донжон что это история
Донжоном в Средневековье называлась главная башня замка. Для фортификации она представляла первостепенное значение. Донжон – это крепость в крепости, становившаяся важным преимуществом во время осады. Если вражеская армия прорывала основные ворота и попадала в замок, перед ней оказывалась дополнительная линия обороны – глубокий ров, за которым находился холм с высокой башней.
Последнее убежище
В донжоне обороняющиеся имели возможность собрать силы и продлить осаду на неопределенный срок. С холма открывался контроль над двором замка и рвом. Именно поэтому средневековый донжон являлся ключевой частью твердыни европейского феодала.
Склоны крепости были слишком крутыми, чтобы туда можно было попасть без специальных осадных средств. Даже если в башне были деревянные укрепления и противник поджигал их с помощью удачного выстрела зажженной стрелой, у оборонявшихся все равно оставалось веское преимущество. Они могли беспрепятственно обстреливать весь двор, в котором неприятель оставался крайне уязвимым. Опасность пожара же обычно сводили к минимуму с помощью вымоченных шкур животных – ими покрывали уязвимые постройки.
Камень сменяет дерево
Деревянный донжон – это признак раннего Средневековья. Он обводился бревенчатым частоколом. Со временем в Европе все большую распространенность получили каменные башни. Они появлялись тем чаще, чем больше замок становился символом королевской или феодальной власти. В первую очередь менялись стены башни. Так, к примеру, было в случае с замками Темуорт и Беркемстед. Затем каменная стена полностью вытеснила частокол.
Раньше других башня донжон эволюционировала во Франции. В Нормандии Фульк Черный (граф Анжу) приказал возвести в замке Ланже каменное укрепление вместо деревянного в 992 году. Часто крепости строились на возвышенности рядом с рекой. Показательно, что множество донжонов сохранилось на берегах французской Луары. Один из них, Божанси, был построен в прямоугольной форме, а его высота составила 35 метров.
Этажи башни
Если замок, донжон и другие части фортификации строили из камня, это мог быть бутовый камень. Башни имели несколько уровней (этажей). В основании, пилястрах-контрфорсах и окнах также использовалась кладка из тесаного камня. Этажи связывались винтовой лестницей. Как правило, она находилась в углу башни и вела на крышу.
Сообщение между разными этажами башни осуществлялось следующим образом. С винтовой лестницы на каждый уровень вел небольшой проход в толще стены. Иногда эту же роль играло пространство оконного проема. В некоторых замках (как в замке Дувр) использовались сразу две лестницы. Они располагались друг напротив друга по диагонали. Также известны случаи, когда лестницы блокировались. К примеру, в замке Ладлоу была возведена надвратная башня. После этого старая прямая лестница оказалась бесполезной. Для того чтобы перемещаться со второго этажа на первый, обитатели замка стали использовать люк.
Другие особенности
В донжонах часто находились крипты. Они могли быть под землей или на средних этажах. Их перекрывали цилиндрическими сводами. Донжон – это еще и галереи, которые смыкались с коридорами и главными помещениями башни.
В случае осады насущной необходимостью становился колодец. Он располагался на первом этаже. Его выкладывали тесаным камнем. В стенах делались очаги, через стены же осуществлялся выход дыма. Каждое помещение в донжоне служило определенной цели. Одни были кладовыми, в других владельцы замка вели совещания. Но в любом случае башня всегда являлась приютом для множества людей. Свои донжоны были и у королевских семей. В таком случае помещения обслуживала большая свита.
Формы донжонов были самыми разными. В Англии наиболее популярными являлись четырехугольные постройки, но также возводились восьмиугольные, круглые, многоугольные, правильные, неправильные и т. д. Формы менялись вместе с развитием архитектуры. С каждым столетием зодчие осваивали все новые техники, позволяющие сделать башню максимально защищенной от вражеских нападений. Так, многоугольные и круглые донжоны лучше справлялись с обстрелами снарядами, чем их предшественники.
Белая башня
Самый известный донжон – это Белая башня в Тауэре Лондона. Ее построил Вильгельм I. Она была заложена сразу после норманнского завоевания Англии в 1066 году. Белая башня оказалась крупнейшей постройкой своего типа во всей Европе. Ее строительство заняло несколько десятилетий и закончилось приблизительно к началу XII века.
Популярные достопримечательности
Донжоны позднего Средневековья отличались от ранних донжонов. Башни нового типа возводились как дополнение к уже существовавшим постройкам замка, а не были его ядром, как прежде. Отличалось и их расположение, и их внутренняя планировка.
Если башню встраивали на территории обычного замка, основными оборонительными укреплениями которого оставались валы и возведенный холм, то донжон располагали на новом месте (прежние насыпи порой не выдерживали нагрузки новой фортификации). К примеру, так случилось в Рочестере. Тамошний старый замок, Боли-Хилл, располагается рядом с новой постройкой. Донжон, фото которого представлены выше, как символ Средневековья остается важной частью туристической индустрии западноевропейских стран.
Значение слова «донжон»
В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Донжоны сооружались из дерева или из камня, имели по три этажа, но в большинстве случаев там находились очень тесные помещения, не предназначенные для жилья. Жилой дом воздвигался на расстоянии, а главная башня имела символическое и военное предназначение. Кроме того, в донжоне часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен) — примером может послужить замок Вао XIV века в Эстонии.
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
В средневековой Японии подобную функцию выполнял тэнсю.
От донжона следует отличать бергфрид (нем. Bergfried) — нежилую доминирующую башню замка, как правило, цилиндрической формы, получившую распространение на территории средневековой Германии и Чехии.
донжо́н
1. истор. главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага ◆ Донжон располагался обычно на одной из оконечностей крепостной стены и был окружён рвом. С. А. Еремеева, «Лекции по истории искусства», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бенгалец (существительное):
Донжон
Донжо́н (фр. donjon ) — главная башня в европейских феодальных замках.
В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен) — примером может послужить замок Вао XIV века в Эстонии.
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
В Германии донжон имеет название бергфрид (нем. Bergfried ). В Японии подобную функцию выполнял тэнсю.
Интересные факты
Английский вариант написания слова dungeon (заимствование из старофранцузского языка) первоначально не означал подземелья, но, с превращением Тауэра (буквально «Башня») в королевскую тюрьму, стал означать темницы и подземелья. При этом другое английское слово keep сохранило своё исконное значение и по-прежнему означает только донжон, а не тюрьму. В наше время слово приобрело дополнительное значение — стиль dungeon (данжн) означает «мрачный, страшный, тюремный» стиль.
В селе Середнем Закарпатской области в XIII столетии был построен замок тамплиеров. Полуразрушенный донжон его сохранился до наших дней. Середнянский замок — четырёхугольная трёхъярусная каменная башня-донжон (18,6 м х 16,5м) с балочными межэтажными перекрытиями, высота башни до 20 м, а толщина стен — 2,6 м. Вход в башню был на уровне второго яруса.
Донжон: внутреннее убранство и мебель
Донжон: внутреннее убранство и мебель
Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели. Мы уже описали расположение комнат внутри донжона. Добавим, что аналогичная планировка была и в городском доме сеньора (княжеском или епископском), и в неукрепленном имении, как, например, в Южной Англии в начале XIII века: здание могло иметь план удлиненного прямоугольника вместо квадрата или круга, но главная комната все равно занимала весь второй этаж, сообщение с внешним миром обеспечивало каменное крыльцо, а с часовней и другими жилыми помещениями (находившимися на том же или верхнем этаже) – многочисленные коридоры. Первый этаж освещался плохо, он служил кладовой или же местом размещения воинов.
Но вернемся к донжонам и главному залу. Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло – дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме. К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале. Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость – настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.
Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой – или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом – камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.
Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.
Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе. Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат – «спален». Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.
Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали [42] поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук – это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.
Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже – сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.
Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликварии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин – кровать и сундук, у женщин – кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали. Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.
Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой – к стене, ногами – к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти – саржа.
В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.
Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.
ДОНЖОН
Смотреть что такое ДОНЖОН в других словарях:
ДОНЖОН
четырехугольная башня в старофранцузских, особенно нормандских замках (см. Замки).
ДОНЖОН
(франц. donjon) главная, отдельно стоящая башня феодального замка (См. Замок), четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недосту. смотреть
ДОНЖОН
донжон м. Главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага.
ДОНЖОН
ДОНЖОН
ДОНЖОН (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феод. замка, четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и сл. смотреть
ДОНЖОН
Донжон — четырехугольная башня в старофранцузских, особенно нормандских замках (см. Замки).
ДОНЖОН
ДОНЖОН
главная башня в средневековом замке, служившая хранилищем ценностей и последним убежищем во время осады(Болгарский язык; Български) — донжон(Чешский яз. смотреть
ДОНЖОН
ДОНЖОН а, м. donjon m. Главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападен. смотреть
ДОНЖОН
(франц. donjon) главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служ. смотреть
ДОНЖОН
Донжон (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном. смотреть
ДОНЖОН
ДОНЖОН
ДОНЖОН
(фр. — володіння) Головна житлова і найкраще укріплена башта феодального замку в середньовічній Європі, яка виступала в якості рятівного пункту оборони. Якщо ворог захоплював замок, то вона лишалась останнім «володінням», звідсіля й назва. Являла собою масивну циліндричну або призматичну споруду з товстелезними міцними стінами, прорізаними бійницями й амбразурами. Часто розміщалася на підвищеному і важкодоступному місці, відкритому з усіх боків. Крім господарських приміщень, житлових кімнат і рицарського залу тут знаходилися арсенал, різні склади, а у підземеллі — тюрма. Вважалась символом неприступності замка, бурга. смотреть
ДОНЖОН
ДОНЖОН
(фр. donjon) — наиболее высокая и массивная отдельно стоящая башня средневекового феодального замка XI–XII вв., четырехугольная или круг-лая в плане. Служил убежищем для обитателей замка во время осады крепости. Помещения донжона разделя-лись толстыми каменными стенами и не имели сооб-щения друг с другом. Впервые появились во Франции и позже получили распространение в Англии, Италии, Швейцарии. смотреть
ДОНЖОН
(2 м); мн. донжо/ны, Р. донжо/новСинонимы: башня
ДОНЖОН
ДОНЖОН
Донжон (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.
ДОНЖОН
-а, ч. Головна сторожова башта у середньовічному замку, де часто розміщували й житлові приміщення.
ДОНЖОН
ДОНЖОН (французское donjon), главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, круглая или 4-угольная в плане, расположенная в самом недоступном месте и служащая последним убежищем осажденных.
. смотреть
ДОНЖОН
(французское donjon), главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, круглая или 4-угольная в плане, расположенная в самом недоступном месте и служащая последним убежищем осажденных. смотреть
ДОНЖОН
— центральная башня в средневековых замках, где находился владелец замка — феодал — со всей своею семьей, ближайшей свитой и имуществом. Являлась центральным укреплением замка. смотреть
ДОНЖОН
ДОНЖОН
ДОНЖОН
Ударение в слове: донж`онУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: донж`он
ДОНЖОН
ДОНЖОН
ДОНЖОН м. Главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага.
ДОНЖОН
донжо́н (франц. donjon – башта, вежа) головна сторожова башта у середньовічному замку, де часто розміщували й житлові приміщення.
ДОНЖОН
донжо’н, донжо’ны, донжо’на, донжо’нов, донжо’ну, донжо’нам, донжо’н, донжо’ны, донжо’ном, донжо’нами, донжо’не, донжо’нах
ДОНЖОН
отдельно стоящая главная башня феодального замка, круглая или четырехугольная в плане, последнее убежище защитников замка.
ДОНЖОН
Оборонна вежа або башта, збудована всередині середньовічних замків; скарбниця і останній пункт опору.