долг к капиталу что показывает
Мультипликатор D/E (Debt to Equity ratio). Формула расчета и применение
Мультипликатор D/E (Debt to Equity ratio) позволяет инвесторам оценить долговую нагрузку компании по сравнению с ее собственным капиталом. Чем выше данный показатель, тем больше обязательств у компании.
Основная идея мультипликатора Debt/Equity заключается в том, чтобы показать соотношение между долгами компании и ее собственным капиталом. Действительно, в числителе данного мультипликатора находится общий долг компании, тогда как в знаменателе находится ее собственный капитал.
Поскольку оба показателя являются составляющими активов компании, мультипликатор D/E (Debt to Equity ratio) позволяет инвестору понять из чего складываются активы компании.
D/E (Debt to Equity ratio) отражает соотношение долга к собственному капиталу в активах компании
Отсюда же следует вывод, что чем больше значение D/E (Debt to Equity ratio), тем выше долговая нагрузка, а значит и риски банкротства у компании.
Формула расчета мультипликатора D/E (Debt to Equity ratio)
Для отчетности на русском языке:
Для отчетности на английском языке:
Как пользоваться мультипликатором D/E (Debt to Equity ratio)
Мультипликатор D/E полезно применять в следующих случаях:
Сравнивать компании из разных отраслей по показателю D/E не всегда полезно, так как специфика бизнеса и его нормальные значение D/E, в зависимости от отрасли, могут сильно отличаться.
Мультипликатор Debt/EBITDA на FinanceMarker
На FinanceMarker.ru мультипликатор D/E (Debt to Equity ratio) доступен по всем компаниям Московской биржи, а также биржам NASDAQ, NYSE и других.
Показатель доступен для:
Данные мультипликатора D/E доступны на
FinanceMarker.ru как в табличном, так и в графическом виде.
Справочник
Мультипликатор D/E относится к категории стоимостных мультипликаторов. Вот другие мультипликаторы из этой же категории:
Перейти ко всем статьям блога FinanceMarker, посвященным мультипликаторам, можно по этой ссылке.
Как оценивать долги компании
В жизни большинства людей долги чаще всего ассоциируются с финансовыми трудностями и имеют негативный подтекст. Для компаний долги — естественны и порой необходимы для функционирования бизнеса и дальнейшего развития.
Для чего компании занимают деньги? Наличие долговой нагрузки характерно для компаний как на стадии роста, так и в зрелом состоянии. Заемные средства чаще всего привлекаются для закупки сырья и материалов — пополнения оборотного капитала или реализации инвестиционных проектов и покупки других бизнесов (M&A сделки).
Зрелые компании могут финансировать все это за счет той прибыли, которую они получают. Но им может быть выгоднее занять деньги сейчас и отдать их с процентами, чем ограничиваться собственными средствами. Это происходит в том случае, когда рентабельность бизнеса или проекта выше, чем ставка по заемным средствам. Растущим компаниям без привлечения долга иногда бывает очень сложно выйти на такие масштабы, когда вложения начнут окупаться.
За такой «бустер» компании расплачиваются финансовой устойчивостью — занимая средства, они повышают для себя риски. Получается, что до определенного уровня рост долговой нагрузки идет на благо, но в какой-то момент риски становятся ощутимыми и занимать деньги дальше становится опасно. Для понимания этого механизма важно оценивать и анализировать долговую нагрузку.
С чего начать
Для начала разберем, что такое общий долг.
Общий долг — совокупность кредитов и займов, привлеченных компанией. Посчитать его можно по данным бухгалтерского баланса. В наиболее распространенном смысле он соответствует сумме краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов.
В бухгалтерском балансе Северстали это выглядит так:
Однако более репрезентативен показатель чистый долг.
Чистый долг — это общий долг за вычетом краткосрочных наиболее ликвидных средств, к которым обычно относят деньги и денежные эквиваленты.
Стоит сказать, что у отдельных компаний способы расчета общего и чистого долга могут различаться из-за отраслевых, учетных или других особенностей. Однако чаще всего для понимания общей картины приведенного расчета бывает достаточно.
Также иногда встречается ситуация, когда чистый долг отрицательный. Это значит, что сумма денежных средств превышает объем кредитов и займов. К примеру, чистый долг Распадской со II полугодия 2017 г. до I полугодия 2021 г. был отрицательным. Затем компания использовала накопленные средства и привлеченные кредиты на покупку Южкузбассугля, тем самым более чем удвоив добычу угля.
Само по себе значение общего или чистого долга мало что дает, но показатель нужен для расчета коэффициентов, которые и помогут проанализировать финансовое состояние.
Коэффициенты для анализа
Наиболее распространенный и часто встречающийся показатель — отношение чистый долг/EBITDA (Net Debt/EBITDA). В числителе идет чистый долг на конец периода, в знаменателе — показатель EBITDA за последние 12 месяцев (LTM). Коэффициент показывает, сколько лет потребуется компании, чтобы за счет EBITDA погасить весь чистый долг.
Комфортным уровнем считается значение до 3х. Для быстрорастущих компаний приемлем показатель до 4х. Отношение выше этого значения означает, что нужно изучить компанию более внимательно: возможно, у нее есть проблемы.
Следующим рассмотрим коэффициент финансового рычага (Debt To Equity Ratio), который рассчитывается как отношение общего долга к собственному капиталу. Он показывает, в какой пропорции деятельность компании финансируется за счет собственных средств, а в какой — из заемных. Чем ниже показатель, тем выше доля собственного финансирования и тем компания устойчивее.
У Северстали коэффициент составляет 0,42х. Хорошим уровнем принято считать коэффициент до 2х, но у крупных, устойчивых компаний показатель может быть выше.
Коэффициент покрытия процентов (Interest Coverage Ratio; ICR) представляет собой отношение показателя EBIT к процентам к уплате за период за последние 12 месяцев. EBIT аналогичен EBITDA, но учитывает амортизацию и обесценение активов. Мультипликатор отражает способность компании гасить проценты по кредитам за счет средств от операционной деятельности. То есть коэффициент должен быть как минимум выше 1х, в таком случае средств будет хватать только на гашение процентов, но не тела долга. Комфортные уровни начинаются примерно от 3х и выше.
У Северстали коэффициент покрытия процентов составляет 33,2х. То есть компания без проблем может обслуживать долги за счет операционной деятельности.
Этих показателей достаточно для получения первичной оценки долгового состояния компании. При этом нужно понимать, что в определенных отраслях, в компаниях на разных стадиях развития и в отдельных случаях оценку нужно корректировать, а для более глубокого понимания ситуации стоит разобраться в специфике функционирования компании. Ниже рассмотрим несколько особенностей отраслей и компаний, связанных с долговой нагрузкой.
Особенности отраслей и отдельных компаний
В плане долговой нагрузки интересен кейс РУСАЛа. До недавнего времени компания считалась одной из наиболее закредитованных на российском публичном рынке — на конец 2020 г. отношение чистый долг/EBITDA достигало 6,4х, коэффициент покрытия процентов составлял 3,1х, а коэффициент финансового рычага был на уровне 1,2х.
Рассматривая коэффициенты, можно сделать вывод, что долговая нагрузка компании сравнительно высокая. Чистый долг/EBITDA выше средних значений по отрасли. ICR вблизи нижних значений комфортных уровней.
При этом стоит учитывать, что РУСАЛ контролирует 26,25% акций Норникеля, рыночная стоимость которого сейчас составляет около 927 млрд руб. и в 1,6 раза превышает общий долг компании на конец I полугодия 2021 г. То есть в случае финансовых проблем РУСАЛ мог бы продать пакет акций Норникеля, а вырученных средств с лихвой бы хватило погасить долги.
