дом притча церкви что это
Дом причта
Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.
В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В списке представлены православные храмы, относящиеся к Москворецкому благочинию (также известному как Москворецкий благочиннический округ) Московской городской епархии Русской православной церкви. Географически храмы расположены на территории муниципальных районов Замоскворечье и Якиманка Центрального административного округа города Москвы.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Дом причта
Церковно-причтовые дома и другие сооружения
Для удобства организации социального служения в каждом храмовом комплексе предусмотрен дом причта. «Храм — центр богослужебной жизни, место соединения земного с небесным, место встречи Бога с человеком, — сказал архиерей. — А вот дом причта — это место встречи человека с человеком. В домах причта размещаются воскресные школы, библиотеки, трапезные, службы милосердия».
Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.
Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др.
Наш храм совершает требы о беременных и бесчадных. На 1 июня 2013 года в требу о беременных записано 10686 женщин, в требу о бесчадных – 11656 человек. Записанные в требу нуждающиеся в помощи женщины и семьи просят принять их для того, чтобы они могли посетить храм как паломники, но местных жителей желающих приютить их нет, так как наша современная действительность настраивает людей быть настороженными по отношению к другим. Единственный выход из данной ситуации – построить дом причта, где можно будет принимать этих остро нуждающихся паломников.
Дом причта мы строим уже шестой год. Финансирование строительства дома причта не предусмотрено, средства изыскиваются нами за счёт участия храма в православных выставках и за счёт пасеки, которую мы содержим для получения меда и его реализации. Поэтому постоянно не хватает средств на строительство. видео смотреть здесь>>
В настоящее время ситуация со строительством следующая: выложены стены, дом под крышей, но нет всех окон второго этажа и мансарды, не начаты внутренние отделочные работы, подготовлена 1 комната для паломников, которая зимой отапливалась печкой – буржуйкой и принимала паломников.
Многие считают, что строительство храмов лежит на служащих церкви или богатых организациях, но на самом деле это не так. Мы очень благодарны жертвователям, с помощью которых мы поставили все окна в доме причта, но сейчас необходимо завершить отделочные работы, а это: отопление, проведение воды и канализации, чистовая отделка помещений.
Приходской совет храма Иоанна Богослова обращается к Вам с просьбой о возможности оказания пожертвования для завершения строительства дома причта, с целью возможности принятия паломников.
Приход храма Иоанна Богослова обращается с просьбой о помощи ко всем, кому небезразлична демография нашего отечества, а значит и будущее нашей многострадальной страны.
Спаси Вас Господи на многия лета!
Первое обещание Иисуса давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук.6:38).
Будем благодарны за любую помощь!
Дом причта и шум вокруг него
Неумолкающая в псковских СМИ тема диковины 21 века – «Дома причта» заставляет снова вернуться к ней, собрать концы оборванных и неточных суждений. Может, тогда увидим простую картину, которая требует не обывательских пересудов с подменой понятий, а квалифицированной работы.
Тема эта, как дерево, имеет несколько отдельных веток.
Ветка 1. Дом причта.
Исторически дома причта существовали как дома, построенные на церковной или частной земле для проживания семей священников и других штатных церковнослужителей. При церквах сельских погостов это были дворы – хозяйственные жилые комплексы, обычно неподалеку от церкви, у кладбищ.
Дома причта на псковских подворьях крупных отдаленных монастырей числились за монастырским имуществом, как и жилые здания городских монастырей.
После национализации церковного имущества в начале 1920-х годов и наступивших репрессий в отношении церковнослужителей, дома причта, как вид церковной недвижимости, перестали существовать. Выжившие священники и их семьи проживали в собственных домах, и эти семьи не стеснялись уплотнять или выселять.
Ветка 2. Преобразование
В советскую эпоху понятие «дома причта» превратилось в рабочий термин краеведов и историков, но вот – всплыло с новым смыслом, который был озвучен митрополитом Псковским и Порховским Тихоном. Он выразил взаимную потребность епархии и псковских прихожан в необходимости совместного внецерковного общения.
Улица Карла Либкнехта (совр. Воеводы Шуйского). Слева дом и флигель бывшей усадьбы О. И. Федосовой. Современные объекты культурного наследия регионального значения, дома №№ 17 и 15.
Традиционный смысл термина «дом причта» преобразован: в понимании митрополита современный дом причта – это приходской православный центр с мобильными функциями. В Пскове планируется восемь таких центров, это стратегическая программа епархии по устройству комфортной среды для прихожан и всех желающих. Понятно, что большие приходские церкви находятся в историческом центре Пскова, поэтому и дома причта планируется построить в непосредственной близости от храма.
Требуется найти/выкупить такие земельные участки под новое строительство, соблюдать регламенты высот, архитектурный облик, соответствующий среде и другие условия, знакомые каждому строителю, рискнувшему затеять стройку в центре Пскова.
Сюжет о Доме причта в службе новостей ПГ
И первая ласточка по конкретному строительству уже прилетела: это дом причта, планируемый на улице Воеводы Шуйского, в сложной и очень престижной городской среде. При этом значение Покровского комплекса, в который входит Покровская башня с боковыми пряслами стен и воротами, с церковью Покрова и Рождества от Пролома, возросло после включения церкви в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря этому снова прогнозируется развитие музейной деятельности (есть утвержденный проект), экспозиции в башне и благоустройство территории. И, соответственно – рост туристического потока, повышение интереса к Покровскому углу у псковичей. Понятно, что совместное музейное и церковно-приходское использование территории Покровского угла потребует соглашений и правил поведения для посетителей. Между тем пока не разработаны даже буферные зоны, необходимые для объектов ЮНЕСКО, регламентирующие принципы охраны Покровского комплекса.
Ветка 3. Памятник Савве
Два года назад в зеленой зоне, на пересечении улиц Свердлова и Воеводы Шуйского был поставлен памятник известному общественному деятелю России, выдающемуся представителю российской культуры, искусствоведу, художнику-реставратору, Савве Васильевичу Ямщикову. Имя Ямщикова прочно связано со славной эпохой послевоенного восстановления памятников Пскова, с открытием для России и Европы псковской школы иконописи.
Памятник Савве Ямщикову у Покровского угла, на фоне руин крепостной стены Окольного города.
Как минимум, главные ведомства: комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, комитет по культуре и комитет по туризму Псковской области, Администрация города Пскова и Городская дума, Псково-Изборский музей-заповедник, Псковская Епархия должны были бы совместно рассматривать возможность предоставления земельного участка под застройку в непосредственной близости от музейной зоны, учитывая интересы города и его жителей. Добавлю: учитывая и то, что действующим законодательством капитальное строительство на данной территории запрещено – этот участок входит в охранную зону ансамбля Кремля.
Ветка 4. Почему общество против
Неудивительно, что перспективы неизбежных изменений Покровского угла вызвали (возможно, спонтанно) в церковных кругах желание успеть занять выгодное место, буквально встроиться в него, опережая мирские планы. Для размещения будущего клубного центра-дома причта выбран участок по ул. Воеводы Шуйского, откуда открывается классический вид на башню и церковь.
По сведениям публичной кадастровой карты Пскова участок по адресу: Псков, ул. Воеводы Шуйского, площадью 377 кв. метров, стоимостью 409 404,15 рублей зарегистрирован 15 июня 2021 года в частную собственность, с разрешенным использованием «для религиозного управления и образования». Работы по воплощению в жизнь дома причта у Покровского угла финансирует АНО «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области».
В то же время сам выбор места под дом причта показывает, что идеологу и будущему застройщику не важно, что Покровский угол – место настоящей, не показной, воинской славы и чести Пскова. И письменно и устно жителями Пскова высказывается мнение, что нужды прихода в религиозном управлении и образовании могут быть реализованы в другом месте. Но, подчеркну: это мнение – не протест против инициативы епархии, стройте, но места в историческом центре выбирайте обоснованно, с учетом интересов жителей города и с широким оповещением о таком выборе в доступных средствах массовой информации, а не только набранные мелким шрифтом в не читаемых СМИ.
Если градостроительные решения будут исходить от одной заинтересованной стороны и продавливаться всеми неправдами – на гражданское согласие рассчитывать не придется.
Почему это нужно обсуждать?
Во-первых, потому, что работа по исследованию территории так и не проводилась, значит, нет доказательств о восстановлении, «регенерации», компенсации, адаптации чего бы то ни было на участке планируемого строительства дома причта. Наше исследование исторических документов с целью разобраться в истории спорного участка улицы Воеводы Шуйского привело к таким выводам:
Улица на языке градостроителей называется «элемент планировочной структуры». Сейчас, судя по публичной кадастровой карте г. Пскова, к этому элементу относится и свободный участок по нечетной стороне улицы, предназначенный для использования под сооружение «Дорога Ул. Воеводы Шуйского», но в этой дороге вырезан кусок площадью 377 кв. метров, переданный в частную собственность. Тот самый, на котором планируется построить дом причта с клубными функциями.
История улицы Покровской (современная Воеводы Шуйского) началась на рубеже XVIII-XIX веков. Улица была спланирована по проекту регулярной планировки 1778 года, а до этого территория была занята жилыми дворами, которые не строили близко к крепостной стене, оставляя свободное пространство. Позднее это пространство назвали фортификационной полосой и она была предназначена для перемещения воинов-защитников крепостных стен, подвоза порохового запаса и вооружения. Такая полоса хорошо сохранилась с внутренней стороны южной линии крепостной стены – каждый может убедиться, пройдя от Покровской до Михайловской башни. Улицы города, спланированные вдоль крепостных стен, были односторонними.
Эта усадьба сохранилась: дома № 17 и № 15 по улице Воеводы Шуйского сейчас являются памятниками архитектуры регионального значения. Дом № 17 был воссоздан на старых фундаментах в начале 2000-х гг. и сейчас в нем устроен гостевой дом «У Покровки», причем сохраняются остатки сада к югу от дома. В 1906 году к северу от дома № 15, сын О. И. Федосовой построил двухэтажный доходный дом, который существовал перед войной, но в середине XX-го века этот дом уже не отмечен на планах Пскова. Федосовы проживали на Покровской улице до 1920-х годов; дальнейшая их судьба не известна.
Ветка 5.Линия фронта
Если следовать исторической, градостроительной и простой человеческой логике, улица Воеводы Шуйского должна оставаться односторонней. Сохранившаяся усадьба О. И. Федосовой – единственный на этом участке маркер эпохи, когда складывалась городская среда, характерная для провинциального Пскова, которая придает ему такую привлекательность. В то же время, если формировать застройкой (фактически – домом причта) вторую сторону улицы, она перекроет доступ к крепостной стене и ограничит возможности ее сохранения и реставрации.
Пока ни один «согласователь» земельного участка не думал о том, как недопустимо сожмется пространство обзора вокруг памятника Савве Ямщикову, когда забор дома причта – а как без него, все ставят заборы!, когда забор буквально задушит площадку у скульптуры. Горожанину с семьей или одинокому туристу негде будет присесть и спокойно взглянуть на Покровский угол вечером, когда музей уже закрыт, или просто отдохнуть у памятника, посвященного славному человеку, нашему современнику. Сидя под забором дома причта снова будем возмущаться: почему у нас все не для людей и не по уму!
Линия фронта проходит через Покровскую башню – так говорили в 2008 году, когда протестовали против строительства дома, очередной «визитной карточки», которая не дала включить Покровскую башню, вместе с церковью Покрова и Рождества от Пролома, в списки памятников всемирного наследия.
И вот – 2021 год, линия фронта вновь подошла к Покровской башне. Хотя здесь давно сложилась та городская среда, в которую уж, казалось, влезать с новой стройкой некуда, и без того застройка квартала держится на лезвии допустимого.
Причт
Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма).
Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Этимология понятия
Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» / «причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным «причитаніе», отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви.
Причт и клир: разница и сходство понятий
Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλήρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни.
Причт до революции 1917 года
В средневековой Руси причетником являлся человек, не имевший хиротонии (не священник), имевший или не имевший хиротесии во чтеца или иподиакона, иными словами, исполнявший обязанности церковнослужителя (то есть «причтённый к клиру»). Причетников также называли «дьяками», в отличие от диаконов, то есть священнослужителей.
С течением времени понятие «причта» / «причетника» изменилось. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1898 году описывал причт следующим образом: «…состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.)»1. В некоторых случаях, чтец, псаломщик, алтарник или певчий не являлись «причетниками», то есть зачисленными в штат храма, по сути, выполняя свои обязанности на добровольных началах. Статья из упомянутого словаря отражает состояние причта как явления церковной жизни в Российской империи. Причт при приходе образовывался согласно штату прихода, который в свою очередь определялся правящим архиереем и консисторией, при достаточном количестве средств для содержания этого штата и согласно требованиям прихожан и священства. Архиерей в письменной форме обращался к Святейшему правительствующему Синоду для внесения изменений в состав штата того или иного прихода. Бюджет для содержания причта формировался на основе четырех источников: 1. Требоисполнения («требоисправления») для прихожан; 2. Земельной церковной собственности; 3. Помещений в церковных домах; 4. Жалованья. Я. И. Ивановский в работе «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов)» в 1893 году указывал на то, что жалованье для членов причта отсутствовало во многих епархиях Российской Православной Церкви, также не полагалось жалованье членам причта столичных приходов.
Причт в современной Русской Православной Церкви
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет причт прихода в следующем составе: «священник, диакон и псаломщик». Также в Уставе излагается обязательное требование к причту: «…причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика». При этом не уточняется, в чем конкретно состоят обязанности псаломщика (и диакона), но указывается, что данная должность может быть заменена лицом в священном сане, таким образом, весь причт прихода современной Русской Православной Церкви может в своем минимальном воплощении состоять из двух представителей священства вне зависимости от их сана (епископа, пресвитера). Устав РПЦ определяет следующие права и обязанности состава причта: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы со своих мест в соответствии с церковной целесообразностью волей правящего архиерея, по личному прошению, или в соответствии с решением церковного суда. Члены причта не могут покидать приход без разрешения на то епархиальной церковной власти. Представитель причта одного прихода имеет право принять участие в богослужении другого прихода лишь с благословения правящего архиерея и при наличии документов, подтверждающих его каноническую правоспособность. Руководство причтом осуществляет настоятель прихода. Содержание причта входит в обязанности прихожан» (через решения приходского собрания)2.
Дом причта
С понятием «причта» тесно связано понятие о «доме причта» («причтовый дом», «приходской дом», «церковный дом»). Дом причта представляет собой жилое и/или нежилое здание на храмовой территории, предназначенное для служебного проживания членов причта и их семей, а также хозяйственной деятельности. Как правило, в доме причта могут располагаться помещения, предназначенные для подготовки богослужения – ризница (для хранения богослужебных облачений и утвари), трапезная, просфорня, помещения воскресной школы и пр. Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31–103-99, разработанный 27 декабря 1999 года архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата (АХЦ «Арххрам») предусматривает обязательное наличие «церковно-причтового дома» на храмовых территориях сел, в районных, муниципальных и областных центрах в качестве основного вспомогательного строения.
Примечания:
1 Причт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.
Дом причта
В словаре С.И. Ожегова и других источниках читаем:
Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника ). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).
Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.
Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.
Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.
Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.
До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.
Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.
В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.
К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).
Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.