дом трехстенок что такое
Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?
Это сруб в котором помимо «стандартных» четырёх несущих (внешних) стен имеется в наличии пятая, тоже несущая, в этом его отличие.
Стена разделяет сруб на две части.
Срубы пятистенки это и баня и жилые дома.
Чаще всего пятой стеной (внутренней) разделяёт всё помещение на две не равные части (одно помещение больше, другое меньше).
Если это жилой дом, то к примеру пятая стена отделяет жилые помещения от сеней.
В случае бани помещение разделяется на предбанник и моечную с парилкой.
Брёвна пятой стены выходят наружу сруба и разделяют сам сруб на две видимые (снаружи) части, вот на фото это хорошо видно.
Иногда дома пятистенки делают с равными частями, то есть пятая стена разделительная, дом один, но в доме два отдельных входа.
Это удобно когда к примеру дети имеют свои семьи, но продолжают жить с родителями в одном доме, то есть в прямом смысле «под одной крышей» и одновременно имея свою отдельную жилплощадь.
Естественно пятая стена добавляет прочности всему строению (срубу).
Определение пятистенка толковым словарем:
Пятистенок — конструкция сруба с перерубом (внутренней бревенчатой или брусовой стеной или перегородкой, выполненной одновременно с основным срубом, врублённой с остатком).
Внутренняя капитальная (несущая) стена дает название срубу.
Избы с дополнительной внутренней стеной начали строить когда была необходимость увеличить размеры строения. Балки перекрытия на больших пролетах провисают со временем даже под собственным весом. Опорная стена снимает эту проблему и позволяет уменьшить сечение балок, но под нее обязательно нужен фундамент. Плюс ко всему, пятая стена создает дополнительную жесткость дома, связывая противоположные наружные стены.
Разделять дом каркасными перегородками проблематично, так как сруб еще долго после постройки дает усадку. Перегородки к стенам крепятся на скользящий брус, а сверху оставляют зазор (около 10см), который перекрывается доской внахлест. Таким образом соединение получается плавающим, но опирать на такие перегородки балки не представляется возможным.
Особенности русской национальной избы
История русского дома — избы. Изба — это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.
Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали…@
Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба«, что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и в официальной лингвистике считается заимствованным из германского «stubа«. В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».
Еще в «Повести временных лет…» летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника — главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей — отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками — клетями. Клеть — неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища — обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.
В древности избы были «черными» или «курными». Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.
Изба по-белому
Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого «Банька по-черному»:
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
В бане стены закопченые кропи.
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! «…. По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.
С руб
Изба-четырехстенка — простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такиеизбы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.
Изба-пятистенка
Изба-пятистенка — сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь — сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.
Изба-крестовик — это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному — вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.
Изба-шестистенка — это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.
Чаще всего избы на Руси строились с двором — дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые — без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы. На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.
При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.
Сруб
Современный деревянный дом
Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…
Дом трехстенок что такое
Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.
Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.
Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.
В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.
Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.
Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.
Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.
Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.
Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового. Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.
Шестистенок – следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.
Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом». Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.
Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.
Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Трехстенки
Трехстенки
Сообщение Sergey » 16 янв 2018, 09:09
Село было населено выходцами из Острогожска в первой половине XVIII века. Раньше других здесь обосновались крестьяне Чулков, Вабиков, Ещенко.
По данным за 1767 год здесь было 18 дворов и проживало 67 человек мужского пола. Были они прихожанами Ильинской церкви Острогожска. Слово «стенка» в XVIII веке и начале XIX века у населения южной части Воронежской губернии означало земельный участок (буквально — край поля). Название села произошло от того, что земля его крестьянам давалась в трех местах, в «трехстенках», или эта земля была ограничена «тремя стенками» — тремя участками других поселений. Земли села Трехстенки принадлежали помещикам Каширину и Рощиной.
В первой половине XIX века появились частные школы. Частные школы открывали люди, не всегда имевшие образование, считалось, что если немного уметь читать и писать должен научить других. Была такая школа и в Трехстенках. В середине XIX века в селе появилась народная школа, а позднее — церковно-приходская.
Кирпичная церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1856 году, в 1881 году пристроена колокольня. В её приходе состояли жители слободы Трехстенки и хуторов Косенков и Кириченков. Церковь расположена в центре села на высоком холме. Территория обнесена кирпичной оградой с воротами. Кубический двухсветный объём храмовой части увенчан небольшим цилиндрическим световым барабаном с луковичным куполом. К храму примыкают пониженные равновысокие прямоугольная трапезная и полукруглая апсида. Нижний ярус двухъярусной колокольни несколько шире трапезной, образован повышенным четвериком с боковыми объёмами и крытым крыльцом западного входа. Ярус звона колокольни — восьмерик с широкими фасадными гранями. Венчает колокольню восьмигранный шатер с луковичной главкой. Углы всех фасадов подчеркнуты лопатками с филенками. Объёмы завершены сильно вынесенным карнизом. Северный и южный фасады четверика храма в нижней части декорированы филенками. Все проемы арочные, в рамках, с килевидными архивольтами на кронштейнах. Проемы светового барабана объединены подоконной полкой. В декоре колокольни черты русского стиля более выражены. Северный и южный фасады нижнего яруса завершены аттиками — закомарами. Сдвоенные окна объединены широкими килевидными наличниками. Грани яруса звона венчают килевидные кокошники, образующие венец в основании шатра.
В фасадном декоре церкви применена настенная живопись по штукатурке: в ложных окнах диагональных граней светового барабана — изображения Апостолов; в средней нише апсиды — икона Божией Матери; над западным входом, в полукруглой нише — изображение Тайной вечери. Внутри храмовая часть перекрыта четырёхлотковым со световым кольцом и распалубками над окнами второго света сводом; алтарь — конхой; трапезная — цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Подколокольное пространство первого яруса имеет парусный свод, а западное крыльцо — цилиндрический перекрытие. На стенах в трапезной и алтаре — масляные росписи, обновлённые в XX веке. Иконостас трехъярусный, рамы деревянные, резные, позолоченные. Аналогичные рамы у всех основных икон церкви. В 1994 году эта церковь поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.
В 80-е годы XVIII века священником в церкви был Василий Федорович Лебедев. С 1905 года священником был отец Митрофан (Тихомиров). Службу он вел с большими перерывами до 1961 года. После его отъезда в церкви не было постоянного настоятеля. Лишь в 1969 году в Успенскую церковь приехал новый священник — отец Александр, в миру Александр Викторович Долгушев. До 1989 года он прослужил в Трехстенках, потом переехал в Каменку.
Трехстенский и Пилипянский сельсоветы были образованы в 1918 году Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в составе Каменской волости Острогожского уезда.
В 1955 году эти сельсоветы были объеденены в Трехстенский сельсовет куда входили населенные пункты: село Трехстенки, село Пилипы, хутор Молчаново, хутор Долгалево, хутор Калиново-Мальцево, хутор Шапошниково.
В 1935 году образовался Евдаковский район, куда входил и Трехстенский сельсовет. На территории Трехстенского сельсовета было 5 колхозов.
В 1954 году была открыта Сельская библиотека. в 1958 году сдан в эксплуатацию сельский клуб, в новом здании также размещалась и библиотека, в 1954 году на селе появились первые радиоточки.
Электрификация села началась в 1960 году.
В 1963 году Евдаковский район был расформирован. Трехстенский сельсовет вошел в Подгоренский район.
Постановлением Воронежского облисполкома № 241 от 04 апреля 1973 года Трехстенский сельсовет передан в состав Каменского района Воронежской области.
Законом Воронежской области от 15 октября 2004 г. № 63 сельсовет наделен статусом сельского поселения.
Рыболовная трехстенная сеть
Трехстенные сети-одни из самых востребованных на сегодняшний день видов рыболовных сетей. Трехстенная сеть, в народе называемая и «трехстенка», и «трехрядка», и «путанка», представляет собой сеть с основным полотном с ячей, используемой в качестве среднего сетеполотна и ряжью или по другому ряженого полотна. Конструктивно трехстенка представляет собой 3 полотна, насаженные на шнур, центральное из которых с меньшей ячей и выполняет функцию «жабровки» (то есть его задача ловить в ячейку) и двух ряжевых сетеполотен. Задача ряжи-попросту запутывать. Способы посадки ряжевого полотна также варьируются. Возможно как использование одного цельного куска, который перекидывается на другую сторону, так и посадка двух отдельных частей.
Технологически трехстенные сети возможно выполнить множеством способов. Попытаемся разобрать несколько примеров способов посадки трехстенки, наиболее часто встречающиеся на просторах нашей страны и реализуемые, в том числе, в интернет-магазине.
Важно понять, что трехстенная сеть не может быть выполнена на станке или каким-либо другим способом без вмешательства в процесс человека. Это полностью ручной труд.
Мы предлагаем трехстенные сети на стандартных шнурах: плавающий 5г/м и утяжеляющих 12г/м.
Опыт промысловых рыбаков говорит о целесообразности использования данных трехстенных сетей на водоемах со стоячей водой либо на реках с средним течением и при высоте сети не более 3 метров. Связано это, прежде всего, с ограниченными возможностями плавающего и тонущего шнуров.
3. Советская трехстенка. Этот вид трехстенных сетей живет в сердцах старшего поколения с советских времен и обусловлен отсутствием современных материалов и значительно не дорогим исполнением. В данном виде трехстенки используются все те же качественные материалы. Удешевлением (но не потерей качества) является использование при посадке капронового или полипропиленового шнура сверху с насаженными по нужному количеству поплавками, а снизу свинцовыми грузами, либо цепями и т.д. Этот вид изготовления сетей постепенно изживает себя. Поплавки и грузила западают в ячейки, поплавки видно на воде, что делает сеть своего рода приманкой, а груза увеличивают возможность зацепа на дне.