дорожная лаборатория что она делает
Дорожная лаборатория что она делает
Передвижная дорожная лаборатория (ПЛ) – это автомобиль, оснащенный специальным оборудованием и предназначенный для полевых исследований и измерений технико-эксплуатационных параметров автодорог.
При помощи передвижных лабораторий эксперты на месте проводят измерения дорожного полотна, оценивают сложность повреждений. Работа экспертов-контроллеров может занимать несколько суток, поэтому дорожные лаборатории оборудованы не только для исследований, но и для краткосрочного проживания экипажа на объекте. Автофургоны оснащены дополнительным отоплением. В них также присутствует система кондиционирования, а также источник воды. В техническом отсеке предусмотрено место для перевозки буровых установок и автономных генераторов.
Возможности передвижной дорожной лаборатории.
С помощью инструментария дорожной лаборатории специалисты определяют транспортно-эксплуатационные характеристик трассы. В основном к ним относятся расчетная скорость, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная способность и показатели безопасности движения.
К дополнительным возможностям лаборатории можно причислить:
Перевозка экипажа и специального оборудования к месту назначения в оперативном режиме;
Видеосъемка и GPS-связь с инженерными сооружениями;
Освещение участка, где проходит работа.
Комплектация дорожной лаборатории.
Мобильная лаборатория оснащается разным типом оборудования в зависимости от задач, которые предстоит выполнять ее сотрудникам. А задачи могут быть следующие:
испытание асфальтобетона, бетона и цемента, грунта;
контроль свойств материалов;
отбор и обработка проб;
измерение прочности дорожного покрытия, его ровности и сцепления;
геодезические и линейные измерения;
определение состояния дорожной разметки.
В качестве базового автомобиля для передвижной лаборатории отлично подходят микроавтобусы. Они удобны для езды по асфальтированным городским дорогам. Но для работы вне города, где дорога зачастую далека от идеала, чаще используются внедорожники.
Пол покрывается износостойким рифленым алюминием, стены обтягиваются обивкой. В салон монтируются кресла, стол и шкафы для измерительной аппаратуры. Особое внимание уделяется и средствам связи, управления и документирования проводимых измерений.
Вы можете найти качественные передвижные дорожные лаборатории по выгодной цене на сайте завода ПРОМАВТО. Он выпускает передвижные лаборатории на базе шасси Hyundai, КАМАЗ, ГАЗ,HINO, Mercedes-Benz, ISUZU, IVECO, MAN и т.д.
Дорожно-строительная лаборатория: особенности
С каждым годом все больше людей пересаживается в личный автотранспорт, растет и количество дорог. Надежность конструкций и высокая износостойкость покрытия являются значимыми показателями, благодаря которым обеспечивается безопасная эксплуатация дорог. Контроль качества материалов, используемых в процессе строительства, и оценка готового сооружения входят в задачи дорожно-строительной лаборатории.
Общие характеристики
Дорожно-строительная лаборатория занимается определением степени соответствия готовой дорожной конструкции определенным нормам. Сотрудники проводят множество экспертиз, каждая из которых направлена на проверку отдельного показателя качества. Лаборанты выясняют, достаточна ли толщина покрытия, выявляют участки с большей вероятностью образования колеи, исследуют асфальт на предмет соответствия коэффициента сцепления ГОСТу.
Исследования проводятся в двух видах проверяющей организации: стационарной и передвижной. Наличие передвижной лаборатории необязательно, но ощутимо расширяет возможности проверки.
Важно! Полная экспертиза дорожного полотна невозможна без стационарной лаборатории.
Транспортная база
Лаборатории функционируют на базе цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, пространство которых разделено на отсеки. Как правило, их три:
Важно! Автономная лаборатория оборудована независимым отопителем и кондиционером, имеется запас воды. Созданы комфортные условия для полноценной работы экспертов вдали от населенных пунктов.
Диагностика дорожного полотна включает в себя видеосъемку, которая выполняется также передвижной лабораторией. Преимуществом автономной лаборатории является возможность скорого прибытия на место для проведения экспресс диагностики.
Для обустройства передвижной лаборатории используются автомобили таких марок как Mercedes (Sprinter), встречаются модели Ford Transit и Volkswagen Crafter, часто экспертизы проводятся на базе фургонов ГАЗель.
Выполняемые задачи
Функционал лаборатории как передвижной, так и стационарной определен ГОСТ Р 51000.3-96. Специалисты с соответствующим образованием прибывают на место в оговоренное заранее время и проводят изыскания, направленные на решение следующих задач:
Дорожная лаборатория выполняет постоянный контроль за качеством строящихся дорог, выявляет необходимость ремонтных работ, определяет соответствие состава всех слоев дорожной одежды установленным нормам. Экспертизы проводятся на каждом этапе строительства.
Особенности работы дорожно-строительных лабораторий
Комплексная экспертиза включает работу двух видов одной организации, различающихся по функционалу и возможностям.
Стационарная лаборатория
Это помещение, где при помощи специального оборудования специалисты делают заключение о соответствии покрытия ГОСТам. Образцы подвергаются тепловым нагрузкам, вымачиваются продолжительное время в воде, переформовываются и проходят еще множество испытаний.
Передвижная лаборатория
Экспресс-проверка осуществляется на месте, либо образцы доставляют в стационарную лабораторию. Передвижная лаборатория проверяет не только новые, но и уже эксплуатируемые дороги. Проверяется колейность, углы наклона и ровность покрытия, соответствие разметки правилам ПДД, ее видимость в непогоду и износостойкость. Подобная экспертиза может быть выполнена только при помощи автономной лаборатории, поскольку керна недостаточно.
Дорожная лаборатория НИУ МГСУ
Основанная 7 лет назад, сейчас лаборатория является ведущей экспертной организацией. Исследования асфальтобетона всех типов и марок проводятся при помощи передового оборудования. Сотрудники лаборатории проводят испытания использованных при строительстве материалов, выполняют независимую оценку проделанной строительной работы на соответствие заранее утвержденному проекту. В задачи лаборатории входит проверка технического и документального соответствия готовой дорожной конструкции действующим государственным стандартам. Специалистами используются новейшие методики, получившие хорошую оценку как в России, так и за рубежом.
Полноценное испытание дорожной одежды проводится квалифицированными сотрудниками с опытом работы, превышающим 5 лет. Заключение экспертизы подкрепляется документально, оформляются все необходимые отчеты и протоколы для каждого испытания, предоставляется акт о выполненных исследовательских работах.
Функции дорожно-строительной лаборатории
Чтобы дорожное полотно прослужило долго, при этом сохраняя целостность, необходимо использовать при строительстве материалы высокого качества. Определение соответствия структурных компонентов дорожной одежды государственным стандартам является основной функцией дорожной лаборатории.
При помощи специального оборудования определяется сопротивляемость и устойчивость материалов к механическим воздействиям и природного происхождения.
Важно! Лаборатория проверяет соответствие всех слоев покрытия нормам. Отклонение от норм даже по одному показателю из множества означает, что участок проверку не прошел.
Методы исследования, применяемые дорожно-строительной лабораторией
Дорожная лаборатория следит не только за качеством используемого в строительстве материала. Отсутствие ДТП или их небольшое количество свидетельствует не только о грамотной планировке участка, но и о соблюдении дорожными службами правил эксплуатации и ухода за покрытием. Например, лаборатория может следить за своевременным очищением от снега и льда в зимнее время, правильной расстановкой знаков и нанесением разметки.
В арсенале дорожно-строительной лаборатории имеются механические и косвенные методы исследования:
Основные виды работ дорожно-строительной лаборатории (ДСЛ)
Лаборатория занимается отбором проб и исследованием материалов, поступающих на стройку для исключения вероятности использования некачественных компонентов. Контролируется степень уплотнения каждого слоя дорожной одежды при строительстве. Работы, выполненные вне соответствия нормам, приводят к появлению неровностей и прочих нарушений конструкций на дорогах.
Справка. Работа дорожной лаборатории направлена на проверку каждого этапа строительства и последующей эксплуатации на соответствие нормам, СНиПам и ГОСТам.
Особенности методов измерений
Лабораторные испытания проводятся в соответствии с физико-химическими особенностями исследуемого материала. Например, для анализа качества асфальтобетона проверка смеси имеет смысл не ранее, чем через 30 минут после изготовления. В то время как бетон, применяемый для крепления бордюрных камней и ограждений, проверяется на прочность только через 28 суток после выполнения работ.
Зачем нужна дорожная лаборатория?
Автомобили, оснащенные специальным оборудованием, представляют собой дорожные лаборатории. Данные средства передвижения способны выполнять различные задачи. В их возможности входит оперативная доставка специалистов к месту проведения дорожно-строительных работ. Благодаря лабораторному оборудованию можно проводить испытания и диагностику полотна в районе его укладки. Специалисты передвижной лаборатории также осуществляют контроль качества содержания и сохранности дорожных покрытий. Производят определение транспортно-эксплуатационных параметров дорог.
Дорожные лаборатории осуществляют следующие виды измерений:
При необходимости специалисты лаборатории произведут профессиональную видеосъемку инженерных сооружений и автомобильных дорог. Кроме того, ими ведется оценка координат цветности, коэффициента яркости разметки, отбор проб и образцов дорожного покрытия, грунта. При необходимости исследований и определений качеств грунтов лаборанты используют специальное оборудование. Это помогает осуществлять оптимальное строительство и ремонт дорожного полотна на определенном грунте. Передвижная лаборатория также способна обеспечить освещение места проведения дорожно-строительных работ.
Ее специалисты осуществляют такие виды контроля, как:
Оборудование, установленное на передвижной лаборатории, можно использовать для испытаний: асфальтобетона, вяжущих материалов органического происхождения, бетонов, цементов, а также минеральных материалов, грунтов. Кроме того, оно применяется для линейных и геодезических измерений, отбора и обработки проб. Многие внешние системы измерений имеют связь с бортовым компьютером лабораторного автомобиля.
Приобрести передвижную дорожную лабораторию под силу только крупным асфальтобетонным заводам. Лабораторное оборудование необходимо им для собственных нужд, к тому же они предлагают своим клиентам услуги измерений, контроля качества и т. п.
Дорожная мобильная лаборатория: что это такое и для чего нужна?
Содержание
Строительство и ремонт автомобильных дорог предполагает оценку качества выполненных работ. Дорожно-строительная лаборатория создается для проведения соответствующих тестирования и диагностики, при этом особое место занимает передвижная дорожная лаборатория. Мобильная дорожная лаборатория представляет собой машину, оснащенную необходимым оборудованием.
То, что делает специалист-лаборант с помощью измерительных элементов, регламентируется Положением о службе лабораторного контроля со стороны Росавтодора. Документом регламентируется порядок технологического оснащения таких подстанций и устанавливаются правила выполнения контрольных мероприятий. Результат анализа в отношении полученных показателей обязательно сверяется с нормативными данными ГОСТа. По итогам работ формируется соответствующее заключение.
Дорожная экспертиза асфальта
Увеличение объема расходов на содержание и реконструкцию трасс привело к необходимости тщательного контроля направления выделенных денег, и, следовательно, оценивания покрытий. Лаборатория по асфальту осуществляет испытание дорожно-строительных материалов путем проведения анализа взятых проб с территорий, важным этапом которого является экспертиза дорожного полотна.
Проверка асфальта представляет собой совокупность мер, направленных на получение следующих параметров:
Толщина верхнего слоя;
Плотность основания из песчаной смеси;
Ровность и наличие колей (если имеются неровности);
Коэффициенты изношенности, уплотнения, сцепления и водонасыщения;
Температура поверхностного слоя;
Наличие разметки на поверхности.
Полученные результаты исследования сравниваются с утвержденными показателями по проектной смете и ГОСТу.
Высокое качество экспертизы реально получить путем высверливания небольшого элемента проезжей части. Это позволит точнее измерить требуемые величины и составить наиболее достоверный отчет по объекту проверки.
При исследования асфальтированной дороги специалисты осуществляют:
Визуальный осмотр территории на предмет наличия выбоин и трещин;
Замеры специальной рейкой длиной в 3 метра для получения информации об уклонах, крутизны откосов и т.п.;
В заключении эксперта указывается актуальное состояние асфальтового покрытия, вплоть до определения примерного срока эксплуатации шоссе. Это позволяет своевременно выполнить восстановительные работы и сэкономить на строительстве.
При обустройстве нового дорожного полотна также целесообразно использовать транспортабельную станцию контроля. Если на каждом этапе строительства своевременно выявлять соответствие итогового результата запланированному, вероятность возникновения проблем с капитальным объектом в ближайшем будущем окажется очень мала. В течение всего гарантийного сока (5 лет по ГОСТу) не будет необходимости заказывать экспертное исследование дороги.
Оборудование для передвижной дорожной лаборатории
Транспорт, используемый в качестве автономного мини исследовательского центра, относится к средствам измерения, подлежит сертификации и внесению в реестр. При этом дорожное лабораторное оборудование включает в себя комплекс диагностирующих и съемочных средств. Состав оснащения:
Программная установка на ступичном узле колеса, позволяющая измерить пройденное машиной расстояние;
Монитор внутри фургона, устанавливаемый на кронштейн для возможности поворота экрана в разном направлении, удобном для исследователя;
Разводка, к которой имеется возможность подключить диагностическую систему.
Кроме экспериментального отсека предусматривается места для размещения водителя и, как минимум, двух специалистов-исследователей и для перевоза массивной строительной и иной техники (генератора или бура).
Подходящее оснащение передвижного центра позволит получить актуальные сведения о состоянии дел на интересуемом пространстве. В отличие от стационарного комплекса мобильную измерительную конструкцию можно направить на отдаленные от центральных магистралей дорожные участки.
Производство передвижных лабораторий
Переоборудование транспортных средств в лабораторный комплекс возможно лишь при строгом соблюдении технического регламента о безопасности колесных ТС. Самостоятельный перенос и изменение инженерных характеристик может привести к возникновению технических неполадок в дальнейшем и трудности с регистрацией реконструкции в ГИБДД. Производство передвижных лабораторий в компании «Авто Февраль» заключается в том, что создается передвижная лаборатория Газель, КАМАЗ, Ford, Fiat на базе цельнометаллического фургона.
Устройство новой конструкции внутри кузова осуществляется на основании соответствующего разрешения. При оформлении отсеков для нестационарного корпуса учитываются требования заказчика. Подробнее>>
На основании составленного проекта осуществляется:
Формирование отсеков в фургоне (установка металлических перегородок);
Внутренняя обшивка шумо- и теплоизоляционным материалом;
Формирование специальных технологических систем (прокладка кабеля, монтаж розеток и т.п.);
Нанесение маркировок и окраска в определенный цвет внешней стороны кузова авто.
Изменения, внесенные в конструкцию автофургона, подлежит отразить в паспорте ТС, регистрация новой конфигурации обязательна. Только после проведения всех регистрационных процедур транспортная измерительная станция может быть использована по назначению.
Понравилась статья? Поделись с друзьями или добавь в закладки!
Как передвижные лаборатории следят за состоянием дорог
Найти трещину в дорожном покрытии, измерить глубину колеи, заблаговременно обнаружить провалы под полотном дороги — эти и другие проблемы помогают отслеживать передвижные дорожные лаборатории. Как происходит мониторинг состояния улично-дорожной сети в Москве, почему машины работают по ночам и есть ли в мире аналогичные службы — в материале mos.ru.
Отечественная разработка
Передвижные дорожные лаборатории были разработаны сотрудниками и студентами Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в 2007 году. 10 специальных машин были собраны силами сотрудников, аспирантов и студентов всего за несколько месяцев. С 2008 года они появились на улицах города. В 2018-м к ним добавились еще три грузовика, оборудованных более современно, а старые лаборатории были модернизированы.
Вся начинка такой машины — полностью отечественного производства. Аналогов этой разработки в мире нет.
«Подобные зарубежные лаборатории существуют, но они выполняют, как правило, не полный комплекс обследования и стоят в разы дороже наших. При этом могут работать только в светлое время суток», — рассказывает профессор Юрий Васильев, один из авторов проекта дорожных лабораторий, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ.
В других мировых столицах, конечно, тоже контролируют качество дорожного полотна. Однако подобных многофункциональных лабораторий нет нигде, и регулярные проверки такого масштаба не проводятся.
Под покровом ночи
Передвижные дорожные лаборатории находятся в ведомстве ГКУ «Экспертавтодор» и выходят на улицы столицы весной и осенью. Также их могут вызвать на место аварии (например, просадки) для проведения оперативного исследования.
Поэтапно машины обследуют каждую улицу, каждый переулок и проезжают за сезон более 21,5 тысячи километров. Передвижные лаборатории движутся со средней скоростью потока и работают по ночам, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на дороги. Кроме того, свет и тени днем могут ухудшать качество отснятого материала. При этом мониторинг дорог проходит только при хорошей погоде.
В машине находятся два сотрудника — водитель и оператор. Они заранее получают наряд-задание (какие улицы должны проверить за смену) и следуют намеченному графику, как правило, работая до утра. Оператор на специальном мониторе следит по ходу движения за тем, чтобы все оборудование было исправно, а также выполняет функции штурмана, ведет бортовой журнал. В мониторинге участвуют аспиранты и магистры МАДИ.
Главный сканер московских дорог
Лаборатория на колесах укомплектована различными приборами, которые позволяют машине на ходу одновременно измерять большое количество показателей. На корпусе автомобиля закреплены системы замера продольной и поперечной ровности, коэффициента сцепления, геофизического зондирования (георадиотомограф) и устройство видеокомпьютерного сканирования. Все системы измерений синхронизированы и привязаны к системам GPS/ГЛОНАСС. А система видеокомпьютерного сканирования способна захватывать поверхность проезжей части на ширину до 12 метров, то есть на три полосы.
В процессе работы машина формирует узкую полоску света, в пределах которой происходит сканирование дорожного покрытия. За счет установленного на колесе датчика системе подаются сигнал об изменении положения и команда записи. Общий принцип работы схож с обычным офисным сканером.
«Каждый квадратик пять на пять миллиметров на проезжей части преобразуется в один пиксель на экране монитора. Любые дефекты и объекты на поверхности проезжей части, имеющие размеры более одного миллиметра, будут зафиксированы», — поясняет Юрий Васильев.
Лаборатория определяет качество дорожного полотна, замеряет колею, фиксирует трещины на дорожном покрытии, а также исследует состояние дороги на глубине до семи метров. Последнее позволяет выявить, где есть пустоты или переувлажнение грунта, чтобы принять превентивные меры до того, как произойдет провал.
Внутри машины размещены компьютеры и блоки приема и первичной обработки данных каждой из систем, куда записывается информация. Также в лаборатории предусмотрен дополнительный источник питания — генератор, который необходим для бесперебойной работы всех систем, включая систему освещения.
Колея двух типов
Самой актуальной для московских дорог проблемой, по словам специалистов, является колея. Она опасна тем, что может привести к потере управляемости автомобилем, особенно если скапливается вода. Машину будет просто выбрасывать из полосы движения. По нормативу, если глубина колеи превышает два сантиметра, дорожное полотно необходимо ремонтировать.
«В последние годы мы говорим о том, что колею надо разделять на пластическую, которая образуется в теплое время года под действием тяжелого транспорта, и износную: она образуется зимой под действием шипованной резины. Первый вопрос отчасти удалось решить, ограничив движение тяжелых грузовиков по городу днем. На МКАД основная колея сегодня — на левых полосах движения, так как по ним едут автомобили с наибольшей скоростью, оборудованные шипованной резиной. Второй вопрос решить системно пока не удается. Запретить шипованные шины сегодня невозможно. Есть только один вариант — ограничивать скорость», — заключает Юрий Васильев.
Эксперт отмечает, что важным фактором, влияющим на скорость разрушения дорожного полотна, является климат. Шипованные шины, осадки и минусовые температуры постепенно разрушают асфальтобетон.
После смены полученный передвижной лабораторией материал передают в офис камеральной обработки. Данные внимательно изучают, обрабатывают и формируют отчет о состоянии объекта улично-дорожной сети. Результаты мониторинга направляют в ГКУ «Экспертавтодор» для принятия решений о ремонтных работах на конкретном участке дороги.