дом символ чего в психологии

АРХЕТИП ДОМА

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологииАрхетип дома

Для человека дом больше, чем жилище, дело его рук и фантазии. Архетип Дома как символическое представление Эго в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу относится к психологии человека, его культуре, корням. Праобразом архетипа Дома в аналитической психологии является башня в Боллингене, строение, созданное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом. Представляет собой небольшой замок с несколькими башнями, расположенный в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера у устья реки Оберзее.

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии

Архетип Дома — это образное представление и культурное выражение микро и макрокосмоса человека, его уютного места, обители. Дом отождествляется с родом, местом рождения, семейным устройством, родителями и родными, родовым статусом человека, его микро- и макромиром. Символические изображения дома, замка, крепости используются в геральдике, обозначая силу, крепость и историю рода. Дом также является духовным храмом, символом духовного объединения семьи, связи поколений у алтаря домашнего культа, который выражают камин, печь, домашний очаг. Будучи жилищем для общины, в своей многоплановой организации, дом представляет социальное устройство человека, иногда символическое представление о его телесной структуре и о самом человеке в целом.

Архетип Дома — это центр Эго человека, его символическое представление в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу.
В культурных традициях дом может представлять и женское, и мужское начало, что отражает представления человека о дуальной структуре Мироздания, андрогинности самого человека по К. Юнгу. В целом, Архетип Дома связан с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может представлять также мужской символ и рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции семьи, рода. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного человеком пространства в мир внешний, неупорядоченный, другой. Облик дома отражает внутренний мир субъекта.

Строительство дома во все времена осуществлялось по определённым математическим расчётам с учётом ландшафта, и разворачивалось вокруг центральной природной реликвии, горы, Млечного Пути, городища, объекта поклонения племени, одухотворённого природного места (долина реки, горная вершина и др.), вокруг которых вращается мир. Племя и человек тщательно выбирали надел земли для строительства своего дома, фактически своего микрокосмоса, своего Уютного места. Изначально, простые жилища и дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-потусторонним, наземным и наземным-небесным, прошлым — настоящим — будущим.

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии

Круглый купол и квадратный фундамент имеют как христианские храмы, так и мечети, мавзолеи. В римской и арабской традиции дома расположены вокруг сада, где бьёт ключом фонтан, — своего рода напоминания об Эдеме, Эросе, источнике жизни, символической груди архетипа Великой матери.

Культовый дом, шатёр или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, общинный мир, Вселенную, а также возврат в утробу, нисхождение во тьму дня перед заходом солнца, с дальнейшим пробуждением, и выходом за внешние пределы дома при инициации Героя. Архетип Дома является важнейшим аспектом индивидуации, жизненного пути человека.

Первобытная хижина человека, как и город, храм, дворец, гора, являются копией символической Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей в верованиях древних людей небосклон, космическое пространство в коллективном бессознательном. Таким образом, желание человека строить свой дом относится к культуре личного и коллективного бессознательного.

Архетип Дома связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира, освященного стенами дома, которые защищают человека по образу и представлению: «мой дом — моя крепость», «дома и стены лечат», «у домашнего очага», «дом всегда тебе рады» и др. За порогом своего дома человек несёт в себе его частицу, простирает культуру своего дома в социальное пространство.

В женском аспекте Архетип Дома представлен образом Вселенной, связью между небом и землей, жизнью и смертью. Дающим и принимающим началом. Мир был домом, теперь дом станет миром: «ступать с миром», «обрести мир и покой». Дом рассматривался как Чаша, как место рождения, плодов жизни и достатка — «дом полон детского смеха», «дом полная чаша», «мир дому твоему», — что и есть равновесие, воплощение Великого женского.

Архетип Дома в юнгианской аналитической песочной психотерапии выражен песочными формами, художественными материалами и миниатюрными фигурами, изображая различные символические аспекты дома, и предстаёт перед нами как аппарат личности, его культурное и социальное устройство.

практический психолог, кандидат психологических наук,

автор психологической технологии Art mind,

книги «Интеллектуальное творчество в мета-рисунках Т. Репновой»,

монографии «Культура эмоций» одесской научной школы эмоциональной

регуляции. Специализируется в технике SandPlay юнгианская песочная

психотерапия (Одесса Украина, С-Петербург РФ, Лондон ВБ )

Источник

Дом символ чего в психологии

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии

Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека; он выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства. Дом отождествляется с родом (например, в геральдике), с храмом (в этой связи иногда содержит алтарь для домашнего культа, например, в римской традиции; также в роли алтаря может выступать домашний очаг). Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома). В некоторых традициях жилище разделяется между полами, что отражает представления о дуальной структуре мироздания. В целом связывается с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного пространства в мир внешний, враждебный и неупорядоченный, и т. п.

Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

Квадратный фундамент и круглый купол имеют мечети, мавзолеи и арабские дома, расположенные вокруг сада, где бьет ключом фонтан,— своего рода напоминания об Эдеме.

Дом — это центр мира, как и город, храм, дворец, гора, первобытная хижина, которые являются копией Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей космические уровни.

Дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира и освященного стенами этого дома. За его порогом простирается мирское пространство.

Образ Вселенной, воплощенная связь между небом и землей, дом располагается в соответствии с направлениями пространства, и его строительство — это повторение космогонии: ассирийско-вавилонские дворцы представляют собой мир, развивающийся вокруг королевского трона, уподобленного Омфалосу, центральной горе, Полярной Звезде, вокруг которых вращается мир.

Изначально все жилища, все дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-адским, наземным и наземным-небесным.

В традиции мистиков дом всегда считался неким «женским» аспектом существования Вселенной.

«Каждый проживший жизнь, никуда не денется от формулы: мир был домом, теперь дом (домовина, гроб) станет миром».

Часто, как некая эмблема человеческого тела (вместилища души), преимущественно женского.

Прежде всего, эмблема рода, династии.

Дом Израиля (Исход 16: 31), дом Иакова (Бытие 46: 27), дом Иосифа (Оссия 17: 17), дом Иуды (Вторая книга Царств 2: 4).

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего» (Псалом 44: 11).

Дом вечности — могила (Екклезиаст 12: 5, Псалом 48: 12), так же и у римлян (лат. domus aeterna (lis). Захоронения было принято устраивать, как жилище — последний приют человека: гробницы, пирамиды, саркофаги, мавзолеи, катакомбные захоронения, дольмены… «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (Второе послание к Коринфянам 5: 1).

Дом из глины — могила; временность, краткость бытия, жизни.

Дом плача и Дом веселья «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия» (Екк 7: 4).

Дом рабства — Египет, «… рукою крепкою вывел нам Господь из Египта, из дома рабства» (Исход 13: 14).

Дом Хлеба — Вифлеем на юг от Иерусалима, согласно традиции, место рождения царя Давида и Иисуса.

Дом из кедров ливанских — храм царя Соломона в Иерусалиме (Третья книга Царств 5).

Кричать с крыши дома — стремиться оповестить о чем-либо, как можно шире и громче. Дома в древнем Израиле имели плоские крыши, на которых люди собирались для общей беседы, с которых оглашались различные сообщения, «… что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Евангелие от Луки 12: 3). Плоские крыши и сегодня характерны для многих селений Кавказа, где жилища расположены террасами. На таких крышах не только спят в жаркое время и беседуют, но и держат мелкий рогатый скот.

Дом — небесный трон для благословенной жизни. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2).

Дом Божий — святыня, храм (Вторая книга Паралипоменон 5: 14), посвященное божеству место. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место» это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Бытие 28: 16—17).

Домашние божества — в античном Риме — лары, пенаты.

Дом построенный на песке (без фундамента) — нечто не имеющее будущего, зыбкое и ненадежное во всех отношениях.

Карточный домик — ненадежность, недолговечность.

«Глава дома» — муж, отец, хозяин дома.

Имущество, право на имущество — лат. «pro domo sua», то есть «для собственного дома» (Одна из речей Цицирона так и называлась: «De domo sua», 57 г. до н. э.).

Дом детский, престарелых., культуры, Быта, Торговли и т. д. — современные государственные и частные институции функциональные названия которых соответствуют назначению.

«О польский край святой! Дом укрепленный наш!» (Польский национальный гимн. Текст В. Белзы).

Английская пословица: «Кто живет в стеклянном доме, тот не должен бросаться камнями».

«Мой дом — моя крепость» — один из основных постулатов британского менталитета.

«Пусть человек убог и нищ, но в своей хижине он равен королю. И даже, если это землянка, в которую затекает дождь, но без разрешения хозяина сюда сам король Англии войти не имеет права!» (Из выступления Вильяма Питта в Палате Лордов в Лондоне в 1766 году на тему Закона об Акцизных сборах).

Дом духовности — собрание, сходка верующих.

Дом мудрости, поднятый на семи колоннах.

При составлении гороскопов, небосвод представляется кругом, поделенным на двенадцать частей — «домамов». Каждый из них обозначает основные события и дела в человеческой жизни:

супружество, дружба, дети, вражда, богатство, политическая позиция, тяжелая болезнь, смерть…

Планеты, проходя через тот, или иной дом, оказывают влияние на проявление такого события, «отменяют» его или отдаляют его наступление.

Хоган — земляная хижина индейцев навахос (Новая Мексика и Аризона), воспроизводит план космоса: с выходом на восток, с восемью сторонами, воплощающими направления пространства, где каждая балка, каждое бревно соотносятся с элементами гигантского хогана земли и неба. Символ глубинной гармонии человека и мира, напоминание о скрытом пути совершенства, которому человек должен следовать, в жизни.

Вигвам индейцев сиу имеет форму конуса, как и листья священного хлопчатника. Хижина Танца-который-смотрит-на-небо является миром в миниатюре, а огонь, разведенный в ее центре… это Вакан-Танка в мире. 28 столбиков, которые ее окружают, символизируют месячный лунный цикл.

Традиционный китайский дом, императорский дворец, поселение — имели квадратную основу (Земля) и круглую крышу (Небо), связанную колоннами с их квадратным основанием, соответствующим

восьми направлениям пространства, восьми горам, восьми ветрам, восьми триграммам и т. д.

Дом (Калли) — знак ацтекского зодиака, ассоциируемый с Западом, традицией и числом 3.

Люди, рожденные под ним, зачастую представляются транжирами, шулерами и подвержены искушению сладострастием. Женщины — злы на язык, неумелы и ленивы.

Дом ацтеков строился вокруг очага, образа и воплощения «Старика Бога», бога огня. Три камня, между которыми разводился огонь, имели священный характер, так как они давали приют мистической силе бога.

Дом с его этажами и комнатами — прообраз человека.

На психическом плане:

фасад олицетворяет persona, роль, социальную функцию маску, принятую в повседневной жизни; спальня связана с интимной жизнью; этажи означают различные части тела и душевные состояния; крыша и верхние этажи соотносятся с головой и сознательными функциями; на чердаке лежат воспоминания молодости; кухня — это место психических трансформаций, один из символов посвящения; подвал олицетворяет бессознательное; уборная означает потребность в освобождении, в порядке. пустые комнаты соответствуют низшей психической функции, которая нуждается в развитии; лестницы являют собой связи между различными уровнями личности.

крыша и стрехи с чердаком — голову, то есть чувства и разум; кухня — психику; погреб — пуп, живот, низ живота, инстинкты, подсознание…

С конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и Чатал-Хююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 г. до н. э. Таким образом, дома появились задолго до возникновения собственно городской культуры, до настоящего животноводства и земледелия. Дом стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной. Еще до изобретения гончарного производства на Ближнем Востоке сооружались настоящие дома из вы-сушенных на воздухе глиняных кирпичей. В Чатал-Хююке в таких домах были выделены места для совершения культа и погребений (под настилом пола). В речевых оборотах «дом» зачастую обозначает человека («надежный дом», «толковый дом»), его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов) и т. п. Церковь является «домом Божьим» (см. Башня), могила «последним или вечным домом» (лат. domus aeterna) вплоть до Страшного суда (см. Конец света). Во многих малоисследованных культурах дом является местом заседаний сословных или групповых советов, совершения празднеств и ритуалов, например мужской дом обрядовых союзов, дом возрастных классов (Тамбаран на Новой Гвинее), или «большой» (общий) дом как символ племенного союза и единства у ирокезов, причем по своей архитектуре такое здание является центром и памятным знаком союзного образования. Дом является важным символом в глубинной психологии, например при толковании сновидений: «Серьезные сны говорят лишь о доме… Что происходит „в доме“ — происходит внутри нас самих. Мы сами часто являемся домом. Конечно, известно, что фрейдовская психология соотносит дом-символ с женщиной, женой, матерью, и притом в некоем сексуальном или акушерском смысле. В сущность дома вложено больше женственно-материнского, чем мужского. И все же каждый сновидец может сам являться благоустроенным, опустившимся, старым или обновленным домом» (Э. Эппли).

Символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Дом противопоставлен внешнему миру и потому является объектом разнообразных магических ритуалов, совершаемых для его защиты и ограждения от злых сил. В фольклоре и мифологии символами дома выступают матица, очаг, печь, угол.

О наделении дома благополучием, богатством заботились уже при его закладке. В восточном Полесье при строительстве дома на мох, которым был устлан бревенчатый потолок, сверху сеяли овес и присыпали его песком: овес всходил, засыхал, что должно было обеспечить богатство дома. С этой же целью осыпали («осевали») матицу (=дом) зерном и хмелем. У южных и восточных славян было принято горсти зерна, гороха сыпать в углы дома, бросать под потолок, на матицу во время святок, на масленицу, а также в канун Юрьева дня, чтобы защитить богатство дома от ведьмы. Во время жатвы в дом вносили первый и последний снопы, жатвенный венок — символы богатства и изобилия.

При защите дома особое внимание уделяли тем его частям, которые открыты внешнему миру. Закрещивали, окропляли дверь, дверной косяк, порог, окна; там же вешали, укрепляли, втыкали различные предметы-обереги (растения, режущую и колющую утварь, зеркало, подкову и пр.). Охранительный смысл приписывался действиям, совершаемым вокруг дома. Символическое удаление чего-либо из дома способствовало очищению последнего от насекомых, пресмыкающихся, болезней, нечистой силы. Так, в Орловской губ., чтобы вывести из дома блох, девушка или девочка утром в Чистый четверг голой выметала избу и выносила сор на середину дороги.

Приобщение к домашнему пространству символизировали специальные действия. Бабка-повитуха дотрагивалась ножками новорожденного до печки или обходила с ним вокруг очага. Молодая, прежде чем войти в дом мужа, перебрасывала через дом яблоко, свой пояс и др., чтобы ей повиновались как новой хозяйке.

Уход из дома требовал соблюдения особых правил. У восточных славян при отъезде одного из обитателей дома не подметали пол, чтобы не замести след, по которому тот должен вернуться домой.

В Полесье невеста при уходе из родительского дома забирала с собой что-либо живое (курицу, кошку), чтобы иметь потомство в новом доме. На Русском Севере, если вся семья переходит на жительство в новый дом, то из старого символически забирают богатство и приплод скота, приглашая домового на новое место.

Благополучие дома и хозяйства зависит также от домовых духов, которые живут в каждом доме под печью или под порогом. У балканских славян покровителем жилого дома, как и любого строения, может выступать дух, происходящий из замурованной при строительстве тени человека или животного, или даже самого живого существа (болг., макед. таласам, таласон и т. п.). Среди представителей животного мира покровителем дома. считается змея, уж (реже — ласка).

Закладка дома — начальный этап строительного обряда, призванный обеспечить успех строительства, а также благополучие и процветание хозяев будущего дома.

При выборе строительного материала (как правило, древесины) соблюдался ряд запретов, связанных с видом деревьев, местом их произрастания и временем рубки. К ряду запрещенных для строительства дома деревьев относились так называемые священные и проклятые деревья: осина, ель и сосна, липа. Словаки избегали заготавливать ель и лиственницу, поскольку эти деревья, по поверьям, «притягивали» гром и молнию.

Важным моментом был выбор места для будущего дома. Запрещалось строить жилище на «святых» (церкви, сады и поля), опасных (кладбища, места побоищ), «нечистых» (перекресток, баня, мельница, болото, свалка) местах: это могло привести к болезни, смерти хозяев или др. несчастьям.

