дорога на чукотку что построено

За год новая автодорога «Колыма – Чукотка» пришла в негодность

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

В августе 2017 года завершили строительство первого участка дороги «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь», которая соединит Магаданскую область и Чукотку. На 25,3 км затратили 1,53 млрд рублей, в основном – федеральный бюджет. Не прошло и года, а водители уже начали жаловаться на состояние трассы: поверхность дороги мягкая, полотно ползёт, опасно ездить. Как заверили в региональном миндоре, дорога должна устояться. Однако, проблем у трассы много – строительство в условиях Крайнего севера, гравийное состояние, трудностей добавляют и переполненные большегрузы. В ближайшее время заказчик и подрядчик проверят состояние автодороги «Колыма – Чукотка» и устранят нарушения, сообщает ИА MagadanMedia.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

За год новая автодорога «Колыма – Чукотка» пришла в негодность. Фото: Ирина Берегова

Второй этап – еще 15 км автодороги – находится на стадии проектирования, проходит государственную экспертизу. На разработку рабочей документации на строительство дороги «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» на участке 281–296 км выделят 19,823 млн рублей. Деньги направили из областного бюджета в рамках подпрограммы «Содержание и развитие автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Магаданской области на 2014–2022 годы».

Несмотря на выполнение сроков реализации, жители Омсукчана недовольны качеством автодороги. Народные корреспонденты обратились в редакцию ИА MagadanMedia:

«Прокатившись по направлению к Бастою, до желаемой цели добираться не стали. Как-то, небезопасно здесь. Поверхность дороги мягкая. Странно: как же она будет выдерживать грузоперевозки, если и года не прошло, а полотно ползёт? Теперь закрадывается опасение, что благодаря усилиям горе-дорожников, мы скоро не сможем добираться до рыбных и грибных мест. О каком сообщении между Магаданской областью и Чукотским автономным округом можно говорить при таком раскладе?».

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

За год новая автодорога «Колыма – Чукотка» пришла в негодность. Фото: Ирина Берегова

Как отметила министр дорожного хозяйства, транспорта и связи Наталья Сычева, дорога введена только в 2017–м, она должна устояться.

«Дорога гравийная, конечно, поначалу будет «гулять», по тундре проложена. Дорога находится на гарантии, транспортное-эксплуатационное состояние контролируется. Нарушения должны устранить в установленные сроки».

На 17 августа запланирован выезд заказчика – Управления эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса вместе с подрядчиком – ООО «СК Стройдор», осуществляющим строительство, для определения объемов, причин и способов устранения нарушений.

«Дорога находится на гарантийном обслуживании.

Если нарушения – это брак подрядчика, значит они за свой счет будут устранять неполадки. Кроме того, большая проблема по дороге «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» – вывоз из Дуката машин с большим перегрузом. Дорога рассчитана на определенную нагрузку.

Никто из работающих на территории предприятий не берет разрешения и не компенсирует вред, который приносит дороге», – заявил директор Управления эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса Александр Коваль.

Редакция отметит, в отношении подрядчика ООО «СК Стройдор» при строительстве дороги «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» возбудили 3 дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии), ст. 7.7 КоАП РФ (повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения) и ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства). Компания организовала несанкционированную свалку, незаконно добывала песчано-гравийную смесь без необходимой лицензии, а также в ходе строительных работ повредила систему водоотведения в районе очистных сооружений поселка Омсукчан, что привело к разливу канализационных стоков (сообщила прокуратура Магаданской области).

Источник

Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Продолжая серию публикаций про Чукотку, настала очередь рассказать про самый протяженный зимник в самое труднодоступное село Чукотки.
Исторически так сложилось, что вся жизнь на Чукотке была сосредоточена вдоль океанского побережья.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Коренное население Чукотки — чукчи, эскимосы, эвены и коряки занимались морским промыслом, морской охотой и оленеводством и селились преимущественно также на побережье.

К этому располагал и подходящий рельеф тундры на побережье и арктический морской климат.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Но в глубине материка преобладал крайне непростой горный рельеф с труднодоступными хребтами, вершинами до 2000 м, перевалами и суровым континентальным климатом.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Этим и объясняется почти полное отсутствие поселений в глубине материка, но тем не менее жизнь там есть.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Итак, в 400 километрах юго-западнее города Билибино, на самой границе Чукотского АО, Магаданской области и Камчатского края, расположилось самое труднодоступное и странное село Чукотки — Омолон.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Село было основано в 1944г с одной простой целью — обслуживание запасного аэродрома воздушной трассы АлСиб.
После окончания войны здесь были организованы оленеводческие колхозы и село получило вторую жизнь.

Вот только непонятно зачем, учитывая, что коренное население в этих условиях никогда не жило.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Но вот транспортный вопрос и 70 лет назад и сейчас — так и остается самым болезненным и непростым.

Постоянной дороги туда нет, но есть речной порт и аэропорт, откуда совершаются рейсы в Билибино и…в Магадан. Почему в Магадан? Потому что долгое время село относилось к Магаданской области.
Все эти годы, основное снабжение села осуществлялось по реке Омолон, одному из притоку Колымы.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

В последние годы река Омолон сильно обмелела и баржи, груженые топливом и продуктами, уже не могли подняться до села в летнюю навигацию. Одновременно с этим, последних лет 30 лет, существовал еще и 650 километровый дикий зимник на Магадан. Зимник выходил в селе Омсукчан, откуда уже оставалось всего 550 км до Магадана по круглогодичной дороге с твердым покрытием.

Но про этот зимник я расскажу в следующий раз.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

И тут властями Чукотки было найдено элегантное решение — пробивать 600 километровый зимник из Билибино для организации зимнего завоза с районного центра. И с конца 2000-х из Билилбино, начали в конце января бить зимник через два высокогорных перевала (Свеча и Таркоп), несмотря на то, что традиционно село имело более тесные связи, именно, с Магаданской областью, а не с Чукоткой.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Кстати, два этих зимника является частью второй «неофициальной» дороги на Чукотку, общей протяженностью почти 1200 километров. При этом в 1,5 раза короче официальной дороги на Чукотку по зимнику «Арктика».

По маршруту этих зимников, когда — нибудь, лет через 30, пройдет будущая федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Но с этим зимником все не очень просто, потому, что он пролегает по самым глухим местам Чукотки.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

И хотя, первые полторы сотни километров этого зимника являются дорогой к новому месторождению «Песчанка», с достаточно оживленным движением «наливов», но дальше 400 километров абсолютной глуши.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

При СССР, на реке Олой было село Уляшка, там располагалась метеостанция и было несколько жилых домов, но вот уже почти 30 лет села нет и только оленеводы использует несколько домов в качестве перевал — базы.

И если для легковых водителей зимник вполне сносный, то для грузовых автомобилей этот зимник совсем не прост.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Виной тому два сложных перевала — «свеча» на которых тяжело груженные автомобили нередко опрокидываются. А ведь и правда, местами крены достигают 15 градусов, а тангаж и все 20. И высота этих перевалов выше 1000 метров, на широте почти 66 градусов.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Водители и дорожники настолько неравнодушны к этим двум перевалам, что рисуют разные «неприличные» картинки для разрядки от негативных эмоций.

За 600 километров зимней дороги, болота будут сменяться лесами из лиственниц, а речные долины с огромными выпирающими наледями, зажатыми между горными хребтами, будут чередоваться с настоящими горными перевалами.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

На преодоление 600 километров зимника у грузовиков обычно уходит до 3-х дней, если не случается форс-мажоров на перевалах.

Но и зимник функционирует всего пару месяцев, сказывается исключительная сложность по его подготовке.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

За два дня движения по зимнику, нам не встретилось ни одного автомобиля, не считая пары наливов, которые шли в начале зимника на Песчанку и дорожников в Омолоне, закончивших строительство этой зимней дороги.

В какой — то момент становилось даже не по себе, а что если с автомобилем что-то произойдет? Ближайшая связь в Билибино и Омолоне.

Да и завести автомобиль в такой мороз после 2-3 часов простоя уже почти невозможно без посторонней помощи.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Спустя месяц пребывания на Чукотке, мы наконец увидели все разнообразие пейзажей и ландшафтов этого труднодоступного и самого восточного региона нашей страны.

И абсолютно точно могу сказать, если вы были в Анадыре или Певеке, то вы Чукотку не видели. Чтобы увидеть и понять Чукотку, её надо проехать с запада на восток и с севера на юг, только тогда она откроется вам во всем своем многообразии.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Жаль, что оказаться в этих местах летом почти невозможно — здесь царство топких болот, многочисленных рек, назойливой мошки и огромного количества бурых медведей.

Источник

Как живет Анадырь — самый восточный город России и столица Чукотки?

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Пора рассказать про еще одну интересную точку на пути нашей этнографической автомобильной экспедиции на Чукотку в 2016 году в составе трех автомобилей.

Итак, столица Чукотского автономного округа — город Анадырь. Самый восточный город России, находящийся на 64 градусе северной широты и ниже северного полярного круга, но при этом в зоне вечной мерзлоты.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Город в котором уже 9 утра, в то время, когда в Москве полночь. И город, который всего 150 километров не дотянул, чтобы оказаться в западном полушарии.

Мы проехали через всю Россию и повидали много городов и регионов, но вот Чукотка получилось особенным регионом, здесь почти каждый город или поселок уникален по своему.

Между прочим, мало кто может сказать, что он приехал в Анадырь на своем автомобиле, потому что дорог туда нет. Нет дорог в привычном нам понимании, но есть зимники, есть снег и зимой есть возможность попробовать добраться до этого интересного города.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Но возможно, что скоро все изменится, когда будет построена федеральная трасса Магадан — Омсукчан — Омолон — Магадан. Её строительство началось в 2012 году и с её появлением связывают огромные надежды.

Круглогодичное автомобильное сообщение с Чукоткой, самым восточным регионом страны, откроет новые возможности для развития региона.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Но чем же интересен Анадырь?

Пожалуй, прежде всего тем, что история этого города почти никак не связана с освоением золотых запасов «партии». История города уходит своими «корнями» в конец XIX века и основное развитие города пришлось на первую половину XX века. В окрестностях же города не было золотодобывающих предприятий как в других частях Чукотки, но тут было кое-что другое.

Ну вот, например, еще несколько интересных фактов о городе:

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Анадырь получил статус города относительно не давно, только в 1965 году, но стремительное развитие началось несколько раньше, после строительства морского порта.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Город представлен в основном пятиэтажной застройкой на сваях. Как и многие населенные пункты в Арктике, здания разукрашены яркими цветами — особенно скрашивает быт долгими зимними днями.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

На улицах бетонные плиты вместо асфальта — обычная история для арктических городов и поселков. Для человека с «материка» город мало чем отличается от привычных нам городов в Сибири и на Дальнем Востоке. На улицах города можно встретить не только «горячо» любимые японские иномарки, но и экземпляры российского автопрома, что немного удивительно, учитывая удаленность от Европейской части страны.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Единственная федеральная дорога на Чукотке сейчас связывает Анадырь и аэропорт. Она начинается в городе и проходит через лиман.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Зимой этот участок представляет собой ледовую переправу, а летом паромную. В межсезонье сообщения только по воздуху, что доставляет немало проблем жителям города.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Аэропорт же, как и порт — «ворота жизни» для города. Аэропорт является запасным для трансконтинентальных перелетов из Северной Америки в Азию, а также единственным способом доставки грузов и пассажиров в период с октября по июнь.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Стоимость жизни в Анадыре немного ниже, чем в остальных населенных пунктах Чукотки, наверное, сказывается столичный статус и более длительный период навигации для северного завоза.

Эгвекинот. Немного о жизни Чукотского Сочи
Первые суда прибывают с Владивостока в начале июня, а последние покидают порт Анадыря в середине октября.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Когда-то город был окружен кольцом военных городков и основное население было сосредоточено там, при этом оно было в несколько раз больше, чем население Анадыря. Но теперь почти все живут в городе, не считая нескольких сотен человек в Угольных Копях для обслуживания аэропорта.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Говорят, что во времена губернаторства Абрамовича, его нередко можно было увидеть прогуливающегося с семьей по улицам города. Пожалуй, в это можно поверить, посмотрев собственными глазами на улицы чукотской столицы.

В городе есть несколько автобусных маршрутов, свой горнолыжный курорт на месте бывшей станции тропосферной связи и даже университет.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Так что город по праву является столицей автономного округа на правах субъекта РФ. Между прочим Чукотка — единственный автономный округ в стране, не входящий в состав другого субъекта (в отличии от Ненецкого, Ханты-Мансийского и др. АО)

Единственное, что доставляет значительное неудобство — стоимость авиаперелетов. Цена на них в сезон доходит до 40-50 тысяч рублей в одну сторону, но и лететь до Москвы порядка 9 часов. Столько же, сколько из Москвы до Нью — Йорка.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Вот такое у нас получилось знакомство с самым восточным городом стране, который отстоит от Москвы в 9 часовых поясах и от которого до американской Аляски гораздо ближе, чем до того же Магадана, связанного с остальной страной круглогодичной федеральной трассой.

А нам пора собираться в обратную сторону, до Москвы еще придется преодолеть почти 14 000 километров, и из них более 4 000 километров по зимникам и целине, ведь дорог на Чукотке почти нет…

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.

Источник

Два участка дороги ««Колыма»-Анадырь» в Чукотке сдадут в 2021 году

11 сентября 2020 г. 12:47

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области

Еще два участка дороги от трассы Р-504 «Колыма» до города Анадырь, которая свяжет Чукотский автономный округ и Магаданскую область, сдадут в 2021-м году. В этом году на строительство дороги в рамках государственной программы выделили 2,2 млрд. рублей, большая часть из которых — средства из федерального бюджета, рассказал ТАСС заместитель начальника окружного Департамента промышленной политики Олег Рябко.

Строительство дороги ««Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» началось в 2011-м году. Она должна соединить Магаданскую область и Чукотский автономный округ, между которыми на данный момент налажено только авиасообщение, а кроме того, позволит использовать возможности Магаданского морского порта и свяжет Чукотку с другими регионами страны.

Протяженность трассы должна составить около 1 800 км, сейчас построено порядка 130 км.

«Это очень серьезный и дорогостоящий проект, главная цель которого — повышение качества жизни чукотцев и жителей Магаданской области. В настоящий момент на Чукотку практически все доставляется морским и авиатранспортом, что существенно удорожает пищевую продукцию, топливо и др. товары», — отметил Олег Рябко.

«Строительство автодороги ведется более 9 лет, мы серьезно зависим от объемов финансирования, в этом году на эти цели выделено около 2,2 млрд. рублей, 2 млрд. [рублей] из которых — средства из федерального бюджета. Планируется, что в 2021-м году подрядная организация сдаст два участка дороги протяженностью чуть более 30 км», — рассказал он.

Субсидия из федерального бюджета на строительство трассы предоставляется бюджету округа в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». О сроках окончания строительства дороги не сообщается.

Источник

Путь героев и фантастов: соединит ли БАМ Чукотку с Аляской

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено

Российские военные железнодорожники приступают к строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали. Об этом сообщил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков в Абакане, где дислоцируется 5-я отдельная Познанская Краснознаменная железнодорожная бригада, передает «МИР 24».

«Выходят все десять бригад на строительство участка, который на сегодняшний день определен Железнодорожным войскам от Улака до Февральска – 340 километров. Пятого числа 5-я бригада начинает выходить на заданный участок. Мы должны построить вторую ветку Байкало-Амурской магистрали», – сказал замминистра.

Этот проект – часть масштабной модернизации БАМа и Транссиба, предусмотренной долгосрочной программой развития РЖД до 2025 года, разработанной и утвержденной два года назад. В ее рамках будут построены дополнительные пути и обновлены станции на 212 приоритетных участках. Конечная цель – увеличить грузоперевозки по магистралям в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.

В сознании уже нескольких поколений БАМ ассоциируется прежде всего с грандиозной комсомольской стройкой, которой жил весь Советский Союз на протяжении десятилетия, начиная с апреля 1974 года. XVII съезд ВЛКСМ, призвавший молодежь соединить стальной магистралью Байкал и Амур, вернул огромную страну в атмосферу массового энтузиазма и трудового героизма первых пятилеток. Вдоль новой железнодорожной трассы появлялись новые станции и поселки, которые строились одной республикой, краем, областью или городом. Так БАМ стал поистине всенародной стройкой, в авангарде которой шли ударные комсомольские отряды.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено Фото: Брюханенко Эдгар/ТАСС

БАМ воплотил в жизнь то, что экономически и политически было необходимо всегда, но оставалось только в проектах. Первый такой проект обсуждался еще при Александре III в Русском техническом обществе. Речь шла о возможностях прокладки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала. В 1889 году оценить реалии этого плана отправили экспедицию во главе с полковником Генерального штаба Н.А. Волошиновым. Исследователи преодолели тысячекилометровый путь от Усть-Кута в Иркутской губернии до реки Муя в Бурятии – именно по тем местам, где сейчас пролегает трасса БАМа. В отчете Волошинов назвал прокладку железной дороги здесь «безусловно невозможной» ввиду многих технических и иных сложностей. Но, казалось, сама судьба была против. Общество еще не отошло от шока, вызванного крушением царского поезда годом раньше под Харьковом, в котором император и его семья чудом остались живы, и подавать наверх проекты железных дорог считалось неуместным.

К идее вернулись уже при советской власти. Топографическую разведку будущей трассы БАМа в 1926 году начал Отдельный корпус железнодорожных войск РККА. А в апреле 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Были развернуты проектно-изыскательские работы, началось строительство. Уже вскоре стало понятно, что рабочих рук не хватает, и осенью стройку передали в ведение особого управления ОГПУ. Был сформирован так называемый Бамлаг – Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь, силами заключенных которого продолжилось строительство соединительных линий от Транссиба к будущей трассе БАМа: Бам – Тында, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре и Известковая – Ургал.

К началу советского этапа БАМа относится и появление такого феномена, как железнодорожная авиация. Дело в том, что проводить наземную трассировку в условиях непроходимой тайги было крайне сложно и небезопасно. Пришлось прибегнуть к новым технологическим возможностям – аэрофотосъемке. Опыт летчика Михаила Кириллова, выполнившего пробные полеты, был признан успешным, и воздушную разведку продолжил Леонард Крузе на гидросамолете МР-6 – первом воздушной судне Наркомата путей сообщения. В дальнейшем у наркомата появился целый гидроаэрофлот с водными портами на реках и озерах в районах строительства магистрали.

В 1937 году проект основной трассы БАМа приобрел окончательные очертания: Тайшет – Братск – северная оконечность Байкала – Тындинский – Усть-Ниман – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В 1938 году началось строительство западного участка магистрали от Тайшета до Братска. В том же году Бамлаг был реформирован в шесть железнодорожных исправительно-трудовых лагерей, и стройку продолжали более 150 тысяч заключенных. Параллельно шли подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. История БАМа продолжалась и в Великую Отечественную: в 1942 году с готовых участков сняли звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии от Сталинграда до Ульяновска через Ульяновск и Сызрань.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено Фото: Калачьян Григорий/ТАСС

Продолжение «Золотого теленка»

К строительству вернулись сразу после Победы. Уже в 1945 году был сдан в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Продолжалась прокладка участка Комсомольск-на-Амуре – Ургал. А в июле 1951 года по линии Тайшет – Братск – Усть-Кут (Лена) прошел первый поезд.

Эпоха великих свершений такова, что часто один гигантский проект накладывается на другой, порождая технологический конфликт. Так произошло и с БАМом: его 140-километровый участок с мостом через Ангару попал в зону затопления Братского водохранилища, и его пришлось разобрать. Новый путь был проложен по гребню плотины Братской ГЭС.

27 апреля 1974 года прямо с комсомольского съезда на строительство БАМа отправился первый десант – Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Сводным отрядом из комсомольцев Москвы, Ленинграда и всех союзных республик руководил Герой социалистического труда Виктор Лакомов. В мае к ним присоединились военные железнодорожники, и строительство магистрали пошло полным ходом. Уже в 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам – Тында, а в 1979 году участок Тында – Беркакит.

Как в годы первых пятилеток, вся страна следила за движением навстречу друг другу бригад строителей-железнодорожников, которые должны уложить «золотое» звено. Атмосфера трудового праздника, когда-то ярко переданная Ильфом и Петровым в «Золотом теленке» при описании железнодорожной смычки в песках Средней Азии, повторилась в случае бригадиров Александра Бондаря и Ивана Варшавского, чьи имена знали все. 29 сентября 1984 года они встретились на разъезде Балбухта, а 1 октября торжественно соединили западный и восточный участки в одно целое.

Строительство БАМа в 1970-80-е годы было настолько стремительным, что работа на некоторых особенно трудных участках еще продолжалась, когда трасса уходила далеко вперед. Так было с самым протяженным в стране Северомуйским тоннелем в Бурятии. Строительство тоннеля длиной 15 343 метра началось в мае 1977 года и закончилось только в марте 2001 года. Все эти годы поезда шли по объездной дороге.

БАМ считается самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР – стоимость строительства магистрали в ценах 1991 года составила 17,7 млрд рублей. Грандиозность проекта настолько увлекла его продолжателей, что в советское время появились планы продолжения трассы от БАМа на Чукотку и даже дальше – через Берингов пролив на Аляску, чтобы соединить железнодорожным сообщением СССР и США. Почему бы нет. Ведь казалось же при Александре III безумием строительство железной дороги вдоль Байкала.

дорога на чукотку что построено. Смотреть фото дорога на чукотку что построено. Смотреть картинку дорога на чукотку что построено. Картинка про дорога на чукотку что построено. Фото дорога на чукотку что построено Фото: Саяпин Владимир/ТАСС

Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км. БАМ проходит севернее Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет. Магистраль пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера Байкал, идет через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

БАМ имеет ряд многокилометровых ответвлений: на Усть-Илимск (215 км), Чинейское месторождение (66 км), станцию Бамовская (179 км), Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль), Эльгинское месторождение (300 км), станцию Известковая (326 км), Чегдомын (16 км), станцию Волочаевка (351 км), станцию Черный Мыс – дорога к заброшенной после смерти Сталина стройке подводного тоннеля на Сахалин (120 км).

Трасса БАМа проходит главным образом в гористой местности. Высшая точка магистрали – Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря). Дорога имеет десять тоннелей, 2230 больших и малых мостов через реки, включая 11 крупных водных артерий. Магистраль соединяет более 60 городов и поселков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *