домашнее обучение и семейное образование в чем разница
«Заперт в четырёх стенах» и другие мифы про семейное обучение
Семейное или домашнее?
«Семейное» и «домашнее» обучение часто путают. Существенная разница в том, что семейное обучение родители выбирают добровольно, когда у ребёнка нет каких-либо отклонений и показаний к тому, чтобы не посещать школу.
Миф 1. Ребёнок ни с кем не общается
Главный аргумент противников семейного обучения: в школе ребёнок заводит первых друзей и учится жить в обществе. А «семейники» (или, как их ещё называют, «хоумскулеры») заперты в четырёх стенах наедине с учебниками. В действительности в расписании «семейников» много времени на дополнительные кружки и секции, где дети социализируются и компенсируют отсутствие школьного общения.
Татьяна Шувалова, которая воспитала на семейном обучении двух внучек, считает, что такая социализация может оказаться «качественнее» школьной:
«Социализация, несомненно, нужна, просто школьная мне не нравится. Учитель относится ко всему классу одинаково, у него нет возможности уделить внимание каждому ребёнку. К тому же в классе собираются дети с разными интересами, которые вынуждены проводить друг с другом по 5–7 часов в день — это не всегда комфортно. Ребёнку лучше там, где он легко находит друзей. В нашем случае это были шахматы, художественная школа и плавание».
Профи для любой задачи
Миф 2. У детей нет ни мотивации, ни дисциплины
Часто встречается мнение, что, в отличие от ребёнка на семейном обучении, школьник находится в среде здоровой конкуренции и чёткого распорядка дня, поэтому он заинтересован в учёбе и дисциплинирован.
На самом деле если интерес к учёбе поддерживают родители, то разницы между обычными школьниками и «семейниками» не будет.
Если с самого раннего детства родители мотивируют ребёнка учиться, создают положительный опыт, когда учёба становится увлекательным занятием, то такой ребёнок будет с удовольствием учиться и дома, и в школе.
Начиная с 6 класса дети-«семейники», как правило, могут самостоятельно выполнять задания, искать информацию и ответы на вопросы, делая это из интереса. «Обычно дети на семейном обучении знают, чем хотят заниматься, у них много интересов и увлечений, достаточно времени на реализацию своих проектов», — говорит Ольга Остроумова.
Миф 3. У детей нет свободного времени, они учатся круглые сутки
В школах есть чёткий план и график учёбы, а что у семейников? Татьяна Шувалова рассказывает, что учебный план приходится составлять самостоятельно. Сделать это непросто, но в результате программа может получиться даже интереснее школьной, а свободного времени останется больше.
«На основе школьной программы нужно составить свой календарный план обучения, расписать его в соответствии с аттестациями. Я расписываю календарный план, на его основе — недельный план для ребёнка, и он знает, что должен освоить за неделю», — рассказывает Татьяна Шувалова.
«Здесь важна межпредметная связь: когда сам работаешь с ребёнком, можешь дать больше, чем предполагает программа, и интегрировать один курс в другой. Огромная претензия к школе: нет связи между предметами, а это нужно делать. Благодаря такому подходу тратится как минимум в три раза меньше времени на уроки, чем в школе. Итог — моя внучка окончила школу в 16 лет».
Миф 4. Нужно самому быть педагогом, чтобы учить ребёнка
У школьных учителей есть педагогическое образование и они знают свой предмет, а как быть родителям? Тут на помощь приходит сообщество хоумскулеров. Например, всю необходимую информацию и ответы на вопросы об образовании родители могут получить на основном портале «Семейное образование».
Для «семейников» есть и множество вспомогательных интернет-ресурсов: например, в старших классах им помогают такие сайты, как InternetUrok, где школьные предметы объясняются подробно и наглядно.
Иностранные языки, где нужна постоянная практика, хоумскулеры чаще всего изучают в языковых школах или с репетиторами — точно так же, как обычные школьники.
Миф 5. Родители не знают школьных методик, дети учатся как попало
В школах детей учат по проверенным и утверждённым методикам образования, которые знакомы учителям, но неизвестны родителям. Но один из больших плюсов семейного обучения в том, что у родителей есть возможность вообще им не следовать, а выбирать подходящую методику, исходя из собственных целей и желаний. Это может быть как жёсткий график обучения, чтобы дать образование более качественное, чем в школе, так и анскулинг, где дети вообще не учатся в привычном смысле этого слова.
Миф 6. У родителей не остаётся времени на себя
Татьяна Шувалова, отказавшаяся от работы ради обучения внучек, признаётся, что отчасти это правда. Но до определённого момента.
«Перейти на семейное обучение в начальной школе можно только в том случае, если родитель имеет возможность постоянно быть рядом с ребёнком. Однако постоянное присутствие и жёсткий контроль нужны только класса до 6-го, потом и у родителя появляется свободное время».
Чем семейное обучение отличается от домашнего
Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.
Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?”
В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение.
Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми.
Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.
Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.
Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.
Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.
На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.
Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями.
Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.
За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.
Обычно ребята проводили почти все время дома.
А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.
Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.
Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.
Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.
Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?
Так иногда случается на домашнем обучении.
Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…
Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.
Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.
И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.
Семейное обучение — абсолютная противоположность.
Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.
Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.
Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.
При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.
Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.
Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.
Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую.
Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.
Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.
Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.
Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.
Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.
Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.
Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…
Если Вы окончательно решили переходить на семейное обучение — предлагаем Вам познакомиться с гайдом по организации семейного обучения.
Именно этот опыт позволит Вам избежать тех ошибок, которые стоили нам миллионы нервных клеток
Именно этот опыт позволит Вам перейти на семейное обучение и сделать его удовольствием, а не мучением
Присоединяйтесь прямо сейчас
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Домашнее обучение и семейное образование в чем разница
Синоним — семейное обучение.
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Домашнее обучение легально в Российской Федерации.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причинами перехода на домашнее обучение чаще всего являются недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи.
Чтобы перейти на семейное образование, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление, а затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.
Организация дальнейшего учебного процесса на семейном обучении лежит на родителях. Что учить, как учить, когда учить — семья решает сама. Семейное образование — гибкое и вариативное. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» организуют обучение с 1 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по скайпу. Зачастую учителями назначаются два–три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин.
По закону надомное обучение не является формой получения образования.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании»
Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.
Кто может рассчитывать на надомное обучение
Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Надомным обучением нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности. Если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу, его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.
Полный список заболеваний для надомного обучения можно найти в перечне Министерства здравоохранения. Приведём лишь несколько примеров: нарушение свёртываемости крови, эпилепсия, спинальная мышечная атрофия, сердечная недостаточность второй и третьей стадии, детский церебральный паралич и другие.
Алгоритм перехода на надомное обучение
Порядок действий такой:
Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации больного ребёнка.
К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество надомного образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.
«В четвёртом классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа».
Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».
«Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути», — делится Елена.
Домашнее или надомное обучение: что выбрать
Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.
Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.
Определиться, какой тип обучения, семейное или надомное, всё же подойдёт вашему ребёнку, вам поможет наглядная таблица.
Учимся дома 1-11 классы
Заметки о семейном образовании
Семейное и домашнее обучение: в чем разница?
Семейное и домашнее обучение: в чем разница? Большинство людей не делает никакой разницы. Учится ребенок дома — значит на домашнем обучении и находится. Однако с юридической точки зрения эти понятия очень даже различаются. Общего между ними одно: ребенок, действительно, учится вне стен школы.
Первое, чем отличается семейное обучение от домашнего — финансирование. Вы же в курсе, что на обучение каждого ребенка государство выделает около ста тысяч рублей в год. До недавнего времени «деньги шли за ребенком». Обучался в школе — платили школе, обучался дома — платили родителям. Неплохое подспорье, да? Сейчас выплаты родителям остались в нескольких регионах. Получается, когда родители обучают ребенка сами, они, в большинстве своем, никаких денег за это не получают. Если же ребенок к школе прикреплен — выплаты на него школа получает. На домашнем обучении дети прикреплены к школе, значит их обучение финансируется государством.
Домашнее обучение — не семейное образование. За обучение ребенка полностью отвечает школа. Чаще всего, к ребенку прямо домой, с определенной периодичностью, приходят учителя. Они объясняют новые темы по школьной программе и дают задания для их закрепления. Ученик получает оценки и, по результатам обучения, переводится в следующий класс. На семейном обучении родители сами выбирают программу, подбирают учебники и схему занятий.
Ещё одно существенное различие — повод для перехода. Для домашнего обучения должен быть веский медицинский повод. То есть, ребенок болен настолько, что не может посещать школу, но при этом уже находится дома, а не в больнице. Обычно справку о необходимости домашнего обучения выдает комиссия врачей. Для семейного обучения никаких медицинских показаний не нужно — только желание родителей и самого ребенка.
Домашнее и семейное обучение — различия коротко
Надеюсь, теперь вы не перепутаете семейное образование и домашнее обучение — разница очевидна. Если есть вопросы — задавайте, я постараюсь ответить.
Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?
Родителям зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между домашним обучением и семейным образованием. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.
В последнее время наблюдается увеличение недоверия родителей к традиционным образовательным учреждениям. В значительной степени это обусловлено переживаниями, которые касаются не только качества предоставляемого образования, но и отношения учителей к ребенку. В некоторых же случаях, по тем или иным причинам, родители не могут отдать ребенка в школу.
Однако, независимо от состояния здоровья ребенка, религиозных убеждений родителей или материальных возможностей семьи, ничто не отменяет право маленького человечка на получение образования. И тогда перед взрослыми встает серьезный вопрос: как вырастить образованного человека без посещения образовательных учреждений?
Действующий закон об образовании дает возможность родителям выбирать между альтернативными формами образования. К их числу, среди прочих, относится семейное образование и домашнее обучение, которые в последние годы начинают пользовать большой популярностью.
Отметим, что родителям, решившим не вести ребенка на первый звонок, зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между этими двумя формами обучения. А иногда эти понятия ложно принимают за синонимичные. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.
Особенности домашнего обучения: школа на дому
Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.
Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.
Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-«репетиторов» оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).
Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.
Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.
Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.
Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.
Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?
Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.
До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).
Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.
Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.
Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.
Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.
Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.
Так в чем же разница?
Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.
Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.
Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.
Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.