Другой случай — у МТС коэффициент финансового рычага на конец I полугодия 2021 г. составляет 52,9х при нормальных уровнях до 2х. Дело в том, что у компании сравнительно маленький капитал, так как почти вся нераспределенная прибыль направляется на дивиденды. При этом очевидных причин для беспокойства нет — бизнес МТС зрелый, стабильный и слабо зависит от экономических циклов. Отношение чистый долг/EBITDA составляет 1,6х, а ICR — 8,2х.
Кейс Аэрофлота интересен тем, что при расчете коэффициента чистый долг/EBITDA на конец I полугодия 2021 г. стандартным образом получается 0,2х — более чем комфортное значение. Однако для понимания общей картины стоит добавлять в расчет чистого долга обязательства по аренде за самолеты, двигатели, недвижимость. В таком случае выходит уже 24,4х, что намного выше нормальных значений.
Долговая нагрузка компании выросла из-за ограничений на авиасообщение и падения EBITDA. Высокий Net Debt/EBITDA отражает, что у компании проблемы, однако это не значит, что компания скоро станет банкротом. Нужно понимать, что Аэрофлот стратегически важен для государства, а значит, может рассчитывать на поддержку в сложные периоды. К примеру, относительно недавно прошла докапитализация группы за счет допэмиссии акций.
Схожая ситуация с влиянием аренды на долговую нагрузку есть у ритейла. Например, отношение чистый долг/EBITDA Магнита по стандартам МСБУ 17 (где аренда магазинов не входит в расчет чистого долга) составляет 1,9х на конец III квартала 2021 г., а по новым стандартам МСФО 16 (с учетом аренды) аналогичный показатель увеличивается до 3,5х. При этом такие уровни можно назвать комфортными для отрасли, так как бизнес зрелый и устойчивый и относительно слабо зависит от состояния экономики.
Продолжая рассматривать отраслевые особенности, стоит обратить внимание на сельскохозяйственные предприятия, в частности, Русагро и Черкизово. Показатель чистый долг/EBITDA у Черкизово на конец I полугодия 2021 г. был на уровне 2,6х, Русагро — 1,6х. Однако фактическое давление долга на финансовое состояние компаний меньше за счет субсидий от государства.
С 2017 г. аккредитованные банки предоставляют льготные кредиты сельхозпроизводителям по сниженной ставке. Эффективная стоимость долга Черкизово (процентные расходы за последние 12 месяцев, деленные на общий долг) на конец I полугодия составляла 4,2%, а доля субсидируемых кредитов — 53%.
Таким образом, по сниженной ставке компании могут позволить себе привлекать большие объемы долгового финансирования, оставаясь при этом финансово устойчивыми.
Особенностью долговой нагрузки застройщиков является использование эскроу-счетов. Из-за регуляторных изменений деньги покупателей строящейся недвижимости попадают в банк, застройщик получает доступ к деньгам лишь когда дом сдается.
Это создает ситуацию, когда деньги есть, но они заморожены. Без учета эскроу-счетов чистый долг ПИКа на конец I полугодия 2021 г. составлял 284,6 млрд руб., а с учетом денежных средств на эскроу-счетах — 121,8 млрд руб., или в 2,3 раза меньше.
Здесь нужно ориентироваться на тот расчет, который нужен для определенной цели. Чтобы оценить долговую нагрузку в моменте, более репрезентативен показатель без учета эскроу-счетов, так как доступа к этим средствам компания сейчас не имеет. Однако на более долгосрочном горизонте, по мере завершения строительства, застройщик эти средства получит, а значит, сможет снизить долговую нагрузку.
Мультипликаторы для инвестора. Какие бывают и как их правильно использовать?
Мультипликатор P/E: хороший или плохой?
Мультипликатор P/E (цена/прибыль) один из самых популярных, однако, использовать его для сравнения компаний, в некоторых случаях может быть некорректно.
Price-to-Earning (P/E) — показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на одну акцию. Это самый популярный и известный мультипликатор среди инвесторов, который показывает за сколько лет окупятся вложения в ту или иную акцию. Часто используют перевернутый показатель E/P, который обозначает теоретическую доходность.
