доктрина двух мечей в средневековой германии предполагала что
Доктрина двух мечей в средневековой германии предполагала что
К учению «о двух властях» обращались в своей аргументации и сторонники императора. Так, например, нотариус имперской канцелярии Готшальк из Ахена в полемических посланиях 1076 и 1082 гг., ссылаясь на доктрину папы Геласия I и исходя из текста Евангелия от Луки, трактовал «два меча» – светскую и церковную власти как potestates distinctae (самостоятельные власти). Говоря о существовании на земле по воле Божьей двух высших (или равновысоких) властей, Готшальк, таким образом, оспорил тезис о принципиальном подчинении одной высшей власти (царства, империи – imperium или regnum) другой (священству, т.е. папству – sacerdotium). Толкование о светской и церковной властях как potestates distinctae не казалось современникам натянутым, т.к. метафора меча, также и в парной формуле «gladius spiritualis et gladius materialis» («меч духовный и меч светский»), употреблялась в различных значениях, в том числе для обозначения природы внутрицерковной власти карать и принуждать. Бернард Клервоский и его ученики изменили интерпретацию Лк. 22:38, связав её с Мф. 26:51–52: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Ими был сделан вывод о прямом указании Христа апостолу Петру владеть обоими мечами. Следовательно, папа как преемник апостола Петра также владеет «двумя мечами»: «духовным мечом» он владеет напрямую, а «светским» при посредстве светских князей. Однако в его власти вернуть себе этот «меч», поскольку сказано: «. возврати меч твой», а не «брось меч твой». Подчинённое значение «светского меча» выводилось из Послания апостола Павла к Римлянам: «. нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1–4). На преимущественную важность «меча духовного», находящегося во власти католической церкви, указывали слова из Евангелия от Матфея: «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). В XII – начале XIV вв. теория двух мечей являлась одним из наиболее популярных доводов в пользу превосходства папства над империей. Папы Николай II (1059–1061 гг.), Лев IX (1049–1054 гг.) и Бонифаций VIII (1294–1303 гг.) ссылались на неё, чтобы утвердить за собой высшую власть как в духовной, так и в светской сфере.
История государства и права зарубежных стран. Тест с ответами #17
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Принцип «закрытого цеха» предусматривает …
строгий экологический контроль
прием на работу только членов профсоюза
коллективную ответственность за результаты труда
строгое соблюдение трудовой дисциплины
Кто такой Пурохита в Древней Индии?
главный сборщик налогов
царь
главный советник царя и дворцовый жрец
командующий армией
Наибольшей модернизации римского права способствовала школа …
Глоссаторов
Естественного права
Постглоссаторов
Фомы Аквинского
Доктрина «двух мечей» предполагала, что:
право носить два меча имеет только император
право носить два меча имеет только папа Римский
у каждого рыцаря должно быть два меча
духовная и светская власть должны поддерживать друг друга
духовная власть принадлежит папе, светская — императору
Землевладение на праве собственности в государстве франков называлось:
феод
парцелла
фьеф
аллод
«Новая экономическая структура», установленная в Японии, предусматривала …
уравнение конкурентных преимуществ предприятий
либерализацию экономической деятельности
установление системы социальной помощи
жесткую государственную регламентацию всей экономической деятельности
К семейному имуществу, которое учитывалось и наследовалось по особым правилам, Саксонское Зерцало относило:
приданое жены
предметы личного пользования женщины
свадебный подарок мужа
домашнюю утварь и украшения («женская доля»)
имущество для пожизненного содержания жены в случае развода или смерти мужа
ни один из указанных видов имущества
Создание Конституционного Суда предусматривалась первой Конституцией …
Чехословакии
Польши
Болгарии
Югославии
Принцип, господствовавший в начале XX в. в США в социальных отношениях …
классовой борьбы и угнетения человека человеком
социальной поддержки государством всех нуждающихся слоев населения
социального индивидуализма и неограниченной свободы рыночных отношений
Что такое прецедент в англо-саксонской правовой системе?
обычай
закон, принятый парламентом
королевский указ
решение суда, принятое ранее и используемое в дальнейшей практике
Концепция социалистической модернизации возникает в Китае XX в. …
после принятия 1 июля 1925 г. «Органического закона национального правительства» в соответствии с доктриной Сунь Ятсена
после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г
в связи с принятием Временной Конституции 1931 г
Форма правления Германии согласно Конституции 1919 г.:
Унитарное государство
Парламентская монархия
Парламентская республика с сильной властью Президента
Конфедерация
Закон Германии 1935 г. «О германских общинах»:
расширил права местного самоуправления
стал правовой основой организации местного самоуправления
изменил структуру органов самоуправления
ликвидировал местное самоуправление
Какие преступления называют законы Хаммурапи?
против собственности
против государства
против религии
против нравственности
против личности
против правосудия
Для чего собирался в средневековой Германии съезд курфюрстов?
для заключения соглашения с римско-католической церковью
для выбора императора и решения общегосударственных дел
для суда над имперскими подданными и подданными княжеств
для издания общегерманских законов
Доктрина двух мечей в средневековой германии предполагала что
ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ – средневековая политико-теологическая доктрина католической церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения теории двух мечей сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI–XII вв.). В основе теории двух мечей лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:36–38). Теория двух мечей опиралась на учение папы Римского Геласия I (492–496 гг.) «о двух властях» – священной власти духовенства и мирской власти государей. В период акакианской схизмы (484–519 гг.) папа Геласий I в послании к византийскому императору Анастасию I (491–518 гг.) охарактеризовал власть церкви (лат. auctoritas sacra pontificum) и власть империи (regalis potestas), которые правят миром в обоюдной взаимосвязи, при этом священники имеют больший вес, поскольку на Страшном Суде они должны будут держать ответ и за королей, в то время как за правителями признаётся высшее достоинство (dignitas) среди людей. В VIII в. вопроса о взаимоотношении власти церкви и власти империи коснулись в посланиях папы Григорий III (731–741 гг.) и Адриан I (772–795 гг.). На Соборе в Париже 829 г. о равновесии властей говорилось в связи с отношениями королевской власти и епископата во Франкском королевстве; отстаивалась более широкая церковная автономия (libertas episcopalis). Во второй половине IX в. тексты, содержащие геласианское учение «о двух властях», были включены в Лжеисидоровы декреталии, которые впоследствии использовались для обоснования независимости папы от светских государей, а также папских притязаний на верховную светскую власть. В XI–XII вв. во время борьбы империи и папства за инвеституру теория «о двух властях» получила дальнейшее развитие. Она нашла отражение в составленном в окружении папы Римского Григория VII (1073–1085 гг.) наброске программы преобразований католической церкви «Dictatus papae» («Диктат папы» (букв. – установления, тезисы, слова папы), 1075 г.). В лаконичной и почти безапелляционной форме документ утверждал исключительность Римской церкви и положение в ней папы. Согласно «Dictatus papae», только Римская церковь была основана Самим Господом, наиболее важные дела других церквей должны представляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо ещё; никто не может судить папу; только Римский епископ может называться вселенским (universalis); ни один Собор не может быть созван без папской санкции; только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора; папа вправе низлагать императоров и обладает исключительным правом использования имперских инсигний, его ступню должны целовать все государи мира; папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему в грех.
ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ
[лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения Д. м. т. сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI-XII вв.). В основе Д. м. т. лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22. 36-38).
В XI-XII вв. во время борьбы империи и папства за инвеституру теория «о двух властях» получила дальнейшее развитие. Она нашла отражение в составленном в окружении папы Римского Григория VII наброске программы преобразований католич. Церкви «Dictatus papae» (Диктат папы (букв.- установления, тезисы, слова папы), 1075). В лаконичной и почти безапелляционной форме документ утверждал исключительность Римской Церкви и положение в ней папы. Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), наиболее важные дела др. Церквей должны представляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора (3, 4); папа вправе низлагать императоров (12) и обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему в грех (27).
С сер. XII в. и особенно в XIV в. в Европе стали появляться трактаты о правлении, где проблема теоретического верховенства светской или церковной власти отступила на 2-й план или получила иное обоснование. Так, еп. Иоанн Солсберийский в «Policraticus» (Книге государственного деятеля, 1159) выдвинул в качестве основного политического вопроса не превосходство одной власти над другой, а необходимость свержения светских тиранов, к-рые нарушают законы Господа и угнетают католич. Церковь (Ibid. III 15). В XIV в. Д. м. т. подверглась критике со стороны ряда авторитетных мыслителей, поднявших новые проблемы взаимоотношения Церкви и гос-ва. Марсилий Падуанский в труде «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324) выступил с критикой Д. м. т. (Defensor pacis. II 28) и обосновал принцип народного согласия как основы светского и церковного правления (Ibid. I 3. 4).
В XIV-XV вв. Д. м. т. стала реже использоваться в политических и правовых дискуссиях и постепенно утратила свое значение.
Лит.: Герье В. И. Расцвет западной теократии. М., 1916; Leclerc J. L’argument des deux glaives (Luc 22. 38) dans les controvèrses politiques du moyen âge: Ses origines et son développement // RechSR. 1931. Vol. 21. P. 299-339; Arquillière H.-X. Origines de la théorie des deux glaives // Studi Gregoriani per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947. Vol. 1. P. 501-521; Stickler A. M. Il «Gladius» nel registro di Gregorio VII // Ibid. 1948. Vol. 3. P. 89-103; idem. Sacerdotium et regnum nei decretisti et primi decretalisti: Considerazioni metodologiche di ricerca e testi. Torino, 1953; idem. «Imperator vicarius Papae»: Die Lehren der französisch-deutschen Dekretistenschule des 12. und beginnenden 13. Jh. über die Beziehungen zwischen Papst und Kaiser // Mittheilungen des Inst. für Österreichische Geschichtsforschung. Graz, 1954. Bd. 62. S. 165-212; Levison W. Die mittelalterliche Lehre von den beiden Schwertern // DA. 1952. Bd. 9. S. 14-42; Hoffmann H. Die beiden Schwerter im hohen Mittelalter // Ibid. 1964. Bd. 20. S. 78-114; Bischinger M. Die Zwei-Schwerter-Theorie: Exegese-gesch. Untersuch. über die Interpretation von Lk 22. 35-38: Diss. W., 1971; Берман Г. Западная традиция права: Эпоха формирования: Пер. с англ. М., 1994. С. 101-118, 195-217, 263-280.
Доктрина двух мечей в средневековой германии предполагала что
В наиболее полном виде теория двух мечей представлена в булле папы Бонифация VIII «Unam sanctam». Изданная 18 ноября 1302 г. в период полемики с французским королём Филиппом IV Красивым (1285–1314 гг.) булла посвящена догмату о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанном на следующих принципах: во власти католической церкви есть «два меча» – «духовный» и «светский». Оба «меча» принадлежат церкви: «духовный меч» она держит рукой духовенства, а «светский» для неё и под её контролем держит рука светского властителя. Эти «мечи» не равнозначны – светская власть подчинена духовной, превосходящей её по своему величию, поэтому духовная власть вправе учреждать, назначать, направлять и судить любых представителей светской власти, если последние собьются с праведного пути. Нижестоящая духовная власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а высшая духовная (папская) власть подсудна только Богу. Наконец, хотя духовная власть предоставлена людям и осуществляется людьми, но по природе она является не земной, а небесной, а потому всякий, кто противится ей, противится божественному установлению: «. Каждому человеку ради своего спасения необходимо подчиниться власти Римского понтифика» («subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae. omnino esse de necessitate salutis»). Согласно Бонифацию VIII, подсудность светской власти церковной основывалась на особом попечительстве церкви о соблюдении норм христианской морали, а потому церковная юрисдикция охватывает все связанные с этими нормами дела. В 1306 г. буллой «Meruit» папа Климент V (1305–1314 гг.) под давлением французского короля Филиппа IV был вынужден признать, что булла «Unam sanctam» не накладывает на светского государя каких-либо дополнительных ограничений. Отдельные положения теории двух мечей нашли отражение также в средневековых источниках светского характера (например, в «Швабском зерцале», 1270 гг.). С середины XII в. и особенно в XIV в. в Европе стали появляться трактаты о правлении, где проблема теоретического верховенства светской или церковной власти отступила на второй план или получила иное обоснование. Так, епископ Иоанн Солсберийский в «Policraticus» («Книге государственного деятеля», 1159 г.) выдвинул в качестве основного политического вопроса не превосходство одной власти над другой, а необходимость свержения светских тиранов, которые нарушают законы Господа и угнетают католическую церковь. В XIV в. теория двух мечей подверглась критике со стороны ряда авторитетных мыслителей, поднявших новые проблемы взаимоотношения церкви и государства. Марсилий Падуанский в труде «Defensor pacis» («Защитник мира», 1324 г.) выступил с критикой теории двух мечей и обосновал принцип народного согласия как основы светского и церковного правления. В XIV–XV вв. теория двух мечей стала реже использоваться в политических и правовых дискуссиях и постепенно утратила своё значение.