доо в строительстве что это
Проект строительства детского сада: разбираемся в нормах и требованиях
Проекты строительства детского сада в последнее время набирают все больший оборот. Не секрет, в что стране ощущается дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, поэтому каждый населенный пункт стремится построить у себя детский сад. Предпочтение отдается именно возведению новых объектов, которые полностью соответствуют современным требованиям по части проектировки.
Помимо комфортного, безопасного и долговечного здания, результатом проекта детского сада должна быть и разумная экономия финансов, чтобы стоимость постройки не оказалась слишком высокой. В нашей статье мы разберем основные нормы и требования в данной области, а также поговорим о типичных ошибках, которые контролирующие органы находят чаще всего.
Порядок проектирования строительства детского сада
В середине ХХ века к строительству детских садов относились очень ответственно. Из-за этого образовалась основательная нормативная база о проектировании, строительстве и функционировании учреждений дошкольного образования. На ее основе в конце ХХ века создали соответствующие СанПиНы и СНиПы. Тогда требования к проектированию и строительству детских садов были весьма продвинутыми и не уступали по нормам странам Европы. А в некоторых пунктах даже имели превосходство, например, к обеспечению безопасности и сохранности здоровья детей у нас подходили более строго.
На сегодняшний день основные документы при проектировании детских садов – это СП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Также в отдельных округах есть свои территориальные стандарты, которые предусматривают особенности региона. Например, в столице действует своя норма строительных стандартов — это МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».
По словам экспертов, требования норм смягчается. Например, в советское время разрешалось строительство детских садов с этажностью не более двух, для обеспечения быстрой эвакуации детей в случае пожара. Было возможно строительство трёхэтажных зданий только при условии, что на верхнем этаже будут размещаться технические и хозяйственно-бытовые помещения.
А сейчас с целью экономии земельных участков под застройку в постановлениях появились смягчения: по новым правилам на верхнем этаже могут находиться старшие группы дошкольного учреждения. Такое послабление добавляет ответственности проектировщикам, так как теперь им необходимо грамотно составить пути эвакуации с верхних этажей и более серьезно подойти к выбору противопожарного оборудования. В этом плане в стандартах каких-либо смягчений нет, наоборот, требования стали жестче. Так, в 2014 году было опубликовано новое постановление, регламентирующее использование средств пожарной безопасности. После него ответственные производители внесли изменения в выпускаемые линии продукции.
Следующее смягчение в нормативной базе – это санитарные условия, принимающие во внимание плотность городских построений. Если раньше детское дошкольное учреждение должно было быть отдельностоящим зданием, сейчас допускается их размещение во встроенные в жилые дома помещения и пристройки. Но на практике такое встречается редко, все же предпочтительно расположение детских садов в отдельных сооружениях.
Основные требования к проекту детского сада
Создание проектов строительства детских садов производится на основании всех нормативных баз, утвержденных на законодательном уровне. Их основная задача – обеспечить полную безопасность детей и условия для продуктивного процесса обучения.
Детские сады и школы должны состоять максимум из трех этажей (подвал не считается). Если же присутствует четвертый, он должен быть использован только в качестве технического, в котором располагаются архив, хозяйственная подсобка, склад и другие подобные помещения. Но кабинетов для занятий и каких-либо залов на четвертом уровне быть не должно. Материалы для внутренней отделки детских образовательных учреждений должны быть экологически безопасными, дышащими и с низкое степенью возгорания.
Для проектировки строительства детских садов и других дошкольных образовательных центров есть определенные требования:
Требования к участку строительства детского сада
Детсад должен находиться в жилом массиве, подальше от крупных дорог, промзоны и гаражей. При застройке необходимо соблюдать расстояния между зданиями согласно проекту.
Не допускается строительство зданий на путях инженерных коммуникаций.
Помимо расстояния учитывается и скорость ветра на этом участке, а также шумовой уровень, который не должен превышать 60 дб. Для этого по периметру всего участка поднимается ограждение высотой 1,6 м. и высаживаются кусты и деревья вдоль забора. Освещение на площадке и прилегающей территории должно быть больше 10 люменов на квадратный метр.
Территорию делят на 3 зоны:
Нормы для внутренних помещений детского сада
Санитарные нормы проектирования строительства детских садов
Приёмная
Здесь расположена мебель для хранения верхней одежды – отдельные шкафчики высотой 120-135 см. В шкафчике должны быть крючки для вешания верхней одежды, сверху полка для шапок и шарфов, снизу две ячейки: одна для сменной одежды, вторая для обуви.
Групповая
Основная часть всего здания – это групповые ячейки. В них входят основные и вспомогательные помещения в которых группа проводит время. Они изолированы и отделены друг от друга.
Групповые ячейки для детей младших групп должны иметь отдельный вход со стороны детской площадки.
Спальня
Полы в спальнях должны быть из досок, паркета или застелены линолеумом.
Площадь спальни зависит от количества детей в группе. Но на каждого ребенка разных возрастных категорий должна приходится разная площадь (кв.м):
Уборная
Санитарный узел разделен на два: одна часть для умывания, в которой установлены раковины, душевая, крючки для полотенец, и вторая часть туалет, где расположены унитазы и горшки. Также обязательно круглый год должна быть обеспечена подача горячей и холодной воды.
В ясельных группах ставится специальный стеллаж для хранения горшков и отдельный слив для их дезинфекции. Все горшки в обязательном порядке маркируют. Также в зоне умывания должны быть 3 раковины для пользования детьми и одна для рабочего персонала.
Каждому ребенку выделяются отдельные полотенца для рук и ног или одноразовые бумажные полотенца, а также свой крючок для хранения полотенца.
Санитарные нормы освещения
Во всех помещениях, где находятся дети, должно быть хорошее естественное освещение. Минимальный коэффициент естественной освещенности в игровых комнатах, спальнях, медпункте, палатах изолятора, спортивном зале, столовой, кабинете музыки и т.д. составляет не менее 1,5 %. Искусственный свет возможен только в санузле, приемной и гардеробной детских дошкольных учреждений. Кладовые и другие подсобные комнаты, используемые сотрудниками, можно устраивать без естественного освещения.
Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
Не все проекты проходят экспертизу с первого раза, так как проектировщики не соблюдают определенные нормы и совершают одни и те же ошибки.
Часто встречаемые ошибки – это несоблюдение правил по зонированию: на территории нет четкого функционального зонирования, групповые ячейки между собой не разделены, не отводятся отдельные входные двери для детей младших групп, невсерьез относятся к озеленению участка, хозяйственную зону не ограждают от других.
Также не учитывают уровень шума в отдельных зонах, располагают объекты образовательных учреждений рядом с магистралью, не предусматривается основной принцип, при котором люди из разных активных зон не должны пересекаться. Бывает такое, что проектировщики в групповые ячейки не вписывают помещения, необходимые для полноценной работы с детьми, снижают нормы площади, необходимые на одного ребенка, тем самым создают нехватку мест.
Доо в строительстве что это
По запросу доо нашлось 55 сокращений:
детское общественное объединение
детская общественная организация
донецкое областное отделение
добровольное общество охотников
датчик нулевых оборотов
дистанционная обучающая олимпиада по информатике (программированию)
Всемирный день охраны окружающей среды
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования одаренных школьников»
г. Киров, образование, организация
Федерация дзюдо Одесской области
Одесская обл., организация, спорт
Лицензионно-разрешительное управление Департамента охраны общественного порядка МВД России
городской реестр детских общественных объединений
диагностическое обслуживание оборудования компрессорных станций
детский образовательно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия
мед., образование, организация
специальная очистка воды специальная водоочистка
днепропетровская областная детская общественная организация
детский оздоровительно-образовательный комплекс
детский оздоровительно-образовательный лагерь
«Дом детских общественных организаций»
Дистанционная обучающая олимпиада по географии
детский оздоровительно-образовательный центр
муниципальный детский оздоровительно-образовательный центр
дистанционная обучающая олимпиада по биологии
областной детский оздоровительно-образовательный центр
Московский дом общественных организаций
рекомендации по разработке региональных планов действий по охране окружающей среды региональный план действий по охране окружающей среды
план действий по охране окружающей среды
департамент охраны общественного порядка
гос., организация, РФ
Центр документации общественных организаций Свердловской области
организация, Свердловская обл.
Добровольное общество охраны стрекоз
Департамент операций на открытом рынке
дочернее общество с ограниченной ответственностью
центр дополнительного образования одаренных школьников
образование и наука
химическая очистка воды
Всесоюзное объединение по заготовкам и торговле плодами, ягодами и овощами
рекомендации по разработке региональных планов действий по охране окружающей среды
Главное управление Роспотребсоюза по заготовкам, переработке и сбыту картофеля, овощей, плодов и бахчевых культур
региональная детская общественная организация
СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1)
Приложение А
(рекомендуемое)
Состав и размеры площади дополнительных и вспомогательных помещений дошкольных образовательных организаций и помещений дошкольных образовательных организаций вариативных форм образования*
Число групп в ДОО (без учета ясельных групп)
1 Зальные помещения
Помещение тренера с санитарным узлом
Помещение преподавателя при музыкальном зале
Зал «сухого плавания»
Помещение тренера с санузлом, душем,
кабиной для переодевания
Узел управления бассейном
Раздевальная, туалет, душ
Технические помещения бассейна
В соответствии с проектным заданием
3 Кружково-учебный блок
Универсальное кружковое помещение-класс
По расчету, но не менее 24×2
4 Медицинский блок
Палата на 1-2 места
Туалет с местом приготовления дезинфицирующих растворов
Моечная кухонной посуды
Кладовая овощей с первичной обработкой**
Кладовая сухих продуктов
Блок охлаждаемых камер
Склад возвратной тары
Кладовая и моечная тары п/ф*
Кладовая и моечная термоконтейнеров, экспедиция
Помещение зав. производством
Гардероб, душ, уборная персонала
Помещение для питания персонала ДОО
Помещение сортировки грязного белья
Бытовые помещения персонала, санузел с душем
Кладовая чистого белья
Хозяйственные кладовые и мастерские
проектируется по технологическому заданию
Комната гигиены женщин
Кладовая уборочного инвентаря
* Для пищеблока, работающего только на полуфабрикатах.
** Для пищеблока, работающего только на сырье.
Может проектироваться при зале музыкальных занятий в случаях, когда он путем трансформации объединяется с физкультурным залом, образуя актовый зал.
В ДОО вместимостью менее 200 мест в бытовом помещении для персонала, оборудованном обеденным столом и двухгнездовой мойкой, допускается питание персонала.
При централизованной стирке белья вне ДОО допускается не предусматривать стиральную и гладильную.
Туалеты персонала и кладовые уборочного инвентаря размещаются поэтажно.
Таблица А.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Центр игровой поддержки ребенка, лекотека
Помещение лекотеки для занятий в группе (без спальни) на 6 мест
Из расчета 5 на 1 место, не менее 30
Групповое помещение (без спальни) Центра игровой поддержки на 8 (12) мест
Что такое ДДУ: нюансы, неустойки, регистрация
Что такое ДДУ
Договор долевого участия (ДДУ) — это документ, по которому покупатель передает свои деньги на этапе строительства недвижимости застройщику, чтобы тот мог использовать эти средства для возведения жилья. Таким образом, инвестор приобретает долю этого объекта и становится дольщиком. В отличие от договора купли-продажи (ДКП) ДДУ всегда заключается до окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. В результате этого механизма дольщик может значительно сэкономить на покупке жилья, при этом сталкиваясь с определенными рисками.
Долевое строительство регулируется ФЗ 214 [1]. Однако вплоть до 2019 года дольщики были слабо защищены законодательно. Отдавая свои деньги девелоперу, они рисковали столкнуться с ситуацией, когда застройщик выводил все средства, не закончив объект. В таком случае покупатели лишались и денег, и жилья. Два года назад в закон были внесены принципиальные изменения. Между застройщиками и дольщиками теперь появились дополнительные участники, которые гарантируют безопасность вложенных средств.
Механизм долевого участия сейчас выглядит таким образом: покупатель заключает с застройщиком договор, средства дольщика попадают на эскроу-счет и остаются там заблокированными до момента сдачи дома в эксплуатацию. Таким образом, для строительства объекта застройщик использует не средства дольщиков, а собственные средства либо банковские кредиты. Как только покупатель оформляет жилье в собственность, деньги с эскроу-счета перечисляются застройщику. Если девелопер не выполняет своих обязательств (например, не сдает объект в срок), деньги могут быть возвращены дольщику. Пока средства находятся на эскроу-счете, ими никто не может воспользоваться.
Плюсы и минусы ДДУ
Изменения, внесенные в закон о долевом строительстве, сделали эту сферу более безопасной для покупателей недвижимости. Однако по-прежнему наравне с плюсами в этой схеме покупки жилья есть и свои минусы.
К плюсам ДДУ относят:
При этом сохраняется ряд минусов при покупке жилья через ДДУ:
На что обратить внимание при заключении ДДУ
Договор долевого участия должен обязательно включать следующие сведения:
Не следует торопиться подписывать договор. Предварительно стоит провести проверку:
Электронная регистрация ДДУ
Чтобы договор долевого участия имел законную силу, его необходимо зарегистрировать в Росреестре. В обычном виде этот процесс может занимать до месяца, но сейчас появилась возможность проводить такую процедуру в электронном виде. Это значительно упрощает процесс, а главное — укорачивает сроки. В электронном виде регистрация занимает пять — семь дней.
Чтобы зарегистрировать ДДУ, потребуется текст договора, заявление в Росреестр или МФЦ и электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Сделать подпись можно в специализированных аккредитованных центрах, список которых размещен на сайте государственных услуг [4]. ЭЦП должна быть сделана человеком, который подписывает реальный договор.
Когда все условия утверждены, договор подписан с двух сторон, требуется заверить его с помощью ЭЦП, затем направить в Росреестр или МФЦ согласие на использование ЭЦП в бумажном виде и уже после этого загрузить все документы на сайт Росреестра. За регистрацию необходимо заплатить пошлину, но за использование цифровых сервисов предлагается скидка 30%.
В электронном договоре обязательно должны быть указаны: полная стоимость сделки, параметры квартиры, сроки сдачи объекта, каким образом происходит оплата, гарантийный срок на объект, данные на земельный участок под зданием [5].
Стоимость электронной регистрации договора складывается из затрат на создание ЭЦП (около 2 тыс. руб.) и пошлины Росреестра (от 7,9 тыс. до 10,9 тыс. руб.).
В результате дольщик на электронную почту получает выписку из ЕГРН, которую можно проверить по кадастровому номеру на сайте Росреестра.
Расчет неустойки по ДДУ
Если застройщик не смог выполнить свои обязательства по сдаче объекта в срок и не предупредил дольщиков об этом факте за 60 дней, покупатели вправе требовать неустойку согласно ст. 6 ФЗ-214 [6]. Размер неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России, актуальной на день реальной сдачи объекта и подписания акта, от цены договора. Это число должно быть умножено на каждый день просрочки. Причем если дольщик является гражданином Российской Федерации, то размер увеличивается вдвое и составляет 1/150 от ставки ЦБ.
Например, вы купили квартиру за 1 млн руб. Официальный срок сдачи объекта был 31 декабря 2020 года. Застройщик не смог закончить строительство, просрочка составила 33 дня на 1 февраля 2021 года. Чтобы рассчитать размер неустойки, необходимо уточнить размер ставки ЦБ на 1 февраля, когда был подписан акт о передаче квартиры. В данном случае это 4,25% [7].
Если покупателем является юридическое лицо, формула будет выглядеть так:
1 млн руб. * 33 дня * 1/300 *4.25 = 4,675 тыс. руб.
Если покупателем выступает физическое лицо, гражданин РФ, применяется следующий подсчет:
1 млн руб. * 33 дня * 1/150 *4.25 = 9,350 тыс. руб.
Что такое переуступка прав по ДДУ
Еще один вариант приобретения квартиры на этапе стройки — по переуступке прав. Часто в перспективных проектах частные инвесторы и компании приобретают самые привлекательные варианты жилья на самых ранних сроках. Может оказаться, что интересующие вас квартиры уже выкуплены, права на них находятся у дольщиков, у застройщиков напрямую по ДДУ вы их приобрести уже не можете.
Инвесторы же, прибавив к цене застройщика небольшой процент, передадут права на интересующее вас жилье. Пока идет стройка, объект еще не является собственностью, соответственно, его нельзя купить или продать. Зато можно передать другому человеку права на эту квартиру в будущем. У такого типа сделок тоже есть свои особенности.
Комментарий эксперта
Мария Спиридонова, член Ассоциации юристов России, управляющий партнер «Легес Бюро»:
— Покупка квартир на первичном рынке недвижимости всегда пользовалась большой популярностью. Преимущества новых домов очевидны: это выгодные инвестиции, большой диапазон цен и многообразие представленных планировок. При возведении новостроек применяются современные технологии, которые отвечают требованиям экологической безопасности и надежности и обеспечивают необходимый уровень комфорта.
Изменения в законодательстве и введение эскроу-счетов сделали покупку по ДДУ максимально безопасной с точки зрения сохранности денег дольщика. В случае отзыва лицензии у банка страховой порог при этом составляет 10 млн руб. Сейчас деньги дольщика после государственной регистрации договора поступают на открытый в банке эскроу-счет. Эти средства используются для фондирования кредита и перечисляются на счет застройщика только после ввода объекта в эксплуатацию. Банк финансирует расходы девелопера по согласованному бюджету проекта, при этом вычитает свои средства.
Дольщик может расторгнуть договор тремя способами:
Застройщик также может расторгнуть договор в одностороннем порядке из-за систематического нарушения сроков оплаты или просрочки более чем на два месяца.
3. По суду. Если строительство жилья прекращено или приостановлено, если существенно изменена проектная документация, включая изменение назначения общего имущества или нежилых помещений, возможно обратиться в суд для расторжения договора.
Покупка недвижимости с помощью ипотеки не лишает дольщика права расторжения ДДУ при наличии оснований. При этом необходимо учитывать условия договора, по которым деньги должны вернуться на счет банка в счет погашения кредита.
Девелопер должен передать покупателю квартиру с теми параметрами, которые соответствуют договору, проектной документации и строительным нормам. Если дольщик обнаруживает, что его жилье не соответствует договоренностям или вовсе не пригодно для использования, он вправе потребовать устранения всех недостатков. Также можно договориться об уменьшении цены договора или возмещении расходов на устранение недостатков. Если застройщик отказывается привести квартиру в состояние, пригодное для проживания, дольщик может расторгнуть договор.
Гарантийный срок распространяется обычно на сам объект (не менее пяти лет) и на технологическое и инженерное оборудование (не менее трех лет). Действие этой гарантии начинается с момента подписания акта о передаче объекта. В течение этого срока собственник может потребовать от застройщика устранить выявленные им недостатки объекта. Если застройщик отказывается их исправлять, нужно обратиться в суд.
Случается, что застройщик пытается передать объект, который расходится с проектной документацией. Также возможны ситуации, когда квартира соответствует проекту, но в ней есть существенные недостатки. Если их зафиксировал специалист, то дольщик может отказаться от договора ДДУ. Отмечу, что все-таки ситуации с неустранимыми недостатками встречаются не так часто.
Если дольщик будет взыскивать расходы на устранение недостатков, он получит ту сумму, которая была указана при заключении договора. Но стоит учитывать, что за время, прошедшее с его подписания, из-за инфляции денег на ремонт может не хватить. Поэтому выгоднее настаивать на устранении недостатков самим застройщиком.
Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей
В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.
Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.
С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.
При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.
Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.
Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:
1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.
Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.
По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.
Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.
Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.
Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.
А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.
Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.
Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».
В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.
В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.
Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.
Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.
В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.