быть выдержано в русском стиле.
В 1905 году был проведён закрытый конкурс на лучший проект здания. План должен был соответствовать духу Москвы и требованиям времени. Жюри, состоящее из выдающихся художников и архитекторов, выбрало Аполлинария Васнецова. Однако сам Пётр Николаевич отдал предпочтение работе Сергея Малютина.
«Сказочный терем» строился под руководством инженера Бориса Шнауберта и архитектора Сергея Жукова, который объединил художественный замысел автора в единый гармоничный ансамбль.
Весной 1907 года доходный дом уже встречал своих жильцов. Большую его часть занимали арендаторы, среди них были художники и театральные деятели: Наталья Альтман, Борис Пронин, Александр Куприн, Роберт Фальк и другие.
Здесь же, в подвальном помещении, с 1908 по 1909 год размещалась закрытая площадка для капустников мхатовцев «Летучая мышь». Его сцена видела Станиславского, Шаляпина, Собинова и других великих артистов.
В 1922 году железнодорожного предпринимателя арестовали, а дом национализировали. Поводом послужило содействие церкви — Пётр Николаевич хранил ценности храма Христа Спасителя. В особняке поселился Лев Троцкий и другие военные деятели.
В 30-х годах прошлого века постройки вблизи храма Христа Спасителя намеревались снести. К счастью, проект так и не реализовали.
Архитектура доходного дома Перцовой
Необязательно быть знатоком архитектуры, чтобы оценить необычный внешний вид особняка. Самый выдающийся ракурс в этом плане — угол Соймоновского проезда и Курсового переулка. Здесь возникает чувство, что видишь три фасада одновременно. Это достигается за счёт соединения двух фронтонов общим коньком, расположенным по диагонали. Такая обратная перспектива и делает доходный дом Перцовой неорусским. Среди других характерных черт модерна — асимметричное расположение балконов, окон, башнеобразные выступы кровли.
Всю постройку можно считать сочинением Сергея Малютина на тему Древней Руси. Об этом нам говорят и многочисленные декоративные элементы. Сквозной темой выступает славянское язычество, отсылающее ко времени крещения Руси. Одна из самых ярких деталей — яркое солнце из майоликовой мозаики, красующееся на торце.
Путешественники, побывавшие в талашкиновском комплексе «Теремок», наверняка узнают знакомые мотивы в виде драконов. Компанию этим мифологическим персонажам в доме на Пречистенской набережной составляют мифические птицы. Так, сирин, феникс и гамаюн пристально следят за подъездами здания. Сова, очертания которой внимательные наблюдатели узнают в дымоходе, напротив, изображена спящей.
Интерьер дома Перцова на Пречистенской набережной
Мотивы славянского фольклора прослеживаются и в убранстве особняка. Уже известный нам райский сирин запечатлён на деревянной резьбе прямо у входа в хозяйскую часть дома. Фигурки сов зорко наблюдают за происходящим, сидя на балясинах красивой широкой лестницы. Она, кстати, тоже не лишена декоративных элементов. Витиеватые деревянные листья и ягоды украшают и лестницу в доходной части постройки.
Продуманностью интерьера поражала и столовая с дубовыми панелями, майоликовой мозаикой и обильной резьбой. Здесь же некогда висел витраж «Въезд Победителя». Его выполнили по эскизам Михаила Врубеля мастера Строгановского училища. В расположенной рядом комнате была размещена картина Николая Рериха «Заморские гости», в кабинете Перцова — полотно «Мужик» кисти Филиппа Малявина.
Экскурсии
Достопримечательность включают во многие пешеходные экскурсии по российской столице, например, «Волшебные дома Остоженки. Московский модерн». К большому сожалению, рассматривать объект федерального значения можно только снаружи.
Внутри особняка с 1970-х годов располагается ГлавУпДК МИД России. Поэтому гостям здесь не рады. Если верить редким современным кадрам, сделанным внутри, от первозданного интерьера там осталось немного: лестницы, двери, кое-какие декоративные элементы и шкаф для одежды в вестибюле, изнутри обитый линолеумом.
Дом Перцевой на панораме Yandex: вид снаружи
Как добраться
Знаменитое четырёхэтажное здание возвышается на пересечении Соймоновского проезда, Курсового переулка и Пречистенской набережной. Точный адрес: пер. Курсовой, 1. Территориально относится к району Хамовники, Центрального административного округа. Удобнее всего добираться на метро, но есть и другие варианты.
На метро: в 400 метрах находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии. В километре с небольшим расположена станция «Парк культуры» Кольцевой линии.
На автобусах: до остановки «Пречистенская набережная» довезёт № 255, до «Метро „Кропоткинская“» — № А, «Музея изобразительных искусств имени Пушкина» — № м3.
Пешком: от храма Христа Спасителя идите на юго-запад в сторону Соймоновского проезда.
На машине: из САО поезжайте по Ленинградскому проспекту или ТТК. По ТТК можно добраться и из ЮАО. Парковки для авто оборудованы со стороны Курсового переулка.
На такси: до места назначения домчат «Максим»,«Яндекс. Такси», Uber, Gett, «Везёт», «Ситимобил».
Видеоэкскурсия по дому Перцовой:
Дом Перцовой в Москве.
Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым.
По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством.
Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.
Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.
В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.
Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.
Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по «делу церковников», получив 5 лет тюремного заключения.
Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.
Употребление «Дом Перцовой» является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.
Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро «Кропоткинская».
В разное время в нём проживали художники Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, Александр Куприн.
С середины 1970-х Дом Перцовой находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.
Строительные работы этого необычного дома, велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству.
В соответствии с его пожеланиями все перекрытия были выполнены в камне, электрическая проводка и водосточные трубы спрятаны внутрь стен.
По рекомендации художника для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава».
Интерьеры Малютин задумал в русском стиле с обилием резных деревянных элементов, которые выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари.
В апреле 1907 года Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной.
Официально домом владела Зинаида Перцова — жена Петра Перцова, который приходился племянником поэту Эрасту Петровичу Перцову и прославился строительством в 1909-1917 годах железной дороги Армавир — Туапсе.
Проект дороги встретил сопротивление со стороны министра финансов Владимира Коковцова, он поддерживал конкурентов из Акционерного общества Владикавказской железной дороги и отказал в выдаче кредита.
В поисках финансирования на выпуск акций Перцов заложил своё имущество в банк Алексея Путилова.
Зинаида Алексеевна не хотела включать дом на Пречистенской набережной в список обязательств перед кредиторами, но после уговоров мужа и сыновей дала своё согласие.
Мне кажется, или здесь действительно выглядывает «Наглая рыжая морда»?
Предприятие оказалось экономически прибыльным, и в 1910 году Перцов погасил ссуду и залоговое имущество было освобождено.
Большую часть помещений дома Перцовой сдавали в аренду, одно из них занял сам Сергей Малютин, он также приспособил часть подвала под хранилище своих работ.
Весной 1908 года подвалы дома пострадали от московского потопа. Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла.
Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника: «Царевна», «Леший», «Баба-яга», а также монументальное полотно «Куликово Поле».
В 1908 году в другом подвале здания открылось кабаре «Летучая мышь». Его основатели Никита Балиев и Николай Тарасов задумали создать неформальную площадку, где актёры Художественного театра смогли бы устраивать капустники и забавные представления.
Для размещения танцевального зала Перцов углубил подвал на аршин и застелил пол дубовым паркетом. По распространённой легенде во время осмотра помещения на Балиева и Тарасова вылетела летучая мышь, в честь которой и был назван театр.
Кабаре сразу стало известно в богемных кругах, но попасть на представление можно было только по специальному приглашению. Каждый новый посетитель проходил обряд посвящения, давая обещание не обижаться на происходящее.
На сцене театра можно было увидеть танцующего польку Василия Качалова, демонстрирующих французскую борьбу Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова, дирижировавшего оркестром Владимира Немировича-Данченко и мхатовских артистов.
Актёр Николай Монахов так описывал вечера в «Летучей мыши»: «Подвал был обставлен скромно, но уютно: буфетная стойка с простыми, вкусными домашними закусками, маленькая сцена, на которой артисты художественного театра изощрялись в показе различных «Самодельных» номеров. В кабаре я впервые увидел великого Станиславского, который показывал на сцене фокусы.»
На этой мозаике, если приглядеться повнимательнее, можно увидеть борьбу медведя с быком. Интересно, вроде как понятие борьбы «быков» и «медведей» как никогда связано с биржевыми торгами. Вот такая тут борьба «бобра с козлом» выходит.
Фронтоны дома, отделанные майоликовой мозаикой, и искусная резьба дверных проёмов наполнены сказочно-былинными мотивами. Основной тематикой узоров является волшебный сад: на торце здания возвышается яркое солнце, освещающее причудливые цветы и растения.
Некоторые искусствоведы также отмечают в убранстве черты скандинавского модерна: изображения драконов, медведей, рыб и сов, витиевато переплетающихся друг с другом. Отдельное внимание уделено мифическим птицам: гамаюн, феникс и сирин охраняют подъезды дома, а дымоход выполнен в виде спящей совы.
Стены столовой Перцовых отделали дубовыми панелями, лифт для посуды инкрустировали майоликовой мозаикой, изображавшей доменную печь, арки, наличники и карнизы выполнили из волнистой берёзы и обильно украсили резьбой.
В столовой Перцовых установили витраж «Въезд Победителя», выполненный мастерами Строгановского училища по эскизу Михаила Врубеля. В кабинете хозяина дома висела картина Филиппа Малявина «Мужик», а в комнате при столовой полотно Николая Рериха «Заморские гости».