дополнительная информация на бирке в роддоме что это
Новорожденный и баллы по шкале Апгар: самые главные цифры
Юлия Рогозина врач-педиатр
В 1952 году американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар на конгрессе анестезиологов официально представила систему оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни. С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
Подсчет баллов по Шкале Апгар
Новорожденного младенца осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. При самом лучшем стечении обстоятельств общий счет баллов равен 10. Подсчет баллов проводят дважды: на первой и пятой минуте жизни. Поэтому оценки по Апгар всегда две, например, 8/9 баллов. Очень редко младенцы набирают 10 баллов в первую минуту жизни.
Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленная реанимация для спасения жизни необходима тем, чей результат ниже 4.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на и а при плохих показателях — и на минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду «шире шаг!». Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Объективная субъективность
В принципе, данная оценка, несмотря на то, что выставляется она по довольно объективным показателям, является весьма субъективной для прогноза будущего состояния организма ребенка. Однозначно сказать, что малыш, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов, нельзя. Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, младенец мог закричать не слишком громко или иметь признаки цианоза (синюшности кожи).
Результаты, полученные малышом при рождении по шкале Апгар, выглядят примерно следующим образом:
Низкая оценка по данной шкале может быть связана как с одномоментной ситуацией при рождении (острой гипоксией или асфиксией), так и с хроническим состоянием младенца (хронической гипоксией), а также его общей физиологической незрелостью (например, в случае недоношенности).
Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Реже при низкой оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости: вялость, пассивность, сниженный мышечный тонус, подозрительное спокойствие малыша, который не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит и редко требует есть.
При низкой оценке по шкале Апгар на минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика — прибавка 2 и более баллов к минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой требует особого внимания врачей не только в родильном доме: возможно, ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение у участкового педиатра.
Оценка по шкале Апгар — и низкая и высокая — это не диагноз, не приговор и не печать брака или знак качества на ребенке. Это — сигнал для акушера и неонатолога об объеме проводимых мероприятий в родовом зале и необходимости реанимации. После этого проводятся дополнительные обследования: клинические анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ-диагностика, нейросонография — и разрабатывается план последующего медицинского наблюдения, лечения и реабилитации.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Скрининг на выявление врожденных заболеваний плода при беременности
Скрининг при беременности — это целый комплекс исследований, позволяющий родителям и врачам получить максимально полную информацию о здоровье еще не рожденного малыша. Скрининг позволяет выявить многие врожденные и физические характеристики. Как и когда проводится скрининг при беременности
Что собой представляет скрининг при беременности и зачем он проводится
Скрининг при беременности — это комплекс обследований, в который входят УЗИ и биохимический анализ венозной крови на гормоны. Как правило, скрининг проводят трижды — в первом, втором и третьем триместре.
Раннее обнаружение патологий имеет очень большое значение. Это дает возможность приступить к лечению генетических заболеваний как можно раньше и если не полностью вылечить их, то хотя бы максимально купировать симптомы. Если при обследовании врач замечает отклонения, беременность контролируется особенно тщательно, что дает возможность предупредить развитие осложнений или преждевременные роды. Если же обнаруженные патологии окажутся слишком тяжелыми и несовместимыми с жизнью, врач направит пациентку на прерывание беременности по медицинским показаниям.
Скрининг при беременности безвреден как для мамы, так и для малыша. Это довольно точное исследование, хотя следует четко понимать, что оно не дает стопроцентной гарантии. Точность скрининга зависит от многих факторов — профессионализма исследователей, соблюдения женщиной правил подготовки к обследованию и других факторов.
Первый скрининг при беременности
Первый скрининг при беременности проводят между и неделями. Нет смысла проходить это обследование ранее — до недели беременности многие показатели практически не поддаются определению.
Исследование включает в себя два медицинских теста — УЗИ и анализ крови.
При помощи УЗИ врач определяет точный срок беременности, оценивает телосложение ребенка, его размеры (окружность головы, длину конечностей, рост), работу сердечной мышцы, симметричность головного мозга, объем околоплодных вод, структуру и размер плаценты, а также состояние и тонус матки. Для каждого из этих параметров есть показатели нормы, с которыми врач и будет сравнивать полученные результаты. Для беременности эти нормы составляют:
Длина кости носа — 2–4,2 мм. Слишком маленькая кость носа может говорить о патологии или же просто о том, что нос у малыша будет курносым. ЧСС (частота сердечных сокращений) — 140–160 ударов в минуту. Небольшое (до 40 ударов в минуту) отклонение в ту или иную сторону считается вариантом нормы.
Размер хориона, амниона и желточного мешка. Хорион — это внешняя оболочка плода, которая со временем станет плацентой. Если он расположен на нижней стенке матки, говорят о предлежании хориона. Это потенциально опасная ситуация, чреватая выкидышем, и в этом случае беременной рекомендован постельный режим.
Амнион — внутренняя оболочка, которая удерживает околоплодные воды. Нормальный объем околоплодных вод на сроке 11–13 недель — 50–100 мл.
Желточный мешок — это зародышевый орган, который в первые недели жизни плода выполняет роль некоторых внутренних органов, которые будут сформированы позже. К сроку первого скрининга желточный мешок должен практически исчезнуть (тогда в бланке обследования будет указано «не визуализируется»). Если же размер его составляет около 6 мм, то, возможно, у плода присутствуют определенные патологии.
Шейка матки. В норме ее длина к моменту первого скрининга составляет 35–40 мм. Более короткая шейка матки означает риск преждевременных родов.
УЗИ проводят двумя способами — трансабдоминальным, при котором датчик располагается на животе, и трансвагинальным, при котором он вводится во влагалище. Трансвагинальное УЗИ дает более полную и точную информацию, но его обычно проводят только в первом триместре. Этот метод, как правило, используют при обследовании женщин с лишним весом, поскольку жировая прослойка в области живота не позволяет в деталях рассмотреть плод и матку.
К УЗИ необходимо соответствующим образом подготовиться. Перед трансабдоминальным УЗИ советуют выпить примерно литр воды, чтобы на момент обследования мочевой пузырь был заполнен — тогда матка немного сместится в сторону живота и картинка будет четче. При трансвагинальном УЗИ степень наполненности мочевого пузыря не имеет никакого значения, однако перед обследованием лучше зайти в туалет — так будет комфортнее. Перед исследованием нужно принять душ или освежиться при помощи влажных салфеток. Скопление газов способно исказить результаты УЗИ, каким бы методом оно ни проводилось. Поэтому будущим мамам, страдающим от метеоризма, советуют за день до обследования принимать средства от метеоризма и не есть ничего газообразующего.
Анализ крови
Чтобы анализ крови дал максимально точные сведения, его нужно сдавать на голодный желудок, как минимум через 8 часов после последнего приема пищи. За 2–3 дня до анализа следует воздерживаться от жареной, жирной, острой, копченой пищи, шоколада, орехов, морепродуктов. Рекомендуется также не вступать в половые контакты. Все это не столь значительно, однако может тем или иным образом повлиять на результат.
Второй скрининг при беременности
Второй скрининг при беременности проводят на сроке 16–20 недель. Как и первый, он состоит их тех же двух этапов — УЗИ и анализа крови.
На этот раз врач определяет не только размеры, но и положение плода и его костную структуру, состояние внутренних органов и место прикрепления пуповины, а также объем околоплодных вод. Вот приблизительные основные показатели нормы для срока 16–20 недель:
ИАЖ (индекс амниотической жидкости, то есть объем околоплодных вод) — 73–230 мм. Маловодие может негативно повлиять на состояние костной структуры ребенка и развитие его нервной системы.
Локализация плаценты. Некоторый риск есть лишь при расположении плаценты на передней стенке матки — при такой локализации возможно отслоение плаценты.
Пуповина. Один из важнейших параметров — место прикрепления пуповины. Краевое, расщепленное или оболочечное прикрепление чревато гипоксией плода и трудностями во время родов, нередко оно становится показанием для кесарева сечения. Пуповина подпитывается через 2 артерии и 1 вену, хотя иногда в наличии имеется только одна артерия. Это может вызвать гипоксию плода, порок сердца, нарушения в работе системы ребенка, стать причиной пониженной массы тела малыша. Впрочем, если все остальные анализы и обследования не показывают отклонений от нормы, волноваться не стоит.
Шейка матки. Длина шейки матки на этом сроке должна составлять 40–45 мм. Короткая шейка матки означает угрозу выкидыша.
Визуализация. Неудовлетворительная визуализация может быть вызвана как особенностями положения плода или лишним весом будущей мамы, так и отеками или гипертонусом матки.
Анализ крови
Третий скрининг при беременности
Третий скрининг при беременности проводят на 30- неделе. По результатам этого скрининга врач принимает решение о необходимости кесарева сечения или возможности естественных родов. Основа третьего скрининга — все те же УЗИ. Иногда назначают допплерографию — исследование работы сосудов. Вот приблизительные нормы для данного срока беременности:
Пренатальный скрининг очень важен, и пренебрегать им не стоит. Вовремя выявленные патологии и отклонения от нормы могут спасти жизнь и здоровье вашему ребенку. Об этом стоит помнить, особенно тем родителям, которые отказываются от обследования из страха узнать о том, что развитие малыша идет не по плану.
Список вещей в роддом для мамы и малыша
Чем ближе предварительная дата родов, тем больше будущая мама обеспокоена подготовкой: список вещей для сумки в роддом ещё не составлен, а времени на то, чтобы собрать необходимое, остается все меньше. Чтоб с началом родов не собираться в спешке и волнении, лучше позаботиться об этом хотя бы за месяц.
