докер механизатор что за профессия
Профессия докера может исчезнуть
Докер – давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти лет. За это время работник осваивает профессии стропальщика, сигнальщика, водителя перегрузочной техники в порту и крановщика. Однако скоро профессия докера может исчезнуть.
И дело тут вовсе не в автоматизации. Квалифицированных докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств. Парадоксальным образом на фоне обновления портовой инфраструктуры снижается качество труда.
Тяжелый квалифицированный труд
– Мешковых грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное заболевание среди докеров. Еще одна проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды. Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до +70-ти. У докеров нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра управляешь краном или погрузчиком. У каждой из работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко.
В 2013 году на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Суть осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не менее семи дней и сокращенное рабочее время. По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах был снижен. Докеры лишились части гарантий.
Обновляется все, кроме зарплаты
Модернизация портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через порты Украины и Прибалтики. Так, за 2013–2016 годы транзит российских грузов – в основном, сырья – через порты стран Балтии упал на 35%. Это заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно новые, оборудованы не хуже, чем за границей.
– На модернизации «буржуй» не экономит. Но когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот показатель примерно одинаков – 23–25.
По словам профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному улучшению условий труда, ни к росту заработной платы. Если финский докер получает от 3,5 тысячи евро в месяц (238 тысяч рублей), а его прибалтийский коллега – в районе тысячи евро (68 тысяч рублей), то оплата труда докеров в России сильно варьируется от порта к порту.
– В морском порту Санкт-Петербург докеры получают порядка 80 тысяч рублей. В Туапсе – 60–70 тысяч «грязными». В Новороссийске – 50, а в Ейске – 30 тысяч. При этом портовые сборы везде одинаковы. Многие российские порты расположены в районах Крайнего Севера, где работникам полагаются «северные» надбавки. Например, в Архангельске районный коэффициент составляет 1,7, а в порту Ванино на Колыме – 2,1. То есть при окладе 20 тысяч рублей работник должен получать 41 тысячу. Но реально самые высокие зарплаты – в Санкт-Петербурге. Фактически зарплата докера зависит не от того, где находится порт, а от того, как работодатель договорился с работниками, то есть с профсоюзом.
Тарифы растут, а зарплаты – нет
Последние годы активно обсуждается вопрос о возможном переводе портовых тарифов в рубли – еще с 2015 года этого требует Федеральная антимонопольная служба. В марте 2017 года ФАС обвинила компании, входящие в группу Global Ports, в монопольном завышении цен на перевалку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург. В удешевлении портовых услуг заинтересованы экспортеры, прежде всего, нефтегазовые компании, представителем интересов которых называют вице-премьера Аркадия Дворковича. Минтранс и стивидоры заявляют, что тарифы в долларах им необходимы, чтобы закупать новое портовое оборудование за рубежом.
– Тут все зависит от курса, – говорит Василий Козаренко. – Если перевести в тарифы в рубли, а рубль будет обесцениваться, компании окажутся в худшей ситуации, чем сейчас. Насколько мы знаем из общения с работодателями, они считают, что перевод тарифов в рубли им невыгоден. Мы поддержали бы их, если бы были заинтересованы. Но увеличение доходов собственников портов в результате падения курса рубля никак не отразилось на зарплатах докеров.
Между модернизацией и деградацией
Большинство российских портов сегодня – частные предприятия, хотя, как показывает исследование, установить реальных владельцев портовых территорий и терминалов непросто. Среди крупнейших негосударственных игроков портового бизнеса – Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, «Сумма Групп» Зиявудина Магомедова. По словам Василия Козаренко, уровень социальной защищенности рабочих зависит от позиции собственника. Где-то основного работника – докера – стараются не обижать, а где-то, как, например, в порту Владивостока, работодатели ведут с профсоюзами борьбу на уничтожение. Например, во Владивостокском морском торговом порту, принадлежащем «Сумма Групп», работодатель разорвал отношения с РПД и вдвое урезал зарплаты докерам – членам профсоюза по сравнению с их коллегами, лишив их доплат и премий. Причиной конфликта стало несогласие профкома с сокращением 59-ти штатных докеров и введением новой должности – «портовый рабочий».
Хотя портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель профсоюза. По мнению Василия Козаренко, некоторые работодатели намеренно сокращают штатных работников, защищенных Трудовым кодексом и коллективными договорами, заменяя их сотрудниками кадровых агентств.
Применение заемного труда, известного также как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала, ограничено с 1 января 2016 года, когда вступил в действие соответствующий закон. Однако многие компании сумели его обойти.