P/E (Price/Earnings) рассчитывается как размер капитализации к годовой прибыли компании.
Из-за различий в ставках ЦБ и показателей инфляции, в разных странах инвесторы рассчитывают на различные доходности.
В одной валюте нормальной считается доходность 5% (P/E = 20), в другой 10% (P/E = 10). Поэтому данный мультипликатор для компаний России и США отличается.
Еще один подводный камень – прибыль компании меняется.
Для стагнирующей компании, у которой показатели увеличиваются всего на несколько процентов в год, значение мультипликатора будет близко к реальной окупаемости
Для компании роста, P/E не работает. Если компания имеет P/E = 100 и, например, удваивает прибыль ежегодно, то окупится данная компания не через 100 лет, а через 6.
Сравнение по P/E подходит только для стагнирующих компаний в рамках одной страны. Для компаний роста мультипликатор не работает.
Кому и зачем нужен мультипликатор P/E?
Коэффициент P/E показывает количество лет за которые окупятся ваши вложения в акции компании. Также мультипликатор помогает искать недооцененные активы относительно их прибыли.
Выделяют три вида P/E в зависимости от используемых для расчета данных:
Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не всё так просто.
Для инвесторов всегда важно понимать, что лежит в основе вычисления мультипликатора.
Например, у одной компании P/E = 2, а у второй P/E = 7. Выбор очевиден?
Не совсем. Нужно смотреть и на другие показатели компаний.
У второй компании могла произойти разовая переоценка, вследствие чего прибыль сильно снизилась. Поэтому и коэффициент P/E в моменте сильно снизился.
P/E может необъективно оценивать актив. Высокое значение P/E — не всегда плохо. Возможно, на рынке завышенные ожидания от компании. Низкая оценка говорит о быстрой окупаемости, а также показывает сомнения инвесторов в перспективах компании.
P/E — простой показатель, который помогает провести экспресс-анализ компании. Однако не стоит применять лишь его для выбора бумаг в свой портфель.
Почему мультипликатор P/E помешает вам заработать?
О чудодейственных свойствах мультипликатора P/E разные «гуру» в интернете пишут каждый день. При этом мало кто из них уделяет внимание коварству этого показателя. А зря.
Но не все так просто
Многие начинающие инвесторы, прочитав книги Бенджамина Грэма или Уоррена Баффета, начинают слепо верить в этот мультипликатор и принимают решение о покупке акций лишь на его основе.
При наложении графика среднего значения P/E по индексу S&P500 на сам бенчмарк, видно, что в моменты разворотов американского рынка, значения мультипликатора были далеки от минимальных значений.
Получается, что в момент самых “вкусных” цен на рынке, показатель P/E говорил о переоценке компаний, входящих в индекс. Инвесторы, ориентирующиеся только на один этот показатель, были вынуждены покупать уже изрядно подорожавшие акции.
Чтобы понять, насколько переоценен или недооценен фондовый рынок, часто используют коэффициент Р/Е.
Однако этот метод оценки далек от совершенства. Эффект разового падения прибыли в силу чрезвычайных ситуаций (коронавирус, к примеру) завышает значение Р/Е, что не обязательно и не во всех случаях свидетельствует о переоценке фундаментально сильных компаний.
В данный момент совокупная оценка Р/Е компаний, входящих в индекс S&P 500, составляет 39,81х. Кажется, что это запредельно много.
Коэффициент P/E Шиллера, устраняющий колебания, вызванные разовым изменением прибыли в течение деловых циклов, составляет 35,7х. Это ниже рекордной оценки 44х на крахе доткомов 2000 года.
Оцененная в 20 Р/Е компания, прибыль которой растет на 5% в год, не является интересной инвестицией, поскольку математически проигрывает компании с Р/Е 40, но темпами роста прибыли по 15% в год.
Кроме того, чтобы ответить на вопрос, насколько переоценен / недооценен рынок, нужно смотреть не на прошлые исторические оценки и размышлять о пузыре, а на доходность альтернативных инвестиций в настоящем и в будущем (например облигаций).
Ищем недооценённые акции с мультипликатором P/S
Price-to-Sales (P/S) показывает отношение стоимости компании к её годовой выручке. Например: компания стоит 1 000 000 рублей, а её выручка 500 000 руб. в год.
P/S = 1 000 000 / 500 000 = 2.
Чем меньше показатель, тем быстрее компания окупит свою стоимость за счет выручки.
Высокий P/S — акции дорогие. Низкий означает, что акции стоят дешево (недооценены). А это именно то, что интересно инвестору!
В среднем по рынку оптимальным считается P/S не больше 2. Однако для каждой отрасли он может отличаться. Как понять, какой показатель является нормой для вашего сектора? Нужно взять несколько компаний и сравнить их мультипликаторы между собой.
Почему выгодно использовать P/S, а не P/E?
P/E = отношение стоимости компании к прибыли. Но прибыль может быть отрицательной, и тогда мультипликатор P/E неприменим.
А вот выручка всегда положительна. По параметру P/S смело оцениваем любую компанию.
Выручка не так сильно колеблется, как прибыль. Поэтому P/S зачастую более объективен.
Друзья, при анализе компании не полагаемся только на мультипликаторы! Смотрим и другие показатели: долговая нагрузка, денежные потоки, ситуация в бизнесе в целом.
P/S — лишь один из параметров, которым можно пользоваться для оценки акций! Хотя и очень удобный.
Мультипликатор EV – Enterprise Value
Enterprise Value (EV) – это мера общей стоимости компании. EV часто используется в качестве более комплексной альтернативы рыночной капитализации.
В отличие от капитализации, которая показывает нам только сумму, в которую участники рынка оценивают компанию, Enterprise Value учитывает долги компании и денежные средства
MC – Рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение цены одной акции на общее количество акций.
Total Debt – Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов компании.
Как понять что такое Enterprise Value?
Представьте, что компания А хочет поглотить компанию В. Компания-покупатель заплатит по сделке определенную цену (капитализацию), но вместе с этим компания А получит все долги и деньги компании B.
Если долгов больше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг положительный):
Часть долга можно погасить за счет денежных средств приобретенной компании, а часть все равно останется и компания А будет вынуждена погасить его в будущем. EV = MC + оставшаяся часть долга.
Если долгов меньше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг отрицательный):
EV используется для расчетов мультипликаторов. EV/EBITDA, EV/EBIT, EV/Sales(Выручка) и EV/FCF. Они являются продвинутыми аналогами P/E, P/S и P/FCF соответственно.
Значение мультипликатора EV/EBITDA в анализе
Популярный среди инвесторов и аналитиков мультипликатор EV/EBITDA имеет свои преимуществ и недостатки, как и любой другой мультипликатор.
Преимущества EV/EBITDA
При расчете EBITDA процентная ставка по займам игнорируется, а налоги не учитываются, поскольку они могут сильно варьироваться в зависимости от доходов и убытков в предыдущие периоды.
EBITDA упрощает сравнение разных компаний с разными структурами капитала, налоговыми ставками и политикой амортизации.
Недостатки EV/EBITDA
EV/EBITDA неприменим для компаний финансового сектора, так как у них понятие долга в отчетности имеет совсем иной смысл.
Неоднозначность — отрицательный EV/EBITDA не ответит на вопрос, что происходит в компании.
EV/EBITDA неприменим для оценки растущих компаний: убыток или низкая прибыль искажают восприятие реальной ценности компании.
Баффет — один из критиков показателя EBITDA, говорит, что EBITDA не учитывает амортизацию, и это неправильно.
EBITDA не равно Денежному потоку (Cash Flow).
EBITDA игнорирует налоги и проценты по кредитам, хотя это реальные денежные затраты — как их можно не учитывать в анализе?
EBITDA не учитывает капитальные затраты — текущие, важные денежные издержки каждой компании.
EBITDA не учитывает многие аспекты бизнеса, игнорирует денежные затраты и фактически завышает денежный поток.
Использование только EBITDA, в отрыве от реального денежного потока чревато получением ложной информации.
Ключевые мультипликаторы, на которые нужно обратить внимание при оценке REIT
Можно использовать модифицированный показатель Price / adjusted FFO: это более точный «мультик», поскольку он дает представление об истинной способности REIT выплачивать дивиденды.
Другими словами, это рыночная стоимость недвижимости, принадлежащей REIT. Соотношение цены к чистой стоимости активов (P / NAV) > 1 означает, REIT торгуется с премией к своим NAV, и наоборот.
Как оценить эффективность компании c помощью мультипликаторов?
Чтобы определить насколько эффективно работает компания, достаточно взглянуть на ее показатели рентабельности. Эти показатели бывают разных видов, но мы рассмотрим самые основные.
ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж. Этот показатель рассчитывается как прибыль/выручка предприятия. Он показывает сколько сколько прибыли приносит каждый рубль выручки. Т.е. если ROS составляет 20%, это значит, что на каждый полученный рубль выручки у компании осталось 20 копеек прибыли.
ROA (Return On Assets) — рентабельность активов. Рассчитывается, как прибыль / активы предприятия. Он показывает насколько эффективно работают все активы компании.
ROE (Return On Equity) — рентабельность капитала. Рассчитывается, как прибыль / собственный капитал предприятия. Он показывает, насколько эффективно генерируется прибыль за счет собственных средств компании, без учета обязательств.
Но высокий ROE не обязательно означает эффективное управление. Если компания использует большой объем заемных средств, то её ROE может быть даже очень высоким, но долговая нагрузка — прямая угроза финансовой устойчивости компании.
Это далеко не полный список всех показателей рентабельности, но логика подсчета у всех примерно одинаковая: финансовый результат делится на исходящий показатель.
Обычно, чем выше показатель, тем лучше, но, как мы уже сказали, бывают исключения.
Также стоит отметить, что сравнивать эти показатели стоит только у компаний из одной отрасли.
К примеру, в ритейле показатель чистой рентабельности всегда очень низок (примерно 2%), при этом в секторе добычи золота, он вполне может быть на уровне 30-50%. Поэтому сравнивать Магнит и Полюс по рентабельности — это не лучшая идея. То же самое относится и к остальным мультипликаторам.
Как не купить потенциального банкрота?
Перед покупкой акций компании всегда учитывайте финансовое состояние бизнеса эмитента. Особенно это касается дивидендных компаний, ведь большая долговая нагрузка усложняет выплату дивидендов.
Основные мультипликаторы, на которые нужно обращать внимание:
D/E (Debt–to–Equity) — отношение долга компании к ее капиталу. Показатель демонстрирует сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала. Приемлемый показатель находится на уровне до 1,5х.
Current ratio (коэффициент текущей ликвидности) — рассчитывается, как оборотные активы / текущие займы. Показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (до 1 года) за счет оборотных активов.
Net debt/EBITDA (Чистый долг/EBITDA) — отношение чистого долга к EBITDA компании (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). Мультипликатор условно показывает, сколько лет необходимо бизнесу, чтобы рассчитаться по своим долгам с учетом текущей прибыльности. Относительно безопасный уровень находится на отметках ниже 2х, если коэффициент превышает 3х — это уже говорит о закредитованности эмитента.
Мультипликаторы — это лишь дополнение к финансовому анализу компании. Для более детального рассмотрения стоит анализировать отчетность и отслеживать другие долговые параметры и внешние факторы.
Рентабельность активов (ROA) и продаж (ROS)
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к средней стоимости активов компании за период. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы (здания, станки, интеллектуальную собственность и т.д.).
Активы всегда равны пассивам, поэтому по сути ROA показывает отдачу на все источники капитала (собственных и заемных).
Если ROA = 10%, значит на каждый доллар стоимости активов приходится 10 центов прибыли.
Рентабельность активов следует сравнивать со средним значением по отрасли: у капиталоёмких компаний (нефтяных, коммунальных, финансовых и т.д.) значение будет куда ниже, чем у технологических.
Также можно отдельно рассчитать рентабельность внеоборотных активов (зданий, станков, машин и т.д.) и оборотных (сырья, готовой продукции и т.д.)
Использовать ROS стоит для сравнения компаний с одинаковыми бизнес-моделями в одном и том же секторе.
Рентабельность капитала (ROE)
Если ROE = 10%, значит на каждый доллар собственного капитала приходится 10 центов прибыли.
ROE можно соотнести с рыночной ставкой доходности, чтобы узнать, имеет ли существование компании хоть какой-то смысл.
Если ROE = 3%, а ставка по банковскому депозиту = 5%, то ведение бизнеса невыгодно. Проще распродать все активы, отдать долги и вложить средства в банк.
По сути дела, инвесторы могли бы выбирать компании с самым высоким ROE. Однако всё не так просто.
Особенно важно при оценке рентабельности собственного капитала понимать текущую рыночную конъюнктуру и уровень доступности кредита.
Как получить максимальную доходность на рынке? Коэффициенты альфа и бета
Чем выше риск, тем выше доходность. Это знают все. Однако можно ли собрать такой портфель, который будет иметь минимальный риск и максимальную доходность? И ответ: да, можно. В этом нам помогут альфа- и бета- коэффициенты. Давайте разберемся, что это такое и с чем их едят
Бета-коэффициент
Доходность широкого рынка обычно измеряется доходностью индекса. В РФ основным индексом выступает ММВБ, а в США — S&P500. Считается, что все акции в долгосрочной перспективе всегда следуют за индексом. Однако в краткосрочной перспективе бумаги могут отклоняться от индекса, то опережая его, то отставая.
Учитывая эти отклонения, У. Шарп рассчитал бета-коэффициент. Проще говоря, бета-коэффициент показывает, насколько бумага отклоняется от индекса.
Еще редко встречается отрицательная бета. Это значит, что при росте индекса актив будет падать, а при падении — расти.
Альфа-коэффициент
Всем известно, что высокая доходность равна высокому риску. Однако многие известные инвесторы часто обгоняли рынок. Значит ли это, что они просто брали на себя повышенный риск? Или это говорит о мастерстве управляющего?
Чтобы это выяснить, экономист Майкл Дженсен рассчитал альфа-коэффициент. Грубо говоря, альфа-коэффициент показывает мастерство управляющего.
При пассивном инвестировании альфа равна 0, так как никаких действий не предпринимается. Если альфа положительна, то портфель управляющего показывает доходность лучше рынка, если отрицательна — хуже.
Сегодня альфа рассчитывается не только для управляющих, но и для акций. К примеру, если альфа равна 1, то акция стабильно опережает рынок на 1%.
Таким образом, для получения максимальной доходности при минимальном риске, альфа портфеля должна иметь наиболее высокое значение, а бета — наиболее низкое. Коэффициенты можно рассчитать самостоятельно, а можно прибегнуть к специализированным сервисам, например Investing или Тинькофф Инвестиции.
Необычные мультипликаторы, о которых вы не знали
Мало кто знает, но помимо классических мультипликаторов (P/E, P/S, P/B) есть еще и специфические. Они имеют такое название, потому что применяются только для конкретных отраслей.
Их можно посмотреть либо на платных сервисах, либо в релизе самой компании, либо же рассчитать самостоятельно. Рассмотрим подробнее какие они бывают.
Как мы уже сказали, у каждой отрасли есть свои спецмультипликаторы.
Так, в финансовом секторе специфическими являются показатели чистой процентной маржи или соотношение кредитов и депозитов. Для ясности: чистая процентная маржа — это разница между ставкой, под который банк выдает кредиты, и процентом, под который он сам занимает. Чем процентная маржа выше, тем эффективнее работает банк.
В ритейле — это показатели выручки на метр площади или LFL (like-for-like) продажи. Они не учитывают открытие новых магазинов, поэтому с их помощью можно оценить, насколько эффективно работают действующие.
Для интернет-компаний могут применятся количество посещений сайта или приложения, количество кликов в сутки и т.д.
В телекоммуникациях часто используется показатель годовой выручки на одного абонента.
В нефтегазовом секторе могут использоваться такие показатели, как EV/Production (стоимость компании/ежедневная добыча в баррелях) или EV/Reserves (стоимость компании/размер запасов).
Использование специфических мультипликаторов помогает лучше разобраться в бизнесе компании и учесть особенности именно её отрасли.
Однако одних мультипликаторов недостаточно для полноценного анализа компании, поэтому важно обращать внимание и на другие показатели бизнеса.
Другие cтранные мультипликаторы. Что такое Forward и LTM?
Изучая мультипликаторы компаний, вы можете заметить, что некоторые из них помечены странными обозначениями — LTM и Forward.
Что это значит?
Аббревиатура LTM расшифровывается как Last Twelve Months. Такие мультипликаторы рассчитываются на основе показателей за последние 12 месяцев.
Обозначение Forward означает, что мультипликатор рассчитан на основе прогнозов на текущий или следующий год. Такие мультипликаторы называют форвардными.
Как рассчитать LTM и Forward?
Для примера возьмем мультипликатор P/E. В качестве P в нем всегда берется текущая капитализация компании, а значение E (чистой прибыли) зависит от метода расчета.
▪️ Стандартный метод. За величину E берется размер чистой прибыли, полученной компанией за финансовый год.
Например, капитализация компании равна 100 млрд руб., а ее чистая прибыль за 2020 год составила 10 млрд руб. Тогда P/E равен: 100 млрд / 10 млрд = 10.
▪️ Метод LTM. Для расчета E нам потребуются данные о чистой прибыли компании за последние 12 месяцев (то есть за 4 квартала).
Сейчас 3 квартал 2021 года. Допустим, у нас есть отчеты за 1-й и 2-й кварталы этого года. Тогда для расчета E мы сложим чистую прибыль за 1-2 кварталы 2021 года и 3-4 кварталы 2020 года.
Подставив полученное значение E в формулу P/E, мы и получим P/E LTM.
▪️ Форвардный метод. В качестве Е берем прогноз по чистой прибыли компании.
Например, прогноз аналитиков говорит, что чистая прибыль нашей компании по итогам года составит 20 млрд руб. Тогда ее форвардный P/E будет равен: 100 млрд / 20 млрд = 5
Методами LTM и Forward можно рассчитать и другие мультипликаторы.
Показатель EPS: сколько денег вам даст владение акцией?
Продолжаем изучать тему фундаментального анализа! И вновь поговорим о показателях.
Наша сегодняшняя тема – EPS, расшифровывается как «Earnings Per Share», или «Прибыль на акцию». EPS = чистая прибыль / количество акций.
Отдельно выделяют Diluted, или Разводненный EPS. Для расчёта этого показателя берут средневзвешенное количество акций за анализируемый период. Это делает его более точным.
Как работает EPS? Рассмотрим на примере
Если компания проводит дополнительное размещение акций или SPO, то её EPS снижается, так как увеличивается число акций в обороте. Соответственно, акционеры начинают зарабатывать меньше, цена бумаг падает. Если же компания проводит обратный выкуп акций, то EPS, наоборот, растет. А значит, будет расти и цена акций.
Интерпретировать EPS можно, анализируя его рост в течение последних лет. Например, в «Тинькофф Инвестициях» под показателем EPS есть показатель “Рост EPS”: средний рост прибыли на акцию за последние 5 лет. Если он равен 10%, значит, EPS росла в среднем на 10% в год последние 5 лет. Чем выше темпы роста, тем лучше.
Бывает, что EPS растет быстрее или медленнее, чем прибыль компании. Это происходит из-за снижения/увеличения числа акций в обращении. Зачастую рост EPS говорит даже больше, чем сам объём прибыли.
Вот такой простой и информативный показатель, которым очень легко пользоваться!