доказательства что христос бог

Доказательства что христос бог

Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог, а не Сын Человеческий, а то мусульмане почитают Христа не за Бога, а за пророка и никакой веры в Него поэтому не имеют, хотя ожидают Второго Пришествия! Благодарю Вас.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос), которое новозаветные книги применяют к Иисусу Христу, прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Св. апостол Павел пишет: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) – Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Могут ли иметь вес для мусульманина приведенные свидетельства? Могут, потому что Коран признает авторитет Евангелия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Сура 5). Представители ислама проявляют очевидную непоследовательность: имея источником об Иисусе Христе Евангелие, они изменяют его в соответствии со своими религиозными построениями.

Божественность Иисуса Христа доказывается не только текстом священных книг Нового Завета, но и богословски. Господь Иисус является Спасителем мира. Он искупил род человеческий от вечной смерти. Искупительный Подвиг не может совершить ни один человек, даже пророк. Это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта являлась исходной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин.4:2).

Источник

Давайте, друзья, представим, что какой-то конкретный человек (можете даже
взять лично себя!) является хорошим и порядочным гражданином своей страны, который
любит людей и никогда никому не делает зла, трудится на благо общества и хорошо
заботится о своей семье.

И вдруг однажды домой к этому человеку врываются представители власти и говорят
ему: «Вы подозреваетесь в убийстве нескольких людей! Следуйте за нами!»

На Ваши руки надевают наручники и отводят в тюрьму.
Затем идёт очень долгое следствие. Все доказательства Вашей виновности рассыпаются,
как карточный домик (потому что Вы не виновны!). Однако следователь упорно
твердит одно: «Ты виновен! Это именно ты совершил все данные преступления!»

И вот назначен день суда. Вы очень рассчитываете на то, что судья, внимательно
ознакомившись со всеми фактами по Вашему дело, конечно же, увидит Вашу невиновность
и оправдает Вас! Но каково же Ваше удивление, когда от судьи Вы слышите следующее:

Что бы ты сказал, мой друг, о моральных качествах судьи, который признал бы
тебя виновным в тех преступлениях, которые ты никогда не совершал?

Ответ очевиден, правда?

Что же, давайте ещё раз внимательно познакомимся с теми Библейскими текстами,
которые говорят нам о Божественности Иисуса Христа и пусть люди, которые не
согласны с этими фактами, ещё раз проанализируют предлагаемые аргументы!

Любое доказательство лучше всего начинать с неопровержимых фактов, которые
признают, как сторонники, так и противники разбираемого вопроса!

Таким фактом является природа Самого Господа Бога!

Никто не станет спорить с тем, что Господь Бог:

1. Это вечно существующая Личность!
2. Это всемогущая Личность!
3. Это всезнающая Личность!
4. Это Безграничный в Своих возможностях Творец, силою Которого сотворён весь окружающий нас видимый и невидимый мир!
5. Он Тот, Кто является Истинным Законодателем и только Ему принадлежит
власть прощать грехи людей, нарушивших предписания Его Нравственного закона!

Есть, конечно же, ещё и другие характеристики Бога, Которые свойственны только
Ему и никому другому! Но мы возьмём хотя бы вот эти 5-ть перечисленных пунктов!

Если же нам не удастся подтвердить Библейскими текстами, что Иисус обладает
всеми пятью выше перечисленными характеристиками Бога, то тогда окажутся правы
наши оппоненты!

Вот тексты Писания, которые подтверждают это:

Евангелие от Иоанна 8,54-58

В тот день Господь Бог обращался к Моисею в пустыне из среды горящего куста!
И, потрясённый этой встречей, Моисей спросил Бога: «Люди спросят у меня, как
имя Бога, Который послал тебя? Что мне на это отвечать?» На что Господь Бог
ответил так: «Я есмь Сущий!
Скажи сынам Израилевым: «Сущий (Иегова) послал меня к Вам!»» (Исход 3,14)

Примерно за 700 лет до рождения Спасителя мира Господь Бог показал
в видении пророку Исайи, как всё будет происходить в реальности. И пророк
воскликнул от радости:

Только Бога можно назвать Отцом вечности, потому что только Бог был есть и будет
всегда! И даже сама вечность является Его детищем! Слава и хвала нашему Чудесному Богу!

Пророк Михей подтверждает эту же самую мысль! Говоря о Спасителе, он передаёт
следующее заявление Бога-Отца о Своём Сыне:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет
Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из
начала, от дней вечных!

Этими словами Бог-Отец подчёркивает не то, что Его Сын был первым из сотворённых
Им существ (как утверждают некоторые!), а тот факт, что Он существовал прежде
всех вообще! Сын Божий существовал с Отцом от вечности! Он был с Ним всегда!
И никогда в прошлом не было такого момента, когда бы Он не существовал!

Посмотрите ещё и на такие слова Бога-Отца, Которые Он говорит о Своём Сыне:

Послание к Евреям 1,8-12

Обратите внимание, друзья, на два важных момента:

1. Бог-Отец называет Своего Сына Богом!
2. Бог-Отец говорит о Своём Сыне, как о вечно существующей Личности!

И здесь же в Послании к Евреям сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки
Тот же! (Евреям 13,8)

Итак, можем ли мы после прочтения всех этих текстов сомневаться в том, что
Иисус не имел начала Своего существования и никогда не будет иметь конца?

Начнём с Его собственного утверждения на эту тему!

Евангелие от Матфея 28,18

Дана Мне всякая власть на небе и на земле!

Евангелие от Матфея 17,1-2

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час,
прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя!
2 Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст
Он жизнь вечную!

Бог-Отец говорит о Сыне:

Послание Колосянам 1,16

Евангелие от Иоанна 2,24-25

24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал,
что в человеке!

Евангелие от Иоанна 6,60-64

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто
может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли
соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам,
суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть
неверующие и кто предаст Его!

Евангелие от Марка 2,5-8

О всезнании Бога-Отца сказано, что Он знает «все движения мыслей в каждом человеке!»(1-я книга Паралипоменон 28,9)

Из приведённых выше текстов мы видим, что это же самое качество присуще и нашему
Спасителю Иисусу! И из этих же текстов видно, что Иисус всегда знал, что ожидает Его и других людей в будущем!

Разбирая пункт 2, мы уже выяснили этот вопрос и отвечаем на него так:

«Да, Писание ясно говорит нам, что Сын Божий силой Своего Слова сотворил
весь видимый и невидимый мир всей окружающей нас Вселенной!»

Отчасти мы уже коснулись этого вопроса, но посмотрим на уже прочитанный нами
фрагмент из Евангелия от Марка (2-я глава) более подробно!

Евангелие от Марка 2,3-12

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли
кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой
лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои!

В 1-м Послании Коринфянам есть очень интересный фрагмент, в котором ясно сказано о том, что Христос, ещё до Своего воплощения на Земле, не только вёл народ Израильский через пустынные места в землю обетованную, но и кормил людей
духовной пищей, то есть все Законы и постановления, которые народ Божий получил через Моисея, были произнесены устами Христа! В этом фрагменте Он показан нам и как Законодатель! Читаем:

1-е Коринфянам 10,1-4

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
3 и все ели одну и ту же духовную пищу;
4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос!

Итак, пункт 5-й тоже доказан! Иисус реально прощал грехи людей, являясь вместе с Отцом Законодателем Нравственного Десятисловного Закона! И для того, чтобы
присутствующие понимали, что за Его словами о прощении стоит реальная
Божественная власть, Он доказывал эту власть, освобождая человека не только от
вины за совершённые грехи, но и даруя человеку физическое исцеление от его
болезней!

Все пять пунктов доказаны! Иисус обладает абсолютно всеми характеристиками,
которыми обладает и Бог-Отец, и значит, Он тоже Бог!

Вы абсолютно правы! Вот и Библейский пример того, что это не только возможно,
но и правильно!

Книга Деяния Апостолов 7,55-60

55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу
Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего
одесную Бога!
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно
устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои
одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе!
Прими дух мой!
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им
греха сего! И, сказав сие, почил.

Вот такие, друзья, факты!

Пусть, друзья, наш Добрый Небесный Отец обильно благословит всех нас правильно
понимать эти важные Библейские истины и не свергать в своих сердцах Иисуса Христа с того законного престола, который по праву принадлежит только Ему!

С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.

Источник

Божественность Иисуса Христа: все доказательства Библии

доказательства что христос бог. Смотреть фото доказательства что христос бог. Смотреть картинку доказательства что христос бог. Картинка про доказательства что христос бог. Фото доказательства что христос бог

Говорит ли Новый Завет про Божественность Христа — о том, что Иисус Христос является Богом? Конечно, да! Множество отрывков Библии доказывают эту основополагающую доктрину. Вот лишь некоторые из библейских отрывков:

Библия о Божественности Христа

Ибо вся полнота Божественная заключена в Нём, в Том, Кто принял человеческий облик, (К Колоссянам 2:9)

…пока ожидаем того благословенного дня, на который надеемся, когда снова появится во всей славе Своей наш великий Бог и Спаситель Иисус Христос. (К Титу 2:13)

В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог. (От Иоанна 1:1)

Божественность Иисуса Христа в Ветхом Завете

Более подробно эту тему рассмотрел известных христианский учитель Гордон Фергюсон. Мы с радостью публикуем перевод его статьи о Божественности Христа. В качестве доказательства рассмотрим отрывки Ветхого Завета, говорящие о вечной природе Иисуса Христа. Один из важнейших отрывков находится в книге Исайи 9 главе:

Это всё будет, когда родится ребёнок, Богом данный нам Сын, который станет поводырём, и назовут Его: Чудотворный Советник, Бог Всемогущий, Вечный Отец, Князь мира. Сила власти Его и мир умножатся для царя из семьи Давида, который будет управлять всегда и вечно, в справедливости и доброте. Велика любовь Господа Всемогущего к людям Его, и Он всё совершит этой великой любовью. (Исаия 9:6,7)

В те дни люди, оставшиеся жить в Израиле, люди семьи Иакова, не будут больше зависеть от того, кто их бьёт, они научатся полагаться только на Бога, Святого Израилева. Оставшиеся от семьи Иакова будут следовать снова Всемогущему Богу. (Исаия 10:20,21)

Более того, в книге Михея указывается на правителя, пришедшего из вечности:

Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности. (Михей 5:2)

Следующие отрывки из книги Исайя ясно говорят, что нет Бога, кроме Иеговы (Господа в современном переводе):

Господь говорит: «Вы, народ Мой, — свидетели, Я вас избрал, чтобы люди поверили в Меня, чтобы сами вы поняли, что Я — это Он, истинный Бог: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. (Исаия 43:10)

Господь, царь Израиля, Господь Всемогущий спасает Израиль, Господь говорит: «Я — единственный Бог, других богов нет, Я первый и Я последний. (Исаия 44:6)

Либо термин «Иегова» (в оригинале «Яхве») ссылается на Божество (Отец, Сын и Дух Святой), либо Иисус не является Божеством.

Заявления Свидетелей Иеговы о том, что Иисус есть меньший Бог, являются небиблейским политеизмом (учением о многобожии). Библия содержит много отрывков, доказывающих, что Иисус Христос на самом деле и есть Иегова. Некоторые люди ошибочно полагают, что имя Иегова применяется только к Отцу. В книге Иеремии Праведная Отрасль для Давида называется «Господь (Иегова) — праведность наша»:

Вот весть от Господа: «Настанет время, когда Я воздвигну Праведную Отрасль для Давида. Он будет править мудро, он восстановит справедливость. Во времена этой Праведной Отрасли спасётся Иудея и будет в безопасности Израиль. Имя его “Господь — праведность наша”. (Иеремия 23:5,6)

Давайте рассмотрим следующие параллели. Исайя 45:18-23 говорит о том, что перед Иеговой преклонится всякое колено и всякий язык присягнет из-за того, что есть лишь один Бог. Филиппийцам 2:11 показывает, что это событие ссылается на времена суда, когда все склонятся перед именем Иисуса Христа:

А посему, Бог вознёс Его до высочайшего положения и дал Ему имя выше всякого другого имени, чтобы все преклонились перед именем Иисуса все, кто на небе, на земле и под землёй, и чтобы все уста произнесли, что Иисус Христос — Господь во славу Бога Отца. (К Филиппийцам 2:9-11)

Иоиль 2:32 и Римлянам 10:9-13 показывают, что призвание имени Иеговы приравнивается к исповеданию Христа и призыву к Нему:

Все, кто призовёт имя Господа, будут спасены. Спасение придёт на горе Сион и в Иерусалиме. И среди спасённых будут люди, которых призовёт Господь. (Иоиль 2:32)

Если ты произнесёшь своими устами: «Иисус — Господь» и уверуешь в сердце своём, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён. (К Римлянам 10:9)

Раз Иоанн Креститель готовил путь для Иеговы (Исайя 40:3-5) и готовил путь для Иисуса (Марка 1:1-7), значит Иисус должен быть Иеговой. И снова, сказано, что Иегова создал всё (Исайя 42:5, 44:24), но то же самое записано об Иисусе Христе (Иоанна 1:1-3, Колоссянам 1:16). Это все доказывает, что Иисус и есть Иегова. Многие другие подобные сравнения безо всякой тени сомнений демонстрируют, что Иисус Христос является Иеговой. Сравните Исайя 45:5 и Титу 2:13, Откровение 1:8 и Откровение 22:13-16, Исход 3:14 и Иоанна 8:58.

Доказательства Божественности Иисуса Христа в Новом Завете

Как Божественность Иисуса Христа можно доказать из Нового Завета? На самом деле в Новом Завете есть масса отрывков, которые напрямую говорят о Божественности Христа. Иисус называется Богом в Иоанна 1:1, 20:28; Титу 2:13; 2 Петра 1:1 и 1 Иоанна 5:20. Евреи понимали, что заявления Иисуса о том, что Он является Сыном Божьим, на самом деле значили, что Он равнозначен Богу по Своей природе (Иоанна 5:18). Они не сомневались, что Иисус говорил о Себе как о Боге (Иоанна 10:33). Люди могут стать детьми Божьими через усыновление, но Иисус был уникальным Сыном Бога по природе (Иоанна 3:16, Филиппийцам 2:6).

Конечно, некоторые отрывки из Нового Завета говорят о том, что Иисус занимал несколько низшую позицию, в сравнении с Отцом (Иоанна 14:28), но это лишь на то время, пока Он находился во временном человеческом теле. Иисус добровольно отказался от Своей славы (Филиппийцам 2:5-8, Иоанна 17:5), но Его возвращение на Небеса отменило все эти временные ограничения (Ефесянам 1:20-21). Эта заниженная земная роль Иисуса Христа касалась лишь Его положения, но не Его личности или природы. Человек, находящийся на работе, может занимать более высокое положение по сравнению с другим человеком, но это абсолютно ничего не говорит о том, что подчиненный хуже его по своей природе. Подобная ситуация существует и в случае с Иисусом и Его Небесным Отцом.

Божественность доказывается служением Иисусу Христу

Третье и последнее доказательство Божественности Христа касается Его принятия служения Ему. Матфея 4:10 ясно учит, что служить можно лишь одному Богу. Человеку нельзя служить (Деяния 10:25-26, 14:12-15), как нельзя служить и ангелам (Откровение 19:10, 22:8-9).

Несмотря на это, Иисусу Христу служили и люди (Матфея 8:2, 9:18, 14:33, 15:25 и т.д.) и ангелы (Евреям 1:6). Исходя из этого можно сделать лишь один вывод — Иисус и есть Бог. Само основание церкви стоит на вере в Божественность Иисуса Христа (Матфея 16:16-18), а любое учение, отрицающее эту неоспоримую истину, столкнется с величайшей книгой книг — Библией, Словом Божьим.

Иисус Христос действительно вечен, «Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (Откровение 22:13).

Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Библейские доказательства Божественности Иисуса

2. БОГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

3. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА ХРИСТА

4. ИИСУС ХРИСТОС – ГОСПОДЬ И БОГ
В настоящей главе рассмотрим прямые утверждения о Божественности нашего Спасителя.

+Иисус в отличии от них – прощал грехи и это становилось причиной исцеления людей. Он освобождал их от жала смерти, того жала, чем и был в какой то степени грех (1Кор.15:56). Освобождение от греха – главное лекарство Иисуса Христа. Он говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5) [1]. Книжники возмущались, услышав слова Иисуса. Они говорили: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7) [1]. Этим самым высказыванием, противники Христа, книжники, подтверждали 2 факта: прощать может только тот, против кого сделали грех. Нам известно, что грех людьми совершен, прежде всего, против Бога. Если это так, то второе высказывание, что Иисус Христос – Бог, совершенно верное высказывание. Но подтверждение божественности Христа, даже не в Его словах «прощаются тебе грехи», поскольку их может сказать каждый человек, а в том, что далее Он говорит больному «встань, возьми свою постель и ходи» (Мк.2:9) [1]. Иисус призывает смотреть на Его дела, а не только на слова.
Иисус спрашивает: что легче сказать: «прощаются грехи тебе или встань и иди?» (Мк.2:9). Если бы Христос не был Богом, это сразу же обнаружилось, не было бы исцеления. Многие врачи в лечении пациента используют различные лекарства, упражнения. Исцеление же Христово было, прежде всего, в прощении греха и в Его слове.+

Источник

Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа

свя­щен­ник Марк
храм Вла­херн­ской иконы Божией Матери в Кузь­мин­ках, г. Москва,
закон­чил мос­ков­скую Духов­ную Семи­на­рию и Ака­де­мию, кан­ди­дат бого­сло­вия

Оглав­ле­ние

Работа посвя­щена поле­мике с сек­тан­тами, в первую оче­редь со сви­де­те­лями Иеговы. Просто и доступно изло­жены дока­за­тель­ства из Библии Боже­ствен­ного досто­ин­ства Христа и Свя­того Духа. Осо­бен­ность работы состоит в спе­ци­аль­ной под­борке Биб­лей­ских тек­стов, при­во­ди­мых в каче­стве аргу­мен­тов: они подо­браны таким обра­зом, что сохра­няют свою дей­ствен­ность и при исполь­зо­ва­нии сек­тан­тами отлич­ных от рус­ского Сино­даль­ного пере­вода изда­ний Библии. Известно, что сек­танты часто поль­зу­ются не Сино­даль­ной Биб­лией, а своим соб­ствен­ным пере­во­дом, или какими-либо дру­гими про­те­стант­скими изда­ни­ями, где многие клю­че­вые биб­лей­ские тексты, под­твер­жда­ю­щие пра­во­слав­ные дог­маты и тра­ди­ци­онно вклю­чен­ные в дог­ма­ти­че­ские учеб­ники, бывают пере­ве­дены иначе. По этой при­чине вполне убе­ди­тель­ными для них могут быть только те тексты, кото­рые в про­те­стант­ских и сек­тант­ских изда­ниях пере­ве­дены точно так же, как в рус­ской Сино­даль­ной Библии. Именно такие тексты пре­иму­ще­ственно и были исполь­зо­ваны при напи­са­нии данной работы.

^ Библия о Боже­стве Христа и Свя­того Духа

Биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог, Творец все­лен­ной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, дру­гого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет, позна­ется и суще­ствует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Кото­рые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет. Учение о Три­еди­ном Боге до конца непо­сти­жимо для чело­ве­че­ского ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Цер­ковь Хри­стова, явля­ю­ща­яся, по словам апо­стола Павла, стол­пом и утвер­жде­нием истины ( 1Тим.3:15 ), и о кото­рой ска­зано, что силы ада ее не одо­леют ( Мф.16:18 ). Так учит нас и Библия, многие тексты кото­рой при­от­кры­вают нам эту Боже­ствен­ную тайну. Рас­смот­рим сна­чала места Свя­щен­ного Писа­ния, под­твер­жда­ю­щие, что Сын Божий, став­ший Хри­стом ради спа­се­ния людей, есть Истин­ный Бог, совер­шенно равный по Своей при­роде Богу Отцу 1.

^ I. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает Христа Сыном Божиим. Это озна­чает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал чело­ве­ком, до того, как был сотво­рен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно ска­зать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что эле­мен­тар­ный здра­вый смысл нам гово­рит, что от рыбы рож­да­ется рыба, от птицы рож­да­ется птица, от чело­века рож­да­ется чело­век, а потому и от Бога рож­да­ется Бог и никто другой. Не может чело­век родить птицу, а рыба не может родить чело­века. Точно так же и Бог – Он рож­дает Бога, рав­ного Самому Себе. Подоб­ные отно­ше­ния бывают и у людей: в обыч­ной чело­ве­че­ской семье сын имеет точно такую же при­роду, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще мла­де­нец, однако потен­ци­ально сын явля­ется наслед­ни­ком имения своего отца, он имеет закон­ные права на наслед­ство, вступ­ле­ние во вла­де­ние кото­рым есть только вопрос вре­мени 2.

Итак, из того, что Хри­стос есть Сын Божий, непре­ложно сле­дует, что Он есть истин­ный Бог, равный Отцу. Напрасно воз­ра­жают неко­то­рые, что сынами Божи­ими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии вос­кли­цали от радо­сти…» ( Иов.38:7 ); «Я сказал: вы – боги, и сыны Все­выш­неговсе вы; но вы умрете, как чело­веки…» ( Пс.81:6 ), «…веру­ю­щим во Имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими» ( Ин.1:12 ) и мн. др. Однако во всех этих слу­чаях речь идет совсем о другом – об усы­нов­ле­нии Богу по Бла­го­дати, а не о при­род­ном сынов­стве, не о равен­стве по сущ­но­сти. Да, Ангелы и пра­вед­ные люди могут быть названы сынами Божи­ими, и даже богами, но не в соб­ствен­ном смысле этого слова, а лишь по при­ча­стию и при­бли­же­нию своему к Богу, по усы­нов­ле­нию, по Бла­го­дати. При­ме­ни­тельно же ко Христу выра­же­ние «Сын Божий» упо­треб­лено в соб­ствен­ном смысле этого слова – то есть Он явля­ется Сыном Божиим, оди­на­ко­вым с Отцом по общей Боже­ствен­ной при­роде, по единой Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Откуда это видно? Это видно из того, что Хри­стос назван в Библии Еди­но­род­ным: «… неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия» ( Ин.3:18 ) 4. Слово «еди­но­род­ный сын» (греч. ο μονογενής υιός) при­ме­ни­тельно к людям озна­чает «един­ствен­ный сын» и упо­треб­ля­ется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выра­же­ние «Еди­но­род­ный Сын Божий» озна­чает, что у Бога Отца есть только один Сын в соб­ствен­ном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, вопло­тился и стал Чело­ве­ком – Иису­сом Хри­стом. Вот почему в Библии ни к каким Анге­лам, ни к каким пра­вед­ни­кам – там, где их име­нуют сынами Божи­ими – термин «еди­но­род­ный» нико­гда не при­ла­га­ется. Хри­стос есть Сын Божий в сущ­ностно и прин­ци­пи­ально другом смысле этого слова, чем Ангелы и пра­вед­ники. Об этом гово­рит апо­стол Павел: «…кому когда из Анге­лов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Евр.1:5 )

Далее, о пред­веч­ном рож­де­нии Христа у про­рока Давида ска­зано: «…из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое» ( Пс.109:3 ). Ни о каких Анге­лах, ни о людях Библия так нико­гда не гово­рит. Ангелы и люди были сотво­рены из ничего, а Сын Божий рож­да­ется «из чрева» Отца. Выра­же­ние «из чрева» (евр. מרחם) озна­чает «из груди», «из сердца», «из внут­рен­ней сущ­но­сти», – подобно тому, как у людей мать рож­дает мла­денца. Мла­де­нец, как уже гово­ри­лось, явля­ется закон­ным наслед­ни­ком матери и по своей сущ­но­сти и досто­ин­ству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рож­да­ясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Боже­ствен­ную при­роду и равное Боже­ствен­ное досто­ин­ство 5.

Библия и во многих других местах пол­но­стью под­твер­ждает рож­де­ние Сына Божия из самой сущ­но­сти Отца и полное един­ство и равен­ство Сына и Отца. Вот, напри­мер, слова Самого Христа, Кото­рый о Своих отно­ше­ниях с Отцом гово­рит: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), то есть одно суще­ство, одна при­рода, одно Боже­ство. И в другом месте Он гово­рит: «Видев­ший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Также и апо­стол Павел сви­де­тель­ствует о Христе, что «В Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» ( Кол.2:9 ). Кто из тво­ре­ний Божиих может ска­зать о себе, что в нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства? Никто. Даже самые высшие Архан­гелы – Михаил, Гав­риил и другие не могут о себе так ска­зать. Они, конечно, при­частны к Богу, близки к Нему, но всю пол­ноту Боже­ства они вме­стить не могут. Ничто сотво­рен­ное не может вме­стить и поне­сти всю пол­ноту Боже­ства. Вся пол­нота Боже­ства может пре­бы­вать только в Истин­ном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пре­бы­вает, то это может озна­чать только одно: Хри­стос есть Истин­ный Бог.

А вот извест­ный всем первый стих Еван­ге­лия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть» ( Ин.1:1 ). Ска­зано совер­шенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Созда­тель, Сотво­рив­ший небо и землю, как об этом повест­вуют (очень, кстати, созвуч­ные рас­смат­ри­ва­е­мым Еван­гель­ским словам) первые строки Библии: «В начале сотво­рил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ).

Еван­ге­лист Иоанн гово­рит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Свя­щен­ного Писа­ния выра­же­ние «в начале» часто ука­зы­вает на начало бытия мира 6. В таком именно смысле оно упо­треб­ля­ется, несо­мненно, и здесь. И отсюда сле­дует, что в начале, когда Бог начал тво­рить все, – в этом самом «начале», Слово уже было. Один тол­ко­ва­тель Библии, ком­мен­ти­руя это место, гово­рит: «Слова еван­ге­ли­ста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начи­нал устро­яться мир, то есть Слово было до устро­е­ния мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде вре­мени, ибо начало мира есть вместе и начало вре­мени, прежде сло­же­ния мира не было вре­мени; а бывшее прежде вре­мени было от веч­но­сти, сле­до­ва­тельно, бытие Слова – вечное, без­на­чаль­ное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; сле­до­ва­тельно, бытие Слова в полном смысле вечное – без­на­чаль­ное и бес­ко­неч­ное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Боже­ствен­ном бытии сви­де­тель­ствует Сам Хри­стос, когда, напри­мер, гово­рит сле­ду­ю­щее: «И ныне про­славь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, кото­рую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ).

Неко­то­рые, однако, утвер­ждают, что слово «Бог» упо­треб­лено у еван­ге­ли­ста Иоанна ( Ин.1:1 ) не в соб­ствен­ном смысле этого слова, что есть один только истин­ный Бог – это Бог Отец, тогда как вопло­тив­шийся и став­ший Хри­стом Бог Слово не явля­ется равным Ему Богом. Для дока­за­тель­ства этого они ссы­ла­ются обычно на те места Библии, где о Христе гово­рится как будто бы как о Суще­стве, под­чи­нен­ном Богу Отцу. Так, напри­мер, они при­во­дят текст Еван­ге­лия, где Хри­стос гово­рит: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Также они ука­зы­вают и на слова апо­стола Павла: «Вся­кому мужу глава Хри­стос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Однако сле­дует знать, что эти слова Свя­щен­ного Писа­ния не только не опро­вер­гают, а, напро­тив, под­твер­ждают Боже­ствен­ную при­роду Христа и Его полное равен­ство с Богом Отцом. Дей­стви­тельно, если мы вду­ма­емся в при­ве­ден­ные слова апо­стола, то на при­мере отно­ше­ний мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бес­спорно, и явля­ется главой жены, однако это отнюдь не озна­чает, что жена, по срав­не­нию с мужем, есть суще­ство низшей при­роды. Жена по своей при­роде, по своему досто­ин­ству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем состав­ляют одну при­роду, как об этом сказал Гос­подь: «…оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт.2:24 ). Итак, рас­суж­даем: муж – это чело­век? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже чело­век? – Да. Сле­до­ва­тельно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну при­роду, одно и то же чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Но при всем при этом муж – глава жены. По ана­ло­гии с этим сле­дует мыс­лить и об отно­ше­ниях Христа с Небес­ным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Хри­стос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом оди­на­ко­вую Боже­ствен­ную при­роду и досто­ин­ство, Они с Отцом едины – («Я и Отец – одно» Ин.10:30 ).

Далее: как жена, при­зна­вая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное чело­ве­че­ское досто­ин­ство с мужем) в неко­то­ром смысле ска­зать, что муж мой – больше, чем я, так и Хри­стос при­ве­ден­ные выше слова: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), – гово­рит в подоб­ном же смысле, и Его полное равен­ство Отцу этими сло­вами отнюдь не отвер­га­ется.

Апо­стол Фома сказал Христу, явив­ше­муся после Своего Вос­кре­се­ния: «Гос­подь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ). Всем хорошо известно, до какой сте­пени евреи были щепе­тильны и какую они имели рев­ность в вопро­сах славы Божией, – ведь они хорошо пом­нили, что Бог Иегова 7 есть Бог рев­ни­тель, Кото­рый сказал Своему народу: «Ты не должен покло­няться богу иному, кроме Гос­пода (Иеговы – евр. יהוה); потому что имя Его –рев­ни­тель; Он Бог рев­ни­тель» ( Исх.34:14 ). И еще: «Я Гос­подь (Иегова – евр. יהוה), это – Мое имя, и не дам славы Моей иному» ( Ис.42:8 ). Поэтому нико­гда бы апо­стол Фома не назвал Богом того, кто Им не явля­ется. И уж совер­шенно точно эти слова нико­гда бы не вошли в состав Свя­щен­ного Писа­ния, если бы те, кто напи­сал Новый Завет, то есть апо­столы, не знали с послед­ней сте­пе­нью досто­вер­но­сти, что Хри­стос есть истин­ный Бог, в Боже­ствен­ном Своем досто­ин­стве равный Богу Иегове.

Точно так же и святой еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф.28:19 ), – если бы Сын не имел рав­ного с Отцом Боже­ствен­ного досто­ин­ства.

Далее: апо­стол Павел, пере­чис­ляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и обще­ние Свя­таго Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор.13:13 ) 8, – разве напи­сал бы так апо­стол Павел, бывший, по его соб­ствен­ным словам, «неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний» ( Гал.1:14 ), рев­ни­те­лем славы Божией – разве напи­сал бы он так, если бы Хри­стос и Святой Дух не имели бы рав­ного Отцу Боже­ствен­ного досто­ин­ства? Конечно, нико­гда бы не напи­сал.

Также нико­гда бы не сказал стар­ший из апо­сто­лов, святой Петр, об имени Иисус, – что «нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» ( Деян.4:12 ). Разве не знал Петр, что дано было через вели­кого про­рока Моисея евреям страш­ное и свя­щен­ней­шее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он про­ро­че­ские слова о том, что спа­са­ется тот, кто при­зы­вает имя Иеговы? Ибо ска­зано у про­рока Иоиля: «всякий, кто при­зо­вет имя Гос­подне (евр. יהוה), спа­сется» ( Иоил.2:32 )? Разве не знал он, что Сам Гос­подь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки ( Исх.3:15 )? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заме­нить это вели­кое имя Бога, о кото­ром Давид сказал: «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ), – как он мог заме­нить его на другое имя – Иисус? Как он мог осме­литься, как он мог дерз­нуть на это? Но святой Петр без всяких коле­ба­ний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страш­ное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, рав­ного Иегове по единой общей Боже­ствен­ной при­роде. И Библия особо под­чер­ки­вает, что Петр гово­рит свои слова (о том, что нет дру­гого имени, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись),«испол­нив­шись Духа Свя­того» ( Деян.4:8 ), чтобы засви­де­тель­ство­вать для всех, что это не при­ду­мано людьми, но явля­ется новым Откро­ве­нием от Бога Истин­ного, данным миру для спа­се­ния мира.

По той же самой при­чине – рев­но­сти о славе Иеговы биб­лей­ских писа­те­лей – нико­гда бы не назы­вали они в своих писа­ниях Христа теми же име­нами, что и Иегову, если бы не имели совер­шен­ного знания о Его истин­ном Боже­ствен­ном досто­ин­стве. А таких мест в Библии име­ется много. Напри­мер, Иегова гово­рит о Себе через про­рока Исаию: «Я первый и Я послед­ний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис.44:6 ), а в Апо­ка­лип­сисе Иоанна Бого­слова мы читаем о Христе: «…напиши: так гово­рит Первый и Послед­ний, Кото­рый был мертв, и се, жив…» ( Откр.2:8 ).

Иегова гово­рит о Себе: «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­теля, кроме Меня» ( Ис.43:11 ). А о Христе у апо­стола Павла ска­зано: «…ожидая бла­жен­ного упо­ва­ния и явле­ния славы вели­кого Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа…» ( Тит.2:13 ).

О Втором при­ше­ствии Христа гово­рится, что его откроет Гос­подь Все­дер­жи­тель – «…бла­жен­ный и единый силь­ный Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих, единый име­ю­щий бес­смер­тие, Кото­рый оби­тает в непри­ступ­ном свете, Кото­рого никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может. Ему честь и дер­жава вечная! Аминь» ( 1Тим.6:15-16 ). А о Христе в Апо­ка­лип­сисе ска­зано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец побе­дит их; ибо Он есть Гос­подь гос­под­ству­ю­щих и Царь царей, и те, кото­рые с Ним, суть званые и избран­ные и верные…» ( Откр.17:14 ).

Иере­мия в извест­ном мес­си­ан­ском про­ро­че­стве даже прямо назы­вает Христа именем Иеговы: «Вот, насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, и вос­ставлю Давиду Отрасль пра­вед­ную, и воца­рится Царь, и будет посту­пать мудро, и будет про­из­во­дить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спа­сется и Изра­иль будет жить без­опасно; и вот имя Его, кото­рым будут назы­вать Его: «Гос­подь (евр. יהוה) оправ­да­ние наше!» ( Иер.23:6 )

Кроме того, пол­но­цен­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство Иисуса Христа ясно видно из вни­ма­тель­ного сопо­став­ле­ния многих парал­лель­ных мест Библии, где раз­ными свя­щен­ными писа­те­лями повест­ву­ется об одних и тех же собы­тиях Свя­щен­ной исто­рии или об одних и тех же про­ро­че­ствах. Вот, напри­мер, пророк Исаия гово­рит об одном из своих виде­ний: «…глаза мои видели Царя, Гос­пода (евр. יהוה) Сава­офа» ( Ис.6:5 ). А святой еван­ге­лист Иоанн, опи­сы­вая то же самое виде­ние про­рока, утвер­ждает, что глаза Исаии видели Иисуса: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и гово­рил о Нем» ( Ин.12:40-41 ). Зада­дим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и гово­рил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иего­вой одну и ту же общую Боже­ствен­ную при­роду 9.

Есть много и других подоб­ных мест в Библии. При­ве­дем неко­то­рые из них. В книге Деяний ска­зано, что Христа из мерт­вых вос­кре­сил Гос­подь Бог: «СегоБог вос­кре­сил в третий день, и дал Ему являться…» ( Деян.10:40 ). А Иисус гово­рит о Своем Вос­кре­се­нии, что это Он Сам вос­кре­сил Себя: «Иисус сказал им в ответ: раз­рушьте храм сей и Я в три дня воз­двигну его» ( Ин.2:19 ).

Святой пророк Давид гово­рит в псалме: «В начале Ты осно­вал землю, и небеса дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нятся; но Ты тот же, и лета Твои не кон­чатся» ( Пс.101:26-27 ). Не под­ле­жит ника­кому сомне­нию, что слова эти ска­заны об Иегове, Созда­теле все­лен­ной. Однако апо­стол Павел в Посла­нии к евреям ( Евр.1:8-12 ) утвер­ждает, что Давид гово­рит здесь о Христе. И отсюда сле­дует, что Хри­стос явля­ется таким же Созда­те­лем все­лен­ной, каким явля­ется Иегова Бог.

Но ведь об этом ника­кого спора и нет, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие нико­гда не отвер­гало пол­но­цен­ное земное чело­ве­че­ство Христа. Отвер­гали его ере­тики (докеты, апол­ли­на­ри­сты и др.) Истин­ное же пра­во­слав­ное бого­сло­вие всегда кате­го­ри­че­ски наста­и­вало на том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век. Однако при этом оно столь же кате­го­ри­че­ски утвер­ждало, что Он одно­вре­менно есть и истин­ный Бог. Хри­стос имеет две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, Он есть Бого­че­ло­век, то есть одно­вре­менно и Бог, и Чело­век. Не полу­бог-полу­че­ло­век, но полный совер­шен­ный Бог и полный совер­шен­ный Чело­век, соеди­нив­ши­еся в одной Лич­но­сти. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Хри­стос есть истин­ный и реаль­ный Чело­век, сле­дует отве­тить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только поло­вина правды. Вторая же поло­вина правды заклю­ча­ется в том, что Хри­стос одно­вре­менно есть и Истин­ный Бог. В единой лич­но­сти Христа соеди­ни­лись две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа про­яв­ляла себя по-своему. «В каждом дей­ствии Христа, – гово­рит В. Лос­ский, – можно видеть два раз­лич­ных дей­ство­ва­ния, так как Хри­стос дей­ствует сооб­разно Своим двум при­ро­дам, через обе Свои при­роды, – подобно тому, как рас­ка­лен­ный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая при­рода дей­ствует сооб­разно своим свой­ствам: рука Чело­века под­ни­мает с одра девицу, Боже­ство ее вос­кре­шает; ноги Чело­века сту­пают по поверх­но­сти вод, Боже­ство водную поверх­ность укреп­ляет. «Не чело­ве­че­ская при­рода вос­кре­сила Лазаря, но и не Боже­ство про­ли­вало слезы у его гроба», – гово­рит святой Иоанн Дамас­кин». Итак, именно этим сле­дует объ­яс­нить обще­из­вест­ный факт, что Свя­щен­ное Писа­ние иногда гово­рит о Христе как о Боге, а иногда как о Чело­веке. Это биб­лей­ское учение о Бого­че­ло­веке, о соеди­не­нии в единой лич­но­сти Христа двух природ явля­ется тем незыб­ле­мым кра­е­уголь­ным камнем хри­сти­ан­ского бого­сло­вия, без кото­рого хри­сти­ан­ства нет и быть не может.

Теперь, когда мы рас­смот­рели биб­лей­ские сви­де­тель­ства о Христе, Сыне Божием, обра­тимся снова к Свя­щен­ному Писа­нию и поста­ра­емся опре­де­лить, что гово­рит оно нам о тре­тьем Лице еди­ного Бога Троицы – о Святом Духе.

^ II. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

В Библии о Духе Святом гово­рится более при­кро­венно, чем об Отце и Сыне. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов писал, что откро­ве­ние Бога Троицы дава­лось людям посте­пенно: «Ветхий Завет ясно про­по­ве­до­вал Отца, а не с такой ясно­стью Сына; Новый открыл Сына и дал ука­за­ние о Боже­стве Духа; ныне пре­бы­вает с нами Дух, даруя нам ясней­шее о Нем позна­ние. Небез­опасно было прежде, нежели испо­ве­дано Боже­ство Отца, ясно про­по­ве­до­вать Сына, и прежде, нежели при­знан Сын… обре­ме­нять нас про­по­ве­дью о Духе Святом, и под­вер­гать опас­но­сти утра­тить послед­ние силы, как бывало с людьми, кото­рые обре­ме­нены пищей, при­ня­той не в меру, или слабое еще зрение устрем­лять на сол­неч­ный свет. Над­ле­жало же, чтобы Тро­ич­ный свет озарял про­свет­ля­е­мых посте­пен­ными при­бав­ле­ни­ями, поступ­ле­ни­ями от славы в славу».

Тем не менее можно ука­зать много биб­лей­ских тек­стов, где гово­рится о том, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Отцу и Сыну. Прежде чем пере­чис­лить неко­то­рые из этих тек­стов, сле­дует еще хотя бы кратко ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­че­ния Лич­но­сти Свя­того Духа от Бла­го­дати Свя­того Духа. Дух Святой в соб­ствен­ном зна­че­нии этого имени есть Лич­ность, а вовсе не какая-то без­лич­ная сила: Он есть одно из трех Лиц Бога Троицы. Само­сто­я­тель­ное личное начало Свя­того Духа видно, напри­мер, из сле­ду­ю­щих слов Самого Свя­того Духа: «отде­лите Мне Вар­наву и Савла на дело, к кото­рому Я при­звал их» ( Деян.13:2 ). Совер­шенно оче­видно, что такие слова о Себе может ска­зать только созна­ю­щая Себя Лич­ность, а не какая-нибудь без­лич­ная сила или энер­гия. Энер­гией, исхо­дя­щей от Бога и не име­ю­щей само­сто­я­тель­ного лич­ного начала, при­зна­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии Бла­го­дать Свя­того Духа. Бла­го­дать Свя­того Духа и Сам Святой Дух – это не одно и то же, хотя в Библии нередко Бла­го­дать Свя­того Духа и назы­ва­ется упро­щенно именем Самого Свя­того Духа. Это про­ис­хо­дит по той при­чине, что Бла­го­дать, то есть сила и энер­гия Бога, чаще всего при­хо­дит к нам и дей­ствует в мире именно через третье Лицо Троицы – через Лицо Свя­того Духа 10.

Итак, посмот­рим, что нам гово­рит Библия о Святом Духе. Вот, напри­мер, послед­ние слова про­рока Давида: «Дух Гос­по­день гово­рит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Изра­и­лев…» ( 2Цар.23:2-3 ) Здесь мы видим, что Давид назы­вает Духа Свя­того Богом Изра­и­ле­вым. Почему он это делает? Разве он не знает, что Богом Изра­и­ле­вым явля­ется Бог Иегова? Конечно, Давид это знает, но гово­рит так потому, что при­рода Духа Свя­того есть та же самая, что и при­рода Бога Иеговы.

А вот что гово­рит Анании апо­стол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому… Ты солгал не чело­ве­кам, а Богу» ( Деян.5:3-4 ). Если солгать Духу Свя­тому есть то же самое, что солгать Богу, то это озна­чает, что Дух Святой есть Бог, что Он имеет истин­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство.

Выше гово­ри­лось, что по при­чине рев­но­сти о славе Божией еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд имена Отца и Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф.28:19 ), – если бы не имел досто­вер­ней­шего знания о равном Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отца и Сына. Однако по той же самой при­чине он нико­гда бы не поста­вил в этот ряд и имени Свя­того Духа, если бы не знал несо­мненно о Его совер­шен­ном равен­стве и еди­но­су­щии с Отцом и Сыном.

Апо­стол Павел гово­рит коринф­ским хри­сти­а­нам: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: все­люсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом» ( 2Кор.6:16 ) 11. Смысл слов апо­стола ясен: хри­сти­ане явля­ются храмом Бога, потому что в них оби­тает Бог. Однако в другом месте апо­стол Павел тем же самым коринф­ским хри­сти­а­нам гово­рит сле­ду­ю­щее: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ) Итак, о все­ле­нии Бога, дела­ю­щем хри­стиан храмом Божиим, апо­стол в одном месте гово­рит, что это есть все­ле­ние Бога Иеговы, а в другом, что это есть все­ле­ние Духа Свя­того. И отсюда сле­дует, что одна и та же Боже­ствен­ная при­рода в равной сте­пени при­над­ле­жит и Богу Иегове, и Духу Свя­тому.

Пра­вед­ный Иов гово­рит о Духе Святом, что Он явля­ется Твор­цом чело­века: «Дух Божий создал меня» ( Иов.33:4 ). Если мы сопо­ста­вим это место с самым нача­лом книги Бытия, где повест­ву­ется о том, как Иегова Бог сотво­рил чело­века – «И создал Гос­подь (евр. יהוה) Бог чело­века из праха зем­ного» ( Быт.2:7 ), – то станет оче­видно, что Дух Святой явля­ется таким же Созда­те­лем чело­века, каким явля­ется Иегова Бог 12.

^ III. Выводы

Таким обра­зом, биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог есть Един в Своем Суще­стве и Тро­и­чен в Лицах. Каждое Лицо, или Ипо­стась, – это Лич­ность, име­ю­щая неко­то­рые Свои осо­бен­ные личные свой­ства. Об этих личных свой­ствах нам известно немного. Так, Личное свой­ство Отца – нерож­ден­ность; личное свой­ство Сына в том, что Он пред­вечно рож­да­ется от Отца; а личное свой­ство Свя­того Духа – в том, что Он пред­вечно исхо­дит от Отца. Но каждое Лицо, каждая из Трех Лич­но­стей имеет одну и ту же, общую и единую для всех Них Боже­ствен­ную при­роду. Отец есть Истин­ный Бог, Сын есть Истин­ный Бог, Дух Святой есть Истин­ный Бог. И Все Они Трое есть Один Истин­ный Бог.

Почему же Три Лица едины и явля­ются Одним Богом? Во-первых, Они едины по при­чине совер­шен­ной Своей Боже­ствен­ной вза­им­ной любви. Во-вторых, Они едины, потому что у всех Трех одна и та же общая Боже­ствен­ная при­рода13. Святые отцы при­во­дили такое срав­не­ние: если в ком­нате горят три све­тиль­ника, то свет, кото­рым они напол­няют ком­нату, по своей при­роде и по своему дей­ствию есть один и тот же, хотя и про­ис­хо­дит из трех разных источ­ни­ков. И в‑третьих, Лица Троицы едины, потому что не раз­де­лены ничем: ни своей волей, ни дей­ствием, ни про­стран­ством, ни вре­ме­нем.

Тайна Святой Троицы выхо­дит за пре­делы логики и раци­о­наль­ной мысли чело­века, будучи до конца непо­сти­жима даже для бес­плот­ных небес­ных Ангель­ских Сил 14. И это неуди­ви­тельно: ведь свой­ствами Бога необ­хо­димо явля­ются Его бес­ко­неч­ность, неис­чер­па­е­мость и непо­сти­жи­мость. Об этом гово­рит нам и само Писа­ние: «Все­дер­жи­тель! мы не пости­гаем Его… Посему да бла­го­го­веют пред Ним люди, и да тре­пе­щут пред Ним все мудрые серд­цем!» ( Иов.37:23-24 ) Если в учении о Боге, то есть в бого­сло­вии, было бы все пол­но­стью и до конца понятно, то это озна­чало бы только одно: что это учение ложное, что оно не дано от Бога, а при­ду­мано людьми, изоб­ре­тено чело­ве­че­ским умом.

Иссле­дуя Библию, можно убе­диться, что тро­ич­ность Боже­ства открыта нам в биб­лей­ских текстах как Нового, так и Вет­хого Завета. В Новом Завете – более ясно и совер­шенно, а в Ветхом – часто ино­ска­за­тельно и при­кро­венно. Вот, напри­мер, кар­тина явле­ния Бога Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков: «И явился ему Гос­подь (евр. יהוה) у дуб­равы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя днев­ного. Он возвел очи свои, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побе­жал навстречу им от входа в шатер, и покло­нился до земли. И сказал: Вла­дыка! если я обрел бла­го­во­ле­ние пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1-3 ). Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что, хотя Стран­ни­ков было трое, Авраам обра­ща­ется к ним, как к Одному: «Вла­дыка!» Святые тол­ко­ва­тели, объ­яс­няя это собы­тие, гово­рят, что Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков явился Сам Бог – Святая Троица. Эту истину под­твер­ждает нам и пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия – всем известна икона пре­по­доб­ного Андрея Руб­лева – Троица. На ней как раз и изоб­ра­жены в виде Анге­лов Те Три Мужа, Кото­рые яви­лись тогда Авра­аму, изоб­ра­жены с дорож­ными посо­хами в руках, именно как Стран­ники…

Тайна Святой Троицы до конца непо­сти­жима чело­веку. Однако, чтобы нам соста­вить хоть какое-то, при­выч­ное для нашего разума, поня­тие о Ней, святые отцы ука­зы­вали на неко­то­рые подо­бия Ее в этом мире 15. Напри­мер, они ука­зы­вали на солнце, осве­ща­ю­щее мир и дающее ему жизнь. В солнце раз­ли­чимы три вещи: сол­неч­ный круг, свет, рож­да­ю­щийся от него, и тепло, исхо­дя­щее от него, – круг, свет и тепло состав­ляют единую триаду, в чем-то подоб­ную Святой Троице. Может быть, поэтому Бог и срав­ни­ва­ется иногда в Библии с солн­цем: «…Гос­подь Бог есть солнце и щит» ( Пс.83:12 ).

Другое срав­не­ние – источ­ник воды. Он вклю­чает в себя водя­ную жилу, скры­тую, напри­мер, внутри горы, струю воды, выте­ка­ю­щую из этой горы, и реку, кото­рая обра­зу­ется из струи и течет на боль­шое рас­сто­я­ние, давая жизнь всему. Эти три раз­ли­ча­ю­щи­еся между собой вещи – водя­ная жила, струя и река – обра­зуют единый ток воды и имеют одну и ту же водную при­роду. Подобно этому, и Лица Святой Троицы, раз­ли­ча­ясь между Собой, имеют единую общую Боже­ствен­ную при­роду 16.

Много в тво­ре­нии и других отблес­ков тро­ич­но­сти Творца. Самые основ­ные и фун­да­мен­таль­ные кате­го­рии нашего мира – такие, как время, про­стран­ство, мате­рия, – несут на себе ее печать: время, как известно, бывает трех видов – про­шед­шее, насто­я­щее и буду­щее; про­стран­ство, в кото­ром мы живем – трех­мер­ное, мате­рия встре­ча­ется во все­лен­ной в трех глав­ных видах – твер­дом, жидком и газо­об­раз­ном. Также такая харак­те­ри­стика света, как цве­то­вая гамма (вспом­ним здесь слова Свя­щен­ного Писа­ния ( 1Ин.1:5 ) о том, что Бог есть свет), кото­рая обра­зует все бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие цветов и оттен­ков в нашем мире, скла­ды­ва­ется именно из трех основ­ных цветов: крас­ного, синего и зеле­ного.

Нет ничего уди­ви­тель­ного в том, что много в мире пред­ме­тов и явле­ний, несу­щих на себе печать тро­ич­но­сти Боже­ства. Ведь и у людей любое про­из­ве­де­ние искус­ства всегда несет на себе отпе­ча­ток личных свойств своего созда­теля. Бывает, напри­мер, что, услы­шав незна­ко­мую музыку, можно сразу ска­зать, что напи­сал ее такой-то ком­по­зи­тор, ибо только для него харак­терны те или иные музы­каль­ные черты и приемы. Или, про­чи­тав отры­вок из неиз­вест­ной нам книги, часто можно без­оши­бочно опре­де­лить ее автора, потому что только ему одному свой­ственны такие-то слова и сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Что же уди­ви­тель­ного в том, что наш мир несет на себе отпе­ча­ток тро­ич­но­сти, если Созда­те­лем его явля­ется Бог Троица, единый в суще­стве и тро­ич­ный в Лицах? Ему слава и дер­жава во веки веков. Аминь.

При­ме­ча­ния:

Текст при­во­дится по изда­нию: Свя­щен­ник Марк. Учение Библии о Боже­ствен­ном досто­ин­стве Христа и Свя­того Духа. М., 2011. Бро­шюра была издана на осно­ва­нии офи­ци­аль­ного раз­ре­ше­ния цен­зур­ного отдела Изда­тель­ского совета Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *