докажите что лирическое я испытывает тревогу смятение
Страница 204 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 1
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?
Передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу поэту помогают художественные приемы приёмы: эпитеты, метафоры (ель рукавом завесила), звукопись (повторение гласного звука У в первых строчках):
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Употребление в одной строке четырёх разных слов состояния (шумно, жутко, грустно и весело).
Чередование длинноватых и маленьких строк в стихотворении создаёт определенную мелодию стиха.
Творческое задание
О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело…»)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
В этом стихотворении присутствует всё: и одинокий путник в лесу, где «всё гудёт и колышется». Его одолевают разные и противоречивые чувства и настроения. Ему одновременно и тревожно и радостно наедине с природой. Природа манит его и пугает. Он пытается понять, что с ним происходит. И когда неожиданно до слуха доносится звук «тонко взывающего рога», путник понимает, что жильё недалеко и он скоро встретит людей.
Фонохрестоматия
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?
Стихотворение в исполнении актрисы произвело на меня хорошее впечатление.
2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?
В первой части стихотворения (до звучания музыки) преобладают тревожные чувства, чувства таинственности и неизведанности, а также одиночества.
3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему?
Думаю, что я испытывала такие чувства. Например, когда мы сплавлялись на байдарках по реке. Кругом бурлила вода, люди кричали, мне было немного страшно, но и весело одновременно. Страх перед водной стихией дает выброс адреналина, и человек чувствует свою силу и бодрость, преодолевает препятствия.
4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?
Лирический герой оказывается наедине с природой, которую он любит. Он должен наслаждаться ею, но ему одиноко и тревожно. Природа манит его и пугает. Отсюда такое смятение чувств.
5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?
В строке «Сладостен зов мне глашатая медного!» звучат радостные чувства, чувства надежды, что человек встретиться с людьми, поскольку человек существо социальное, он не может жить один среди дикой природы, ему нужно общение.
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение, которое тем или иным образом относится к таинственному незнакомцу. Чаще всего такой мужчина имел именно статус любовника. Такой образ она придумала сама в мечтах, а воплотила в стихах. В литературных кругах на этот счет было слишком много споров и разговоров, но ответов и комментариев от писательницы никто не дождался, она совсем не собиралась кому-то что-то доказывать и объяснять.
Совместная жизнь таких великих выдающихся поэтов как Ахматова и Гумилев была сложной и непростой. Спокойной и уравновешенной жизни можно было не ждать. Были недомолвки, обиды, даже зависть и злость со стороны Гумилева, так как литературная деятельность Анны быстро пошла в гору. Поэтессе словно пришлось придумать для себя того самого возлюбленного, чтобы посвящать свои чувства и изливать душу. Чувство быть кому-то нужной и любимой слишком сильно переполняли ее. Прочитав написанное Ахматовой стихотворение «Гость», Гумилев буквально поверил в то, что у его супруги может быть роман на стороне с другим мужчиной.
Данное стихотворение можно смело отнести к отделу философской и любовной лирики. Здесь поэтесса старается коснуться не только темы грехов, но и указать, что человеческая душа может быть достаточно сильна и прочна. Как всегда, в стихотворениях Ахматовой, присутствуют художественные средства. Не удивительно, что на первый план произведения выходят человеческие чувства. Ахматова описывает зимнее время, эта нотка мелькает в стихотворении.
В основу сюжета заложена встреча героини и некоторого человека, который приходит к ней в гости. Между женщиной и ее гостем, конечно же, завязывается разговор. Тонкое описание самого мужчины, его характер, лицо, но самое главное взаимоотношения между ними двумя. С ноткой сомнения героиня встречает своего поклонника, она даже считает, что эта встреча сулит им бедой. Замужество женщины полностью мечтает отдаться чувствам, но и это не останавливает «гостя», напротив он даже не стесняется задавать ей достаточно личные вопросы, выходя немного за рамки обычного общения. Образ вошедшего в гости мужчины описывается до такой степени правдоподобно и реально, что героиня, веря в возникшие чувства, и понимая последствия, готова рискнуть и отправится с любимым хоть в рай, хоть в ад.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
«Смятение» А.Ахматова
«Смятение» Анна Ахматова
Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи… Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его — напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»
В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение», датированный 1913 годом. Точный адресат его неизвестен. Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие – поэта Блока. Второй вариант стоит считать менее вероятным.
В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, – этот человек способен ее приручить. Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом. Чтобы передать атмосферу той роковой встречи, Ахматова делится деталями: «было душно от жгучего света», «я только вздрогнула», «от лица отхлынула кровь» — это те мелочи, которые позволяют увидеть картину во всей полноте. Завершается стихотворение мрачным предсказанием. Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.
Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.
«Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
Анализ стихотворения «Смятение»
Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.
В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.
Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.
Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.
Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. «Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.
Кроме анализа «Смятения» есть и другие сочинения:
В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»
А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ)
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все. Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения. Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
Анализ стихотворения
«Смятение» Ахматовой
Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.
В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.
Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.
Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. «Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.
Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»?
Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин». В душе его тревога, смутная, неясная тоска, мрак: Во второй – четвертой строфах путь героя напоминает перемещение по замкнутому кругу: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали».
Во второй части усиливается напряжение. «Нет мочи» – эта фраза ямщика передает охватившее людей отчаяние. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы.
В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне. » Здесь уже герой испытывает не просто страх, а ужас, панику. Знаменательно выражение «надрывая сердце…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы.
Какую роль в данном стихотворении играют повторы?
Основной образ стихотворения, – это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, /И кружит по сторонам». Образ этот разрастается до бесконечности. Ощущение этого однообразного и страшного кружения («бес водит») создаётся при помощи различных средств выразительности. Одно из них – повтор. Повторы подчеркивают монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»). Кроме того, они нужны для усиления мистического впечатления: «вьюга злится, вьюга плачет». Интересно и использование звукоподражательного повтора: «колокольчик дин-дин-дин», что заставляет вспомнить о магической функции бубенцов и колокольчиков: они являются средством «отгона» нечистой силы.
Композиция стихотворения – симметричная, кольцевая. Симметричность создается пейзажем, играющим роль своеобразного рефрена. Уже сам по себе рефрен изнутри построен на повторах, что прекрасно передаёт круговое движение снежных вихрей: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна».
Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» с приведённым ниже
стихотворением А.А. Фета «Чудная картина. ». Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях?
СтихотворениеА.С. Пушкина «Бесы», на первый взгляд, привязано к времени года. Это зима, зимняя буря: «снег летучий», «вьюга», «дороги занесло», «белеющие равнины». Пушкин показывает разгул стихийных сил, полный мрачной красоты. Однако читаем:
Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре. |
Очевидно, поэту понадобилось сблизить два времени года: осень и зиму, листья и снег. Отсюда появился ноябрь как действительно переходный от осени к зиме месяц.
Тёмная бездна ночи, ночного неба, «бесконечных, безобразных» бесов, несущихся в этом небе. Понятно, что пейзаж в этом стихотворении не основан на наблюдениях. Речь идёт о какой-то другой, внутренней буре. В стихотворении «Бесы» зимний пейзаж символичен: дорога – это жизненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
В стихотворении А.А. Фета перед нами действительно зимний пейзаж средней полосы России – бесконечная равнина и высокое небо – бескрайние просторы; точнее сказать, впечатления от пейзажа, от картины зимней природы. В стихотворении всего восемь строк, одно сложное предложение, но зарисовка «чудной картины» оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся. Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.
Настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа создаётся в первых четырёх строчках:
Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег… |
Две первые и две последние строчки стихотворения говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство прелести родного края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной малости на земле, чувством затерянности человека в мире, чувством одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в санях большие пространства.
Итак, пейзаж А.С. Пушкина символичен, в нём мы видим мрачную и страшную стихию, объединяющуюся с шабашем «нечистой силы». У А.А. Фета – пейзаж-впечатление, наполненный настроением «светлой грусти».
Часть2
Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место.
В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Огромное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами. Высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода – ода «Вольность». В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.
В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление «. воспеть Свободу миру, /На тронах поразить порок».
Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне». Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека.
В 1818 году написано послание «К Чаадаеву». Оно продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Их объединяет главное:
. в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. |
Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. |
Обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина 20-х годов – к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника». «Грустным товарищем» узника представлен орел. Образ орла – типичный романтический символ. Обратим внимание: стремление к свободе у орла – врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. Орел зовет узника в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер. да я. |
1823 год стал кризисным для поэта. Пушкин смотрит на мир более трезвым, реалистическим взглядом. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений – стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя. Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он – «сеятель свободы». Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: «Паситесь, мирные народы!»
Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные – так как не способны восстать против собственного рабства.
В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. И если здесь французский император – «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт – певец, «оплаканный свободой». Море же символизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.
В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что «Иные, лучшие, мне дороги права; /Иная, лучшая, потребна мне свобода. » Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум», «. никому /Отчета не давать, себе лишь самому /Служить и угождать. » Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не посягает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: «Я вас любил: любовь еще, быть может, /В душе моей угасла не совсем; /Но пусть она вас больше не тревожит; /Я не хочу печалить вас ничем. » Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:
. в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. |
Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость – проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка – о «милости к падшим», о милосердии, которого лишен «жестокий век».