докер это что за профессия
Квалификационные характеристики докеров-механизаторов
Страницы работы
Содержание работы
Докер-механизатор — название профессии рабочего широкого профиля, заменившего в портовых перегрузочных процессах грузчиков, крановщиков, водителей погрузчиков и других узкоспециализированных рабочих-механизаторов.
В названии профессии, официально введенном в морских портах приказом Минморфлота от 14 декабря 197.3 г. № 196, получило отражение рациональное соединение техники и людей, предусматривающее взаимную связь производственного, психологического и социального факторов. Эти факторы нашли отражение в квалификационной сетке докеров-механизаторов, в которой все многообразие трудовых функций, связанных с выполнением перегрузочных процессов, дифференцировано по классам квалификации. Для докеров-механизаторов установлено четыре класса квалификации (первый класс—высший). Для каждого класса квалификации предусмотрен такой состав трудовых, функций, который обеспечивает возможность чередования функций различной сложности и утомляемости. Кроме того, с повышением класса квалификации расширяется взаимозаменяемость докеров-механизаторов (см. табл. 12.1).
Отличительной особенностью квалификационных характеристик докеров-механизаторов является различное сочетание трудовых функций по управлению машинами определенного вида и типа, диктуемого производственной целесообразностью. Предусмотренное чередование трудовых функций, взаимозаменяемость докеров-механизаторов повышают надежность функционирования первичного трудового коллектива (комплексной бригады) в разнообразных производственных условиях.
Многообразный парк портовых перегрузочных кранов подразделен на 4 вида (портальные, стреловые, мостовые и козловые) и 13 групп в зависимости от рода привода, конструктивного типа и системы управления. Например, портальные краны подразделены на три группы, береговые перегрузочные машины специализированных комплексов считаются как отдельная группа кранов.
Квалификационная характеристика, группировки перегрузочных кранов и порядок присвоения класса квалификации отражены в Положении о присвоении класса квалификации рабочим комплексных бригад (докерам-механизаторам), введенном в действие приказом Минморфлота от 16.09.85 г. № 166.
Количество сочетаний видов управляемых машин, предусмотренных квалификационными характеристиками, показано в табл. 12.2.
С повышением класса квалификации увеличивается количество видов и вариантов сочетаний машин, которыми должен уметь управлять докер-механизатор.
Краткая характеристика работ
Квалификационные характеристики докеров-механизаторов
Докер
Гру́зчик — это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций по перемещению грузов: погрузки, выгрузки, кантования, перекатывания и подъёма.
Содержание
Рабочие функции грузчиков
Ошибкой было бы считать, что грузчику нет необходимости в какой бы то ни было квалификации, так как в современном мире грузчик обязан быть не только сильным и выносливым, но и обладать водительскими навыками управления погрузочной техникой (автокар, электрокар, механизированный погрузчик), чётко понимать основы физики такие как рычаг и силы, действующие на тело, навыками крановщика (тельфер, ручная лебедка, и другое). Ложное мнение о низком интеллекте грузчика также ошибочно, поскольку грузчику приходится тщательно рассчитывать не только силу, но и различные способы закрепления грузов и другое. Профессиональный грузчик — это специалист, способный быстро оценить оптимальный алгоритм действий при погрузочно-разгрузочных работах и обеспечить максимальную безопасность выполняемого объёма работы.
Инструмент, приспособления и спецодежда, используемые грузчиками
В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:
Требования к профессии грузчика
Основными требованиями к профессии грузчика являются:
Применение труда грузчиков
Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.
Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:
Виды грузчиков по специализации
Профессиональная нормативная лексика
Профессиональные заболевания и травмы
Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:
В порту
Профессия грузчика в искусстве
Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы.
Профессия грузчика воспета в песне «Грузчик, грузчик парень работящий» в исполнении команды КВН «Станция спортивная» и в песне «Грузчик» проекта «Ядерная Зона».
От имени грузчиков исполняется песня группы Dire Straits «Money for Nothing», которая была удостоена премии «Грэмми» за лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой в 1986 году, а клип на неё стал первым из показанных на канале MTV Europe.
Также часто встречаются упоминания в народном фольклоре.
Известные люди
Другие названия профессии
В русском языке встречаются заимствованные из других языков слова, непосредственно обозначающие профессию грузчика, в особенности при описании портовой жизни в других странах:
В Российской империи были также распространены названия грузчиков по типу их работы:
Профессия Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в России
О профессии Механизатора (докера-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах
Зарплаты: сколько получает Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 40000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
Востребованность профессии
Современная экономика характеризуется большим грузопотоком, который обрабатывается в различных логистических центрах – портах, на железнодорожных станциях, в складских комплексах и т.д. В связи с этим на транспорте и в складском хозяйстве необходимы специалисты, способные управлять современными погрузчиками, кранами и прочей техникой. Востребованность профессии значительная. На рынке труда постоянно открыто большое количество вакансий. Спрос на специалистов особенно высокий в портовых городах и на крупных железнодорожных узлах.
Для кого подходит профессия
Профессия механизатора не требует от соискателя каких то особенных качеств или психологических характеристик. Здесь важно умение управлять специальной техникой, внимательность и аккуратность.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах – это рабочая специальность. Специалист непосредственно выполняет погрузочные операции, способен управлять различной техникой и приспособлениями. Базовая подготовка не подразумевает построения какой-либо значимой карьеры. Профессионал может возглавить бригаду, управлять мощной и сложной техникой. Занятие руководящих административных должностей без получения высшего образования невозможно.
Обязанности
В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ на механизатора возложены следующие обязанности:
Докер
Гру́зчик — это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций: погрузки, выгрузки, кантования, перекатывания и подъема тяжелых (большой массы или размеров) грузов. В ряде случаев также используются приспособления для облегчения тяжелого физического труда. Название профессии происходит от слова груз (тяжесть). Профессия грузчика чрезвычайно широко распространена по всем странам и континентам, и в мире трудятся десятки миллионов грузчиков.
Содержание
Рабочие функции грузчиков
Ошибкой было бы считать что грузчику нет необходимости в какой бы то ни было квалификиции, так как в современном мире грузчик обязан быть не только сильным и выносливым, но и обладать водительскими навыками управления погрузочной техникой (автокар, электрокар, механизированный погрузчик), навыками крановщика (тельфер, ручная лебедка, и др). Ложное мнение о низком интеллекте грузчика также ошибочно, поскольку грузчику приходится тщательно рассчитывать не только силу, но и различные способы закрепления грузов и др. Профессиональный грузчик — это специалист, способный быстро оценить наиболее оптимальный алгоритм действий при погрузочно-разгрузочных работах и обеспечить максимальную безопасность выполняемого объема работы.
Инструмент, приспособления, и спецодежда используемые грузчиками
В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:
Требования к профессии грузчика
Основными требованиями к профессии грузчика являются:
Применение труда грузчиков
Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.
Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:
Профессиональные заболевания и травмы
Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:
Профессия грузчика в кинематографе, литературе и жизни известных политиков
Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы. Кроме того, из рядов грузчиков вышло немало революционеров, спортсменов и политиков. Например президент Чехословакии В. Гавел до начала своей политической карьеры много работал именно грузчиком[1], грузчиком работал и президент Кыргызстана К.Бакиев[2] и многие другие известные в мире люди.
Профессиональная нормативная лексика
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Докер» в других словарях:
докер — портовый рабочий, береговой рабочий, грузчик Словарь русских синонимов. докер см. грузчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ДОКЕР — (англ. docker) портовый грузчик, рабочий в порту … Большой Энциклопедический словарь
ДОКЕР — ДОКЕР, докера, муж. (англ. docker). Рабочий на доках и судостроительных верфях. Забастовка английских докеров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДОКЕР — ДОКЕР, а, муж. Портовый рабочий. | прил. докерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОКЕР — «ДОКЕР», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1973, ч/б, 74 мин. Киноповесть. По одноименному роману Г. Холопова. Герою фильма семнадцать. Он, как и большинствоего сверстников, мечтает о подвиге и славе. Первые трудностии помощь тех, кого он узнал и полюбил на первой … Энциклопедия кино
докер — докер, мн. докеры, род. докеров (неправильно докера, докеров) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ДОКЕР — а; м. [англ. docker] Портовый грузчик, рабочий в доках, на верфях. ◁ Докерский, ая, ое. * * * ДОКЕР ДОКЕР (англ. docker), портовый грузчик, рабочий в порту … Энциклопедический словарь
Докер — м. Рабочий дока [док I 1.]; портовый грузчик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
докер — докер, докеры, докера, докеров, докеру, докерам, докера, докеров, докером, докерами, докере, докерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Профессия докера может исчезнуть
Докер – давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти лет. За это время работник осваивает профессии стропальщика, сигнальщика, водителя перегрузочной техники в порту и крановщика. Однако скоро профессия докера может исчезнуть.
И дело тут вовсе не в автоматизации. Квалифицированных докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств. Парадоксальным образом на фоне обновления портовой инфраструктуры снижается качество труда.
Тяжелый квалифицированный труд
– Мешковых грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное заболевание среди докеров. Еще одна проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды. Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до +70-ти. У докеров нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра управляешь краном или погрузчиком. У каждой из работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко.
В 2013 году на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Суть осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не менее семи дней и сокращенное рабочее время. По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах был снижен. Докеры лишились части гарантий.
Обновляется все, кроме зарплаты
Модернизация портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через порты Украины и Прибалтики. Так, за 2013–2016 годы транзит российских грузов – в основном, сырья – через порты стран Балтии упал на 35%. Это заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно новые, оборудованы не хуже, чем за границей.
– На модернизации «буржуй» не экономит. Но когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот показатель примерно одинаков – 23–25.
По словам профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному улучшению условий труда, ни к росту заработной платы. Если финский докер получает от 3,5 тысячи евро в месяц (238 тысяч рублей), а его прибалтийский коллега – в районе тысячи евро (68 тысяч рублей), то оплата труда докеров в России сильно варьируется от порта к порту.
– В морском порту Санкт-Петербург докеры получают порядка 80 тысяч рублей. В Туапсе – 60–70 тысяч «грязными». В Новороссийске – 50, а в Ейске – 30 тысяч. При этом портовые сборы везде одинаковы. Многие российские порты расположены в районах Крайнего Севера, где работникам полагаются «северные» надбавки. Например, в Архангельске районный коэффициент составляет 1,7, а в порту Ванино на Колыме – 2,1. То есть при окладе 20 тысяч рублей работник должен получать 41 тысячу. Но реально самые высокие зарплаты – в Санкт-Петербурге. Фактически зарплата докера зависит не от того, где находится порт, а от того, как работодатель договорился с работниками, то есть с профсоюзом.
Тарифы растут, а зарплаты – нет
Последние годы активно обсуждается вопрос о возможном переводе портовых тарифов в рубли – еще с 2015 года этого требует Федеральная антимонопольная служба. В марте 2017 года ФАС обвинила компании, входящие в группу Global Ports, в монопольном завышении цен на перевалку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург. В удешевлении портовых услуг заинтересованы экспортеры, прежде всего, нефтегазовые компании, представителем интересов которых называют вице-премьера Аркадия Дворковича. Минтранс и стивидоры заявляют, что тарифы в долларах им необходимы, чтобы закупать новое портовое оборудование за рубежом.
– Тут все зависит от курса, – говорит Василий Козаренко. – Если перевести в тарифы в рубли, а рубль будет обесцениваться, компании окажутся в худшей ситуации, чем сейчас. Насколько мы знаем из общения с работодателями, они считают, что перевод тарифов в рубли им невыгоден. Мы поддержали бы их, если бы были заинтересованы. Но увеличение доходов собственников портов в результате падения курса рубля никак не отразилось на зарплатах докеров.
Между модернизацией и деградацией
Большинство российских портов сегодня – частные предприятия, хотя, как показывает исследование, установить реальных владельцев портовых территорий и терминалов непросто. Среди крупнейших негосударственных игроков портового бизнеса – Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, «Сумма Групп» Зиявудина Магомедова. По словам Василия Козаренко, уровень социальной защищенности рабочих зависит от позиции собственника. Где-то основного работника – докера – стараются не обижать, а где-то, как, например, в порту Владивостока, работодатели ведут с профсоюзами борьбу на уничтожение. Например, во Владивостокском морском торговом порту, принадлежащем «Сумма Групп», работодатель разорвал отношения с РПД и вдвое урезал зарплаты докерам – членам профсоюза по сравнению с их коллегами, лишив их доплат и премий. Причиной конфликта стало несогласие профкома с сокращением 59-ти штатных докеров и введением новой должности – «портовый рабочий».
Хотя портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель профсоюза. По мнению Василия Козаренко, некоторые работодатели намеренно сокращают штатных работников, защищенных Трудовым кодексом и коллективными договорами, заменяя их сотрудниками кадровых агентств.
Применение заемного труда, известного также как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала, ограничено с 1 января 2016 года, когда вступил в действие соответствующий закон. Однако многие компании сумели его обойти.
– В небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь «заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей: стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В кадровые агентства идет или неопытная молодежь, или докеры, уволенные за нарушения трудовой дисциплины. Работодатель заключает с агентством гражданский договор об оказании услуг. Агентство присылает своих сотрудников, получающих зарплату в два раза ниже, чем у «штатников» и не имеющих права на доплаты. Такие работники портят груз и технику, выходят на работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает профсоюзный лидер.
– Профессии «портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим. ред.). Работодатели, придумавшие эту должность, формально вменяют в обязанность таким работникам хозяйственные работы, подготовку такелажа и крепления груза, а фактически требуют выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые являются должностными обязанностями докера и стоят значительно дороже. Грамотный работодатель понимает, что дорогие специалисты лучше, чем дешевые, но не имеющие квалификации. К сожалению, неграмотных руководителей, стремящихся сэкономить за счет качества рабочей силы, меньше не становится, – добавляет Василий Козаренко