долган национальность что это

«Здесь невозможно выжить одному» Кормление огня и дары духам: как в Арктике живет один из самых маленьких народов России?

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Фото: Jacques Langevin / Sygma / Getty Images

Долганы — один из самых маленьких народов России. Эти оленеводы-охотники живут на Таймыре. По официальным данным, их около восьми тысяч, а сами они говорят, что и того меньше. Чем живет этот народ, как он сохраняет свой быт и культуру в условиях постоянно меняющегося и сжимающегося вокруг них мира и как оленеводы выживают посреди тайги в 50-градусный мороз, «Лента.ру» узнала у долганина Василия Батагая, сотрудника Таймырского Дома народного творчества.

«Лента:ру»: Долган осталось всего около восьми тысяч. Почему так мало?

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Василий Батагай: Нас осталось семь с чем-то: пять тысяч на Таймыре, две тысячи в Якутии. На это влияет цивилизация. Обитание, то есть жизнь коренного народа в том или ином регионе, зависит от многих факторов — это влияние экологии: мы никуда, естественно, не денемся от цивилизации. И некоторые народы исчезают — в России это началось с советского периода. Исчезают культура, язык, это сложно сохранить.

Из-за глобализации. Коренные народы живут на одной территории и ведут традиционный образ жизни, занимаются охотой и рыболовством, раньше они не были привязаны к материку и жили автономно, в своем мире. А потом стали появляться интернет, магазины. Кто-то хочет жить в лучших условиях, или родители хотят этого для ребенка. Некоторые остаются так жить, даже семьи: им нравится, они не хотят ничего менять. Но таких людей очень мало.

Сейчас все-таки у долган поменялось кое-что — они стали больше изучать свою культуру. Но это зависит от разных факторов. Например, сейчас развивается туризм на Таймыре — из регионов он начал этим заниматься самый последний. Это в первую очередь связанно с отдаленностью, и работы надо проделать очень много. Коренное население пока не готово принимать туристов. Самая главная задача экспертов — сделать так, чтобы туризм не сильно повлиял на их жизнь.

Туристы сейчас очень хотят увидеть быт и аутентичность поселков, оленеводческих бригад, а они живут в своем мире. Надо и туриста подготовить, и население, ведь у туризма есть и плюсы, и минусы. Это экологическая составляющая в том числе — мусор, например, после себя оставляют. Еще надо как-то составить логистику, у нас же тут нет дорог. Летом — по воде, а зимой — на вертолетах.

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Коренное население, конечно, готовится, разрабатывается много программ. Таймырский Дом народного творчества, где я работаю, разместил на небольшой площади за зданием жилища коренных народов — ненцев, энцев, эвенков, нганасан и долган. Любой желающий может прийти и посмотреть, посетить эти чумы. Это этностойбище называется Ойкумена, оно построено изначально для детей коренной национальности, которые приезжают в интернат и нуждаются в адаптации.

Когда нас в детстве привозили из тундры, нам такого в психологическом плане не хватало

В каком смысле — в детстве привозили из тундры? Сгоняли в города?

Не то что сгоняли. Была система интернатов. Наши родители были кочевые, постоянно в тундре. В зимний период на учебу нас забирали в интернаты. Система интернатов есть до сих пор. В Хатанге, например, тоже интернат есть, так как в отдаленных поселках нет старших классов — остались только начальные.

Дети, которых из тундры привозят, — они совсем маленькие, как птенчики. Конечно, им тяжело. И мы это понимаем — мы это проходили.

И, конечно, для детей это хоть какой-то остров, где он может спрятаться. Потому что незнакомые тетеньки, дети какие-то — представьте, как маленького щеночка или лисенка забрали из его среды и поместили в зоопарк. Вроде бы все на благо делается, учиться надо, мы не можем эту систему поменять.

А тут дети могут свободно прийти и провести время в таком небольшом уголке родной земли — там все аутентично: шкуры, предметы из экспедиций, все можно надеть и потрогать, не как в музее. Такой свой мир. Хоть мы и в городе — даже когда посетители приходят из коренных народов, они говорят: «Как дома, как у бабушки».

А люди отдают в музеи какие-то предметы, сувениры? Чтобы сохранить их?

Некоторые приносят свое. Бабушки, например, — чего оно лежать будет? Мы реставрируем это все, ремонтируем жильными нитями. Все делается так же, как в тундре.

Вы говорили про негативные моменты развития туризма. Что именно беспокоит население?

Представьте, что вы дома у себя, и к вам каждый раз будут гости ходить. Этот поселок небольшой — каждый там занимается своими делами и не хочется это выставлять на всеобщее обозрение. Турист приходит, фотографирует и выкладывает в интернет, а мы хотим, чтобы поселки продолжали жить своей жизнью, пусть туристы будут отдаленно. Понятно, что туризм развивает культуру, самосознание, дает рабочие места, конечно. Но давайте в рамках сохранения культуры. Это же не городской туризм, его надо в какой-то мере ограничивать.

Население не понимает, что такое туризм и насколько это трудно, они думают, что приедут разок в гости, и все. Нет, господа, если это будет, к нам будет каждую неделю по 100-200 человек завозить. Пока все потихоньку-помаленьку.

Сейчас мы чаще из-за коронавируса работаем с российскими туристами, они очень грамотные и культурные, воспитанные, отличаются от иностранных. А вот с иностранцами нужно еще поговорить — они совсем по-другому живут, по другим правилам.

Мы проводим мероприятия и для детей, и для нашего населения, и для учителей, для общественных организаций, людей творчества.

У нас есть одиночные гости, кто приходит с определенной задачей, а есть и массовые мероприятия для детей, чтобы они вливались в культуру в игровой форме. Ведь сейчас дети все воспринимают через игру и общение, не как мы раньше сидели и слушали учителя.

Мы много ездим, берем что-то у своих соседей. На меня очень сильно повлияло отношение к культуре в Якутии — насколько там сильная программа по возрождению, как там грамотно все делается и даже на уровне государства! Мы очень много опыта у них берем и используем. Я смотрел и другие регионы, и заграничные поездки совершал — как они встречают туристов, как работают разные центры. Все это мы стараемся у себя использовать.

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Давайте вернемся к сохранению традиций. Кто у долган больше в этом заинтересован: молодежь или старики?

Сейчас больше молодежь — старое поколение уходит, дает нам знания, а молодые стремятся сохранить. Вот смотрите, пять тысяч человек одной народности — достаточно пяти-шести лидеров в области культуры и образования. Эти люди принимают эстафету у старшего поколения и передают ее дальше. Конечно, есть плюсы и в цифровизации — мы же не можем стоять на месте, это уже следующий этап.

А с языком как обстоят дела?

С ним есть проблемы, как и у каждого этноса. Да взять и сам русский язык — в нем сейчас много иностранных слов. Я иногда не понимаю словечки, которые использует молодежь. Можно сказать по-русски, но мы используем иностранные выражения.

То же самое происходит и с нашим языком. Вопрос в том, нужен ли дальше язык. Например, английский мы учим не потому, что нам нравится, а потому, что весь мир говорит на нем. И если мы говорим на родном языке, мы можем использовать его в обрядовой культуре или на экскурсиях.

Какие обряды до сих пор проводятся, а какие уже забыты совсем?

У долган, конечно, важные обряды гостеприимства, кормления огня, одаривания духов местности. Уже ушедшие — встреча солнца, например. В некоторых поселках исчезло оленеводство, и этот обряд вместе с ним. Наша задача — его возродить, но это очень большой труд, потому что народ надо заинтересовать, предоставить информацию и адаптировать. Если обряд проводится на сцене — это одно, коллективное проведение — другое, театральная постановка — третье.

Для чего нужно кормление огня?

У всех коренных народов Таймыра огонь — единственный источник тепла, без него тут невозможно. Он — как символ, как живое существо. Когда заходишь в дом, надо обязательно кинуть в огонь кусочки жира оленя и покормить дух огня.

Ни одно обрядовое действие не происходит без кормления огня — оно везде присутствует.

А утерянный обряд встречи солнца? Как он выглядел, почему его сложно возобновить?

Во-первых, любой обряд включает в себя несколько кодов, которые обязательны, с ними он считается полноценным. Если мы говорим о так называемом празднике встречи солнца, сейчас его называют хэйро. Вообще «Хэйро!» — это возглас, приветствие солнцу, весне, что вот — дожили до светлых дней, пережили полярную ночь.

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Фото: Денис Кожевников / ТАСС

Давно еще оленеводы собирались в апреле или мае в специально выбранном месте. Это как на Новый год — все разбрелись, каждый занимается своей жизнью, а Новый год считается семейным праздником, и его встречают дома. Здесь то же самое. Плюс это еще откочевка в летний период, очень сложный: появляются гнус, комары, олени сходят с ума. Поэтому все собираются в одну команду и кочуют вместе. Лето — самый тяжелый период для оленеводов.

Этот праздник был как символ соединения — молодежь искала себе партнеров, происходил обрядовый танец хэйро. А праздник назывался «Встреча нового солнца».

Долганы, и вообще коренные жители, явления природы рассматривают как сущность живого существа, чувствуют их. Солнце является таким божеством, единственным источником тепла. Долганы верят, что солнце уходит в нижний мир на полярную ночь. Мы считаем, что оно все видит, все плохое уносит туда, и там демоны его расщепляют, оно становится щербатое — съедают плохое.

В декабре в подземный мир спускается священная мышь и на кончике носа поднимает солнце, уже обновленное

Встречали его танцем хэйро — люди становились в круг, в центр ставился символ неувядающего дерева, и мужчины с женщинами танцевали как единый организм в такт.

Это продолжалось примерно до 70-х. Но в советский период сделали праздник День оленевода, которого никогда не существовало. Мы не виним тех людей — это были другие нравы и ценности, это была другая страна и другое мышление, вера в светлое будущее. Конечно, с уходом старейшин и запевал танец перестал быть обрядом.

Долганы общаются с ушедшими предками?

Предков стараются не беспокоить — после трех лет со смерти не ходят на кладбище, чтобы человеку, ушедшему в иной мир, было спокойно. Ушел — ушел. Нет такого, как в русской культуре, — оплакивания, песни. У нас совсем иначе — предков почитают в именах, называют в их честь детей. Это и есть память.

А если разгневать предков, что-то может случиться?

Они могут, конечно, обижаться на несоблюдение каких-то правил. Например, надо собирать столько добычи, сколько ты съешь, — впрок не делает никто. Есть обычай, по которому надо делиться, например, с семьями, где нет мужчин, помогать им. Или старикам. Или просто помогать тому, кто нуждается.

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Фото: предоставлено Василием Батагаем

В древности, очень давно, у долган очень часто мужчины погибали на охоте. Осталась женщина без мужа, но у нее остались угодья, жилье, утварь. И с детьми осталась. Родственники могут помочь, но будет долг: ребенок вырастет и будет отрабатывать. Однако женщина может отказать, если хочет свободу своим детям — тогда сама добывает, охотится. И более пожилая женщина становится во главе семьи, последнее слово за ней, потому что она дала свободу своим детям — это их дань матери за ее мужество. Ведь в таких условиях непросто прокормить семью.

Отношение к старикам до сих пор осталось хорошее — поперек не идут, соглашаются, но иногда делают по-своему.

А что сохранилось из быта? Например, одежда — предпочтение отдается традиционной или современной?

Основная часть остается, особенно в оленеводческих бригадах.

Организм же по-разному все воспринимает. Почему коренные народы едят жирную пищу? Потому что жир идет как топливо для организма, и наш желудок уже это воспринимает нормально. Приезжий не сможет столько жира сразу принимать — организм привыкнет потом.

И у коренных народов при холоде сердце начинает само быстро биться, качать кровь, и мы согреваемся — приезжие быстро замерзают. Природой придумано, поэтому коренные жители жару так сильно не любят. Нет, мы любим солнце и море, позагорать, но родные пенаты есть родные пенаты.

Кем себя ощущают долганы — частью большой России или отдельно от нее?

Конечно, больше долганами, как и каждый этнос. Понятно, что мы живем в России, но это наш мир. Мы никому не нужны кроме самих себя. Какое бы ни было государство — может, мы через 20-25 лет в другой стране будем, — я же останусь долганином.

Нет ощущения, что активное развитие региона влияет негативно на самобытность долган?

Есть плюсы, есть минусы. Таймыр как-то сохранился из-за отдаленности. Мои педагоги приезжали и говорили: «Вы живете как в советское время», — ведь все программы и компании, издание литературы обеспечивает государство. А в Якутии, например, по-другому — все сами.

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

Фото: предоставлено Василием Батагаем

А как живут кочевники? Не отвыкли от постоянной жизни в движении?

У нас очень большие пространства, и мы привыкаем к ним. Без пространства будет не так комфортно — город очень сильно влияет на человека, потому что все очень хотят домой. Основную жизнь живут в поселках, это очень нравится.

Каково это вообще — жить в вечной мерзлоте? Страшно?

Если живешь на Крайнем Севере (или в пустыне, где угодно) — каждый будет жить по-своему. Мои знакомые говорят: «Вась, как вы живете тут в холоде — постоянно мороз, солнца нет?». А для нас это нормально. Ты знаешь прекрасно, что делать в условиях мороза и пурги.

Каждый охотник в балках оставляет соль, сахар, дрова, спички и еду, чтобы любой, кто заблудится в тундре, смог бы найти такое жилище, согреться и поесть

Это условия жизни в Арктике — ты всегда заботишься о ком-то, это обязательно. Здесь стираются границы национальности, внешности. Нет ничего ценнее жизни человека, и твоя задача — позаботиться даже о том, кого ты не знаешь. Человек должен оставаться человеком, в Арктике невозможно выжить одному. Если ты проявил себя плохо — с тобой общаться не будут. Плохой человек не сможет выжить в таких условиях. Это есть у всех северян, есть и в Сибири. Если кто-то вдруг пришел — надо все оставить, согреть человека, напоить чаем, а потом уже выяснять, кто он и откуда.

Самая большая опасность — глупость человека, которая может стоить жизни, лень и безответственность. Это, наверное, с детства — доверяешь жизнь человеку и всему учишься. Нам с детства говорили: если упали с саней, никуда не уходите — за вами приедут. И мы не уходили. Целая команда людей за тобой идет. Нет такого, что моя хата с краю — так на Севере не бывает. Если горе случится — помогут.

Я была уверена, что вы скажете что-то про диких животных, например.

Зверь не нападет просто так. Он всегда отходит, если это не его территория. Нападение может быть, если он бешеный. Нормальное животное чует запах человека и уходит.

Источник

Долганы

долган национальность что это. Смотреть фото долган национальность что это. Смотреть картинку долган национальность что это. Картинка про долган национальность что это. Фото долган национальность что это

ДОЛГАНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии.

Долганы – тюркский народ России, коренное население полуострова Таймыр в Красноярском крае.

Происхождение долган

Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков.

Его название эвенкийского происхождения: «дуулганами» себя именовало одно из местных тунгусских племен. В переводе с их языка это означает «срединный». Сами долганы называют себя «тыа-кихи», что означает «кочевые люди».

Долганы населяют преимущественно территорию вдоль рек Хатанга и Хета в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Еще некоторая их часть живет в Якутии в Анабарском улусе.

Численность долган

Согласно переписи населения 2010 года, всего в России живет 7 885 представителей этого народа. Из них 5 805 – в Красноярском крае и 1 906 – в Республике Саха.

История народа долганы

Некоторые историки считают, что долганы изначально были самостоятельным племенем со своими культурой и языком. Но более популярна описанная выше теория о происхождении этого народа от якутов, эвенков и так называемых затундренных крестьян.

Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.

Затундренными крестьянами тогда называли русских поселенцев на Таймыре. Они начали заселять его в XVI—XVII веках, когда этот регион назывался Пясида.

В основном это были выходцы с Поморья. Их еще называли «промышленными людьми», то есть, занимающимися промыслом. Чтобы выжить в суровых северных условиях, они начали перенимать обычаи местного населения. Как столетия спустя напишут авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в результате русские крестьяне «объякутились». Постепенно русские переселенцы переняли не только привычки местных жителей, но и язык.

Чуть позже компанию им составили кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь эти народы перестали конфликтовать, что сделало их продолжительные кочёвки безопасными.

Весь XIX век представители этих трех национальностей активно сближались и таким образом среди народов Росси появились долганы.

По состоянию на 1917 год этнос включал четыре рода: Долгано-Енисейский, Жиганско-Тунгусский, Долгано-Тунгусский и Боганидско-Тунгусский.

10 декабря 1930-го постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский или Долгано-Ненецкий национальный округ. Считается, что этот исторический момент зафиксировал завершение этногенеза долган.

Но и потом их ещё долго путали с соседними племенами. В частности, во время переписи 1926 года было зарегистрировано 656 представителей новой народности, хотя на самом деле их уже тогда было в четыре раза больше.

Во время переписей 1939 и 1959 годов национальность долган была вообще проигнорирована: их причислили к якутам.

7 декабря 1934 года образовался Красноярский край. Долгано-Ненецкий округ вошел в его состав. В 1977 году последний получил статус автономного округа, а в 1992 году – статус самостоятельного субъекта Российской Федерации. При этом в административно-территориальном отношении он оставался частью области.

В 2007 году он снова вошел в состав Красноярского края. Наряду с Эвенкией Таймыр стал административно-территориальной единицей с особым статусом.

Язык долган

Долганский язык долгое время считался диалектом якутского. Возможно, когда-то так и было. Но, смешавшись с эвенкийским языком, он претерпел серьезные структурные изменения и стал слишком сильно отличаться от своего прародителя. В современном долганском лингвисты выделяют пять говоров: норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский.

Долганская письменность появилась лишь в 70-х годах прошлого века. Но записывать легенды таймырцев пытались и раньше. Еще в начале XX века собиратель северного фольклора русский этнограф и лингвист Константин Михайлович Рычков использовал для этого кириллический алфавит.

Отсутствие собственной письменности не мешало долганам выпускать печатную продукцию. Например, в 1961 году в газете «Советский Таймыр» стали появляться небольшие тексты на долганском.

Первая книга на долганском языке была выпущена в 1973 году. Это был сборник стихов основоположницы местной литературы Огдо Аксеновой «Бараксан». Туда вошли собранные ею образцы местного фольклора.

Она же опубликовала в 1979-м первый долганский алфавит. Через два года на его основе вышел первый долганский букварь. После этого язык начали преподавать в начальных классах таймырских школ.

Согласно переписи 2010-го, долганским языком в России владеют 1 054 человека. 793 из них проживают в Красноярском крае, еще 96 – в Республике Саха.

Религия долган

Общая православная вера стала одним из объединяющих факторов для русских, якутов и эвенков, которые образовали новый народ. Тем не менее, среди долган до сих пор можно найти приверженцев традиционных верований якутов и эвенков – шаманизма и анимизма.

У долган эти культы мало чем отличались от эвенкийских. И у тех, и у других мир делился на три части: верхнюю (мир божеств и сильнейших духов), среднюю (мир людей) и нижнюю (мир мертвых).

Своих невидимых соседей (духов) долганы тоже дифференцировали. Иччи – это невидимые духи, которые могут вселяться в предметы. Айыы – добрые. Абаасы – злые, источники болезней и несчастий.

Долганы также верили, что некоторые животные обладают магической силой. И тоже делили их на добрых и злых. Например, они считали добрыми собаку и домашнего оленя.

Олень, по убеждению долган, мог предсказывать неудачи, когда пытался «поговорить» с оленеводом, издавая носом характерные звуки.

Пёс делал то же самое, если лаял во сне. Для хозяина это был повод проведать своих оленей: уж не увязался ли за ними волк?

Особенно ценились «четырехглазые» собаки – с белыми пятнами над глазами. Считалось, что они умеют отгонять злых духов.

Некоторые животные вызывали у охотников-долган благоговейный страх, как и у других северных народов. В первую очередь – волк и медведь. На Таймыре этих зверей считали обращенными людьми. Была даже легенда о волке, которого шаман превратил обратно в человека и после этого оборотня выдавал только волчий хвост.
Как и многие народы Севера, долганы отмечали праздник медведя. В случае удачной охоты на хозяина тайги, они поедали его мясо с плясками, пением и ритуальными играми.

Жители Таймыра, кроме того, поклонялись предметам, в которые шаман вселял добрых духов. Это могли быть необычные камни или оленьи рога странной формы.
Православие начало распространяться среди коренного населения в XVIII веке. К тому времени среди долган уже были крещёные русские, что позволило их соседям по полуострову быстро освоить обряды новой религии. Тем не менее, на стыке XIX и XX веков комплекс долганских культов учёные определяли как «троеверие». В нём христианство тесно переплеталось с шаманизмом и анимизмом.

Это заметно и до сих пор. Например, в похоронном обряде. Долганы хоронят покойников по православному обычаю, но рядом с крестом могут поставить сруб с резьбой.

Культура долган

Фольклор таймырцев представляет собой смесь из якутского, эвенкийского и русского народного творчества.

Например, песни долган напоминают якутское олонхо. От якутов долганы переняли и пластинчатый варган – музыкальный инструмент в виде металлического язычка.
От эвенков долганам достались хоровод хейро и некоторые сказочные мотивы. Однако в долганских сказках можно встретить и русского Ивана-царевича.

Материальная культура долган во многом основана на образе жизни северного народа. Его традиционные занятия – кочевое оленеводство, охота и рыбалка. Маршруты кочевок у долган короче, чем у многих соседних народов. Зимой оленеводы спускались на юг – в лесотундру. Летом шли обратно на север.

Долганское оленеводство многое позаимствовало у эвенков и ненцев. У первых, например, долгане научились седлать и доить оленей, у вторых переняли косокопыльные нарты и практику использования пастушьих собак.

Охотились долганы в основном на диких оленей и пушного зверя. Для ловли оленей они позаимствовали у соседних народов много интересных способов и сами изобрели немало хитростей. В ход шли ружья с отравленными пулями, самострелы, спрятанные на звериной тропе, и даже специально выведенные олени-манщики, которые заманивали своих сородичей в ловушку.

Эти долганские промыслы дожили до наших дней. А вот вышивка нитками из оленьих сухожилий уже не практикуется.

Верхняя одежда долган, суконные кафтаны сонтап, была похожа на эвенкийскую. Под ней долганы носили русские рубахи, штаны и платья, которые они шили из покупной ткани и украшали узкой окантовкой и множеством пуговиц.

Зимой долганы надевали либо куртки из оленьего меха, либо сокуи – одежду без застёжек с капюшоном мехом наружу. Летом долганы носили такие же сокуи, только суконные.

Долганские головные уборы бэсрегэ внешне напоминали капоры. Летом их шили из сукна и украшали бисером, зимой их делали из лисьих камусов (так называется шкура с ноги животного).

Зимнюю обувь долганы делали из оленьих камусов (зимняя), а летом носили украшенные бисером ровдуги из замши.

В наше время национальная долганская одежда в таймырских поселках по-прежнему используется: по праздникам в неё наряжаются женщины.

Жилище долган

Традиционным долганским жильем считается переносной эвенкийский чум (дю), представляющий собой деревянный каркас, крытый оленьей ровдугой (летом) или оленьими шкурами (зимой). Иногда у долган встречались эвенкийские голомо – чумы, крытые корой и обложенные дёрном, а также якутские балаганы.

Племена, жившие по Хатангскому тракту, переняли у русских строительство изб. А для кочёвок позаимствовали балок. Так называлось жилье с каркасом из реек, поставленным на полозья. Этот каркас обтягивали ситцем и, конечно же, оленьими шкурами. В таких домиках на санях были стеклянные окна, железная печка и нары. Балоки можно увидеть у некоторых современных кочевников Таймыра и в наше время.

В XX веке большая часть долганских кочевников перешла к оседлому образу жизни. Сейчас многие из них живут в поселках с типовой застройкой. Возле таких населенных пунктов почти нет дач, а дворы не отделены заборами.

Внешность долган

Несмотря на смешение множества национальностей (кроме трёх основных в долганском этническом коктейле поучаствовали и другие северные народы), долганы больше всего похожи на эвенков. У них продолговатые лица и широкий лоб.
Как и эвенки, долганы не стригли волосы, а заплетали их в косы.

Известные долганы

Мы уже упоминали основоположницу долганской литературы и письменности – Огдо Егоровну Аксенову. Она родилась в 1936 году в селе Боганида Авамского района Таймырского автономного округа. Стихи начала писать ещё в школе, сначала на русском языке. Любовь к поэзии и родной культуре ей привила бабушка Дьэбгиэн. В 1953 году девушка получила первую рецензию на свои стихи в газете «Пионерская правда». Через три года газета «Советский Таймыр» вручила ей премию за рассказ «Павел Чуприн».

После школы Аксенова поступила в Иркутский государственный университет, но из-за болезни была вынуждена вернуться на родину. В поселке Хатанга она стала заведующей красным чумом, а также редактором местного радио.
Всё это время она не переставала писать. В 1969 году её стихи в переводе В. Ф. Кравца вышли в норильской газете «Заполярная правда». После этого ей предложили опубликоваться во всесоюзном журнале «Работница».

Но одно из главных событий и в ее творческой жизни, и в истории всей долганской литературы произошло в 1973 году. Тогда в Красноярском книжном издательстве вышла первая книга на долганском языке, у которого к тому времени даже не было официально утверждённой письменности. Это был сборник Огдо Аксеновой «Бараксан», в который она включила не только собственные стихи, но и пословицы, поговорки и загадки своего народа.

Во вторую её книгу вошли песни долган, которые впоследствии переложил на музыку композитор Леонид Масленников. В 1977 году Огдо Егоровна отправилась в Москву на Высшие литературные курсы, после которых в издательстве «Малыш» в 1980 году вышла её детская книга «Морошка».

На литературных курсах поэтесса начала работать над проектом долганского алфавита, который был готов в 1979 году. На следующий год одна из школ Дудинки запустила экспериментальное обучение первоклассников по рукописному букварю Аксеновой. По четвертому изданию работали уже шесть школ. Седьмое в 1990 году выпустило издательство «Просвещение».

Основоположником долганского изобразительного искусства стал художник-график Борис Николаевич Молчанов. Он родился в 1938 году в фактории Камень Авамского района Красноярского края (ныне поселок Хантайское Озеро Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района).

Рисованием и аппликацией мальчик увлекся еще в школе-интернате в Норильске, где ходил в художественный кружок. В 1951 году он получил диплом третьей степени на десятой Всероссийской детской выставке в Москве. После школы поступил в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Позже увлёкся линогравюрой, но в родном посёлке ему неоткуда было взять материал для этого вида искусства. И тогда он придумал делать картины из замши и кожи по собственной технологии.

Любопытно, что материал художник брал со старого покрытия долганских чумов, недостатка в котором у него не было. И тем самым ещё лучше передал в своих произведениях суровую красоту тайги и закалённый Севером характер местных жителей. Кожаные картины сделали Молчанова всемирно известным.

Еще один известный долганец – актер театра и кино Спартак Петрович Федотов. Он родился в 1930 году в селе Нюгжа Тунгиро-Олекминского района Читинской области (ныне – Забайкальского края). Окончил Московское театральное училище имени М. С. Щепкина при Малом театре СССР. С 1972 года играл на сцене Якутского государственного драматического театра имени П. А. Ойунского. Снимался в фильмах «Третья ракета» (1963) (по одноименной книге Василя Быкова), «Тайна предков» (1972), «Срочно… секретно… Губчека» (1982), «Шаман» (1996), «Река» (2002), «Снайпер Саха» (2010) и другие.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *