допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что

Методические рекомендации по проведению Досуговых программ в ОУ

Управление образования Варнавинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества р.п. Варнавино Нижегородской области

допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Смотреть фото допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Смотреть картинку допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Картинка про допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Фото допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что

Выполнила: Смирнова Е.В., педагог-организатор МБУ ДО ЦРТДиЮ

Квалификационная категория : высшая

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Досуг – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятельности. В современной системе дополнительного образования различается несколько типов досуговых образовательных программ.

Длительные досуговые программы, к которым относятся:

• программы выездных лагерей (оздоровительных, спортивных, творческих, военно-патриотических, психологических и пр.);

• фестивальные и конкурсные программы;

• тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в т.ч. фан-клубы);

Среднесрочные досуговые программы, к которым относятся:

• тематические серийные экскурсионные программы;

Краткосрочные досуговые программы, к которым относятся

• программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.);

• игровые досуговые программы разового назначения;

• одноразовые экскурсионные программы.

Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации) любой досуговой программы являются:

• учет психологических и возрастных особенностей аудитории;

На уровне учреждения дополнительного образования досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера).

В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и, как перспектива, к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.

Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении:

• досуг, подготовленный детьми творческого объединения под руководством педагогического коллектива

• досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов;

• досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей;

• досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.).

По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются:

праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий;

спектакль или концерт : «Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.);

конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матч. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами;

экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта:

Длительные досуговые программы, рассчитанные на целый учебный год и опосредующие игровым сюжетом или темой всю воспитательно-образовательную работу объединения, по содержанию и организации иногда сходные с ролевой игрой, например, «Путешествие в Зазеркалье», «Построим свой Дом». К ним же относятся программы летних лагерей, «Книжкина неделя», «Масленица» и т.д.

В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.).

Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям:

• на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников);

• цель его проведения;

• чьими силами готовится досуг;

• оргкомитет, инициативная группа досуга и ход его (ее) работы;

• какие виды и формы деятельности включает досуг;

• краткое описание содержания;

• условия успешности проведения досуга.

Семейный досуг. допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Смотреть фото допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Смотреть картинку допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Картинка про допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что. Фото допустимый уровень организации семейного досуга предполагает что

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностноориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

Выделяются особо значимые для досуговой деятельности ценности семьи, к которым относятся такие понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность. Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ее члена.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер. Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют формированию гуманных семейных традиций. Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности. Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению. Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга. Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье.

Источник

Формы и методы работы с семьей при организации семейного досуга учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 15:43, реферат

Описание работы

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………………………2
2. Общие понятия семьи ………………………………………………………………3
3. Организация семейного досуга……………………………………………………….5
4. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга ……….9
5. Формы и методы работы с семьей при организации семейного досуга …………..11
учреждениями культуры.
6. Заключение. …………………………………………………………………………..13
7. Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Кул.дос.деятл.doc

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.

Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

В основе организации досуга с семьей по месту жительства лежат

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные праздники и др.)

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.[5]

Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

На учреждения культурно-досуговой деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и форм работы с институтом семьи. Появляются исследования, посвященные организационным вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их них является отдых всей семьи в культурно-спортивных комплексах по месту жительства. Совместная спортивно­оздоровительная деятельность может стать эффективным фактором поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотношений как между супругами, так между родителями и детьми.

Проблема организации семейного досуга разрабатывается на государственном уровне. Издаются методические рекомендации Всесоюзного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, рекомендации Министерства культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась Целевая комплексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отведено именно социально-культурной деятельности. Но, к сожалению, финансирование программы в настоящее время прекращено.

В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2005.-136с.

4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2010.-48с.

6. Культурно-досуговая деятельность М 2008

7. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2010.-49с.

8 Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2007.-32с.

9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2007.-32с.

10. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2009.-48с.

11. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2010.-49с.

12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2010.-49с.

Источник

ТЕМА 10. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.

Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно.

Основным принципом организации семейного досуга является ориентация НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

Мы будем придерживаться определения «семейного досуга», данного С.В. Лавренцовой в своем диссертационном исследовании.

Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность в семье понимается как форма активности, направленная на смысло- и жизненно значимые цели, обеспечивающая благополучное существование (физическое, нравственное, духовное) семьи, осуществляемая в свободное от жизненно необходимых занятий время.

Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

-это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

-выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

-препятствует проникновению таких явлений антикультуры, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

-является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие его уровни :

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

По мнению Т.А. Куликовой, восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к его раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»

По мнению С.В. Лавренцовой, реализация воспитательного потенциала семейного досугаможет быть обеспечена на основе:

а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;

б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;

в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

Качество семейного досуга и семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

На примере музыки как вида искусства, которое сильно воздействует на эмоциональный мир человека и подчиняет его себе, можно сказать, что воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. Если в семье музыка является бытовым шумом и фоном, который целый день звучит из радио или телевизора, ребенок, как правило, не приобретает умения слушать музыку всерьез и не относится к ней как к искусству. Если же в семье сохранились давние традиции посещения концертов, оперных спектаклей, совместного пения в часы досуга, то в таком случае воздействие музыки будет наиболее полным и гармоничным.

Как отмечает Т.А. Куликова, если семьи исповедуют разные культурные ценности, то соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Формы семейного досуга могут обуславливаться характером взаимодействия семьи и общества, это отображается в виде экономических, правовых, нравственных, педагогических, психологических, эстетических отношений.

Итак, формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по следующим признакам:

• по количеству детей;

• по типу лидерства в семье;

• по семейным укладам;

• по однородности социального состава;

• по семейному стажу;

• по качеству отношений и атмосферы в семье;

• по типу потребительского поведения;

• по особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос», как отмечает А.Д. Жарков ) культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг – это:

•любительские занятия (цветоводство, коллекионирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);

•совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

•домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного- постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);

•игры (с детьми, настольные и т.д.);

•праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

•рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);

•оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

•совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

•организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

•участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

•организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

По данным мониторинга общественного мнения, опубликованного ВЦИОМ 2010 году, излюбленными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей – 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных – 37%. Неслучайно данные исследований фиксируют, что одна из самых предпочтительных форм реализации досуга – общение с друзьями, именно этот способ рекреации традиционен в нашей стране и осуществляется он в виде посиделок в гостях.

В настоящее время привлекают внимание исследователей традиции организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях, а в послереволюционный период оказались утраченными или сильно деформированными. Это традиции семейного чтения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, пения, домашнего театра, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, коллекционирования.

Как отмечает Т.А. Куликова, некоторые из этих традиций начинают возрождаться. В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, в обогащении содержания нуждаются такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, особенно детей.

Кроме семейных традиций при выборе определенной формы проведения досуга семья будет исходить из выявления своих досуговых интересов.

Досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. Динамика развития досуговых интересов современной семьи зависит от соблюдения социокультурных условий:

•интеграции и сотрудничества учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных конфессий в определении оптимальной семейной культурно-досуговой политики;

•дифференциации форм социально-культурной деятельности в зависимости от типа семьи, материального положения, уровня досуговой активности;

•актуализации в содержании деятельности клубного учреждения ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.).

•создания системы культурного обслуживания семьи, способствующей росту социально-культурной активности и формированию механизмов саморегуляции и самореализации досуговой активности семьи;

•выявления и поддержки любительских интересов, гражданских инициатив, деятельность по сохранению и развитию культурных традиций, созданию культурной среды жизнедеятельности семьи.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательная сторона некоторых форм семейного досуга будет рассмотрена в следующих параграфах.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях семейный досуг играет важнейшую роль в развитии и сохранении семьи. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о безусловных преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой лежит создание определенных условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности каждого члена семьи.

6. Куликова, Т.А’. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: «Академия», 2000. 232 с.

ТЕМА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Виды планирования процесса музыкального воспитания

В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным.

В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный».

В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения.

Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года.

В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать.

Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей.

Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.).

Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания.

2. Поурочное планирование

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте:

— определить цель урока;

— отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности;

— структурировать последовательность различных видов деятельности детей;

— определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока;

— сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока;

— подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы;

— продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д.

Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены:

— ведущие мотивы, интерес детей к предмету;

— насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей;

— степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей;

— сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки);

— работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец;

— реальность освоения всего объема работы конкретным классом;

— характер внимания детей;

— жизненный опыт школьников;

— развитость творческих способностей и умений;

— уровень знаний, умений, навыков;

— реальные возможности учителя;

— наличие оборудования, методических пособий и т.д.

Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы).

3. Структурные модели уроков музыки

Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению.

Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др.

В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию.

Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока.

Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога.

Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы.

В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи.

Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *