долби сурраунд что это такое
Новый Dolby Surround
Dolby Atmos накатывает на любителей домашнего кино, как гигантские волны на берег. Первая волна – появление Dolby Atmos в коммерческих кинотеатрах. Вторая волна – домашние ресиверы и специальные АС для нового формата. Но почему не обсуждается третья волна? Без особого обсуждения, появилась совершенно новая технология внутри звукового пакета Atmos. Речь идет о Dolby Surround.
Я не ошибся, Dolby Surround. Понятно, что чем больше вы знаете об истории многоканального звука, тем в большее замешательство вас могут привести эти слова. Это было давно, когда наши дедушки были молоды. Когда объемный звук впервые появился в домашней аппаратуре, сигнал Dolby Surround декодировался совместимыми с Dolby Surround (а затем Dolby Pro Logic) ресиверами и процессорами.
Почему же, в нынешнюю эпоху цифровых несжатых форматов, Dolby решила воскресить Dolby Surround? На самом деле, от старой технологии осталось только название. Сейчас, Dolby Surround предназначен для обслуживания не-Atmos-сигналов в Atmos- совместимой аппаратуре.
Давайте спросим об этом директора департамента домашнего кинотеатра компании Dolby Labs.
Что же такое новый Dolby Surround?
Dolby Surround является частью пакета технологий Dolby Atmos. Это так называемый апмиксер, который предназначен для работы с традиционными схемами расположения АС, канально-ориентированными, так как Atmos использует объектно-ориентированную схему. Dolby Surround работает с контентом, записанным в стерео, 5.1 и 7.1
Как это работает?
Апмиксер работает по принципу анализа соотношений фазы и силы звука в элементах звуковой дорожки, основная его функция – анализ и процессинг множества частотных полос сигнала. Преимущества такой обработки- более точный анализ звукового контента, приоритетный по отношению к положению объекта. Результатом является более точная звуковая сцена.
Как это звучит?
Очень важно, что апмиксер позволяет усилить эмоциональную вовлеченность слушателя от обычной, не-Atmos, звуковой дорожкой. Когда обычная дорожка при этом воспроизводится специальными Atmos-акустическими системами, возникает эффект расширения звукового пространства, то, что я называю “воздушность”
Какая схема расположения АС считается наилучшей для Dolby Surround?
Нет никакой жесткой привязки работы Dolby Surround к числу АС. Он может работать как с конфигурацией 5.1.2, так и 24.1.10, либо любой конфигурации между ними.
Dolby Pro Logic и ее последователи использовали подстройку уровней слева-справа и фронт-тыл. Dolby Surround работает таким же образом?
Существует управление расширением диалогового канала, которая регулирует проникновение сигналов для центральной АС в левый и правый фронтальный каналы. Как и в Dolby Pro Logic, эта функция предназначена для оптимизации звучания музыкального контента, либо используется в тех случаях, когда у покупателя очень широкий экран, и необходимо расширение диалогов по площади экрана.
Почему нет управления уровнем фронт-тыл?
Новый алгоритм в режиме Dolby Surround обеспечивает более точное извлечение и позиционирование элементов в звуковой дорожке, включая фоновые(статичные)объекты, распределяя их в звуковой сцене. Поэтому в управлении фронт-тыл больше нет необходимости.
Что будет с существующими декодерами семейства Pro Logic, например, Pro Logic II, IIx, и IIz?
Как часть звукового пакета Dolby Atmos, Dolby Surround полностью заменяет Pro Logic. Тем не менее, мы все еще лицензируем декодеры Pro Logic, они еще есть в ресиверах без Dolby Atmos. Производителям придется выбирать, включать ли пакет Dolby Pro Logic в текущие модели, в дополнение к Dolby Atmos. По факту, Onkyo и Yamaha так и поступили.
Surround. Основные стандарты многоканального звука.
С того времени как появилась звукозапись, конструкторы постоянно усовершенствуют аппаратуру, чтобы сделать звук в максимальной степени похожим на оригинал и приблизиться к идеалу. Рассмотрим, какие же изобретения Surround — объёмного звука стали наиболее популярными и вошли в стандарты многоканального звука.
Surround. Основные стандарты многоканального звука.
Dolby Stereo
Dolby Stereo — стандарт на технологию цифровой записи/воспроизведения звукового сопровождения фильмов для кинотеатров. Позволяет кодировать на двух звуковых дорожках киноплёнки четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Сигнал с киноплёнки преобразуется декодером в четырёхканальный, дающий эффект окружающего (surround) звука. Без декодера звук воспроизводится как обычный двухканальный стерео. Стандарт предложен компанией Dolby Laboratories в 1976 году.
DDS (Dolby Surround Sound)
DDS (Dolby Surround Sound) — стандарт на технологию цифровой записи/воспроизведения звукового сопровождения фильмов в частотном диапазоне 100-7000 Гц для домашних кинотеатров. Стандарт позволяет кодировать на двух звуковых дорожках киноплёнки три канала: левый, правый и тыловой. Считаный с киноплёнки сигнал декодируется в трёхканальный. Без декодера звук воспроизводится как обычный двухканальный стерео. Стандарт предложен компанией Dolby Laboratories в 1982 году.
DPL (Dolby Surround Pro Logic)
DPL (Dolby Surround Pro Logic) — развитие стандарта DDS для домашних кинотеатров с трёх на четыре канала звука: левый, центральный, правый и тыловой. Стандарт предложен компанией Dolby Laboratories в 1987 году.
Dolby Digital
Dolby Digital — стандарт кодирования/декодирования записи шестиканального звука (5+1) в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц: 5 каналов окружающего звука и одним низкочастотным (сабвуферным). Стандарт предложен компанией Dolby Laboratories в 1992 году.
Dolby Digital AC3
Dolby Digital AC3 — дополнение стандарта Dolby Digital схемой, обеспечивающей плотность сжатия записи звука от 12:1 и более при значении битрейта от 64 до 640 Кбит/с при высоком качестве воспроизведения.
Dolby Surround AC3
Dolby Surround AC3 — упрощенный вариант стандарта Dolby Digital для домашних кинотеатров, отличающийся сниженными скоростями потоков данных.
DTS (Digital Theater System)
DTS (Digital Theater System) — стандарт шестиканальной (5+1) записи звука на музыкальных DVD. Он близок к Dolby Digital, отличается меньшим коэффициентом сжатия (4:1), повышенной скоростью потока данных (битрейт — 882 Кбит/с). За счёт этого, а также использования совершенного алгоритма сжатия характеризуется высоким качеством записи и воспроизведения звука. При записи используется частота дискретизации 48 кГц, что делает стандарт наиболее высококачественным из всех стандартов записи звука на DVD.
Dolby Pro Logic II
Dolby Pro Logic II — развитие стандарта Dolby Surround Pro Logic, обеспечивающее разложение обычного стереозвука на шесть каналов: 5+1.
Dolby Digital EX
Dolby Digital EX — вариант стандарта Dolby Pro Logic Iix для домашних кинотеатров.
Dolby Digital Surround EX
Dolby Digital Surround EX — расширенный до 7 каналов (6+1) вариант стандарта Dolby Digital Surround, в котором имеется дополнительный тыловой (задний) канал, дублирующий центральный канал, если звук записан в формате 5+1. Если звук записан в формате 6+1, то дополнительный канал становится полноценным каналом окружающего звука.
DTS-ES
DTS-ES — аналог стандарта Dolby Digital EX, разработанный компанией DTS; позволяет кодировать звук в форматах 6+1 и 7+1 и раскладывать звук, закодированный в формате DTS (5+1) на 7 (6+1) или 8 (7+1) каналов.
Всем спасибо и удачи в творчестве!
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Современные многоканальные системы
Dolby
Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.
На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.
Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.
Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.
Dolby vs DTS
Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.
DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.
Другие многоканальные системы
В принципе, любой пользователей, имея в своем арсенале звуковую карту с четырьмя и более выходами и профессиональную мультитрековую программу, может почувствовать себя на заре 70-80-х. Именно тогда велись основополагающие опыты с многоканальным звуком. Многим известна квадрофония, была даже октофония. При этом, например, октофония тогда не подразумевала современных «7.1». Тогда предполагалось наличие 8 независимых каналов с полным частотным диапазоном, расставленных вокруг слушателя по кругу на равных расстояниях между собой.
В варианте surround нам сообщается только пространственный эффект присутствия. То есть локализация звука закреплена за отдельным каналом. Другие работают как сопровождающие. То есть, мы получаем эмуляцию пространственных ощущений, для чего собственно surround-системы и разработаны.
Хотя с другой точки зрения, никогда не стоит останавливать эксперименты. У вас есть к этому все возможности. Если в середине 90-х для опытов с квадрофонией мне приходилось подключать в РС две стерео-платы, то теперь даже самый дешевый звуковой интерфейс имеет как минимум четыре линейных выхода. Dolby Surround не является идеальной системой и места для экспериментов очень много.
Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер
В варианте пассивного декодера сигнал S-канала можно получить простым вычитанием Lt-Rt. На рис.2 представлена схема работы простейшего декодера Dolby Surround, на выходе которого мы имеем L, R и S.
В таком варианте пассивного декодирования подразумевается, что центральный канал является виртуальным и соотвествует панорамному центру стереосистемы L и R. Данная система идеализирована, поскольку громкоговорители правого и левого каналов должны быть равноудалены от слушателя, что на практике практически недостижимо (в кинотеатре много слушателей).
Активные декодеры Dolby Surround. Pro Logic
Если персонажей несколько, их речь отличается от других звуков по мощности, и они локализованы в разных местах, то активный декодер Pro Logic работает в так называемом «быстром» режиме, переключая настройки с одного доминирующего образа на другой, время реакции декодирующей системы минимально. Если же звуки не имеют значительных расхождений по мощности, то декодер переходит в «медленный» режим.
На выходе адаптивной матрицы мы имеем блок анализа, который оперирует десятью сигналами, складывая и вычитая их в определенной весовой пропорции. В результате мы имеем четыре стандартных сигнала C, R, L и S.
Pro Logic II
Схема работы Pro Logic II также проста в понимании. Сигналы с обоих VCA поступают на модули амплитудных детекторов FWR (Full-Wave Rectifier). Дифференциальный усилитель сравнивает сигналы постоянного тока, которые пропорциональны амплитудам сигналов Lt и Rt. Его сигнал является управляющим для VCA. Сигнал центрального канала С получается путем сложения выровненных Lt и Rt.
Dolby Digital AC-3
Настройки многоканальной системы
С этим фрагментом данного материала вы могли столкнуться в статье «Домашняя студия на базе РС-2003. Hardware-рейтинг». Чтобы сохранить целостность раскрытия темы я позволю себе некоторое повторение. Причем оно позволит воспринять вам все наиболее полно.
На примере с Dolby Digital 5.1 мы можем рассмотреть основные вопросы по инсталляции акустических систем и аппаратного обеспечения для многоканальных систем.
Правильная расстановка акустических систем для Dolby 5.1
Dolby Surround 5.1 в развернутом виде для кинотеатров и больших помещений.