домашнее сочинение алексин чему учит
Анатолий Алексин — Домашнее сочинение:
Краткое содержание
13-летний Дима все перечитал, и взялся за папины книги. Против книг не по возрасту только мама. Бабушка и отец на стороне Димы. Чтобы стать умнее, он начал с энциклопедии. И нашел во втором томе листок с сочинением ученика 9 класса Володи Платова. Из 1942 года он писал в 1972 год. Писал любимой девушке, «дорогой Вале». Представлял, что прошло 30 лет. Она давным-давно вышла за него, а не Лешку Филиппова из литературного кружка. Они стали хирургами и вместе спасают жизни. И с работы вдвоем идут домой. А там их дети: спортсмен Сережа и студентка Валя.
Володя – сын бабушки. Он погиб на войне в 1945 году. Дима дает бабушке прочесть мечты сына. От нее он узнает, что Валя живет этажом выше. Она детский врач. А тот самый Лешка – ее муж. Он преподаватель. И своего сына они назвали Володей… Дима ждет Валю в подъезде. Она с волнением читает строчки письма к себе. И отвечает Диме: «Я любила его. И я ему навсегда благодарна. За все».
Читательский дневник по рассказу «Домашнее сочинение» Алексина
Сюжет
13-летний Дима нашел в энциклопедии забытое сочинение 9-классника Володи Платова, убитого на войне сына бабушки. Володя пишет в нем письмо любимой Вале в 1972 год. Мечтает, что они стали хирургами, у них семья, сын Сережа и дочка Валя. Сначала бабушка читает о мечтах сына, потом Валя. Она врач, и вышла за одноклассника Лешку Филиппова, у них сын по имени Володя. Она говорит Диме, что любила Володю и благодарна ему за все.
Отзыв
Рассказ – эпизод из давно мирной жизни, но в сердцах героев не умирает память о войне, прошлом. Дима потрясен историей не из книги, а из жизни. С одной стороны, мечты Володи не сбылись: он погиб. С другой стороны, благодаря таким, как он, защитникам Родины, сбылись мечты у других. Володя стал для Вали примером, образцом. Вместе с ним она нашла свое призвание: спасать жизни. В честь него она называет своего сына. Тема эха войны, памяти, любви, дружбы, благодарности, семейной истории. Рассказ учит ценить жизнь, мечтать, жить по совести, быть светлым человеком, помнить героев войны.
Краткое содержание рассказа «Домашнее сочинение» Анатолия Алексина
13-летний Дима все перечитал, и взялся за папины книги. Против книг не по возрасту только мама. Бабушка и отец на стороне Димы. Чтобы стать умнее, он начал с энциклопедии. И нашел во втором томе листок с сочинением ученика 9 класса Володи Платова. Из 1942 года он писал в 1972 год. Писал любимой девушке, «дорогой Вале». Представлял, что прошло 30 лет. Она давным-давно вышла за него, а не Лешку Филиппова из литературного кружка. Они стали хирургами и вместе спасают жизни. И с работы вдвоем идут домой. А там их дети: спортсмен Сережа и студентка Валя.
Володя – сын бабушки. Он погиб на войне в 1945 году. Дима дает бабушке прочесть мечты сына. От нее он узнает, что Валя живет этажом выше. Она детский врач. А тот самый Лешка – ее муж. Он преподаватель. И своего сына они назвали Володей… Дима ждет Валю в подъезде. Она с волнением читает строчки письма к себе. И отвечает Диме: «Я любила его. И я ему навсегда благодарна. За все».
Читательский дневник по рассказу «Домашнее сочинение» Алексина
Сюжет
13-летний Дима нашел в энциклопедии забытое сочинение 9-классника Володи Платова, убитого на войне сына бабушки. Володя пишет в нем письмо любимой Вале в 1972 год. Мечтает, что они стали хирургами, у них семья, сын Сережа и дочка Валя. Сначала бабушка читает о мечтах сына, потом Валя. Она врач, и вышла за одноклассника Лешку Филиппова, у них сын по имени Володя. Она говорит Диме, что любила Володю и благодарна ему за все.
Отзыв
Рассказ – эпизод из давно мирной жизни, но в сердцах героев не умирает память о войне, прошлом. Дима потрясен историей не из книги, а из жизни. С одной стороны, мечты Володи не сбылись: он погиб. С другой стороны, благодаря таким, как он, защитникам Родины, сбылись мечты у других. Володя стал для Вали примером, образцом. Вместе с ним она нашла свое призвание: спасать жизни. В честь него она называет своего сына. Тема эха войны, памяти, любви, дружбы, благодарности, семейной истории. Рассказ учит ценить жизнь, мечтать, жить по совести, быть светлым человеком, помнить героев войны.
Алексин: «Домашнее сочинение»
Рассказ Домашнее сочинение Алексина — это небольшая история, которая затрагивает прошлое и настоящее. О чем рассказ Алексина «Домашнее сочинение»? Это рассказ о мальчике Диме, который нашел письмо.
Домашнее сочинение Алексин
Начинается рассказ Анатолия Алексина «Домашнее сочинение» знакомством с мальчиком Димой. Из рассказа мы узнаем, что он очень любит читать. Уже все книги своего возраста перечитал и теперь его привлекает семейная взрослая библиотека. Мама, правда, против, чтобы Дима читал книги не по возрасту, но в итоге, благодаря вмешательству бабушки, мальчику разрешили читать и эти книги.
Почему-то Дима сразу заинтересовался Энциклопедией. Ему казалось, если он изучит все тома, то станет очень умным и начитанным. И вот он уже изучил первый том, а далее приступил ко второму, но его знакомство было приостановлено тетрадным листом, что выпал было из книги.
Далее аудиокнига «Домашнее сочинение» рассказывает о том, как не удержался мальчик и прочитал письмо. Как оказалось, это было домашнее задание. Учительница задала написать письмо, которое бы адресовалось какому-то году. Вот некий Володя стал писать письмо, которое адресовал 1975 году при этом письмо было адресовано не сколько году, сколько одной девочке Вале. Через тридцать лет мальчик Володя видел себя и Валю вместе. В письме он пишет, что будет рад, так как Алексей окажется просто знакомым, с которым Валя ходила на кружок литературы. Сами же Валя и Володя будут хирургами, вместе спасая людей и ради этого стоит жить. На этом письмо завершалось.
Однако не суждено было сбыться желаниям Володи. Как оказалось, Володя — это сын бабушки Димы. Его убили на войне в 1945 году. Как пришло известие о смерти сына, жизнь женщины оборвалась, мир был не мил и она просто существовала. Только с рождением внука она немного ожила. Бабушка рассказала, что Валя это соседка сверху и замужем она за Алексеем. Есть у них и взрослый сын, которого они назвали Володей.
Дима подкараулил соседку Валентину, которая работала в больнице, и передал письмо, которое он нашел.
«Домашнее сочинение» Алексина завершается тем, что Дима спросил о любви Вали к Володе, на что она ответила, что очень благодарна ему за все в своей жизни.
«Домашнее сочинение» Алексин главные герои
В работе Домашнее сочинение Алексина главными героями являются:
Дима — паренек, которому тринадцать лет. Он был любознательным и очень любил книги, поэтому и читал без остановок, даже перешел на взрослую литературу, где и попалось ему письмо.
Бабушка Димы — умная, добрая женщина, которой пришлось пережить потерю своего сына Володи. Ее сына забрала война.
Володя Платов — дядя Димы, которого забрала война. Это его письмо попало к Диме. Тогда Володя был девятилетним мальчиком и, по заданию учительницы, писал якобы своей будущей жене в 1972 год.
Валя — та самая соседка, что жила этажом выше и нравилась Володе. Именно ей мальчик и писал письмо, мечтая о совместной жизни. И, как ни странно, большая часть письма сбылась. Валя стала доктором, вот только не судьба была быть вместе Володе и Вале. Валя была очень благодарна Диме, который подарил ей воспоминания.
Алексин: “Домашнее сочинение”
Один из рассказов, с которым вошел в литературу и школьную программу Анатолий Алексин – “Домашнее сочинение”. Краткое содержание его не позволит по-настоящему проникнуться переживаниями героев и понять смысл произведения, поэтому лучше прочесть полный текст. Который, кстати, совсем небольшой этому произведению. А уже потом можно писать свой отзыв.
Итак, Анатолий Алексин: “Домашнее сочинение”. Письменная работа ученицы 7 класса.
Нужно быть настоящим мастером слова, чтобы уметь создавать коротенькие, но очень яркие произведения.
Мне казалось, что я общаюсь с хорошим другом, который рассказывает мне трогательную историю о своей семье.
Главных героев в рассказе два. Это мальчики Дима и Володя. Они почти ровесники. Только Дима жив, а Володя погиб на войне больше тридцати лет назад.
В самом начале рассказа советский школьник Дима, который очень любил читать, добрался до библиотеки родителей и стал брать взрослые книги. Мама была против, а вот бабушка поддерживала
Он не удержался и стал его читать. И оказалось, что это было домашнее сочинение, которое писал ученик 9 класса Володя. В нем он обращался к своей знакомой девочке Вале и хотел, чтобы она прочитала это письмо через тридцать лет.
Как раз почти столько же времени и прошло, когда Дима обнаружил письмо. В сочинении Володя выразил свои мечты. О том, как они с Валей поженятся, заведут детей, будут вместе работать в больнице…
Еще он говорил своей однокласснице спасибо за то, что она выбрала его, а не Лешку, который как и Володя влюбился в эту девочку.
И вот, читая это письмо, отправленное в будущее, Дима вдруг понял, что автор послания – его дядя, бабушкин сын Володя, погибший на войне в 45-м году. То есть, все мечты, которые описаны в сочинении, не сбылись. Война разрушила их и отняла жизнь у молодого парня.
Он так и не женился на Вале и так и не стал врачом. А бабушка после его смерти стала говорить очень тихим голосом…
Дима отнес письмо тете Вале. Оказалось, что она живет в том же подъезде, что и он. Возлюбленная Володи стала доктором, как он и мечтал.
Но замуж вышла за того самого Лешку. Когда Валентина прочитала письмо, то сильно побледнела. Было видно, что она очень переживает. Женщина призналась мальчику, что любила его дядю Володю.
И что за все ему благодарна.
Эта трогательная история о двух мальчиках запомнится мне на всю жизнь. Очень жаль, что мечты Володи не сбылись. Он ушел защищать свою Родину и погиб.
И вместе с ним как будто умерла его мама. Так не должно происходить в мире. Молодые люди должны жить, а не погибать.
Я ненавижу войну и надеюсь, что она больше никогда не придет на нашу землю!
Related posts:
Урок по родной литературе в 6 классе по рассказу Анатолия Алексина » Домашнее сочинение»с использованием технологии критического мышления
В разработке урока по рассказу Алексина » Домашнее сочинение» с помощью технологии критического мышления учащиеся получат возможность прогнозировать сюжет рассказа по его названию, корректировать свое представление о содержании рассказа в зависимости от объема прочитанного текста на уроке, формулировать основную мысль произведения
Просмотр содержимого документа
«Урок по родной литературе в 6 классе по рассказу Анатолия Алексина » Домашнее сочинение»с использованием технологии критического мышления»
Урок по рассказу Анатолия Алексина «Домашнее сочинение» с применением технологии критического мышления.
Составитель: Терентьева Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГО Нижняя Салда, МАОУ «ЦО№7»
Цель: познакомить учащихся с произведением Анатолия Алексина «Домашнее сочинение», развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить формулировать идею произведения, воспитывать уважительное отношение к тем, кто погиб за нашу Родину, показать трагедию людей, потерявших на войне своих близких
продолжить работу над совершенствованием навыков изучающего чтения;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
способствовать развитию критического мышления;
воспитывать положительные качества личности: сопереживание, уважение к трагедии других людей, историческому прошлому нашей страны
прогнозировать содержание произведения;
соотносить смысл названия рассказа и его основную мысль рассказа;
целостное восприятие окружающего мира;
развитие мотивации к учебной деятельности, творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, используя текст художественного произведения;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенном художественном тексте
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
доносить свою позицию до других; аргументировать ее
слушать и анализировать речь участников диалога;
вступать в беседу на уроке и в жизни
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: презентация
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
1. Организационный момент.
2.1.Знакомство с биографией Анатолия Алексина. Показ презентации на тему «Биография Алексина». (Можно использовать материал по ссылке
2.2.Прием «Верные и неверные утверждения» направлен на проверку знаний по биографии писателя.
Фамилия писателя Гоберман не настоящая.-
Анатолий Алексин начал печататься еще в школьные годы. +
Во время Великой Отечественной войне работал на стройке и редактором малотиражной заводской газеты. +
После войны поступил в строительный институт. –
Анатолий Алексин снискал славу как лучший писатель для подростков и юношества+
В 1993 году уехал в Израиль, а потом в Люксембург. Там трудился и работал до конца своих дней. +
2.3. Сегодня мы будем знакомиться с рассказом Анатолия алексина «Домашнее сочинение». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе с таким названием? (Заполняется первая колонка «Таблицы предсказаний». Сначала ребята фиксируют свои ответы в тетради. Потом высказывают предположения вслух. Самые интересные учитель фиксирует на доске)
Что произошло на самом деле?
1. Смысл названия. Идея рассказа
1.Например: Учитель задаст ученику домашнее сочинение. Тот его не сделает. В школе ему поставят «2», и мальчику будет очень стыдно…
ИДЕЯ: НАДО УЧИТЬ УРОКИ, чтобы не получать плохие отметки.
Мальчик оказался очень начитанным. Он интересовался даже книгами, которые не всегда соответствовали его возрасту. Родителям не нужно было заставлять Диму читать, наоборот, они были обеспокоены тем, что не вовремя прочитанная книга может у ребенка оставить о себе ложное впечатление. Однажды в томе энциклопедии он нашел домашнее сочинение ученика 9-го класса „Б“ Владимира Платова «Письмо 1972-му году».
(Например, мальчик Владимир Платов написал о том, что интересного с ним случится в 1972 году, может, о своих мечтах, которые исполнятся)
ИЛИ: Мальчик невнимательно слушал задание учителя и сделал его неправильно, поэтому после плохой отметки он положил сочинение в энциклопедию и забыл про него
(Мальчик написал письмо девочке Вале, в которую был влюблен. Только это должна была быть повзрослевшая Валя, так как адресату должно быть примерно 46 лет. И она должна быть давно его женой, и работать они должны в одной больнице. То есть Владимир Платов в своем письме спрогнозировал свое и Валино будущее на30 лет вперед. У них счастливая жизнь, в которой уже нет страхов, что девочка любит не его, а одноклассника Лешку Филиппова. А еще у них есть дети: дочка Валя-маленькая и сын Сергей.)
(Например, Дима очень захотел узнать, кто такой Владимир Платов и как его письмо попало в книгу из их домашней библиотеки. Он расспросил о нем у всех домашних и узнал семейную тайну…)
(Владимир Платов погиб в 1945 году на фронте, а Валя вышла замуж за Лешку Филиппова)
(Например, бабушка Димы с грустью расскажет о том, как погиб сын и посетует, что только она сохраняет память о сыне. Заплачет о том, что не сбылось все, о чем мечтал Владимир…И мальчик Дима поймет горе бабушки…)
Валя стала врачом. Она работает в больнице, как и предполагал Владимир Платов. Она замужем за «соперником» Владимира. Счастлива. У них взрослый сын. Она помнит свою первую любовь и благодарна ему за все…
ИДЕЯ: Мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину. Память о героях- солдатах должна быть всегда в наших сердцах
3.Стадия осмысления. Давайте узнаем, оправдаются ли ваши ожидания. Читать рассказ мы будем по частям.
3.1.Чтение первой части до текста письма Платова: «Дорогая Валя! Мария Никитична хочет…»
Первая остановка (стадия осмысления прочитанного фрагмента и
стадия вызова для следующего фрагмента).
Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле
развивается сюжет? (Заполняется вторая колонка «Таблицы предсказаний».)
(Мальчик оказался очень начитанным. Он интересовался даже книгами, которые не всегда соответствовали его возрасту. Родителям не нужно было заставлять Диму читать, наоборот, они были обеспокоены тем, что не вовремя прочитанная книга может у ребенка оставить о себе ложное впечатление. Однажды в томе энциклопедии герой нашел домашнее сочинение ученика 9-го класса „Б“ Владимира Платов «Письмо 1972-му году».)
Как вы теперь полагаете, о чём пойдёт рассказ? (На доске и в тетрадях составляется первая колонка предположений)
(Например, мальчик Владимир Платов написал о том, что интересного с ним случится в 1972 году, может, о своих мечтах, которые исполнятся. ИЛИ: Мальчик невнимательно слушал задание учителя и сделал его неправильно, поэтому после плохой отметки он положил сочинение в энциклопедию и забыл про него)
3.3. Чтение второй части до слов: «Бабушка! — крикнул Дима.»
Вторая остановка (стадия осмысления и стадия вызова).
Совпали ваши ожидания с текстом? В чем (если совпадения есть)? В чем не совпали?
(Мальчик написал письмо девочке Вале, в которую был влюблен. Только это должна была быть повзрослевшая Валя, так как адресату должно исполниться примерно 46 лет. Она должна быть давно его женой, и работать они должны в одной больнице. То есть Владимир Платов в своем письме спрогнозировал свое и Валино будущее на 30 лет вперед. В нем счастливая жизнь, в которой уже нет страхов, что девочка любит не его, а одноклассника Лешку Филиппова. А еще у них есть дети: дочка Валя-маленькая и сын Сергей.)
Что вы можете сказать о Владимире Платове из его письма? (любящий, мечтает о счастье с Валей, хочет быть доктором, думает о будущих детях, серьезный, верный, вдумчивый, хотя только девятиклассник)
Как вы теперь полагаете, о чём пойдёт речь в рассказе дальше? (заполнение 1 колонки таблицы)
(Например, Дима очень захотел узнать, кто такой Владимир Платов и как его письмо попало в книгу из их домашней библиотеки. Он расспросил о нем у всех домашних и узнал семейную тайну…)
3.4 Чтение третьей части до слов Димы: «Это тот… который все уступает дорогу в лифт, а потом сам не влезает? Какой-то чудак!»
Третья остановка (стадия осмысления и стадия вызова).
В каком году было написано письмо? (в 1941)
О чем мы еще узнаем из 3 части?
(Владимир Платов погиб в 1945 году на фронте)
Почему письмо было в книге из домашней библиотеки Димы?
Что мы узнаем о матери Владимира? (Мы узнаем, как изменилась мама Владимира после похоронки на него) Какой она была до похоронки? Какой стала после нее?
С помощью каких изобразительных средств описывает маму Владимира автор? (Дети находят эпитеты, метафоры в тексте…)
Зачем автор нам описывает состояние матери после смерти сына? (Ему важно показать, как горе от потери сына отразилось на его матери. Оно оказалось настолько сильным, что мама уже никогда прежней не стала)
Что вы почувствовали, когда узнали о судьбе Вали?
Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь?
(Например, бабушка Димы с грустью расскажет о том, как погиб сын и посетует, что только она сохраняет память о сыне. Заплачет о том, что не сбылось все, о чем мечтал Владимир…И мальчик Дима поймет горе бабушки…)
3.5. Чтение четвертой части со слов Димы: «Это тот… который все уступает дорогу в лифт, а потом сам не влезает? Какой-то чудак!»
Четвертая я остановка (стадия осмысления и стадия вызова).
Что узнали после прочтения текста?
(Валя стала врачом. Она работает в больнице, как и предполагал Владимир Платов. Она замужем за «соперником» Владимира. Счастлива. У них взрослый сын. Она помнит свою первую любовь и благодарна ему за все…)
Кто рассказывает о судьбе Вали мальчику? С каким чувством она отзывается о женщине, которую любил ее сын? Докажите свой ответ. (Уважительно. (Ищем строки из текста))
Почему Дима решил показать письмо Вале? Что он хотел узнать от нее? (Любила ли она Володю Платова? Помнит ли она о нем? )
Какие ответы на свои вопросы получил мальчик? Докажите. (Любила. Помнит, даже сын в ее семье носит имя «Владимир». )
За что Валя благодарна Владимиру Платову? (За его любовь к ней, за его смелость, за то, что он пошел защищать свою страну, свою мечту, за то, что благодаря миллионам таких же мальчишек спасена была наша Родина, наступил мир, и в этом мире смогла построить свою жизнь и стать счастливой она- Валя)
Давайте вернемся к нашему началу урока, когда мы по названию рассказа пытались определить его сюжет и главную мысль. Оправдались ли наши ожидания? Сформулируйте главную мысль рассказа (Мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину. Память о героях- солдатах должна быть всегда в наших сердцах). Почему вы считаете, что эта мысль является главной.
Формулировка проблем, которые подняты в данном рассказе.
Проблема- это мысль, которая тревожит писателя.
(Проблема исторической памяти о войне и тех, кто погиб, защищая нашу страну.
Проблема благодарности за мир, который достался нам такой дорогой ценой.
Проблема воздействия войны на судьбы всех людей.)
4.3 Работа в парах. (Чертим опорную схему «Герои рассказа и связь между ними». Коллективное обсуждение. Составление опорной схемы на доске, корректировка своих опорных схем в тетрадях.
Домашнее задание: Составление кластера на тему «Характеристика героя рассказа, который для меня был самым интересным»