доказательства что христос бог
Доказательства что христос бог
Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог, а не Сын Человеческий, а то мусульмане почитают Христа не за Бога, а за пророка и никакой веры в Него поэтому не имеют, хотя ожидают Второго Пришествия! Благодарю Вас.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос), которое новозаветные книги применяют к Иисусу Христу, прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Св. апостол Павел пишет: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) – Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Могут ли иметь вес для мусульманина приведенные свидетельства? Могут, потому что Коран признает авторитет Евангелия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Сура 5). Представители ислама проявляют очевидную непоследовательность: имея источником об Иисусе Христе Евангелие, они изменяют его в соответствии со своими религиозными построениями.
Божественность Иисуса Христа доказывается не только текстом священных книг Нового Завета, но и богословски. Господь Иисус является Спасителем мира. Он искупил род человеческий от вечной смерти. Искупительный Подвиг не может совершить ни один человек, даже пророк. Это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта являлась исходной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.
«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин.4:2).
Давайте, друзья, представим, что какой-то конкретный человек (можете даже
взять лично себя!) является хорошим и порядочным гражданином своей страны, который
любит людей и никогда никому не делает зла, трудится на благо общества и хорошо
заботится о своей семье.
И вдруг однажды домой к этому человеку врываются представители власти и говорят
ему: «Вы подозреваетесь в убийстве нескольких людей! Следуйте за нами!»
На Ваши руки надевают наручники и отводят в тюрьму.
Затем идёт очень долгое следствие. Все доказательства Вашей виновности рассыпаются,
как карточный домик (потому что Вы не виновны!). Однако следователь упорно
твердит одно: «Ты виновен! Это именно ты совершил все данные преступления!»
И вот назначен день суда. Вы очень рассчитываете на то, что судья, внимательно
ознакомившись со всеми фактами по Вашему дело, конечно же, увидит Вашу невиновность
и оправдает Вас! Но каково же Ваше удивление, когда от судьи Вы слышите следующее:
Что бы ты сказал, мой друг, о моральных качествах судьи, который признал бы
тебя виновным в тех преступлениях, которые ты никогда не совершал?
Ответ очевиден, правда?
Что же, давайте ещё раз внимательно познакомимся с теми Библейскими текстами,
которые говорят нам о Божественности Иисуса Христа и пусть люди, которые не
согласны с этими фактами, ещё раз проанализируют предлагаемые аргументы!
Любое доказательство лучше всего начинать с неопровержимых фактов, которые
признают, как сторонники, так и противники разбираемого вопроса!
Таким фактом является природа Самого Господа Бога!
Никто не станет спорить с тем, что Господь Бог:
1. Это вечно существующая Личность!
2. Это всемогущая Личность!
3. Это всезнающая Личность!
4. Это Безграничный в Своих возможностях Творец, силою Которого сотворён весь окружающий нас видимый и невидимый мир!
5. Он Тот, Кто является Истинным Законодателем и только Ему принадлежит
власть прощать грехи людей, нарушивших предписания Его Нравственного закона!
Есть, конечно же, ещё и другие характеристики Бога, Которые свойственны только
Ему и никому другому! Но мы возьмём хотя бы вот эти 5-ть перечисленных пунктов!
Если же нам не удастся подтвердить Библейскими текстами, что Иисус обладает
всеми пятью выше перечисленными характеристиками Бога, то тогда окажутся правы
наши оппоненты!
Вот тексты Писания, которые подтверждают это:
Евангелие от Иоанна 8,54-58
В тот день Господь Бог обращался к Моисею в пустыне из среды горящего куста!
И, потрясённый этой встречей, Моисей спросил Бога: «Люди спросят у меня, как
имя Бога, Который послал тебя? Что мне на это отвечать?» На что Господь Бог
ответил так: «Я есмь Сущий!
Скажи сынам Израилевым: «Сущий (Иегова) послал меня к Вам!»» (Исход 3,14)
Примерно за 700 лет до рождения Спасителя мира Господь Бог показал
в видении пророку Исайи, как всё будет происходить в реальности. И пророк
воскликнул от радости:
Только Бога можно назвать Отцом вечности, потому что только Бог был есть и будет
всегда! И даже сама вечность является Его детищем! Слава и хвала нашему Чудесному Богу!
Пророк Михей подтверждает эту же самую мысль! Говоря о Спасителе, он передаёт
следующее заявление Бога-Отца о Своём Сыне:
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет
Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из
начала, от дней вечных!
Этими словами Бог-Отец подчёркивает не то, что Его Сын был первым из сотворённых
Им существ (как утверждают некоторые!), а тот факт, что Он существовал прежде
всех вообще! Сын Божий существовал с Отцом от вечности! Он был с Ним всегда!
И никогда в прошлом не было такого момента, когда бы Он не существовал!
Посмотрите ещё и на такие слова Бога-Отца, Которые Он говорит о Своём Сыне:
Послание к Евреям 1,8-12
Обратите внимание, друзья, на два важных момента:
1. Бог-Отец называет Своего Сына Богом!
2. Бог-Отец говорит о Своём Сыне, как о вечно существующей Личности!
И здесь же в Послании к Евреям сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки
Тот же! (Евреям 13,8)
Итак, можем ли мы после прочтения всех этих текстов сомневаться в том, что
Иисус не имел начала Своего существования и никогда не будет иметь конца?
Начнём с Его собственного утверждения на эту тему!
Евангелие от Матфея 28,18
Дана Мне всякая власть на небе и на земле!
Евангелие от Матфея 17,1-2
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час,
прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя!
2 Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст
Он жизнь вечную!
Бог-Отец говорит о Сыне:
Послание Колосянам 1,16
Евангелие от Иоанна 2,24-25
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал,
что в человеке!
Евангелие от Иоанна 6,60-64
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто
может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли
соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам,
суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть
неверующие и кто предаст Его!
Евангелие от Марка 2,5-8
О всезнании Бога-Отца сказано, что Он знает «все движения мыслей в каждом человеке!»(1-я книга Паралипоменон 28,9)
Из приведённых выше текстов мы видим, что это же самое качество присуще и нашему
Спасителю Иисусу! И из этих же текстов видно, что Иисус всегда знал, что ожидает Его и других людей в будущем!
Разбирая пункт 2, мы уже выяснили этот вопрос и отвечаем на него так:
«Да, Писание ясно говорит нам, что Сын Божий силой Своего Слова сотворил
весь видимый и невидимый мир всей окружающей нас Вселенной!»
Отчасти мы уже коснулись этого вопроса, но посмотрим на уже прочитанный нами
фрагмент из Евангелия от Марка (2-я глава) более подробно!
Евангелие от Марка 2,3-12
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли
кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой
лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои!
В 1-м Послании Коринфянам есть очень интересный фрагмент, в котором ясно сказано о том, что Христос, ещё до Своего воплощения на Земле, не только вёл народ Израильский через пустынные места в землю обетованную, но и кормил людей
духовной пищей, то есть все Законы и постановления, которые народ Божий получил через Моисея, были произнесены устами Христа! В этом фрагменте Он показан нам и как Законодатель! Читаем:
1-е Коринфянам 10,1-4
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
3 и все ели одну и ту же духовную пищу;
4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос!
Итак, пункт 5-й тоже доказан! Иисус реально прощал грехи людей, являясь вместе с Отцом Законодателем Нравственного Десятисловного Закона! И для того, чтобы
присутствующие понимали, что за Его словами о прощении стоит реальная
Божественная власть, Он доказывал эту власть, освобождая человека не только от
вины за совершённые грехи, но и даруя человеку физическое исцеление от его
болезней!
Все пять пунктов доказаны! Иисус обладает абсолютно всеми характеристиками,
которыми обладает и Бог-Отец, и значит, Он тоже Бог!
Вы абсолютно правы! Вот и Библейский пример того, что это не только возможно,
но и правильно!
Книга Деяния Апостолов 7,55-60
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу
Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего
одесную Бога!
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно
устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои
одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе!
Прими дух мой!
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им
греха сего! И, сказав сие, почил.
Вот такие, друзья, факты!
Пусть, друзья, наш Добрый Небесный Отец обильно благословит всех нас правильно
понимать эти важные Библейские истины и не свергать в своих сердцах Иисуса Христа с того законного престола, который по праву принадлежит только Ему!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.
Божественность Иисуса Христа: все доказательства Библии
Говорит ли Новый Завет про Божественность Христа — о том, что Иисус Христос является Богом? Конечно, да! Множество отрывков Библии доказывают эту основополагающую доктрину. Вот лишь некоторые из библейских отрывков:
Библия о Божественности Христа
Ибо вся полнота Божественная заключена в Нём, в Том, Кто принял человеческий облик, (К Колоссянам 2:9)
…пока ожидаем того благословенного дня, на который надеемся, когда снова появится во всей славе Своей наш великий Бог и Спаситель Иисус Христос. (К Титу 2:13)
В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог. (От Иоанна 1:1)
Божественность Иисуса Христа в Ветхом Завете
Более подробно эту тему рассмотрел известных христианский учитель Гордон Фергюсон. Мы с радостью публикуем перевод его статьи о Божественности Христа. В качестве доказательства рассмотрим отрывки Ветхого Завета, говорящие о вечной природе Иисуса Христа. Один из важнейших отрывков находится в книге Исайи 9 главе:
Это всё будет, когда родится ребёнок, Богом данный нам Сын, который станет поводырём, и назовут Его: Чудотворный Советник, Бог Всемогущий, Вечный Отец, Князь мира. Сила власти Его и мир умножатся для царя из семьи Давида, который будет управлять всегда и вечно, в справедливости и доброте. Велика любовь Господа Всемогущего к людям Его, и Он всё совершит этой великой любовью. (Исаия 9:6,7)
В те дни люди, оставшиеся жить в Израиле, люди семьи Иакова, не будут больше зависеть от того, кто их бьёт, они научатся полагаться только на Бога, Святого Израилева. Оставшиеся от семьи Иакова будут следовать снова Всемогущему Богу. (Исаия 10:20,21)
Более того, в книге Михея указывается на правителя, пришедшего из вечности:
Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности. (Михей 5:2)
Следующие отрывки из книги Исайя ясно говорят, что нет Бога, кроме Иеговы (Господа в современном переводе):
Господь говорит: «Вы, народ Мой, — свидетели, Я вас избрал, чтобы люди поверили в Меня, чтобы сами вы поняли, что Я — это Он, истинный Бог: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. (Исаия 43:10)
Господь, царь Израиля, Господь Всемогущий спасает Израиль, Господь говорит: «Я — единственный Бог, других богов нет, Я первый и Я последний. (Исаия 44:6)
Либо термин «Иегова» (в оригинале «Яхве») ссылается на Божество (Отец, Сын и Дух Святой), либо Иисус не является Божеством.
Заявления Свидетелей Иеговы о том, что Иисус есть меньший Бог, являются небиблейским политеизмом (учением о многобожии). Библия содержит много отрывков, доказывающих, что Иисус Христос на самом деле и есть Иегова. Некоторые люди ошибочно полагают, что имя Иегова применяется только к Отцу. В книге Иеремии Праведная Отрасль для Давида называется «Господь (Иегова) — праведность наша»:
Вот весть от Господа: «Настанет время, когда Я воздвигну Праведную Отрасль для Давида. Он будет править мудро, он восстановит справедливость. Во времена этой Праведной Отрасли спасётся Иудея и будет в безопасности Израиль. Имя его “Господь — праведность наша”. (Иеремия 23:5,6)
Давайте рассмотрим следующие параллели. Исайя 45:18-23 говорит о том, что перед Иеговой преклонится всякое колено и всякий язык присягнет из-за того, что есть лишь один Бог. Филиппийцам 2:11 показывает, что это событие ссылается на времена суда, когда все склонятся перед именем Иисуса Христа:
А посему, Бог вознёс Его до высочайшего положения и дал Ему имя выше всякого другого имени, чтобы все преклонились перед именем Иисуса все, кто на небе, на земле и под землёй, и чтобы все уста произнесли, что Иисус Христос — Господь во славу Бога Отца. (К Филиппийцам 2:9-11)
Иоиль 2:32 и Римлянам 10:9-13 показывают, что призвание имени Иеговы приравнивается к исповеданию Христа и призыву к Нему:
Все, кто призовёт имя Господа, будут спасены. Спасение придёт на горе Сион и в Иерусалиме. И среди спасённых будут люди, которых призовёт Господь. (Иоиль 2:32)
Если ты произнесёшь своими устами: «Иисус — Господь» и уверуешь в сердце своём, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён. (К Римлянам 10:9)
Раз Иоанн Креститель готовил путь для Иеговы (Исайя 40:3-5) и готовил путь для Иисуса (Марка 1:1-7), значит Иисус должен быть Иеговой. И снова, сказано, что Иегова создал всё (Исайя 42:5, 44:24), но то же самое записано об Иисусе Христе (Иоанна 1:1-3, Колоссянам 1:16). Это все доказывает, что Иисус и есть Иегова. Многие другие подобные сравнения безо всякой тени сомнений демонстрируют, что Иисус Христос является Иеговой. Сравните Исайя 45:5 и Титу 2:13, Откровение 1:8 и Откровение 22:13-16, Исход 3:14 и Иоанна 8:58.
Доказательства Божественности Иисуса Христа в Новом Завете
Как Божественность Иисуса Христа можно доказать из Нового Завета? На самом деле в Новом Завете есть масса отрывков, которые напрямую говорят о Божественности Христа. Иисус называется Богом в Иоанна 1:1, 20:28; Титу 2:13; 2 Петра 1:1 и 1 Иоанна 5:20. Евреи понимали, что заявления Иисуса о том, что Он является Сыном Божьим, на самом деле значили, что Он равнозначен Богу по Своей природе (Иоанна 5:18). Они не сомневались, что Иисус говорил о Себе как о Боге (Иоанна 10:33). Люди могут стать детьми Божьими через усыновление, но Иисус был уникальным Сыном Бога по природе (Иоанна 3:16, Филиппийцам 2:6).
Конечно, некоторые отрывки из Нового Завета говорят о том, что Иисус занимал несколько низшую позицию, в сравнении с Отцом (Иоанна 14:28), но это лишь на то время, пока Он находился во временном человеческом теле. Иисус добровольно отказался от Своей славы (Филиппийцам 2:5-8, Иоанна 17:5), но Его возвращение на Небеса отменило все эти временные ограничения (Ефесянам 1:20-21). Эта заниженная земная роль Иисуса Христа касалась лишь Его положения, но не Его личности или природы. Человек, находящийся на работе, может занимать более высокое положение по сравнению с другим человеком, но это абсолютно ничего не говорит о том, что подчиненный хуже его по своей природе. Подобная ситуация существует и в случае с Иисусом и Его Небесным Отцом.
Божественность доказывается служением Иисусу Христу
Третье и последнее доказательство Божественности Христа касается Его принятия служения Ему. Матфея 4:10 ясно учит, что служить можно лишь одному Богу. Человеку нельзя служить (Деяния 10:25-26, 14:12-15), как нельзя служить и ангелам (Откровение 19:10, 22:8-9).
Несмотря на это, Иисусу Христу служили и люди (Матфея 8:2, 9:18, 14:33, 15:25 и т.д.) и ангелы (Евреям 1:6). Исходя из этого можно сделать лишь один вывод — Иисус и есть Бог. Само основание церкви стоит на вере в Божественность Иисуса Христа (Матфея 16:16-18), а любое учение, отрицающее эту неоспоримую истину, столкнется с величайшей книгой книг — Библией, Словом Божьим.
Иисус Христос действительно вечен, «Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (Откровение 22:13).
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Библейские доказательства Божественности Иисуса
2. БОГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.
3. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА ХРИСТА
4. ИИСУС ХРИСТОС – ГОСПОДЬ И БОГ
В настоящей главе рассмотрим прямые утверждения о Божественности нашего Спасителя.
+Иисус в отличии от них – прощал грехи и это становилось причиной исцеления людей. Он освобождал их от жала смерти, того жала, чем и был в какой то степени грех (1Кор.15:56). Освобождение от греха – главное лекарство Иисуса Христа. Он говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5) [1]. Книжники возмущались, услышав слова Иисуса. Они говорили: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7) [1]. Этим самым высказыванием, противники Христа, книжники, подтверждали 2 факта: прощать может только тот, против кого сделали грех. Нам известно, что грех людьми совершен, прежде всего, против Бога. Если это так, то второе высказывание, что Иисус Христос – Бог, совершенно верное высказывание. Но подтверждение божественности Христа, даже не в Его словах «прощаются тебе грехи», поскольку их может сказать каждый человек, а в том, что далее Он говорит больному «встань, возьми свою постель и ходи» (Мк.2:9) [1]. Иисус призывает смотреть на Его дела, а не только на слова.
Иисус спрашивает: что легче сказать: «прощаются грехи тебе или встань и иди?» (Мк.2:9). Если бы Христос не был Богом, это сразу же обнаружилось, не было бы исцеления. Многие врачи в лечении пациента используют различные лекарства, упражнения. Исцеление же Христово было, прежде всего, в прощении греха и в Его слове.+
Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа
священник Марк
храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва,
закончил московскую Духовную Семинарию и Академию, кандидат богословия
Оглавление
Работа посвящена полемике с сектантами, в первую очередь со свидетелями Иеговы. Просто и доступно изложены доказательства из Библии Божественного достоинства Христа и Святого Духа. Особенность работы состоит в специальной подборке Библейских текстов, приводимых в качестве аргументов: они подобраны таким образом, что сохраняют свою действенность и при использовании сектантами отличных от русского Синодального перевода изданий Библии. Известно, что сектанты часто пользуются не Синодальной Библией, а своим собственным переводом, или какими-либо другими протестантскими изданиями, где многие ключевые библейские тексты, подтверждающие православные догматы и традиционно включенные в догматические учебники, бывают переведены иначе. По этой причине вполне убедительными для них могут быть только те тексты, которые в протестантских и сектантских изданиях переведены точно так же, как в русской Синодальной Библии. Именно такие тексты преимущественно и были использованы при написании данной работы.
^ Библия о Божестве Христа и Святого Духа
Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют ( Мф.16:18 ). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу 1.
^ I. Тексты Библии, подтверждающие, что Иисус Христос есть истинный Бог, равный Богу Отцу
Священное Писание называет Христа Сыном Божиим. Это означает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал человеком, до того, как был сотворен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно сказать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что элементарный здравый смысл нам говорит, что от рыбы рождается рыба, от птицы рождается птица, от человека рождается человек, а потому и от Бога рождается Бог и никто другой. Не может человек родить птицу, а рыба не может родить человека. Точно так же и Бог – Он рождает Бога, равного Самому Себе. Подобные отношения бывают и у людей: в обычной человеческой семье сын имеет точно такую же природу, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще младенец, однако потенциально сын является наследником имения своего отца, он имеет законные права на наследство, вступление во владение которым есть только вопрос времени 2.
Итак, из того, что Христос есть Сын Божий, непреложно следует, что Он есть истинный Бог, равный Отцу. Напрасно возражают некоторые, что сынами Божиими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии восклицали от радости…» ( Иов.38:7 ); «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки…» ( Пс.81:6 ), «…верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ) и мн. др. Однако во всех этих случаях речь идет совсем о другом – об усыновлении Богу по Благодати, а не о природном сыновстве, не о равенстве по сущности. Да, Ангелы и праведные люди могут быть названы сынами Божиими, и даже богами, но не в собственном смысле этого слова, а лишь по причастию и приближению своему к Богу, по усыновлению, по Благодати. Применительно же ко Христу выражение «Сын Божий» употреблено в собственном смысле этого слова – то есть Он является Сыном Божиим, одинаковым с Отцом по общей Божественной природе, по единой Божественной сущности. Откуда это видно? Это видно из того, что Христос назван в Библии Единородным: «… неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» ( Ин.3:18 ) 4. Слово «единородный сын» (греч. ο μονογενής υιός) применительно к людям означает «единственный сын» и употребляется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выражение «Единородный Сын Божий» означает, что у Бога Отца есть только один Сын в собственном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, воплотился и стал Человеком – Иисусом Христом. Вот почему в Библии ни к каким Ангелам, ни к каким праведникам – там, где их именуют сынами Божиими – термин «единородный» никогда не прилагается. Христос есть Сын Божий в сущностно и принципиально другом смысле этого слова, чем Ангелы и праведники. Об этом говорит апостол Павел: «…кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Евр.1:5 )
Далее, о предвечном рождении Христа у пророка Давида сказано: «…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Ни о каких Ангелах, ни о людях Библия так никогда не говорит. Ангелы и люди были сотворены из ничего, а Сын Божий рождается «из чрева» Отца. Выражение «из чрева» (евр. מרחם) означает «из груди», «из сердца», «из внутренней сущности», – подобно тому, как у людей мать рождает младенца. Младенец, как уже говорилось, является законным наследником матери и по своей сущности и достоинству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рождаясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Божественную природу и равное Божественное достоинство 5.
Библия и во многих других местах полностью подтверждает рождение Сына Божия из самой сущности Отца и полное единство и равенство Сына и Отца. Вот, например, слова Самого Христа, Который о Своих отношениях с Отцом говорит: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), то есть одно существо, одна природа, одно Божество. И в другом месте Он говорит: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Также и апостол Павел свидетельствует о Христе, что «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Кто из творений Божиих может сказать о себе, что в нем обитает вся полнота Божества? Никто. Даже самые высшие Архангелы – Михаил, Гавриил и другие не могут о себе так сказать. Они, конечно, причастны к Богу, близки к Нему, но всю полноту Божества они вместить не могут. Ничто сотворенное не может вместить и понести всю полноту Божества. Вся полнота Божества может пребывать только в Истинном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пребывает, то это может означать только одно: Христос есть Истинный Бог.
А вот известный всем первый стих Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть» ( Ин.1:1 ). Сказано совершенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Создатель, Сотворивший небо и землю, как об этом повествуют (очень, кстати, созвучные рассматриваемым Евангельским словам) первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ).
Евангелист Иоанн говорит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Священного Писания выражение «в начале» часто указывает на начало бытия мира 6. В таком именно смысле оно употребляется, несомненно, и здесь. И отсюда следует, что в начале, когда Бог начал творить все, – в этом самом «начале», Слово уже было. Один толкователь Библии, комментируя это место, говорит: «Слова евангелиста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начинал устрояться мир, то есть Слово было до устроения мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде времени, ибо начало мира есть вместе и начало времени, прежде сложения мира не было времени; а бывшее прежде времени было от вечности, следовательно, бытие Слова – вечное, безначальное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; следовательно, бытие Слова в полном смысле вечное – безначальное и бесконечное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Божественном бытии свидетельствует Сам Христос, когда, например, говорит следующее: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ).
Некоторые, однако, утверждают, что слово «Бог» употреблено у евангелиста Иоанна ( Ин.1:1 ) не в собственном смысле этого слова, что есть один только истинный Бог – это Бог Отец, тогда как воплотившийся и ставший Христом Бог Слово не является равным Ему Богом. Для доказательства этого они ссылаются обычно на те места Библии, где о Христе говорится как будто бы как о Существе, подчиненном Богу Отцу. Так, например, они приводят текст Евангелия, где Христос говорит: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Также они указывают и на слова апостола Павла: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Однако следует знать, что эти слова Священного Писания не только не опровергают, а, напротив, подтверждают Божественную природу Христа и Его полное равенство с Богом Отцом. Действительно, если мы вдумаемся в приведенные слова апостола, то на примере отношений мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бесспорно, и является главой жены, однако это отнюдь не означает, что жена, по сравнению с мужем, есть существо низшей природы. Жена по своей природе, по своему достоинству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем составляют одну природу, как об этом сказал Господь: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт.2:24 ). Итак, рассуждаем: муж – это человек? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже человек? – Да. Следовательно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну природу, одно и то же человеческое достоинство. Но при всем при этом муж – глава жены. По аналогии с этим следует мыслить и об отношениях Христа с Небесным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Христос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом одинаковую Божественную природу и достоинство, Они с Отцом едины – («Я и Отец – одно» Ин.10:30 ).
Далее: как жена, признавая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное человеческое достоинство с мужем) в некотором смысле сказать, что муж мой – больше, чем я, так и Христос приведенные выше слова: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), – говорит в подобном же смысле, и Его полное равенство Отцу этими словами отнюдь не отвергается.
Апостол Фома сказал Христу, явившемуся после Своего Воскресения: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ). Всем хорошо известно, до какой степени евреи были щепетильны и какую они имели ревность в вопросах славы Божией, – ведь они хорошо помнили, что Бог Иегова 7 есть Бог ревнитель, Который сказал Своему народу: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Иеговы – евр. יהוה); потому что имя Его –ревнитель; Он Бог ревнитель» ( Исх.34:14 ). И еще: «Я Господь (Иегова – евр. יהוה), это – Мое имя, и не дам славы Моей иному» ( Ис.42:8 ). Поэтому никогда бы апостол Фома не назвал Богом того, кто Им не является. И уж совершенно точно эти слова никогда бы не вошли в состав Священного Писания, если бы те, кто написал Новый Завет, то есть апостолы, не знали с последней степенью достоверности, что Христос есть истинный Бог, в Божественном Своем достоинстве равный Богу Иегове.
Точно так же и святой евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), – если бы Сын не имел равного с Отцом Божественного достоинства.
Далее: апостол Павел, перечисляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор.13:13 ) 8, – разве написал бы так апостол Павел, бывший, по его собственным словам, «неумеренным ревнителем отеческих преданий» ( Гал.1:14 ), ревнителем славы Божией – разве написал бы он так, если бы Христос и Святой Дух не имели бы равного Отцу Божественного достоинства? Конечно, никогда бы не написал.
Также никогда бы не сказал старший из апостолов, святой Петр, об имени Иисус, – что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Разве не знал Петр, что дано было через великого пророка Моисея евреям страшное и священнейшее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он пророческие слова о том, что спасается тот, кто призывает имя Иеговы? Ибо сказано у пророка Иоиля: «всякий, кто призовет имя Господне (евр. יהוה), спасется» ( Иоил.2:32 )? Разве не знал он, что Сам Господь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки ( Исх.3:15 )? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заменить это великое имя Бога, о котором Давид сказал: «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ), – как он мог заменить его на другое имя – Иисус? Как он мог осмелиться, как он мог дерзнуть на это? Но святой Петр без всяких колебаний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страшное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, равного Иегове по единой общей Божественной природе. И Библия особо подчеркивает, что Петр говорит свои слова (о том, что нет другого имени, которым надлежало бы нам спастись),«исполнившись Духа Святого» ( Деян.4:8 ), чтобы засвидетельствовать для всех, что это не придумано людьми, но является новым Откровением от Бога Истинного, данным миру для спасения мира.
По той же самой причине – ревности о славе Иеговы библейских писателей – никогда бы не называли они в своих писаниях Христа теми же именами, что и Иегову, если бы не имели совершенного знания о Его истинном Божественном достоинстве. А таких мест в Библии имеется много. Например, Иегова говорит о Себе через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис.44:6 ), а в Апокалипсисе Иоанна Богослова мы читаем о Христе: «…напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив…» ( Откр.2:8 ).
Иегова говорит о Себе: «Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис.43:11 ). А о Христе у апостола Павла сказано: «…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» ( Тит.2:13 ).
О Втором пришествии Христа говорится, что его откроет Господь Вседержитель – «…блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» ( 1Тим.6:15-16 ). А о Христе в Апокалипсисе сказано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные…» ( Откр.17:14 ).
Иеремия в известном мессианском пророчестве даже прямо называет Христа именем Иеговы: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь (евр. יהוה) оправдание наше!» ( Иер.23:6 )
Кроме того, полноценное Божественное достоинство Иисуса Христа ясно видно из внимательного сопоставления многих параллельных мест Библии, где разными священными писателями повествуется об одних и тех же событиях Священной истории или об одних и тех же пророчествах. Вот, например, пророк Исаия говорит об одном из своих видений: «…глаза мои видели Царя, Господа (евр. יהוה) Саваофа» ( Ис.6:5 ). А святой евангелист Иоанн, описывая то же самое видение пророка, утверждает, что глаза Исаии видели Иисуса: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:40-41 ). Зададим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и говорил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иеговой одну и ту же общую Божественную природу 9.
Есть много и других подобных мест в Библии. Приведем некоторые из них. В книге Деяний сказано, что Христа из мертвых воскресил Господь Бог: «СегоБог воскресил в третий день, и дал Ему являться…» ( Деян.10:40 ). А Иисус говорит о Своем Воскресении, что это Он Сам воскресил Себя: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2:19 ).
Святой пророк Давид говорит в псалме: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты– тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26-27 ). Не подлежит никакому сомнению, что слова эти сказаны об Иегове, Создателе вселенной. Однако апостол Павел в Послании к евреям ( Евр.1:8-12 ) утверждает, что Давид говорит здесь о Христе. И отсюда следует, что Христос является таким же Создателем вселенной, каким является Иегова Бог.
Но ведь об этом никакого спора и нет, христианское богословие никогда не отвергало полноценное земное человечество Христа. Отвергали его еретики (докеты, аполлинаристы и др.) Истинное же православное богословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек. Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно есть и истинный Бог. Христос имеет две природы – Божество и человечество, Он есть Богочеловек, то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полный совершенный Бог и полный совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Христос есть истинный и реальный Человек, следует ответить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только половина правды. Вторая же половина правды заключается в том, что Христос одновременно есть и Истинный Бог. В единой личности Христа соединились две природы – Божество и человечество, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа проявляла себя по-своему. «В каждом действии Христа, – говорит В. Лосский, – можно видеть два различных действования, так как Христос действует сообразно Своим двум природам, через обе Свои природы, – подобно тому, как раскаленный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая природа действует сообразно своим свойствам: рука Человека поднимает с одра девицу, Божество ее воскрешает; ноги Человека ступают по поверхности вод, Божество водную поверхность укрепляет. «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба», – говорит святой Иоанн Дамаскин». Итак, именно этим следует объяснить общеизвестный факт, что Священное Писание иногда говорит о Христе как о Боге, а иногда как о Человеке. Это библейское учение о Богочеловеке, о соединении в единой личности Христа двух природ является тем незыблемым краеугольным камнем христианского богословия, без которого христианства нет и быть не может.
Теперь, когда мы рассмотрели библейские свидетельства о Христе, Сыне Божием, обратимся снова к Священному Писанию и постараемся определить, что говорит оно нам о третьем Лице единого Бога Троицы – о Святом Духе.
^ II. Тексты Библии, подтверждающие, что Дух Святой есть истинный Бог, равный Богу Отцу
В Библии о Духе Святом говорится более прикровенно, чем об Отце и Сыне. Святитель Григорий Богослов писал, что откровение Бога Троицы давалось людям постепенно: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын… обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу».
Тем не менее можно указать много библейских текстов, где говорится о том, что Дух Святой есть истинный Бог, равный Отцу и Сыну. Прежде чем перечислить некоторые из этих текстов, следует еще хотя бы кратко сказать о необходимости различения Личности Святого Духа от Благодати Святого Духа. Дух Святой в собственном значении этого имени есть Личность, а вовсе не какая-то безличная сила: Он есть одно из трех Лиц Бога Троицы. Самостоятельное личное начало Святого Духа видно, например, из следующих слов Самого Святого Духа: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Совершенно очевидно, что такие слова о Себе может сказать только сознающая Себя Личность, а не какая-нибудь безличная сила или энергия. Энергией, исходящей от Бога и не имеющей самостоятельного личного начала, признается в православном богословии Благодать Святого Духа. Благодать Святого Духа и Сам Святой Дух – это не одно и то же, хотя в Библии нередко Благодать Святого Духа и называется упрощенно именем Самого Святого Духа. Это происходит по той причине, что Благодать, то есть сила и энергия Бога, чаще всего приходит к нам и действует в мире именно через третье Лицо Троицы – через Лицо Святого Духа 10.
Итак, посмотрим, что нам говорит Библия о Святом Духе. Вот, например, последние слова пророка Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев…» ( 2Цар.23:2-3 ) Здесь мы видим, что Давид называет Духа Святого Богом Израилевым. Почему он это делает? Разве он не знает, что Богом Израилевым является Бог Иегова? Конечно, Давид это знает, но говорит так потому, что природа Духа Святого есть та же самая, что и природа Бога Иеговы.
А вот что говорит Анании апостол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3-4 ). Если солгать Духу Святому есть то же самое, что солгать Богу, то это означает, что Дух Святой есть Бог, что Он имеет истинное Божественное достоинство.
Выше говорилось, что по причине ревности о славе Божией евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд имена Отца и Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), – если бы не имел достовернейшего знания о равном Божественном достоинстве Отца и Сына. Однако по той же самой причине он никогда бы не поставил в этот ряд и имени Святого Духа, если бы не знал несомненно о Его совершенном равенстве и единосущии с Отцом и Сыном.
Апостол Павел говорит коринфским христианам: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор.6:16 ) 11. Смысл слов апостола ясен: христиане являются храмом Бога, потому что в них обитает Бог. Однако в другом месте апостол Павел тем же самым коринфским христианам говорит следующее: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ) Итак, о вселении Бога, делающем христиан храмом Божиим, апостол в одном месте говорит, что это есть вселение Бога Иеговы, а в другом, что это есть вселение Духа Святого. И отсюда следует, что одна и та же Божественная природа в равной степени принадлежит и Богу Иегове, и Духу Святому.
Праведный Иов говорит о Духе Святом, что Он является Творцом человека: «Дух Божий создал меня» ( Иов.33:4 ). Если мы сопоставим это место с самым началом книги Бытия, где повествуется о том, как Иегова Бог сотворил человека – «И создал Господь (евр. יהוה) Бог человека из праха земного» ( Быт.2:7 ), – то станет очевидно, что Дух Святой является таким же Создателем человека, каким является Иегова Бог 12.
^ III. Выводы
Таким образом, библейское Откровение учит нас, что Бог есть Един в Своем Существе и Троичен в Лицах. Каждое Лицо, или Ипостась, – это Личность, имеющая некоторые Свои особенные личные свойства. Об этих личных свойствах нам известно немного. Так, Личное свойство Отца – нерожденность; личное свойство Сына в том, что Он предвечно рождается от Отца; а личное свойство Святого Духа – в том, что Он предвечно исходит от Отца. Но каждое Лицо, каждая из Трех Личностей имеет одну и ту же, общую и единую для всех Них Божественную природу. Отец есть Истинный Бог, Сын есть Истинный Бог, Дух Святой есть Истинный Бог. И Все Они Трое есть Один Истинный Бог.
Почему же Три Лица едины и являются Одним Богом? Во-первых, Они едины по причине совершенной Своей Божественной взаимной любви. Во-вторых, Они едины, потому что у всех Трех одна и та же общая Божественная природа13. Святые отцы приводили такое сравнение: если в комнате горят три светильника, то свет, которым они наполняют комнату, по своей природе и по своему действию есть один и тот же, хотя и происходит из трех разных источников. И в‑третьих, Лица Троицы едины, потому что не разделены ничем: ни своей волей, ни действием, ни пространством, ни временем.
Тайна Святой Троицы выходит за пределы логики и рациональной мысли человека, будучи до конца непостижима даже для бесплотных небесных Ангельских Сил 14. И это неудивительно: ведь свойствами Бога необходимо являются Его бесконечность, неисчерпаемость и непостижимость. Об этом говорит нам и само Писание: «Вседержитель! мы не постигаем Его… Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» ( Иов.37:23-24 ) Если в учении о Боге, то есть в богословии, было бы все полностью и до конца понятно, то это означало бы только одно: что это учение ложное, что оно не дано от Бога, а придумано людьми, изобретено человеческим умом.
Исследуя Библию, можно убедиться, что троичность Божества открыта нам в библейских текстах как Нового, так и Ветхого Завета. В Новом Завете – более ясно и совершенно, а в Ветхом – часто иносказательно и прикровенно. Вот, например, картина явления Бога Аврааму в виде трех Странников: «И явился ему Господь (евр. יהוה) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1-3 ). Обращает на себя внимание то, что, хотя Странников было трое, Авраам обращается к ним, как к Одному: «Владыка!» Святые толкователи, объясняя это событие, говорят, что Аврааму в виде трех Странников явился Сам Бог – Святая Троица. Эту истину подтверждает нам и православная иконография – всем известна икона преподобного Андрея Рублева – Троица. На ней как раз и изображены в виде Ангелов Те Три Мужа, Которые явились тогда Аврааму, изображены с дорожными посохами в руках, именно как Странники…
Тайна Святой Троицы до конца непостижима человеку. Однако, чтобы нам составить хоть какое-то, привычное для нашего разума, понятие о Ней, святые отцы указывали на некоторые подобия Ее в этом мире 15. Например, они указывали на солнце, освещающее мир и дающее ему жизнь. В солнце различимы три вещи: солнечный круг, свет, рождающийся от него, и тепло, исходящее от него, – круг, свет и тепло составляют единую триаду, в чем-то подобную Святой Троице. Может быть, поэтому Бог и сравнивается иногда в Библии с солнцем: «…Господь Бог есть солнце и щит» ( Пс.83:12 ).
Другое сравнение – источник воды. Он включает в себя водяную жилу, скрытую, например, внутри горы, струю воды, вытекающую из этой горы, и реку, которая образуется из струи и течет на большое расстояние, давая жизнь всему. Эти три различающиеся между собой вещи – водяная жила, струя и река – образуют единый ток воды и имеют одну и ту же водную природу. Подобно этому, и Лица Святой Троицы, различаясь между Собой, имеют единую общую Божественную природу 16.
Много в творении и других отблесков троичности Творца. Самые основные и фундаментальные категории нашего мира – такие, как время, пространство, материя, – несут на себе ее печать: время, как известно, бывает трех видов – прошедшее, настоящее и будущее; пространство, в котором мы живем – трехмерное, материя встречается во вселенной в трех главных видах – твердом, жидком и газообразном. Также такая характеристика света, как цветовая гамма (вспомним здесь слова Священного Писания ( 1Ин.1:5 ) о том, что Бог есть свет), которая образует все бесконечное разнообразие цветов и оттенков в нашем мире, складывается именно из трех основных цветов: красного, синего и зеленого.
Нет ничего удивительного в том, что много в мире предметов и явлений, несущих на себе печать троичности Божества. Ведь и у людей любое произведение искусства всегда несет на себе отпечаток личных свойств своего создателя. Бывает, например, что, услышав незнакомую музыку, можно сразу сказать, что написал ее такой-то композитор, ибо только для него характерны те или иные музыкальные черты и приемы. Или, прочитав отрывок из неизвестной нам книги, часто можно безошибочно определить ее автора, потому что только ему одному свойственны такие-то слова и стилистические особенности. Что же удивительного в том, что наш мир несет на себе отпечаток троичности, если Создателем его является Бог Троица, единый в существе и троичный в Лицах? Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Примечания:
Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения цензурного отдела Издательского совета Русской Православной Церкви.