Что нужно брать в роддом для мамы
Независимо от требований медучреждения помните, что необходимо взять с собой в роддом в первую очередь:
Как правило, в родзал больше ничего брать не нужно. Любые продукты под запретом, но можно взять с собой бутылку воды удобного размера, потому что пить во время родов можно.
Чтобы чувствовать себя комфортно в послеродовом отделении, мы подготовили рекомендации о том, что еще нужно брать в роддом. Вам потребуются:
Что брать с собой в роддом для ребёнка
Узнав дату выписки, сообщите родным, что взять на выписку из роддома. Это приготовленные вами заранее пеленки или костюм для малыша, шапочка и конверт. Если вы составляете список в роддом зимой, сделайте пометку об утеплённом конверте или дополнительном одеяльце.
Беспокоитесь о предстоящих родах? Вы можете обратиться в наш медцентр в Москве, чтобы сдать анализы, пройти обследования, получить консультацию о кормлении грудью у специалистов центра маммологии, а также совет и поддержку врача. Так вы будете спокойны не только за свое здоровье, но и за здоровье будущего ребенка.
Шкала Апгар: что обозначают баллы при рождении ребёнка?
Свои самые первые оценки малыш получает вовсе не в школе, а ещё в роддоме, сразу после появления на свет. Это оценки по шкале Апгар.
Чтобы узнать подробнее о самой системе оценивания и выяснить, для чего она нужна, мы обратились к доктору медицинских наук, профессору, заместителю главврача по неонатологии Батману Юрию Анастасовичу в роддоме «Лелека»
Цель создания данного метода оценки
Шкала Апгар была изобретена в 1952 году акушеркой Вирджинией Апгар для быстрой оценки состояния ребёнка после родов и определения необходимости и объема реанимационных мероприятий. С тех пор было много попыток усовершенствовать или как-то видоизменить эту систему оценки новорожденного. Но все методики определения состояния малыша, так или иначе, сводились к первоначальной системе.
Как и кем выставляется оценка
Оценка по шкале Апгар включает в себя 5 признаков:
Каждый из этих критериев можно оценить в 0, 1 или 2 балла. Таким образом, максимальная оценка по всем 5 признакам составляет 10 баллов. Минимальная оценка, соответственно, 0 баллов. К сожалению, это плохой результат для ребёнка.
Оценка по шкале Апгар проводится врачом-неонатологом, присутствующим на родах.
Когда проводится оценивание?
Его проводят два раза: к концу первой минуты жизни ребенка и на пятой минуте. Многие специалисты мирового значения предлагают усовершенствовать эту систему и, в случае низких оценок после первых двух измерений, продолжать оценивание каждые 5 минут до нормализации состояния ребёнка. Но в основном учитываются только первые две оценки за 5 минут жизни новорожденного.
Большое значение имеет положительная динамика в оценке состояния. Это когда результаты оценивания меняются от более низких к более высоким. Плохой прогностический признак имеет отрицательная динамика. Также более значимой для прогнозов является вторая оценка по шкале Апгар, то есть оценка на пятой минуте жизни.
Ребенок получил низкие баллы. Почему это произошло?
Нормальными принято считать оценки в пределах 7-10 баллов. Кроха, получивший такие оценки, не требует интенсивной помощи и с первых минут жизни может находиться с мамой.
Более низкие оценки говорят о том, что ребёнок перенес гипоксию и асфиксию. Оценки менее 3 баллов по шкале Апгар говорят о тяжелой перинатальной асфиксии, т.е. о недостатке кислорода во время родов.
Причины рождения детей с низкой оценкой по шкале Апгар разнообразны. Это и перенесенная плодом гипоксия во время беременности, и следствие многих заболеваний со стороны матери, плода или фетоплацентарного комплекса.
Считается, что 99% всех причин, вызывающих тяжелое состояние ребёнка при рождении, лежат в антенатальном или интранатальном периодах, т.е. во время беременности и в родах. Многие из них можно диагностировать ещё внутриутробно и заранее предвидеть и предотвратить возможные проблемы у малыша. Поэтому мамам не стоит пренебрегать обследованиями во время беременности.
У новорожденного низкие оценки – каковы действия врачей?
Дети, получившие оценки по Апгар менее 7-6 баллов, требуют проведения реанимационных мероприятий. Большую роль играет своевременное посекундное оказание помощи. Это может быть применение кислорода с помощью маски либо интубация трахеи, введение препаратов для улучшения сердечной деятельности и прочие медицинские мероприятия, направленные на улучшение состояния ребенка.
Особенности домашнего ухода за детками с низкими оценками
Существуют критерии выписки новорожденных. Если ребёнок не здоров, он остается в пределах стационара или переводится в другие лечебные заведения. Когда состояние ребёнка позволит отправиться домой, его выписывают с рекомендациями по дальнейшему медицинскому уходу.
Низкая оценка по шкале Апгар – это однозначный повод для дальнейшего наблюдения у педиатра, невролога, окулиста и других узких специалистов
Что ещё нужно знать о шкале Апгар?
Оценка по шкале Апгар не отвечает за жизнеспособность ребёнка в дальнейшем. Она актуальна первые два часа его жизни и лишь указывает на необходимость и объем реанимационных мероприятий, которые требуются новорожденному в первые минуты жизни.
К примеру, ребёнок рождается с высокими оценками по шкале Апгар. Он не требовал реанимационных мероприятий. В дальнейшем же может быть диагностирован порок сердца с дальнейшей декомпенсацией сердечной деятельности и ухудшение состояние ребёнка. Но это не будет противоречить тем высоким оценкам, которые он получил при рождении. Также и низкие оценки не означают склонности к заболеваниям у малыша.
Вне зависимости от необходимости проведения реанимационных мер, всё дети одинаково требуют маминой безграничной любви и ласки. Здоровых вам деток и отличных оценок!
Технологический протокол по уходу за новорожденным
ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия»
РОСЗДРАВА
Кемеровская областная клиническая больница
Технологический протокол
по уходу за новорожденным
к.м.н., главный врач ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница» И.П. Рычагов
д.м.н., профессор кафедры эпидемиологии ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Е.Б. Брусина
д.м.н., профессор кафедры эпидемиологии ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» О.М. Дроздова
к.м.н., заведующая эпидемиологическим отделом ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница» Н.Б. Карпушкина
к.м.н., заведующая родильным отделением ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница» Л.Б. Николаева
Технологический протокол по уходу за новорожденными подготовлены для унификации работы медицинской сестры палаты новорожденных, акушерки в родильном зале в целях обеспечения инфекционной безопасности медицинских технологий как для новорожденных, так и для персонала. Технологический протоколпредназначен для медицинского персонала родильных домов, врачей-эпидемиологов.
Д.м.н., профессор Н.В. Артымук, к.м.н. И.А. Демин
Технологический протокол утвержден Ученым советом Кемеровской государственной медицинской академии «_____» ____________ 2006г. Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области «____» ___________ 2006г.
© Рычагов И.П., Брусина Е.Б., Дроздова О.М., Карпушкина Н.Б., Николаева Л.Б.
© ГУЗ Кемеровская областная клиническая больница.
Раздел 1. Требования, предъявляемые к размещению и оборудованию палат для новорожденных
Раздел 2. Защитная одежда
Раздел 3 Обработка рук
Раздел 4.Обработка новорожденного в родильном зале
Раздел 4.1.Технология первичной обработки новорожденного в родильном зале
Раздел 4.2.Технология вторичной обработки новорожденного в родильном зале
Раздел 5.Обработка новорожденного в палате.Подготовка манипуляционного стола к работе в палате для новорожденных
Раздел 5.1. Технология утренней обработки новорожденного в палате
Раздел 5.2.Технология обработки глаз, носовых ходов, ушей и лица новорожденного
Раздел 5.3.Технология обработки пупочной ранки новорожденного
Раздел 5.4.Технология пеленания новорожденного
Раздел 6. Текущая уборка палат для новорожденных
Раздел 7. Генеральная уборка по типу заключительной дезинфекции
Раздел 10 Защита персонала от инфицирования
Раздел 1.
Требования,
предъявляемые к размещению и оборудованию палат для новорожденных.
Стены и потолок палаты должны быть покрыты влагостойкой краской. Для покрытия полов используются влагонепроницаемые материалы (линолеум, плитка и др. материалы).
Палата оборудуется мойкой с подводкой горячей и холодной воды и краном с локтевым или педальным управлением, приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением и естественной вентиляцией через форточки, фрамуги и т.д.
Поверхности отопительных приборов должны быть гладкими, окрашенными, легко подвергающимися влажной уборке.
Помещение палаты оборудуется естественным, общим и локальным искусственным освещением. Искусственное освещение может осуществляться как люминесцентными, так и лампами накаливания. Светильники общего освещения должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
Каждая палата оснащается закрытыми, открытыми или комбинированными лампами ультрафиолетового бактерицидного излучения. Количество их рассчитывается в соответствии с Руководством Р 3.1. 683 – 98 « Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях».
В отдельных помещениях хранятся стерильные пеленки, лекарственные препараты и биксы. Стерильные пеленки в упаковках должны храниться в специальном шкафу. Лекарственные препараты размещают в шкафу в соответствии с требованиями фармпорядка. Биксы со стерильным материалом и подготовленные для стерилизации биксы хранят в разных отделениях шкафа.
Палаты заполняются строго циклически (в течение 3-х суток).
Раздел 2.
Защитная одежда.
* Хлопчатобумажная сорочка или костюм: рубашка и брюки;
* стерильный медицинский халат;
* шапочка или косынка;
* обувь, подлежащая мытью и дезинфекции.
* одноразовая маска (используется по эпидемическим показаниям, меняется через каждые 4 часа).
Порядок надевания перчаток.
* большим и указательным пальцем правой руки захватить изнутри отвернутый край левой перчатки и осторожно натянуть ее на левую руку;
* пальцы левой руки, одетой в перчатку подвести под отворот тыльной поверхности правой перчатки и натянуть ее на правую руку;
* не меняя положения пальцев отвернуть загнутый край перчатки;
* также отвернуть край левой перчатки;
Порядок снятия перчаток.
* сделать отворот на левой перчатке пальцами правой руки, касаясь только наружной стороны;
* снять перчатку с левой руки, выворачивая ее на изнанку и держа за отворот. Держите ее в правой руке;
* взять правую перчатку левой рукой за отворот с внутренней стороны;
* снять перчатку с правой руки, выворачивая ее на изнанку: левая перчатка оказалась внутри правой;
* поместить перчатки в дезинфицирующий раствор (раствор для обеззараживания по режиму вирусных гепатитов);
Порядок снятия халата.
* снять халат вначале с одной руки, касаясь только нижней части рукавов4
* снять халат со второй руки, прикасаясь к нему изнутри и выворачивая его наизнанку;
* поместить халат в емкость с маркировкой «Грязное белье»;
* смена халата производится ежедневно или чаще, если это необходимо.
Порядок снятия маски.
* снять маску, прикасаясь только к завязкам;
* поместить маску в емкость с крышкой для последующей дезинфекции кипячением;
Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ. Смена одежды проводится ежедневно.
Внимание! Лица с воспалительными или гнойными процессами, недомоганием или лихорадкой к работе не допускаются!
Раздел 3
Обработка рук
с помощью дозатора налить в ладонь жидкое мыло;
под умеренной струей комфортно теплой воды энергично намылить руки жидким мылом из разового дозатора;
тереть правой ладонью по тыльной стороне левой руки;
тереть левой ладонью по тыльной стороне правой руки;
высушить руки двумя бумажными салфетками;
салфетку сбросить в пакет «Отходы класса А»;
закрыть кран локтем или запястьем;
Раздел 4.
Обработка новорожденного в родильном зале.
Обработка новорожденного после рождения проводится в детской комнате родильного зала (манипуляционно-туалетная), где размещаются пеленальный стол, манипуляционный стол, весы для взвешивания новорожденного, стол для бикса со стерильными индивидуальными укладками для обработки новорожденного, шкаф с медикаментами и расходными стерильными материалами, аппарат искусственной вентиляции легких, электроотсос.
Пеленальный стол должен быть с подогревом или тепловыми лампами, матрасом, обшитым наглухо водонепроницаемой клеенкой. На внутренней поверхности заднего или бокового борта пеленального стола должна быть разметка до 60 см для измерения роста новорожденного.
Рядом с пеленальным столом размещаются тумбочка с весами для взвешивания новорожденного и манипуляционный стол с предметами ухода за новорожденным: рабочий пинцет в стерильной пеленке; флаконы с 96 0 спиртом, 5% раствором калия перманганата или 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого; стерильным вазелиновым маслом индивидуальной расфасовки, шприц-тюбик с 20% раствором сульфацила-натрия или другим разрешенным лекарственным препаратом для профилактики гонобленорреи. На нижней полке манипуляционного стола размещаются: лоток для отработанного материала, емкость с дезинфицирующим средством для обработки поверхностей пеленального, манипуляционного столов и весов для новорожденного.
На отдельном столе размещают бикс со стерильными индивидуальными укладками для обработки новорожденного и наборами для пеленания. В состав укладки входят: ножницы, шелковая или марлевая лигатура диаметром 1 мм и длиной 10см; 2-3 марлевых треугольника (для культи пуповины), 3-4 деревянных палочки с ватой, 6-7 ватных шариков, лента для измерения новорожденного, браслетки и медальон. В набор для пеленания входят 3-4 стерильные пеленки.
В шкафу размещают лекарственные препараты и стерильные расходные материалы: одноразовые санационные катетеры, интубационные трубки, шприцы и др.
Технология первичной обработки новорожденного в родильном зале.
Вымыть руки по методике указанной в разделе 3;
Обработать руки кожным спиртовым антисептиком;
Высушить руки стерильной салфеткой;
Надеть стерильные шапочку, маску, халат, перчатки;
Стерильным рабочим пинцетом достать из бикса стерильную индивидуальную укладку для первичной обработки новорожденного и выложить ее на подготовленный к работе лоток;
На обеззараженном лотке для приема новорожденного развернуть 2 стерильные пеленки;
Родившегося ребенка положить на лоток;
Из укладки для первичной обработки новорожденного достать 2 стерильных ватных тампона;
Придерживая веки ребенка с помощью ватных тампонов (для каждого глаза отдельный), из индивидуального шприц-тюбика с 20% раствором сульфацила-натрия закапать глаза, а девочкам и наружные половые органы. Через 10 минут дополнительно повторить обработку глаз 2 раза с интервалом 10 минут.
Внимание! Профилактика гонобленорреи может проводиться путем закапывания в глаза новорожденного у ног матери однократно 1% раствора протаргола из индивидуального флакона с использованием одноразовой пипетки или шприц-тюбика. Также может использоваться глазная тетрациклиновая мазь, которая закладывается за нижнее веко стерильными лопаточками (для каждого глаза отдельная).
Наложить один зажим Кохера на пуповину на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй зажим – на расстоянии 8 см от пупочного кольца, третий – как можно ближе к наружным половым органам женщины;
Участок пуповины между первым и вторым зажимами обработать ватным шариком, смоченным 96 0 спиртом, и пересечь ножницами;
Срез детской культи пуповины обработать ватным шариком, смоченным 5% раствором калия перманганата (1% раствором йодоната или другим разрешенным антисептиком);
Показать ребенка матери, обращая ее внимание на пол ребенка и врожденные аномалии развития, если они имеются;
Перенести новорожденного в манипуляционную-туалетную для новорожденных при родильном зале.
Технология вторичной обработки новорожденного в родильном зале.
Достать из индивидуальной укладки для вторичной обработки новорожденного стерильную марлевую салфетку и отжать с ее помощью пуповинный остаток от основания к периферии;
Обработать пуповинный остаток марлевым шариком, смоченным 96 0 спиртом;
Взять лигатуру и зафиксировать ее на расстоянии 3-4 мм от кожного края пупочного кольца;
Отсечь пуповину стерильными ножницами на расстоянии 3-5 мм от верхнего края лигатуры;
Поверхность среза, основание пуповины и кожу вокруг пупочного кольца обработать палочкой с ватой, смоченной 5% раствором калия перманганата;
на пупочный остаток наложить стерильную марлевую повязку;
Взять стерильные ватные тампоны и смочить их в стерильном вазелиновом масле из индивидуального флакона;
Легкими движениями удалить с головы и тела новорожденного кровь, первородную смазку, слизь и меконий;
Осушить кожу новорожденного стерильной пеленкой;
Взвесить новорожденного, завернув его в другую стерильную пеленку;
Достать браслетки и медальон, написать на браслетках и медальоне фамилию, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, массу, рост, час и дату рождения;
Обработать руки антисептиком, привязать браслетки к ручкам новорожденного;
Провести пеленание новорожденного (технология пеленания указана в разделе 9);
Закрепить на верхней пеленке медальон.
Обработка новорожденного в палате.
Подготовка манипуляционного стола к работе в палате для новорожденных.
На обработанном манипуляционном столе размещаются рабочий пинцет в стерильной пеленке, флаконы со стерильной водой, 96 о спиртом, 5% раствором калия перманганата или 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого, стерильным вазелиновым маслом, 3% раствором перекиси водорода. Рядом с манипуляционным столом должен находиться бикс со стерильными укладками для новорожденных. В состав укладки входят: почкообразный лоток, 6-8 ватных шариков, пинцет, ножницы, два пенициллиновых флакончика, 7 палочек с ватой или скрученные ватные жгутики и лигатура.
Раздел 5.1.
Технология утренней обработки новорожденного в палате.
* Проверить герметичность бикса и дату его стерилизации на бирке;
* Открыть крышку бикса, проверить индикатор стерилизации;
* Стерильным пинцетом, находящимся сверху в биксе, достать укладку с рабочим пинцетом и выложить ее на манипуляционный стол (дезинфекция стола проведена при подготовке палаты к работе);
* Вымыть руки по методике, указанной в разделе 3.
* Надеть стерильный халат и закатать рукава выше локтя;
* Надеть клеенчатый фартук и обработать его стерильной ветошью, смоченной дезинфицирующим средством (0,06% раствор Клорсепта-17; 0,06% раствор Жавелиона или другого разрешенного дезинфицирующего средства);
* Этой же ветошью обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором;
* Ветошь оставить в емкости с дезинфицирующим средством;
* Развернуть на пеленальном столе необходимое количество стерильных пеленок для новорожденного;
* Вымыть руки с мылом (используется отдельное мыло для мытья рук или дозатор).
* Высушить руки стерильной салфеткой;
* В кроватке обработать новорожденному глаза, носовые ходы, уши и кожу лица в последовательности, указанной в разделе 7.
Технология обработки глаз, носовых ходов, ушей и лица новорожденного.
* Развернуть стерильную укладку на манипуляционном столе;
* Из укладки взять стерильным пинцетом необходимое количество шариков и положить на край лотка;
* Взять флакон со стерильной водой, на котором должна стоять дата и время вскрытия;
* Открыть пробку, слить небольшое количество раствора;
* Смочить их стерильной водой, поливая сверху из флакона;
* От наружных углов глаза к внутренним (для каждого глаза используется отдельный шарик) обработать глаза;
* Использованные шарики сбросить в емкость для отходов «класса Б».
* Другими смоченными шариками обработать лицо новорожденного;
* При необходимости взять стерильные палочки с ватой или стерильную вату, скрученную жгутиком, смочить в индивидуальном флаконе со стерильным вазелиновым маслом и обработать носовые ходы и уши, используя отдельные палочки.
* Освободить новорожденного от грязных пеленок, использованные пеленки сбросить в бак для грязных пеленок;
* Подмыть новорожденного под теплой проточной водой, применяя отдельный кусок мыла, которое обмывается водой после каждого новорожденного. Ножки ребенка (или другие части тела) не должны касаться раковины;
* Взвесить ребенка, предварительно постелив на обработанные весы стерильную пеленку, используя отдельные пеленки для каждого новорожденного;
* Уложить новорожденного на приготовленные пеленки;
Технология обработки пупочной ранки новорожденного.
Внимание! Обработку пупочной ранки проводит врач!
* Вымыть руки с мылом, высушить их стерильной салфеткой и обработать 96 0 спиртом;
* Взять 2 стерильных пенициллиновых флакончика из укладки;
* Взять 3 стерильные палочки с ватой;
* Смочить палочки поочередно в растворах и обработать пуповинный остаток в следующей последовательности: 3% раствором перекиси водорода, 96 0 спиртом и 1% раствором бриллиантового зеленого или 5% раствором калия перманганата;
* Сбросить использованные палочки в емкость для отходов «класса Б»;
* При необходимости для перевязки и отсекания пуповинного остатка используется дополнительная стерильная лигатура, ножницы и стерильный тампон.
* После осмотра новорожденного врачом приступить к пеленанию.
* При необходимости кожу новорожденного обработать стерильными ватными шариками, смоченными стерильным вазелиновым маслом;
Технология пеленания новорожденного.
* Правым краем второй пеленки закрыть правую ножку новорожденного и промежность;
* Левым краем второй пеленки закрыть левую ножку;
1
5
2
6
3
7
4
8
* Правую ручку новорожденного прижать к телу, правым краем первой пеленки закрыть правую часть головы до лица, правое плечико, ручку, туловище, завернув край пеленки под левой ручкой на спинку;
* Нижний край первой пеленки завернуть наверх до уровня левой подмышечной впадины;
* Прижать левую ручку к туловищу, взять левый край пеленки и закрыть левую часть головы до лица, левые плечико, ручку, шею, завернув край пеленки на спинку;
* Зафиксировать левый край пеленки;
* Новорожденного положить на обработанную кроватку или каталку для транспортировки на утреннее кормление;
* Использованные пеленки поместить в клеенчатый или полиэтиленовый мешок, вложенный в закрывающийся крышкой бак;
* Протереть фартук, весы и пеленальный стол ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе;
* Вымыть руки с мылом и приступить к пеленанию следующего ребенка;
* После окончания пеленания новорожденных мешки с использованным бельем перенести в комнату для сбора и хранения грязного белья;
* Фартук замочить в емкости с дезинфицирующим раствором в комнате для обработки медицинских изделий;
* Бак протереть ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором;
* Поместить использованные инструменты в емкости для дезинфекции в комнате для обработки медицинских изделий;
* Провести текущую уборку палаты.
Раздел 6.
Текущая уборка палат для новорожденных.
* Надеть халат «Для уборки палат новорожденных» и резиновые перчатки;
* В емкость №1 «Для влажной уборки палат для новорожденных» приготовить необходимое количество дезинфицирующего средства;
* В емкость №2 «Для влажной уборки палат для новорожденных» налить чистую водопроводную воду;
* Ветошью с дезинфицирующим раствором протереть манипуляционный и пеленальный столы, весы, кроватки и матрасики;
* Тщательно прополоскать ветошь в емкости №2, отжать;
* Смочить ветошь в растворе емкости №1 и обработать другие поверхности;
* Прополоскать и отжать ветошь, вылить раствор в канализацию;
* Вымыть пол по методике обработки поверхностей;
* Прополоскать и отжать ветошь, вылить раствор в канализацию;
* Убрать емкости, ведро и ветошь в помещение, предназначенное для ее хранения;
* Вымыть с мылом руки в перчатках, перчатки снять и убрать в тумбочку;
* Снять и убрать в отведенное для хранения место рабочий халат;
* Провести гигиеническое мытье рук;
* Включить бактерицидный облучатель (время экспозиции зависит от типа облучателя).
* После окончания экспозиции бактерицидного облучения проветрить палату;
Раздел 7.
Генеральная уборка по типу заключительной дезинфекции.
Заключительная дезинфекция палаты проводится после выписки всех новорожденных.
* Надеть рабочий халат «Для влажной уборки»;
* Освободить поверхности пеленального и манипуляционного столов;
* Освободить ящики столов, оставив их открытыми или выдвинутыми;
* Надеть защитные очки, перчатки, респиратор;
* Приготовить в емкости гидропульта дезинфицирующий раствор;
* Покинув помещение, плотно закрыть дверь;
* Выдержать время экспозиции раствора;
* По окончании экспозиции приготовить в емкостях «Для дезинфекции поверхностей» и «Палаты. Для мытья полов» приготовить 0,5% моющий раствор;
* Вымыть стены на полную высоту и поверхности подоконника, кроваток, матрасиков, весов, столов, пригласить электрика и протереть плафоны;
* Прополоскать, тщательно отжать ее;
* Вылить остатки моющего раствора в канализацию;
* Приготовить в емкости «Для дезинфекции поверхностей» дезинфицирующий раствор (по режиму, предусмотренному для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов);
* Протереть все предметы, извлеченные из столов (кроме коробок с лекарственными препаратами);
* Вылить использованный дезинфицирующий раствор;
* В ведре с маркировкой «Палаты. Для мытья полов.» приготовить 0,06% раствор Жавелиона (0,06% раствор клорсепта-17, 3% раствор перекиси водорода или 3% раствор перекиси водорода с 0.5% моющим средством и др.);
* Прополоскать и отжать ветошь, вылить раствор в канализацию;
* Убрать ведро и ветошь в помещение, предназначенное для ее хранения;
* Вымыть с мылом руки в перчатках, перчатки снять и убрать в тумбочку;
* Снять и убрать в отведенное для хранения место рабочий халат;
* Провести гигиеническое мытье рук;
* Надеть чистый медицинский халат, колпак или косынку;
* Включить бактерицидный облучатель (время экспозиции зависит от типа облучателя).
* После окончания экспозиции бактерицидного облучения выключить облучатель;
Раздел 10
Защита персонала от инфицирования
В отделении должна быть укомплектована аптечка первой помощи. В ее состав входят:
5% спиртовая настойка йода;
20 % раствор сульфацила-натрия;
навески марганцевокислого калия для приготовления 0,05% раствора (50 мг на 100 мл воды);
бинт, лейкопластырь, напальчники, перчатки.
При повреждении емкости, разливе биологических субстратов:
использовать защитную одежду: перчатки, фартук, маску или щиток;
ограничить место аварии и залить его дезинфицирующим раствором в концентрации, предусмотренной для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов на время экспозиции;
после экспозиции собрать разбитую емкость с помощью совка, выбросить, поверхности вымыть водой;
перчатки повторному использованию не подлежат.
При повреждении кожных покровов инструментами, загрязненными биологическими жидкостями пациента:
выдавить кровь из ранки,
обработать 70 0 спиртом,
вымыть руки под проточной водой с двукратным намыливанием,
обработать ранку 5% настойкой йода.
При попадании биологических жидкостей пациентов на слизистую глаз:
* промыть под проточной водой,
* закапать 20 % раствор сульфацил-натрия или промыть 0,05% раствором марганцевокислого калия;
При попадании биологических жидкостей пациентов на слизистую носа:
* промыть под проточной водой,
* промыть 0,05% раствором марганцевокислого калия;
При попадании биологических жидкостей пациентов на неповрежденную кожу:
* обработать кожу 70 0 спиртом,
* вымыть руки под проточной водой с двукратным намыливанием,
* повторно обработать 70 0 спиртом,
При попадании биологических жидкостей пациентов на слизистую рта:
* прополоскать 0,05% раствором марганцевокислого калия или 70 0 спиртом;
Внимание! Категорически запрещается тереть слизистые оболочки, загрязненные кровью или другими биологическими жидкостями.
1. ОСТ 42-21-2-85 « Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»
2. Приказ МЗ СССР от 12 июля 1989 г. №408 « О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»
3. Приказ МЗ МП РФ от 16 августа 1994 г. №170 « О мерах по совершенствованию профилактики и лечению ВИЧ инфекции в Российской Федерации»
4. Приказ МЗ СССР от 9 января 1986 года №55 «Об организации работы родильных домов (отделений)».
5. Приказ МЗ РФ от 26 ноября 1997г. №345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах».
7. Приказ ДОЗН КО от 23.06.03г. № 445 «О профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией».
8. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
9. СанПиН 2.1.3.1275-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».
Уважаемые коллеги!
Все методические рекомендации, пособия и т.д. интеллектуальная собственность авторов, Ассоциации и являются архивными материалами разных лет!!