– В небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь «заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей: стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В кадровые агентства идет или неопытная молодежь, или докеры, уволенные за нарушения трудовой дисциплины. Работодатель заключает с агентством гражданский договор об оказании услуг. Агентство присылает своих сотрудников, получающих зарплату в два раза ниже, чем у «штатников» и не имеющих права на доплаты. Такие работники портят груз и технику, выходят на работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает профсоюзный лидер.
– Профессии «портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим. ред.). Работодатели, придумавшие эту должность, формально вменяют в обязанность таким работникам хозяйственные работы, подготовку такелажа и крепления груза, а фактически требуют выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые являются должностными обязанностями докера и стоят значительно дороже. Грамотный работодатель понимает, что дорогие специалисты лучше, чем дешевые, но не имеющие квалификации. К сожалению, неграмотных руководителей, стремящихся сэкономить за счет качества рабочей силы, меньше не становится, – добавляет Василий Козаренко
Профессия Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в Москве
О профессии Механизатора (докера-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в Москве
Зарплаты: сколько получает Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 40000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
Востребованность профессии
Современная экономика характеризуется большим грузопотоком, который обрабатывается в различных логистических центрах – портах, на железнодорожных станциях, в складских комплексах и т.д. В связи с этим на транспорте и в складском хозяйстве необходимы специалисты, способные управлять современными погрузчиками, кранами и прочей техникой. Востребованность профессии значительная. На рынке труда постоянно открыто большое количество вакансий. Спрос на специалистов особенно высокий в портовых городах и на крупных железнодорожных узлах.
Для кого подходит профессия
Профессия механизатора не требует от соискателя каких то особенных качеств или психологических характеристик. Здесь важно умение управлять специальной техникой, внимательность и аккуратность.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах – это рабочая специальность. Специалист непосредственно выполняет погрузочные операции, способен управлять различной техникой и приспособлениями. Базовая подготовка не подразумевает построения какой-либо значимой карьеры. Профессионал может возглавить бригаду, управлять мощной и сложной техникой. Занятие руководящих административных должностей без получения высшего образования невозможно.
Обязанности
В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ на механизатора возложены следующие обязанности:
Профессия Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в Санкт-Петербурге
О профессии Механизатора (докера-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в Санкт-Петербурге
Зарплаты: сколько получает Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 40000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
Востребованность профессии
Современная экономика характеризуется большим грузопотоком, который обрабатывается в различных логистических центрах – портах, на железнодорожных станциях, в складских комплексах и т.д. В связи с этим на транспорте и в складском хозяйстве необходимы специалисты, способные управлять современными погрузчиками, кранами и прочей техникой. Востребованность профессии значительная. На рынке труда постоянно открыто большое количество вакансий. Спрос на специалистов особенно высокий в портовых городах и на крупных железнодорожных узлах.
Для кого подходит профессия
Профессия механизатора не требует от соискателя каких то особенных качеств или психологических характеристик. Здесь важно умение управлять специальной техникой, внимательность и аккуратность.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах – это рабочая специальность. Специалист непосредственно выполняет погрузочные операции, способен управлять различной техникой и приспособлениями. Базовая подготовка не подразумевает построения какой-либо значимой карьеры. Профессионал может возглавить бригаду, управлять мощной и сложной техникой. Занятие руководящих административных должностей без получения высшего образования невозможно.
Обязанности
В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ на механизатора возложены следующие обязанности:
Докер механизатор что за профессия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 мая 2019 г. № 367н «Об утверждении профессионального стандарта «Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210; № 50, ст. 7755), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах».
Министр | М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2019 г.
Регистрационный № 55038
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 мая 2019 г. № 367н
Профессиональный стандарт
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах
I. Общие сведения
Производство операций, предусмотренных технологиями грузообработки в морских и речных портах | 17.086 |
---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Перегрузка грузов, складирование и технологическая обработка грузов в морских и речных портах |
---|
8343 | Операторы (машинисты) кранов, подъемников и аналогичного оборудования | — | — |
---|---|---|---|
(код ОКЗ 1 ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
52.24 | Транспортная обработка грузов |
---|---|
(код ОКВЭД 2 ) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Подготовительные работы для использования транспортных средств, складов, рабочих мест и грузов в морских и речных портах | 2 | Подготовка транспортных средств к погрузочно-разгрузочным операциям в морских и речных портах и приведение в требуемое коммерческое состояние после их завершения | А/01.2 | 2 |
Формирование и расформирование укрупненных грузовых мест при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в морских и речных портах | А/02.2 | 2 | |||
Подготовка складов морских и речных портов к размещению грузов и приведение их в требуемое коммерческое состояние после отгрузки грузов | А/03.2 | 2 | |||
В | Размещение грузов в складах морских и речных портов и отгрузка из складов | 3 | Производство подъемно-транспортных операций в транспортных средствах морского, внутреннего водного и смежных видов транспорта | В/01.3 | 3 |
Формирование и расформирование штабелей на складах морских и речных портов | В/02.3 | 3 | |||
Доставка грузозахватных приспособлений к месту производства погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах и возвращение в такелажный склад по окончании работы | В/03.3 | 3 | |||
Застройка и отстропка груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в морских и речных портах | В/04.3 | 3 | |||
С | Эксплуатация и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах | 3 | Размещение грузов на транспортных средствах морского, речного и смежных видов транспорта или складских площадках морских и речных портов | С/01.3 | 3 |
Управление подъемно-транспортным оборудованием циклического и непрерывного действия, транспортными средствами в морских и речных портах | С/02.3 | 3 | |||
Ежесменное техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах | С/03.3 | 3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 8343 | Операторы (машинисты) кранов, подъемников и аналогичного оборудования |
ОКПДТР 6 | 14444 | Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Подготовка транспортных средств к погрузочно-разгрузочным операциям в морских и речных портах и приведение в требуемое коммерческое состояние после их завершения | Код | А/01.2 | Уровень (подуровень) квалификации | 2 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Зачистка грузовых помещений и транспортных средств от остатков груза, средств крепления и сепарации в морских и речных портах |
---|---|
Подготовка мест укладки или установки грузов в морских и речных портах | |
Подготовка складов к погрузочно-разгрузочным операциям, подготовка, очистка и уборка рабочих мест в морских и речных портах | |
Доставка средств крепления и сепарации грузов к транспортному средству и перемещение их в зону хранения в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Производить установку средств крепления, осуществлять сбор сепарации и демонтаж средств крепления в грузовых помещениях транспортных средств |
Выбирать и подготавливать места укладки или установки грузов согласно правилам перевозки и технологическим документам | |
Определять пригодность тары и использовать ее | |
Подавать сигналы опасности | |
Применять средства первичного пожаротушения, средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства | |
Порядок размещения, укладки и перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием | |
Последовательность операций по обработке транспортных средств | |
Устройство транспортных средств и их грузовых помещений, закрытий грузовых помещений, устройство и расположение узлов крепления грузов в транспортных средствах | |
Порядок определения пригодности тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Сигналы, подаваемые операторам (машинистам) кранов, подъемников и аналогичного оборудования, а также членам комплексной бригады | |
Порядок и габариты размещения (складирования) грузов, способы его укладки и штабелирования | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Формирование и расформирование укрупненных грузовых мест при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в морских и речных портах | Код | А/02.2 | Уровень (подуровень) квалификации | 2 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Отбор и подготовка грузов, входящих в укрупненные грузовые места и подъемы в морских и речных портах |
---|---|
Подготовка средств укрупнения грузовых мест и крепления груза в средствах укрупнения грузовых мест в морских и речных портах | |
Перевод грузов из складского в транспортное положение и обратно в морских и речных портах | |
Доставка отдельных грузовых мест и их укладка, крепление и защитная упаковка в средствах укрупнения грузовых мест, формирование подъемов в морских и речных портах | |
Формирование и расформирование укрупненных грузовых мест, специализированных укрупненных грузовых мест в морских и речных портах | |
Подача сигналов в ходе выполнения операций в морских и речных портах | |
Уборка высвобожденных средств укрупнения грузовых мест, средств крепления и сепарации в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Выбирать входящие в укрупненные грузовые места грузы |
Выбирать пригодные средства укрупнения грузовых мест, подготавливать их к транспортировке | |
Определять, перемещать и устанавливать грузы в укрупненные грузовые места, производить транспортировку укрупненных грузовых мест | |
Подавать сигналы операторам подъемно-транспортных механизмов, транспортных средств | |
Пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Обеспечивать сохранность груза | |
Производить работы с соблюдением требований охраны труда | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства | |
Классификация средств укрупнения грузовых мест | |
Грузоподъемные характеристики используемого подъемно-транспортного оборудования | |
Назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Требования, предъявляемые к средствам укрупнения грузовых мест | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления (тары) для подъема заданного груза и навешивания его на крюк (снятия с крюка) подъемно-транспортного оборудования, а также порядок замены одного грузозахватного приспособления (тары) другим | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Порядок подачи сигналов операторам подъемно-транспортных механизмов, транспортных средств | |
Особенности размещения и складирования грузов, способы их укладки и штабелирования | |
Способы определения массы и центра тяжести перемещаемых грузов | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Подготовка складов морских и речных портов к размещению грузов и приведение их в требуемое коммерческое состояние после отгрузки грузов | Код | А/03.2 | Уровень (подуровень) квалификации | 2 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выбор и подготовка мест укладки или установки грузов согласно технологическим документам, схемам размещения груза и локальным нормативным актам в морских и речных портах |
---|---|
Доставка средств крепления, сепарации, распределительных платформ, металлических рам, средств укрытия на склад или перемещение в зону хранения в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Подготавливать подштабельные места согласно технологическим документам, схемам размещения груза или требованиям грузоотправителя |
Укладывать и устанавливать грузы с соблюдением допускаемых нагрузок и согласно требованиям технологических документов, схем размещения груза | |
Определять пригодность стропов и съемных грузозахватных приспособлений и тары и применять их | |
Подавать установленные знаковой сигнализацией сигналы оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Пользоваться первичными средствами предупреждения и тушения пожаров, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Порядок размещения, укладки и перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием | |
Операции по размещению грузов и перемещению подъемно-транспортного оборудования | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Требования к съемным грузозахватным приспособлениям, таре и средствам укрупнения грузовых мест | |
Грузоподъемные характеристики используемого подъемно-транспортного оборудования | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Характеристики и свойства перегружаемых грузов | |
Порядок подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Порядок и габариты размещения и складирования грузов, способы их укладки и штабелирования | |
Маркировка грузов и манипуляционные знаки | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 8343 | Операторы (машинисты) кранов, подъемников и аналогичного оборудования |
ОКПДТР | 14444 | Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах |
ОКСО 7 | 2.23.01.02 | Докер-механизатор |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Производство подъемно-транспортных операций в транспортных средствах морского, внутреннего водного и смежных видов транспорта | Код | В/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Установка грузов на требуемые места внутри грузового помещения транспортного средства, штивка, тримминг груза в морских и речных портах |
---|---|
Сепарация грузов внутри грузового помещения и на палубе грузового судна в морских и речных портах | |
Крепление грузов внутри грузового помещения и на палубе грузового судна в морских и речных портах | |
Перемещение грузов в операционную зону грузозахватных приспособлений в морских и речных портах | |
Выбор и подготовка мест укладки или установки грузов согласно правилам перевозки, схемам размещения грузов и технологическим документам в морских и речных портах | |
Укладка грузов, включая крупногабаритные и тяжеловесные, согласно проектам перевозки, схемам размещения грузов и технологическим документам в морских и речных портах | |
Подбор съемных грузозахватных приспособлений в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза в морских и речных портах | |
Определение пригодности съемных грузозахватных приспособлений и тары | |
Фиксация грузов внутри грузового помещения в морских и речных портах | |
Подача сигналов операторам технологического оборудования при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель грузов в морских и речных портах | |
Подача сигналов опасности в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Выбирать и подготавливать места укладки или установки грузов согласно правилам перевозки, схемам размещения грузов и технологическим документам |
Осуществлять укладку грузов, включая крупногабаритные и тяжеловесные, согласно проектам перевозки, схемам размещения грузов и технологическим документам | |
Выбирать съемные грузозахватные приспособления в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза | |
Определять пригодность съемных грузозахватных приспособлений и тары и применять их | |
Фиксировать грузы внутри грузового помещения | |
Подавать сигналы операторам технологического оборудования при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться первичными средствами предупреждения и тушения пожаров, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Грузоподъемные характеристики используемого подъемно-транспортного оборудования | |
Характеристики и свойства перегружаемых грузов, в том числе опасных | |
Назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Правила перевозки, схемы размещения грузов, требования документов, регламентирующих перевозку | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления (тары) для подъема заданного груза | |
Порядок замены одного грузозахватного приспособления (тары) другим | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Порядок подачи сигналов операторам технологического оборудования при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке различных грузов | |
Порядок и габариты размещения грузов, способы его укладки и штабелирования | |
Маркировка грузов и манипуляционные знаки | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Формирование и расформирование штабелей на складах морских и речных портов | Код | В/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Укладка и установка грузов с соблюдением допускаемых нагрузок согласно технологическим документам, схемам размещения в морских и речных портах |
---|---|
Крепление, сепарация и укрытие грузов в морских и речных портах | |
Технологическая подготовка к хранению специализированных укрупненных грузовых мест, рефрижераторных контейнеров, полуприцепов в морских и речных портах | |
Доставка отдельных грузовых мест и их укладка, крепление и защитная упаковка в штабелях в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Подготавливать подштабельные места согласно технологическим документам |
Осуществлять укладку и установку грузов с соблюдением допускаемых нагрузок согласно технологическим документам | |
Выбирать стропы и съемные грузозахватные приспособления в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза | |
Определять пригодность стропов и съемных грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять | |
Формировать штабель, помещая грузы в отведенные позиции, выполнять крепление, сепарацию, технологическую подготовку | |
Расформировывать штабель, производя технологическую подготовку, раскрепление, удаление сепарации | |
Подавать согласно установленной знаковой сигнализации сигналы оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться первичными средствами предупреждения и тушения пожаров, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Порядок размещения, укладки и перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Порядок определения пригодности стропов и съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления, замены одного грузозахватного приспособления другим | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Схемы организации штабеля грузов и правила помещения и выборки грузов из него | |
Порядок подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Технологические требования к сепарации и укрытию, правила хранения специализированных укрупненных грузовых мест, рефрижераторных контейнеров, полуприцепов | |
Маркировка грузов и манипуляционные знаки | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Доставка грузозахватных приспособлений к месту производства погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах и возвращение в такелажный склад по окончании работы | Код | В/03.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выбор стропов и съемных грузозахватных приспособлений в морских и речных портах |
---|---|
Перемещение выбранных грузозахватных приспособлений в зону производства погрузочно-разгрузочных работ и их уборка в морских и речных портах | |
Навешивание грузозахватных приспособлений на подъемно-транспортное оборудование и их снятие, замена одного грузозахватного приспособления другим в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Отбирать стропы и съемные грузозахватные приспособления в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза, осуществлять их доставку, навешивание и замену |
Определять пригодность стропов и съемных грузозахватных приспособлений и тары | |
Подавать согласно установленной знаковой сигнализации сигналы оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться первичными средствами предупреждения и тушения пожаров, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Классификация, назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок определения пригодности съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления, правила транспортировки различных его видов, навешивания съемных грузозахватных приспособлении на подъемно-транспортное оборудование и их снятия, замены одного грузозахватного приспособления другим | |
Грузоподъемные характеристики используемого подъемно-транспортного оборудования | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Порядок подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Правила хранения съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование | Застропка и отстропка груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в морских и речных портах | Код | В/04.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Обвязка, зацепка, захват и освобождение грузовых мест или подъемов в морских и речных портах |
---|---|
Контроль траектории перемещения грузов и ее корректировка в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Выбирать стропы и съемные грузозахватные приспособления в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза |
Определять пригодность стропов и съемных грузозахватных приспособлений и тары и применять их | |
Производить застропку и отстропку грузов | |
Подавать согласно установленной знаковой сигнализации сигналы оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Оценивать соответствие траектории движения и положения груза выполняемой задаче, принимать решение о вмешательстве в процесс выполнения операции | |
Оказывать механическое воздействие на перемещаемый груз для обеспечения его траектории и положения | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться первичными средствами пожаротушения, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Классификация, назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок определения пригодности съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления, правила транспортировки различных его видов, навешивания и снятия его с подъемно-транспортного оборудования, замены одного грузозахватного приспособления другим | |
Грузоподъемные характеристики используемого подъемно-транспортного оборудования | |
Схемы строповки перегружаемых грузов | |
Порядок подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Правила хранения съемных грузозахватных приспособлений | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 8343 | Операторы (машинисты) кранов, подъемников и аналогичного оборудования |
ОКПДТР | 14444 | Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах |
ОКСО | 2.23.01.02 | Докер-механизатор |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Размещение грузов на транспортных средствах морского, речного и смежных видов транспорта или складских площадках морских и речных портов | Код | С/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подъем, перемещение и опускание грузов на транспортные средства или складские площадки в морских и речных портах |
---|---|
Обратное перемещение рабочего органа подъемно-транспортного оборудования циклического действия в морских и речных портах | |
Управление установочными и рабочими движениями подъемно-транспортного оборудования непрерывного действия в морских и речных портах | |
Удержание и разворот перемещаемого груза в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Укладывать, устанавливать грузы с соблюдением допускаемых нагрузок на подъемно-транспортное оборудование согласно технологическим документам и схемам размещения груза |
Раскреплять грузы на транспортных средствах и складских площадках | |
Управлять подъемно-транспортным оборудованием при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов | |
Устанавливать подъемно-транспортное оборудование непрерывного и циклического действия в позицию согласно технологии погрузочно-разгрузочных работ | |
Распознавать сигналы знаковой сигнализации и подаваемые сигнальщиком при перемещении груза | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться первичными средствами пожаротушения, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Порядок размещения, укладки и перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием при планировании и выполнении погрузочно-разгрузочных работ | |
Руководящие документы по управлению размещением грузов и перемещению подъемно-транспортного оборудования в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ | |
Система подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Порядок и габариты размещения и складирования грузов, способы его укладки и штабелирования | |
Маркировка грузов и манипуляционные знаки | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленная сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Управление подъемно-транспортным оборудованием циклического и непрерывного действия, транспортными средствами в морских и речных портах | Код | С/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль в морских и речных портах соответствия грузоподъемных органов и съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправности и наличия на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера |
---|---|
Выполнение подъемно-транспортных операций с учетом требований технологической документации на погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах | |
Управление движениями подъемно-транспортного оборудования непрерывного действия в морских и речных портах | |
Управление движениями подъемно-транспортного оборудования циклического действия в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Определять безопасные зоны для операций и габариты приближения |
Устанавливать последовательность операций согласно плану погрузочно-разгрузочных работ с учетом требований технологической документации с учетом требований технологической документации | |
Укладывать грузы на места, определяемые планом погрузочно-разгрузочных работ | |
Определять пригодность грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений и тары | |
Распознавать сигналы, установленные знаковой сигнализацией и подаваемые сигнальщиком при перемещении груза | |
Управлять подъемно-транспортным оборудованием и специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов | |
Подавать сигналы опасности | |
Пользоваться средствами первичного пожаротушения, применять средства индивидуальной защиты | |
Оказывать первую помощь пострадавшему на производстве | |
Необходимые знания | Содержание технологических процессов грузообработки, действующих в морских и речных портах |
Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ | |
Технические требования и правила технической эксплуатации и инструкции по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и крановых путей | |
Требования, предъявляемые к крановым путям и их содержанию | |
Факторы, влияющие на устойчивость подъемно-транспортного оборудования, и причины потери устойчивости | |
Устройство грузоподъемных органов подъемно-транспортного оборудования | |
Классификация, назначение и устройство съемных грузозахватных приспособлений, тары и средств укрупнения грузовых мест | |
Порядок выбора съемного грузозахватного приспособления и тары, порядок замены грузозахватного приспособления тары | |
План размещения, укладки и перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием | |
Порядок подачи сигналов оператору или машинисту крана, подъемника и аналогичного оборудования на подъем и перемещение груза | |
Порядок и габариты размещения и складирования грузов, способы его укладки и штабелирования | |
Маркировка грузов и манипуляционные знаки | |
Порядок организации дорожного движения по территории порта, пристанционным путям и установленную сигнализация | |
Опасные факторы и опасные зоны при работе подъемно-транспортного оборудования | |
Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование | Ежесменное техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах | Код | С/03.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Контроль технического состояния механизмов и систем подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах |
---|---|
Проведение ежесменного технического обслуживания подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах | |
Подача заявок на устранение возникших неисправностей подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах | |
Необходимые умения | Оценивать состояние рабочих механизмов, металлоконструкций и частей подъемно-транспортного оборудования |
Выполнять мероприятия ежесменного технического обслуживания | |
Подавать сигналы опасности | |
Применять средства первичного пожаротушения, средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного вида работ |
Устройство, принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных устройств | |
Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных устройств | |
Основные виды неисправностей подъемно-транспортного оборудования, металлоконструкций, канатно-блочных систем, механизмов, электрических схем и электрооборудования | |
Методы предотвращения преждевременного износа деталей, узлов, механизмов и приспособлений подъемно-транспортного оборудования | |
Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения | |
Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности | |
Другие характеристики | — |
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», город Санкт-Петербург | |
---|---|
Ректор | Барышников Сергей Олегович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | Ассоциация морских торговых портов, город Санкт-Петербург |
---|
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131; 2001, № 26, ст. 2685; 2011, № 26, ст. 3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 14, ст. 1666).
4 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).
5 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).
6 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Минтруд утвердил профстандарт «Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах», в котором определены:
— требования к уровню образования и опыту работы;