Выбор места постройки часто осуществлялся с помощью гадания: посыпали вокруг будущего строения просо или рожь, по четырем углам выбранного места оставляли четыре кучки зерна, четыре куска хлеба, сосуды с водой. Если наутро (через три, девять дней) все останется нетронутым (особенно если хлеб будет целым), то место выбрано удачно, дом простоит долгие годы и в нем будет достаток. Положительным знаком считалось, если наутро под оставленной сковородой была роса или в сосудах с водой вода прибывала, шерсть в горшках становилась отсыревшей либо были обнаружены муравьи.

У русских при выборе места пекли хлебы, один из которых «назначали» на новый дом. Если хлеб удавался, это было хорошим предзнаменованием, если же хлеб распадался или не поднимался, значит, «будет худо».

Особое значение при закладке дома придавалось выбору времени для начала строительства. Русские в Сибири начинали ставить дом в Великий пост (ранней весной). У южных славян старались начать работу в «добрый» час: перед восходом солнца или до полудня, замечая, что «как день растет и развивается, так должен расти и развиваться строящийся дом». В Полесье же закладывали дом после захода солнца, так как боялись сглаза. Часто закладку дома приурочивали к полнолунию или новолунию. Если же начать закладку на ущербе месяца, то дом разрушится.

Фундамент начинали копать с восточной стороны, часто это делал хозяин или самый старший мужчина в доме, который затем бросал мастерам деньги на камни основ, «чтобы они не качались».

При положении основ будущего строения совершали охранительные обряды или зарывали в фундамент предметы-апотропеи: освященные травы, зерно, хлеб, воду, масло, монеты, ладан, кусочки пасхальной свечи или пасхи и веточки ели — от «молнии», чеснок, семена горчицы, ртуть, стекло, «ибо оно не гниет и не разлагается и его боятся нечистые духи».

Во время закладки дома соблюдали запреты: в Полесье не начинали строительство, пока в деревне был непохороненный покойник. К заложенному дому запрещалось подходить посторонним людям, женщине, чтобы она не навредила дому или себе (например, не родила бы потом близнецов, что оценивалось негативно), бесплодным женщине и мужчине. В день закладки из дома ничего никому не давали.

По окончании закладки дома следовало угощение для мастеров или соседей. Для этого случая готовились специальные калачи или пироги из слоеного, «крученого» теста, «чтобы счастье крутилось в доме».

Источник

Символдрама. Мотив «ДОМ».

Популярные материалы

Today’s:

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии

Символдрама. Мотив «ДОМ».

Мотив дома имеет многоплановый характер, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывать мотива дома также требует больше времени. В курсе символдрамы его следует по возможности повторять несколько раз.

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологииЗ. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве дома и в его помещениях находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и подростков. Напротив, дети младшего возраста, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников. По этой причине представление мотива дома важно для анализа домашней ситуации ребенка.

Можно выделить также половые особенности при представлении мотива дома. Э. эриксон, например, считает, что способ, каким мальчики и девочки строят из кубиков игрушечный домик, позволяет констатировать «Характерные Половые Различия». «Мужской» дом определяется категорией «высоко/глубоко». Он включает в себя как «Высокие Структуры» (башни), так и их противоположность («обвалы, руины, встречающиеся исключительно у мальчиков». Девочки же занимаются в основном «Внутренним Обустройством Дома».

Мотив дома во многом ситуативен. В различные периоды в разных состояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.

Уже при внешнем рассмотрении дома следует спросить пациента, что он ему напоминает. Иногда дом бывает похож на собственную дачу, дом бабушки или других важных близких людей. Это же относится и к внутренним частям дома. Данный критерий позволяет судить об объектной зависимости пациента от значимых для него лиц.

Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Например, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.

По самое главное, что может дать мотив дома в плане психодиагностики и психотерапии, связано с осмотром его внутренних помещений. Поэтому следует спросить пациента, хочет ли он осмотреть дом изнутри. Как правило, это удастся без проблем. Некоторые нерешительные пациенты могут, правда, возразить, что дом якобы чужой и в него заходить нельзя. В таких случаях рекомендуется обсудить с пациентом причины его нерешительности, сдержанности, которые он, возможно, проявляет также и в обычной жизни.

Когда пациент заходит внутрь дома, следует попросить его точно описать все, что он там видит. Пациент сам последовательность осмотра помещений дома определяет. При этом следует обратить внимание, в какие помещения пациент направится сначала, а каких он избегает. Избегание определенных помещений в доме с вытесненными проблемами связано.

Пациента просят заглянуть в холодильник или кладовку и посмотреть, какие там есть продукты и есть ли они вообще. Наличие и качество запасов продуктов характеризует степень удовлетворения оральной потребности на первом году жизни. Лишь в том случае, если продуктов много, это говорит о хорошем удовлетворении оральной потребности и полноценных эмоциональных отношениях с матерью на первом году жизни. В случае если же холодильника или кладовки вообще нет или в них находится лишь совсем немного продуктов, это может свидетельствовать о фрустрации оральной потребности.

Описание жилой комнаты или гостиной позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности. Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер.

Эдипальная проблематика, т. е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу, может проявляться в смешении одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью мужчины старше ее, который мог бы стать се отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями женщины старше его. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.

В ящиках ночного столика находятся всевозможные личные принадлежности, через которые можно получить сведения о владельце данной кровати.

Внимание! Только в том случае, если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому-то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и об объектной зависимости от определенных интроектов.

Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как старая игрушка, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.

В том случае, если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту следует также воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.

Как и в мотиве горы, образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний (например, влюбленности. В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным. Психотехникикопилка символдрама.

Упражнение символдрама дом. Символдрама. Мой метод работы

Я пришла к Символдраме 10 лет назад после обученния и/ли знакомства с различными техниками, методами работы: гештальт-терапия, ТОТ, Рождерианская терапия и другие….

Основное образование «Психолог. Преподаватель психологии» я получила, окончив Нижегородский Государственный Университет им. Лобачевского. Параллельно углублённо изучала психоанализ, продолжая совершенствовать профессиональное мастерство.

Сейчас я работаю именно в психоаналитической технике по методу символдрамы, обучение которой прошла в русле программы Международного института Кататимно-имагинативной психотерапии по направлению «Психотерапевт по методу символдрамы», так оно официально называется.

Символдраму ещё принято называть Метод сновидений наяву или Психоанализ при помощи образов.

Техника позволяет выявить скрытые от сознания причины проблем и найти способы их решения. Сегодня многие знают о том, что психика наша состоит из «слоёв». И глубинные слои, наше бессознательное, не подчиняется законам логики. Оно разговаривает с нами на языке символов, образов, снов, ассоциаций.

Ещё много тысячелетий назад человечество использовало медитацию, гипноз, погружения в состояние релаксации и образное воображение для излечения и решения различных проблем.

Сегодня древние интуитивные техники, подкреплённые научными исследованиями позволяют решать различные проблемы при помощи работы с образами, символами, сновидениями.

После работы с образами, мы продолжаем исследовать информацию, анализируя рисунки, сновидения.

Сомволдрама помогает нам как раз-таки наладить связь с нашими глубинными знанияим о себе там, где сложно разобраться с помощью обычной логики, речи и ума.

Таким образом мы с вами можем поднять на уровень сознания, т.е. осознать скрытые до того причины наших поступков, особенности поведения, неразрешимые, казалось бы, ребусы судьбы…

Метод позволяет справиться с проблемами в различных сферах:

• Экзистенциальные проблемы – проблемы жизненного выбора, возрастные кризисы

• Межличностные конфликты, отношения в семье, включающие отношения ребёнок – взрослый, мужчина – женщина

• Проблемы женского и мужского одиночества. Сексуальные дисфункции.

• Возможность прожить, пережить утраты и потери. Это может быть и тоска по умершему человеку, и обида на человека, бросившего Вас.

• Депрессивные расстройства, тревожность, раздражительность, повышенная утомляемость.

Символдрама дом инструкция. Что это такое

дом символ чего в психологии. Смотреть фото дом символ чего в психологии. Смотреть картинку дом символ чего в психологии. Картинка про дом символ чего в психологии. Фото дом символ чего в психологии

Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.

Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.

Видео Символдрама – Психотерапия – Психосоматика. Клепиков

Мотив дом символдрама. Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития (H. Leuner, 1994)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *