докажите что глава фаталист это философское произведение

Лермонтов 1 Повесть «Фаталист».

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?

Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя. Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.

В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»

Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.

Есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во-первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Таким образом, Лермонтов заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии. Повесть «Фаталист» подводит итог личности и поведению героя, открывая в нем такие черты мужества и активности, которые имеют уже не только интимный, но и общественный смысл. Такое композиционное положение и преимущественно философская проблематика как бы ставят главу в особое положение, что и служит основанием для ее выделения и обособления.

Источник

«Фаталист» Лермонтова: была не была!

Реалистическая повесть «Фаталист», смысл которой важен как в идейном, художественном плане, так и в философском, завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой в этой главе предстает перед читателями в новом свете – в роли рассказчика. В новеллах «Максим Максимыч» и «Бэла» читатели наблюдают за героем со стороны, его характер раскрывается во взаимодействии с другими персонажами, в главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» автор знакомит читателей с миром эмоций и мыслей Печорина, что помогает понять неоднозначный характер героя. В повести «Фаталист» смысл заключается не только в обнажении характера Печорина, но и в размышлением над философскими вопросами предопределения, рока, жизни и смерти.

Краткое содержание

Предопределение

Фатум

С утра главный герой узнает, что Вулич убит пьяным казаком. Последние произнесенная Вуличем фраза: «Он прав!» относились к Печорину, который увидел на лице поручика печать близкой смерти. Казак спрятался в пустой хате, кто-то должен поймать его – на это решился Печорин, но не из жажды справедливости. Герой хотел, как и Вулич, испытать судьбу, поэтому решил взять казака живым.

Печорин остался жив, он испытал судьбу – как после этого не стать фаталистом? Печорин – человек, во всем сомневающийся. Он считает, что нет ничего хуже смерти, а ее не избежать. Позже главный герой рассказывает об этих событиях Максиму Максимычу, но тот далек от философских рассуждений о фатуме.

Объяснение сюжета повести «Фаталист»

Основная тема повести «Фаталист» – предопределение. Раскрывая смысл главы «Фаталист», автор использует типичные для психологических романов литературные приемы:

Посредством внутренних монологов главного героя Григория Печорина, М. Ю. Лермонтов призывает читателей к размышлениям о роке и о власти человека над жизнью.

На заметку! Смысл названия повести «Фаталист» отсылает читателей к сюжетной линии Вулича, который с азартом отважился поиграть с судьбой, соглашаясь на пари с Печориным. Фаталист – тот, кто верит в предопределение. В повести фаталист – поручик Вулич, ведь он верил в силу рока.

Глава названа так не только в виду образа Вулича. Автор проецирует смысл главы «Фаталист» и на самого рассказчика. В этой главе автор иронизирует над Печориным. Главный герой, бывший романтик-мечтатель, разочаровался в жизни, в обществе и в себе, он играет с людьми, их чувствами. Печорин ничего не воспринимает всерьез, он хочет играть со смертью, хотя верит, что от последней не уйти. Эта глава еще раз доказывает, насколько Печорин негармоничная, полная противоречий натура. Благодаря распространенным и детализированным внутренним главного героя читатели осознают противоречивость фигуры Печорина. В этом заключается художественный смысл главы «Фаталист».

Суть концовки

Философский смысл главы «Фаталист» романа «Герой нашего времени» заключается в том, что Печорин – мнительная натура, человек, привыкший «играть» с судьбой, на миг все же верит в фатум, верит, что человек не властен над судьбой – все уже решено за него. В итоге автор подводит читателей к мысли, что каждый решает для себя сам – верить в рок и покориться ему или смело встать у жизненного руля и управлять происходящим. Печорин признается, что едва не стал фаталистом, но все же сомневается, ищет ответы на вопросы.

Интересно! Повесть не случайно замыкает композицию «Героя нашего времени». Раскрывая в главе «Фаталист» смысл заглавия романа, автор рассуждает над вопросами фатума, жизни и смерти, поиска цели.

Главный герой понимает, что потратил «силы необъятные» впустую. Он увлекся наслаждениями и утратил смысл жизни и чистые стремления. Печорин – отражение эпохи. Герой располагал силами исполнить истинное предназначение, но растратил себя, и поэтому живет бесцельно, никак не находит себе места в этом мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *