доказано ли что душа есть

Ученые подтвердили существование души

Учёным удалось подтвердить существование души, они получили доказательства реальности души или духа. Исследователи из разных стран в разное время проводили исследования, связанные с реалиями существования человеческой души.

Сейчас о существовании явления «воспоминания о смерти » уже нет споров, но объясняют это явление по-разному. Точки зрения, которые основаны на физиологии, считают, что явление » воспоминания о смерти » происходит из-за изменения химических элементов в мозгу людей. Например, изменение количества CO2 вызывает галлюцинацию. А в психологии считают, это явление возникает из-за того, что человек психологически боится смерти, психологи не признают это действительностью.

Некоторые считают, что явление «воспоминания о смерти» отражает сверхъестественное объективное существование. Вещи, которые люди в момент смерти увидели — реальная действительность. Эта точка зрения совпадает с точкой зрения в кругах духовных практик.

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Эксперимент, доказавший существование души

Врач из Англии Шам Паниэр научными испытаниями впервые доказал действительность существования «души»(или духа, сознания). Испытание было следующее: в комнате, где лежал больной, он подвесил под потолок доску, на которой положил некоторые мелкие вещи, о которых знал только сам врач. Если после смерти душа больного сможет взлететь, сможет увидеть свое тело, увидеть, как врачи спасают его тело, увидеть люстру на потолке, то душа должна увидеть и эти мелкие вещи на доске. Если удастся спасти этого больного, и он сможет рассказать про эти мелкие вещи на доске, значит «душа» – это не выдумка, а объективно существующий предмет.

Шам Паниэр исследовал более 100 больных. Семь из них, которых спасли после клинической смерти, очнувшись, рассказали, что увидели свою «душу» и все мелкие вещи на доске. Это научный эксперимент впервые доказал в реальности существование души.

О существовании души (духа) знали уже несколько тысяч лет

Дух имеет какой-то размер, может летать и двигаться, он представляет собой другую форму существования жизни, а не воображаемый объект. Но стоит задуматься о том, что в кругах совершенствования ( как и в даосских, буддистских и среди последователей конфуцианства) две тысяч с лишним лет назад уже осознали, что душа (дух) представляет собой другую форму жизни после смерти человека.

Можно ли увидеть душу

В 2002 году в Журнале Парапсихологии ( The Journal of Parapsychology ) сообщалось о последних достижениях в этой области, которые доказали, что человеческая душа (сознание) может вызывать существенные изменения в показаниях электронных приборов.

Этот научный эксперимент возглавлял профессор Роберт Джан (Robert Jahn) из Принстонского Университета (США) с участием двух групп ученых из Германии. С 1996 года, они проводили исследования влияния человеческого сознания на поведение электронных приборов. Главной целью их исследований был вопрос: может ли человеческое сознание без физического контакта менять выходные сигналы электронного оборудования.

В результате экспериментов было установлено, что, человеческое сознание (душа, дух) оказывает существенное воздействие на показания приборов. Полученные данные вызвали удивление ученых. Присутствие сознания оказало воздействие на приборы, приведя к согласующимся изменениям в их показаниях.

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Все большее и большее число ученых начинает принимать тот факт, что человеческая душа ( дух, сознание) может существовать независимо от физического тела. Более того, если человеческий дух может существовать вне тела, тогда, очевидно, существуют другие пространства и материя, связанные с существованием духа.

Однако наука еще не достигла такого развития, чтобы исследовать эту область за гранью привычного понимания вещей. Таким образом, чтобы понять такое сверхъестественное явление, людям необходимо соответственно изменить свое мышление и методы исследований. А это уже совсем другая наука — наука будущего.

Как остаться в безопасности во время пандемии

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Факты расследования шокируют! Этот преступный бизнес организован правительством

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

ТОП-10 необъяснимых загадок Земли

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Древние знания для современных людей

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Почему в Древнем Риме прекратились эпидемии?

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Новости науки и жизни

Кто управляет нашим миром. Читать и слушать

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Фрагмент аудиокниги

Источник

4 доказательства существования человеческой души

В этой статье речь пойдет о душах. О, человеческих душах, мои читатели. О том, что есть у каждого из нас… Однако, не все в это верят. Итак, давайте разберемся в том, что есть душа? И существует ли она на самом деле. Вот вам четыре доказательства существования души:

1. Доказательство историко-религиозное. Во всех странах и у всех народов в основе религии есть такое понятие, как человеческая душа. В одних религиях, душа после смерти подвергается реинкорнации и возрождается в своих «новых жизнях» уже на иных ипостасях (восточные культы, буддизм). В других религиях душа после смерти попадает в чистилище (католичество). Кстати, в иудаизме — некий аналог чистилища называется «Гуф».

В иных религиях души сразу попадают в рай или ад (православие, ислам). Некоторые люди, придерживающиеся атеистических взгляда, тем не менее признают существование души, однако, считают, что после смерти душа превращается в одно сплошное «ничто», к примеру, душа атеиста после смерти как бы сливается с некой безликой бесконечной серой массой, в процессе разлагаясь на бессчетное количество мельчайших частиц и сливаясь с этой серой массой. Согласитесь, что, не смотря на то, что Ад и Рай по-разному видят представители тех или иных религий.

Однако, почти все они считают, что после смерти есть некое пространство, куда переселяется наша личность. Этим пространством, согласно христианству является царствие Божие, а той, субстанцией, что туда переселяется и является наша душа. Итак, душа существует по тому, что сама идея существования души уже заложена во всех религиях мира.

2. Доказательство физиологическое. Для начала рассмотрим один любопытный эксперимент, проведенный в Великобритании. Английские ученые производили взвешивание человеческих тел до и после смерти. В результате этого эксперимента им удалось установить, что умершее человеческое тело теряет в весе 11 грамм. Эксперимент проводился на различных людях, однако, цифра в 11 грамм оставалось неизменной. Итак, что же покидает человеческое тело после смерти? Ни у меня, да думаю и у вас, мои читатели, нет других мыслей, что этим чем-то, покидающим человеческое сердце может быть что-либо иное, кроме души.

3. Доказательство биоэнергетическое. Что есть мысль, господа читатели? Возможно, мысль есть некий процесс в результате, которого человеческое тело выделяет некую энергию, которая, преобразуясь по средствам нервной системы, может в некотором смысле исторгаться из тела, преобразовываясь в виде фона, окружающего человека. Как правило, этот фон называется аурой. Конечно, аура или же «спектральное излучение человеческого тела», как иногда именуют это явление, не имеет прямого отношения к религии, так как является областью биоэнергетики

Однако, предположим на секунду, что раз по этому излучению определить здоров ли человек, по крайней мере физически, то аура может быть неким биоэнергетическим отпечатком личности человека. А что может быть этим самым отпечатком, кроме «души»?

4. Доказательство по академику Бехтереву, или идея материальности мысли. Согласно мнению некоторых ученых мысль может в виде направленного потока некой энергии перенаправляться от человека к какому-либо объекту. Так знаменитый американский экстрасенс Урри Геллер мог силою мысли нагревать обыкновенные металлические ложки и гнуть их. Таким образом, он преобразовывал энергию мысли в термо-энергию (тепловое излучение). Некоторые люди могут мысленно двигать небольшие предметы, преобразуя свои мысли в механическую энергию. Кроме всего прочего есть некоторые люди, которые уверяют, что могут читать чужие мысли. Здесь речь идет о преобразовании человеческой мысли в некое подобие радиоволн, которые могут использоваться в качестве коммуникативного интерфейса, иначе говоря, для процесса мысленного общения.

Последний пример ярко иллюстрирует с собой один видных советских экстрасенсов, Вольф Мессинг, который читал мысли публики, прямо у нее на глазах. Многие склонны видеть в том процессе, который принято называть целительством, когда один человек может силою своей мысли излечить другого, тоже некий процесс перехода энергии мысли в особый вид излучения, который способен оказывать положительное влияние на человеческий организм. В данном случае, можно в качестве примера, рассматривать такую знаменитую целительницу, как Джуна!

Если человеческая мысль материальна, а что это так впервые стал говорить академик Бехтерев, то нужно задаться вопросом: «Может ли мысль умереть вместе с физической смертью тела?».

А вернее даже не мысль, а ее носитель. Однако, если при смерти мозг, как, впрочем, и нервная система, умирает, то, как же тогда мысль продолжает жить дальше. Ответ очевиден! Носителем мысли, как, впрочем, и той самой энергии, которая позволяет эту мысль материализовывать, является ни что иное, как душа. А после физической смерти человеческого тела этот самый источник энергии, которым в некоторой степени и является человеческая душа, по закону сохранения энергии, никуда не девается, а просто переходит в другую ипостась.

И это тоже есть доказательство существования человеческой души! Итак, вот 4 основные ПОЛОЖЕНИЯ, в моей теории о человеческой душе:

1. Итак, душа существует по тому, что сама идея существования души уже заложена во всех, религиях мира.

2. Душа существует, так как именно она является той субстанцией, что покидает человеческое тело после смерти.

3. Душа существует, так как она дает внешние эффекты, которые можно измерить (аура, излучение и т. д)

4. Душа существует, так как она является вместилищем мысли, которая обладает некой энергией. А по закону сохранения энергии, после физической смерти человеческого тела, она не исчезнет бесследно. А перейдет в другое физическое состояние (взойдет на другую ипостась бытия).

Источник

Что такое душа человека с научной точки зрения?

Есть ли реально хоть какие-то доказательства существования души. Этими вопросами задавались и задаются многие. Что такое душа человека с научной точки зрения?

Где находится душа у человека?

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Или души и вовсе не существует? Даже Иосифа Виссарионыча Сталина, в свое время, интересовал этот вопрос. И он задал его однажды симферопольскому архиепископу Луке:

«Неужели вы, будучи известным и знаменитым врачом, верите в существование души?»

Врач ответил утвердительно и без тени всякого сомнения. На что Сталин возразил:

«Разве она была вами найдена во время операции в теле человека?»

Естественно, хирург ответил, что там он ее не находил… Это дало повод великому кормчему еще раз усомниться:

«Как же, в таком случае, можно верить, что душа существует?»

«А вы верите, Иосиф Виссарионович, например, в то, что у человека есть совесть. » — спросил, в свою очередь, Лука (он же Валентин Войно-Яснецкий) у собеседника.

Сталин замолчал, некоторое время думал, потом сказал: «Верю». Ответ знаменитого хирурга был поистине великолепен:

«Совести в телах больных, которых оперировал, я также не обнаружил».

Эту забавную историю можно цитировать, вспоминать, каким-то образом трактовать… но суть ее от этого не меняется. Факт остается фактом: далеко не все, что существует во Вселенной, можно увидеть или потрогать. Но от этого существование тонких материй не становится менее убедительным.

Тем не менее, независимо от самых разных существующих на эту тему взглядов, в мире есть и безусловные научные доказательства факта существования душевной субстанции, и в этом смысле ученым тайну человеческой души разгадать-таки удалось.

Что такое душа с научной точки зрения

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Существование души с точки зрения науки подтверждает ряд научных экспериментов и доказательств. Понятия наука и душа сегодня уже не столь несовместимые, какими они казалось многим еще совсем недавно. И если прежде об этом размышляли все больше философы и религиозные деятели, то в наши дни все чаще и чаще на эту тему высказываются и ученые.

Так например, профессором Коротковым из Санкт-Петербурга с помощью специальных приборов была зафиксирована аура умирающих людей и было доказано, что ее свечение длится даже после их смерти, лишь постепенно затухая и исчезая в пространстве. И только после этого тело умершего становилось некой неодушевленной плотью, вызывавшей ассоциацию предмета. То есть, очевидно, что наша энергетическая оболочка живет дольше, чем наш физический организм.

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

О том, что у каждого человека есть душа, доказал и ученый из Барнаула Павел Гуськов. Что же такое душа с научной точки зрения по Гуськову, например?

Как ни удивительно, ученому удалось ее выявить с помощью присутствия рядом с человеком обычной воды, которая, как оказалось, способна менять свою структуру при записи разного рода информации. Опыты выглядели следующим образом: возле того или иного человека на некоторое время помещалась очищенная от разного рода энергетического влияния другой природы вода, после чего исследовалась ее структура.

Проведенные подобные эксперименты с участием сверхточных измерительных приборов тысячи раз показали, что в каждом случае, в зависимости от того, рядом с кем из испытуемых стояла емкость с водой, в ее структуре происходими те или иные изменения. Причем, если испытуемым оказывался один и тот же человек дважды — эта структура повторялась.

Другие ученые о существовании души

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Существует ли душа с научной точки зрения? Во всяком случае, научные доказательства факта существования души существуют. Их много и их можно проследить. В принципе, их результат, с точки зрения науки, подтверждает, что природа сознания как такового нематериальна.

Это отмечал создатель квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Э.Шредингер уже в двадцатом веке. Он говорил, что природа связи сознания с физическими процессами лежит в стороне от науки и за пределами человеческого понимания.

Российский академик П.К. Анохин также утверждал, что ни одну из мыслительных операций, которые мы обычно приписываем разуму, ученым до сих пор так и не удалось связать напрямую с какой-либо частью нашего мозга. И вообще:

психика не является по своей сущности функцией мозга как таковой. Она являет собой проявление совсем каких-то иных — нематериальных — духовных сил.

Это ли не есть еще одно доказательство существования души.

Факт существования души подтверждается

самыми разными учеными и их многочисленными научными исследованиями. Так например, известны и результаты четырехлетних опытов, проводившихся немецкими медиками и психологами. На примере пребывания в состоянии клинической смерти около тысячи человек испытуемых, научной группой доктора Бертольда Аккермана в Берлинском техническом университете было собрано множество свидетельств о характере послесмертного состояния людей.

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

И все эти люди, независимо от взглядов своих конфессий, — а для опытов подбирали самых разных их представителей, от атеистов до христиан, иудеев, мусульман… — все они после своего возвращения в мир (а отсутствовали они в нем под наблюдением ученых от сорока минут до часа) свидетельствовали об одном и том же: о своем ощущении покидания телесной оболочки, об ощущении безопасности, спокойствия и тепла; все помнили состояние левитации и образ яркого света…

Я понимаю, что итоги наших научных исследований на базе этого медицинского эксперимента могут противоречить убеждениям большинства, — заметил позже Аккерман, — но в результате мы получили искомый ответ: вечная душа есть. Так же, как и есть некая другая жизнь после нашей смерти.

Аналогичные итоги похожих экспериментов уже в Англии подтвердили Питер Фенвик и Сэм Парния из института психиатрии Лондона. Они также изучили состояние пациентов, которым удалось возвратиться к жизни после того, как остановилось их сердце. Было установлено, что некоторыми из этих пациентов абсолютно точно передавались, например, разговоры медперсонала в момент, когда сами эти люди находились в состоянии клинической смерти. Ими также во всей точности описывались некоторые происходившие в тот момент факты и события внешнего характера.

О бессмертии души как о научной проблеме

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

человеческий мозг, например, не создает и не продуцирует мысли самостоятельно: он их лишь воспринимает поступающими откуда-то извне, являясь, по сути, только их ретранслятором.

Это подтвердили впоследствии и ее собственные эксперименты: ученые из Петербурга (НИИ мозга) так и не смогли объяснить с научной точки зрения механику творческого, например, процесса. Оказалось, что сам мозг способен генерировать лишь элементарные мысли, такие, например, как — “размешать в стакане сахар” и что-либо в этом роде. Что же касается творческого процесса — то это проявления абсолютно иного качества и

как верующий человек,— высказала свое мнение Бехтерева, — я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом.

Жизнь после смерти есть

На международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию», проходившем в начале двухтысячных в С.Петербурге, ученый А.В. Михеев обозначил некоторые важные научные позиции, которые были доказаны и подтверждены:

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

В продолжение мысли о реальности и даже некоторого рода материальной составляющей нашей души можно еще раз упомянуть и о человеческой ауре. Долгое время ее существование, — как, впрочем, и всё вышеизложенное, — подвергалось сомнению. (Надо отметить, что во все времена, независимо от того, существуют или нет неопровержимо-научные доказательства того или иного явления, — всегда существовали, существуют и будут существовать люди, которые их отрицают). Но мы сейчас не о них.

А всего лишь, о том, — что под аурой человека понимается его вполне реальное биополе. И существуют уже высокочувствительные приборы, способные улавливать как это биополе, так и, собственно, — саму его ауру: светящиеся разноцветные световые лучи-отражения. При этом, — те или иные цвета ауры, степень ее плотности и даже направление ее лучей связаны с интенсивностью и характером нашего биополя и первопричиной того или иного его излучения: состоянием нашего организма, в том числе, и нашего психологического состояния.

Многие уже знают о том, что наше жизненное поведение способно как укрепить нашу ауру, а, следовательно, и состояние нашего здоровья, так и разрушить и наше биополе (что будет отражать излучение ауры), и наше здоровье в целом.

Очень важно поэтому следить как за своими мыслями, так и за своими действиями.

Источник

Восемь доказательств существования души и ее бессмертия

доказано ли что душа есть. Смотреть фото доказано ли что душа есть. Смотреть картинку доказано ли что душа есть. Картинка про доказано ли что душа есть. Фото доказано ли что душа есть

Автор статьи

Протоиерей Григорий Дьяченко

Показания здравого разума также с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная.

В природе материальной ничто не уничтожается. То, что называют разрушением, есть только перемена формы, фигуры. Огонь, например, сжигает дерево, но на самом деле огонь только разрушает дерево, только разлагает его на частицы более или менее тонкие, как-то: на пепел, пар, газ. Если бы возможно было соединить все эти частицы и взвесить их вместе, то мы получили бы вес, равный весу дерева. Следовательно, дерево не исчезает. Тело животного тоже разлагается, и частицы, какие составляли его, служат для составления других тел. Если бы можно было соединить и взвесить все эти частицы, то мы увидели бы, что они равны по весу с прежним телом. Следовательно, и тело животного не уничтожено. Искусству человеческому невозможно обратить в ничтожество самую малую частицу материи. Это очевидно. И между многочисленными исследованиями, произведенными над природой, нет ни одного, которое послужило бы доказательством, что частицы материи могут быть уничтожены.

То, что мыслит в нас, именно душа, есть существо. Какое это существо? Если бы мы подумали, что оно материально, то и в таком случае оно не может быть уничтожено, как и всякий другой предмет материальный. А так как оно духовно, то еще менее подвержено уничтожению; мыслящее и выше, и лучше не мыслящего; следовательно, уничтожение его немыслимо. Так как нет ничего в нас и вокруг нас такого, что было бы уничтожаемо, то как же выйдет, что душа есть единственное существо, подверженное уничтожению? Тело мое сохраняется, а душа, которая мыслит, любит, действует, которая есть образ Божий, почему она не сохранится?

Рассматривая внимательно душу, мы замечаем, кроме того, что она не может быть разрушена подобно телу, ни разложена, как тело, на составные части; потому что душа есть существо простое, не материальное, не составленное из каких-либо частиц материи. Оттого душа не подвержена изменениям, которым подвержено тело; и причины, которые действуют на тело, чтобы изменить или разложить его, не могут действовать на душу, потому что она не материальна. Мы рассмотрим те доказательства, какими наука утверждает бессмертие души и убеждает нас, что душа, будучи существом совершенно отменным от материи, не может быть разрушена тем, что разрушает существо материальное.

1-е доказательство. Тело подвержено постоянным изменениям во всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существует уже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Все, что это тело имело прежде из твердых и жидких частиц, вошло в состав других тел людей, растении, минералов, точно так же, как после смерти какого-либо человека тело его, разлагаясь, входит в состав новых тел. Но несмотря на это, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была за двадцать лет назад. Если же душа остается та же в то время, когда тело изменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное от тела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря на совершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. Какое различие существует между тем, что происходит с телом в то время, когда душа соединена с ним, и тем, что происходит с телом после того, как душа отделится от него в час смерти? После смерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее, незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, с которым она была соединена прежде. Не служит ли это доказательством того, что ее существование отлично и независимо от существования тела?

2-е доказательство. Если бы материя одарена была способностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мы чувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частиц материи. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящее начало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек не приобретает более мыслящих способностей; его способность чувствовать тоже остается одна. Опять, лишается ли человек какого-либо члена, ноги или руки, или глаза, он с этим не теряет способность мыслить.

3-е доказательство. Мысль не может быть произведена никаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагают вещества в тысячи различных форм; пусть в продолжение месяцев, годов, столетий прибавляют туда сколько угодно материальных стихий, газов, песку, плоти, крови, костей и т.д. – никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, не вспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали ее всем законам химии, физики и механики.

4-е доказательство. Всякая материя занимает пространство; а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; потому что оно существует простым и неразделимым среди множества ощущений и мыслей всякого рода, рождающихся в нашей душе. В одно и тоже время я вижу текущую у ног моих чистую волну, слышу пение птиц, ощущаю приятную свежесть, обоняю запах цветов, ощущаю вкус плода, размышляю о важном предмете, и все эти чувства и мысли не смешиваются в душе моей, и то, что во мне мыслит, не отлично от того, что во мне слышит, ощущает и видит. Но если бы душа была материальна и имела бы протяжение, как материя, то эти ощущения, эти мысли смешались бы; невозможно было бы различить их друг от друга; они составили бы смесь. Несколько красок, соединенных вместе, составят одну краску и притом совершенно отличную от всех входящих в состав ее. Тело, подверженное толчку многих других тел, которые действуют на него вдруг в различных направлениях, не уступят направлению ни одних, ни других тел, а идет по направлению, происходящему от соединения частных толчков. Итак, единство и разнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеет протяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, то каждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Если бы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единства неясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало одну известную часть души, то было бы разнообразие, но не единство. Существо, которое может обнимать мыслью и сравнивать прошедшее, настоящее и будущее, нематериально, ибо тогда одна и та же мыслящая сила не могла бы вместить всех этих трех предметов, не исказив и не разрушив их. А если бы было несколько мыслящих сил, то где была бы точка, соединяющая и постигающая все эти три предмета?

5-е доказательство. Если бы душа была материальна, то можно было бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точно так же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А между тем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека и заставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Если бы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, как покоряют и изнуряют тело. Палач может обратить тело в пепел, но он не имеет никакой власти над душей; она остается независимой от всех сил физических, действующих на нее. Воля не может быть разбита, как материя; целая армия не могла бы принудить благочестивого человека к дурному поступку, если бы даже подвергла его жестоким мучениям. Целый мир менее силен, чем воля, эта могущественная способность нашей души.

6-е доказательство. Однако доказательство каждодневного опыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это – борьба души против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас, когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их, побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Если бы плоть, кровь, физические склонности господствовали в нас, то было бы невозможно противиться им, они господствовали бы над нами, они управляли бы, как им угодно и действовали бы по законам материи чисто физическим. Тогда не было бы свободы в человеке, не было бы ни добродетели, ни долга, ни нравственности, ни религии. Мы были бы принуждены действовать по законам физическим, были бы, подобно светилам, принуждены двигаться в пространстве по силе законов движения, тяготения и прочее. Представьте себе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который, однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и вы согласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним власти непреодолимой, — а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась от материи.

7-е доказательство. Если бы все было материально в нас, то чувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их. При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывали бы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытывают одинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает и ранит их. А мы, однако же, знаем, что один остается холоден и невозмутим при виде зрелища, которое трогает и волнует других до слез.

8-е доказательство. Из вещественности души вытекало бы еще то, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему в человеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышление часто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицает дело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели он удерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душа была материальна, как тело.

Представим еще несколько доказательств бессмертия души, которые заимствуются из нравственной природы человека.

Заметьте прежде всего, что желание жить и жить всегда, которое находится в сердце каждого человека, дано Создателем не без цели. Это есть как бы первое указание на бессмертие души, как бы первое побуждение готовиться к жизни будущей.

Желание жить связано с желанием счастья, коего жаждет всякий. Эта жажда счастья не утоляется здесь; следовательно, должна быть жизнь будущая, где бы могло исполниться это пламенное желание нашего сердца. Мы видим, что Бог, давая человеку известные желания, дает вместе с тем и средства к удовлетворению их.

Мучимые жаждой, мы можем напиться; голод можем утолить пищей; уставши от труда, мы чувствуем нужду подкрепить и обновить свои силы покоем, и благодетельный сон подкрепляет их и обновляет. Но счастья мы ищем непрестанно, и никто нам не может дать его. Ужели же это счастье нигде не существует? Ужели Бог вложил в нас это желание, не имея намерения удовлетворить его когда-нибудь? Нет, Промысл Божий, который доставляет нашему телу все блага земные, не может навсегда оставить нашу душу, алчущую счастья. И так как счастье не находится здесь, то оно должно существовать за пределами настоящей жизни, в жизни будущей, в недрах Божьих.

Есть другое желание, близкое желанию счастья, это — желание усовершенствования, которое, по кратковременности нашей земной жизни, не может быть удовлетворено здесь. Нам кажется разумным думать, что Бог, даровавший нам это желание, удовлетворит его в жизни будущей. Заметьте, что в этой жизни способности нашего разума и нашего сердца не развиваются и не усовершенствуются до такой степени, до какой могли бы развиваться и усовершенствоваться. Но Бог не оставляет Своих произведений неполными, неоконченными.

Следовательно, надобно предполагать, что по Своей премудрости Он бережет для нашего духа другую жизнь, где человек сделается тем, чем может быть.

Человек способен приобретать каждый день новые познания. От детства до старости сколько успехов он может сделать в науках! Как он может усовершенствовать себя в благочестии! Однако же он умирает, и его умственное и нравственное образование остается незаконченным.

Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели! Ужели Бог уничтожил бы ее, прежде чем это усовершенствование будет окончено? Совершенство, как и счастье, есть растение не здешнего мира; оно принадлежит другому царству.

Очень сильное и даже поразительное доказательство бессмертия души есть беспорядок, царствующий в мире нравственном, где часто добрый человек страдает, а злой блаженствует.

Иоанн Креститель был обезглавлен в темнице по желанию нечестивой Иродиады. Ирод избивает вифлеемских младенцев, а сам умирает как царь. Вообще, история полна примеров счастливых пороков и несчастных добродетелей. Но если бы мы были обличены достаточной властью, то, конечно, наградили бы человека добродетельного и наказали бы порочного. Если же мы, будучи злы по природе, сделали бы это, то ни это ли должен сделать и Бог? Тот, Кто вложил в наше сердце чувство справедливости, неужели Сам сделается виновником несправедливости? И так как добродетель не награждается здесь вполне, а порок не наказывается достойно, то не должна ли быть другая жизнь, где всякому воздано будет по делам его?

Пусть не говорят, что человек добродетельный, как бы он ни был несчастлив, хотя бы был в узах, на эшафоте, на кресте, все-таки получает здесь свою награду в одобрении внутреннего голоса, который говорит ему: это хорошо! Пусть не говорят, что злой человек, хотя увенчан был бы честью и славой, хотя восседал бы за великолепной трапезой, жил среди наслаждений, получает в угрызениях совести достойную награду за свои злодеяния. Правда, что совесть одобряет или порицает; но этот голос не есть достаточное воздаяние: одобрение есть поощрение преуспевать в добре; порицание есть предостережение от зла. Если праведник переносит жестокие мучения, одобрение совести не препятствует ему чувствовать их и быть подверженным жестокой скорби. Если злой человек мучим совестью, то ему легко рассеяться среди светских удовольствий, коим он предается, и он не чувствует острия совести, пронзающей его. Если что способно поддерживать верующего в его горестях, так это надежда венца, обещанного на небе тем, которые на земле течение скончали и веру соблюли. Если бы эта надежда не осуществилась, то добрый человек был бы создание несчастное и Неразумное. И для чего бы он страдал? Для пустого имени, для ничтожества; он был бы жертвой своей веры, своей честности, своей добродетели. Злой человек был бы тогда самым умным человеком; и он избрал бы благую часть, удовлетворяя Своим страстям, поступая, как внушало ему его сердце, как казалось его испорченным глазам. И если бы он достиг того, чтобы заглушить свою совесть и ожесточить свое сердце, если бы он пил неправду, как воду, и наслаждался бы таким образом спокойно плодами своих пороков, то он достиг бы высшей степени мудрости. Это такие вещи, которые отвратительны для всех чувств души человеческой. Легко сказать: «добродетель получает здесь свою награду», когда философствуешь, сидя спокойно за обильным столом; Но праведник, который находится в узах, в сырой и мрачной темнице, которого в будущем ожидает только эшафот или костер, получает ли он соответственное и действительное вознаграждение в сознаний того, что он был верен Богу, добродетели и преуспевал до конца. Нет, Бог не ограничит этой малой, этой жалкой и почти Ничтожной наградой труды и болезни человека добродетельного. Бог, Который дозволил расти плевелам среди доброй пшеницы на поле этой жизни, не для одинакового употребления предназначил плевелы и пшеницу. Если Он дозволил, чтобы в этом мире было смешение благ и несчастий, то это для того, чтобы побудить человека к высоким добродетелям. Он никогда не попустил бы, чтобы одинаковая участь постигла верного исполнителя законов правды и ужасного преступника. Будет другая жизнь! Душа должна быть бессмертна!

Есть еще одно сильное доказательство бессмертия в привязанности, которую имеют родители к детям; вот как мы рассуждаем в этом случае: отец и мать любят своих детей и, находясь у смертного одра своего дитяти, они хотели бы не только возвратить его к жизни, но сделать так, чтобы оно жило всегда, хотели бы создать ему рай и устроить его счастье навеки. А что сделали бы родители, то тем более сделает Бог — Бог, от которого родители получили эту привязанность к детям, Бог, который не может желать уничтожения того существа, которое создано по Его образу, Бог, который даже и тогда, когда является судиею, не перестает быть милостивым отцом!? («Воскресное Чтение»1866 г. Чт. в обществе люб. дух. проев.1882 г.).

Решение возражений против бессмертия

Что имело начало, то будет иметь и конец. Так обыкновенно говорят: но почему так говорят? Все причины сводятся к тому, что на опыте так бывает: имевшее начало, потом имеет и конец. Действительно, окружающее нас представляет большей частью это явление. Большей частью, но не все. Земля явно имела начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не говорит. Небо имело начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не показывает. Вообще мир имел начало, но последует ли конец? Этого по опыту нельзя сказать. Таким образом, сам опыт, откуда добыто известное правило, что имеющее начало, имеет и конец, подтверждает его только по частям, а не вообще. Вообще говоря, опыт показывает, что многое, имеющее начало, не имеет конца.

Если за этим от опыта перейти к умозрению, то окажется совершенно противное. Надобно сказать, что все, возымевшее начало, вечно, так как не должно иметь конца. Почему? Потому что конец противоположен началу, так же как минус — плюсу, как холод — жару, как тьма — свету. Как одно выйдет из другого? Это невозможно. Тут тот же закон, по которому физики утверждают, что телу, которому сообщено движение, вечно должно двигаться в ту сторону, куда двинуто, доколе не встретит препятствия.

Если бы человек создан был для земли и не продолжал жить за гробом, то он вправе жаловаться, что не попеклись хорошо поместить его. Зачем ему тогда было давать такие желания и мысли? Зачем не дать то, что нужно для удобства земной жизни? Теперь он может переносить эти неудобства благодушно, в чаянии вечной жизни; а коль скоро вознаграждения нет, то он вправе роптать и обвинять. Скажут; ему все дано, что нужно. Нет, очевидно, недостает многого.

Бессмертие никто не может сделать очевидным, — правда. Но кто может очевидным сделать и небессмертие? Доказательства материалистов нерешительны; все сводится к тому, что тело умершего истлевает, и мы перестаем видеть его. Для нас его более нет, но есть ли оно само для себя, — этого мы не можем решительно отвергать уже потому, что не можем видеть как душа уничтожается. Скажут, есть причина подозревать, что нет, коль скоро не видим. Так, но есть причина подозревать, что есть. Какая причина? Не только нравственная, — даже материальная: например, присутствие полной души перед самой смертью, когда тело уже можно сказать полуразрушилось.

Я не был и не существовал, — а очевидно, начал быть, существую: cogito, ergo sum.. Была какая-то сила, которая вызвала меня от небытия к бытию и которая потом содержит меня доселе в бытии.

Так как я прежде не был, то могу и опять не быть: но так как не был и стал быть, то по опыту уже заключаю, что могу опять пройти в небытие и снова быть воззван — тою же силою — к бытию. Это чистая и прямая логика!

(Г. Дьяченко «Из области таинственного»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *