дом притча церкви что это

Дом причта

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В списке представлены православные храмы, относящиеся к Москворецкому благочинию (также известному как Москворецкий благочиннический округ) Московской городской епархии Русской православной церкви. Географически храмы расположены на территории муниципальных районов Замоскворечье и Якиманка Центрального административного округа города Москвы.

Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

Источник

Дом причта

Церковно-причтовые дома и другие сооружения

Для удобства организации социального служения в каждом храмовом комплексе предусмотрен дом причта. «Храм — центр богослужебной жизни, место соединения земного с небесным, место встречи Бога с человеком, — сказал архиерей. — А вот дом причта — это место встречи человека с человеком. В домах причта размещаются воскресные школы, библиотеки, трапезные, службы милосердия».

Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.

Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др.

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Наш храм совершает требы о беременных и бесчадных. На 1 июня 2013 года в требу о беременных записано 10686 женщин, в требу о бесчадных – 11656 человек. Записанные в требу нуждающиеся в помощи женщины и семьи просят принять их для того, чтобы они могли посетить храм как паломники, но местных жителей желающих приютить их нет, так как наша современная действительность настраивает людей быть настороженными по отношению к другим. Единственный выход из данной ситуации – построить дом причта, где можно будет принимать этих остро нуждающихся паломников.

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Дом причта мы строим уже шестой год. Финансирование строительства дома причта не предусмотрено, средства изыскиваются нами за счёт участия храма в православных выставках и за счёт пасеки, которую мы содержим для получения меда и его реализации. Поэтому постоянно не хватает средств на строительство. видео смотреть здесь>>

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

В настоящее время ситуация со строительством следующая: выложены стены, дом под крышей, но нет всех окон второго этажа и мансарды, не начаты внутренние отделочные работы, подготовлена 1 комната для паломников, которая зимой отапливалась печкой – буржуйкой и принимала паломников.

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Многие считают, что строительство храмов лежит на служащих церкви или богатых организациях, но на самом деле это не так. Мы очень благодарны жертвователям, с помощью которых мы поставили все окна в доме причта, но сейчас необходимо завершить отделочные работы, а это: отопление, проведение воды и канализации, чистовая отделка помещений.

Приходской совет храма Иоанна Богослова обращается к Вам с просьбой о возможности оказания пожертвования для завершения строительства дома причта, с целью возможности принятия паломников.

Приход храма Иоанна Богослова обращается с просьбой о помощи ко всем, кому небезразлична демография нашего отечества, а значит и будущее нашей многострадальной страны.

Спаси Вас Господи на многия лета!

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Первое обещание Иисуса давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук.6:38).

Будем благодарны за любую помощь!

Источник

Дом причта и шум вокруг него

Неумолкающая в псковских СМИ тема диковины 21 века – «Дома причта» заставляет снова вернуться к ней, собрать концы оборванных и неточных суждений. Может, тогда увидим простую картину, которая требует не обывательских пересудов с подменой понятий, а квалифицированной работы.

Тема эта, как дерево, имеет несколько отдельных веток.

Ветка 1. Дом причта.

Исторически дома причта существовали как дома, построенные на церковной или частной земле для проживания семей священников и других штатных церковнослужителей. При церквах сельских погостов это были дворы – хозяйственные жилые комплексы, обычно неподалеку от церкви, у кладбищ.

Дома причта на псковских подворьях крупных отдаленных монастырей числились за монастырским имуществом, как и жилые здания городских монастырей.

После национализации церковного имущества в начале 1920-х годов и наступивших репрессий в отношении церковнослужителей, дома причта, как вид церковной недвижимости, перестали существовать. Выжившие священники и их семьи проживали в собственных домах, и эти семьи не стеснялись уплотнять или выселять.

Ветка 2. Преобразование

В советскую эпоху понятие «дома причта» превратилось в рабочий термин краеведов и историков, но вот – всплыло с новым смыслом, который был озвучен митрополитом Псковским и Порховским Тихоном. Он выразил взаимную потребность епархии и псковских прихожан в необходимости совместного внецерковного общения.

Улица Карла Либкнехта (совр. Воеводы Шуйского). Слева дом и флигель бывшей усадьбы О. И. Федосовой. Современные объекты культурного наследия регионального значения, дома №№ 17 и 15.

Традиционный смысл термина «дом причта» преобразован: в понимании митрополита современный дом причта – это приходской православный центр с мобильными функциями. В Пскове планируется восемь таких центров, это стратегическая программа епархии по устройству комфортной среды для прихожан и всех желающих. Понятно, что большие приходские церкви находятся в историческом центре Пскова, поэтому и дома причта планируется построить в непосредственной близости от храма.

Требуется найти/выкупить такие земельные участки под новое строительство, соблюдать регламенты высот, архитектурный облик, соответствующий среде и другие условия, знакомые каждому строителю, рискнувшему затеять стройку в центре Пскова.

Сюжет о Доме причта в службе новостей ПГ

И первая ласточка по конкретному строительству уже прилетела: это дом причта, планируемый на улице Воеводы Шуйского, в сложной и очень престижной городской среде. При этом значение Покровского комплекса, в который входит Покровская башня с боковыми пряслами стен и воротами, с церковью Покрова и Рождества от Пролома, возросло после включения церкви в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря этому снова прогнозируется развитие музейной деятельности (есть утвержденный проект), экспозиции в башне и благоустройство территории. И, соответственно – рост туристического потока, повышение интереса к Покровскому углу у псковичей. Понятно, что совместное музейное и церковно-приходское использование территории Покровского угла потребует соглашений и правил поведения для посетителей. Между тем пока не разработаны даже буферные зоны, необходимые для объектов ЮНЕСКО, регламентирующие принципы охраны Покровского комплекса.

Ветка 3. Памятник Савве

Два года назад в зеленой зоне, на пересечении улиц Свердлова и Воеводы Шуйского был поставлен памятник известному общественному деятелю России, выдающемуся представителю российской культуры, искусствоведу, художнику-реставратору, Савве Васильевичу Ямщикову. Имя Ямщикова прочно связано со славной эпохой послевоенного восстановления памятников Пскова, с открытием для России и Европы псковской школы иконописи.

Памятник Савве Ямщикову у Покровского угла, на фоне руин крепостной стены Окольного города.

Как минимум, главные ведомства: комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, комитет по культуре и комитет по туризму Псковской области, Администрация города Пскова и Городская дума, Псково-Изборский музей-заповедник, Псковская Епархия должны были бы совместно рассматривать возможность предоставления земельного участка под застройку в непосредственной близости от музейной зоны, учитывая интересы города и его жителей. Добавлю: учитывая и то, что действующим законодательством капитальное строительство на данной территории запрещено – этот участок входит в охранную зону ансамбля Кремля.

Ветка 4. Почему общество против

Неудивительно, что перспективы неизбежных изменений Покровского угла вызвали (возможно, спонтанно) в церковных кругах желание успеть занять выгодное место, буквально встроиться в него, опережая мирские планы. Для размещения будущего клубного центра-дома причта выбран участок по ул. Воеводы Шуйского, откуда открывается классический вид на башню и церковь.

По сведениям публичной кадастровой карты Пскова участок по адресу: Псков, ул. Воеводы Шуйского, площадью 377 кв. метров, стоимостью 409 404,15 рублей зарегистрирован 15 июня 2021 года в частную собственность, с разрешенным использованием «для религиозного управления и образования». Работы по воплощению в жизнь дома причта у Покровского угла финансирует АНО «Возрождение объектов культурного наследия Псковской области».

В то же время сам выбор места под дом причта показывает, что идеологу и будущему застройщику не важно, что Покровский угол – место настоящей, не показной, воинской славы и чести Пскова. И письменно и устно жителями Пскова высказывается мнение, что нужды прихода в религиозном управлении и образовании могут быть реализованы в другом месте. Но, подчеркну: это мнение – не протест против инициативы епархии, стройте, но места в историческом центре выбирайте обоснованно, с учетом интересов жителей города и с широким оповещением о таком выборе в доступных средствах массовой информации, а не только набранные мелким шрифтом в не читаемых СМИ.

Если градостроительные решения будут исходить от одной заинтересованной стороны и продавливаться всеми неправдами – на гражданское согласие рассчитывать не придется.

Почему это нужно обсуждать?

Во-первых, потому, что работа по исследованию территории так и не проводилась, значит, нет доказательств о восстановлении, «регенерации», компенсации, адаптации чего бы то ни было на участке планируемого строительства дома причта. Наше исследование исторических документов с целью разобраться в истории спорного участка улицы Воеводы Шуйского привело к таким выводам:

Улица на языке градостроителей называется «элемент планировочной структуры». Сейчас, судя по публичной кадастровой карте г. Пскова, к этому элементу относится и свободный участок по нечетной стороне улицы, предназначенный для использования под сооружение «Дорога Ул. Воеводы Шуйского», но в этой дороге вырезан кусок площадью 377 кв. метров, переданный в частную собственность. Тот самый, на котором планируется построить дом причта с клубными функциями.

История улицы Покровской (современная Воеводы Шуйского) началась на рубеже XVIII-XIX веков. Улица была спланирована по проекту регулярной планировки 1778 года, а до этого территория была занята жилыми дворами, которые не строили близко к крепостной стене, оставляя свободное пространство. Позднее это пространство назвали фортификационной полосой и она была предназначена для перемещения воинов-защитников крепостных стен, подвоза порохового запаса и вооружения. Такая полоса хорошо сохранилась с внутренней стороны южной линии крепостной стены – каждый может убедиться, пройдя от Покровской до Михайловской башни. Улицы города, спланированные вдоль крепостных стен, были односторонними.

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Эта усадьба сохранилась: дома № 17 и № 15 по улице Воеводы Шуйского сейчас являются памятниками архитектуры регионального значения. Дом № 17 был воссоздан на старых фундаментах в начале 2000-х гг. и сейчас в нем устроен гостевой дом «У Покровки», причем сохраняются остатки сада к югу от дома. В 1906 году к северу от дома № 15, сын О. И. Федосовой построил двухэтажный доходный дом, который существовал перед войной, но в середине XX-го века этот дом уже не отмечен на планах Пскова. Федосовы проживали на Покровской улице до 1920-х годов; дальнейшая их судьба не известна.

Ветка 5.Линия фронта

Если следовать исторической, градостроительной и простой человеческой логике, улица Воеводы Шуйского должна оставаться односторонней. Сохранившаяся усадьба О. И. Федосовой – единственный на этом участке маркер эпохи, когда складывалась городская среда, характерная для провинциального Пскова, которая придает ему такую привлекательность. В то же время, если формировать застройкой (фактически – домом причта) вторую сторону улицы, она перекроет доступ к крепостной стене и ограничит возможности ее сохранения и реставрации.

Пока ни один «согласователь» земельного участка не думал о том, как недопустимо сожмется пространство обзора вокруг памятника Савве Ямщикову, когда забор дома причта – а как без него, все ставят заборы!, когда забор буквально задушит площадку у скульптуры. Горожанину с семьей или одинокому туристу негде будет присесть и спокойно взглянуть на Покровский угол вечером, когда музей уже закрыт, или просто отдохнуть у памятника, посвященного славному человеку, нашему современнику. Сидя под забором дома причта снова будем возмущаться: почему у нас все не для людей и не по уму!

Линия фронта проходит через Покровскую башню – так говорили в 2008 году, когда протестовали против строительства дома, очередной «визитной карточки», которая не дала включить Покровскую башню, вместе с церковью Покрова и Рождества от Пролома, в списки памятников всемирного наследия.

И вот – 2021 год, линия фронта вновь подошла к Покровской башне. Хотя здесь давно сложилась та городская среда, в которую уж, казалось, влезать с новой стройкой некуда, и без того застройка квартала держится на лезвии допустимого.

Источник

Причт

Причт – штат свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ники и диа­коны) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (поно­мари, пса­лом­щики, дьячки, чтецы и т. д.) одного при­хода (храма).
Состав зави­сит от числа при­хо­жан и утвер­жда­ется архи­ереем.

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Причт (также Причет), от цр.-слав. прич­та­тися, соприч­та­тися – «сово­ку­питься», «соче­таться», «быть вместе», «при­со­еди­нится», «быть сопри­част­ным», то есть быть «при­част­ным» / «при­чис­лен­ным» к при­ходу. Аль­тер­на­тив­ная, но менее попу­ляр­ная и не бес­спор­ная точка зрения на про­ис­хож­де­ние поня­тия – связь с суще­стви­тель­ным «при­чи­таніе», отсы­ла­ю­щая к заупо­кой­ным бого­слу­же­ниям и роли певчих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей в них. Здесь, правда, нужно заме­тить, что слово «при­чи­та­ние» может иметь зна­че­нием не только «жалоб­ные стихи по покой­ни­кам», но и «при­со­еди­не­ние». Поня­тие «причт» встре­ча­ется только в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и на данный момент имеет два вари­анта упо­треб­ле­ния. Первый вари­ант – слово «причт» обо­зна­чает группу лиц, кото­рые выпол­няют бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти и иную работу при опре­де­лен­ном при­ходе. В широ­ком смысле слова вклю­чает как мирян (ста­ро­ста, сторож и пр.), цер­ков­но­слу­жи­те­лей (чтецов, поно­ма­рей, певчих), так и свя­щен­но­слу­жи­те­лей при­хода (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов). В узком смысле слова поня­тие огра­ни­чи­ва­ется лишь миря­нами и цер­ков­но­слу­жи­те­лями. Член причта назы­ва­ется «при­чет­ник». В таком виде поня­тие «причт» довольно часто можно встре­тить в совре­мен­ной цер­ков­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике, а также исто­ри­че­ских источ­ни­ках. Второй вари­ант упо­треб­ле­ния – причт как духо­вен­ство и цер­ков­но­слу­жи­тели (кон­крет­нее пса­лом­щики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вари­ант изло­жен в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Причт и клир: раз­ница и сход­ство поня­тий

Несмотря на то, что поня­тие «причт» в широ­ком смысле и «клир» пере­се­ка­ются, тем не менее, они озна­чают разные вещи. Поня­тие «клир» (греч. κλήρος «жребий») озна­чает духо­вен­ство (свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, но нередко под духо­вен­ством под­ра­зу­ме­ва­ются только свя­щен­но­слу­жи­тели) как особую общ­ность, в состав кото­рой не входят миряне. Поня­тие «причт» исто­ри­че­ски вклю­чало в себя мирян, сослу­жа­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лям – певчих, поно­ма­рей и пр. Причт, состо­я­щий из свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов) и «при­чет­ни­ков» (пса­лом­щи­ков, посвя­щен­ных через хиро­те­сию или нет) близок по зна­че­нию поня­тию «клир» (поня­тию «духо­вен­ство», осмыс­ли­ва­е­мому широко). Иными сло­вами, в причт входят не только миряне-при­чет­ники, но и свя­щен­но­слу­жи­тели. Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет «причт» как духо­вен­ство храма (свя­щен­ство и пса­лом­щика), отож­деств­ляя «клир» и «причт». До 1917 года поня­тие «клирик» (член клира) иногда упо­треб­ля­лось и в отно­ше­нии «при­чет­ни­ков», членов «причта» и тем самым упо­мя­ну­тое выше отож­деств­ле­ние имеет исто­ри­че­ские корни.

Причт до рево­лю­ции 1917 года

В сред­не­ве­ко­вой Руси при­чет­ни­ком являлся чело­век, не имев­ший хиро­то­нии (не свя­щен­ник), имев­ший или не имев­ший хиро­те­сии во чтеца или ипо­ди­а­кона, иными сло­вами, испол­няв­ший обя­зан­но­сти цер­ков­но­слу­жи­теля (то есть «при­чтён­ный к клиру»). При­чет­ни­ков также назы­вали «дья­ками», в отли­чие от диа­ко­нов, то есть свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

С тече­нием вре­мени поня­тие «причта» / «при­чет­ника» изме­ни­лось. Так, энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона в 1898 году опи­сы­вал причт сле­ду­ю­щим обра­зом: «…состав лиц, слу­жа­щих при какой-либо одной церкви, как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ник и дьякон), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (пса­лом­щики и др.)»1. В неко­то­рых слу­чаях, чтец, пса­лом­щик, алтар­ник или певчий не явля­лись «при­чет­ни­ками», то есть зачис­лен­ными в штат храма, по сути, выпол­няя свои обя­зан­но­сти на доб­ро­воль­ных нача­лах. Статья из упо­мя­ну­того сло­варя отра­жает состо­я­ние причта как явле­ния цер­ков­ной жизни в Рос­сий­ской импе­рии. Причт при при­ходе обра­зо­вы­вался согласно штату при­хода, кото­рый в свою оче­редь опре­де­лялся пра­вя­щим архи­ереем и кон­си­сто­рией, при доста­точ­ном коли­че­стве средств для содер­жа­ния этого штата и согласно тре­бо­ва­ниям при­хо­жан и свя­щен­ства. Архи­ерей в пись­мен­ной форме обра­щался к Свя­тей­шему пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду для вне­се­ния изме­не­ний в состав штата того или иного при­хода. Бюджет для содер­жа­ния причта фор­ми­ро­вался на основе четы­рех источ­ни­ков: 1. Тре­бо­ис­пол­не­ния («тре­бо­ис­прав­ле­ния») для при­хо­жан; 2. Земель­ной цер­ков­ной соб­ствен­но­сти; 3. Поме­ще­ний в цер­ков­ных домах; 4. Жало­ва­нья. Я. И. Ива­нов­ский в работе «Обо­зре­ние цер­ковно-граж­дан­ских уза­ко­не­ний по духов­ному ведом­ству (при­ме­ни­тельно к уставу духов­ных кон­си­сто­рий и своду зако­нов)» в 1893 году ука­зы­вал на то, что жало­ва­нье для членов причта отсут­ство­вало во многих епар­хиях Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви, также не пола­га­лось жало­ва­нье членам причта сто­лич­ных при­хо­дов.

Причт в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет причт при­хода в сле­ду­ю­щем составе: «свя­щен­ник, диакон и пса­лом­щик». Также в Уставе изла­га­ется обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние к причту: «…причт должен состо­ять не менее чем из двух лиц – свя­щен­ника и пса­лом­щика». При этом не уточ­ня­ется, в чем кон­кретно состоят обя­зан­но­сти пса­лом­щика (и диа­кона), но ука­зы­ва­ется, что данная долж­ность может быть заме­нена лицом в свя­щен­ном сане, таким обра­зом, весь причт при­хода совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви может в своем мини­маль­ном вопло­ще­нии состо­ять из двух пред­ста­ви­те­лей свя­щен­ства вне зави­си­мо­сти от их сана (епи­скопа, пре­сви­тера). Устав РПЦ опре­де­ляет сле­ду­ю­щие права и обя­зан­но­сти состава причта: «Члены причта могут быть пере­ме­ща­емы и уволь­ня­емы со своих мест в соот­вет­ствии с цер­ков­ной целе­со­об­раз­но­стью волей пра­вя­щего архи­ерея, по лич­ному про­ше­нию, или в соот­вет­ствии с реше­нием цер­ков­ного суда. Члены причта не могут поки­дать приход без раз­ре­ше­ния на то епар­хи­аль­ной цер­ков­ной власти. Пред­ста­ви­тель причта одного при­хода имеет право при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии дру­гого при­хода лишь с бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щего архи­ерея и при нали­чии доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих его кано­ни­че­скую пра­во­спо­соб­ность. Руко­вод­ство при­чтом осу­ществ­ляет насто­я­тель при­хода. Содер­жа­ние причта входит в обя­зан­но­сти при­хо­жан» (через реше­ния при­ход­ского собра­ния)2.

Дом причта

С поня­тием «причта» тесно свя­зано поня­тие о «доме причта» («при­что­вый дом», «при­ход­ской дом», «цер­ков­ный дом»). Дом причта пред­став­ляет собой жилое и/или нежи­лое здание на хра­мо­вой тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ное для слу­жеб­ного про­жи­ва­ния членов причта и их семей, а также хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти. Как пра­вило, в доме причта могут рас­по­ла­гаться поме­ще­ния, пред­на­зна­чен­ные для под­го­товки бого­слу­же­ния – риз­ница (для хра­не­ния бого­слу­жеб­ных обла­че­ний и утвари), тра­пез­ная, просфорня, поме­ще­ния вос­крес­ной школы и пр. Свод правил «Здания, соору­же­ния и ком­плексы пра­во­слав­ных храмов» СП 31–103-99, раз­ра­бо­тан­ный 27 декабря 1999 года архи­тек­турно-худо­же­ствен­ным про­ектно-рестав­ра­ци­он­ным цен­тром Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата (АХЦ «Арх­храм») преду­смат­ри­вает обя­за­тель­ное нали­чие «цер­ковно-при­что­вого дома» на хра­мо­вых тер­ри­то­риях сел, в рай­он­ных, муни­ци­паль­ных и област­ных цен­трах в каче­стве основ­ного вспо­мо­га­тель­ного стро­е­ния.

При­ме­ча­ния:

1 Причт // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.

Источник

Дом причта

В словаре С.И. Ожегова и других источниках читаем:

Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника ). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).

Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.

Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.

Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.

Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.

До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.

Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.

В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.

К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).

дом притча церкви что это. Смотреть фото дом притча церкви что это. Смотреть картинку дом притча церкви что это. Картинка про дом притча церкви что это. Фото дом притча церкви что это

Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *